Литература
1. Коваленко Е. Г. Региональная экономика и управление: учеб. пособие. СПб.: Питер.
2. Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. М.: Высшая школа, 1998.
Эволюция особых экономических зон Густап В. А.1, Иваницкая Д. А.2, Новокрещенова Ю. А.3
'Густап Валерия Александровна / Gustap Valerija Aleksandrovna — студент, кафедра строительства и управления недвижимостью, факультет экономики и управления недвижимостью;
2Иваницкая Дарья Анатольевна /Ivanickaya Darya Anatolyevna — студент, кафедра архитектуры гражданских и промышленных зданий, инженерно-архитектурный факультет; 3Новокрещенова Юлия Алексеевна /Novokreshchenova Julia Alekseevna — студент,
кафедра организации строительства и управления недвижимостью, факультет экономики управления и информационных систем в строительстве, Московский государственный строительный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется эволюция экономических зон. Рассматриваются создание и функционирование экономических зон.
Ключевые слова: стандарты, анализ, структура, программа, визуализация, достоинства, недостатки.
В современных условиях одним из важных путей интенсификации развития экономики является создание и функционирование экономических зон различного типа и форм, которые стали неотъемлемым структурным элементом мирового хозяйства. Такие зоны могут называться по-разному - свободными, особыми, специальными и т.п.
Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» установлено, что: территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР):
- часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
В том числе и ТОСЭР сводится, по существу, к следующему: на территории страны создаются хозяйственные анклавы, в которых осуществляется льготный режим налогообложения, беспошлинный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, определенная обособленность торговых и валютно-финансовых отношений по отношению к остальной территории государства (в ряде случаев этот статус относится ко всей территории государства), в результате чего формируются тесные связи с мировыми рынками, активно привлекаются внешние по отношению к данной территории (страны) капиталы.
Проще говоря, территорию опережающего социально-экономического развития понимают как часть территории государства, в рамках которой отечественные и иностранные предприниматели пользуются особыми льготными условиями для организации и хозяйственной деятельности, которые в силу этого становятся территориальными «точками» промышленного и инновационного развития [1].
Мировая практика насчитывает порядка 30 видов подобных экономических зон: это и беспошлинные зоны, свободные порты, зоны свободного предпринимательства, оффшорные центры и технополисы.
При создании ТОСЭР, с одной стороны, как и в случае иных экономических зон, следует руководствоваться необходимостью активизировать внутри- и внешнеэкономическую деятельность, привлекая для этого отечественные и иностранные инвестиции, что дает возможность использовать новую технику и технологии, в результате повышается и конкурентоспособность национальной продукции. С другой стороны, при создании ТОСЭР появляется возможность для оживления экономики в депрессивных регионах, где создаются ТОСЭР, расширяются поставки продукции на внутреннем рынке.
И в том, и в другом случае происходит трансформация структуры экономики того территориального образования, в котором создается ТОСЭР, что наиболее актуально для современной российской экономики.
И в том, и в другом случае происходит трансформация структуры экономики того территориального образования, в котором создается ТОСЭР, что наиболее актуально для современной российской экономики.
Исходя из сказанного, можно предположить, что ТОСЭР являются результатом эволюции особых экономических зон [2].
Литература
1. Минниханов Р. Р. Формирование и развитие инновационно--ориентированных территорий. Автореферат дисс. к.э.н. Уфа, 2102.
2. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. С.Пб.: Питер, 2001.
Темпы развития материального производства Густап В. А.1, Иваницкая Д. А.2, Новокрещенова Ю. А.3
'Густап Валерия Александровна / Gustap Valerija Aleksandrovna — студент, кафедра строительства и управления недвижимостью, факультет экономики и управления недвижимостью;
2Иваницкая Дарья Анатольевна /Ivanickaya Darya Anatolyevna — студент, кафедра архитектуры гражданских и промышленных зданий, инженерно-архитектурный факультет; 3Новокрещенова Юлия Алексеевна /Novokreshchenova Julia Alekseevna — студент,
кафедра организации строительства и управления недвижимостью, факультет экономики управления и информационных систем в строительстве, Московский государственный строительный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются масштабы и темпы материального производства в строительной сфере. Рассматриваются возможности ускорения инвестиционных процессов. Ключевые слова: производство, масштабы, строительство, реализация, организация, капитал, экономика.
Масштабы и темпы развития материального производства в строительной сфере во многом предопределяются возможностями ускорения инвестиционных процессов, в практической реализации которых решающая роль принадлежит капитальному строительству. Повышение интенсивности и эффективности инвестиционно-строительной деятельности в российской экономике является ключевой стратегической задачей, от которой зависят результативность функционирования смежных отраслей экономики, качество жизни всего населения страны и благополучие граждан.
В настоящее время экономика России переживает период стагнации, что негативно влияет на деятельность строительных организаций, требует разработки новой методологии выхода строительной отрасли из кризисного состояния и перехода ее в экономически устойчивую фазу. Сокращение периода стагнации зависит от нахождения точек роста конкурентоспособных производственных территорий, выполняющих роль интеграторов, влияющих на эволюцию развития регионов посредством внедрения технических нововведений. Как правило, создание, развитие и внедрение инноваций очень редко протекает в рамках одного объекта хозяйствования — возникают внешние интересы, что, в конечном счете, воздействует и на всех сферах общественного воспроизводства и отражается на нем [1].
Подъем экономики непосредственно связан с использованием новых технологий, которые воплощаются в новых процессах производства, в новых товарах и услугах.
Экономические приоритеты в стране предполагают формирование территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) как будущих доноров роста внутреннего национального дохода. Это требует коренного изменения структуры, механизма и методов управления в инвестиционно-строительной сфере с целью ее качественного обновления и на этой основе — решения задач интенсификации экономики народного хозяйства.
В связи с этим у российских субъектов регионально-строительного комплекса возникли следующие актуальные научно-экономические и организационно-технические проблемы:
- повышение конкурентоспособности монопрофильных предприятий, а вместе с ними — многопрофильных комплексов территориальных образований посредством нового строительства и реконструкции промышленных территорий;
- разработка новых организационно-экономических, управленческих и инновационно-технических решений по повышению экономической эффективности промышленной, жилищно-коммунальной и инфраструктурной недвижимости;