Научная статья на тему 'Исследование потребительских свойств парфюмерных товаров'

Исследование потребительских свойств парфюмерных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5862
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парфюмерный рынок / потребитель / perfume market / consumer

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толубеева E. M.

Парфюмерный рынок насыщен модными новинками от лучших мировых брендов. В такихусловиях сложно овладеть вниманием потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Perfume market it is saturated fashionable novelty from the best world brandies. In such condition in a complicated way to possess attention of the consumer.

Текст научной работы на тему «Исследование потребительских свойств парфюмерных товаров»

Для молодежи самыми привлекательными мобильными телефонами (доля ассортимента товара составляет от 4,1 % до 23,1 %) стали телефоны третьего кластера с хорошими функциональными возможностями по высокой ценой. Менее привлекательными — телефоны второго кластера (доля ассортимента от 1,2 % до 2,8 %) с оптимальным набором функций и стоимостью от 7000 до 10 000 руб. Мало привлекательными — телефоны первого кластера с минимальным набором функций и низкой ценой (от 0 % до 0,7 %).

Для эффективного управления ассортиментом товара предложен комплекс экономико-математических методов обработки данных маркетинговых исследований, который позволяет разработать мероприятия по формированию оптимального ассортимента производимой / реализуемой продукции на основе предпочтения сегментов потребителей.

E. V. Borodinova

Effective assortment's administration taking into account the characteristics of market segmentations

We have considered the assortment 's administrative of mobile phone taking into account the characteristics of market segmentations.

Key words: assortment, claster analysis, correlation analysis, comparative analysis, regression analysis, game theory.

УДК 339.138:658.628:665.5

Е.М. Толубеева, аспирант кафедры «Предпринимательство и маркетинг», (4862)41-98-43, sophi-83@тайт, (Россия, Орел, ОрелГТУ)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ

Парфюмерный рынок насыщен модными новинками от лучших мировых брендов. В такихусловиях сложно овладеть вниманием потребителя.

Ключевые слова: парфюмерныйрынок, потребитель.

Потребительские свойства — это свойства, проявляющиеся при использовании товара потребителем. Это совокупность технических, экономических и эстетических качеств товара, обеспечивающих покупателю наибольшее удовлетворение его потребностей за оптимальную цену. На формирование потребительских свойств товара оказывают влияние такие характеристики, как внешнее оформление, новизна, соответствие моде и т. п., что значительно и в положительную сторону

отличает его от другого товара. При покупке потребители обращают внимание прежде всего на полезность товара и на те преимущества, которые они могут получить при его использовании. Потребительские свойства товара можно представить как несколько оболочек, в середине которых находится сам товар или услуга; затем идет дизайн упаковки, эргономичность ее исполнения, торговая марка; третьим внешним слоем можно считать нахождение товара на складе, его гарантийное обслуживание и послепродажный сервис и т. д. Свойства, определяющие эффективность использования товаров по назначению, называются потребительскими и характеризуются показателями качества. Качество парфюмерных товаров определяются совокупностью их потребительских свойств (таблица).

Таблица

Классификация потребительских свойств парфюмерных товаров

Функциональные Эстетические Сохраняе Эргономиче Безопасност

мость ские ь

1. Придание запаха. 1. Парфюмерия: Срок Удобство Токсикологи

2. Интенсивность внешний вид, цвет; годности. пользования ческие

запаха. характер запаха, 5 показатели:

3. Стойкость запаха. гармоничность, гигиеническ класс

4. Крепость, %. оригинальность. ом действии, опасности;

5. Сумма массовых 2. Внешний вид придании хроническая

долей душистых флакона и приятного токсичность;

веществ. упаковки: запаха. кожно-

6. Прозрачность. выразительность оформления; оригинальность. раздражающ ее действие.

Производство парфюмерии состоит из следующих операций:

- составление композиции-базы;

- приготовление парфюмерной композиции;

- приготовление парфюмерной жидкости;

- вызревание жидкости;

- фильтрация жидкости;

- разлив жидкости во флаконы;

- закупорка флаконов;

- маркировка и упаковка флаконов.

Наиболее важной и ответственной операцией в производстве парфюмерных товаров является составление композиции, которая представляет собой смесь душистых веществ с ровным характерным цветочным или фантазийным запахом. Состав композиций-баз велик (6080 и более наименований душистых веществ). Парфюмерную композицию приготовляют путем добавления к композиции-базе различных душистых веществ. При этом учитывается замысел парфюмера и направление

будущих духов. Приготовление парфюмерной жидкости состоит в растворении парфюмерной композиции в спирте, добавлении настоев, воды и красителей. Свежеприготовленная парфюмерная жидкость может дать при хранении осадок и помутнение, кроме того, она еще не соответствует требуемым качествам запаха, так как он проявляется полностью не сразу. Для удаления запаха спирта и «созревания» необходимо от нескольких дней до года. Конечными процессами производства парфюмерных товаров являются: фильтрация парфюмерной жидкости, разлив ее во флаконы, закупорка флаконов, маркировка и упаковка флакона. По функциональному назначению парфюмерные товары предназначены для ароматизации человека. К парфюмерным товарам относятся духи, одеколоны, парфюмерные наборы и душистые воды, основное назначение которых ароматизировать кожу, волосы, одежду и т. д. Некоторые виды парфюмерных товаров применяются как гигиенические и освежающие средства. Основное требование к парфюмерным изделиям — обладание приятным запахом. Запахи можно разделить натри условные группы: приятные, неприятные и безразличные. Приятный запах доставляет удовольствие, создает хорошее настроение, повышает работоспособность. Неприятный запах, наоборот, угнетает. Есть запахи приятные одним и неприятные другим [1]. У запаха нет объективных показателей оценки, как, например, у цвета, и, конечно, степень восприятия запахов не у всех одинакова. Запах парфюмерного изделия проходит три стадии: начальный, ощущаемый сразу, основной, проявляющийся в полной мере через 15-20 мин. после нанесения жидкости, и остаточный, уже ослабленный и измененный. Духи, одеколоны и душистые воды должны быть прозрачными, без осадка и мути, не оставлять пятен на ткани, иметь устойчивый, приятный запах. Флаконы должны быть изготовлены из доброкачественного стекла требуемой формы и емкости, красиво оформлены и герметично укупориваться. Выпускают парфюмерные товары без деления на сорта. У доброкачественных косметических товаров приятный запах, однородная консистенция. В них не должно содержаться вредных для организма веществ. Кремы не должны иметь крупинок, комков, хлопьев. Губная помада не тает, легко наносится на губы, равномерно окрашивает, имеет гладкую, блестящую поверхность и не крошится. Пудра должна быть тонко измельченной, равномерной окраски, ложиться ровным тонким слоем, не осыпаться и придавать коже матовый оттенок. На сорта косметические товары не делятся. Твердое туалетное мыло должно быть однородной консистенции, без трещин, пятен, налета, твердое на ощупь, не крошиться, с приятным запахом. В воде при комнатной температуре давать обильную и устойчивую пену. Жидкое мыло должно быть прозрачно, не иметь осадка и мути. Парфюмерные жидкости фасуют в стеклянные, фарфоровые, полимерные флаконы. Флаконы с парфюмерией

упаковывают в красиво оформленные футляры. В качестве транспортной тары используются ящики (коробки). Флаконы могут быть упакованы в групповую тару. Информация для потребителя должна быть написана на русском языке: наименование изделия, наименование страны-изготовителя и фирмы-изготовителя, юридический адрес, состав, объем продукции, месяц и год выработки, срок хранения и штриховой код товара. Состав всей парфюмерии одинаков. Ее делают из концентрата, спирта и воды, разница — в пропорциях. Самыми дорогими и стойкими являются духи. Обычно они содержат 20-35 % парфюмерной композиции, растворенной в 90 % спирте плюс фиксатор. В составе духов используются наиболее дорогие и ценные натуральные эфирные масла и синтетические душистые вещества. Следующий по концентрации вид парфюмерной продукции — парфюмерная вода, или дневные духи. Обычно они содержат 5-25 % концентрата, растворенного в 90 % спирте. Туалетная вода — 6-15 % концентрата и 85 % спирта. Одеколон — 6 % парфюмерной композиции, растворенной в 70-80 % спирта. Такого вида парфюм выпускают для мужчин. Одна парфюмерная формула содержит в среднем около сотни натуральных и синтетических элементов. И именно их дозировка, их сочетание между собой приводит к определенному результату, нужной композиции, для достижения которой, как правило, требуется огромное количество проб. Качество парфюма напрямую зависит от качества используемого сырья. Это и отличает продукцию престижной маркой, где используются в основном натуральные и качественные компоненты, от продукции «масс-маркет», где использование подобных компонентов невозможно по причине высокой цены. Критерии запаха — это стойкость, крепость, узнаваемость, т. е. возможность распознать, ассоциировать запах с фирмой, стилем. Крепость запаха определяется процентным содержанием парфюмерной композиции. Стойкость запаха зависит не только от количества концентрата, но и от типа запаха. Свежие, цитрусовые, травяные и цветочные ароматы менее стойкие по сравнению с восточными, ванильными, амбровыми и мускусными. Характер духов проявляется медленно, в несколько этапов. Термины — «начальная нота», «нота сердца», «конечная нота» — означают фазы раскрытия букета. Начальная нота проявляется в течение первых 15 мин. испарения. Она создает первое, спонтанное впечатление о духах [2]. Создается она наиболее летучими компонентами композиции: цитрусовыми, травяными, зелеными, озоновыми ароматами. Нота «сердца» — ядро духов — определяет тип запаха. Она раскрывается вслед за начальной нотой и держится в течение 3-4 часов. В это время проявляются все основные ароматы композиции: фруктовые, цветочные, пряные, древесные и др. Конечная нота ощущается в завершающей стадии испарения и держится 45 часов. В ней проявляются мускусные, ванильные, янтарные запахи, они обеспечивают силу и стойкость духов. Визуально аромат можно

представить себе в форме треугольника и таким образом увидеть, какую роль играют те или иные ноты на каждой стадии раскрытия аромата. Виды запахов:

- горькие: герань, лимон, мандарин, пион, сирень;

- тонкие: акация, ирис, левкой, магнолия, роза;

- сладковатые: акация, мандарин, ваниль;

- зеленые: гвоздика, фиалка, нарцисс, мирра;

- теплые: акация, персик, сандал;

- густые, тяжелые: гвоздика, ладан, лилия, пачули;

- пряные: жасмин, пачули, корица, гвоздика;

- запах кожи, табака получают из бессмертника.

Эргономические свойства выражаются в удобстве использования,

гигиеническом действии, придании приятного запаха. Эстетические свойства парфюмерных товаров оцениваются на основании органолептических показателей (внешний вид, цвет, запах). Дизайн упаковки должен соответствовать стилю времени и направлению моды. Для наборов и серий одного наименования необходимы гармония формы и цвета, выразительность. В парфюмерии ценится оригинальность флакона и соответствие его наименованию изделия, а также качество материалов, используемых для производства тары, футляра и др. Парфюмерные товары должны изготовляться в соответствии с требованиями стандартов по утвержденным технологическим инструкциям и рецептурам. Парфюмерные товары должны изготовляться из доброкачественного сырья и по составу соответствовать утвержденной рецептуре [3]. Информация о социально-демографических и психографических характеристиках целевой аудитории поможет сформировать уникальное коммерческое предложение на основе вкусов, предпочтений и ценностей потенциальных потребителей. Помимо этого, такая информация поможет выявить ключевые этапы коммуникации, которая даст возможность донести концепцию бренда до конечного потребителя. Особенность выделения целевой группы для парфюмерных брендов определяется чаще всего половозрастными особенностями. Так, женщины больше предпочитают легкие цветочно-пряные ароматы, а мужчины — насыщенные цитрусовые, табачные и древесные оттенки. При продаже парфюмерно-косметических товаров покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с различными свойствами предлагаемых товаров. Например, для знакомства с запахом духов, одеколонов, туалетной воды используют полоски специальной бумаги. Функционирование упаковки парфюмерных товаров подлежат проверке.

Информация о парфюмерно-косметических товарах помимо других сведений должна содержать: сведение о назначении и входящих в состав изделий ингредиентах, оказываемом эффекте, противопоказания для

применения. Продавец обязан довести информацию о сертификации товаров.

Предлагаемые продавцом услуги в связи с продажей товаров могут оказываться только с согласия покупателя. Парфюмерные товары должны изготовляться в соответствии с требованиями стандартов по утвержденным технологическим инструкциям и рецептурам. Парфюмерные товары должны изготовляться из доброкачественного сырья и по составу соответствовать утвержденной рецептуре. Содержание композиции для каждого наименования парфюмерных изделий обусловлено рецептурой, но оно должно быть не ниже норм, установленных ГОСТами для каждой групп изделий. Парфюмерные товары при температуре -5°С по своему внешнему виду должны быть однородны, прозрачны и без помутнения. При температуре ниже -5°С допускается помутнение, которое должно исчезнуть при температуре -18-20°С. Цвет и запах парфюмерных товаров должен соответствовать цвету и запаху контрольного образца. Стойкость запаха должна быть не менее установленной для каждой группы духов и одеколонов. выпускаются одним сортом.

Основными показателями, по которым проводится аттестация парфюмерных товаров, являются: для духов всех групп и одеколонов групп «экстра» и А — качество запаха, его стойкость, внешнее оформление (при строгом соблюдении норм по физико-техническим показателям); для одеколонов групп Б, В и душистых вод — качество запаха, прозрачность жидкости и внешнее оформление. Каждая партия парфюмерных товаров, поступающих в торговую сеть, должна сопровождаться документом установленной формы, удостоверяющими качество товаров.

Библиографический список

1. Арташина И.А. Поведение потребителей. М., 2003.

2. Манн П. Маркетинг на 100 %. Ремикс. Как стать хорошим менеджером по маркетингу. М., 2005.

3. Колюжнова Н.Я. Маркетинг: общий курс. М., 2006.

E.M. Tolubeeva

Study consumer characteristics of perfume goods

The Perfume market it is saturated fashionable novelty from the best world brandies. In such condition in a complicated way to possess attention of the consumer.

Keywords: perfume market, consumer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.