Научная статья на тему 'Эволюция погребальной обрядности на примере погребальных сооружений'

Эволюция погребальной обрядности на примере погребальных сооружений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
458
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГРЕБАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ / ЧАСОВНЯ УСЫПАЛЬНИЦА / ПОГРЕБАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ / CEMETERY MONUMENT / FUNERAL RITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Панин А. С.

Посвящена надгробным сооружениям Тульского края, на примере эволюции которых можно представить развитие погребальной обрядности в России. Можно сделать вывод, что возникший в первые века новой эры христианский погребальный обряд в сущностных чертах сохранялся в разных типах дореволюционной русской культуры (дворянской, крестьянской, церковной) вплоть до начала ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION FUNERAL RITE ON EXAMPLE OF THE CEMETERY MONUMENT

The article is dedicated cemetery monument to Tula’s region, on example of the evolutions which possible present the development funeral rite in Russia. Possible draw a conclusion that arisen in the first ages of the new era Christian funeral rite in main was saved in different types of the prerevolutionary Russian culture (the nobleman’s, peasant s, church’s) up to begin XX age.

Текст научной работы на тему «Эволюция погребальной обрядности на примере погребальных сооружений»

УДК 2 (470. 312)

ЭВОЛЮЦИЯ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПОГРЕБАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

А. С. Панин

Посвящена надгробным сооружениям Тульского края, на примере эволюции которых можно представить развитие погребальной обрядности в России. Можно сделать вывод, что возникший в первые века новой эры христианский погребальный обряд в сущностных чертах сохранялся в разных типах дореволюционной русской культуры (дворянской, крестьянской, церковной) вплоть до начала ХХвека.

Ключевые слова: погребальное сооружение, часовня-усыпальница, погребальная обрядность.

Изучение памятников погребальной культуры не только даёт представление о тех или иных типах надгробных памятников, их художественных особенностях, семантики изображений и эпитафиях погребённых, но и позволяет использовать материалы некрополей в целом как исторические источники. О необходимости комплексного изучения исторических провинциальных кладбищ как исторических источников ещё в 1999 году говорила И.Г. Ковшарь, первый директор музея «Тульский некрополь» [1]. По словам французского историка Филиппа Арьеса «проблема отношения к смерти и понимания потустороннего мира - составная часть более общей проблемы ментальностей...» [2. С. 6]. Можно говорить о содержательном единстве представлений о смерти и погребениях (ментальный план), традиционного поминального и похоронного обряда (ритуальный план), совокупности захоронений, надгробных памятников, их описаний (материальный план). Таким образом, изучая изменение типов надгробий во времени, мы получаем возможность проследить эволюцию погребальной обрядности, за которой, в свою очередь, стоят изменения в осознании мира - мира, где на протяжении большей части истории человечества «посюстороннее» и «потустороннее» дополняло друг друга и находились в тесной взаимосвязи.

Уже первые погребения христиан определялись хрисианскими представлениями о посмертной судьбе человека. «Смерть, которая, конечно, в судьбе человека - перемена радикальная. представляет собой не наказание, а возможность. Человек умирает, а затем воскресает - вослед Христу, воскресшему из мёртвых.» [3. С. 13].

В самом начале христианской истории местами для собраний и богослужений стали катакомбы, служившие христианам убежищем от преследований, а также местом богослужений и погребений. Процесс погребения христианина сопровождался церковной службой. Сами места погребения подразумевали периодическое совершение поминальных служб. Гробница мученика в подземном христианском храме могла служить престолом, что обнаруживает тесную связь между погребальной обрядностью и храмовой архитектурой. Про-

стейший тип погребального сооружения в катакомбах - 1оси1ш, прямоугольная ниша, вырубленная перпендикулярно стене коридора или склепа. После захоронения тела в одну из таких ниш вход в нее закладывали крупной черепицей или мраморными плитами [4].

После крещения Руси на территории нашей страны также появляются подобные погребальные сооружения. «В некоторых храмах Тулы сохранились надгробия в стенах, внутри и извне. Захоронения в храмах считались почётными. Нередко храмы строились как усыпальницы» [5. С. 131]. Уже одни из наиболее ранних сохранившихся захоронений в Туле соответствуют раннехристианской погребальной традиции и подтверждают взаимосвязь христианских погребений и христианских храмов. «В Успенском соборе Кремля сохранились два надгробия над местом погребений... Надгробия не имели каких-либо единых форм... Общее - мемориальная функция.. Сама надпись имени на сакральном предмете несла мемориальную функцию - поминовение» [5. С. 133136].

В целом, если сравнить древние христианские погребения и православные погребения нового времени, можно прийти к выводу, что сущностные черты христианского погребального обряда, связанные с верой в «жизнь будущего века», сохраняются, по крайней мере, до XVIII столетия.

О дальнейшей эволюции погребальной обрядности мы можем сделать некоторые выводы, обратившись к такому типу погребальных сооружений, как склепы или усыпальницы. В настоящее время на крупнейшем историческом кладбище города Тулы - Всесвятском - сохранилось только несколько подобных сооружений, в основном сильно разрушенных.

Склеп (польск. Бк1ер — «свод, подвал, лавка») — наземное или подземное помещение, предназначенное для захоронения умерших. Усыпальница -синоним. С пометкой книжн[ное] понятие склеп, приведено в Толковом словаре Ожегова и определяется как «помещение для погребения, обычно членов одного рода, одной семьи. У[сыпальница] фараона» [6. С. 839]. Не сохранившиеся в первоначальном виде родовые усыпальницы зачастую не отражают смысла заложенного в них при строительстве.

Уникальным памятником архитектуры является родовая усыпальница графов Бобринских (п. Бобрик-гора (г. Донской), Тульская область). В 1813 году в связи со смертью первого графа рода Алексея Георгиевича Бобринского (внебрачного сына Екатерины II) его женой Анной Владимировной было решено построить мавзолей-усыпальницу. В 1815 году по проекту крепостного архитектора Василия Милинского, ученика Ивана Старова, возводится белокаменная усыпальница - монументальная купольная ротонда. Усыпальница была построена также в стиле классицизма и гармонично дополняла дворцовый ансамбль. Она была спроектирована так, чтобы в нижней ее части - склепе -можно было производить захоронения, а в верхней - часовне - совершать поминальные службы. Именно как часовня «усыпальница графов Бобринских» обозначена на первоначальном архитектурном плане. Службы в часовне шли практически каждый день. Последняя служба состоялась в двадцатых годах прошлого века. Как часть архитектурного ансамбля XVIII-XIX веков ротонда -

усыпальница -сохранилась до наших дней. О её назначении напоминает установленный на куполе крест.

Таким образом, изначально усыпальница графов Бобринских представляла собой храмовое сооружение - часовню. Форма данной часовни-усыпальницы является достаточно редкой для храмовой архитектуры, однако имеет свои аналоги среди известных православных храмов.

Храмы-ротонды сооружались преимущественно в Южной Руси. Собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, представляющий собор полуротонду, построен по приказу патриарха Никона в подражание иерусалимскому храму Гроба Господня. Наиболее ранняя из дошедших до настоящего времени от всей 1-й половины XVIII века ротонд — Церковь Рождества Богородицы в подмосковном Подмоклове. В Санкт-Петербурге в форме ротонды выстроена, например, Троицкая церковь (1785—1790, архитектор Н.А. Львов). В новое время форма храма определялась преимущественно господствующим архитектурным стилем.

Известен храм-ротонда в честь Святителя Димитрия Ростовского в селе Суханове, построенный по проекту швейцарский архитектора, работавшего в основном в Москве Доменико Жилярди (Ботешсо ОПагёц 1785—1845) и представляющий собой образец московского ампира. В Суханове, бывшем в XVIII веке усадьбой князей Волконских, были две церкви: Рождества Богородицы и Димитрия Ростовского. Храм Святителя Димитрия Ростовского заложила 30 мая 1813 г. княгиня Екатерина Алексеевна Волконская (урожденная Мельгуно-ва) в память супруга генерал-лейтенанта Дмитрия Петровича, скончавшегося в сентябре 1812 года от ран, полученных во время Отечественной войны. Церковь была освящена в 1814 году и до 1860 года считалась домовою князей Волконских, а с октября 1860 года стала приходскою.

По сути, храм в честь Святителя Димитрия Ростовского вплоть до революции 1917 года представлял собой мавзолей князей Волконских. Как и в усыпальнице графов Бобринских, непосредственно под храмом находилось помещение для фамильных захоронений. К концу XIX века в усыпальнице находилось пять захоронений Волконских - Екатерины Алексеевны, Марии Николаевны, Ольги Дмитриевны Волконской и двух Дмитриев Петровичей. Шестая и последняя могила - последнего князя Дмитрия Волконского - располагалась на площадке перед самим храмом. В 1934 □ г. мавзолей Волконских был кардинально перестроен [7].

По своему назначению и храмы, и часовни идентичны. «Часовня - храм в миниатюре, но без алтаря. может заменить храм практически во всё, кроме литургии.» [8. С. 515]. Часовни не предназначались для постоянных или периодических богослужений. Традиционно храмы сооружались только в крупных сёлах и городах. Не из каждой деревни и не каждый мог доехать до храма. Поскольку в деревнях необходимость в богослужениях возникала периодически - молебны, например, служили перед началом любого крупного дела: перед посевом, перед сбором урожая, перед копанием колодца и при его освящении, перед постройкой дома, - то часто сооружали часовни.

На Русском Севере часовни имели вид небольших церквей с колокольнями. В Псковской области почти в каждой деревне до сегодняшнего дня сохранились небольшие по площади (шесть квадратных метров) часовенки, вместо иконостаса имеющие одну-две иконы. Дверь обычно не запиралась, можно было всегда прийти, поставить свечку. В праздники священник после литургии объезжал часовенки в соседних деревнях и совершал молебны. По сути, это были его маленькие приписные храмы.

Когда на Руси появились первые часовни, установить трудно. В XVII в. их строили уже много. Можно предположить, что традиция строить часовни возникла гораздо раньше. В следующем столетии часовен в приходской округе могло насчитываться уже до десятка. Особенно интенсивное строительство развернулось в Х1Х-начале XX вв. В конце XIX в. появляются храмы-часовни, каждый из которых представлял из себя «храм, размером с часовню» и имевший в отличие от последней «алтарь и престол, что даёт возможность совершать. литургию» [8; - С. 506.]. Инициаторами строительства чаще всего выступали жители какой-либо деревни или двух - трех деревень, реже священнослужители. Бывало много случаев, когда часовни строились как бы стихийно.

Строились часовни в разных местах, по различным поводам и причинам. Они могли сооружаться в деревне, за околицей, на источниках (родниках). «Ч[асовни] строились как надгробные памятники на могилах мучеников, а также на месте входа в подземные церкви. там, где чудесным образом проявилась милость Божия, и там, где совершилось важное событие в жизни Церкви или государства» [8. С. 515.]. Строили часовни на древних кладбищах-жальниках или новых кладбищах, возникающих в XVIII в. за границами прихода той или иной церкви. На кладбище можно увидеть оба типа часовен: часовня для отпевания (приписная к храму) и памятник на могиле, выполненный в форме часовни, куда можно пригласить священника для совершения поминальной службы [9].

Одна из подобных часовен сохранилась на Всесвятском кладбище города Тулы. Это склеп-часовня дворянской семьи Н.И. Ждановского (конец XIX в.). Также известен ряд надгробий в виде часовен (например, на могиле П.М. Покровского). Надгробие в виде часовни предусматривало размещение иконы и лампады и фактически являлось не просто памятником, но прежде всего богослужебным сооружением. Можно предположить, что каждый из склепов-усыпальниц по основному назначению был часовней.

В кладбищенских часовнях совершаются только отпевание и поминальные службы. Поскольку и в том, и в другом случае Престол не нужен, часовня в полной мере могла заменить храм. Основная функция намогильной часовни - поминальная. По вероучению Православной Церкви, назначение погребального обряда - облегчить душе умершего путь в Царство Небесное, оградить покойного от «нечистой силы», замолить его грехи перед Богом. Одновременно обряд нес идею связи живых и мертвых. Обычаи и обряды православного поминального цикла предусматривали регулярное посещение могил родственников, проявление заботы об умерших в виде молений и ряда других обрядовых действий.

Можно говорить, что суть погребальных сооружений как «места богослужений», территории освященной, а значит, максимально обеспечивающей христианину «жизнь будущего века», сохраняется без изменений, по крайней мере, до начала ХХ века. Возникший в первые века новой эры христианский погребальный обряд в сущностных чертах сохранялся в разных типах в дореволюционной русской культуре (дворянской, крестьянской, церковной). «Религиозность, т. е. практика веры и благочестия. не формировалась как социальный «заказ» дворян, крестьян или купцов. Православная религиозность возникла как ответ. отвечающий внутренней потребности людей разных социальных групп» [10. С. 4].

На основании анализа эволюции погребальных сооружений можно говорить об отдельных изменениях общего обряда, определяемых господствующей культурой или другими формами единой национальной культуры, волей заказчика или характером религиозных представлений исполнителя. Что в большей степени повлияло на внешний вид и форму погребального сооружения предстоит выяснить в отдельном исследовании.

Список литературы

1. Ковшарь И. Г. К вопросу о музеефикации исторических кладбищ г. Тулы//Куликово поле: вопросы историко-культурного наследия// Труды науч.-практ. конф. «Куликово поле - уникальная культурно-историческая и природная территория. Проблемы изучения и сохранения военно-исторического и природного наследия Центральной России» (Москва - Тула, 25 - 27 октября 1999 г.). Тула: Тульский полиграфист, 2000. С. 467-472.

2. Арьес Ф.Человек перед лицом смерти. М.: Издат. группа «Прогресс - Академия», 1992.

3. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях/ составитель Джекоб Ньюзнер. М.: ББИ св. апостола Андрея, 2003.

4. Денисенко И.Н. К вопросу использования подземных сооружений в культовых целях. [Электронный ресурс] http://underpass.h17.ru/readartic1e.php7artic1e 1ё=15

5. Дзиговская Л. Н. Табличка-надгробие внутри храмов Ту-лы//Столица и провинция в отечественной и всемирной истории: Материалы Всерос. науч. конф., посвящённой 100-летию со дня рождения В. Н. Ашуркова: в 2 т. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2004. Т.2.

6. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Рус. яз., 1991.

7. Наталья Бондарева. Усадьба Суханово. [Электронный ресурс] http://nataturka.ru/usadiba/suhanovo.htm1

8. Мовлева Н. С. Малый православный толковый словарь. М.: Рус. Яз. Медиа, 2005.

9. Зачем строят часовни7 [Электронный ресурс] http://nnm.ru/b1ogs/wanfrried/zachem stroyat chasovni

10. Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв: Этнографические исследования и материалы. М.: Наука, 2002.

Панин Алексей Станиславович, канд. ист. наук, доцент, Aspid71@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

EVOLUTION FUNERAL RITE ON EXAMPLE OF THE CEMETERY MONUMENT

A.S. Panin

The article is dedicated cemetery monument to Tula's region, on example of the evolutions which possible present the development funeral rite in Russia. Possible draw a conclusion that arisen in the first ages of the new era Christian funeral rite in main was saved in different types of theprerevolutionary Russian culture (the nobleman's, peasants, church's) up to beginХХage.

Kew words: cemetery monument, funeral rite.

Panin Aleksey Stanislavovich, candidate of the History sciences, assistant professor, As-pid71@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 930: 66 (093) (470) «1928/1941»

РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В РСФСР: ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ (1928-1941 гг.)

П.А. Соколов

Посвящена освещению некоторых источников в историографическом исследовании темы развития химической индустрии в РСФСР (1928-1958 гг.).

Ключевые слова: химическая промышленность, историография, источники, пятилетка, съезд, конференция, партия, правительство, законодательные органы, резолюции, стенографический отчет.

В процессе исследования историографии проблемы развития химической промышленности в РСФСР (1928-1958 гг.) допустимо обозначить один из периодов - конец 1920-х - предвоенные месяцы 1941 гг.

В связи с тем, что инициатором процесса развития химической индустрии в стране выступало государство, значимую роль в историографии играют публикации партийных, правительственных документов, материалы законодательных органов, содержащие установки на развитие отрасли.

Документы партии можно условно разделить на международные, общесоюзные, региональные. Международные - материалы конгрессов Коминтерна и пленумов Исполнительного комитета Коммунистического Интернацио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.