Научная статья на тему 'Эволюция подходов в теории потребительского спроса'

Эволюция подходов в теории потребительского спроса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герман Елена Александровна, Дмитриев Александр Георгиевич, Козелецкая Татьяна Александровна

Кратко рассмотрена история возникновения (В. Парето) и использования (Дж, Р, Хикс) концепции безразличия в теории потребительского спроса. Установлено принципиальное отличие концепции безразличия по Парето от концепции по Хиксу, лежащей в основе порядкового подхода и приведшей к появлению аксиоматической теории порядковых функций полезности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герман Елена Александровна, Дмитриев Александр Георгиевич, Козелецкая Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция подходов в теории потребительского спроса»

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 6' 2008. Экономические науки ^

Герман Е.А., Дмитриев А.Г., Козелецкая Т.А. Эволюция подходов в ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА

Одной из базовых в микроэкономике является теория потребительского спроса. Базируется она на модели рационального потребления, в соответствии с которой потребитель, располагая некоторым доходом, совершает покупки товаров и услуг, стремясь максимальным образом удовлетворить свои многочисленные потребности.

Этот психологический принцип поведения людей (принцип пользы), как известно, был сформулирован И. Бентамом [1] и привел к появлению понятия «полезность», как названия (имени, идентификатора) некоторой величины, предназначенной для сопоставления пользы от потребления разных благ.

На его основе появилась и развивалась теория потребительского спроса. Следуя Р.М. Энтову [2] и Дж.Р. Хиксу [3] отметим ключевые моменты ее развития.

В начале XX века популярной была теория А. Маршалла. Строилась она на концепции, в соответствии с которой потребитель максимизирует общую полезность, обусловленную потреблением многих благ.

В своих суждениях Маршалл, опирался на закон убывающей предельной полезности и пришел к выводу, что предельные полезности товаров должны быть пропорциональны их ценам. Однако, по мнению Хикса [3], Маршалл оставил без удовлетворительного ответа важные вопросы теории: «что представляет собой та «полезность», которую максимизирует потребитель и каково точное обоснование закона убывания предельной полезности»?

Упомянутая концепция Маршалла составляет основу так называемого количественного подхода в теории потребительского спроса. Однако математическую модель, в которой связывались бы количество полезности с количеством потребляемых благ, найти в то время не удалось, что привело в тупик это направление теории.

В современной учебной литературе, как известно, в качестве причины этого тупика указываются метрологические проблемы - неопределенности с методом измерения полезности и единицей ее измерения (название единице - «ютил», тем не менее, было дано).

Значительный вклад в развитие теории потребительского спроса внес В.Парето. Оставаясь в рамках концепции Маршалла, он исследовал проблему потребления взаимосвязанных - взаимодополняемых и конкурирующих - товаров (благ), предназначенных для удовлетворения некоторой потребности. При этом он использовал графический метод, предложенный Эджуортом [3], суть которого, как известно, состоит в следующем.

Если рассматривать потребление лишь одного блага, то на плоскости можно изобразить гипотетическую кривую (кривую полезности), откладывая количество блага по одной оси, а величину полезности, извлекаемую в результате его потребления - по другой. Если же рассматривать потребление двух благ, то, действуя аналогичным образом, но в трехмерном пространстве, можно построить поверхность полезности. На ней можно указать множество точек (указать линию), соответствующих некоторому фиксированному значению полезности. Таких линий на поверхности полезности можно нарисовать огромное множество. Их проекции на плоскость товаров будут представлять собою так называемые линии уровня.

При рассмотрении особого случая потребления двух благ - потреблении взаимосвязанных благ Парето называл эти линии уровня кривыми безразличия.

Применительно к взаимосвязанным товарам использование понятия «безразличие» весьма удачно, т. к. тем самым вполне адекватно отражается отношение потребителя к наборам, представленным точками на той или иной кривой постоянной полезности. Потребителю действительно безразлично, какой из таких наборов выбрать, если каждый из них призван удовлетворять одну и туже потребность, а их потребление вызывает одинаковое удовлетворение. Например, для удовлетворения потребности в животном белке можно потреблять говядину, баранину, свинину, мясо птицы и др. Потребителю действительно может быть безразлично какой набор из этих продуктов, потреблять, лишь бы это приносило одинаковое удовлетворение.

Теоретические основы экономики и управления

В 1934 г. Дж. Хикс предложил пересмотр [3] сложившихся в то время представлений в теории полезности, заложив тем самым основы так называемого порядкового подхода. Суть предложений Хикса состояла в использовании понятия кривых безразличия не только для наборов из взаимосвязанных товаров, как это делал Парето [3]1, но и для наборов, состоящих из любых благ2, предполагая при этом, что потребитель в состоянии некоторым образом ранжировать такие наборы по некоторой шкале предпочтений.

Посмотрим, на сколько состоятельны допущения Хикса о существовании шкалы предпочтений в отношении наборов, состоящих из любых, не обязательно взаимосвязанных благ.

Очевидно, что понятие «предпочтение» имеет смысл употреблять в отношении только таких благ, которые служат для удовлетворения одной и той же потребности. Например, как упоминалось, для удовлетворения потребности в животном белке можно использовать говядину, баранину, свинину, мясо птицы и т. п. и рассуждения о предпочтениях одного из видов мяса другому вполне уместны. При решении же вопроса, «а что же купить?», «какой сделать выбор?», безусловно, личные вкусы, национальные и религиозные традиции и т. п., т.е. предпочтения, играют важную роль. Но не только они определяют потребительский выбор. Финансовые возможности тоже определяет его. Потребитель всегда делает свой выбор, руководствуясь и предпочтениями и финансовыми ограничениями. Личные предпочтения и финансовые ограничения есть не что иное, как независимые факторы, определяющие выбор потребителя.

Если говорить о наборе взаимосвязанных благ, то состав его определяется предпочтениями, а количество каждого из них - финансовыми ограничениями. В нашем примере предпочтения определяют виды потребляемого мяса, а финансовые ограничения их количества. При неизменных предпочтениях и изменениях дохода, цен или того и другого одновременно выбор количества каждого из благ в наборе, в общем случае, будет разным. Точно так же и изменение предпочтений при неизменных доходах и ценах ведет к их изменению. На основе только предпочтений выбор делается

1 Наборы из взаимосвязанных благ, предназначенных для удовлетворения некоторой потребности, будем называть наборами Парето.

2 Такие наборы будем называть наборами Хикса. Они могут состоять из благ, предназначенных для удовлетворения разных потребности.

в двух случаях. Если финансовых ограничений не существует (российский олигарх), либо если ограничения заранее «отключены». Например, выбор блюд у «шведского стола», когда обед заранее оплачен и поэтому финансовые ограничения при наполнении тарелок не «работают».

В контексте же рассуждений Хикса предпочтения и выбор являются синонимами. Аналогичное толкование можно видеть и у последователей Хикса. В частности у Самуэльсона [4], в его концепции выявленных предпочтений. Сохранилось это толкование и в современной научной и учебной литературе.

Как полагал Хикс, сделанные им допущения, позволят обойти трудности с измерением полезности. Однако, если с современных позиций репрезентативной теории измерений [5, 6] сопоставить количественный и порядковый подходы, то не трудно видеть, что и тот и другой базируются на измерениях, хотя предполагают использование разных типов шкал. В первом случае по умолчанию предполагается использование шкал отношений. Такой тип шкал используется при физических и технических измерениях и требует договоренностей о методах измерений и о системе единиц. Во втором же случае используются субъективные шкалы порядка, для построения которых, как известно, нет необходимости даже упоминать о единицах измерения. Такой тип шкал, в сущности, используется экспертами при бальных оценках. Следует отметить, что с числами, характеризующими тот или иной объект или явление по шкале порядка, допускается весьма и весьма ограниченное число математических операций, в то время как при использовании шкал отношений таких ограничений нет.

Трудности на пути реализации количественного подхода, с одной стороны, и кажущиеся адекватными допущения Хикса обеспечили господствующие позиции порядкового подхода3. Это привело к формированию чисто математической теории4 потребительского спроса, именуемой в литературе

3 Этому, по нашему мнению, способствовал также авторитет Парето и Слуцкого, чьи работы были высоко оценены Хиксом, который считал себя проводником их идей, прямо указывая на это в своей работе [3].

4 Под математическими теориями в той или иной предметной области мы понимает теории, построенные на аксиомах (подобно построению самой математики). В этом контексте понятия «математическая теория» и «математическая модель» не следует рассматривать как синонимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.