Научная статья на тему 'Из истории ювелирной моды: ароматические и парфюмерные украшения'

Из истории ювелирной моды: ароматические и парфюмерные украшения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
445
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории ювелирной моды: ароматические и парфюмерные украшения»

Г. Н. Габриэль

Из истории ювелирной моды: ароматические и парфюмерные украшения

Во все эпохи, практически в каждой культуре ароматические вещества и драгоценные украшения были самыми дорогими и престижными вещами. Не случайно в Песне Песней царя Соломона идет постоянное сравнение тел любовников с редкими ароматами и драгоценными камнями. Запах восхищал обоняние, украшение - взгляд, поэтому ароматизаторы делали из дорогих материалов, снабжали сложными механическими конструкциями и носили с благоговением и почтением. С момента появления их назначение было многофункциональным - окружить человека ароматическим щитом, подчеркнуть его гендер, социальный статус. Форма же, декор таких украшений несли символическую, знаковую нагрузку, усиливая защитные, мистические, соблазнительные свойства ароматов и запахов.

Импульс украсить тело видимым источником запаха прослеживается с эпохи неолита, когда визуальными ароматизаторами были растения, прежде всего цветы. Не случайно ранние украшения из металлов, например, золотые венки шумерских цариц, повторяют формы цветов и листьев. В Египте делали бусы из ароматизированной пасты в форме цветов; головы египтянок украшали конусообразные навершия из жиров, насыщенных маслами мирта, миндаля, при таянии ароматизировавшие парики и тело.

Античный мир много взял от египтян в искусстве ароматов, и они становятся важной составляющей жизни в Греции и Риме. На улицах Афин стояли вазы с лепестками цветов, на пирах в Риме летали ароматизированные голуби, матрасы и подушки набивались лепестками роз. Открытие в античном мире разнообразных ароматических смол, стимулировало поиски способов их хранения: для этого начинают использовать раковины, сосуды из кости, глины, металла. Полые бусины золотых греческих ожерелий наполнялись благоухающими смолами, финикийцы носили серьги с просверленным и ароматизированным жемчугом, римляне использовали araballos - миниатюрные узкогорлые глиняные или металлические кувшинчики с благовониями, крепившиеся к браслету на запястье. Однако первое подлинно ароматическое украшение в античном мире было изобретено этрусками, жившими на севере Италии в IX-I вв. до н.э. На их надгробных памятниках, среди многих других украшений, можно видеть буллы - «Etruscan aurum» - миниатюрные подвесы-контейнеры со стопором внутри, содержащие ароматические или лекарственные масла. Буллы делали из золота, изысканно декорировали

51

© Габриэль Г. Н., 2007

орнаментальными или фигуративными изображениями и носили на шее или запястье, подвешивая на цепь.

Традицию ношения булл от этрусков взяли римляне. Они изображали на них Медузу Горгону, наделяя ароматизатор дополнительными охранными функциями амулета-апотропея. Интересно, что согласно законам Оппия римские женщины в период республики имели право носить золотых украшений лишь на полунции, но для булл-апотропеев делалось исключение.

После падения Рима и установления христианства в Европе начинается период церковных ограничений, как в отношении использования ароматов, так и самих украшений. Однако реакция раннего христианства на чувственность античного мира не смогла истребить желание ароматизировать и украшать тело. В богатых захоронениях раннего средневековья находят золотые булавки, аграфы с миниатюрными контейнерами для ароматических веществ, возможно византийского производства. Интерес к ароматизированным украшениям активно возрождается во время походов крестоносцев на Восток. Оттуда начинают привозить мускус, амбру, цибет, а также специи, ароматические смолы.1 Мощные ароматы этих анимальных веществ должны были защитить от чумы, пришедшей в Европу, зловонных запахов воздуха и тела. В пастообразном или порошковом виде их помещали в ювелирно оформленные контейнеры, постоянно носимые на теле. Самым распространенным среди них становится pomander - от французского «pomme d'ambre» - «яблоко из амбры», остававшийся в моде несколько столетий. Такой помандер в виде золотого яблока получил в 1174 году император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса от Балдуина Иерусалимского за поддержку в борьбе с неверными.2 Людовик X в 1319 году дарит королеве «яблоко с амброй, украшенное серебром и кружевным красным шелком».3 При круглой форме помандеры обычно состояли из двух половинок или нескольких сегментов, напоминая цитрусовые, использовавшиеся для ароматизации помещений. Помандеры делались не только в форме яблока, но и ореха, граната, шара, креста, черепа, улитки, сердца, цветов, корабликов, книг и др. Эти формы имели символическое значение, усиливая охранное действие ароматизатора: орех ассоциировался с памятью и считался средством против психических расстройств, корабль, в средневековой культуре оз-

1 Мускус добывают из желез самца оленя - мускусной кабарги, амбра - воскообразное вещество, получаемое из пищеварительного тракта кашалота, цибет -вещество, добываемое из желез куницы виверры.

2 Green A., Dyett L. Secret of Aromatic Jewelry. - Paris,Flamnarion, 1998. - C. 47.

3 Там же. - С. 48.

начавший церковь, в эпоху Ренессанса становится и знаком географических открытий, символом познания и любви.

Мужчины носили помандеры на шейной цепи, женщины крепили их к поясу, а миниатюрные помандеры - они могли быть не больше наперстка - соединяли с браслетом или кольцом цепочкой и держали в руках, теплом тела усиливая ароматы спрятанных в нем веществ. Помандеры могли подвешиваться к четкам, которые, в свою очередь, часто выполняли функцию ароматизаторов, так как бусины для четок, так называемые Rosary Beads,1 делались из специальных паст, используя для их ароматизирования самые экзотические рецепты. Ранние помандеры привозились с Востока, стоили очень дорого и использовались исключительно в высших слоях европейской знати. Позднее они все чаще встречаются в быту, упоминаются в завещаниях и инвентарных книгах. Самые роскошные помандеры делались в Европе в период позднего Ренессанса и их насыщенный декор, блеск драгоценных металлов и камней, прекрасно сочетались с бархатом, шелком и золотом костюма той эпохи.

На портретах Ренессанса рядом с помандерами можно видеть еще один вид ароматических украшений - аглеты. Их формы и декор чрезвычайно разнообразны: гладкие или филигранные булавки, цветы, даже лягушки, внутри же прятался крохотный контейнер для ароматических веществ. Аглеты прикалывались или пришивались (обычно парно) к платью, шляпам и могли составлять основной ювелирный декор женского и мужского костюма.

После Ренессанса пик увлечения помандерами и аглетами проходит. Чума, от которой охраняли себя сильными анимальными ароматами, постепенно оставляет Европу, и надобность в таких запахах исчезает. Если раньше кожа рассматривалась как основной щит человека от болезней и ее усиленно ароматизировали, то теперь запахи - это, прежде всего, наслаждение, язык чувств, любви. Активно начинают использоваться жидкие субстанции, основанные на уксусе или алкоголе, потребовавшие новых форм украшений.

Самыми модными среди них становятся vinaigrette - ювелирно оформленные контейнеры для ароматических уксусов, считавшихся антисептиками и средством от мигреней. Винэгр - потомок помандера и в ранний период они также часто делались в форме яблока. Внутри находился миниатюрный контейнер с губкой или тканью, смоченной ароматическим уксусом и закрытый решеточкой, всегда изысканно оформленной в виде цветов, арабесок, завитков. Позднее винэгры делались в форме шара, сердца, цветов, музыкальных инструментов, арлекинов, трансформировались в кольца, броши, серьги. Винэгры в форме миниа-

1 «Rosary» от латинского слова «rosarium» -«сад роз».

тюрного оружия, говорят о том, что вначале их использовали и мужчины, но с XIX века они остаются принадлежностью женских аксессуаров. Их носили на шее, поясе, подвешивали к шателенам,1 соединяли цепью с кольцом и держали в руке, усиливая ароматы уксусов. Ранние винэгры делали из золота и серебра, позднее к ним добавились стекло, фарфор. Они оставались модными несколько столетий, меняя формы и декор в соответствии со стилистикой и вкусами эпохи.

Ароматические флаконы появились в Европе в XVI веке и внешне были похожи на винэгры, но помещали в них не уксусы, а ароматические масла, духи, поэтому внутри они не имели решетки - держателя. Носили их на цепи, бархатных лентах на шее, крепили к поясу на шателены. Ранние флаконы делали из драгоценных металлов, поверхность гравировали, украшали филигранью, эмалью, а с конца XVIII века их в большом количестве производят в фарфоре и стекле - в Мейсене, Севре, Аугсбурге, Берлине, Бирмингеме, Венеции.2 Стекло могло быть гладким и граненым, прозрачным или насыщенным кобальтовым, рубиновым цветом, оправлялось драгоценными металлами и камнями. Формы ароматических флаконов XVIII века, как и все декоративное искусство той эпохи, испытывают сильное влияние стиля шинуазри, и любимые сюжеты росписей -любовные сцены - часто выполняются в китайском вкусе. Ароматические флаконы были популярны весь XVIII век, затем они почти забыты, и вновь возвращаются в моду в эпоху историзма, когда общество обращает взоры к формам и мотивам украшений прошлых эпох.

Пожалуй, никогда еще ароматические украшения не носились в таком количестве как в эпоху историзма. Их формы, декор отразили все разнообразие увлечений тех лет: интерес к истории, археологии, путешествиям, развитие науки. Роскошные ароматизаторы делают крупнейшие ювелирные фирмы - Бушерон, Картье, Тиффани, начинается массовое производство недорогих ароматических украшений. В последних особенно часто встречаются сентиментальные, любовные мотивы - сердце, незабудки, музыкальные инструменты, а также изображения насекомых, змей, кинжалов, рога изобилия, миниатюрных часов - символа викторианского времени. После открытия для европейцев Японии, в формах и декоре ароматизаторов заметны влияния японских нюхательных фла-

1 Шателен - женский аксессуар, крепившийся к поясу специальным крючком. К нему подвешивались часы, ароматические украшения, ключи, печати и др. Особенно моден в XVIII в., но носили и позднее.

2 Венецианцы экспортировали по всей Европе миниатюрные флаконы из хрусталя, Аугсбург славился флаконами из рубинового стекла, Англия - кобальтовым стеклом. Самые роскошные флаконы, в форме капли, производили в мастерской Bernard Perrot в Орлеане.

конов,1 а после 1876 года, когда королева Виктория становится и королевой Индии, в них появляются мотивы индийского искусства.

Изменения в костюме также влияли на интерес к тем или иным формам ароматических украшений. Линия плеч в женском платье середины XIX века обнажились, и в моду входят крупные ароматические серьги, медальоны, флаконы. Популярными были массивные браслеты и кольца-фонтаны, выпрыскивающие ароматы с помощью пружины. Чрезвычайно модны в викторианскую эпоху букеты на платьях - posies, укрепленные в ювелирных держателях. Цветы не только ароматизировали, но и несли любовный код, а их подбор строго регулировался: днем это были травы и полевые цветы, вечером - изысканные, сложные букеты. Держатели делали из драгоценных металлов, фарфора, черепахи, рога, янтаря, раковины в форме ваз, цветов, плодов, шишек. Крепились они к платью булавками, часто соединялись цепью и кольцом с пальцем руки. К держателям иногда подвешивались зеркальца - нюхая букет, можно было незаметно осмотреть бальный зал. Мужчины вставляли держатель с цветком в петлицу лацкана пиджака - она и появилась в костюме для этой цели.

На рубеже XIX-XX веков в ароматических украшениях найдут отражение прихотливые линии и декадентские мотивы Модерна. В эпоху Ар Деко их дизайн близок прямолинейным линиям одежды и аксессуаров. Лалик делает для парфюма Поля Пуаре «Sweet Pear» - строгих форм стеклянные флаконы-подвесы, скользящие на толстых шелковых шнурах. Интерес к египетской культуре вылился в формы скарабеев, сфинксов, а увлечение машинами, спортом - в появлении подвесов-ягуаров (символов скорости), флаконов в виде сумок для гольфа и т. п. Флаконы часто хранились вместе с косметикой в роскошных vanity case - миниатюрных несессерах, рожденных от японских ароматических коробочек инро.

В 30-е годы ХХ века украшения, в том числе ароматические, становятся более массивными. После кризиса 1929 года вместо драгоценных материалов часто используются недорогие сплавы, пластик, имитирующий коралл, черепаху, поделочные камни. Появляются разнообразные ароматические пасты, самая популярная среди них - glace, делалась из воска, смешанного с ароматическими маслами. Glace помещали в ювелирные контейнеры, а такие фирмы как Monet, Trifari, Miriam Haskell делали украшения непосредственно из ароматизированной массы.

Серьезные изменения в мир парфюмерии и ароматических украшений приносят 1960 годы - время молодежных и сексуальных революций, движения хиппи. Они приносят в моду сильные восточные ароматы и но-

1 Особенно заметны эти влияния после Всемирных Художественно-промышленных выставок 1862 и 1878 гг., где были выставлены в большом ассортименте японские товары. 55

вые формы украшений. С другой стороны все большее влияние на индустрию запахов начинают оказывать модельеры, стремящиеся визуализировать свои парфюмы в броских образах. Calvin Klein, Ralf Lauren, Mis-soni выпускают миниатюрные флаконы-подвесы, декорированные их логотипом. Тот же Calvin Klein рекламирует парфюм CK be с помощью черных бумажных ароматизированных браслетов в стиле унисекс. Появляются ароматизированные каучуковые ремешки для часов от Ralf Lauren, миниатюрные конверты с ароматами от Revlon.

Конец XX века был отмечен новым всплеском интереса к ароматическим украшениям, что объясняется многими факторами, в том числе, появлением неизвестных ранее вирусов, болезней, возросшим чувством незащищенности перед окружающим миром. Ароматические украшения развиваются, в основном, в формах авторского творчества художников и массовой продукции. В обоих направлениях можно встретить обращение к формам прошлых эпох и абсолютно инновационные работы. Это может быть декоративная безделушка и интерактивный, апеллирующий к интеллекту предмет ювелирного искусства. Но в любом случае, их назначение - визуализировать неуловимую субстанцию аромата, создать иллюзию защиты и ощущение внутреннего комфорта, так необходимые человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.