Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ РК В КИНО КНДР: С 1953 Г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ'

ЭВОЛЮЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ РК В КИНО КНДР: С 1953 Г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киноискусство / кинематограф / КНДР / Республика Корея / корейское кино / культура Кореи / культура КНДР / cinema art / DPRK / Republic of Korea / Korean cinema / Korean culture / DPRK culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михеев Владимир Андреевич

В настоящее время, кинематограф – один из наиболее влиятельных видов искусства. В нем сочетаются элементы как и изобразительного, так и чисто нарративного вида творчества. Его можно использовать как для выражения самим автором своих личных соображений на определенную тему, так и в целях пропаганды. Исследование посвящено анализу трансформаций в кинематографическом восприятии КНДР Южной Кореи с 1953 года по настоящее время в контексте политических, идеологических и культурных перемен, от экономического превосходства Северной Кореи над Южной, до экономической катастрофы в КНДР в 1990-ых годах, и современный этап. Исследование предоставляет обзор ключевых фильмов, оценивает их влияние на формирование образов и исследует динамику изменений в представлении соседней страны в северокорейском кинематографе – от сочувствия к Южной Корее до открытой враждебности, исследуются причины этих перемен. Также поднимается вопрос о влиянии «монолитности» «единственно верной» идеологии и «единственно правильного» искусства. В ходе исследования рассматриваются основные этапы и перемены в кинематографическом отображении Южной Кореи, с момента завершения Корейской войны в 1953 году до наших дней, а также реакция международного сообщества на эти картины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE REFLECTION OF THE ROK IN DPRK CINEMA: FROM 1953 TO THE PRESENT

Currently, cinema is one of the most influential forms of art. It combines elements of both visual and purely narrative forms of creativity. The study is devoted to the analysis of transformations in the cinematic perception of the DPRK of South Korea from 1953 to the present in the context of political, ideological and cultural changes. The study provides an extensive overview of key films, assesses their influence on the formation of images, and explores the dynamics of change in the representation of the neighboring country in North Korean cinema. The study examines the main stages and shifts in the cinematic representation of South Korea, from the end of the Korean War in 1953 to the present day.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ РК В КИНО КНДР: С 1953 Г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ»

Введение

Кинематограф определяется как «…отрасль культуры, осуществляющая производство кинофильмов и показ их зрителю; наиболее массовый вид искусства» [2, С. 50]. Кроме этого, по мнению некоторых исследователей, он является основой «визуальной культуры», базисом которой являются зрительные образы. [1, С. 45].

В течение более семи десятилетий, с момента завершения Корейской войны в 1953 году, кинематограф Северной Кореи стала неотъемлемой частью ее культуры. В этом контексте, эволюция отражения Республики Корея в кинематографе КНДР – важный вопрос, в котором можно проследить многочисленные изменения отношения к Южной Корее с течением времени.

С первых лет после войны, северокорейские фильмы, такие как "Братья" (1957), не только поднимали тему воссоединения Кореи, но и служили зеркалом образа Южной Кореи, представленного в контексте единой корейской нации. Этот период стал отправной точкой для исследования того, как кинематограф отражал изменения в восприятии и отношениях между двумя государствами.

Следующие десятилетия, охватывающие период острого идеологического противостояния (1960-1980 гг.), внесли свой вклад в формирование образа Южной Кореи в северокорейских фильмах. Пропагандистские картины акцентировали различия, подчеркивая идеологическую и социальную противопоставленность (в пользу КНДР), что в долгие годы стало характеризовать визуальное восприятие соседней страны. РК «отвечала» в плане кинематографа симметрично: выпускала пропагандистские киноленты, которые отличались схожей по степени анти-гуманности риторикой [3, С. 19].

В период снижения интенсивности противостояния и попытки налаживания диалога (1980-2000) фильмы и сериалы, такие как «Нация и судьбы» (1992 г., выпуск продолжается по настоящее время), начали внедрять элементы сочувствия к персонажам из Южной Кореи и делать попытки менять восприятие населения КНДР к персонажам "с Юга", допуская возможность диалога [4, С. 469].

С последующей экономической либерализацией и, в небольшой доле, политической (2000-2010), имевшей негласный характер, в северокорейском кинематографе были созданы кинокартины, продвигающие новые сюжеты, отражающие более положительные аспекты отношений между двумя соседними государствами.

В периоде современности (2010-н.в.), совместные проекты, вроде фильма "Север и Юг" (2017), становятся свидетельством стремления культурного обмена и нового взгляда на взаимоотношения. К сожалению, и в этот период можно отметить всплески напряженности, возникающие по различным поводам и, следовательно, рассчитывать на какие-либо впечатляющие успехи «Движения объединения» (통일운동), по мнению редакции вестника политических событий на Корейском полуострове «미래한국» (букв. «Корея будущего»), не приходится [5].

Результаты исследования

В основном тексте исследования будет рассмотрена эволюция отражения РК в кинематографе КНДР в хронологической последовательности. Будет кратким образом рассмотрен каждый из важных периодов в этом вопросе.

1. Период послевоенного восстановления (1953-1960):

В эти годы Северная Корея активно использовала кинематограф как мощный инструмент формирования образа нации, поддерживая единство и стремление к воссоединению с Южной Кореей. После разрушительной войны, большая часть северокорейских киностудий была разрушена и подлежала восстановлению [6].

Заметные фильмы КНДР того времени, такие, как советско-северокорейский фильм «Братья» (кор. 잊지말라 파주블! 1957 г.), стали важным событием в кинематографе страны, задав линию восприятия Кореи в данный период. Кинокартины рассказывали о трудностях послевоенного восстановления и стремлении к единению Кореи.

Основные темы картин:

1. Братство народов: Кинопроизведения акцентировали внимание на идеале единства корейского народа в борьбе за благосостояние и процветание страны после разрушительной войны. Так, в фильме «Братья» РК показана, как «младший брат, который заблуждался» через одного из главных персонажей фильма.

2. Образ Южной Кореи: Южная Корея была представлена как неотъемлемая часть корейского единства, своеобразный «заложник обстоятельств». Визуализация персонажей и сюжетных линий ставила акцент на общую корейскую идентичность.

3. Стремление к воссоединению: Фильм вдохновлял зрителей стремиться к миру и воссоединению, подчеркивая важность общих усилий для достижения этой цели.

В этом периоде, несмотря на политические и идеологические разногласия, кинематограф КНДР старался поддерживать образ Южной Кореи как единой и неотъемлемой части корейской нации. Образы, созданные в фильмах, стремились вызвать симпатию и сочувствие к жизни на юге, подчеркивая общие ценности и культурное наследие. Южная Корея подавалась как «заложник западных капиталистических стран», которые «нещадно эксплуатировали ее население».

В этот период геополитическая напряженность на Корейском полуострове оставались высокой. Северная Корея использовала кинематограф как средство мягкой силы для укрепления своей политической позиции и создания благоприятного образа в глазах мировой общественности, что в эти годы удавалось.

Также наблюдался феномен про-северокорейских симпатий в РК – например, была довольно популярна в неформальных кругах газета КНДР «Родина» (로동 신문 – букв. «Рабочая газета»), нежели «조선일보» (букв. «Ежедневные новости Кореи» ныне самая популярная газета в РК). По настоящее время в адрес «조선일보» звучат обвинения в «оправдании японского колониального правления» и «диктатуры». Так как уровень жизни в те годы в КНДР был выше, то «Родина» казалась не столь «оторванной от реальности», как южнокорейские СМИ того времени.

Кинематограф стал не только развлекательным искусством, но и инструментом, способствующим формированию и укреплению национального сознания. Фильмы того времени оказались эффективным средством воздействия на массы, поддерживая идею единства и воссоединения Кореи.

2. Время острого идеологического противостояния (1960-1980):

В период с 1960-х по 1980-е годы КНДР сталкивалась с динамичными и сложными политическими событиями, как внутри страны, так и на мировой арене. Кинематограф стал мощным инструментом, способствующим усилению идеологического контроля и формированию определенных образов, представляющих Южную Корею как идеологического противника. Тем не менее, далеко не все фильмы пропагандировали ненависть к РК, так, знамениты в КНДР в тот момент кинокартины «Прядильщица» (정방공, 1963 г.) и «Цветочница» (꽃파는 처녀, 1970 г.) были исторической направленности и стремились подчеркнуть, что два «разделенных народа» имели в недавнем прошлом общие корни.

Эти изменения были связаны с тем, что в начале 1960-х годов Северная Корея столкнулась с нарастающими экономическими трудностями, что послужило мотивацией для усиления идеологического контроля и использования кинематографии как средства формирования единой идеологической линии. Если в первый период считались возможными некоторые дискуссии по тому, как следует воспринимать РК, то в данный исторический период они стали попросту "недопустимыми" с точки зрения государства. Полностью сложилась система «централизованного зрелища». Это определение подразумевает собой монополию официального искусства, которое продвигает «единственно верную позицию» с точки зрения государства.

В условиях Холодной войны, Северная Корея оценивала свою роль на мировой арене, стремясь укрепить свою независимость от внешних влияний. В это же время на конституционном уровне (в 1972 году) была закреплена идеология «чучхе» (주체), которая на фундаментальном уровне подразумевала определенную изоляцию от внешнего мира и его влияния в различных аспектах, что, по мнению некоторых исследователей, являлось продолжением «корейской политической традиции» [7]. В 1973 г. Ким Чен Ир пишет трактат «О киноискусстве», который, фактически, полностью регламентировал процесс создания фильма.

Также выходили фильмы, как «Судьбы Кым Хи и Ын Хи» (금희와 은희의 운명 1974 г.), которые показывали разницу между социализмом (КНДР) – «правильным» путем, который избрала страна, и капитализмом – «злом», к которому решила примкнуть РК. Сюжет фильма схож с картиной 1957 г. «Братья», но в этом фильме нет позитивного финала.

В то же время, КНДР хотела сформировать позитивный образ Трудовой партии КНДР в глазах мировой общественности, для этого, по мнению Ким Чен Ира (который на тот момент был преемником действующего лидера), требовалось снимать «более качественные картины», что свидетельствует о кризисе в кинематографе КНДР в конце семидесятых.

Тем не менее, последствия выбранного метода достижения цели «улучшения качества северокорейского кинематографа» – международный скандал: похищение южнокорейского режиссера Син Сан Ока в 1978 году из Гонконга. По его словам, первые четыре года в КНДР он провел в тюрьме, где условия подходили «только для выживания». В дальнейшем ему отводилась роль «талантливого режиссера», имеющего возможность снимать «качественные» пропагандистские кинокартины.

Самый известный фильм данного режиссера, снятый в Северной Корее – «Пульгасари» (1985 г.), рассказывающий о корейском мифическом чудовище. Несмотря на низкое качество спецэффектов и декораций, что сказалось на качестве фильма, фильм был относительно благосклонно принят критиками [8, С. 147].

К тому же, американский солдат (Чарльз Дженкинс), игравший одного из ключевых персонажей в северокорейском сериале «Безымянные герои» (이름 없는 영웅들, 1978 – 1981 гг.) – Доктора Келтона, очень критически отзывался о состоянии северокорейской киноиндустрии в эту эпоху.

Следует отметить, что в данном сериале присутствовали сцены, которые были сняты в Японии, а фильм «Серебряная заколка» (1985 г.) был полностью снят в этой стране, демонстрируя северокорейскому зрителю «реалии капитализма», причем, на тот момент, весьма реалистичные.

Сюжет фильма повествует о почтальоне, который занимался доставкой про-северокорейской газеты (кор. 조선 신보, руС. «Вестник Кореи») корейцам. Они «по праву истории» были «благонадежными гражданами КНДР», но оказались в мире капиталистической Японии в «силу обстоятельств» – их перевезли туда во время японского колониального правления против их воли.

Прочие фильмы активно пропагандировали социалистические идеалы и лидерство Ким Ир Сена, создавая героический образ протагониста, борющегося против «капиталистического зла».

Как уже было сказано ранее, в этот период усиливалась монолитность идеологии, которая была направлена на «поддержание политической стабильности», т.е. укрепление власти Ким Ир Сена. Кинематограф становился неотъемлемой частью этой идеологической машины, формируя образ Южной Кореи как внутреннего и внешнего врага, сопротивляющегося социалистическим достижениям КНДР. Указанные выше примеры показали, что монолитность и столь строгие рамки, ограничения в киноискусстве сказались на его состоянии не лучшим образом. Несмотря на это, Пхеньян в 1980 г. оставался «одним из наиболее удобных крупных городов в Восточной Азии», что свидетельствовало лишь о начале экономического кризиса, который произошел в стране во второй половине 1980ых – 1990ых [9, С. 483].

Фильмы этого периода оказывали сильное воздействие на массовое сознание, формируя негативные стереотипы и идеологические установки по отношению к Южной Корее. Идеологическая пропаганда в кинематографе служила средством контроля за мыслями и восприятием населения, поддерживая единство вокруг идеологии вождя и социалистических ценностей.

3. Снижение остроты идеологического противостояния и первые попытки налаживания диалога между государствами (1980-2000):

Для фильмов этой эпохи была характерна меньшая враждебность к Южной Корее. Пропагандистские киноленты, в основном, были сосредоточены на «возвеличивании» Ким Ир Сена, продвижении социалистических идеалов внутри страны. Примером является кинопроизведение «Далекий берег» (멀리 있는 섬, 1992 г.).

В период окончания Холодной войны (к концу 1980-х – началу 1990-х), появились первые признаки культурного диалога между КНДР и Южной Кореей. Самое яркое свидетельство этому – основание международного кинофестиваля в Пхеньяне в 1987 г.

Это могло повлиять на кинематографическое искусство, отражая некоторые изменения в восприятии. Фильмы этого периода вносили элементы сочувствия к южнокорейским персонажам, представляя их не только как идеологических врагов, но и как людей, сталкивающихся с сложностями.

В связи с экономическими трудностями, связанными с коллапсом социалистического блока, в конце 1980-х и катастрофы 1990-х годов (т.н. «Трудный поход» – кор. 고난의 행군) ослабла идеологическая пропаганда в кинематографе, направленная на поддержание контроля и единства.

Сложности в экономике и появление новых геополитических реалий привели к тому, что северокорейский кинематограф стал отражать некоторые изменения в восприятии внешнего мира.

В эти годы был снят последний советско-корейский фильм «Берег спасения» в 1990 г.

Также с 1992 и по настоящее время был запущен телевизионный сериал «Нация и судьбы» (кор. 민족과 운명), который показывал жителей РК не столько негативными персонажами, сколько своего рода «заложниками обстоятельств».

Этот период в кинематографии КНДР представляет собой своего рода переход, отражающий сложные изменения в мировой и региональной политике и внутренних аспектах северокорейского общества.

4. Эпоха активных попыток создания пространства для полноценного диалога между странами и попыток примирения (2000-2010):

Период с 2000 по 2010 годы в кинематографии Северной Кореи характеризовался определенной либерализацией и изменением в подходе к изображению Южной Кореи. Эти изменения стали отражением не только негласных внутренних трансформаций в самой стране, но и изменений в мировой политической обстановке. Северокорейские кинодеятели стали создавать фильмы, ориентированные на Южную Корею и международный рынок [10, С. 345]. Первым таким фильмом стал «Живые души» (кор. 살아있는 령혼들, 2001 г.), более известный на международном уровне, как «Северокорейский «Титаник»». Вторым образчиком «кинофильма на экспорт» же являлась кинолента «На зеленой тропе» (кор. 푸른 주단우에서, 2001 г.), который пытался оспорить факт массового голода в КНДР, показывая, что это лишь «домыслы и выдумки западных стран». Это было крайне неоднозначно воспринято за рубежом, многие обвиняли фильм в пропаганде, «подобной нацистской» [11].

Тем не менее, ко второй половине нулевых северокорейские фильмы совершили «прорыв» в качестве – так, кинолента «Дневник школьницы» (한 내학생의 일기, 2006 г.), который, хотя и был основан на западных кинопроизведениях с подобным сюжетом, но, в целом, был воспринят, как «удачный» эксперимент как внутри страны, так и за ее пределами.

В это время появились эксперименты с новыми темами, выходя за пределы традиционной пропагандистской линии. Вместо строгих идеологических сценариев появлялись более сложные и многогранные сюжеты.

Появились позитивные персонажи из соседней страны, что подчеркивало более толерантный взгляд на отношения между двумя Кореями. Фильм акцентировал важность культурного обмена между КНДР и Южной Кореей, выделяя положительные стороны такого взаимодействия.

Вместо политической идеологии, фильм поднимал вопросы человеческих ценностей, общности и взаимопонимания. Противопоставление капитализма и социализма было представлено менее однозначно, что отражало стремление к сбалансированному взгляду на международные отношения. Экономические трудности в Северной Корее могли стать одной из причин, по которой кинематографисты начали искать новые темы, способные привлечь внимание и поддержку зрителей.

Фильмы этого периода могли оказать положительное воздействие на мировоззрение северокорейских зрителей, предоставив более широкий спектр идей и позитивные образы. Это также могло способствовать созданию основ для будущего культурного и политического сближения между двумя государствами.

К тому же, стоит отметить и довольно яркие примеры сотрудничества и культурного обмена между РК и КНДР: в 2005 году усилиями двух государств был создан мультфильм «Императрица Чхон» (кор. 왕후심청). Но этот фильм исчез из медиа-пространства почти сразу же после нескольких показов в кинотеатрах Европы [12, С. 205].

5. Современность (2010 г. – настоящее время)

В современности в КНДР были довольно яркие события в сфере кинематографа. Самое значительное из них – первый северокорейский фильм, снятый с участием западных кинорежиссеров (Николас Боннер) – «Товарищ Ким отправляется в полет!» (кор. 김동무는 하늘을 난다, 2012 г.).

К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция к эскалации южно-северокорейских отношений, и перспективы дальнейшего сотрудничества в сфере кинематографа трудно предсказать. Международные проекты так же «ушли в прошлое», как и «фильмы на экспорт».

Выводы

В заключение, можно сказать, что утверждение о том, что в киноискусстве КНДР Южная Корея на протяжении всего периода с возникновения «Севера» демонстрировалась только в негативном плане – стереотип.

Действительно, кинематограф КНДР на протяжении периода острого противостояния был крайне враждебен к РК и подавал ее и ее население однобоко, в очень негативном ключе, не допуская возможности наличия у них каких-либо положительных сторон.

Период экономического спада восьмидесятых и катастрофы девяностых (т.н. «Трудный поход») нанесли сильный урон северокорейскому искусству, в особенности, кинематографу, так как он является довольно сильно зависимым от технологического прогресса.

Ситуация изменилась лишь в двухтысячные, после некоторого улучшения экономики КНДР и некоторой (негласной) политической либерализации – появления небольшого пространства для дискуссии.

К сожалению, в ближайшее время очень трудно сказать, предвидится ли какой-либо диалог или какое-либо сотрудничество между странами в сфере кинематографа, из-за крайней политической нестабильности на Корейском полуострове. Но позитивные примеры были, так что надежда на восстановление диалога остается.

Список литературы

1. Семенова, А.А. Визуальная культура модернизированного социума. // Вестник Волгоградского гос. ун-та. – 2012. – №3. – С. 145-149.

2. Хоруженко, К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. – 640 с.

3. Gateward, F. Seoul Searching: Culture and Identity in Contemporary Korean Cinema. N.Y.: State University of New York Press, 2007. – 315 p.

4. North Korea Handbook. Seoul Yonhap News Agency, translated by Monterey Interpretation and Translation Services, 2003. – 1153 p.

5. 유동열. 미래한국 편집위원. 남북연방제 통일이란? 승인. – URL: https://www.futurekorea.co.kr/news/articleView.html?idxno=111609 (дата обращения: 22.02.2024).

6. Bell, J. In a lonely place: North Korea’s Pyongyang International Film Festival. – 2009. – URL: https://www2.bfi.org.uk/news-opinion/sight-sound-magazine/features/lonely-place-north-korea-s-pyongyang-international-film (дата обращения: 22.02.2024).

7. Асмолов, К.В. Северная Корея как идеальная антиутопия или традиционные корни авторитаризма в КНДР. – URL: http://anthropology.ru/ru/text/asmolov-kv/severnaya-koreya-kak-idealnaya-antiutopiya-ili-tradicionnye-korni-avtoritarizma-v (дата обращения: 22.02.2024).

8. 신상옥. 난, 영화 였다: 영화 감독 신 상옥 이 남긴 마지막 글들. 서울: 랜덤 하우스 코리아, 2007. – 237 с.

9. Cumings, B. Korea's place in the sun: a modern history. W.W. Norton & Company, 2005. – 542 p.

10. 안태근. 한국영화 100년사 감독, 배우, 스태프와 한국영화의 모든 것. 북스토리, 2013. – 720 с.

11. Sheila, J. North Korean Cinematography in Berlin: Rosy Picture Of Everyday Life, 2004. – URL:https://web.archive.org/web/20110813232718/http://controling.fipresci.org/festivals/archive/2004/berlin_2004/bln_04_sjohnston.html (дата обращения: 22.02. 2024)

12. 정종화. 한국 영화사: 한 권 으로 읽는 영화 100년. 서울: 한국 영상 자료원, 2008 . – 271 쪽.

References

1. Semenova, A.A. Vizual'naja kul'tura modernizirovannogo sociuma. // Vestnik Volgogradskogo gos. un-ta. – 2012. – №3. – S. 145-149.

2. Horuzhenko, K.M. Kul'turologija: Jenciklopedicheskij slovar'. – Rostov-na-Donu.: Feniks, 1997. – 640 s.

3. Gateward, F. Seoul Searching: Culture and Identity in Contemporary Korean Cinema. N.Y.: State University of New York Press, 2007. – 315 p.

4. North Korea Handbook. Seoul Yonhap News Agency, translated by Monterey Interpretation and Translation Services, 2003. – 1153 p.

5. 유동열. 미래한국 편집위원. 남북연방제 통일이란? 승인. – URL: https://www.futurekorea.co.kr/news/articleView.html?idxno=111609 (data obrashhenija: 22.02.2024).

6. Bell, J. In a lonely place: North Korea’s Pyongyang International Film Festival. – 2009. – URL: https://www2.bfi.org.uk/news-opinion/sight-sound-magazine/features/lonely-place-north-korea-s-pyongyang-international-film (data obrashhenija: 22.02.2024).

7. Asmolov, K.V. Severnaja Koreja kak ideal'naja antiutopija ili tradicionnye korni avtoritarizma v KNDR. – URL: http://anthropology.ru/ru/text/asmolov-kv/severnaya-koreya-kak-idealnaya-antiutopiya-ili-tradicionnye-korni-avtoritarizma-v (data obrashhenija: 22.02.2024).

8. 신상옥. 난, 영화 였다: 영화 감독 신 상옥 이 남긴 마지막 글들. 서울: 랜덤 하우스 코리아, 2007. – 237 s.

9. Cumings, B. Korea's place in the sun: a modern history. W.W. Norton & Company, 2005. – 542 p.

10. 안태근. 한국영화 100년사 감독, 배우, 스태프와 한국영화의 모든 것. 북스토리, 2013. – 720 s.

11. Sheila, J. North Korean Cinematography in Berlin: Rosy Picture Of Everyday Life, 2004. – URL:https://web.archive.org/web/20110813232718/http://controling.fipresci.org/festivals/archive/2004/berlin_2004/bln_04_sjohnston.html (data obrashhenija: 22.02. 2024)

12. 정종화. 한국 영화사: 한 권 으로 읽는 영화 100년. 서울: 한국 영상 자료원, 2008 . – 271 쪽.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.