Научная статья на тему 'Направления совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами'

Направления совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕДРА / ВОДА / WATER / ГАЗ / GAS / НЕФТЬ / OIL / НОРМИРОВАНИЕ / REGULATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / BOWELS OF THE EARTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашин Владимир Иванович

Анализируются направления совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF PERFECTION OF THE STATE SYSTEM FOR LICENSING SUBSOIL USE

Analysis for improving the public system for licensing subsoil use.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами»

УДК 504.062 ББК 26.34

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

Кашин Владимир Иванович, Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАСХН

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Аннотация. Анализируются направления совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами.

Ключевые слова: недра, вода, газ, нефть, нормирование, законодательство.

DIRECTIONS OF PERFECTION OF THE STATE SYSTEM FOR LICENSING SUBSOIL USE

Kashin V.I.

Abstract. Analysis for improving the public system for licensing subsoil use. Key words: bowels of the Earth, water, gas, oil, regulation, legislation

Свою статью хочу предварить нормой из Закона «О недрах»: «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью».

Получая лицензии на недра и используя богатства недр, владельцы компаний и их управляющие должны помнить, что недра остаются в собственности российского народа, российского государства.

В течение ближайших полутора-двух десятилетий социально-экономическое развитие страны во многом будет определяться состоянием дел в минерально-сырьевом комплексе.

Наша страна благодаря богатству своих недр играет в мире заметную роль, как поставщик минерального сырья. Практически все известные в мире полезные ископаемые в том или ином количестве имеются в ее недрах, по многим из них страна входит в число крупных мировых держателей запасов.

К ним относится пятнадцать видов минерального сырья, доля России в мировой добыче которых приближается к 5 %; по добыче некоторых из них страна является признанным мировым лидером. Это, прежде всего, палладий, более 40 процентов которого добывается предприятиями России, алмазы (более четверти), никель и природный газ - около 18 процентов, нефть - около 14 процентов.

ш ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МИРОВЫХ ЗАПАСАХ И ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В 2010 ГОДУ

(по данным Государственного доклада)

доля в добыче, %

^ РОССИЯ^

палладий 23,9 алмазы 34,6

калийные соли 18,1 газ

никель 14,0

платина

нефть 10,0"

серебро золото

уран 47Й—

фосфорные руды железные руды 15,8 вольфрам

уголь "ТЭТУ" медь 6,4^"

свинец бйС

доля в запасах, %

Отдельно отмечу подземные пресные воды.

Россия по запасам воды в мире стоит в ряде лидеров. Подземные воды являются основой водного фонда России, это важный источник питания рек, озер и болот.

Подавляющая часть (более 95%) запасов подземных вод - это воды для питьевого водоснабжения населения.

Вместе с тем эксплуатация подземных вод сопровождается снижением их уровня и напора, а также ухудшением качества и загрязнением.

Так, в Центральном федеральном округе сформировалось несколько региональных воронок депрессии. Наиболее обширная охватывает Московскую и смежные области, понижение в центре воронки депрессии достигает 130 м. На отдельных участках Московской области наблюдается снижение уровня ниже кровли водоносного горизонта, т.е. происходит истощение и загрязнение подземных вод.

Под воздействием антропогенной нагрузки происходит ухудшение качества и загрязнение подземных вод. Уча-

стки загрязнения грунтовых вод связаны с предприятиями химической, энергетической, нефтехимической, нефтедобывающей и машиностроительной промышленности.

Современное состояние качества подземных вод свидетельствует о необходимости усилить контроль над ними на основе обязательного мониторинга на всех объектах, где возможно негативное воздействие на подземные воды.

Важность углеводородного сырья для экономики России трудно переоценить. Экспорт углеводородов обеспечивает значительную часть валютных доходов России.

По запасам нефти Россия входит в группу лидеров. В мире, кроме России, есть всего несколько стран, запасы нефти которых превышают 10 млрд т.

Более четверти разведанных запасов нефти России сосредоточено в 11 уникальных месторождениях (с извлекаемыми запасами более 300 млн т).

При этом следует учитывать, что добыча нефти в России ведется преимущественно из высокодебитных залежей, содержащих высококачественную нефть. Из-за это-

го качество текущих нефтяных запасов ухудшается: в них увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов - тяжелых и высоковязких нефтей. А ухудшение качества запасов закономерно ведет к уменьшению коэффициента извлечения нефти (КИН), который сегодня в России составляет

примерно 0,37. При этом современные (тепловые и газовые методы вытеснения нефти, методы химического воздействия на пласт, а также микробиологические методы увеличения нефтеотдачи) применяются в России в незначительном масштабе.

Для примера: повышение коэффициента извлечения нефти на 1% на разрабатываемых месторождениях страны равносильно открытию нового нефтяного месторождения с объемом извлекаемых запасов около 100-150 миллионов тонн.

В США КИН увеличился с 0,33 до 0,40 в конце 1990-х и продолжает возрастать, несмотря на то, что структура запасов нефти в США намного хуже, чем в России. В Саудовской Аравии планируется в течение ближайших 20 лет поднять коэффициент извлечения нефти с нынешних 0,50 до 0,70.

Следует также отметить, что вторичная переработка нефти в России развита слабо. Развитие процессов вторичной переработки нефти характеризуется параметром «глубина переработки», который в европейских странах составляет 85-95 %, тогда как в России - 71 %. В результате на российских нефтеперерабатывающих заводах из одной тонны нефти выходит 470 литров светлых нефтепродуктов, в то время как в среднем по миру - около 700 литров. Низкая глубина переработки нефти ведет к тому, что в России выпускаются в основном низкокачественные нефтепродукты, значительная часть которых уходит на экспорт в качестве полуфабрикатов. Между тем рост глубины переработки нефти на 10 % позволит России экономить 20 млн т нефти ежегодно.

В силу геологических причин страна является обладателем уникальных скоплений природного газа. В мире неизвестно ничего подобного главному российскому га-

зодобывающему центру, Надым-Пур-Тазовскому региону Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна, находящемуся в Ямало-Ненецком автономном округе, по качеству и концентрации запасов природного газа. Здесь сосредоточено более 40 % разведанных запасов природного газа России.

Мы находимся по доказанным запасам газа на первом месте в мире (44,6 трлн куб.м.).

Следует, однако, отметить, что доля российских запасов постоянно снижается: в 1991 году она составляла почти 39 % от мировых, в 2012 году - чуть более 21 %. Это связано с тем, что российские запасы уже в течение 20 лет стабильны, в то время как мировые запасы последовательно растут.

Большая часть российского природного газа - почти 60 % разведанных запасов - состоит практически только из метана и используется для получения энергии (сжигается) без предварительной переработки. Остальные запасы представлены так называемым «технологическим газом», такой газ содержит разнообразные примеси, прежде всего: этан, пропан, бутаны и другие углеводороды, которые являются важным нефтехимическим сырьем.

В США, где доля технологических газов гораздо больше, чем в России, они практически полностью подвергаются переработке, в ходе которой извлекаются ценные компоненты, которые затем перерабатываются в высоколиквидную продукцию с большой добавленной стоимостью.

ПОКАЗАТЕЛИ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ МИРА В М# 2011 ГОДУ (КРУПНЕЙШИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ И ПОТРЕБИТЕЛИ) (по данным BP Statistical Review of World Energy 2012)

В 2010 году в стране было переработано только 61 млрд куб.м свободного и попутного газа, из которого извлечено порядка 5% добытого из недр этана. Все остальное либо выпущено в атмосферу, либо сожжено в факелах. Значительная часть этана в составе энергетического газа (и по его цене) поступила на экспорт, где он, как и другие примеси, извлекается и перерабатывается, а полу-

ченная продукция поставляется, в том числе в Россию, по существенно более высоким ценам.

Важнейшая наша задача - планомерное развитие минерально-сырьевого комплекса страны, выполнение Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.

ОТДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ И ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫЙ ИСКОПАЕМЫХ В 2011 ГОДУ (по данным Федерального агентства по недропользованию)

'3 атр аты н е др оп о льз ов ате л ей н аГРР составили 204,6млрд. груб ,в том числе УБ - 170 млрд. руб,ТПИ - 34,6 млрд. руб. За траты федерального бюджета на ГРР составили 20,0 млрд. руб.

!ТР на У*В проводились на 94 объектах (из них 28 новьк и-66 переходящих). Наибольшее количество объектов пришлось на СФО (27); ДВФО .(13) и континентальный шельф (1.3)'

^Объемы параметрического бурения составили 4,6 тыс. м (в2008';году- 17,1 тыс. м), сейсморазведки 30,'8 гыс.м: (в 2 0.Q8 году - 44,8 тыс. м)

Недропользователями открыто 54 новых месторождения УЕ. Всего за период 2005-2011 гг. выявлено 421 месторождение У В (3'53 месторождения нефти и 68 месторождений газа)

Добыча нефти и конденсата в 2011 году составила 511 мДй т, ожидаемый прирост запас.ов (с учетом переоценки) -7 00 млн.т. Добыча газа в 2011 году составила 63:8 млрд м.куб, ожидаемый прирост - 1,1 трлн. м. куб.

ГРР на ТПИ проводились на 1.б9объектах (бюджетное

финансирование - 5,5 мпрд. руб). ГРР на подземные воды проводились на 63 объектах (бюджетноефинансирование — 359,8 млн. руб).

По р езультатам оценочных и разведочных работ получен прирост разведанных запасов, превышающий добычу из недр по углю (1'09?й|Х"железным рудам (172%), золоту П.1.8%),

Проведено 8Й9 аукционов и конкурсов (признаны г состоявшимися 343 (41%), в т.ч. по У В состоялось 72 из 244 ШаЙЁ по ТПИ - 271 из 585\(46.%>. Всего в 2005-'2011 гг проЕедено;5235 аукционов и конкурсов

•Объемразовых платежей по результатам аукционов и конкурсов ер ставил': млрд. руб. Всего в' 2005-2011 гг объем разовых платежей по результатам аукционов и конкурсов составил Збб-'З млрд. руб

Выдано 33 лицензии на право пользования недрами по факту открытия месторождений полезных ископаемых при проведении поисковых работза счет средств недропользователей

Пфеоформлено1125 лицензий, внесено дополнений влицензии-471

■За невыполнение условий лицензий направлено 242 уведомления о необходимости устранения нарушений, пб.' 142 лицензиям пр ав о п о льз ов ания д о ср о чн о пр екр а щ ен о

Остановлюсь на некоторых показателях 2011года.

По результатам геологоразведочных работ на нефть и газ прирост прогнозных ресурсов углеводородного сырья составил 38,1 млрд тонн условного топлива.

Недропользователями открыто 54 новых месторождения нефти и газа, всего за период 2005-2011 гг. выявлено 421 месторождение углеводородов, в том числе 353 месторождения нефти и 68 месторождений газа.

Добыча нефти в 2011 году составила 511 млн т. Ожидаемый прирост разведанных запасов нефти и конденсата (с учетом переоценки) - 700 млн т. Коэффициент восполнения добычи нефти разведанными запасами составил 1,37.

Добыча газа в 2011 году составила 638 млрд м3. Ожидаемый прирост - 1,1 трлн куб.м. Коэффициент восполнения добычи нефти разведанными запасами за счет разведки и переоценки составил 1,72.

По результатам государственной экспертизы запасов признан факт открытия 69 месторождений твердых полезных ископаемых.

По результатам оценочных и разведочных работ получен прирост разведанных запасов, превышающий добычу из недр по углю (109 %), железным рудам (172 %), золоту (118 %).

Но мы должны помнить, что геологоразведочные работы - процесс длительный, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, в ряде случаев достигнутое к 2012 году, является результатом инвестиций в геологоразведочные работы в предыдущие годы. И если объемы финансирования геологоразведочных работ будут в дальнейшем сокращаться, может статься, что в скором времени в стране не будет достигаться не только расширенное, но и простое воспроизводство минерально сырьевой базы, как это было в 90-е годы прошлого века.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА СЧЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

уровень финансирования, запланированный Долгосрочной государственной программой Щ изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья

фактический уровень финансирования

р^в уровень финансирования, запланированный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов»

И если инвестиции недропользователей в геологоразведочное производство, начиная с 2010 года, растут на 1,5 -4 % в год, то затраты федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы продолжают падать, и в 2011 году уровень бюджетного финансирования был уже на 15 % ниже уровня финансирования 2005 года.

Выполнение мероприятий Долгосрочной программы в денежном выражении в 2011 году составило только 36 %, тогда как в 2007 году фактическое финансирование геологоразведочных работ из средств федерального бюджета составило 110 % к объемам, предусмотренным Программой.

В 2011 году затраты федерального бюджета на углеводородное сырье составили 8,7 млрд руб., что на 16 % ниже уровня финансирования 2010 года (в сопоставимых ценах).

В связи с сокращением бюджетного финансирования более чем вдвое уменьшились объемы параметрического бурения (с 17,1 тыс. м. в 2008 г. до 4,6 тыс. м. в 2011 г.) и примерно на треть объемы сейсморазведки.

Снижение уровня бюджетного финансирования в 2011 году обусловило ухудшение отдельных показателей отрасли: прирост ценности недр, полученный за счет локализации и оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, уменьшился в 1,7 раза, результативность работ уменьшилась в 2 раза. В результате есть риск недостижения запланированных показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В целом в России ежегодно добывается минерального сырья на сумму, составляющую не менее 5-5,5% суммарной стоимости минерального сырья, добываемого в мире.

Добыча минерального сырья остается основой российской экономики. Экспорт сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа, угля, руд и концентратов, как и ранее, обеспечивает более двух третей валютных поступлений в страну, а если учесть металлы, экспортируемые боль-

шей частью в необработанном виде, минеральные удобрения и продукцию неорганической химии, а также драгоценные металлы и камни, то доля продукции минерально-сырьевого комплекса в экспорте достигает 80 %.

В общем объеме доходов федерального бюджета на 2012 год из 12,7 трлн руб. нефтегазовые доходы бюджета составляют 6,4 трлн рублей или 50,4 %, из них налог на добычу полезных ископаемых планируется в размере 2,4 трлн руб.

Цифры, конечно, большие, но если рассмотреть уровень рентабельности по отраслям, то мы увидим, что рентабельность в 2010 году составила (по данным Деловой

России) при добыче топливно-энергетических ресурсов -33 %, при добыче иных полезных ископаемых - 54 %. В то же время в сельском хозяйстве всего лишь 10 %. Возникают закономерные вопросы: Правильно ли мы даем такие огромные налоговые преференции сырьевым компаниям?

Получает ли государство адекватную цену за свою собственность - полезные ископаемые, добываемые из недр?

_

144 -У-

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ОТДЕЛЬНЫХ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ ПО ИТОГАМ 2011 ГОДА (по данным бухгалтерской отчетности и прогнозам аналитиков)

1. Российские компании (поданный отчетности КБ б ДАР, РСБУ, МСФО)

Нонатэк 1.81/

5 10 15 20 25 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Иностранные компании (поданным отчетности US GAAP)

Вкладывают ли полноценно компании в обновление своего технологического и технического парка, применяют ли затратные технологии, снижающие вредное влияние на окружающую среду?

Если проанализировать чистую прибыль нефтяных и газовых компаний по итогам 2011 года, то увидим, что наши нефтегазовые компании себе в убыток не работают.

Так, ОАО «Газпром» получил прибыль в размере 29 млрд долларов США, рост прибыли составил 140 %, «Роснефть» 12,4 млрд долларов США, рост прибыли со-

ставил 19,7 %, «Лукойл» 10,36 млрд долларов США, рост прибыли составил 15 %. При этом - это уже чистая прибыль, очищенная от налогов.

И при таких финансовых показателях эти компании постоянно просят себе налоговые преференции. Так, только с 2012 года в соответствии с принятыми изменениями налогового законодательства увеличено число случаев применения нулевой ставки по НДПИ при добыче нефти и горючего природного газа на отдельных участках недр.

СРАВНЕНЕНИЕ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 10 КОМПАНИИ МИРА НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В 2011 ГОДУ

(по дойным годовых отчетов компаний, %)

ТНК-ВР

1 к- т-

Роснефть j^^L л

/

Газпром

- - —у"

Royal Dutch/Shell ConocoPhillips

Приведенные данные свидетельствуют о том, что рентабельность большей части

российских нефтегазовых компаний практически в раза выше, чем у иностранных компаний аналогичного профиля

А если сравнить рентабельность наших и зарубежных нефтегазовых компаний, то окажется, что рентабельность большей части российских нефтегазовых компаний практически в 2 раза выше, чем у иностранных компаний аналогичного профиля.

Рассмотрим проблему утилизации попутного нефтяного газа.

Постановление Правительства РФ «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного

воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» вступило в силу 1 января 2012 года.

Однако, по состоянию на начало 2012 года, предписываемый уровень эффективной утилизации попутного нефтяного газа - 95 % - в России достигли всего две компании - «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». «Роснефть» и «Газпром нефть» являются аутсайдерами отрасли по эффективному использованию попутного нефтяного газа.

145

ОБЪЕМЫ ДОБЫЧИ И УТИЛИЗАЦИИ ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2009-2011 ГОДАХ

(данныепо компаниями отдельным субъектам Российской Федерации)

Объемы добычи ПНГ (всего)'

2009 год - 56,9 млрд.м. куб

2010 год - 65,2 млрд.и. куб

2011 год - 67,8 млрд.м. куб

К Кл рд м: -'.'у Т:Е Ь'^ с го;^а;

Д . 1%

2:аС ГОД ■1. ::уЬ /'

~сд - 51.2 1ГПД л лдбл^!

Сожжено на факелах (млрд.и.куб/ % от общего объема):

2009 год - 9Д млрд.м.. куб / 15,99%

2010 год - 15,4 млрд.м. куб/ 23,62%

2011 год - 16,3 млрд.м. куб/ 24,04%

НИМ!'!

В 2011 году валовая добыча попутного нефтяного газа в России составила 67,8 млрд куб.м, из них сожжено в факелах 16,3 млрд куб.м., использовано - 51,2 млрд куб. м., или 75,5 %.

Несмотря на заявленные планы и предпринимаемые меры недропользователей по разработке мер по эффективному использованию нефтяного газа, динамика доли утилизации попутного нефтяного газа последние годы

имеет значительную тенденцию в сторону уменьшения. За последние 3 года этот показатель снизился с 84 % до 75 %.

Добывая и перерабатывая полезные ископаемые, мы должны помнить и об окружающей среде.

С каждым годом обостряется проблема отходов. Сегодня в России более 11 тысяч только официальных свалок, на которых уже захоронено свыше 80 миллиардов тонн различных отходов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ ДОБЫЧИ И ПЕРЕРАБОТКИ

МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -

(анализ влияния на окружающую среду сферы добычи и переработки литерального сырья)

Ежегодно образуется еще почти 4 миллиарда тонн отходов, при этом около 90 процентов образуется при добыче минерального сырья.

Сегодня в Комитете находится пакет законопроектов, принятие которых создаст новую базу для формирования экологической и экономической политики нашего государства. Это целый набор стимулов для разработки и реализации хозяйствующими субъектами технологических решений с новым уровнем безопасности и эффективности использования природных ресурсов.

Среди приоритетных для нас законопроектов в этой сфере стоит отметить два. Первый направлен на совершенствование системы нормирования и построения ее на принципах наилучших доступных технологий и внедрение мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, второй - на вовлечение отходов во вторичный оборот. Все мы понимаем, что без построения эффективной системы нормирования невозможно гарантировать экологическую безопасность населения, обеспечивать охрану, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в нашей стране.

- -Ж*

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (обзор современного состояния)

Подготовка специалистов геологического профиля в Российской Федерации ведется I 34 высших учебных заведениях и 20 техникумах

к?

Общий контингент студентов-геологов ^Овдрвляет около тыс. человек ( тыс. человек - ВУЗЫ, около тыс. человек -техникумы)

Ежепадный выпуск ВУЗов - 2500 человек, техникумов - 500 чкмювек. От 30 АО 50

V

Общее количество специалистов геологической отрасли на начало 2012 года составляет около тыс. человек (в 1980 году - около 500тыс. человек)^''

Обеспеченность организаций специалист®« с высшим образованием снизилась почти в раза. Постоянно увеличивается отток кадров

Дефицит молодых инженеров, экономистов и управленцев, а также других .специалистов с высшим образование!! в геологической отрЗгёли.составляет

вшихоа рабочих

янтными

Одной из важнейших проблем, требующих принятия безотлагательных мер, является низкая обеспеченность кадрами организаций геологического профиля.

По данным последних лет, от 30 до 50 процентов выпускников-геологов работают не по специальности. Дефи-

цит молодых инженеров, экономистов и управленцев, а также других специалистов с высшим образованием в геологической отрасли составляет свыше 20 тыс. человек.

Причины дефицита высококвалифицированных геологических кадров известны, они отражены на слайде.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В

_РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ_

(причины дефицита высококвалифицированных геологических кадров)

отсутствие мотивационных стимулов и недостаточный имидж профессии геолога для привлечения молодых и талантливых кадров и, как следствие, изменение возрастной структуры в сторону преобладания предпенсионных и пенсионных групп, в результате чего средний возраст га логических кадров, особенное государственных организациях, составляет 50- 60 лет;

слабое и неэффективное взаимодействие высших учебных заведений и других учебных заведений с успешно работающими научными и производственными геологическими организациями и к омпаниями-недр опользов ат елями;

отсутствие образовательных программ, отвечающихсовременнымтребованиям;

несоответствие номенклатуры специальностей подготавливаемых специалистов реальным потр ебно сгям отр а ели;

отсутствие системы повышения квалификации кадров с учетом потребностей инновационного р азвитиягео логической отр асли;

отсутствие современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением геологической отрасли, способных эффективно прогнозировать и удовлетворять спрос на специалистов геологического пр офиля в условиях совр ем енн ого рынка труда.

Отмечу только, что без создания современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением геологической отрасли, способных эффективно прогнозировать и удовлетворять спрос на специалистов гео-

логического профиля, в условиях современного рынка труда мы не решим эту проблему.

Мы провели анализ развития системы лицензирования на пользование недрами, которую можно условно разделить на три этапа, на слайде они обозначены.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

-Л ' "? г -

(с 1992 года по настоящее время)

В настоящее время мы находимся на третьем этапе.

Он характеризуется высоким уровнем конкуренции на аукционах за право пользования перспективными участками недр с достоверно оцененными прогнозными ресурсами.

И если на первом этапе практически вся минерально-сырьевая база, находящаяся в промышленном освоении, была без проведения конкурсов и аукционов бесплатно передана пользователям недр, то сейчас передача уча-

стков недр пользователям происходит в основном по результатам аукционов преимущественно по совмещенным лицензиям, при высоких разовых платежах.

Основополагающий законодательный акт в сфере недропользования - Закон «О недрах».

За последнее время он претерпел существенные и позитивные изменения. На слайде перечислены наиболее значимые из них.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕСЕННЫЕ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НЕДРАХ» ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ

(обзор основный положений)

Ф ед ер ал ьный з а кон от 29 апреля2008 г. №58-ФЗ

Ф ед ер ал ьный з акон от 18 нюля2008 г.№120-ФЗ ,

Федеральный закон от 1 30 декабря2008 г. №309-Ф3

регламентирована возможность ограничения доступа к недрам юридических лнц, созданных ка территории Российской Федерации и контролирующихся иностранными инвесторами

установлен порядок формирования Федерального фонда резервны необходимых дни обеспечения текущих н перепек тнвныхлотребш Федерации в стратегических и дефицитных вндахполезных нскол

Федерал ьный за кон от 19мая2010г.Х°89-ФЗ

установлено право правительства госс.ннскон Федерации предоставлять россннск] недропользователям без конкурса и без аукциона участки недр, имеющие фе дер а ль и значение и располоотнные на континентальном шельфе Российской Федерации, территории Российской Федерации н простирающиеся на ее контннентальш шельф, на территории (суше), содержащие газ н включенные в перечень, утверждаем! Правительством Российской Федерации

Ф едеральный закон от 26июля2010г.№186-ФЗ

упрощена процедура предоставления :

участка для проведения работ,

лредусмо трена возможн общераспространенных по обеспеченняводой)для соб|

жкость осуществления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ и подземных вод (дни технологнчес го лучения дополнительно й лицензии

Ф едер альный закон от 18 нюля2011 г.№222-ФЗ

Ф ед ер альный з акон от 18 июля2011 г.№242-ФЗ

Федеральный закон от 3 ноября2011 г. №364-Ф3

Ф ед ер альный з акон от 14 июня 2012 г. №74-ФЗ

с 1 января 2011 тода отменено взимание платы за пол информацией о недрах, полученной в результате го су дар са нзученнянедр от федерального органа управления государствен

неооходниюсть включения в лицензию условнн скн* сх допустимых норм при добыче (переработке) угля (торю

=!ння содержа их сланцев)

" установлена оьязательность возмещения вреда прнчннени нарушения закоиодате.чьства Российской Федерации о недра: установленномПравнтельством Российской Федерации

Отдельно отмечу только последние из них: Изменениями Закона «О недрах» были закреплены обязательные нормы проведения дегазации организациями по добыче (переработке) угля с целью предотвращения взрывов и аварий на угольных шахтах, сопровождаемых, как правило, большим числом человеческих жертв.

Мы упростили процедуру предоставления права пользования недрами в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в границах горных отводов.

Урегулировали вопросы изменения границ предоставленных в пользование участков недр на глубину и по площади.

Приняли поправки, определяющие порядок расчета размера вреда, причиненного недрам, вследствие нарушения законодательства Российской Федерации «О недрах».

Кроме того, в работе находятся законопроекты разрешающие передачу полномочий по организации проведения геологического изучения недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые субъектам Российской Федерации, касающиеся вопросов защиты морской среды от нефтяных загрязнений при эксплуатации и использовании искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, проведении буровых работ и ряд других.

Так что, согласитесь, коллеги, нами сделано и делается немало.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА РАССМОТРЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И СВЯЗАННЫЕ С ПОЛ ЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ (работппо которым не завершена)

№564716-5

[есенин изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и другие законодательные

Российской Федерации (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями)

♦О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной властм субъектов Российской Федерации" (в части передачи полнотей по организации проведения геологического изучения недр, содержащих общерасгрсстранешые полезные ископаемые, субъектам Российская Федерации)_

• О внесении изменений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" и главу 26.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

№572971-5

ом шелыре Российской Федерации и н внутренних морских й Федерации"(об особенностякэксплуатации и использования водов и проведения буровыхработво внутреннихморскихводах, в ном шельфе Российской Федерации)

№584587-5

№ 12558-6

•О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих суб~ьектов для внедрения наилучших технологий

•О внесении изменений в Градостроительный, Земельный кодексы Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О недрах" (в части дополнения круга лиц, которым предоставляются земельные учас™, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами)

• О внесении изменений в статьи 12 и 20 Закона Российской Федерации "О недрах" (о

№? 5 6 115 - 6 конкретизации случаев досрочного прекращения, приостановления или ограничения права

пользования недрами)

№ 96967-6

• О внесении изменений в Закон Российской Федерации № 2395-1 "О недрах"

Но, к сожалению, этого недостаточно. И часть старых проблем не была решена.

Так, отсутствует возможность выдачи лицензии единственному участнику аукциона на право пользования не-

драми. Решение вроде уже принято и зафиксировано в Программе принятия мер, способствующих развитию топливно-энергетического комплекса, но законопроекта пока нет.

149

Есть и другие, «застарелые проблемы». Часть из них перечислена на данном слайде, однако этот перечень далеко неисчерпывающий и правоприменительная практика постоянно выявляет новые.

Я имею в виду нормы, установившие обязательные критерии для пользователей недр, осуществляющих деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации, отсутствие возможности выдачи лицензии на геологическое изучение на шельфе, а также многие другие.

Реформирование законодательной базы в сфере недропользования необходимо, но его необходимо проводить так, чтобы обновленное законодательство послужило ос-

новой создания оптимальных условий сотрудничества государства и недропользователей.

Для этих целей, думаю, будет совсем не лишним изучить соответствующий опыт регулирования недропользования таких стран, как США, Норвегия, Великобритания, Канада. Ведь мы не одиноки - нефть, газ и другие полезные ископаемые есть и в других странах. С отдельными особенностями правового регулирования перечисленных стран вы можете ознакомиться на этих слайдах. Очень полезно посмотреть и понять, на какие грабли они наступали, и не повторять их ошибок.

НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Многие месторождения стр ат егиче ски в ажных полез ных ископаемых находятся на стадии падающей добычи

Низкий уровень извлечения из недр полезных ископаемых и попутных компонентов, низкая глубина переработки

Низ кий ур ов ень финансирования ГРР за счет государства

Низкий темп обновления

технического и технологического парка добывающей отрасли

Дефицит квалифицированных кадров

Негибкий налоговый режим

Административные барьеры

Проблемы загрязнения окружающей среды

Россия, будучи крупной сырьевой державой, пока не преодолела опасности стать сырьевым придатком «золотого миллиарда». По-прежнему велика доля сырой нефти и темных нефтепродуктов в экспорте страны; невелик сравнительно с мировым выпуск сжиженного природного газа, значительная часть этана и других гомологов метана -ценного нефтехимического сырья - не извлекается из природного газа, а сжигается или поступает на экспорт в составе энергетического газа. Страна по-прежнему в ряде случаев экспортирует даже не рафинированные металлы (не говоря уже о высокотехнологичных изделиях из них), а концентраты, иначе говоря, продукцию первого передела сырой руды. Экспортируется до четверти произведенных

в стране товарных железных руд, Технологическое отставание России от развитых стран как в горнорудной, так и в нефтедобывающей отраслях в полной мере так и не преодолено. Морально и физически устаревшее оборудование и технологии, используемые на ряде добывающих предприятий, являются определяющим фактором низкой эффективности использования отечественной минерально-сырьевой базы и не позволяют решить проблему полноты извлечения сырья из недр и комплексности его использования. По различным оценкам износ оборудования в отрасли составляет от 50 до 70 процентов. Только принципиальное обновление технического и технологического парка добывающей отрасли может изменить ситуацию.

_

150 -У-

МИРОВОИ ОПЫТ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ, НЕ ИМЕЮЩИИ АНАЛОГОВ

В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕДРАХ ---

(по отдельным государствам мира)

Если в конкурсе участвует иностранная компания, то обязательными требованиями является найм английского персонала и соблюдение так называемых условий взаимности (геаргос^у), по которому допускаются фирмы лишь тех стран, в которых английские компании имеют аналогичные права доступа к ресурсам.

Государство имеет право первоочередной покупки до 51 % добываемой нефти. Вся нефть, добытая на шельфе, должна быть ввезена в Великобританию, если иное не разрешено Директоратом.

Великобритания

США

Норвегия

Законодательство подкрепляется системой судебного регулирования с помощью значительного количества норм прецедентного права.

Максимальная площадь арендного участка ограничена и не должна превышать 2560 акров (10,4 кв.км). Для поисков нефти и газа могут предоставляться и большие площади до 240 тыс. акров (971,3 кв:км).

.С согласия Королевского Министерства промышленности и энергетики лицензия либо ее часть может быть заложена с целью финансирования деятельности, связанной с добычей углеводородов.

Лицензия на поиски нефти не предоставляет ее владельцу исключительно!:о права разведки в районе, указанном в лицензии, а также не дает никаких преимуществ при выдаче лицензии на добычу.

Канада

В случае, если в процессе торгов имеется несколько равнозначных предложении, участок недр может быть предоставлен нескольким заявителям (при их на то согласии), либо проведение торгов переносится.

Лицензия на разведочные работы выдается победителю конкурса, сроком на 9 лет, который делится на два периода. Для того, чтобы сохранить право пользования участком недр на второй период, недропользователь обязан пробурить одну скважину на участке недр в.течение первого периода. Лицензии наразведочные работы не продляются.

Повышение эффективности нефтегазового сектора сегодня немыслимо без инноваций в бурении, добыче, увеличении коэффициента извлечения полезных ископае-

мых. Инновации нужны и для улучшения полезного использования уже добытых углеводородов на всех стадиях транспортировки, переработки и потребления.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ адй ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМ,

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ В б СОЗЫВЕ

Дефицит квалифицированных кадров, административные барьеры и негибкий налоговый режим также сдерживают эффективное функционирование всего минерально-сырьевого комплекса.

Можно спорить об ошибках как исполнительной, так законодательной власти, предлагая свои собственные варианты и аргументы, однако сути дела это не изменит. Нам нужен последовательный план реформирования законодательства. Необходимо четко понимать, что требуется в настоящий момент и каких решений от нас ждут.

Мы должны формировать государственную политику в сфере недропользования исходя из следующих принципов:

сохранения государственной собственности на недра;

- установления чёткого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере недропользования;

- равнодоступности и платности пользования недрами, их предоставления на состязательной основе;

- совершенствования налоговой системы, связанной с пользованием недрами, для обеспечения справедливого распределения доходов от использования недр между государством и недропользователями;

- обеспечения более полного извлечения минерального сырья и качества его переработки.

ш

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.