Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 104-108.
Н. А. Пленкова
ЭВОЛЮЦИЯ ПАРФЮМЕРИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Анализируются истоки появления парфюмерного искусства. Зловоние, возникшее в результате распространения антисанитарных практик, становится импульсом для зарождения парфюмерии. Изменение мировоззренческой парадигмы и становление гигиены как науки в культуре европейского модерна способствовали эстетизации обонятельной сферы. Под влиянием запахов и ароматов происходят изменения в повседневных практиках, возникают ген-дерные различия в парфюмерном этикете.
Ключевые слова: парфюмерное искусство; гигиенические стандарты; антисанитарные практики; туалетные уксусы; благовония; одеколоны; ароматизированные перчатки; гигиенические практики; парфюмерный этикет.
Слово 'парфюм' происходит от латинского 'per fumum', что означает 'сквозь дым'. Самые ранние свидетельства об использовании благовоний относятся ко времени возникновения первых государств - более чем пять тысяч лет назад. Сохранилось множество памятников литературы и искусства, рассказывающих нам о разновидностях и способах использования духов и благовоний в Древнем Египте и Двуречье, в Древней Греции и Риме. Один из самых ранних документов, посвященный лечебным свойствам эфирных масел, был найден в Шумере: на клинописной табличке был расписан рецепт смеси, в которую входили мирт, чабрец, некоторые древесные смолы, а также указывались способы его применения. Одним из первых народов, сделавших запахи частью своей культуры, были египтяне. Их последователями стали жители Древнего Китая, Восточной Азии и Аравийского полуострова, через эти народы благовония попали в Европу.
Ароматы использовались жрецами для усиления эффекта священнодействия и достижения духовного единения с богами и людьми, позже они стали символом богатства и обменным товаром и, наконец, эффективным способом соблазнения. Сырьем для производства ароматических веществ служили не только травы, цветы, но и специи, смолы хвойных деревьев. Среди смесей ароматических веществ, которыми пользовались священники, сохранились сведения о кифи, состоявшем из шафрана, можжевельника, мирры, кассии, нарда, корицы и других ароматических ингредиентов.
У народов древности был культ здорового тела. Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. Римляне гордились тем, что отличаются от варваров чистотой своих тел, поэтому мылись они часто. В термах также принимали пищу, общались и занимались спортом. Мыло было очень дорогим, поэтому простые римляне во время мытья использовали масло.
В античной культуре были распространены благовония. Они использовались при мумифицировании, для нагнетания религиозного экстаза, для изгнания злых духов и болезней. Следует отметить, что применялись ароматы растительного происхождения, в основном эфирные масла, выделяемые из растений. На пирах выпускали птиц, крылья которых обрызгивали ароматизированной водой, жилище и залы для пиров усыпали цветами, чаще всего шафраном и лавандой. В этом обильном использовании благовоний некоторые философы, например, Сенека, видели начало упадка римского народа: «... удовольствие чаще скрывается и ищет мрака; оно шныряет около разного рода бань <...> оно изнежено и слабосильно; от него пахнет вином и благовонной мазью, оно бледно или нарумянено, на нем отвратительные следы косметических средств»1.
В отличие от цивилизованных народов, жизнь варваров протекала в естественной природной среде. Тацит в своем труде «О происхождении германцев и местоположении Германии» отмечает: «В любом доме растут они голые и грязные, а вырастают с таким телосложением и таким станом, ко-
торые приводят нас в изумление. Мать сама выкармливает грудью рожденных ею детей, и их не отдают на попечение служанкам и кормилицам. Господа воспитываются в такой же простоте, как рабы, и долгие годы в этом отношении между ними нет никакого различия: они живут среди тех же домашних животных, на той же земле, пока возраст не отделит свободнорожденных, пока их доблесть не получит признания»2. Естественные запахи способствовали гармонизации отношений человека и природы.
Однако культ бань и использование благовоний после завоевания варварами Римской империи и распространения христианства стали считаться грехом. Христианство рассматривает человеческое тело лишь как временную оболочку бессмертной души. Физическая культура древних была подменена заботами о духе, высшим проявлением которых было умерщвление плоти как самый надежный способ обрести высшую благодать. Болезни же рассматривались как результат каких-либо неправильных действий человека, а распространение инфекций - как наказание божье за грехи.
Знания о целебных свойствах растений сохранились в монастырях и религиозных общинах, именно они являлись хранителями знаний о растениях и их целительных силах. Норманнские завоеватели принесли с собой обычай усыпать пахучими растениями пол для создания благоухающей атмосферы и для профилактики болезней. ВХ11 в. крестоносцы вернулись из своих походов, принеся с собой масла, духи и знания процесса дистилляции, которые они почерпнули у арабов. Святая Хильдегарде Бингенская, аббатиса, жившая в XIII в., прославилась своими глубокими познаниями, и ее четыре трактата о лечебных свойствах растений до сих пор служат справочным материалом. В начале четырнадцатого века, когда черная смерть распространилась в Европе, людям советовали носить с собой ароматические шарики и жечь ароматические вещества в домах и на углах улиц; несмотря на это, примерно от одной трети до половины населения Европы вымерло. Но известен такой факт, что процент выживших во время чумы парфюмеров был высок3.
Распространение антисанитарных практик привело к тому, что лицом средневековой Европы стали грязь, болезни, голод и вонь. Улицы городов были завалены всяким хламом,
отбросами и нечистотами, среди которых бродили свиньи и другие домашние животные. Одна из причин такого упадка гигиены связана с урбанизационными процессами, поскольку за слишком быстрым ростом городов не поспевали техника водоснабжения и канализация. Например, в Париже вода была большой ценностью, на весь город имелось не более сорока колодцев и фонтанов. Первоначальной задачей знаменитой французской парфюмерии становится маскировка страшного смрада, исходящего от годами немытого тела, резкими и стойкими духами. Поскольку зловонный запах пропитал всю Европу насквозь, одним из самых вожделенных товаров стали индийские благовония и пряности, способные придать телу или пространству дома аромат, отличный от окружающей атмосферы.
Дальнейшее развитие духов было связано с производством перчаток. Европа уже не могла представить свою жизнь без грасских ароматов с французской Ривьеры. Перчаточники начали ароматизировать аксессуар из тонкой кожи, пропитывая розовой, сандаловой, лавандовой водой или водой с корицей, растертой с мускусом и амброй. Дело в том, что качественно обрабатывать кожу, из которой делались перчатки, тогда еще не умели, поэтому неприятный запах перчаток пытались приглушить разнообразными ароматами. Знатные дамы имели коллекции из сотен пар ароматизированных перчаток, которые скрывали их грязные руки. Бытовало мнение, что чем больше намешано разных запахов, тем обольстительнее. Ароматы были в основном животного происхождения. Среди них можно выделить известную чрезвычайной стойкостью бобровую струю, цибетин из желез цибетовой кошки, мускус половых желез самца кабарги и амбру (отходы пищеварения кашалота). Амбра и сегодня входит в состав духов, например, Pоisоn от Кристиана Диора.
В эпоху Просвещения появляется осознание неэстетичности нечистот на улицах городов, приходит опасение за здоровье. Проблема уборки улиц обострилась также из-за изменения некоторых культурных практик: в век Просвещения в городах обзавелись новой привычкой прогуливаться по дорогам пешком. Люди жаловались не только на грязь, но и на царившие в городе дурные запахи. Одним из способов борьбы с отравленным воздухом стала организация подземной цир-
куляции сточных вод с отбросами. Зловоние распространяли не только клоаки. Например, еще в 1533 г. Парижский парламент издал постановление, обязавшее всех домовладельцев оборудовать свои дома отхожими местами. Столичные нечистоты вывозились за черту города, но со временем выделенных для городских свалок участков стало не хватать практически во всех европейских столицах. В XVIII в. также огромную озабоченность гигиенистов вызывало состояние городских кладбищ. Самым крупным и самым старым в Европе было кладбище Невинных, площадью около семи тысяч квадратных метров. Спрятаться от удушающего запаха, которое оно распространяло, было невозможно, поскольку кладбище располагалось в самом центре оживленного торгового квартала4.
Историческое своеобразие парфюмерного искусства, как правило, является следствием социальных аспектов бытования парфюмерии. Внутренняя сущность и функционирование запахов в культурном пространстве находятся в определенной зависимости от мировоззрения эпохи, социально-этических идеалов и сословных представлений. Запах представляет собой важный элемент социальных отношений, человек постоянно находится в своеобразной одорологической оболочке.
В XVП-XVШ вв. духи использовали в неограниченном количестве для придания благоухания телу, нижнему белью, прическам, при дворе ароматизировали голубей и воду в фонтанах. Известно, что Людовик XV получил прозвище король «благоухающий» за чрезмерное пристрастие к обилию ароматов. В XVIII в. практически у каждой знатной дамы был личный парфюмер, создававший духи специально для нее. Ароматические воды вступают в конкуренцию с туалетными уксусами, которым приписывали дезинфицирующее свойство. Сохранились сведения о четырех людях, грабивших трупы в Марселе во время чумы 1720 г. и избежавших заражения благодаря уксусу собственного изобретения. Однако действенность уксуса видится в том, что он отгонял насекомых, главных переносчиков болезни.
В эпоху Нового времени появляется феномен парфюмерной моды. Как феномен культуры мода интегрирует многообразные явления, в том числе искусство, политику, повседневные практики и парфюмерию, выступает катализатором процессов меняюще-
гося общества. Разнообразные проявления моды в культуре характеризуются индивидуальностью процессов восприятия и отражают события, происходящие в обществе. В эпоху Просвещения в моду входят цветочные ароматы с нотками ветивера, испанской кожи, розы, разбавленные аккордами лимона и бергамота. Ароматы впервые начинают использовать для привлечения противоположного пола. Важным событием, продвинувшим вперед развитие парфюмерии, становится появление одеколона. Ароматическая вода со свежим запахом розмарина, нероли (флерд'оранжа), бергамота и лимона добавлялась в воду во время принятия ванн, в вино, на сахар, в воду для полоскания рта, в воду для стирки, для инъекций, в пластырь. Считается, что Наполеон покупал до 60 флаконов одеколона в месяц5.
На рубеже XIX-XX вв. происходят изменения в повседневных гигиенических практиках. Каноны телесной эстетики предписывали тщательнейший уход за телом. Основной предпосылкой оформления гигиены как науки, изучающей влияние окружающей среды на организм человека, служил быстрый рост промышленности и городов. Частые эпидемии вызывали необходимость в санитарных мероприятиях, а проведение их требовало научного обоснования. Толчком к развитию гигиенических стандартов послужили фундаментальные открытия Луи Пастера и Джозефа Листера в 1860-х гг. Благодаря их теории были сформулированы научные представления о вирусах и микробах, идентифицированы бациллы тифа, холеры и туберкулеза, разработаны методы антисептики. Благодаря этим открытиям произошел постепенный переворот во взглядах на личную и общественную гигиену.
Ален Корбен, французский историк и культуролог, занимающийся реконструкцией истории повседневности рубежа XIX-XX вв., проблемами культуры тела и его ощущений, отмечал, что к гигиеническому канону относится не только физиология телесных отправлений, но и теория и практика муниципального управления. К концу века были продезинфицированы питьевые фонтаны, церкви, библиотеки. В борьбе против инфекционных болезней стали использовать воду, врачами рекомендовались регулярные ванны. Особое внимание стали уделять телесным зонам, о которых раньше не задумывались: появились
специальные инструкции о чистке зубов, регулярном мытье рук, удалении грязи из-под ногтей6. Данные аспекты привели к необходимости охвата гигиеническими процедурами как можно большего числа людей. С целью сокращения объема воды были проведены эксперименты со струйной подачей воды, первые шаги в этом направлении были предприняты во французской армии и в тюрьмах. Впоследствии был изобретен душ с распылителем и душевые кабины, что способствовало более рациональному распределению воды.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. происходят крупные изменения в парфюмерном этикете. Парфюмерной столицей становится Франция. Исследователи отмечают, что именно в это время появился своеобразный парфюмерный этикет - негласные правила, позволяющие продлить стойкость аромата, создать настроение или искусно дополнить наряд, отдельные постулаты которого сохранились и используются в современной культуре. Парфюмерия имеет эстетическое и гигиеническое назначение, как тонкое искусство она не терпит неумеренности и чрезмерности. Каждому парфюмерному продукту соответствует определенное время суток и назначение.
Как следствие оптимизации гигиенических стандартов снижается потребление духов. Бытует мнение, что они забивают поры кожи и приводят к неврозам. Резкие животные ароматы вытесняются нежными цветочными запахами, так как женщина ассоциируется с полевым цветком. Новые манеры парфюмерного этикета требуют иного обращения с духами: сами духи не должны соприкасаться с кожей. Разрешены только ароматические туалетные воды, настоянные на лепестках роз, клубнике, зернышках бобов, и одеколоны. Ароматы сконцентрированы на носовых платках, на перчатках, на веере, домашних туфельках. Духами пропитываются предметы постоянного обихода, запах которых отражает и подчеркивает обаяние женщины. Белье в доме должно благоухать свежим запахом лаванды. Интенсивность телесного запаха зависит также и от чистоты нательного белья, поэтому врачи советуют менять белье несколько раз в неделю. Все это стимулирует распространение практических мер, оказавшихся предвестниками многих гигиенических навыков.
В эпоху модерна складывается гендерная специфика ароматов. Мужская и женская
парфюмерия изначально базируется на разных основах, что помогает подчеркнуть, соответственно, мужественность или женственность парфюма. Женщины зачастую ассоциируются с цветками, поэтому женские ароматы основываются на цветочных композициях. Практически во всех мужских парфюмах присутствуют древесные ароматы, потому что с деревом ассоциируется большинство мужских качеств, таких как сила, спокойствие, отсутствие лишней эмоциональности.
О. Вайнштейн, выдающийся исследователь культурных феноменов XIX в., в том числе парфюмерного искусства, отмечает, что именно в этот период происходят важные изменения в представлениях о женских и мужских запахах в парфюмерии, закрепляются гендерные различия в парфюмерном этикете. Мужскими запахами становятся ароматы сосны, кедра, дубового мха, табака; запах чистого тела. «Основные парфюмерные дома середины XIX века - Убиган, Любен, Пивер -практически не выпускали специальных духов для мужчин. Отсутствие искусственного запаха у мужчин маркируется как новая культурная норма, символическая проекция честности, прямодушия, порядочности»7.
Возникающий во второй половине XIX в. средний класс нуждался в новой парфюмерной эстетике. Как следствие, в моду входят лосьоны для ухода за кожей, духи практически не производятся. Дешевизна ароматного мыла, поточная продукция одеколонов, повсеместное распространение галантерейных лавок, торгующих парфюмерными товарами, - все это сделало парфюмерную продукцию из предмета роскоши общедоступным предметом. Всеобщий спрос на подешевевший одеколон является свидетельством того, что даже самые бедные слои общества стали бороться с дурными запахами, исходящими от человеческого тела8.
Основные аспекты парфюмерного искусства, находящиеся в неразрывной связи с развитием гигиены, нашли отражение в современной культуре. Следствием все возрастающих требований общества становится замещение природного запаха искусственно созданным ароматом, предназначенным для женщин или мужчин. Женские ароматы традиционно интегрирует цветочные и фруктовые запахи, цветочные тона дополняют женский характер и зачастую служат завершающим элементом стиля. Мужская парфюмерия
акцентирует древесные и травянистые оттенки. Вместе с тем зародившийся стиль унисекс предполагает и обратное явление, поскольку разделение на мужскую и женскую парфюмерию - не более чем условность. Ароматы унисекс, адресованные и мужчинам и женщинам, обычно выбирает молодое поколение как знак нашего времени, отражение динамики и противоречивости современного общества. Последние парфюмерные новинки, помимо традиционных цветочных и фрук-тово-ягодных нот, включают необычайные ароматы сыра, пыли, микросхем и т. д. Кроме того, запахи используются для ароматизации среды: стимулирования продаж в магазинах, создания домашней атмосферы в гостиницах, атмосферы благополучия и спокойствия в банках.
Таким образом, развитие парфюмерного искусства находилось в тесной зависимости от повседневных гигиенических практик. По мере того, как города освобождались от нечистот и зловония, в обществе распространялись правила гигиены, на смену резким и терпким ароматическим веществам, заглушающим смрад, приходили тонкие многослойные ароматы, обладающие объемным звучанием и стимулирующие творческое воображение. Социальная и гендерная дифференциация запахов, расширение диапазона
их применения, а также стремление к обладанию уникальными ароматами способствовали развитию одорической культуры и превращению парфюмерии в динамично развивающуюся индустрию.
Примечания
1 Сенека, Л. О счастливой жизни [Электронный ресурс]. URL : http://ancientrome.ru/ antiitr/thtm?a= 1341149502.
2 Тацит, К. О происхождении германцев и местоположении Германии [Электронный ресурс]. URL : http://www.gumer.infо/bibliоtek_ Buks/History/Tacit/0_Pr_Germ.php.
3 Веригин, К. М. Благоуханность. Воспоминания парфюмера. М. : Клеограф, 1996. С. 73.
4 Корбен, А. Ароматы частной жизни // Новое лит. обозрение. 2000. № 43. С. 69.
5 Герер, А. Ароматы Версаля в XVII-XVIII веках : эпистемологический подход // Ароматы и запахи в культуре. М. : Новое лит. обозрение, 2003. С.303.
6 Корбен, А. Указ. соч. С. 68.
7 Вайнштейн, О. Б. Историческая аромати-ка : одеколон и пачули // Ароматы и запахи в культуре. М. : Новое лит. обозрение, 2003. С. 14.
8 Корбен, А. Указ. соч. С. 73.