Научная статья на тему 'Эволюция подходов к управлению запасами в условиях IV промышленной революции'

Эволюция подходов к управлению запасами в условиях IV промышленной революции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
IV ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЛОГИСТИКА / ТОРГОВЫЕ ЗАПАСЫ / РОБОТИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минуллина Лилия Анваровна

Одно из направлений четвертой промышленной революции логистика 4.0 направлена на создание платформы, центральным элементом которой является управление перемещением сырья и готовой продукции. Таким образом, с помощью логистической платформы и коммуникационных технологий предполагается создание революционной модели распределения ресурсов, которая обеспечит высокую скорость передвижения грузов и уменьшение транспортных затрат. Следовательно, станет возможным подчеркнуть влияние инноваций в области управления запасами. Сложность внедрения нововведений будет определяться осведомленностью организаций в области логистики, важности сотрудничества в получении конкурентных преимуществ за счет использования основных компетенций и связанных с этим динамических возможностей. Актуальность рассматриваемой проблематики связана с тем, что как сегодня, так и в будущем, транспортировка и доставка грузов является одной из значимых статей расходов при реализации товаров или услуг. Данная статья рассматривает связь между мировой историей развития промышленности и витками эволюции логистической сферы. Кроме того, работа содержит свежее и актуальное представление о настоящем и будущем мировой логистики, движении и производства товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минуллина Лилия Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция подходов к управлению запасами в условиях IV промышленной революции»

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАСАМИ В УСЛОВИЯХ IV ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ Минуллина Л.А.

Минуллина Лилия Анваровна - магистрант, Институт управления, экономики и финансов, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Аннотация: одно из направлений четвертой промышленной революции - логистика 4.0 направлена на создание платформы, центральным элементом которой является управление перемещением сырья и готовой продукции. Таким образом, с помощью логистической платформы и коммуникационных технологий предполагается создание революционной модели распределения ресурсов, которая обеспечит высокую скорость передвижения грузов и уменьшение транспортных затрат. Следовательно, станет возможным подчеркнуть влияние инноваций в области управления запасами. Сложность внедрения нововведений будет определяться осведомленностью организаций в области логистики, важности сотрудничества в получении конкурентных преимуществ за счет использования основных компетенций и связанных с этим динамических возможностей. Актуальность рассматриваемой проблематики связана с тем, что как сегодня, так и в будущем, транспортировка и доставка грузов является одной из значимых статей расходов при реализации товаров или услуг. Данная статья рассматривает связь между мировой историей развития промышленности и витками эволюции логистической сферы. Кроме того, работа содержит свежее и актуальное представление о настоящем и будущем мировой логистики, движении и производства товаров и услуг.

Ключевые слова: IV промышленная революция, логистика, торговые запасы, роботизация, электронная коммерция.

УДК 338.47.656

В 2017 году цифровая революция вошла в решающую фазу - к интернету подключился каждый второй житель Земли [1, с. 43]. По оценке Глобального института McKinsey [2, с. 6], уже в ближайшие 20 лет до 50% рабочих операций в мире могут быть автоматизированы, что определяет ускоренный темп распространения IV промышленной революции. Один из аспектов этого глобального явления - логистика, и в связи с этим более чем необходимо изучение перспективных моделей управления торговыми запасами.

Журнал DHL в партнерстве с Техническим университетом Дармштадта представляет историю развития логистики от строительства пирамид в Египте до наших дней [3, с. 1142]:

- в 2700 году до нашей эры речь идет о технологии обработки материалов при строительстве пирамид;

- примерно в 300 г. до н.э. мы встречаем революционные греческие весельные суда;

- примерно в 700 году н.э. мы можем говорить о материально-технических закупках для строительства Кордовской соборной мечети, колонн, прибывающих в Испанию со всей Исламской империи;

- примерно в 1200 году появляется международная сеть, известная как Ганзейская лига - международное морское транспортное сотрудничество;

- примерно в 1500 году мы видим почтовую службу в Европе - первую службу отправки писем за определенный промежуток времени;

- в 1800 году происходит открытие новых транспортных средств для автомобильного и железнодорожного транспорта привело к расширению логистических задач с помощью новых технологий и транспортных средств;

- в 1940-х годах военная логистика во время двух мировых войн привела к передаче концепций в деловом мире;

- в 1956 году изобретение контейнерных перевозок привело к структурному развитию мировой торговли и популярности международных грузоперевозок;

- примерно в 1970-1980-х годах в Японии на Toyota Motor были разработаны и внедрены концепции «Канбан» и «Just-in-time» (JIT) в компании «Toyota Motor» для связи с другими операциями логистики;

- в 1990-е годы многими компаниями в розничной и оптовой торговле были внедрены методы быстрый ответ (QR) и эффективный ответ потребителей (ECR) [4].

Можно соотнести витки эволюции логистики к периоду промышленной революции. Таким образом, для «Логистики 1.0» рассматривается период между 2700 г. до н.э. и 700 г. н.э., в течение которого больше внимания уделялось эффективным способам удовлетворения ежедневных проблем. «Логистика 2.0» относится к периоду с 700 г. по н.э. и 1960 г., когда классическая транспортная деятельность встречалась с различными формами сотрудничества, выявляла новых партнеров и новые виды транспорта. «Логистика 3.0» охватывает период 1960-2010 годов. Это был значительный период в развитии управления запасами, поскольку он позволил интегрировать новые связи. Данные взаимозависимости были объединены благодаря рыночным условиям и осведомленности о выгоде, которую имеет каждое звено в процессе предоставления продуктов и услуг конечному потребителю, что, в свою очередь, определило его важность в логистической цепочке. «Логистика 4.0» набирает обороты с 2010-х годов, когда стратегии в области управления запасами стали иметь национальный и региональный статусы, появились большие мультимодальные транспортные парки, которые объединяют преимущества транспорта автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским путями, объединяя ресурсы и возможности различных ключевых игроков на рынке логистики [3, с. 1145].

Электронная коммерция, безусловно, будет другой через десять лет. Доступность продуктов, услуг и скорость доставки будет определять преуспевающих в этом бизнесе. Интернет и смартфоны уже предоставляют из себя более удобный способ заказа товаров из дома. Например, не очень комфортно заказывать зубную щетку по стационарному телефону, а затем отправляться в место продажи, чтобы оплатить покупку кредитной картой. Теперь, просто нажав несколько кнопок, продукт доставляется ко входной двери. Заказывать через интернет становится даже проще, чем ходить в магазин самостоятельно. Товары могут быть доставлены на дом, даже когда в нем никого нет, или же тогда, когда предметы не подходят по размеру почтовому ящику.

Управление торговыми запасами в Финляндии становится автоматизированным и роботизированным. Например, с помощью дронов. Дрон - это беспилотный летательный аппарат [5, с. 14]. Дроны теперь доставляют товары из магазина домой, в офис или в любую другую точку назначения. Германия и США в настоящее время уже пробуют подобную перевозку лекарств. Финская почтовая служба проводит подобным Google эксперименты. Безусловно, объем таких перевозок сегодня осуществляется в малом масштабе, но принципы работы и возникающие проблемы те же.

Разработка современных логистических решений может в будущем стать одним из основных экспортных проектов Финляндии. С датчиками появляется больше информации о местонахождении товара. В настоящий момент хранить что-либо, например, в Манхэттене дороже, чем в контейнере, путешествующем по всему миру. С развитием сенсорной технологии стало известно текущее местоположение товара. Товары также знают о местонахождении других товаров, что облегчает жизнь людям [6].

Роботизация будет отражена в системе распределения благодаря интеллектуальным машинам, которые управляют распределением и транспортировкой ночью. Это означает, что система распределения будет первой, кто столкнется с роботизацией. К примеру, Hyperloop является важной целью развития для будущих перевозок. Это шаттл, который проходит 1200 километров в час и

48

отправляется каждую минуту. С его помощью Тампере и Турку могли стать пригородом Хельсинки, оттуда к центру Хельсинки было бы быстрее, чем из других пригородов. Это изменит всю географию и, следовательно, экономику региона [6].

Будут ли в будущем транспортироваться готовые изделия? Или это будет сырье, которое можно распечатать в 3D-принтере дома в форме необходимых деталей. К сожалению, 3D-печать еще не зашла так далеко, но вскоре такие вещи, как запасные части для стиральных машин, смогут быть получены из 3D-принтеров. Не будет необходимости заказывать детали из Азии, как это делается сейчас. Если бы в каждом городе будет такая машина для производства вещей, скоро никчемными станут огромные фабрики и их менеджеры. Люди станут руководителями собственных небольших заводов [6].

У Финляндии есть фантастическая возможность испытать лабораторию Интернета вещей, так как страна достаточно мала, имеет хорошую инфраструктуру и высокий уровень информационной безопасности. Модернизация логистических решений вполне может стать одним из направлений экспорта Финляндии.

Подводя итоги, стоит отметить, что эволюция подходов к логистике менялась параллельно с тенденцией смены стадий промышленных революций и охватила без малого 3 века до нашей эры и меняется до их пор. На сегодняшний период времени драйвером развития управления перевозками являются Финляндия, США и Германия. При этом Финляндия более чем серьёзно подошла к вопросу управления запасами в будущем, она намеревается освоить модернизацию логистических решений в качестве экспортного направления.

Список литературы

1. Тарасов И.В. Индустрия 4.0: понятие, концепции, тенденции развития. Стратегии бизнеса, 2018. (5). С. 43-49.;

2. Глобальный институт МакКинси. Рабочее будущее: автоматизация, трудоустройство и продуктивность. [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/featured insights/Digital Disruption/Harnessing automation for a future that works/MGI-A-future-that-works-Executive-summary.ashx/ (дата обращения: 17.04.2019).

3. Петраше А.К. Логистика - эволюция через инновации. Летопись университета Орадя: экономика. 2015;25(1). С. 1141-1148.;

4. Мюлдер П. Концепция «Just In Time (JIT)». [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: https://www.toolshero.com/quality-management/just-in-time-jit/ (дата обращения: 18.12.2018).

5. Бейктал Дж., 2016. Конструируем роботов. Дроны. Руководство для начинающих; пер. с англ. Ф.Г. Хохлова. М.: Лаборатория знаний, 2018. 223 с.

6. Компания DNA Business. Эпизод 4. Логистика в будущем. Профессионалы будущего. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tulevaisuus.dna.fi/jakelutiet/ (дата обращения: 03.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.