Научная статья на тему 'Эволюция основных индикаторов избирательных процессов в России (с 1993 по 2021 гг.)'

Эволюция основных индикаторов избирательных процессов в России (с 1993 по 2021 гг.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
избирательная система / избирательное право / избирательное законодательство / выборы / избирательный процесс / правовая основа / граждане / electoral system / electoral law / electoral legislation / elections / electoral process / legal basis / citizens

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тулинов Д. О.

В последние десятилетия в российской избирательной системе произошли большие изменения эволюционного характера, включающие следующие этапы: 1) формирование избирательной системы в 1990-е годы; 2) трансформация институциональных рамок избирательной практики в 2000-е годы; 3) современное совершенствование избирательного законодательства и избирательных процедур. Рассмотрены основные содержательные характеристики каждого периода развития избирательного законодательства, показана обусловленность его содержания характером социально-политических процессов в обществе и государстве, необходимостью формирования легитимной власти на демократических основах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the main indicators of electoral processes in Russia (from 1993 to 2021)

In recent decades, the Russian electoral system has undergone major evolutionary changes, including the following stages: 1) formation of the electoral system in the 1990s; 2) transformation of the institutional framework of electoral practice in the 2000s; 3) modern improvement of electoral legislation and electoral procedures. The main substantive characteristics of each period of the development of electoral legislation are considered, the conditionality of its content by the nature of socio-political processes in society and the state, the need to form a legitimate government on democratic foundations is shown.

Текст научной работы на тему «Эволюция основных индикаторов избирательных процессов в России (с 1993 по 2021 гг.)»

Туликов Д.О.

Аспирант третьего года обучения факультета политологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова».

Эволюция основных индикаторов избирательных процессов в России (с 1993 по 2021 гг.)

Развитие российского избирательного законодательства в период с 1993 по 2021 год привело к формированию соответствующей нормативной правовой базы, в основе которой лежат Конституция Российской Федерации [1] и законодательство страны. Сегодня в условиях усиления цифровизации всех сфер государственной деятельности [2; 3], совершенствования форм и методов государственного управления [4; 5] есть все основания утверждать, что развитие избирательной системы вступило в совершенно новый этап, а именно этап цифровизации и соответствующего ей технологического переоснащения. Этот этап включает корректировку различных юридических параметров, направленных на облегчение доступа избирателей к ключевым участникам избирательного процесса и использования соответствующих избирательных институтов.

В условиях сложных социальных, экономических и политических преобразований российское избирательное законодательство успешно выдержало испытание временем, а новые избирательные практики эффективно решают вопросы формирования политического представительства, являющегося конкурентным, обеспечивающего демократический процесс политической децентрализации.

Можно выделить еще одну из особенностей российской избирательной системы - постоянное совершенствование её институциональных основ, а также инновационных, правоприменительных практик.

Динамика обновления избирательного и референдумного законодательства в период 1993 - 2021 гг. объективно определяется, в том числе, и качественным процессом общественного развития.

Во-первых, отметим изменение федеративного устройства страны в 2004-2014 годы, включающее как укрупнение субъектов Российской Федерации (например, образование Забайкальского края) [6], так и расширение территории страны после вхождения в состав Российской Федера-

ции Республики Крым [7], и города федерального значения Севастополя [8], а также появление в 2020 году новых форм организации государственной власти - федеральных территорий [9].

Во-вторых, выделим улучшение организации и взаимодействия между различными отделениями и механизмов политического представительства и конституционно-правовых рамок на всех уровнях власти, включая федеральный, региональный и муниципальный уровни.

В-третьих, развитие общественных объединений потребовало уточнения форм и процедур участия в избирательных процессах институтов гражданского общества, институционализации передовой общественной практики, в том числе в области общественного мониторинга и наблюдения.

В-четвертых, технологический прогресс, включая достижения в области электронных информационно-коммуникационных технологий, открыл новые возможности для использования технологических средств подсчета голосов, дистанционного голосования (в том числе через Интернет) и оцифровки процесса выдачи разрешений на проведение выборов.

В-пятых, необходимость реагирования на вновь возникшие и обновленные угрозы в области безопасности и социальных отношений, а также на природные и эпидемиологические риски (включая СОУГО-19) [10; 11].

Сегодня избирательное законодательство Российской Федерации представляет собой динамичную и развивающуюся систему правовых норм, регулирующую одноименные общественные отношения. Его развитие всесторонне учитывает интересы российских избирателей, и его изменения связаны с: созданием условий для реализации избирателями свободного и открытого избирательного права путем расширения доступа к избирательной процедуре; постоянным совершенствованием избирательного процесса на основе прозрачности, открытости и гласности; повышением удобства и комфорта процесса голосования.

Обратим внимание, что обновление законодательства совпадает с избирательным циклом и более активно делится на две фазы:

первая - начало избирательной кампании - объективная оценка состояния законодательства, позволяющая своевременно выявить и устранить недостатки, противоречия и пробелы.

вторая - итоги избирательной кампании - опыт прошедших избирательных кампаний позволяет определить перспективные направления

совершенствования законодательства на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Изложение основного материала.

Период радикальных экономических реформ и политических преобразований в начале 90-х годов в Российской Федерации привел к росту сепаратистских настроений в отдельных частях страны, а также острому политическому противостоянию и вооруженному конфликту между Президентом России и сторонниками Верховного Совета России. Таким образом, формирование российской избирательной системы в начале

1990-х годов происходило в сложных условиях завершения системного кризиса в Советском государстве и распада Советского Союза.

Рассматривая период развития избирательного законодательства с 1993 г. по 2000 г. отметим, что в начале 1990-х годов необходимо было коренным образом изменить законодательство и избирательный процесс - перейти от однопартийной политической системы, где выборы проходили без голосования, к системе, основанной на открытом, прозрачном и конкурентном избирательном процессе в формирующейся многопартийной системе. Этот этап характеризовался закладкой основ избирательной системы и правил политической конкуренции. В 1990 году монополия Коммунистической партии СССР была отменена. В 1991 году в России прошли первые прямые и конкурентные президентские выборы. За базовую модель проведения выборов была взята мажоритарная система абсолютного большинства.

На первых выборах в Государственную Думу 1993 г. участвовало 13 избирательных объединений, восемь из которых были представлены в нижней палате парламента. Впервые после Октябрьской революции 1917 г. выборы в законодательные органы были проведены в условиях конкуренции между сторонами. На выборах в Государственную Думу 1993 года впервые была использована смешанная мажоритарно-пропорциональная система, которая применяется до сих пор. Таким образом, в

1991-1993 гг. были заложены основные элементы современной избирательной системы.

После того, как 12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, принципы выборности и порядок организации выборов были закреплены законодательно. Был принят ряд законодательных актов, обеспечивающих как общие рамки для проведения выборов в федеративном государстве, так и непосредственно регулирующих выборы, в частности: федеральные законы «Об основных гарантиях избиратель-

ных прав граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

До 1996 года только небольшое число высших должностных лиц субъектов Российской федерации избиралось прямым голосованием, включая глав большинства республик, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Однако в декабре 1995 года был принят Федеральный закон от 05.12.1995 № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», который предусматривал избрание руководителей субъектов РФ до конца 1996 года.

Таким образом, в Российской Федерации формируется фактическая деятельность по избранию главного органа Федерации. Губернатор региона избирается на прямых всеобщих выборах.

В 1995 г. был принят Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По закону каждый муниципалитет обязан создать представительный орган местного самоуправления. Закон устанавливал правовые основы функционирования местного самоуправления, состоящего из представителей, избираемых на всеобщей, равной и прямой основе. Устав муниципалитета предусматривал введение института выборности мэра и других выборных должностных лиц. Во второй половине 1990-х годов в большинстве субъектов Российской Федерации была создана система органов местного самоуправления на выборной основе.

В этот период были заложены основные принципы использования в избирательном процессе промышленных инноваций в связи с формированием и совершенствованием технологий электрической связи. В 1995 году была сформирована концепция национальной автоматизации выборов в Российской Федерации, основанной на статистическом учете избирателей, автоматизации абсолютно всех избирательных действий на абсолютно всех этапах избирательной кампании, введении данных о кандидатах на выборные должности, статистической обработке результатов голосования [12].

Так, в конце 90-х годов в Российской Федерации сложилась система государственной власти, в которую вошли представители трех уровней власти, избираемых непосредственно населением:

1) федерального (Президент РФ, депутаты Государственной Думы);

2) региональные (главы субъектов РФ, депутаты законодательных собраний субъектов РФ);

3) муниципальные (депутаты представительных органов местного самоуправления, в отдельных случаях - избранные главы муниципальных образований).

Вместе с тем, существующая избирательная система имела ряд существенных недостатков, среди которых: нестабильная инфраструктура политических партий, слабость и отсутствие власти у политических партий, наличие лазеек в законодательстве, недостаточное развитие института контроля над избирательным процессом, злоупотребление манипуля-тивными технологиями со стороны ряда политических субъектов и административных ресурсов.

Второй этап эволюции избирательной системы (2000-2011 гг.) Становление правовых норм и их развитие было направлено на обеспечение единства системы государственной власти. Следует отметить, что был предотвращен процесс дезинтеграции страны, развито партийное представительство и поощрялась тенденция к единству в партийном строительстве.

В первой половине 2000-х годов был принят ряд законодательных поправок, направленных на стимулирование развития партийного представительства в России и повышение роли политических партий в политическом процессе, введена процедура наделения полномочиями глав регионов через аккредитацию кандидатов в руководители субъектов, предложенная Президентом России.

Результатом стало значительное расширение практики применения пропорциональной избирательной системы на региональном уровне.

Принятие Федерального закона «О политических партиях» и внесение ряда изменений законодательство о выборах предусматривали возможность участия в выборах в качестве избирательных объединений только для политических партий, зарегистрированных Минюстом России, количество которых в период с 2003 по 2011 гг. уменьшилось с 44 до 7. Этому способствовали достаточно серьезные требования к партии: наличие не менее 50 000 (в первоначальной редакции закона - 10 000) членов партии [13].

Результатом этих институциональных изменений стала стабилизация партийной системы. В 2003 г. сформировался устойчивый квадрипар-тизм с наличием на уровне представитель федерального правительства четырех основных партий, образующих систему (Единая Россия, Ком-

мунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия, с 2007 года - «Справедливая Россия») и несколько непарламентариев, партий, сохранивших возможность бороться за места в региональных законодательных собраниях.

В 1990-х годах в процессе отбора принимали участие социальные партии, другие общественные организации и отборочные органы, состоящие максимум из двух социальных партий (других общественных организаций). Переход к концепции пропорционального избрания представителей национальных идей привел к абсолютному расколу в процессе отбора. В будущем, однако, только те партии, которые соответствуют законодательным требованиям, будут единственными институциональными участниками избирательного процесса.

Закон запрещает создание партий по региональным, этническим и религиозным мотивам. Конституцией Российской Федерации преследуются все формы разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, тем самым объясняется запрет на создание партий по региональным мотивам. И это означало, что партии могли быть только федеральными. Таким образом, была создана прочная институциональная база для предотвращения развития сепаратистских тенденций.

Процесс выборов депутатов III созыва в Государственную Думу Российской Федерации показывает нам, как «Единая Россия» была образована на базе партии «Единство», общественно-политической организации «Отечество» и движения «Вся Россия». Ее созданию предшествовало успешное участие этих политических объединений в думских выборах 1999 года. Вместе с тем хочется отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные блоки сохранили только право участия в муниципальных выборах и запрещены партиям на выборах в Государственную Думу и региональные парламенты.

В 2000-е годы продолжилась практика внедрения технических средств подсчета голосов в избирательный процесс. В 1996 г. были созданы считыватели бюллетеней (СИБ). В 2003 г. были внедрены более совершенные электронные устройства - устройства обработки избирательных бюллетеней (УОИ). Машины для подсчета голосов используются для автоматического подсчета голосов. Использование КОИБов приводит к подсчету бюллетеней, сводя к минимуму человеческий фактор при подсчете, что повышает доверие граждан к голосованию и сокращает время и про-

цесс выборов. Бумажные бюллетени, используемые для голосования в КОИБах, сканируются и идентифицируются счетным оборудованием [14].

Трансформация избирательного законодательства, осуществленная в 2000-е гг., в целом, выполнила срочные задачи, поставленные на начало этого периода. Была сформирована устойчивая политическая система, укреплены основы государственного строя, процесс распада и сепаратистских устремлений некоторых сил. Создан эффективный механизм легитимации политической власти посредством избирательных процедур.

Однако у этой системы были и определенные недостатки. Например, высокие требования к регистрации политических партий затруднили развитие партийной системы и ее адаптацию к изменяющимся электоральным предпочтениям. Сказались и отсутствие мажоритарных округов на выборах в Государственную Думу, и отказ от прямого голосования.

Выборы глав субъектов Российской Федерации снизили возможности представления интересов граждан на выборах. Постепенно возрастает потребность в дальнейшем реформировании избирательной системы. Необходимо было ее демократизировать, повысить уровень конкуренции и открыть избирательные процессы.

Вступая в третий этап развития российской избирательной системы, начавшийся в 2012 году, дальнейшее развитие политической системы потребовало демократизации политического процесса и расширения электорального пространства.

Изменения в избирательном законодательстве и избирательном процессе за этот период был основан на реализации следующих принципов: развитие политической конкуренции, расширение возможностей для участия в избирательном процессе политических актеров, представляющих самую широкую политику и удовлетворение избирательных потребностей различных групп избирателей. Расширить политическое участие, стимулировать избирательную активность, создать условия для вовлечения избирателей в избирательные процедуры. Повышать прозрачность и открытость избирательных процедур, развивать формы и механизмы общественного контроля над избирательным процессом.

Восстановлена смешанная избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы и избирательный порог в 5%. Предусмотрено серьезное ослабление требований к кандидатам в президенты, выборы непарламентских партий и самовыдвиженцев. На президентских выбо-

рах, снижено с 2 миллионов до 300 тысяч, для самовыдвиженцев и 100 000 - для представителей непарламентских партий.

Впоследствии установлено правило об обязательном избрании не менее половины членов законодательного собрания субъекта Федерации пропорциональным голосованием избирательная система (согласно партийным спискам, выбор только четверть депутатов, и это требование не распространялось на города федерального значения). Субъектам Федерации предоставлено право самостоятельно выбирать вариант избирательной системы. Это привело к формированию на региональном уровне различных избирательных систем (например, выборы депутатов Московской Государственной Думы в настоящее время проводятся по мажоритарной избирательной системе). Значительно смягчены условия для создания политических партий. Однако для регистрации партии необходимо, чтобы в ее рядах было всего 500 членов. Таким образом, оно сократило условия членства в 90 раз. Результатом стал быстрый рост в стране политиков. В 2012 году количество зарегистрированных партий увеличилось в 11 раз с 7 до 78 партий.

На выборах в Государственную Думу 2016 г. 14 партий соревновались по партийным спискам, представители 20 партий соревновались в одномандатных округах, и впервые с 2003 г. проведенные реформы избирательного законодательства привели к увеличению представительства партий. Представители двух других партий были избраны в Государственную Думу по мажоритарным округам: «Родина» и «Гражданская платформа», в дополнение к представителям четырех парламентских партий, которые представлены в партийных списках. Увеличение числа партий, участвующих в выборах в Думу отмечено и в 2021 году. Партийный список пополнила партия «Новые люди».

Значительно возросла конкуренция на региональных выборах. В 2015-2021 гг. партийное представительство после выборов в региональные законодательные органы в среднем увеличилось на 25 процентов, с четырех до пяти партий.

Таким образом, была проведена серьезная реформа избирательного законодательства, что послужило толчком к совершенствованию избирательной практики. Результатом этого процесса стала демократизация избирательных процедур, расширение политической конкуренции.

Важно отметить, что совершенствование избирательного законодательства и избирательной практики осуществлялось параллельно и в тесной связи с совершенствованием политической системы, опиралось на

динамику общественных отношений, учитывало изменения в социально-демографической сфере, а также достижения науки и техники.

Можно сказать, что процесс совершенствования избирательного законодательства перешел от этапа поиска оптимальных параметров к разовой корректировке избирательных технологий. Получили развитие новые формы голосования, при этом некоторые формы голосования, оставаясь в арсенале приемлемых организационных решений, используется в особых и исключительных случаях. Таким образом, важное новшество избирательного законодательства - это расширение возможностей гражданин проводить активную избирательную кампанию, предоставление права создавать избирательные участки под названием «дачные участки», то есть избирательные участки, специально созданные на территориях, традиционно используемых в летне-осенний период для активного отдыха. Впервые «дачные участки» были созданы в 2018 году во время выборов Мэра Москвы. Эта форма также применялась на выборах в губернатора Санкт-Петербурга 2019 года. Однако в опросах 2020 года эта форма пока больше не использовалась [14].

Как показывает практика, дистанционное электронное голосование (ДЭГ) скорее всего полностью заменит обычное, так как с каждым годом для граждан Российской Федерации становится привычней делать все «онлайн», что стало частью нашей жизни. ДЭГ и ранняя регистрация практически исключают возможность провокаций и двойного голосования. Поэтому выборы будут гораздо более чистыми и легитимными. Помимо этого избиратели отмечают удобство в электронном голосовании, а особенно маломобильные группы населения.

Дистанционное электронное голосование - это создание платформы для прямой демократии, а демократия - это общая ценность, разделяемая всем человечеством. Как и другие ценности, разные страны могут по-разному определять, по-разному понимать или по-разному фокусироваться на одной и той же идее из-за различий в историческом, культурном и религиозном прошлом [15; 16]. В последние десятилетия западные страны, как правило, ограничивают повествование о демократии рамками электоральной демократии, а также прямых выборов или «один человек - один голос». Демократия просто определяется как выборы исполнительной и законодательной власти на различных уровнях. Чрезмерные выборы могут породить политику денег и коррупцию.

Избирательная демократия является в равной степени конструкцией права, как и культуры, политической моды и меняющихся технологий.

Из этого следует, что избирательное право - как в смысле правил, написанных «черной» буквой, и прецедентного права, так и в смысле того, что обретает смысл под управлением институциональных игроков, таких как избирательные органы и партии - может быть полностью оценено, только если мы готовы взглянуть на него через социологическую призму, опираясь на понимание процедуры [17].

В литературе по управлению избирательной системой признается, что для обеспечения свободных и справедливых выборов избирательные органы должны быть независимы как от правительства страны, так и от любых политических партийных связей. Международный институт демократии и содействия выборам утверждает, что легитимность повышается, если избирательные органы воспринимаются как беспристрастные и не подверженные политическому вмешательству или контролю, аргумент заключается в том, что результаты выборов с большей вероятностью будут приняты электоратом, если существует сильное восприятие независимости, независимо от любых основных показателей независимости.

В этой связи отметим, что сеть избирательных знаний «Администрация и стоимость выборов» (ACE) выделяет два различных измерения независимости. Во-первых, ACE выделяет «структурную» независимость, при которой избирательный орган формально отделен от исполнительной власти через конституционные или законодательные механизмы. Во-вторых, существует «бесстрашная» или «поведенческая» независимость, которая представляет собой «нормативную независимость решений и действий», не позволяющую правительственным, политическим или партийным влияниям изменять поведение или действия [14]. Далее ACE отмечает, что хотя эти два понятия независимости связаны, структурная независимость не дает никакой гарантии, что избирательный орган будет действовать как бесстрашная независимая организация.

Термин «независимость» часто используется как взаимозаменяемый с терминами «нейтральность», «беспартийность» и «беспристрастность», однако между значениями этих терминов существуют различия. Избирательный орган может быть создан как независимый орган, но проявлять предвзятость посредством ангажированных действий. И наоборот, орган, который не является независимым - например, тот, который является офисом, полностью входящим в состав правительственного департамента - может работать беспристрастно и беспристрастно благодаря отсутствию пристрастного руководства со стороны ответ-

ственного министра и нейтральности бюрократии, находящейся на государственной службе. Однако нельзя утверждать, что комиссия функционирует абсолютно беспартийно, так как она ограничена законодательной средой, в которой ей приходится работать.

Кроме того, по общему мнению, избирательные органы должны быть не только независимыми и беспристрастными, но и не допускать возникновения ощущения зависимости или пристрастности. С этой целью концепция выделяет пять основных критериев этичного управления выборами: уважение к закону; беспартийность и нейтральность; прозрачность; точность; обслуживание избирателей. Согласно этическому принципу беспартийности и нейтралитета, именно восприятие нейтралитета рассматривается как решающий фактор успешных выборов.

Одним из способов поддержания нейтралитета является воздержание избирательных администраторов от выражения любых взглядов, которые могут стать политическим вопросом на выборах. Однако, когда избирательная система или ее компонент становится вопросом выборов, администраторы могут оказаться между двумя вариантами: промолчать по этому вопросу, что может быть выгодно определенной партии или партиям, или выразить мнение, основанное на принципе справедливости выборов для избирателей, но противоречащее политике правительства [18].

Выводы. Итак, нами показано, что избирательное законодательство Российской Федерации - это динамичная и постоянно развивающаяся система правовых норм, создающая условия для развития политической конкуренции и политического участия, повышения открытости, гласности и прозрачности выборов.

В 90-е годы ХХ века были сформированы основы избирательного законодательства и избирательной практики, основанные на принципах демократии, политического представительства и политической конкуренции. В то же время существующая избирательная система имела ряд недостатков. Среди них выделим слабость политических партий, нестабильность партийной системы, наличие юридических лазеек.

В 2000 году произошел серьезный сдвиг, направленный на укрепление социально-политических основ государства, что оказало влияние на избирательное законодательство. С 2010 года наблюдается демократизация концепции избирательного права, усиление элементов общественно-политической конкуренции и консументов социальной политики.

В 2019-2021 гг. мы столкнулись с «неологизмами» в электоральных

процедурах, такими как, электронное и многодневное голосование, которые проявили нужность и стабильность, что говорит о том, что власть и дальше будет использовать их возможности.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г., N 0001202210060013.

2. Административное право Российской Федерации / В.Я. Насонов, В.А. Коньшин, К.С. Петров, В.М. Редкоус. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. 208 с. - ISBN 5-7695-1144-3.

3. Правовое регулирование публичных финансовых отношений в современной России / М.Н. Кобзарь-Фролова, С.В. Заполь-ский, Е.Л. Васянина, В.М. Редкоус [и др.]. - Москва: Институт государства и права РАН, 2022. 168 с. - ISBN 978-5-8339-0202-8.

4. Редкоус, В. М. Влияние конституционного развития на современные формы и методы административного регулирования экономической деятельности / В. М. Редкоус // Государственная служба и кадры. 2021. № 1. С. 21-26. - DOI 10.24411/23120444-2021-1-21-26.

5. Редкоус В.М. Административные реформы в государствах - участниках СНГ // Актуальные проблемы науки административного права: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора, Б.М. Лазарева, Москва, 11 февраля 2020 года. - Москва: Издательство «ОнтоПринт», 2020. С. 130-136.

6. Наименование нового субъекта Российской Федерации - Забайкальский край - дано в связи с его образованием с 1 марта 2008 г., а наименования прекративших существование с 1 марта 2008 г. в качестве субъектов Российской Федерации Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3745.

7. Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ в часть первую статьи 65 Конституции включен новый субъект Российской Федерации - Республика Крым

8. Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ в часть первую статьи 65 Конституции включен новый субъект Российской Федерации - город федерального значения - Севастополь.

9. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

10. Редкоус В.М. Трансформация форм и методов государственного регулирования в области экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Государственная служба и кадры. 2020. № 2. С. 166-170. - DOI 10.24411/2312-0444-2020-10099.

11. Редкоус В.М. К вопросу об определении административно-правового режима обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19 // Вестник Пермского института ФСИН России. 2020. № 2 (37). С. 90-94.

12. Выборы Президента РФ: оценки, прогнозы, итоги // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vybory-prezidenta-rf-2018- oczenki-prognozy-itogi- (Дата обращения: 20.12.2021)

13. Многодневное голосование: за и против // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mnogodnevnoe-golosovanie-za-iprotiv (Дата обращения: 20.12.2021)

14. Подробнее о новых формах голосования см.: Новые формы голосования: анализ практики правоприменения и перспективы реализации в России. Информационно-аналитический доклад Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» // URL: https://nom24.ru/upload/iblock/ 30d/30d7bc7481b3942d6a82b61b287f71fa.pdf (Дата обращения: 20.12.2021).

15. Глобализация - безопасность государства - национальные интересы: доктрина права и правовая жизнь : монография / Р.В. Пузиков, В. Кштонь, А. А. Васильев [и др.] ; под общ. ред. Р.В. Пузикова, В. Фэхлера. - Тамбов: ООО «Принт-Сервис», 2020. 476 с. - ISBN 978-5-6043471-6-4.

16. Доктрина права и безопасность в современном мире / И. Беата, А. А. Васильев, Х. Вырэмбек [и др.]. - Тамбов: Общество с ограниченной ответственностью «Принт-Сервис», 2020. 495 с.

17. Административный процесс / А.М. Воронов, А.Г. Николаев, Ю.Н. Носатов [и др.]. - Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. 136 с. - ISBN 978-5-907530-60-7.

18. Правовая политика в сфере публичного права: проблемы и пути решения / З.С. Байниязова, В.В. Трофимов, С.С. Купреев [и др.]. - Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2010. 610 с. - ISBN 978-5-89016-615-9.

Bibliography

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) // The text of the Constitution, including the new subjects of the Russian Federation - the Donetsk People's Republic, the Luhansk People's Republic, the Zaporizhia Region and the Kherson Region, is given in accordance with the official publication on the Official Internet portal of legal information (www. pravo.gov.ru), October 6, 2022, N 0001202210060013.

2. Administrative law of the Russian Federation / V.Ya. Nasonov, V.A. Konshin, K.S. Petrov, V.M. Redkous. - Moscow: Publishing

Center "Academy", 2003. 208 p. - ISBN 5-7695-1144-3.

3. Legal regulation of public financial relations in modern Russia / M.N. Kobzar-Frolova, S.V. Zapolsky, E.L. Vasyanina, V.M. Redkous [i dr.]. - Moscow: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 2022. 168 p. - ISBN 978-5-8339-0202-8.

4. Redkous, V. M. Influence of constitutional development on modern forms and methods of administrative regulation of economic activity / V. M. Redkous // Public service and personnel. 2021. № 1. P. 21-26. - DOI 10.24411/2312-0444-2021-1-21-26.

5. Redkous V.M. Administrative reforms in the CIS member states // Actual problems of the science of administrative law: Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, dedicated to the 90th anniversary of the Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor, B.M. Lazareva, Moscow, February 11, 2020. - Moscow: OntoPrint Publishing House, 2020. P. 130-136.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. The name of the new subject of the Russian Federation - the Trans-Baikal Territory - was given in connection with its formation on March 1, 2008, and the names of the Chita Region and the Aginsky Buryat Autonomous Okrug that ceased to exist on March 1, 2008 as subjects of the Russian Federation are excluded from part 1 Article 65 of the Constitution of the Russian Federation on the basis of the Federal Constitutional Law of July 21, 2007 N 5-FKZ "On the formation of a new subject of the Russian Federation as part of the Russian Federation as a result of the unification of the Chita Region and the Aginsky Buryat Autonomous Okrug" // SZ RF. 2007. № 30. P. 3745.

7. Federal Constitutional Law No. 6-FKZ dated March 21, 2014, a new subject of the Russian Federation, the Republic of Crimea, is included in part one of Article 65 of the Constitution.

8. Federal Constitutional Law No. 6-FKZ of March 21, 2014, the first part of Article 65 of the Constitution includes a new subject of the Russian Federation - the city of federal significance - Sevastopol.

9. Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 N 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authority" // SZ RF. 2020. № 11. P. 1416.

10. Redkous V.M. Transformation of forms and methods of state regulation in the field of economy in the context of the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) // Public Service and Personnel. 2020. № 2. P. 166-170. - DOI 10.24411/2312-0444-2020-10099.

11. Redkous V.M. On the issue of determining the administrative and legal regime for ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the population in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) // Bulletin of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2020. № 2 (37). P. 90-94.

12. Elections of the President of the Russian Federation: assessments, forecasts, results // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/vybory-prezidenta-rf-2018-oczenki-prognozy-itogi- (20.12.2021)

13. Multi-day voting: for and against // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mnogodnevnoe-goloso-vanie-za-iprotiv (12.20.2021)

14. For more on new forms of voting, see: New Forms of Voting: An Analysis of Law Enforcement Practice and Prospects for Implementation in Russia. Information and analytical report of the Independent Public Monitoring Association // URL: https://nom24.ru/ upload/iblock/ 30d/30d7bc7481b3942d6a82b61b287f71fa.pdf (12.20.2021).

15. Globalization - state security - national interests: the doctrine of law and legal life: monograph / R.V. Puzikov, V. Kshton, A.A. Vasiliev [and others]; under total ed. R.V. Puzikov, V. Fakhler. - Tambov: Print-Service LLC, 2020. 476 p. - ISBN 978-5-60434716-4.

16. Doctrine of law and security in the modern world / I. Beata, A. A. Vasiliev, H. Vyrambek [and others]. - Tambov: Print-Service Limited Liability Company, 2020. 495 p.

17. Administrative process / A.M. Voronov, A. G. Nikolaev, Yu.N. Nosatov [and others]. - Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2022. 136 p. - ISBN 978-5-907530-60-7.

18. Legal policy in the field of public law: problems and solutions / Z.S. Bainiyazova, V.V. Trofimov, S.S. Kupreev [i dr.]. - Tambov: Tambov State University. G.R. Derzhavina, 2010. 610 p. - ISBN 978-5-89016-615-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.