Научная статья на тему 'Эволюция понятия «Рыночная власть» в экономической науке'

Эволюция понятия «Рыночная власть» в экономической науке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рыночная власть / конкурентоспособность / фирма / рынок / экономическая теория / market power / competitiveness / company / market / economic theory

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капкаев Юнер Шамильевич, Исаева Анна Сергеевна, Латыпов Руслан Ильгизович

В научном сообществе остается острой дискуссия о содержании понятия «рыночная власть». Несмотря на широкое распространение исследуемого явления, в экономической литературе существуют различные трактовки рыночной власти, нет однозначной формулировки. В связи с этим в данной статье представлены результаты анализа, полученного при систематизации определений рыночной власти в экономической науке. На основе литературного обзора рассмотрена история формирования и развития понятия. В результате предложен подход к определению понятия рыночной власти, более конкретно раскрывающему ее экономическую сущность: способность, которая возникает при применении экономических законов на уровне фирмы, целенаправленном определении действий других участников рынка, в целях повышения доли участия на рынке, влияния и получаемых благ. Целью статьи является содействие лучшему пониманию рыночной власти посредством анализа эволюции этого понятия, в частности разграничения понятия рыночной и монопольной властей. Кроме того, полученные выводы могут быть использованы при разработке теоретической модели формирования конкурентности фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Капкаев Юнер Шамильевич, Исаева Анна Сергеевна, Латыпов Руслан Ильгизович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE CONCEPT OF MARKET POWER IN ECONOMIC SCIENCE

The question about the essence of the concept of «market power of the firm» is debatable in the scientific community. Despite the wide distribution of this phenomenon, in the economic literature, there are various interpretations of the concept of market power, there is no unambiguous formulation. In this regard, this article presents the results of the analysis obtained while systematizing the definitions and concepts of market power by scientists. Based on the literature review, the history of the formation and development of the concept considered, and a parallel drawn with the development of the original concepts. As a result, an approach proposed to the definition of market power, which more reveals its economic essence explicitly: power that arises when applying economic laws at the firm level, purposefully determining the actions of other market participants, in order to increase the share of participation, influence and benefits received. The purpose of this article is to promote a better understanding of market power by explaining the evolution of its concept, in particular, to distinguish between the concepts of market and monopoly power. Besides, the results can be used to develop a theoretical model for the formation of competitiveness of a company.

Текст научной работы на тему «Эволюция понятия «Рыночная власть» в экономической науке»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 11 (433). Экономические науки. Вып. 67. С. 23—29.

УДК 330 00110.24411/1994-2796-2019-11103

ББК 65.01

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ» В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Ю. Ш. Капка ее, А. С. Исаева, Р. И. Л а тылов

Челябинский государственный университет, Россия

В научном сообществе остается острой дискуссия о содержании понятия «рыночная власть». Несмотря на широкое распространение исследуемого явления, в экономической литературе существуют различные трактовки рыночной власти, нет однозначной формулировки. В связи с этим б данной статье представлены результаты анализа, полученного при систематизации определений рыночной власти в экономической науке. На основе литературного обзора рассмотрена история формирования и развития понятия. В результате предложен подход к определению понятия рыночной власти, более конкретно раскрывающему ее экономическую сущность: способность, которая возникает при применении экономических законов на уровне фирмы, пелена прав пен ном определении действий других участников рынка, в целях повышения доли участия на рынке, влияния и получаемых благ. Целью статьи яв.ляется содействие лучшему пониманию рыночной власти посредством анализа эволюции этого понятия, в частности разграничения понятия рыночной и монопольной властей. Кроме того, полученные выводы могут быть использованы при разработке теоретической модели формирования конкурентности фирмы.

Ключевые слова: рыночная власть, конкурентоспособность, фирма, рынок; экономическая теория.

Проблема результативности деятельности экономических систем занимает центральное место в исследованиях на протяжении десятилетий и охватывает большинство вопросов. Особую актуальность приобретает теоретическое обоснование экономических трансформаций в глобальном мире с историческим дискурсом.

На данный момент именно уровень развития рыночных и отраслевых сегментов определяет возможность конкурентоспособности. К одному из наиболее значимых параметров, отражающих положение отраслевого рынка, относится рыночная власть фирм, функционирующих на различных рынках.

Прежде всего представим трактовку того, что мы понимаем под термином «рынок» в целях исследования, обобщим все изученные положения. Рынок является взаимодействием производителей и потребителей, которое возможно при распределенном, безличном формировании цен; может быть охарактеризован стихийностью. Обмен ресурсами (услугами) — основной процесс внутри рынка. Исследования форм отношений рыночной экономики охватывают всю систему и всех субъектов хозяйствования. Участниками рынка являются как предприниматели, так и работники, которые продают свой труд, а также конечные пользователи и владельцы ссудного капитала, владельцы ценных бумаг и др.

Рынок обычно определяется с точки зрения покупки, продажи и установления цен или связан с ними [9]. Так, например, в работах Л. Мизеса [25. С. 285] характеризуются рыночные явления как «определение рыночных обменных отношений товаров и услуг, обсуждаемых на рынках, их происхождения в результате действий человека и их влияния на последующие действия». Рынок является центром, к которому «сходятся действия людей», из которого «излучается» деятельность отдельных лиц.

Возможно представить строгую централизованную подчиненность таких явлений, как разделение труда, специализация и обмен, в отличии от свободного обмена, существующего спонтанным (естественным) способом. Он позволяет формировать свободные цены, при которых экономические агенты, будут стремиться к развитию. Рыночная власть означает относительную способность компании манипулировать ценой товара на рынке путем манипулирования уровнем спроса, предложения или того и другого. Компания, обладающая значительным влиянием на рынке, обладает способностью манипулировать рыночной пеной и. таким образом, контролировать свою норму прибыли, а, возможно, и усиливать препятствия для потенциальных новых участников рынка. Фирмы, которые имеют рыночную власть, часто описываются как «производители цен», потому что они могут

устанавливать или корректировать рыночную цену товара, не уступая доли рынка [2]. На данном этапе глобализации фирмы должны быть в состоянии поддерживать занимаемые позиции в условиях все более жесткой конкуренции и бьыь готовыми захватывать рынок у конкурентов.

В дополнение стоит упомянуть о том, что рынки функционируют эффективнее при некоторой доле легитимизации. Опираясь на конкретные примеры из политической практики стран, становится возможным подвергнуть сомнению ситуацию применения множества инструментов регуляторного, законодательного, монетарного и фискального контроля. предопределяющих серьезный урон рынкам труда, финансов, товарным рынкам. Рынки функционируют эффективнее, когда есть согласованные или навязанные стандарты, которые создают ясность и ситуацию условного доверия.

В целях повышения конкурентоспособности у участников открывается сверхъестественная способность предвидеть человеческие потребности. даже не выраженные на рынке на данном этапе развития.

Вышеописанные факюры позволяют детерминировать актуальность данной работы: необходимость освещения аспектов ра звития «понятия рыночная власть» в историческом дискурсе; возможность содействия лучшему пониманию рыночной власти обусловили выбор тематики данной работы и постановку задач: проанализировать литературу, описать имеющуюся эволюцию, дать синтезированное понятие экономической сущности рыночной власти, способам ее достижения, отвечающим новым вызовам и реалиям.

На данный момент наблюдается положительная тенденция к повышению заинтересованности такой проблематикой, так как современное интегрирование мировых экономических систем расширяет возможности для фирм. Вопросы брендинга. разработки уникальных торговых предложений все чаще оказываются в фокусе исследовательского внимания. Брендинг трансформируется: становится многоуровневым, вырабатывается, тестируется и отражает то. что нужно клиенту от компании-производителя. а не то. что нужно от клиента.

В экономической науке проблема рыночной власти фирм впервые начинает рассматриваться в середине 1950-х гг. Преимущественно работы экономистов до периода выделения рыночной власти как самостоятельного субъекта исследования связывают с процессом принуждения всех субъектов, изменением зависимости составляющих стоимости.

В этой связи интересен постулат, сформулированный в трудах К. Менгера [24], заключающийся в объяснении того, что стоимость обусловлена не автоматически, а в большей степени деятельностью определенных организаций. Развитие мысли о субъективных оценках готовых продуктов их потребителями нашло отражение в работах его последователей О. Бем-Баверка. Ф. Визера.

Отдельное внимание стоит уделить трудам Ж. Тироля, нобелевского лауреата 2014 г. В 1980-х гг., до того как Тироль опубликовал свою первую работу, исследования в области регулирования были относительно редкими, в основном они касались осмысления необходимой степени вмешательства государственных институтов, их контроля за ценообразованием в двух крайностях рыночной власти: монополии и совершенной конкуренции. В это время исследователи были сосредоточены на общих принципах, применимых к каждой отрасли, выступали за простые правила для регуляторной политики, такие как ограничение цен для монополистов и запрещение сотрудничества между конкурентами на одном и том же рынке, в то же время разрешая сотрудничество между компаниями на разных позициях в цепочке создания стоимости. Исследования Ж. Тироля показали, что такие правила не всегда работают с положительным эффектом. Что касается определения рыночной власти, то ученый характеризовал ее так: «Это установление цен выше предельных затрат» [16].

Схожее использование терминологии гакже у известного экономиста Дж. К. Гэлбрейта: согласно его трудам, рыночная власть — это «способность навязывать свои цели другим» [6. С. 23]. Данный термин недостаточно исчерпывающий, не детализирован для такого многоаспектного понятия.

Здесь уместно упомянуть высказывание О. Уиль-ямсона: «Основная проблема концепции власти состоит в настолько нечетком определении», что зачастую термином «рыночная» и «экономическая власть» обозначаются многие весьма различные явления. «Такой подход к изучению сложных социальных явлений неудовлетворителен» [11].

Недостаточно ограничиваться общими трактовками «рыночной власти». По мнению отечественного ученого В. В. Радаева. определение рыночной власти необходимо исследовать через призму конкретных условий заключения и исполнения контрактов. У каждого субъекта, участвующего в обмене, есть возможность контролировать условия, возникает состояние взаимной ответственности. Но для того.

чтобы охарактеризовать тенденции в рыночной власти: какой субъект наиболее влиятелен, — первостепенное значение принимает обладание ресурсами вследствие неравномерного распределения благ. В этом аспекте необходимо понимание причин возникновения подобной дифференциации. В любом случае реальный экономический мир — это мир неравных отношений, «отношений между такими агентами, которые занимают неравные позиции в обмене и имеют неравные возможности подчинять (принуждать) друг друга» [6. С. 2].

В аспекте рыночной власти также существует разграничение фирм, определенное Дж. Ричардом Хиксом: фирмы-актанты и пассионарные фирмы [18]. По такой теории, пассивное поведение равнозначно максимизации достижения целей в уже существующих временных и ресурсных пределах. фирма берет на себя ограничения по затратам и спросу и стремится к получению максимальной прибыли на существующей основе. В свою очередь активное поведение заключается в ориентации на совершенствование и расширении используемых ресурсов, то есть на повышение эффективности деятельности. Особое значение в свете новых задач приобретают пути достижения большей степени рыночной власти, удержания позиций на рынке (посвящены работы Д. С. Бенц [3]. А. В. Граблина [4], Дж. Хикса [18], Ю. Ш. Капкаева [12]. Если обобщить научные изыскания ученых за последнее десятилетие, основными способами приобретения рыночной власти могут считаться: объединение, сговор, монополия, приобретение конкурентоспособности.

В дополнение мы проанализировали ряд работ, посвященных каждому из способов среди зарубежных и отечественных ученых за период 1990—2019 гг. с помощью поисковых систем баз данных Scopus и Web of Science. Выяснено, что подавляющая доля работ (значение доли в разные годы колеблется приблизительно от 45,76 до 76,2 % от общего числа) исследует именно формы, инструменты, способы повышения конкурентоспособности, что мы можем объяснить нормативно-правовыми ограничениями в каждой из стран. Второе место по популярности выбранной тематики работ занимает такой способ захвата рыночной власти, как «монополия» (в среднем около 20%), из-за глобализации: третье место занимает «объединение», четвертое — «сговор».

Идеальное состояние рынка — это то, что называется состоянием совершенной конкуренции, в котором есть множество компаний, производящих конкурирующие продукты, и ни одна компания не обладает каким-либо значительным уровнем

рыночной власти [1]. На рынках с совершенной или почти идеальной конкуренцией производители не имеют достаточных ценовых возможностей, и поэтому они должны быть ценовыми. Конечно, это просто теоретический идеал, который редко существует в реальной практике. Во многих странах действуют антимонопольные законы или аналогичные законы, предназначенные для ограничения рыночной власти какой-либо одной компании.

В связи с проведенным анализом хотим отметить, что в XXI в. компании увеличивают долю на рынке благодаря таким инструментам, как инновации, укрепление отношений с клиентами, умный наем.

Также хотелось бы выделить значимую работу в области изучения монополий Ф. М. Шерера и Д. Росса, которые при изучении монопольной власти фирм, особое внимание обращают на ее характеристику с точки зрения определенной степени влияния на цены [19]. Они трактуют степень монопольной власти как разницу между ценой и предельными издержками и определяют прямую зависимость монопольной власти фирмы от данной разности, то есть с ее увеличением растет и степень монополизации компании. Специфическое отличие подхода ученых Шерера и Росса заключается в том. что в их трудах основной упор делается на популярную практику работы антимонопольных структур США. а также акцентируется внимание именно на монопольной власти. Стоит также упомянуть, что особенности их определения монопольной власти имеют сходство с рассматриваемыми положениями А. Лернера в его теории монопольной власти. В их исследованиях осуществляется подкрепление ключевой идеи А. Лернера в виде фактических данных и специальных моделей, которые углубляют его представление о монопольной власти.

Сегодня сохраняются многообразие трактовок, разница между определяющими словами, используемыми определениями. Нами была выявлена общая динамика использования смыслообразующих слов в определении. Для наглядности изменений составлена таблица с трактовкой термина наиболее часто цитируемыми авторами, занимающимися научными разработками в данной сфере, в период с 1990 г. по настоящее время (см. таблицу на с.26).

На данный момент классическое определение рыночной власти таково: способность влиять на цену, по которой она продает свой продукт. Другими словами. если фирма не сталкивается с совершенно эластичной кривой остаточного спроса, она обладает рыночной властью. Смысл этого определения, иногда оставляемого неявным, заключается в том. что фирма

использует эту способность для удержания цены вьппе предельных издержек. По этому определению, величина рыночной власти привязана к величине разрыва между ценой и предельными издержками на прибыль, максимизирующую уровень производства фирмы. Интересно, что в процессе исследования идей рыночной власти в качестве определяющего слова авторы вернулись от «степени» к «способности».

Эволюция понятия определения рыночной власти в экономической науке (1990—2019)

Необходимо сделать вывод, что представленные точки зрения различных авторов носят систематический характер и обобщают исследования в данной области.

В итоге, обобщим, эволюция понятая «рыночная власть» и исследований в этой области заключается в постепенном уходе от изучения степени вмешательства государства к изучению форы достижения. Анализируя содержательный аспект научных работ, мы приходим к выводу о целесообразности формулировки авторского термина «рыночная власть»: власть, которая возникает при применении экономических законов на уровне фирмы, целенаправленном определешш действий других участников рынка, в целях повышения доли участия на рынке.

влияния и получаемых благ. Такая формулировка дает наиболее полную характеристику явлений, акцентирует внимание на влиянии фирмы на деятельность своих конкурентов. Изменения в главном предмете исследований в области рыночной власти претерпевали изменения: начиная от осмыслении ценовой политики, формирования цен перешли к роли государства, степени вмешательства оного и на данный момент все чаще изучается развитие форм захвата, повышения конкурентоспособности.

Чаде всего доя исследований ученые-экономисты выбирают такие способы достижения рыночной власти, как «достижение конкурентоспособности» — ввиду трансформации глобализированных рынков, и «монополия» — по причине частого создания картелей и др.

Задачей нашего исследования также являлось разграничение определений свободной рыночной и монопольной власти: понятие рыночной власти более широкое, чем монопольной. Под монопольной властью понимается власть продавца на рынке монополии. Характерной чертой монопольного рынка является, то, что при формировании цен. равным предельным издержкам, для потребителя не будет иметь значение, принадлежит этот рынок к совершенно конкурентным или нет. Условия же свободной рыночной власти дают возможность компаниям быль конкурентными: распределять свои внутренние ресурсы в качестве источника конкурентного преимущества. Кроме того, они создают такую ситуацию, когда необходимы вложения в развитие для создания нового инновационного продукта, что, в свою очередь, влияет на лояльность потребителей, экономию времени, полное удовлетворение потребностей, тем самым повышая благосостояние и качество жизни населения в целом.

Оценка явления «рыночная класть» в экономической литературе неоднозначна. Стремление к максимизации рыночной власти не должно оцениваться негативно, факторы необходимо исследовать и регулировать.

Используемый термин Ученые

Способность устанавливать такую цен>'. которая превышает издержки, в частности дополнительные, нлн предельные издержки, то есть издержки производства одной дополнительной единицы продукции [21] Луне К. Кабраль

Степень влияния, которой обладают отдельная фирма нлн несколько фирм, на уровень цен н объем производства в отрасли [23] К. Маккон-нелл. С. Брю

Возможность влиять на рынки благодаря инновационному продукту, связанному с достижением конкретного технологического уклада [15] С. Глазьев

Способность влиять на цену, по которой фирма продает свой продукт [22] Дж. Локер

Список литературы

1. Бархатов. В. И. История экономических учений: от древних времен до маржинализма / В. И. Бархатов, Д. С. Бенц, Ю. Ш. Капкаев. — М. : Перо, — 2015. — 201 с.

2. Бархатов, В. И. Институциональная экономика / В. И. Бархатов, Е. С. Силова, Д. А. Плетнев, Е. В. Николаева, Д. С. Бенц. — Челябинск : Челябинский государственный университет. 2017. — 288 с.

3. Бенц. Д. С. Теория конкуренции: pro et contra / Д. С. Бенц. Е С. Силова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2018. — № 3(413). — С. 157—164.

4. Граблин. A.B. Стратегия упреждающего развития в условиях трансформации мировой экономики / А. В. Граблин. Ю. Ш. Капкаев // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и молодых ученых «Теория и практика управления: ответы на вызовы инновационного развития». —М. : Палеотип. 2013. — С. 269—272.

5. Гуриев. С. С. Три источника — три составные части экономического империализма / С. С. Гуриев // Общественные науки и современность. — 2008. — .№3. — С. 134—141.

6. Гэлбрейт. Дж. К. Экономика невинного обмана: правда нашего времени / Дж. К. Гэлбрейт. — М. : Европа. 2009.—88 с.

7. Деменьев. В. В. Экономика как система власти : монография / В. В. Дементьев : науч. ред. А. Г. Семенов. — Донецк : Каштан, 2003. — 403 с.

8. Капкаев. Ю. Ш. Особенности цикличности развития экономики [Электронный ресурс] / Ю. Ш. Капкаев, П. Р. Кадыров // Фундаментальные исследования. — 2017. — № 10-3. — С. 587—593. — URE: http://www.ftmdamental-research.ru/ru/article/view?i(^41880 {дата обращения 31.05.2019).

9. Капкаев. Ю. Ш. Социальные эффекты рынка и роль государства в переходной экономике / Ю. Ш. Капкаев // Всероссийская научно-практическая конференция «Россия в условиях рыночной экономики» : материалы конференции. 25 апреля 2003 г. / сост. Н. А. Любимова. — Челябинск : Урал ЛТД, 2003. —

C. 104—107.

10. Капкаев. Ю. Ш. Масштабы и цели регулирования экономики: государственный капитализм или рынок / Ю. Ш. Капкаев //Новый университет. Серия: Экономика и право. — 2013. — № 12 (34). — С. 9—13.

11. Капкаев. Ю. Ш. Цикличность подходов к экономической политике и движение к социальному государству / Ю. Ш. Капкаев // Материалы Международной научно-практической конференции «Экономическая политика: на пути к новой парадигме». Пятнадцатые Друкеровские чтения : 2 т. Т. 1 / под редакцией Р. М. Нижегородцева. А. И. Тихонова. Н. В. Финько. —М. : Доброе слово, 2013. —С. 156—166.

12. Капкаев. Ю. Ш. Анализ качества человеческого капитала в условиях развития цифровой экономики / Ю. Ш. Капкаев. А. С. Исаева, В. В. Лешинина // Вестник Челябинского государственного университета. — 2019. —№ 3 (425). Экономические науки. Вып. 64. —С. 158—167.

13. Латыпов, Р. И. Развитие конкурентоспособности на основе рыночной власти / Р. И. Латыпов, Ю. Ш. Капкаев // Сборник докладов Всероссийской это научной конференции на памяти оно академика А. И. Татаркина. —Челябинск : Челябинский государственный университет, 2019.

14. Плетнев. Д. А. Концепция корпорации: опыт системно-институционального исследования : монография : в 2 ч. Ч. 2 / Д. А. Плетнев //Челябинск :: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2013. —252 с.

15. Радаев. В. В. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России / В В. Радаев. — М. : Издат. дом Высшей школы экономики. 2011, — 383 с.

16. Тироль. Ж. Рынки и рыночная власть. Теория организации промышленности / Ж. Тироль. — М. : Инфра-М, 2000. — 332 с.

17. Хей. Д. Теория организации промышленности / Д. Хей. Д. Моррис. —М. : Инфра-М. 1999. — 384 с.

18. Хикс. Дж. Теория экономической истории / Дж. Хикс : пер.: Б. М. Болотин. С. Ю. Винокур. —М. : Вопросы экономики. 2006. — 224 с.

19. Шерер. Ф. Структура отраслевых рынков / Ф. Шерер. Д. Росс // М. : Инфра-М, 1997. — 698 с.

20. Barkhatov. V. I. The state capitalism in Russia: new economic ideology / V. I. Barkhatov, A. Kampa.

D. S. Benz. Yu. Sh. Kapkaev// Economic and social development. Varazdin Development and Entrepreneurship Agency, 2018. — P. 73—74. — ISSN/ISBN1849-7543.

21. Keller. W. Multinational Enterprises, International Trade, and Productivity Growth: Firm-Level Evidence from the United States / W. Keller, S. Yeaple // Review of Economics and Statistics. — 2009. — № 91 (4). — P. 821—831.

22. Loecker J. The rise of market power and the macroeconornic implications / J. Loecker, J. Eeckhout. — Cambridge : National bureau of economic research, 2017. —41 p.

23. McConnell. C. R. Economics: Principles. Problems, and Policies / C. R. McConnell. S. Brue. — McGraw. Irwin, 2005. — 733 p.

24. Menger. K. Morality. Decision and Social Organization: Toward a Logic of Ethics / K. Menger // Vieanna Circle. — Collection 6. — D. Reidel Publishing Company, 2012. — 115 p.

25. Mises, L. Human Action: A Treatise on Economics / L. Mises. — 4th rev. ed. — San Francisco : Fox and Wilkes. 1996, —906 p.

26. Porter. M. The Structure within Industries and Companies Performanc / M. Porter. — Review of Economics and Statistics. — 1979. — № 61. — P. 214—227.

Сведения об авторах Капкаев Юнер Шамнльевич — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия, zam@csu.ru

Исаева Анна Сергеевна — аспирантка, старший лаборант кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия. isaeva@csu.iTi

Латыпов Руслан Илынзович — аспирант кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия. Iatypov3030@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 11 (433). Economic Sciences. Iss. 67. Pp. 23—29.

EVOLUTION OF THE CONCEPT OF MARKET POWER IN ECONOMIC SCIENCE

Yu.Sh. Kapkayev

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, zam@csu.ru

A.S. Isaeva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, isaeva@csu.ru

R.I. Latypov

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. Iatypov3030@mail.ru

The question about the essence of the concept of «market power of the firm» is debatable in the scientific community. Despite the wide distribution of this phenomenon, in the economic literature, there are various interpretations of the concept of market power, there is no unambiguous formulation. In this regard, this article presents the results of the analysis obtained while systematizing the definitions and concepts of market power by scientists. Based on the literature review, the history of the formation and development of the concept considered, and a parallel drawn with the development of the original concepts. As a result, an approach proposed to the definition of market power, which more reveals its economic essence explicitly: power that arises when applying economic laws at the firm level, purposefully determining the actions of other market participants, in order to increase the share of participation, influence and benefits received. The purpose of this article is to promote a better understanding of market power by explaining the evolution of its concept, in particular, to distinguish between the concepts of market and monopoly power. Besides, the results can be used to develop a theoretical model for the formation of competitiveness of a company.

Keywords: market power, competitiveness, company, market, economic theory.

References

1. В a rkhatov VI., Bents D. S., Kapkayev Yu. Sir. Is toriya ekon omicheskikh i tcheniy: ot dre\ n ikh i men ten do marzhi-nalizma [History of Economic Thought: From Ancient Times to Marginalism]. Moscow, Pero. 2015.201 p. (In Russ.).

2. Barkhatov V.I., Silova Ye.S., Pletnev D.A., Nikolayeva Ye.V., Bents D.S. InstitutsionaJ'naya ekonomika [Institutional economy], Chelyabinsk, Chelyabinsk State University, 2017. 288 p. (In Russ.).

3. Bents D.S., Silova Ye.S. Teoriya konkurentsii: pro et contra [Competition theory: pro et contra], Vestnik Chelyabin-skogo gosi tdarsn -ennogo imiversiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2018. no. 3(413), pp. 157-164. (In Russ.).

4. Grablin A.V. Strategiya uprezhdayushchego razvitiya v usloviyakh transformatsii mirovoy ekonomiki [A strategy of pre-emptive development in the context of the transformation of the world economy]. Teoriya i praktika upravleniya: otvety л a vyzovy innovatsionnogo razvitiya [Management Theory and Practice: Answers to the Challenges of Innovation Development], Moscow, Paleotip, 2013. Pp. 269-272. (In Russ.).

5. Guriyev S.S. Tri istochnika — tri sostavnyye chasti ekonomicheskogo imperializma [Three sources, three components of economic imperialism], Obshchestvennyye nauki i sovremennost' [Social science and modernity], 2008, no. 3, pp. 134-141. (In Russ.).

6. Gelbreyt Dzh. K. Ekonomika nevimtogo obi nan a: pravda n ash ego vremeni [The economy of innocent deception: the truth of our time]. Moscow, Yevropa, 2009. 88 p. (In Russ ).

7. Dernen'yev V.V. Ekonomika kaksistema vlasti [Economy as a system of power]. Donetsk. Kashtan. 2003. 403 p. (In Russ.).

8. Kadyrov PR. Osobennosti tsikliclmosti razvitiya ekonomiki [Features of the cyclically of the economy]. Fundamental'nyye issledovaniya [Fundamental research]. Aviable at: http://www.fundamental-researcli.ru/ru/ article/view?id=41880, assessed 31.05.2019. (In Russ.).

9. Kapkayev Yu.Sh. Sotsial'nyye effekty rynka i ml' gosudarstva v perekhodnoy ekonornike [The social effects of the market and the role of the state in the transitional economy]. Rossiya v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Russia in a market economy]. Chelyabinsk. Ural LTD. 2003. Pp. 104-107. (In Russ.).

10. Kapkayev Yu.Sh. Masshtaby i tseli regulirovaniya ekonomiki: gosudarstvennyy kapitalizm ili rynok [The scale and purpose of economic regulation: state capitalism or the market], Novyy universitet. Seriya: Ekonomika ipan'o [Anew university. Series: Economy and law], 2013, no. 12 (34), pp. 9-13. (In Russ.).

11. Kapkayev Yu.Sh. Tsiklichnost' podkhodov k ekonornicheskoy politike i dvizheniye k sotsial'nomu gos-udarstvu [Cyclical approaches to economic policy and movement towards a social state]. Ekonomicheskaya pohtika: na puti k novoy paradigme. Pyatnadtsatyye Drukerovskiye chteniya [Economic policy: on the way to a new paradigm. Fifteenth Drucker Readings]. Moscow. Dobroye slovo, 2013. Pp. 156-166. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kapkayev Yu.Sh., Isayeva A.S.. Leshinina V. V. Analiz kachestva chelovecheskogo kapitala v usloviyakh razvitiya tsifrovoy ekonomiki [Analysis of the quality of human capital in the digital economy]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. 2019. no. 3 (425), pp. 158-167. (In Russ.).

13. Latypov R.I.. Kapkayev Yu.Sh. Razvitiye konkurentosposohnosti na osnove rynochnoy vlasti [Development of competitiveness on the basis of market power], Sbornik dokladov Vserossiyskoy eto nauchnoy konferentsii napamyati ono akademika A.I. Tatarkina [Collection of reports of the all-Russian international scientific conference in memory of academician A.I. Tatarkin], Chelyabinsk, Chelyabinsk State University. 2019. (In Russ.).

14. Pletnov D.A. Kontseptsiya korporatsii: opyt sistemno-institutsional'r/ogo issledovaniya [The concept of corporations: the experience of systemic institutional research], Chelyabinsk. 2013. (In Russ.).

15. Radayev V.V. Komu prinadlezhit vlast' na potrebitel'skikh rynkakh: otnosheniya roznichnykh setey i postavshchikov v sovremennoy Rossii [Who owns power in consumer markets: the relationship of retail chains and suppliers in modern Russia]. Moscow, 2011. (In Russ.).

16. Tirol' Zh. Rynki i rynochnaya vlast'. Teoriya organizatsii promyshlennosti [Markets and market power. Theory of industrial organization]. Moscow. Infra-M, 2000. (In Russ.).

17. Khey D., Morris D. Teoriya organizatsii promyshlennosti. Moscow, Infra-M, 1999. 384 p. (In Russ.).

18. Khiks Dz. Teoriya ekonornicheskoy istorii [Theory of economic history]. Moscow. Voprosy ekonomiki, 2006. 224 p. (In Russ.).

19. Sherer F., Ross D. Struktura otraslevykh rynkov [The structure of industry markets]. Moscow. Infra-M, 1997. 698 p.

20. Barkhatov V.I., Kampa A.. Benz D.S., Kapkaev Yu.Sh. The state capitalism in Russia: new economic ideology, Economic and social development, 2018, Varazdin Development and Entrepreneurship Agency. Pp. 73-74.

21. Keller W., Yeaple S. Multinational Enterprises. International Trade, and Productivity Growth: FirmLevel Evidence from the United States. Review of Economics and Statistics, 2009, no. 91 (4), pp. 821-831.

22. Loecker J.. Eeckhout J. The rise of market power and the macroeconomic implications. National bureau of economic research. Cambridge, 2017. 41 p.

23. McConnell C.R., Blue S. Economics. Principles, Problems, and Policies. McGraw-Hill. Irwin, 2005. 733 p.

24. Menger K. Morality, Decision and Social Organization: Toward a Logic of Ethics. Vieanna Circle Collection, 6. D.Reidel Publishing Company, 2012.

25. Mises L. v. Human Action: A Treatise on Economics. 4th rev. ed. San Francisco, Fox and Wilkes, 1996, 906 p.

26. Porter M. The Structure Within Industries and Companies Performance. Review of Economics and Statistics, 1979, no. 61, pp. 214-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.