УКРАИНА / UKRAINE
Научная статья / Research article
Эволюция поставок Германией вооружений и военной техники официальному Киеву (февраль 2022 г. - август 2023 г.)
Ф. О. Трунов
Институт научной информации по общественным наукам РАН, Москва ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7092-4864; e-mail: [email protected]
Аннотация. Вместо географически весьма широкой борьбы с угрозами нестабильности ФРГ в 2014-2023 гг. сосредоточилась на «сдерживании» держав не-Запада, особенно РФ. Составляющими этого процесса стали не только масштабное увеличение вклада Германии в комплектование группировок НАТО, т.е. деятельность внутри её зоны ответственности, но и рост активности вне её - на постсоветском пространстве. Прежде всего, речь шла об оказании военно-технической поддержки официальному Киеву. В статье прослеживаются основные ре-перные точки процесса, связанные с принятием решений о предоставлении ВСУ новых категорий, типов вооружений и военной техники. Особое внимание уделено вкладу Германии в развёртывание стратегического резерва Украины для проведения летнего наступления 2023 г. Даётся характеристика объёма и номенклатуры поставок со стороны ФРГ, их боевой ценности. Делается вывод о неоднократном сдвигании германским руководством «красных линий» в вопросе оказания помощи ВСУ.
Ключевые слова: ФРГ, «сдерживание» РФ, Украина, военно-техническая поддержка, бронетехника, системы ПВО, «западные демократии», НАТО, ЕС.
Для цитирования: Трунов Ф.О. Эволюция поставок Германией вооружений и военной техники официальному Киеву (февраль 2022 г. - июль 2023 г.) // Постсоветские исследования. 2023;6(6):685-694.
The evolution of Germany's supply of armaments to official Kiew (February, 2022 - August, 2023)
Philipp O. Trunov
Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7092-4864; e-mail: [email protected]
Abstract. In the decade 2014-2023 Germany has redirected its military efforts from the fight against threats of instability in Asia and Africa to the "containment" of non-Western powers, first of all the Russian Federation. Germany has not only significantly increased its contribution to the functioning of NATO's military groups inside the Alliance's zone of responsibility, but also activated outside it in the post-Soviet space. The key element has become the supply of armaments and military technics to Ukraine. The article explores the key chronological points of the process which were the FRG's decisions to provide Ukraine with new categories or types of weapons. Special attention is paid to the Germany's contribution to the preparation of Ukrainian strategic reserves for the summer offensive 2023. The scientific paper presents the volume and nomenclature of the weapons, its military importance. The author concludes about step-by-step shifting red lines on the issue of assistance to Ukrainian armed forces.
Key words: Germany, deterrence of Russia, Ukraine, military-technical assistance, armored vehicles, air defense systems, Western democracies, NATO, EU.
For citation: Philipp O. Trunov. The evolution of Germany's supply of armaments to official Kiew (February, 2022 - August, 2023) // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2023;6(6):685-694.
В десятилетие 2014-2023 гг. произошёл «разворот» во внешней политике ФРГ в целом и особенно её военно-стратегической линии. Германия существенно сократила внимание, уделяемое борьбе с экзистенциональ-ными угрозами нестабильности в странах их происхождения на Ближнем и Среднем Востоке, Африке севернее экватора. Вместо этого ФРГ сосредоточилась на «сдерживании» наиболее активных из числа держав неЗапада - прежде всего, России, а также Китая, Ирана. Одна часть шагов Германии была нацелена на усиление многостороннего военного потенциала Евро-Атлантического сообщества (прежде всего, по линии НАТО с поддерживающей ролью у ЕС), т.е. осуществлялась внутри зоны ответственности Североатлантического альянса. Другая часть реализо-вывалась непосредственно в регионах, одновременно являющимися «домашними» для оппонента и прилежащими к лагерю «западных демократий». Речь прежде всего шла о постсоветском пространстве (для РФ), а также Азиатско-Тихоокеанском регионе (для РФ и КНР).
Внутри «коллективного» Запада обозначилось новое, отличавшееся от предшествующей «холодной войны», разделение военно-стратегической ответственности. В условиях тогдашней конфронтации Запад -Восток (единственной) и европейские «либеральные демократии», и США направляли основные силы на противодействие СССР и социалистическому лагерю. В современных реалиях наличествовало сразу две системы «сдерживания», поэтому США задействовали главную часть вооружённых сил (ВС) против Китая, а европейские государства-члены НАТО, особенно континентальные, -против России. Это положение отчётливо явствовало из распределения нагрузки при комплектовании постоянных группировок Альянса - сил передового развёртывания (СПР; усиливаемых авангардов, расположенных в Восточной Европе) и сил быстрого
1Автор выражает несогласие с используемым термином «контрнаступление». Его должна осуществлять сторона, ведущая стратегически оборонительную борьбу. Таковую осуществляет именно Российская Федерация. В данном случае репрезентативной представляется понимание понятия «контрнаступление»,
реагирования («ядра» главных сил в подчинении НАТО); на основе последних с июля 2022 г. стала формироваться новая модель войск Альянса в 800 тысяч военнослужащих. Практически все континенты в их состав предоставлялись именно европейскими странами-участницами [Bisco 2022: 1-3].
Не столь явно, но всё же заметно данное распределение военно-стратегической ответственности наличествовало и в деле поставок вооружений и военной техники (ВиВТ) официальному Киеву, резко возросших по объёму после начала вынужденной специальной военной операции (СВО) РФ. США вносили наибольший вклад в удельном отношении, однако роль европейских партнёров по НАТО также была велика. Размеры их поддержки преобладали, но не доминировали. Различие с кейсом выделения войск в состав группировок НАТО объяснялась большей провокаци-онностью поставок ВиВТ и, как следствие этого, увеличением риска неконтролируемой эскалации. В такой ситуации в целом США должны были брать на себя большую нагрузку или как минимум демонстрировать её. Однако существовал ряд значимых частных исключений. Так, показателен пример с поставками танков в преддверии и на фоне наступления1 ВСУ: парк их соответствующей техники состоял прежде всего из Leopard 2 и Leopard 1, поставленных самой ФРГ и ранее приобретавшими их у неё европейскими партнёрами, AMX10 Франции и Challenger 2 Великобритании, но отнюдь не Abrams США. Поставки последних начались намного позже всех указанных боевых машин.
Задача статьи - исследовать подход ФРГ к предоставлению вооружений и военной техники в пользу официального Киева. Нижняя хронологическая рамка - февраль 2022 г., преддверие и начало (24 февраля 2022 г.) СВО РФ, на фоне старта которой «западные демократии» резко нарастили военную поддержку украинских властей. Верхняя -
данное в исторической киноленте «Контрудар» (1985) от имени генерала армии Н.Ф. Ватутина (известного своим вкладом в освобождение земель СССР, в т.ч. УССР, в освобождение от гитлеровских оккупантов и их пособников; именно от рук последних погиб этот выдающийся полководец).
август 2023 г., когда окончательно очевидным стал неудачный характер летнего наступления вооружённых сил Украины (ВСУ). Это введение в бой без какого-либо тактико-оперативного (не говоря уже о более крупном) результата последних из серии бригад стратегического резерва ВСУ, в большинстве своём подготовленных в странах-участницах НАТО и оснащённых с использованием образцов ВиВТ их производства.
Кейс Германии интересен тем, что на временном отрезке между предыдущей и современными конфронтациями (1990-е - начало 2010-х гг.), на самых ранних стадиях последних (в середине 2010-х гг.) она демонстрировала определённую взвешенность на российском направлении. В последующем эта характеристика внешней политики Германии стала всё менее заметной, уступая место ужесточению подхода в отношении РФ.
Учитывая чувствительность темы для международной безопасности в целом, логично появление цикла публикаций отечественных исследователей по поставкам «западными демократиями» в целом и ФРГ в частности военной помощи для официального Киева [Бубнова 2023, Евтодьева 2023, Степанова 2022]. Для германских исследователей закономерно стремление найти международно-правовые обоснования для насыщения Украины западными ВиВТ [Brose 2023, Schaller 2023]. Постоянное увеличение ударной мощи поставляемых ВиВТ, их объёмов и тем градуса конфронтации Запада и РФ требует дополнительной научно-аналитической проработки тематики. В статье нашли применение метод сравнительного анализа, положения теории строительства вооружённых сил [См.: История военной стратегии.., 1992].
Реперные хронологические точки в эволюции поставок
Уже во второй половине января 2022 г. «западные демократии» стали демонстративно передавать официальному Киеву боеприпасы и ВиВТ, информационно подавая
1Germany to send Ukraine weapons in historic shift on
military aid. 26.02.2022. Режим доступа:
https://www.politico.eu/article/ukraine-war-russia-germany-still-blocking-arms-supplies/ (Дата обращения: 23.08.2023).
Regierungserklärung von Bundeskanzler Olaf Scholz am 27. Februar 2022. 27.02.2022. Режим доступа:
это как меры по стимулированию РФ к отказу от вынужденной СВО. Германия де-юре стремилась подчеркнуть традиционную для себя приверженность принципу отказа от поставок летальных вооружений в зоны конфликтов. Так, официальный Берлин блокировал реэкспорт партнёрами по НАТО (прежде всего, Эстонией и Нидерландами) ранее поставленных им ВиВТ немецкого производства; сама ФРГ заявила о выделении официальному Киеву лишь военно-полевого госпиталя и 5 тысяч касок1.
Жёстко критикуя РФ и отказываясь признать вынужденный характер начатой ею СВО, О. Шольц в специальном выступлении перед Бундестагом 27 февраля 2022 г. заявил о создании специального фонда для усиления мощи бундесвера в 100 млрд. марок в увязке с переходом к фактической поставке летальных ВиВТ официальному Киеву2. Соответственно официальный Берлин не только отказался от запрета для партнёров на реэкспорт боеприпасов, стрелкового оружия, артиллерии, но также стал выделять таковые из собственных запасов (в частности, в первую партию вошли 500 ПЗРК Stinger и 1 тысяча единиц средств противотанковой обороны (ПТО)). Вновь следует подчеркнуть, что данная шаги сразу же стали официально рассматриваться как органичная часть единого комплекса по «сдерживанию» РФ, включавшего не только само по себе наращивание потенциала бундесвера, но и заметную интенсификацию его использования в составе различных группировок в пределах зоны ответственности НАТО, в т. ч. в Восточной Европе3. Все указанные процессы, кроме поставок ВиВТ официальному Киеву, стартовали задолго до начала СВО РФ: увеличение численности бундесвера с 2017-2018 гг.4, рост объёмов его использования в составе военных механизмов НАТО в целом - с 2014 г., конкретно в Восточной Европе - с 2016-2017
https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/regie-rungserklaerung-von-bundeskanzler-olaf-scholz-am-27-februar-2022-2008356 (Дата обращения: 23.08.2023). 3Ibid.
4Defence Expenditure of NATO Countries (2014-2023). Brussels: NATO, 2023. P. 12.
гг.1. Поступательной логике развития данного списка военно-стратегических шагов отвечал и старт оказания военной помощи официальному Киеву. Косвенным подтверждением предварительной тщательной проработки этой меры являлась скорость начала её осуществления - всего через три дня (!) после начала СВО. Хотя официальный Берлин стремился представить свои действия как вынужденные и оборонительные [Schaller 2023], их крайне сложно счесть таковыми: ВиВТ из «западных демократий», в т.ч. самой ФРГ, стали использовать уже по другую, т.е. внешнюю, сторону от границы зоны ответственности НАТО.
На практике наступательный и провокационный по отношению к РФ характер постепенно наращиваемой военно-технической помощи официальному Киеву потребовал от правительства О. Шольца два месяца времени для того, чтобы осуществляемые де-факто усилия получили одобрение де-юре со стороны Бундестага. 28 апреля 2022 г. вопрос был вынесен на обсуждение парламентским корпусом. Чётко демонстрируя дальнейшие намерения правительства, накануне, 26 апреля 2022 г., тогдашняя министр обороны ФРГ К. Ламбрехт заявила о планах по поставке зенитных самоходных установок (ЗСУ) типа Gepard (в изначально планируемом количестве до 50 единиц)2. Показателен вид техники: это не просто артиллерийская установка, но самоходная таковая, могущая быть использована (в зависимости от обстановки) как средство и ПВО, и ПТО, притом разработки и производства самой ФРГ. Тем самым, запрашивая поддержки Бундестага на уже активно шедшие поставки ВиВТ официальному Киеву, кабинет О. Шольца чётко показывал стремление к готовности поставлять бронетехнику, притом собственно германскую (а не производства СССР и государств
ОВД), а не только лёгкое оружия и боеприпасы. В ходе парламентской дискуссии 28 апреля все этаблированные партии - как образующие правительство СДПГ, «Союз 90»/«Зелёные», СвДП, так и оппозиционный блок ХДС/ХСС - более чем ожидаемо высказались в поддержку одобрения поставок ВиВТ официальному Киеву. С критикой этого пути выступили «Левая» и «Альтернатива для Германии»3. В результате «за» было подано 586 голосов (почти 84,6 %), «против» 100 при 7 воздержавшихся4. Тем самым был де-юре закреплён чувствительный шаг на пути милитаризации внешней политики ФРГ: она существенно ослабляла свой имидж как взвешенного миротворца, стремившегося не допускать эскалации напряжённости в зонах вооружённых конфликтов посредством отказа от поставок туда своих ВиВТ.
В своём стремлении сгладить негативный имиджевый эффект, заретушировать создание прецедента официальный Берлин подчёркивал особость кейса Украины и приверженность определённым «красным линиям». Проблема, однако, состояла в том, что они постоянно отодвигались. Так, весной - осенью 2022 г. власти ФРГ, с одной стороны, обозначали неготовность к поставкам танков (ОБТ) типа Leopard, одновременно блокируя их реэкспорт партнёрами по НАТО. С другой, - расширялась линейка видов поставляемой техники, особенно бронированной. 1 июня 2022 г. О. Шольц заявил о решении поставить Украине комплекс ПВО IRIS-T5, было согласовано направление штурмовых орудий Panzerhaubitze (PzH) 2000 и реактивной системы залпового огня (РСЗО) M270 MLRS (вариант MARS2). Поставки PzH 2000 были обозначены Германией как совместный с Нидерландами стратегический проект6.
1NATO's military presence in the east of the Alliance.
2023. Режим доступа:
https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_136388.htm
(Дата обращения: 23.08.2023).
Deutschland will Gepard-Panzer liefern. 26.04.2022. Режим доступа:
https ://www. spiegel. de/politik/deutschland/ukraine-krieg-deutschland-will-gepard-panzer-liefern-a-c53fa755-c0d1 -4b59-b8a6-7d2dbaaebd74 (Дата обращения: 23.08.2023).
Stenografischer Bericht 31. Sitzung Deutscher Bundestag. Berlin, Donnerstag, den 28. April 2022. S. 2719C-2735D.
4Ibid, 2743A-2745D.
5Rede des Kanzlers zum Bundeshaushalt. 1.06.2022. Режим доступа: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/haushalt-kanzler-scholz-2045394 (Дата обращения: 23.08.2023).
6Liste der militärischen Unterstützungsleistungen. 2023. Режим доступа: https://www.bundesregierung.de/breg-
21 июня 2022 г. на едином сайте федерального канцлера - федерального правительства впервые появился список передаваемых официальному Киеву (с указанием количественных параметров) ВиВТ, предметов военного снабжения, обычно обновляемый каждую неделю1. Примечательна дата появления данного списка. Во-первых, это день накануне очередной (81-й) годовщины нападения Третьего рейха на Советский Союз. Учитывая, что Германия предоставляла военную помощь зараженному неонацистской идеологией режиму в Киеве, данная хронология вдвойне, а, точнее, втройне болезненно воспринималась Россией, её союзниками на постсоветском пространстве. Во-вторых, список стал публиковаться между значимыми заявлениями О. Шольца от 7 июня и 30 июня 2022 г. В первом из них в контексте противодействия РФ канцлер инициировал реорганизацию батальонной боевой группы СПР НАТО с ролью бундесвера как «рамочного государства» в бригадную. Это декларировалось как часть планов по превращению ВС ФРГ в самые сильные и многочисленные среди европейских государств-членов Аль-янса2. Во второй речи по итогам Мадридского саммита блока, провозгласившего переход к новой модели войск НАТО, О. Шольц развил свои тезисы, обозначив готовность к наращиванию присутствия бундесвера в передовой части зоны ответственности Альянса в целом3. Расположенная хронологически между этими выступлениями О. Шольца публикация списка ВиВТ, передаваемых официальному Киеву, должна была показать стремление ФРГ играть важную роль и на этом треке «сдерживания» РФ. Германия и
de/schwerpunkte/krieg-in-der-ukraine/lieferungen-ukra-ine-2054514 (Дата обращения: 23.08.2023).
1Liste der militärischen Unterstützungsleistungen. 2023...
Pressekonferenz von Bundeskanzler Scholz, dem Präsi-
denten von Litauen Nauseda, der Ministerpräsidentin von Estland Kallas und dem Ministerpräsidenten von Lettland Karins am 7. Juni 2022 in Wilna. 7.06.2022. Режим до-
ступа: https://www.bundesregierung.de/breg-de/su-
che/pressekonferenz-von-bundeskanzler-scholz-dem-praesidenten-von-litauen-naus%C4%97da-der-minister-
praesidentin-von-estland-kallas-und-dem-ministerpraesi-
denten-von-lettland-kari%C5%86%C5%A1-am-7-juni-2022-in-wilna-2048428 (Дата обращения: 23.08.2023). Pressekonferenz von Bundeskanzler Scholz nach dem NATO Gipfel am 30. Juni 2022 in Madrid/ 30.06.2022.
здесь стремилась стать наиболее активной из континентальных европейских стран-участниц НАТО (т.е. опережала всех, кроме США и в целом группы англо-саксонских держав), подчёркивая свои возможности еженедельным дополнением списка номенклатуры ВиВТ. По состоянию на конец июня 2022 г. наиболее ценными составляющими помощи ФРГ являлись 3 РСЗО MARS2, 7 штурмовых орудий PzH 2000 и 30 ЗСУ Gepard, а, кроме того, 54 БТР М113 выпуска США4. Германия также поставляла советскую технику и стимулировала к этому европейских государств-партнёров по НАТО, предлагая формулу реверса: выделение своей техники взамен переданной Украине, притом функционал или количество первой и второй категорий не совпадали. Так, в случае со Словенией речь шла о передаче вспомогательных (например, транспортных и заправщиков) машин вместо боевых (БТР)5.
В сентябре 2022 г., используя как информационный повод наступление ВСУ, представители правительственных партий в Бундестаге (прежде всего, от «Союза 90»/«Зелё-ных») стали открыто ставить вопрос о поставках БМП, БТР и, главное, боевых танков (ОБТ) германского производства. 15 сентября 2022 г. кабинет О. Шольц сделал шаг в этом направлении, включив в новый пакет поддержки 50 БТР Dingo6. В начале января 2023 г. была согласована отправка в пользу Украины 40 БМП Marder. Тогда же ФРГ приняла решение по согласованию с США как производителем выделить комплекс ПВО Patriot7.
Показателен временной лаг между решениями по поставкам каждого нового вида ВиВТ. Для средств ПВО он составлял: для
Режим доступа: https://www.bundesregierung.de/breg-
de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzler-scholz-
nach-dem-nato-gipfel-am-30-juni-2022-in-madrid-
2059018 (Дата обращения: 23.08.2023).
4См.: Liste der militärischen Unterstützungsleistungen.
2023...
5Словения передаст Украине 28 танков M-55S в обмен на технику из Германии. 20.09.2022. Режим доступа: https://rg.ru/2022/09/20/sloveniia-peredast-ukraine-28-tankov-m-55 s-v-obmen-na-tehniku-iz-germanii. html (Дата обращения: 23.08.2023).
6См.: Liste der militärischen Unterstützungsleistungen.
2023...
7Ibid.
ЗСУ Gepard и IRIS-T - порядка месяца, IRIS-T и Patriot - уже полгода, объясняясь финансовой затратностью и количественной ограниченностью комплексов ПВО. В случае бронетехники динамика была следующей: для PzH 2000, М113 и Dingo - около 3 месяцев, Dingo и Marder - более 3,5 месяцев.
При такой протяжённости лага решения о поставке ОБТ следовало ждать в мае - июне 2023 г., однако оно было обозначено О. Шольцем уже 25 января 2023 г. [Brose 2023] ФРГ заявила о готовности поставлять танки Leopard 2 (не говоря уже о Leopard 1), а также снимала ограничения на передачу их партнёрами по НАТО1. Чем объяснялись столь быстрые сроки ожидаемого пересмотра очередной «красной линии»? «Западные демократии» стремились быстрее начать и осуществить техническую подготовку ВСУ к новому наступлению, планируемому на конец весны - лето 2023 г. Ключевую роль в нём должны были сыграть вновь созданные бригады (стратегического резерва ВСУ), особенно обученные и в той или иной мере оснащённые ВиВТ производства стран-участниц НАТО. Логично, что осуществление этого без активного вклада ФРГ представлялось затруднительным. В свою очередь, и сам официальный Берлин был последователен в своём стремлении оставаться в числе крупнейших поставщиков ВиВТ официальному Киеву - быть позади США, но существенно не отставать ни от Великобритании, ни от Франции. С учётом этого оказались весьма результативны стимулирующие по отношению к Германии меры двух других западноевропейских держав - декларирование ими решений о поставках собственных танков (решения по AMX 10 Франции от 4 января и Challenger 2 Великобритании от 16 января)2. Германией Украине в конце января - феврале 2023 г. были обещаны и затем переданы 18 (14 изначально и 4 затем) Leopard 2A6, первые 10 Leopard 1А53.
В имиджевом плане фактором закрепления за ФРГ значимой роли в поставках ВиВТ от Запада в целом, стало название формата,
1Rede von Bundeskanzler Olaf Scholz. 25.01.2023. Ре-
жим доступа: https://www.bundesregierung.de/breg-
de/service/bulletin/rede-von-bundeskanzler-olaf-scholz-
2160674 (Дата обращения: 23.08.2023).
под эгидой которого «западные демократии» и их партнёры согласовывали многосторонние решения по усилению помощи ВСУ -прежде всего, в плане поставки тяжёлой военной техники. Этот переговорный механизм по месту проведения встреч получил название «Рамштайн» [Mills 2023: 35-37] - расположение крупнейшей военной базы США на территории ФРГ.
В марте - апреле 2023 г. руководство ФРГ не делало заявлений по передаче иных наименований тяжёлой техники Украине. Почему? По многим категориям - прежде всего, бронетехнике, ПВО - номенклатура достигла «потолка» в смысле последнего из заявленных типов. Перейти столь быстро к поставкам уже не наземной и средств противовоздушной обороны, но боевой воздушной (истребители, истребители-бомбардировщики), ракетной, морской техники официальный Берлин был ещё не готов.
Правительство О. Шольца стремилось не допускать чрезмерно быстрого сокращения собственных военных запасов, особенно в условиях незначительного ускорения объёмов поставок в сам бундесвер военной продукции компаниями ФРГ. Последнее явление объяснялось широким кругом причин: инертностью данных фирм в деле возвращения к достаточно масштабном производству тяжёлой бронетехники, особенно танков; направлением части производимого сразу в Украину (с согласия федерального правительства)4, а также риском частичной деиндустриализации в Германии. Основные причины последнего явления - беспрецедентные характер и масштаб участия ФРГ в реализации рестрик-тивных мер экономической направленности в отношении РФ и в целом разрушение системы торгово-хозяйственных связей с ней [Белов, Котов 2023]. Здесь следует подчеркнуть, что подрыв газопроводов «Северный поток-1 и 2» (26 сентября 2022 г.) не оказал какого-либо заметного негативного влияния на линию официального Берлина в вопросе поддержки властей в Киеве.
2Ibid.
3Liste der militärischen Unterstützungsleistungen. 2023... 4Liste der militärischen Unterstützungsleistungen. 2023...
Новой составляющей этого курса весной 2023 г. стало активное участие ФРГ в обучении личного состава ВСУ в рамках деятельности военно-тренировочной миссии ЕС EU-MAM UA. К началу летнего наступления ВСУ инструкторы из стран-участниц ЕС должны были подготовить 30 тысяч украинских военнослужащих - основную часть (другая - в США) личного состава 9-ти из 12-ти бригад стратегического резерва ВСУ. В Германии проходили обучение 3,3 тысячи солдат и офицеров ВСУ, прежде всего экипажи танков Leopard 2A6 и 1А5, БМП Marder, расчётов штурмовой артиллерии и РСЗО MARS II, комплексов ПВО IRIS-T и Patriot1. Тренировки посещал тогдашний министр обороны ФРГ Б. Писториус2 Тем самым ФРГ обеспечивала за собой одну из ведущих ролей в деятельности EUMAM UA как в количественном отношении (11 % от общей численности обучаемых), так и качественном, сосредоточившись на подготовке личного состава технических родов войск (танковых, механизированных, зенитных и артиллерийских). От них в определяющей мере зависел уровень боеспособности вновь подготавливаемых бригад стратегического резерва ВСУ в целом.
В увязке с этим кабинет О. Шольца весной - летом 2023 г. анонсировал выделение очередных пакетов военной помощи Украины. Их основу составляли дополнительные партии категорий ВиВТ, уже поставляемых в распоряжение ВСУ. Так, пакет, заявленный 13 мая 2023 г., включал 20 БМП Marder, 30 модернизированных танков Leopard 1А5, а также 15 ЗСУ Gepard, 4 батареи системы Patriot, 12 пусковых установок IRIS-T3. Во время Вильнюсского саммита НАТО (11-12 июля 2023 г.) правительство ФРГ анонсировало передачу Украине ещё 40 БМП Marder и 25 модернизированных танков Leopard 1А5. Как и всегда, этот шаг подавался в тесной увязке с наращиванием объёмов мер по
1Boris Pistorius besucht mit dänischem Amtskollegen Ausbildung ukrainischer Truppen. 05.05.2023. Режим доступа:
https://www.bundeswehr.de/de/aktuelles/meldungen/pist orius-besucht-ausbildung-ukrainischer-truppen-5618612 (Дата обращения: 23.08.2023).
2Ibid.
3Германия решила отправить Украине пакет военной
помощи на 2,7 миллиарда евро. 13.05.2023. Режим
«сдерживанию» РФ на других треках -прежде всего, постепенному принятию ФРГ полной (35 тысяч из общего числа в 300 тысяч военнослужащих) нагрузки в рамках двух первых категорий новой модели войск НАТО4
Показательно, что по состоянию на середину августа 2023 г., т.е. спустя соответственно три месяца и месяц после декларирования, военная техника из двух заявленных пакетов ещё не прибыла в Украину. Почему? Безусловно, фактор опасений чрезмерно быстрого сокращения запасов ВиВТ в распоряжении самого бундесвера оставался весьма важным, однако отнюдь не единственным таковым. Своим промедлением с новыми фактическими поставками официальный Берлин посылал в Киев сразу несколько «сигналов»: это выражение недовольства «пробуксовыванием» летним наступлением 2023 г., потерями бронетехники западного, особенно собственно германского, производства (что весьма болезненно для ФРГ в имиджевом плане). Кроме того, Германия стремится подчеркнуть и укрепить своё положение старшего партнёра в диалоге с Украиной, ослабленное демонстрацией чрезмерной ориентированности на неё и её запросы (символом этого стало нашумевшее сравнение украинским послом А. Мельником О. Шольца с «ливерной колбасой» в мае 2022 г.).
Не исключено также, что ряд сведений о поставках ВиВТ Украине будет публиковаться с некоторым опозданием - с тем, чтобы несколько заретушировать потери в бронетехнике и как элемент дезинформации РФ в вопросе степени технической оснащённости ВСУ в условиях августовских фаз их попыток наступления. Партии ВиВТ, заявленные к передаче 13 мая и 11 июля 2023 г., вероятнее всего будут направлены на доукомплектование парков техники бригад
доступа: https://lenta.ru/news/2023/05/13/pomoshch/ (Дата обращения: 23.08.2023).
Pressekonferenz von Bundeskanzler Scholz zum Gipfeltreffen der NATO am 12. Juli 2023. 12.07.2023. Режим доступа: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/pressekonferenz-von-bundeskanzler-scholz-zum-gipfeltreffen-der-nato-am-12-juli-2023-2202034 (Дата обращения: 23.08.2023).
стратегического резерва ВСУ, несущих существенные потери.
Временной отрезок, прошедший с момента решения о старте поставок ОБТ (конец января 2023 г.), оказался достаточным для того, что федеральное правительство вплотную приблизилось к осуществлению следующей меры - поставки ВСУ крылатых ракет Taurus, особенно на фоне принятия решений по технике данного типа со стороны Великобритании и Франции.
Промежуточные итоги поставок ВиВТ: август 2023 г.
Если в 2022 г. ФРГ израсходовала на военную поддержку Украине (т. е. без учёта других статей ассигнований) около 2,2 млрд. евро, то в 2023 г. запланировано и уже в основном выделено 5,4 млрд. евро1 с обозначением готовности предоставлять на эти нужды по 5 млрд. евро ежегодно в ближайшие несколько лет2. Уровень 2023 г. составлял более 10 % к размеру военного бюджета ФРГ в целом3. Соответственно, Германия в числе «западных держав» проявляла готовность к оказанию объёмной помощи официальному Киеву как минимум на среднесрочную перспективу. Вместе с тем, показательно фиксирование планируемых размеров военной поддержки: официальный Берлин аккуратно обозначал неготовность к их заметному наращиванию в дальнейшем.
Учитывая, что цена одного боевого самолёта или тем более корабля существенно выше единицы наземной бронетехники, это будет иметь существенные последствия. ФРГ мотивированно, с учётом заранее заложенной суммы, либо откажется или минимизирует поставки воздушной военной техники, либо пойдёт на заметное урезание объёмов поставляемых БТР, БМП и особенно ОБТ. Любой из этих сценариев окажется весьма чувствительным для официального Киева.
Насколько объёмной и практически ценной оказалась военно-техническая
1Liste der militärischen Unterstützungsleistungen. 2023...
2Germany's top finance official proposes $5.45 bln annual
military aid for Ukraine. 20.08.2023. Режим доступа:
https://tass.com/economy/1662729 (Дата обращения:
23.08.2023).
поддержка ВСУ со стороны ФРГ по состоянию на середину августа 2023 г., когда стал исчерпываться стратегический резерв войск Украины, используемый в попытках наступления? Из бронетехники ВСУ получили 28 танков (10 Leopard 1А5 и 18 Leopard 2А6), т. е. эквивалент парка ОБТ для профильного батальона, 40 БМП Marder, 50 БТР Dingo, 54 БТР М1134, что суммарно составляло оснащение для 1 - 1,3 механизированных бригад или эквивалент примерно 10 % от размера стратегического резерва ВСУ. Для самого бундесвера, имевшего в своём составе к 2023 г. суммарно 7,5 бригад, в т.ч. 5,5 «тяжёлых» (танковых, мотопехотных) таковых5, эти цифры были достаточно значительными. Передача ВСУ указанной бронетехники открывала для ФРГ возможность изучить потенциал (пределы тактического использования) «тяжёлой» бригады с германской военной техникой, но с украинским (не из состава бундесвера) личным составом в условиях реальных боевых действий. Учитывая, что в структуре ВС Германии (и большинства «западных демократий» в целом) бригада организационно являлась основным «кирпичом», такой опыт окажется весьма ценным.
Из систем ПВО были поставлены две системы IRIS-T и одна Patriot, отдельно по две пусковые установки каждого типа (что делало возможным организовать воздушное прикрытие 2-3 небольших районов, в основном в Киеве) и 46 ЗСУ Gepardd6, которые позволяли создать подразделения ПВО с функциями и ПТО в нескольких бригад ВСУ - как стратегического резерва, так и остальных.
Из артиллерии наиболее ценными являлись поставленные 5 РСЗО MARS2 и 14 штурмовых орудий PzH 2000, каждая из которых могла быть использована как «ядро» взводной группы с повышенной огневой мощью. Как и в случае с ЗСУ данная военная техника направлялась не только в части
3Рассчитано автором на основе: Defence Expenditure of NATO Countries (2014-2023). Brussels: NATO, 2023. P. 12.
4Liste der militärischen Unterstützungsleistungen. 2023... 5Рассчитано на основе данных сайта ВС ФРГ: Режим доступа: https://www.bundeswehr.de/de 6Ibid.
стратегического резерва, но и «старые», созданные ранее, формирования.
В целом объёмы поставок ВиВТ, равно как и обученных в рамках деятельности военно-тренировочной миссии EUMAM UA украинских военнослужащих (3,3 тысячи человек) обеспечивали ВСУ тактическое усиление, т. е. наращивали их потенциал на отдельных (конкретных) участках линии боевого соприкосновения (в случае бронетехники и артиллерии) или функциональных треках (как это имело место для ПВО).
Выводы
Весной 2022 г. - летом 2023 г. официальный Берлин многократно отодвигал «красные линии» в деле направления ВиВТ официальному Киеву. Это старт поставок летальных таковых в целом (конец февраля 2022 г.), ЗСУ (апрель 2022 г.), систем ПВО и штурмовой артиллерии (июнь 2022 г.), БТР (сентябрь
2022 г.), БМП (январь 2022 г.) и, наконец, ОБТ (также январь 2023 г.). За неполный год с начала СВО ФРГ превратилась в одного из ключевых поставщиков вооружений и военной техники для официального Киева, что чётко показывало уровень готовности к жёсткому «сдерживанию» РФ. Притом к весне
2023 г. перед Германией объективно встали проблемы дальнейшего подъёма планок мощи и функционала для вновь передаваемых типов ВиВТ, а также обеспечение их поставок достаточно крупными партиями. По
выглядит перспектива передачи официальному Киеву крылатых ракет и боевых самолётов, нельзя полностью исключать и вероятность выделения ему отдельных категорий кораблей (вплоть до корветов включительно).
По сути, германское руководство последовательно придерживается только двух «красных линий», тесно связанных между собой. Это принципиальная неготовность к отправке регулярных войсковых формирований бундесвера в зону проведения СВО и стремление к минимизации использования эгиды НАТО. Так, осуществление поставок штурмовой артиллерии декларируется в рамках германо-нидерландского проекта, танков - формата «Рамштайн», обучение кадров ВСУ - профильной миссии ЕС. Однако это лишь оттеняет, но отнюдь не уменьшает практическую роль механизма НАТО, остающегося ключевым для осуществления многостороннего давления на РФ. Обозначенной тактикой официальный Берлин, осуществляя всё более провокационные меры в отношении РФ и тем неся ответственность за повышение градуса конфронтации, пытается отыскать формулы, снижающие риск неконтролируемой эскалации Запада и России в целом. Представляется, однако, что это может дать не более чем точечный эффект: Германия движется по пути утраты имиджа взвешенного, продумывающего свои действия игрока.
состоянию на август 2023 г. весьма вероятной
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белов В.Б., Котов А.В. Экономические связи ЕС и России в условиях ограничительных мер. Общественные науки и современность, 2023. № 2. С. 72-89. DOI: 10.31857/S0869049923020053 Бубнова Н.И. Военная помощь США и других западных стран Украине после начала российской специальной военной операции. Россия и современный мир, 2023. № 2. С. 79-105. DOI: 10.31249/rsm/2023.02.06 Евтодьева М.Г. Западная военная помощь и передачи вооружений Украине в 2022 - начале 2023 г.: ключевые тенденции. Пути к миру и безопасности, 2023. № 1. С. 11-30. DOI: 10.20542/2307-1494-2023-1-11-30 История военной стратегии России / Под ред. ген.-майора В.А. Золотарева. Институт военной истории Министерства обороны РФ. Москва: Кучково поле, Полиграфресурсы, 2000. 592 с.
Степанова Н.В. Военная помощь Украине в контексте национальных интересов США. Россия
и Америка в XXI веке, 2022. S. 1. DOI: 10.18254/S207054760023926-5 Biscop S. The New Force Model: NATO's European Army? Egmont Policy Brief No 285. 2022. September. 6 p.
Brose E. Leopard 2: BAKS-Präsident betont im Cicero-Interview Einbindung der USA. 26.01.2022. Bundesakademie für Sicherheitspolitik. Режим доступа:
https://www.baks.bund.de/de/aktuelles/leopard-2-baks-praesident-betont-im-cicero-interview-einbindung-der-usa (Дата обращения: 23.08.2023). Mills C. Military assistance to Ukraine since the Russian invasion. London: House of Commons Library, 2023. 69 p.
Schaller C. Waffenlieferungen an die Ukraine. SWP-Aktuell, 2023. № 9. 5 S.
REFERENCES
Belov V.B., KotovA.V Ekonomicheskie svyazi ES i Rossii v usloviyakh ogranichitel'-nykh mer. Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2023. № 2. S. 72-89. DOI: 10.31857/S0869049923020053 Biscop S. The New Force Model: NATO's European Army? Egmont Policy Brief No 285. 2022. September. 6 p.
BubnovaN.I. Voennaya pomoshch' SShA i drugikh zapadnykh stran Ukraine posle nachala rossiiskoi spetsial'noi voennoi operatsii. Rossiya i sovremennyi mir, 2023. № 2. S. 79-105. DOI: 10.31249/rsm/2023.02.06 Brose E. Leopard 2: BAKS-Präsident betont im Cicero-Interview Einbindung der USA. 26.01.2022. Bundesakademie für Sicherheitspolitik. Mode of access: https://www.baks.bund.de/de/ak-tuelles/leopard-2-baks-praesident-betont-im-cicero-interview-einbindung-der-usa (Date of access: 23.08.2023).
Evtod'evaM.G. Zapadnaya voennaya pomoshch' i peredachi vooruzhenii Ukraine v 2022 - nachale 2023 g.: klyuchevye tendentsii. Puti k miru i bezopasnosti, 2023. № 1. S. 11-30. DOI: 10.20542/2307-1494-2023-1-11-30 Istoriya voennoi strategii Rossii / Pod red. gen.-maiora V.A. Zolotareva. Insti-tut voennoi istorii Min-
isterstva oborony RF. Moskva: Kuchkovo pole, Poligrafresursy, 2000. 592 s. Mills C. Military assistance to Ukraine since the Russian invasion. London: House of Commons Library, 2023. 69 p.
Schaller C. Waffenlieferungen an die Ukraine. SWP-Aktuell, 2023. № 9. 5 S. Stepanova N.V. Voennaya pomoshch' Ukraine v kontekste natsional'nykh interesov SShA. Rossiya i Amerika v XXI veke, 2022. S. 1. DOI: 10.18254/S207054760023926-5
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Трунов Филипп Олегович, кандидат по- Philipp O. Trunov, Candidate of science
литических наук, ведущий научный сотруд- (Political sciences), leading researcher, Depart-ник Отдела Европы и Америки ИНИ-ОН ment of Europe and America, INION RAS. E-РАН. E-mail: [email protected] mail: [email protected]