Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ РОЖДАЕМОСТИ В КИТАЕ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ РОЖДАЕМОСТИ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
политика рождаемости Китая / планирование семьи / структура населения / China Fertility Policy / Family Planning / Population Structure

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цуй Дун

с древнейших времен и по настоящее время Китай всегда был страной с большим населением. Проблемы народонаселения напрямую влияют на социальное и экономическое развитие. Чтобы удовлетворить потребности социального и экономического развития, Китай в разное время формулировал соответствующую политику рождаемости. Будучи «основной национальной политикой» Китая, политика планирования семьи имеет ярко выраженный оттенок «планирования», независимо от того, поощряет ли она рождаемость или контролирует рождаемость. В данной статье рассматривается эволюция политики в области народонаселения и деторождения со времени основания Нового Китая, а также анализируются положительные и отрицательные последствия политики в области деторождения на социальное развитие и структуру населения в разные периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF FERTILITY POLICY IN CHINA

From ancient times to the present, China has always been a country with a large population. Population problems directly affect social and economic development. To meet the needs of social and economic development, China has formulated appropriate fertility policies at different times. As China's "core national policy", family planning policies have a strong connotation of "planning", regardless of whether they promote or control fertility. This article examines the evolution of population and childbearing policies since the founding of New China, and analyzes the positive and negative effects of childbearing policies on social development and population structure in different periods.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ РОЖДАЕМОСТИ В КИТАЕ»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Цуй Дун

магистр Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

625793515@qq.com

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ РОЖДАЕМОСТИ В КИТАЕ

Аннотация: с древнейших времен и по настоящее время Китай всегда был страной с большим населением. Проблемы народонаселения напрямую влияют на социальное и экономическое развитие. Чтобы удовлетворить потребности социального и экономического развития, Китай в разное время формулировал соответствующую политику рождаемости. Будучи «основной национальной политикой» Китая, политика планирования семьи имеет ярко выраженный оттенок «планирования», независимо от того, поощряет ли она рождаемость или контролирует рождаемость. В данной статье рассматривается эволюция политики в области народонаселения и деторождения со времени основания Нового Китая, а также анализируются положительные и отрицательные последствия политики в области деторождения на социальное развитие и структуру населения в разные периоды.

Ключевые слова: политика рождаемости Китая, планирование семьи, структура населения

Население Китая выросло с 400 миллионов человек на момент основания Китайской Народной Республики в 1949 г. до 1,4 миллиарда сегодня. Этот процесс развития пережил резкое сокращение численности населения из-за факторов войны, «бэби-бум» в мирное время, периодическую стагфляцию населения из-за стихийных бедствий и компенсаторный «бэби-бум», сформировавшийся при достаточных материальных условиях жизни, в уровне рождаемости, вызванном политическим руководством, рост населения Китая замедлился. По мере того, как повышается уровень образования людей, улучшается социальный статус женщин, улучшаются медицинские услуги и услуги здравоохранения, а люди стремятся к более высокому качеству жизни и духовному смыслу, новые идеи рождаемости и жизненные стремления изменили традиционные концепции рождаемости людей. Впервые в конце 2022 г. произошел отрицательный рост, а в конце 2023 г. отрицательные темпы прироста населения усилятся.

Исходя из основного содержания политики планирования семьи, политику планирования семьи можно разделить на следующие этапы:

1. Этап поощрения деторождения (1949 ~ 1953 гг.)

На этом этапе распределения социалистических ресурсов, будь то в городе или деревне, распределение продукции и жизненных материалов смещено в сторону многодетных семей. Мао Цзэдун считал, что развитие и построение социализма требует больше сил. 21 сентября 1949 г. он заявил на первом пленарном заседании Народного политического консультативного совета Китая: «Наше преимущество состоит в том, что мы имеем население в 475 миллионов человек и землю в 475 миллионов человек». В этот период была даже введена политика ограничения контрацепции и абортов, а правительство настоятельно поощряло людей иметь детей. 20 апреля 1950 г. Министерство здравоохранения Китайской Народной Республики и Министерство здравоохранения Военной комиссии совместно издали «Меры по ограничению абортов для женщин-кадров в правительстве и военных делах», в которых предусматривалось, что «в целях для обеспечения безопасности матери и жизни следующего поколения незаконные аборты запрещены». В 1953 г. Министерство здравоохранения уведомило таможню о запрете ввоза противозачаточных средств и лекарств на том основании, что они «несовместимы с

национальной репродуктивной политикой». Эта политика укрепила представления и поведение людей о необходимости иметь больше детей.

2. Изменения и итерации политики (1954-1959 гг.)

Политика поощрения деторождения резко изменилась после первой переписи населения 1953 г. В это время население Китая достигло более 600 миллионов человек, что намного выше, чем ожидалось. Учитывая отсталую производительность Китая, ограниченность ресурсов и отсталую всеобъемлющую национальную мощь в то время, все, от центрального руководства до академического сообщества, выдвинули некоторые взгляды на контроль над рождаемостью. В марте 1955 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая опубликовал в докладе партийной группы Министерства здравоохранения инструкции по контролю над рождаемостью: «Контроль над рождаемостью является важным политическим вопросом, связанным с жизнью людей». Комитет объявил Национальную программу развития сельского хозяйства на 1956-1967 гг.», в общих чертах четко сказано: «За исключением территорий, принадлежащих этническим меньшинствам, во всех густонаселенных местах пропагандируйте и пропагандируйте контроль над рождаемостью и пропагандируйте плановые роды». В 1957 г. Мао Цзэдун заявил: «Мы должны способствовать контролю над рождаемостью. Было бы лучше иметь меньше детей и планирование семьи...». Однако «Большой скачок» и последовавший за ним Великий голод изменили направление демографической трансформации Китая. Преувеличенный подход к «Большому скачку» вселил в некоторых лидеров того времени оптимизм в отношении демографической ситуации. Поскольку экономист Ма Иньчу, выступавший за ограничение роста населения, подвергся критике по всей стране, политика контроля над рождаемостью была задушена в зародыше.

3. Испытательный этап мер по планированию семьи (1960-1969 гг.).

После провала «Большого скачка» и окончания трехлетнего периода стихийных бедствий после основания Нового Китая возник второй «бэби-бум». Давление роста населения возродило идеи контроля над рождаемостью. В декабре 1962 г. ЦК Коммунистической партии Китая и Госсовет издали «Инструкцию по серьезному содействию планированию семьи», предписывающую партийным комитетам и правительствам всех уровней поставить эту работу на повестку дня. В первые дни «Культурной революции», хотя партия и правительство не отказались от политики контроля над чрезмерным ростом населения, и все еще проводили политику рождаемости, чтобы ограничить рост населения, социальная среда находилась в состоянии анархии и некоторой органы планирования семьи потеряли свою исполнительную власть, она была даже отменена «Революционным комитетом», реальная работа по контролю над рождаемостью застопорилась, а население находилось в состоянии слепого развития.

4. Этап формирования и всестороннего продвижения политики «планирования семьи» (1970-1980 гг.).

Потрясения «Культурной революции» привели к упадку экономики, а население продолжало расти. В 1969 г. общая численность населения страны превысила 800 миллионов человек, что сделало и без того острое противоречие между населением и экономикой еще более заметным. Эта объективная реальность вынуждает партийных и государственных лидеров вновь заявить о важности контроля над продолжающимся ростом населения после восстановления национальной экономики.

В 1970 г. премьер-министр Чжоу Эньлай сказал: "Планирование семьи входит в сферу национального планирования. Если вы даже не можете планировать численность населения, зачем вам национальный план?" В 1973 г. на первом национальном совещании по отчетам о работе по планированию семьи официально была предложена политика «планирования семьи» и пропагандировалась ее по всей стране. В 1978 г. был создан полный набор учреждений и операционных моделей планирования семьи. В этом году на заседании ведущей группы

Госсовета по планированию семьи были предложены новые требования к количеству детей, которые должны иметь супружеские пары: «предпочтительно один и максимум два».

5. Этап строгой политики комплексного осуществления политики "планирования семьи" (осень 1980 г. - весна 1984 г.)

Политика «планирования семьи» оказалась очень эффективной после ее реализации. Однако из-за инерции роста населения, согласно соответствующим прогнозам, для достижения цели по численности населения не более 1,2 млрд к концу XX в. должна быть реализована политика только одного ребенка на пару. В то же время, благодаря внедрению системы совместной производственной контрактной ответственности, качество жизни фермеров значительно улучшилось по сравнению с предыдущим периодом, а также увеличилось их желание иметь детей. На этом фоне по всей стране стала осуществляться более ограничительная политика «одного ребенка», то есть политика «в семье может быть только один ребенок». Средства реализации политики «планирования семьи» включают изменение представлений людей о рождаемости посредством пропаганды в средствах массовой информации, ограничение поведения в отношении рождаемости посредством надзора и управления на низовом уровне, а также контроль уровня рождаемости с помощью противозачаточных средств и лекарств, а также искусственных абортов. Это резко противоречит законам против абортов, принятым в начале 1950-х гг. В 1982 г. в третьем номере журнала «Население и экономика» за подписью У Шаньшаня была опубликована статья «Аборт, моральен ли аборт?». В статье говорилось: «Каков стандарт измерения моральности искусственного аборта и абортов? Все, что отражает общие интересы всех людей и соответствует интересам подавляющего большинства людей, является моральным, в противном случае — аморальным. Поэтому искусственный аборт и аборты считаются аморальными. Неправильно говорить, что это аморально».

6. Планомерное совершенствование и законодательный этап политики планирования семьи (1984~2012 гг.).

Работа по планированию семьи в Китае находится в затруднительном положении из-за серьезного конфликта между реализацией политики «планирования семьи» и желанием населения в целом иметь детей. В ходе реализации политики «планирования семьи» для достижения целей контроля рождаемости было принято множество административных, экономических и других принудительных мер, которые привели к множеству негативных последствий. Чтобы сократить разрыв между политикой и желаниями рождаемости и ослабить противоречие между государством и народом, центральное правительство 13 апреля 1984 г. направило документ № 7 «Отчет о ситуации с планированием семьи», который требовал дальнейшего улучшения конкретных условий. Подробная информация о текущей работе по планированию семьи. Основные из них: @ В сельской местности можно завести второго ребенка при наличии разрешения в соответствии с установленными условиями; @ Категорически запрещается иметь второго ребенка и нескольких детей сверх плана; @ Строго запрещаются фаворитизм и злоупотребления служебным положением, а с кадрами, которые занимаются нездоровой практикой в вопросах рождаемости, необходимо решительно бороться и наказывать. В марте 1988 г. Политбюро ЦК провело специальное заседание Постоянного комитета, на котором были внесены некоторые коррективы в действующую политику планирования семьи и народонаселения: национальные кадры, служащие и городские жители, за исключением особых обстоятельств, и утверждены , пара может иметь только одного ребенка, сельские жители действительно сталкиваются с практическими трудностями, в том числе в семьях с одной дочерью, и те, кто желает иметь второго ребенка, могут, с одобрения, иметь интервал в несколько лет, прежде чем завести второго ребенка; независимо от обстоятельств, они не могут иметь третьего ребенка.

14 мая 1991 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет приняли прагматичное «Решение об усилении работы по планированию семьи для строгого контроля над ростом населения», основанное на разрыве между реальными возможностями контроля над рождаемостью и политикой. Целевой план контроля народонаселения на период с 1991 по 2000 г. реально установлен на уровне среднегодового естественного прироста в пределах 12,50%, то есть общая численность населения будет контролироваться в пределах 1,3 миллиарда к концу 2000 г. 29 декабря 2001 г. был обнародован «Закон Китайской Народной Республики о планировании семьи», который узаконил первоначальные положения политики: «Государство стабилизирует текущую политику планирования семьи, поощряет граждан позже вступать в брак и позже заводить детей, а также поощряет пара родит одного ребенка; в соответствии с законом, если условия предусмотрены нормативно-правовыми актами, вы можете попросить организовать рождение второго ребенка».

7. Корректировка и переходный этап политики планирования семьи (с 2013 г. по настоящее время)

В ноябре 2013 г. была введена политика, согласно которой пары, в которых один из родителей является единственным ребенком, могут иметь двоих детей. 29 октября 2015 г. Пятый пленум ЦК Коммунистической партии Китая 18-го созыва принял решение «полностью реализовать политику, позволяющую паре иметь двоих детей». 35-летняя политика Китая «один ребенок в семье» подошла к концу. 31 мая 2021 г. Политбюро ЦК КПК отметило, что пара может иметь троих детей и будут реализованы меры поддержки. С тех пор в различных регионах были реализованы различные стимулы для поддержки молодых людей, имеющих детей. Однако до сих пор нет никаких препятствий для того, чтобы Китай вступил в эпоху отрицательного прироста населения. Десятилетия жесткой политики контроля над рождаемостью оказали необратимое и разрушительное воздействие на демографическую структуру Китая. С развитием экономики и общества Китая, повышением уровня образования людей, улучшением качества жизни и изменением концепций рождаемости возникли демографические проблемы, такие как низкий уровень рождаемости, сокращение работающего населения и старение населения.

Прошло более пятидесяти лет с тех пор, как была реализована демографическая политика Китая, направленная на ограничение роста населения. На ранних этапах политики удалось эффективно сдержать импульс быстрого роста населения, успешно достичь цели низкого прироста населения, смягчить противоречие между населением, землей и ресурсами, способствовать устойчивому развитию общества и бремя страны на средства, продовольствие и ресурсы было облегчено. Жесткий спрос и нехватка ресурсов в сырье, энергетике, транспорте, муниципальной инфраструктуре, образовании, сфере услуг, жилье и занятости.

Но в то же время было много негативных последствий. Подводя итог, это в основном отражается в следующих аспектах: Во-первых, проблема гендерной структуры населения. При условии, что в семье может быть только один ребенок, традиционная концепция Китая отдает предпочтение мальчикам. В результате сегодня возник серьезный дисбаланс в соотношении полов. Во-вторых, существует проблема возрастной структуры населения. В условиях резкого сокращения общей численности населения возрастная структура населения также будет стремительно стареть, и все более актуальным станет вопрос ухода за пожилыми людьми. Это значительно усилит давление на молодое работающее население Китая, заставляя его нести бремя пенсионного страхования, медицинского страхования и ухода за пожилым населением в будущем, что приведет к резкому увеличению доли средств, используемых на потребление, в будущем национальном доходе, и соответствующее уменьшение доли средств, используемых для накопления, что серьезно повлияет на экономическое развитие, значительно ослабит жизнеспособность всей социальной группы

моей страны в новаторстве, инновациях и адаптации к научно-техническому развитию в будущем. В-третьих, вопрос трудоустройства рабочей силы. Долгосрочное снижение уровня рождаемости и сопутствующее явление старения неизбежно окажут влияние на рынок труда, например, сокращение численности рабочей силы, изменение возрастного состава рабочей силы и влияние на участие в рабочей силе. В-четвертых, влияние на размер, структуру и функции семьи. Если старение населения и нехватка рабочей силы являются макропоследствиями снижения уровня рождаемости, то сокращение размера семьи является микропоследствием снижения уровня рождаемости. Сокращение размера семьи напрямую влияет на изменение характеристик потребительского спроса семьи, что, в свою очередь, влияет на развитие всего общества. В-пятых, вопросы здоровья и безопасности только детей. Исследования социологов показали, что большинство единственных детей более индивидуалистичны по личностным качествам, чем их родители, а также менее склонны к сотрудничеству, щедрости и терпимости.

Литература:

1. Национальное бюро статистики («Координация стратегии развития населения и реализация сбалансированного развития населения - 21-я серия отчетов о достижениях экономического и социального развития за 40 лет реформ и открытости»), 2018.09.18. URL: http://www. stats.gov.cn/ztj c/ztfx/ggkf40n/201809/t20180918_1623598.html (дата обращения: 1.03.2024).

2. Национальное бюро статистики («Статистический ежегодник Китая за 2021 г.»). URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2021/indexch.htm (дата обращения: 1.03.2024).

3. China statistic yearbook, 2020. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2020/indexch.htm (дата обращения: 1.03.2024).

(дата обращения: 1.03.2024).

References:

1. Nacional'noe bjuro statistiki («Koordinacija strategii razvitija naselenija i realizacija sbalansirovannogo razvitija naselenija - 21-ja serija otchetov o dostizhenijah jekonomicheskogo i social'nogo razvitija za 40 let reform i otkrytosti»), 2018.09.18. URL: http://www.stats.gov.cn/ztj c/ztfx/ggkf40n/201809/t20180918_1623598.html (data obrashhenija: 1.03.2024).

2. Nacional'noe bjuro statistiki («Statisticheskij ezhegodnik Kitaja za 2021 g.»). URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2021/indexch.htm (data obrashhenija: 1.03.2024).

3. China statistic yearbook, 2020. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2020/indexch.htm (data obrashhenija: 1.03.2024).

4. National bureau of statistics. URL: https://data.stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=C01&zb=A0303&sj=2020 (data obrashhenija: 1.03.2024).

THE EVOLUTION OF FERTILITY POLICY IN CHINA

Cui Dong

Master of Faculty of Sociology of Moscow State University named after M.V. Lomonosov 625793515@qq.com

Abstract: From ancient times to the present, China has always been a country with a large population. Population problems directly affect social and economic development. To meet the

needs of social and economic development, China has formulated appropriate fertility policies at different times. As China's "core national policy", family planning policies have a strong connotation of "planning", regardless of whether they promote or control fertility. This article examines the evolution of population and childbearing policies since the founding of New China, and analyzes the positive and negative effects of childbearing policies on social development and population structure in different periods.

Keywords: China Fertility Policy, Family Planning, Population Structure

Для цитирования: Цуй Дун. Эволюция политики рождаемости в Китае// Архонт, 2024. № 1(40). С. 109-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.