Научная статья на тему 'Эволюция подходов к государственному регулированию освоения энергоресурсов континентального шельфа'

Эволюция подходов к государственному регулированию освоения энергоресурсов континентального шельфа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛЬНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОКТРИНА ДОБЫЧИ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ РАЗВЕДКИ И ДОБЫЧИ ИСКОПАЕМЫХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкатов Михаил Юрьевич

В статье рассматриваются основные модели государственного регулирования освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа и их возможная дальнейшая эволюция по примеру американского и норвежского опыта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шкатов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция подходов к государственному регулированию освоения энергоресурсов континентального шельфа»

^ и его потенциальные возможности по эффективному ^ использованию трудовых ресурсов, их рациональному о распределению по сферам экономики. ^ Правда, за годы реформ вектор кадровой полити-^ ки в регулировании кадровых процессов на макро-к уровне в различные временные периоды менялся, =Ц что было связано с внутренней логикой развития

< государственного регулирования экономики (и ди-^ намикой нефтегазового рынка). По нашему мнению,

< можно выделить периоды, различающиеся специфи-о ческим подходом властей к кадровым проблемам =Ц (см. табл. 1).

^ Таким образом, в странах Залива сложилась свое-¡Е образная и присущая лишь им концепция кадровой ^ политики, основные особенности которой определи-^ лись на фоне патерналистского отношения правящих монархий к коренному населению. Механизмы формирования, эффективного использования и развития кадрового потенциала опирались на исламские правовые нормы, родоплеменную структуру общества и благоприятную конъюнктуру цен на нефть. Правительства стран Залива в полной мере осознают необходимость принятия мер по ограничению зависимости от иностранной рабочей силы и снижению уровня безработицы среди коренного населения, о чем свидетельствует осуществление программ национализации рабочей силы (поощрение замены иностранных работников местными гражданами и решение проблемы удовлетворения кадрового дефицита за счет местных ресурсов). При этом регулирующая

роль государства в сфере трудовых и кадровых отношений находит выражение в тенденциях кадровых процессов, выступая как важнейший управленческий ресурс. Государство не только не стоит в стороне от процессов формирования кадрового потенциала общества, но и, обладая необходимыми механизмами, технологиями и ресурсами, всесторонне воздействует на эти процессы, обеспечивая вовлечение граждан в различные секторы экономики. Роль государства в формировании кадровой политики проявляется в ее социальной детерминированности, в установлении властями вполне определенных правил игры в трудовых отношениях. Совокупность этих процессов и составляет содержание кадровой политики в странах Персидского залива.

Литература

1. Отчет по человеческому развитию. 1994 / ООН. Нью-Йорк, 1995.

2. The UAE Yearbook. 2004 / UAE Ministry of Information and Culture Trident Press. London, 2004.

3. The UAE Yearbook. 2005 / UAE Ministry of Information and Culture Trident Press. London, 2005.

4. The UAE Yearbook. 1999 / UAE Ministry of Information and Culture Trident Press. London, 1999.

5. World Population Prospects: The 1998 Revision / U. N. New York, 1999. V. 1.

6. World Population Prospects: The 2002 Revision / U. N. New York, 2003. V. 2.

7. World Population Policies. 2005 / U. N. New York, 2006.

Эволюция подходов к государственному регулированию освоения энергоресурсов континентального шельфа

УДК 339.9

М. Ю. Шкатов

заместитель директора НПП «Севморгео»

(Санкт-Петербург),

кандидат технических наук

Одним из элементов инвестиционной привлекательности вложений в освоение шельфа является система государственного управления. Совершенствование системы государственного управления морскими геологоразведочными работами (ГРР) и существенная активизация работ на шельфе требует внесения соответствующих изменений в законодательство. В России государственное регулирование процессов освоения морских нефтегазовых ресурсов входит в

компетенцию федеральных органов власти и осуществляется на основе таких законодательных актов, как Конституция РФ, законы «О континентальном шельфе РФ», «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции» и др. Кроме того, в ряде документов программного характера («Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.», «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.», «Стратегия изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации на период до 2020 г.» и пр.) определяются стратегические интересы нашей страны, принципы их реализации и подтверждается их соответствие международным правовым актам.

Основные цели совершенствования структуры управления морскими работами сформулированы в «Основах государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования», утвержденных правительством РФ. Они включают: • обеспечение воспроизводства и эффективного освоения минерально-сырьевой базы России в целях

устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния ее граждан;

• организацию рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов в интересах нынешних и будущих поколений граждан РФ;

• защиту геополитических интересов России, в том числе на мировом рынке минерального сырья.

В этом контексте оптимальная структура управления работами по изучению и освоению ресурсов континентального шельфа должна обеспечивать суверенные права и юрисдикцию РФ, а также защиту имущественных интересов государства при осуществлении деятельности, связанной с пользованием участками недр принадлежащих ему акваторий. Но цели государства в обеспечении добычи энергоресурсов далеко не всегда очевидны.

Как известно, структура управления призвана способствовать вложению частных инвестиций в изучение и освоение минеральных ресурсов шельфа РФ. В то же время не вызывает сомнений и необходимость системы эффективного государственного контроля и надзора за соблюдением согласованных параметров и условий проведения работ, их геологическими результатами, в том числе изменением оценок и фактической структуры минерально-сырьевой базы участков недр вследствие выполнения работ, а также за соблюдением условий экологической безопасности, включая мониторинг окружающей среды.

В контексте историко-экономического развития в начале XXI в. в промышленно развитых странах сложились две основные экономические модели регулирования недропользования — неолиберальная (например, в США) и государственно-институциональная (в Норвегии). Их принципиальное различие состоит в приоритете, соответственно, финансового или институционального механизмов государственного регулирования.

Развивающиеся страны, как и страны с переходной экономикой, к которым относится Россия, выстраивают системы регулирования морской добычи углеводородов, ориентируясь на одну из названных выше моделей. Важнейшим элементом российской системы является механизм налогообложения, который отражает специфику государственного устройства и социальных отношений (в частности прав собственности на недра и добытую продукцию), а также степень государственного вмешательства в ценообразование. Существенную роль играют и такие отраслевые факторы, как структура добываемых ресурсов (нефть — газ; суша — море), значимость нефтегазодобычи для национальной экономики, горно-геологические и географические условия и многое др.

В глобальной системе модель государственного регулирования функционирования топливно-энергетического сектора США можно охарактеризовать как классическую для современной рыночной экономики. Как правило, непосредственную разведку, добычу, транспорт и переработку углеводородного сырья осуществляют крупные частные компании, а государство косвенными методами регулирует эти процессы. В ХХ в. наметилась четкая тенденция, когда единовременные антикризисные мероприятия дополняются системой постоянного государственного контроля над макроэкономической динамикой спроса и предложения.

Современные национальные энергетические программы США включают в себя ключевые элементы кейнсианской концепции, предполагающие активное участие государства в бюджетно-налоговой, кредитной

и инвестиционной сферах. Во всяком случае, государст- ^ венное регулирование недропользования в США осно- ^ вывается на прямом законодательном регулировании о доступа к минеральным ресурсам, контроле над ценами ^ на некоторые виды полезных ископаемых, системе на- ^ логовых скидок в зависимости от степени истощения к недр, целевых субсидиях на научно-исследовательские ^ и опытно-конструкторские работы, государственных < закупках сырьевых ресурсов, централизованных учете ^ и оценках минеральных ресурсов. Добывающие ком- < пании получают исключительное право на геологораз- о ведку и эксплуатацию нефтегазовых месторождений при условии выдачи им платного патента. Особенность ^ американской системы заключается в том, что любая ^ фирма, приобретшая законным путем данный патент, ^ получает неограниченное право на разработку место- ^ рождения на отведенной территории.

Норвежская модель основана на институциональных, главным образом государственных, механизмах регулирования добычи нефти и газа. Основу механизма недропользования составляют законы, связанные с разведкой и добычей подводных минеральных ресурсов в 200-мильной экономической зоне побережья страны. В ст. 1.1 закона «О нефтяной деятельности» определяется, что «Норвежское государство имеет право собственности на подводные нефтяные месторождения и исключительное право на управление полезными ресурсами». Лицензии на добычу, включая разведочное бурение и добычу нефти и газа на континентальном шельфе, выдаются на конкурсной основе. Норвежское правительство объявляет о возможности подачи индивидуальных или групповых заявок на лицензию по определенному количеству участков. Объявления о конкурсах содержат подробное описание условий и критериев выдачи лицензий. На основании полученных заявлений Министерство нефти и энергетики самостоятельно формирует группу (консорциум) компаний-заявителей на каждую лицензию или соглашается с их составом. Министерство назначает оператора консорциума, осуществляющего оперативную деятельность согласно условиям лицензии. Вопрос о последующей замене оператора также находится в компетенции министерства.

Анализ принципов администрирования отношений недропользования на шельфе позволяет сделать следующие краткие выводы:

1. На начальных этапах во многих государствах создаются национальные нефтяные компании, которые обычно участвуют в проектах по освоению шельфа в определенной доле в составе консорциума,либо являются единственным в стране владельцем права на разведку и разработку месторождения.

2. Система управления работами стремится к максимальной прозрачности, эффективности, четкому распределению функций и полномочий между уровнями государственной власти и уполномоченными государственными органами.

3. Осознавая конечность и ограниченность минеральных ресурсов, при освоении потенциала континентального шельфа государство стремится к достижению мультипликативного эффекта в целях развития национальной экономики в целом.

4. В целях обеспечения функции публичного блага во многих государствах создаются специализированные фонды, аккумулирующие финансовые средства, полученные от добычи и последующей продажи углеводородного сырья.

5. В зарубежной практике проведения работ на континентальном шельфе является нормой ограничение

59

иностранного участия в деятельности, связанной с ^ пользованием недр.

о 6. Ввиду особых экологических требований, обуслов-^ ленных хрупкостью экосистемы морей, при прове-^ дении работ на шельфе большое внимание уделя-к ется законодательному закреплению требований к =Ц техническим проектам.

< Таким образом, зарубежный опыт свидетельствует ^ о том, что либеральная система институтов в сфере

< отношений собственности, регулирующая хозяйственен ный оборот обычных активов, дополняется разветв-=Ц ленной системой норм, правил и процедур, жестко ^ регламентирующих использование ресурсов недр. Тем Е самым государство не только обеспечивает защиту ^ своих прав как собственника недр, но и формирует ^ условия и предпосылки для того, чтобы процессы

освоения невозобновляемых полезных ископаемых отвечали общественным интересам.

В Российской Федерации в настоящее время имеются серьезные проблемы как законодательного, так и административно-управленческого характера, которые препятствуют эффективному управлению и регулированию отношений морского недропользования и не позволяют в должной мере активизировать деятельность по геологическому изучению, разведке и добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе.

Введенные в 2008 г. в действие законодательные акты о недрах и о континентальном шельфе урегулировали лишь небольшой комплекс вопросов, связанных с приоритетным доступом российских компаний с государственным капиталом к морским ГРР и добыче ресурсов углеводородного сырья, а также регулированием иностранных инвестиций. Именно тогда участки континентального шельфа были отнесены к категории недр федерального значения, для которых предусмотрен особый режим предоставления в пользование. Однако принятые законы не распространяются на шельф Каспийского моря, где основным недропользователем является компания ЛУКОЙЛ, так как его статус (так же как и Азовского моря) регулируется не нормами «Конвенции ООН по международному морскому праву 1982 г.», а международными правовыми договорами прибрежных государств.

В новой редакции закона «О недрах» предусматривается, что лицензии «для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии (то есть на все три вида деятельности), на участке недр федерального значения» выдаются по решению правительства. В этом случае ни о какой конкуренции при распределении не может быть и речи. Участки будут распределяться между госкомпаниями в зависимости от их профиля: «Роснефть» получит нефтяные месторождения, а газовые отойдут «Газпрому».

По нашему мнению, в ближайшей перспективе совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы РФ в области освоения минеральных ресурсов континентального шельфа должно осуществляться по следующим направлениям: 1. Формирование отдельной подотрасли права, связанной с вопросами регулирования геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов морской зоны РФ (континентального шельфа, недр дна внутренних морских вод и территориального моря), учитывающей специфику правового режима соответствующих пространств и геолого-технические особенности осуществления работ в области морского недропользования.

60

2. Создание (в необходимых случаях — изменение) механизмов и институтов государственного регулирования геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов морской зоны РФ, включая формирование систем государственного контроля и надзора за соблюдением согласованных параметров и условий проведения работ, их геологическими результатами, в том числе изменением оценок и фактической структуры минерально-сырьевой базы участков недр вследствие выполнения работ, а также за соблюдением условий экологической безопасности, включая мониторинг окружающей среды.

3. Создание правовой основы для развития в рамках государственно-частных партнерств объектов инфраструктуры освоения континентального шельфа, включая инфраструктуру линейных сооружений (подводных морских трубопроводов, кабелей), аварийно-спасательных формирований, навигационного обеспечения, мониторинга окружающей среды, инфраструктуру безопасности, пограничного и таможенного контроля, береговых сооружений морского транспорта.

4. Формирование специального налогового механизма для осуществления инвестиционной деятельности в проектах освоения континентального шельфа, включая дифференциацию по технической сложности, геологическим рискам, степени выработанности и применению современных технологий максимального извлечения углеводородного сырья, а также особые нормы по учету затрат на геологическое изучение, разведку, природоохранные мероприятия, строительство объектов инфраструктуры совместного использования месторождений, в том числе в отношении затрат, проведенных на низкодебитных и сухих скважинах.

5. Совершенствование механизма лицензирования разведки и добычи минеральных ресурсов морской зоны РФ, гарантирующего сохранение элементов конкуренции между основными государственными компаниями, осуществляющими такого рода деятельность, с целью обеспечения эффективности и своевременности освоения соответствующих объектов, сохранения технико-технологических альтернатив в области морской нефтегазовой технологии.

6. Создание механизма привлечения частных, в том числе иностранных, инвестиций в морской нефтегазовый комплекс, обеспечивающего согласование интересов государства, уполномоченных компаний с государственным капиталом и частных инвесторов. Целесообразно сформировать такой комплекс правовых норм, который устранит необходимость использования иностранной юрисдикции при заключении акционерных соглашений в отрасли, гарантирующих права иностранных инвесторов в вопросах оперативного управления, постановки на баланс соответствующих запасов минерального сырья и возвратности капиталовложений.

7. Институционализация национальной системы специализированных морских исследований, в том числе в области геологического изучения морской зоны и охраны морской среды, позволяющей эффективно и независимо от компаний-операторов морского нефтегазового комплекса осуществлять государственный публичный контроль за состоянием окружающей среды, продолжить формирование системы знаний о геологическом строении континентального шельфа и смежных пространств с целью эффективного использования национального

научного потенциала, развития международного научного сотрудничества в рассматриваемой сфере и, в конечном итоге, внедрения инновационной модели освоения морских минеральных ресурсов при безусловном сохранении приоритета использования соответствующих научных результатов в отечественной промышленности. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы России позволит установить административно-экономический порядок добычи и реализации энергоресурсов, обеспечит использование оборудования и будет стимулировать наиболее рациональную и экономически эффективную эксплуатацию нефтяных и газовых скважин. Применяемое в настоящее время российскими компаниями для неф-те- и газодобычи техническое оборудование морально и физически устарело и нуждается в обновлении.

Литература

1. Клюкин Б. Д. Горные отношения в странах Западной ^ Европы и Америки (Англия, Канада, США, Франция, ФРГ). о М.: Ин-т законод. и сравн. правовед. при Прав-ве РФ, ^ 2000. ^

2. Корнеев А. В. Государственное регулирование в энергетике США. М.: Наука, 2004.

3. Стубберуд Й. А., Аскхейм Л. О., Кокин В. Н. Опыт Норвегии ^ в правовом регулировании нефтегазовой деятельности // со Нефть, газ и право. 2005. № 1. ^

4. Тузов В. Эффективность государственного управления // «с Нефтегазовая вертикаль. 2007. № 1. о

5. Федоров С. И., Василевская Д. В., Архипов А. В. Освоение ^ ресурсов недр континентального шельфа Российской > Федерации: проблемы и пути их преодоления // Нефть, ^ газ и право. 2005. № 4. ^

6. Язев В. Новые ориентиры в госрегулировании развития ш топливно-энергетического комплекса // Российский эко- х номический журнал. 2004. № 2.

Основные требования и условия к оформлению рукописей научных статей, представляемых в РНЖ «Экономика и управление»

Журнал издается Санкт-Петербургской академией управления и экономики под научно-методическим руководством Отделения общественных наук Российской академии наук с 1995 года.

Российский научный журнал «Экономика и управление» входит в перечень изданий, публикации в которых учитываются экспертными советами по экономике, а также управлению, вычислительной технике и информатике Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ при защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Для публикации в журнале «Экономика и управление» принимаются статьи на русском языке, содержащие описание актуальных фундаментальных технологий, результаты научных и научно-методических работ, по священных проблемам социально-экономического развития, а также отражающие исследования в области экономики, управления, менеджмента и маркетинга.

Материал, предлагаемый в журнал, должен быть оригинальным, не публиковаться ранее в других печатных изданиях, тематически соответствовать профилю журнала.

С аспирантов плата за публикацию не взимается.

Обязательные требования к содержанию статей, предназначенных к публикации в журнале «Экономика и управление»

Для того чтобы статья успешно прошла научное рецензирование и была принята к публикации в журнале, она в обязательном порядке должна иметь следующую структуру:

1. Актуальность проблемы, ее сущность и общественно-научная значимость.

2. Освещение данной проблемы и опыта ее решения в зарубежной и отечественной литературе, анализ законодательства и нормативно-правовой базы (если это лежит в русле авторского замысла).

3. Критический анализ имеющихся в литературе, экономической и управленческой практике подходов к решению проблемы.

4. Научно обоснованные предложения автора по решению проблемы (систематизированное изложение авторской идеи (идей): методов, концептуальных положений, моделей, методик и пр., направленных на разрешение проблемы. Эти взгляды должны в обязательном порядке быть аргументированы и обоснованы, по возможности подтверждены расчетами, фактами, статистикой и пр. При необходимости в качестве элементов обоснования приводятся формулы, таблицы, графики и др.).

5. Краткие выводы, резюмирующие проведенные исследования, отражающие основные их результаты.

6. Научная и практическая значимость материала статьи с изложением рекомендаций (как и где авторские предложения могут быть использованы и что для этого нужно сделать) и дальнейшего теоретического развития авторских идей.

Основные требования к сдаче в издательство рукописей, предназначенных к публикации в журнале «Экономика и управление»

К публикации принимаются только комплектные статьи:

• Сама статья объемом от 0,5 до 1,0 авторского листа (1 а. л. включает 40 000 знаков с пробелами).

• Аннотация.

• Ключевые слова.

• Сведения об авторе с указанием места работы, должности, ученой степени; адреса; рабочего, домашнего и мобильного телефонов; адреса электронной почты.

• Фотография автора с разрешением 300 dpi.

• Письмо-заявка.

• Рецензия на статью.

Для получения полной информации о требованиях к публикации просьба обращаться в издательство по электронной почте:

izdat-ime@ime.ru, izdat-ime@yandex.ru, или по телефону:

(812)251-30-38, (812)251-69-01.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.