Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ:ОТ ПЕРВЫХ КОНТАКТОВ К ИНТЕГРАЦИОННЫМ ПРОЕКТАМ'

ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ:ОТ ПЕРВЫХ КОНТАКТОВ К ИНТЕГРАЦИОННЫМ ПРОЕКТАМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
390
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ЮЖНАЯ КОРЕЯ / SOUTH KOREA / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ECONOMIC COOPERATION / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / STRATEGIC PARTNERSHIP / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ланцова Ирина Сергеевна

В статье прослеживается эволюция отношений Российской Федерации и Республики Корея с начала 1990-х гг. и до наших дней. Характеризуется личный вклад президентов России В. В. Путина и Д. А. Медведева, президентов Южной Кореи Ким Ен Сама, Ким Дэч Жуна, Но Му Хёна, Ли Мён Бака, Пак Кын Хе в развитие всесторонних связей между двумя странами. Рассматриваются возможности совместного участия Российской Федерации и Республики Корея в интеграционных процессах Восточной Азии и евразийского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of Russian-South Korean Relations: from First Contacts to Integration Projects

The author regards the evolution of relations between the Russian Federation and the Republic of Korea since the early 1990s to the present days. Personal contribution of Russian Presidents V. Putin and D. Medvedev, the ROK Presidents Kim Young-sam, Kim Dae-jung, Rho Moo-hyun, Lee Myung-bak, Park Geun-hye to the development of comprehensive relations between the two countries is characterized. The article evaluates on the possibilities of participation of the Russian Federation and the Republic of Korea in integration in East Asia and Eurasia.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ:ОТ ПЕРВЫХ КОНТАКТОВ К ИНТЕГРАЦИОННЫМ ПРОЕКТАМ»

И.С. Ланцова

Эволюция отношений Российской Федерации и Республики Корея: от первых контактов к интеграционным проектам

Evolution of Russian-South Korean Relations: from First Contacts to Integration Projects

Аннотация: В статье прослеживается эволюция отношений Российской Федерации и Республики Корея с начала 1990-х гг. и до наших дней. Характеризуется личный вклад президентов России В. В. Путина и Д. А. Медведева, президентов Южной Кореи Ким Ен Сама, Ким Дэч Жуна, Но Му Хёна, Ли Мён Бака, Пак Кын Хе в развитие всесторонних связей между двумя странами. Рассматриваются возможности совместного участия Российской Федерации и Республики Корея в интеграционных процессах Восточной Азии и евразийского пространства.

Summary: The author regards the evolution of relations between the Russian Federation and the Republic of Korea since the early 1990s to the present days. Personal contribution of Russian Presidents V. Putin and D. Medvedev, the ROK Presidents Kim Young-sam, Kim Dae-jung, Rho Moo-hyun, Lee Myung-bak, Park Geun-hye to the development of comprehensive relations between the two countries is characterized. The article evaluates on the possibilities of participation of the Russian Federation and the Republic of Korea in integration in East Asia and Eurasia.

Ключевые слова: Россия, Южная Корея, экономическое сотрудничество, стратегическое партнерство, евразийская интеграция. Keywords: Russia, South Korea, Economic Cooperation, Strategic Partnership, Eurasian Integration.

Ланцова Ирина Сергеевна

Санкт-Петербург, Российская Федерация Доцент кафедры американских исследований Факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат политических наук [email protected]

Irina Lantsova

St-Petersburg, Russian Federation

Associate Professor with the Department of American Studies Faculty of International relations, St-Petersburg State University Ph.D. in Political Science [email protected]

Нормализация советско-южнокорейских отношений произошла незадолго до распада СССР. В короткий период, предшествовавший этому событию, имело место установление первых контактов и поиск возможных направлений двустороннего сотрудничества. Развитие российско-южнокорейских отношений начинается в начале 1990-х гг., когда в России и Южной Корее произошли важные политические изменения. Российская Федерация после распада СССР стала самостоятельным субъектом международных отношений, а в Республике Корея президентом был избран бывший лидер оппозиции Ким Ен Сам. Политика нового южнокорейского президента была направлена на активизацию взаимосвязей с внешнеполитическими партнерами, включая и Россию. Однако в этот период условия развития отношений Республики Корея с Российской Федерацией были непростыми. Внутриполитическая

нестабильность в России, смещение внешнеполитического вектора в европейском направлении, высокие риски в экономике приводили к тому, что сотрудничество двух стран не оправдывало тех ожиданий, которые возлагались на него в начале установления дипломатических отношений. Республика Корея также рассчитывала и на то, что Российская Федерация, имевшая давние и прочные связи с КНДР, сможет оказывать на нее определенное политическое влияние или же выступит в качестве канала дипломатической связи. Однако несбалансированность внешнеполитической линии Российской Федерации фактически привела к коллапсу в отношениях с КНДР. Первый ядерный кризис 1994 г. и процесс его урегулирования прошел практически без участия России.

Правда, определенные успехи были достигнуты в сфере военно-технического сотрудничества. В мае 1995 г. был выработан и принят документ о принципах военно-технического взаимодействия между военными ведомствами и достигнута договоренность о претворении его в жизнь в 1995-2000 гг. Эти намерения нашли отражение в Меморандуме о взаимопонимании, который в качестве программы долговременных действий стороны подписали во время визита в Москву в 1996 г. министра обороны Республики Корея [7, с. 46].

В начале 1995 г. российская государственная компания «Росвооружение» подписала ряд контрактов с южнокорейскими фирмами о поставках оружия и боевой техники, в рамках которых в 1996-1997 гг. в Республику Корея было поставлено соответствующее вооружение. По линии «Росвертол» и Samsung Electronics подписан контракт на поставку в качестве образца транспортного вертолета Ми-26 ТС, пригодного для гражданских и военных нужд [8, с. 53]. В дальнейшем в рамках погашения задолженности бывшего СССР в Южную Корею были поставлены дополнительные объемы российских вооружений.

В 1997 г. на президентских выборах в Республике Корея победу одержал Ким Дэ Чжун, в прошлом активный борец против военной диктатуры. Он провозгласил

«политику солнечного тепла» по отношению к Северной Корее, что должно было улучшить отношения между этими двумя государствами.

Внешнеполитический курс Ким Дэ Чжу-на, нацеленный на создание благоприятных условий для взаимодействия двух Корей, а также изменения во внутриполитической жизни Российской Федерации (избрание Президентом России В. В. Путина в 2000 г.) привели к интенсификации российско-южнокорейских отношений. Москва, нормализовавшая отношения с Пхеньяном, одновременно стремилась сбалансировать и отношения с Сеулом. В феврале 2001 г. В. В. Путин с официальным визитом посетил Республику Корея, где было подписано Совместное заявление. В данном документе говорилось о готовности Российской Федерации продолжать поддерживать налаживание межкорейских контактов и сотрудничества между Югом и Севером Кореи.

В. В. Путин так обозначил основополагающие принципы российской политики на Корейском полуострове: невмешательство в межкорейский диалог, мирный дипломатический путь регулирования возникающих проблем, безъядерный статус Корейского полуострова. Также российский президент подчеркнул важность совместных экономических проектов между РФ, РК и КНДР. Наибольшее внимание привлекли проект продления Транссибирской магистрали на юг Корейского полуострова и проект соединения Транссиба и Транскорейской железной дороги (ТКЖД). Также обсуждались вопросы энергетики, перспективы прокладки газового трубопровода на юг Корейского полуострова через Китай [6].

Преемником и продолжателем внешнеполитического курса Ким Дэ Чжуна был Но Му Хён, занимавший президентский пост с 2002 по 2007 гг. Развитие отношений между РФ и РК в этот период получило новый импульс, что во многом было связано с активным включением России в урегулирование ситуации вокруг ядерной программы КНДР. Участие в шестисторонних переговорах, мягкая позиция по отношению к Северу, общая тенденция к активизации российской политики в Азии — все

это соответствовало общей направленности политики мира и процветания Но Му Хёна.

В сентябре 2004 г. южнокорейский президент посетил Москву, по итогам встречи была принята Совместная Российско-Корейская декларация. В документе стороны зафиксировали стремление развивать конструктивное взаимовыгодное сотрудничество в различных сферах, прежде всего в политической, военно-технической, аэрокосмической, энергетической и экономической областях. Также было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере освоения и мирного использования космического пространства, что открывало новые перспективы для развития взаимодействия двух стран [5].

В 2005 г. президент Но Му Хён посетил Москву для участия в торжественных мероприятиях, проходивших по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Осенью 2005 г. президент В. В. Путин принял участие в форуме лидеров экономик АТЭС, проходившем в южнокорейском городе Пусане. В ходе встречи двух президентов был подписан совместный план действий в области торгово-экономического сотрудничества, нацеленный на дальнейшее развитие двусторонних связей.

Экономическое сотрудничество РФ и РК успешно развивалось, однако в целом находилось на достаточно низком уровне. Удельный вес России в товарообороте Южной Кореи составлял около 1%, Республики Корея в российской торговле — менее 2%. Общий товарооборот ежегодно увеличивался: в 2005 г. он составил 7.8 млрд долл., в 2006 г. — 9,3 млрд долл., в 2007 г. — 15 млрд долл. Позитивными моментами были сокращение дефицита торгового баланса и тенденция к появлению положительного сальдо у России. Корейская сторона экспортировала машины, оборудование, транспортные средства, продукцию химической промышленности. Российская сторона традиционно поставляла в Южную Корею преимущественно углеводороды [4].

В сфере инвестиций также наблюдалась положительная динамика, однако и в этой области сотрудничество находилось на недостаточно высоком уровне. В 2005 г.

инвестиции Южной Кореи в Россию составили 500 млн долл., российские инвестиции в свою очередь не превышали 11 млн долл. Одним из наиболее известных проектов стало строительство в Москве торгово-офи-сного комплекса Lotte Plaza, завершенного к 2007 г., а также возведение гостиничного комплекса Lotte Hotel Moscow, открывшегося в 2010 г. В проект было инвестировано более 200 млн долл. В декабре 2007 г. в Сеуле было подписано соглашение о строительстве завода Hyundai в Санкт-Петербурге, инвестиции составили более 600 млрд долл. [4].

В конце 2007 г. на президентских выборах в Южной Корее победу одержал кандидат от консервативных политических сил Ли Мён Бак. А в России в начале 2008 г. Д. А. Медведев сменил на президентском посту В. В. Путина. Внешнеполитический курс нового южнокорейского президента предполагал изменение характера взаимоотношений с рядом государств. Россия стала тем государством, отношения с которым у Республики Корея переросли в стратегическое партнерство. В сентябре 2008 г. в Москве состоялись переговоры Ли Мён Бака и Д. А. Медведева, в ходе которых стороны обсудили итоги развития сотрудничества с момента установления дипотношений в 1990 г. В итоговом документе было указано, что двустороннее взаимодействие следует поднять до уровня стратегического партнерства [9].

Глобальный финансовый кризис отрицательно сказался на двусторонней торговле в 2009 г., однако уже в 2010 г. ситуация стала исправляться. Если в 2008 г. товарооборот РК и РФ составлял около 20 млрд долл., то уже в 2012 г. он увеличился до 25 млрд долл. В 2010 г. общая сумма накопленных южнокорейских инвестиций в российскую экономику составила 1,3 млрд долл. Сотрудничество в таких областях, как освоение космического пространства, атомная энергетика, стало важнейшей частью двусторонних связей [4].

Значимой инициативой в формировании нового уровня отношений двух стран стала реализация проекта «Диалог Россия — Республика Корея», основанного

на взаимодействии гражданских обществ двух стран. Данный проект был призван способствовать развитию стратегического партнерства РФ и РК, а также активизировать общественные, научные и деловые контакты. Предложение о создании такого формата впервые прозвучало в стенах Санкт-Петербургского государственного университета и получило поддержку со стороны Д. А. Медведева [1]. В 2009 г. была сформирована основная концепция форума, созданы координационные комитеты, рабочие группы, секретариат. Первый форум «Диалог Россия — Республика Корея» состоялся в Сеуле осенью 2010 г., он был приурочен к 20-летию установления ди-потношений между двумя странами. Осенью 2011 г. в Санкт-Петербурге состоялся второй форум, его тема — «Альянс России и Республики Корея в деле модернизации и инновации». В ноябре 2013 г. в Сеуле прошел третий форум, его главная тема — «Сотрудничество между Россией и Кореей на пороге открытия новой эры Евразии».

В 2010 г. состоялся официальный визит Д. А. Медведва в Сеул, он был совмещен с участием в саммите «большой двадцатки», проходившем в столице Южной Кореи в тот же период. Стороны договорились наполнить конкретным содержанием договоренность о стратегическом партнерстве, объявленном еще в 2008 г. В ходе встречи был подписан ряд документов, в том числе соглашения о временной трудовой деятельности, о сотрудничестве в области связи, транспорта, рыболовства [3].

Южная Корея занимает второе место в мире по объему импорта природного газа и пятое — по объему импорта нефти. Для России в условиях финансово-экономического кризиса в Европе данное обстоятельство открывает новые возможности. Около 75% поставок нефти в Республику Корея осуществляется из стран Ближнего Востока. В условиях нестабильной геополитической обстановки в данном регионе постепенная диверсификация и переориентация на российские поставки выглядит вполне очевидной. В настоящее время Корейская национальная нефтяная компания (Korea National Oil Corporation, KNOC)

осуществляет инвестиции в проект освоения участка Западно-Камчатского шельфа. В перспективе РК планирует осуществлять инвестиции в двустороннее сотрудничество в газовой отрасли в Приморском крае. Помимо нефтегазовой сферы активное сотрудничество наблюдается в атомной энергетике (Россия осуществляет поставки топлива для атомных реакторов, расположенных в Южной Корее).

Наиболее значимыми проектами и для РФ, и для КНДР, и для РК могут стать реконструкция транскорейской железнодорожной магистрали и сооружение транскорейского газопровода. Несмотря на то что участок между Хасаном и Раджином уже реконструирован, в силу напряженной политической ситуации на Корейском полуострове использование дороги для транзита грузов пока невозможно.

Успешно развивается сотрудничество в авиационно-космической сфере. В рамках совместного проекта российские специалисты спроектировали наземный комплекс для первого южнокорейского космодрома «Наро» и участвовали в его строительстве. 30 января 2013 г. был произведен успешный запуск 2К8ЬУ-12 (корейское название — «Наро») с космическим аппаратом (КА) 28Т8АТ-2С2 [10]. Для Республики Корея такое сотрудничество имеет особое значение, так как оно помогает преодолевать ее зависимость от США и Японии в области высоких технологий — зависимость, которая сдерживала корейские космические исследования в прошлом.

В 2012 г. в РФ и РК прошли президентские выборы. В России на пост президента вернулся В. В. Путин, а в Южной Корее президентом была избрана Пак Кын Хе — дочь генерала-президента Пак Чон Хи, с именем которого связано успешное начало южнокорейской экономической модернизации. Смена политических лидеров двух стран произошла на фоне активизации интеграционных процессов в Тихоокеанском регионе и Евразии. По инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина ускорилось формирование Таможенного союза, на основе которого 1 января 2015 г. начал функционировать Евразийский экономический

союз. Параллельно КНР предложила концепцию «экономического пояса нового Шелкового пути», призванного обеспечить для китайской экономики новые возможности как в Азии, так и В Европе.

Для Республики Корея до недавнего времени единственным вектором оставалось участие в интеграционных процессах Азиатско-Тихоокеанского региона: АТЭС, Вос-точноазиатский саммит, Восточноазиатское сообщество, АСЕАН+3, ТТП и др. Сегодня РК стремится выйти на рынки, лежащие за пределами Тихоокеанского бассейна. Поэтому, при сохранении приоритетов вышеперечисленных проектов, Южную Корею привлекает интеграционный потенциал евразийского материка. Президент Республики Корея Пак Кын Хе выдвинула в октябре 2013 г. собственную евразийскую инициативу, суть которой заключается в том, чтобы сплотить страны евразийского материка для мирного сотрудничества и достижения экономического благополучия. «В качестве основных способов достижения единства Евразии, — отмечают российские корееве-ды, — президент РК предложила воссоединение логистических сетей и преодоление физических барьеров, препятствующих обменам, создание евразийской энергетической сети, совместное развитие креативной/ инновационной экономики, расширение культурных и гражданских обменов, а также укрепление мира на континенте. Важным шагом на пути к совместному процветанию Евразии президент РК назвала либерализацию торговли и инвестиций в регионе в целях создания Евразийского экономического блока» [2, с.60].

Пак Кын Хе выдвинула идею создания «железного Шелкового пути», идущего через внутреннее пространство Евразии от южнокорейского порта Пусан до Западной Европы. Предлагается создание единой системы линий электропередач, нефте- и газопроводов, совместная разработка энергетических ресурсов Китая и Восточной Сибири. В том же контексте выражается заинтересованность РК в использовании Северного морского пути.

Безусловно, реализация евразийской инициативы и соответствующих проектов

невозможна без Российской Федерации. В. В. Путин уже в ноябре 2013 г. поддержал евразийскую инициативу Пак Кын Хе. Более того, эта инициатива совпадает с проектами, которые ранее выдвигались и поддерживались Россией, в частности с планами соединения Транссибирской и Транскорейской магистралей. Однако на пути к реализации евразийской инициативы южнокорейского президента имеются серьезные препятствия. С одной стороны, это неурегулированные межкорейские отношения, с другой стороны, ситуация в мировой политике, сложившаяся в результате кризиса вокруг Украины. Преодоление этих препятствий откроет возможности для более тесного сотрудничества Российской Федерации и Республики Корея по реализации интеграционных проектов как в Восточной Азии, так и на евразийском пространстве.

Использованная литература:

1. Диалог Россия — Республика Корея. [Электронный ресурс]. URL: http://drrk.ru/Home.aspx (10.05.2013).

2. Захарова Л. В., Асмолов К. В. Евразийская инициатива президента Республики Корея Пак Кын Хе // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 1. С.60-70.

3. Официальный визит в Республику Корея. 10 ноября 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin.ru/news/9474 (10.05.2013).

4. Посольство Российской Федерации в Республике Корея. Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Корея. [Электронный ресурс]. URL: http://russian-embassy.org/ru/?page_ id=26 (28.04.2013).

5. Российско-корейская совместная декларация 21 сентября 2004 г. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2004/09/77080 (27.04.2013).

6. Российско-корейское совместное заявление 27 февраля 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.kremlin.ru/events/ articles/2001/02/136203/136266.shtml (10.11.2011).

7. Савельев Р. В. Российско-корейское военное сотрудничество: настоящее и будущее / Проблемы Корейского полуострова и интересы России. М.: ИДВ РАН, 1998. С.41-49.

8. Санжиев А. Военно-техническое сотрудничество России и Республики Корея // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 8. С.52-54.

9. Совместное Заявление Российской Федерации и Республики Корея 29 сентября 2008 г. [Электронный ресурс]. Ш^: http://news.kremlin.ru/ref_notes/237 (10.05.2013).

10. Успешный пуск ракеты-носителя «KSLV-I» (01.30.2013). Сайт: Федеральное космическое агентство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.federalspace. ru/main.php/%60video/main.php?id=2&nid=19848 (05.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.