Спичак А. В. Эволюция оформления клировых ведомостей в Тобольской епархии в XVIII — начале XX веков / А. В. Спичак // Научный диалог. — 2015. — № 12 (48). — С. 328—338.
ЕЫНиН^
и [. Я I С И ' 5 1з( н1ош< д| чо -к пня.
УДК 929.532+930.253
Эволюция оформления клировых ведомостей в Тобольской епархии в XVIII — начале XX веков*
© Спичак Александра Владимировна (2015), научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории региональных исторических исследований, преподаватель кафедры документоведения и всеобщей истории, Нижневартовский государственный университет (Нижневартовск, Россия), spichak-89@mail.ru.
Рассматривается вопрос об эволюции оформления клировых ведомостей в Тобольской епархии в XVIII — начале ХХ вв. Приводится определение понятия «клировые ведомости». Актуальность исследования обусловлена тем, что исследование эволюции оформления клировых ведомостей в Тобольской епархии в XVIII — начале ХХ вв., выявление и анализ факторов, определяющих изменения в их содержании и оформлении, содействуют пониманию тенденций развития церковного делопроизводства. Новизна исследования видится в том, что вопросы эволюции оформления клировых ведомостей Тобольской епархии того времени остаются неизученными, что и определило сферу научного интереса автора. Уделяется внимание анализу формуляра клировых ведомостей Тобольской епархии XVIII — начала XX вв. Представлены результаты сопоставительного анализа развития форм этих документов в соответствии с требованиями законодательства, что позволило судить об эволюции формуляра рассматриваемых источников. Особое внимание уделяется степени реализации законодательных норм, регламентирующих правила оформления клировых ведомостей в Тобольской епархии в XVIII — начале ХХ вв. Показано, что практика делопроизводства в приходских церквях, подвергаясь регламентирующему воздействию, постоянно совершенствовалась, пополнялась новыми элементами.
Ключевые слова: клировые ведомости; Тобольская епархия; приходские церкви; церковное делопроизводство.
1. Введение
Практика делопроизводства в приходских церквях подвергалась регламентирующему воздействию и постоянно совершенствовалась, пополнялась новыми элементами. Изучение развития отдельных документов, в том числе клировых ведомостей, в историческом аспекте является одной из основных задач исследований в области документирования деятельности учреждений, включая приходские церкви Тобольской епархии в XIX — начале XX вв. Клировые ведомости (от слова клир — священно- и церковнослужители церкви) являлись ежегодными отчетными документами, содержащими сведения о раз-
Исследование осуществлено в рамках исполнения государственных работ в сфере научной деятельности, задание № 2014/801.
личных сторонах жизни церкви, причта и прихода. Эти ведомости составлялись священно- и церковнослужителями в приходских церквях.
История Русской Православной Церкви часто привлекала внимание историков, лингвистов, правоведов. Учеными анализировались различные аспекты документирования ее деятельности в XVIII — начале XX вв. Считается, что задача изучения и использования клировых ведомостей в историко-де-мографических исследованиях была впервые выдвинута В. М. Кабузаном в 1963 году [Варламова, 1989, с. 187]. С середины 1990-х годов эти документы начали интенсивно изучаться в нескольких университетских центрах России с целью исследования демографических процессов. характеристика клиро-вых ведомостей, законодательное регулирование их оформления представлены в работе Д. Н. Антонова и И. А. Антоновой [Антонов, Антонова, 2006, с. 385], в статье священника М. Щепеткова, который называл эти ведомости «паспортом прихода» и разобрал их содержание на основании документов XVIII — начала XX вв. фонда Московской духовной консистории [Щепетков, 2006, с. 205—213]. Особо следует выделить «Церковное письмоводство» протоиерея И. Л. Чижевского, подготовленное на основании распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (далее — Синод) для того, чтобы «дать возможность благочинным, причтам и церковным старостам вести правильно, своевременно и сообразно с законами и указными предписаниями Синода церковное письмоводство»; книга включала, в том числе, правила составления и законодательно установленные формы клировых ведомостей [Чижевский, 1881, с. 393]. Наиболее полное исследование формы и структуры клировых ведомостей было проведено М. Е. Чибисовым [Чибисов, 2006, с. 243]. Краткое содержание клировых ведомостей Тобольской епархии изложено в исследовании Т. В. Судник [Судник, 2009, с. 19—33]. В то же время вопросы эволюции оформления клировых ведомостей Тобольской епархии XVIII — начала XX вв. остаются неизученными, что и находится в сфере нашего научного интереса.
Выявление неопубликованных материалов по избранной теме велось в архивах субъектов Российской Федерации: ГУ Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» (ГУТО ГАТ) и ГКУ «Государственный архив Курганской области» (ГКУ ГАКО).
2. Законодательное закрепление формы клировых ведомостей
Клировые ведомости, введенные с 1769 года, первоначально состояли из трех частей: «именные списки всем лицам духовного звания православного вероисповедания», «послужные списки», «о прихожанах». [Смирнова, 1998, с. 21]. В указе Синода от 7 мая 1797 года «об учреждении должности благочинного» сказано, что благочинные «должны ежегодно представлять архиерею именные списки духовенства, а архиерей должен (их. — А. С.) внимательно рассматривать» [Чижевский, 1881, с. 27]. По указу Синода от 29 декабря 1804 года епархиальные архиереи обязывались присылать в Синод при рапор-
тах ведомости о количестве при соборных и приходских церквях протоиереев, священников, диаконов и причетников, окончивших курсы богословский и философский, или последний из них, с приложением перечня отдельно по каждому городу и уезду. Впредь предписывалось в ведомостях «о церквях и при них церковнослужителях» приводить эти данные отдельной графой [ПСЗ-1, собр. I, т. XXVIII, 21575, с. 761—762].
Первая часть клировых ведомостей «о церкви» должна была включать 18 пунктов согласно указу Синода от 31 марта 1829 года, со следующими сведениями: 1) дата постройки церкви; 2) описание церкви; 3) о престолах; 4) утварь; 5) сколько положено причта и кто им заведует; 6) количество земли и руги; 7) церковные дома; 8) жалованье; 9) здания и угодья, больницы, школы, лавки и т. д.; 10) расстояние от духовного правления и консистории; 11) расстояние до ближайшей церкви; 12) приписанные и другие церкви; 13) домовые церкви; 14) опись имущества; 15) приходо-расходные книги; 16) метрические книги; 17) исповедные росписи; 18) обыскная книга (сохранность, с какого года они ведутся).
Во втором отделе формы клировых ведомостей содержались подробные формулярные списки причта в 12 граф: 1) место службы, фамилия, имя, отчество, должность, возраст; 2) место рождение и звание; 3) место и род обучения; 4) год вступления на службу; 5 и 6) дата вступления на службу, производства, награды, перемещения; 7) участие в военных действиях; 8) штрафы и нахождение под судом; 9) наличие способности к продолжению службы; 10) семейное положение и дети; 12) есть ли родственники, служащие в одном причте.
В третьей части, в ведомости о прихожанах, в первой графе следовало указывать место рождения и звания прихожан, количество раскольников, расстояние от церкви их места жительства, а также отмечать, нет ли препятствий в сообщении. К клировым ведомостям надлежало прилагать ведомость о церковном старосте каждой церкви и состоящих при церквях казенных и учебных заведениях. Ведомость требовалось подписать по листам всем причтом и представить в конце года благочинному, который, дополнив ее своими свидетельствами о «познаниях и поведении лиц», указанных в ней, и своей подписью, должен был подтвердить ее достоверность и представить ведомости всех церквей его ведомства, соединив их в переплете, в первой половине января следующего года, по инструкции благочинных — к 1 января в 3-х экземплярах: преосвященному, в консисторию и духовное правление; еще один экземпляр оставить в своем архиве, другой, с надписью, возвращался причту для хранения в церкви [Чижевский, 1881, с. 14—27].
Согласно Уставу духовных консисторий 1841 года, из клировых ведомостей в консистории составляли перечневые ведомости «о церквях и причтах, о монастырях и монашествующих», о белом духовенстве епархии и представляли Синоду по приложенным к уставу формам. В клировых ведомостях полагалось указывать размеры церковной земли, оброчные угодья и количество денег в банковых заведениях [ПСЗ-2, собр. II, т. XVI, отд. 14409, с. 222]. В циркулярном
указе Синода от 13 февраля 1909 года (№ 6), в первой части, дополнительно требовалось отмечать, в целости ли хранятся копии с метрических книг и с какого года, когда выдана обыскная книга, сколько листов в ней заполненных и чистых, с какого года ведутся книги и какова целостность исповедных росписей. Количество изготовляемых беловых клировых ведомостей определялось епархиальным начальством, но их должно было быть не менее двух: один из них оставался в приходе, а второй подавался в консисторию [Антонов и др., 2006, с. 254—255].
Таким образом, форма была утверждена 31 марта 1829 года, и, хотя многие причты «не вполне следовали» ее образцу, подтверждающих указов не обнаружено. Стало быть, верховную власть в целом удовлетворяло ведение этого вида документа. Клировые ведомости также служили основными источниками сведений для раздела епархиальных справочных книжек и адрес-календарей, содержащего обычно список приходов, церквей и причтов. Данные справочники велись примерно с середины XIX и до начала следующего века [Раздор-ский, 2005, с. 117].
3. Практика ведения клировых ведомостей в церквях Тобольской епархии в XVIII — начале XX вв.
Самый ранний документ, обнаруженный нами, «О священноцерковнослу-жителях и их детях ... заказа за 1750 год ведомость» (предшественник клировых ведомостей) включал три таблицы: «Ведомость ... коликое число ... церквей и при этих церквей священноцерковнослужителей и у них детей обученных, обучающихся, необученных и в каковых летах, тако больных, и увеченных ...», «Ведомость . колико в том заказе соборных и приходских церквей и при тех церквях по силе состоявшегося в 1722 году указу по штату приходских дворов священно и церковнослужителей быть надлежало и . ныне на лицо состоит, . потребно в дополнение того и бывших церковников за равными случаями не служащих» и «Ведомость . колико . приниже обьявленных соборной и приходских церквях священно и церковнослужителей и у них мужского полу детей кроме определенных в действительной церковной причем и за взятьем в Архиерейские школы, грамоте обученных, обучавшихся и необученных, больных и увеченных ныне налицо состоит» [ГБУТО «ГАТ», ф. 156, оп. 1, д. 735, л. 1—10] (здесь и далее — сохранена орфография и пунктуация источников).
Клировая ведомость за 1800 год составлена от руки и содержит девять таблиц. «Ведомость Курганского заказа о священно и церковнослужительских детях учиненная в Курганском духовном правлении за 1800 год» заключала четыре столбца: «№», «у кого именно дети при церквях находящихся священно- и церковнослужителей», «когда родились» и «когда померли». Вторая таблица включала «№», «кто именно померли», «лета», «когда померли?». Третья таблица «О детях отцов имеющих при церквях в действительном служении» содержала девять столбцов: «число церквей», «№», «кто именно дети города Кургана . церкви», «от роду лет», «от 15 лет и старше холосты или жена-
ты», «чему обучаются и где», «обученные», «необучающихся зачем именно», «какого состояния и прилежания». После таблицы читаем: «Итого по сей ведомости в 1800 м году налицо состояли». Четвертая таблица включала сведения «о детях сиротствующих, которые при матерях и родственниках их находятся». В пятой ведомости «О запрещенных священно и церковнослужителях и отрешенных от церквей церковнопричетниках» представлены данные: «№», «с которого года», «кто именно», «лета», «за что», «на каком содержании» и столбцы № 5—9 третьей таблицы. Шестая ведомость включала следующие сведения: «№», без заголовка «у тех под запрещением дети имеются у дьякона Одинцова дети ...», «лета», без заголовка про детей. Седьмая ведомость сообщает «о детях, оставленных в духовной команде, кроме отцов, кои состоят в ведомстве штатной команды». В восьмой таблице «Итого в здешнем заказе священно и церковнослужителей» названо количество священников, имеющих и не имеющих детей, отдельно по каждой должности и раздельно женатых и вдовцов, бездетных и холостых. Девятая ведомость «Отставных от церквей священно и церковнослужителей за разными описанными ниже сего обстоятельствами и старостью лет» имеет также графы: «№», «на них мест и кто именно», «лета», «на каком содержании». Выявлены следующие причины запрещения: по совету духовника, за пьянство и непорядочные поступки, за венчание «неправильного брака» и другие. Ведомость подписана по листам: «Закащик священник Никита Некрасов» и «Закащичей товарищ священник Иосиф Серебрянников» [ГКУ «ГАКО», ф. 235, оп. 1, д. 199, л. 1—9об.].
На обороте титульного листа «Ведомости о церквях, состоящих в Красноярском заказе и при них находящихся священноцерковнослужителях и их детях мужского пола за 1803 год» начинается таблица, содержащая более 10 столбцов, однако некоторые из них невозможно прочитать: «имя церкви, каменная или деревянная, однокомплектная или больше, довольно ли снабжена утварью», «каких лет, женат, вдов или холост, или двуженец», «знают ли читать, петь . катехизис сами и дети их учились ли в семинарии и до какого класса», «какого состояния и не касались ли какого дела», «есть ли опись всему церковному имуществу, приходорасходные книги за печатью и законной скрепою, метрические книги всех годов, состояние указного предписания», «сколько земли пахотной и ее покосной или не имеется ли других каких угодий и есть ли на землю планы и межевая книга», «есть ли при церкви воскресные и повседневные поучения и читаются ли всегда», «сколько дворов мужска и женска пола», «нет ли раскольников и сколько числом», «сколько верст от духовного правления и консистории». В первой строке таблицы повторяется наименование вида документа в более краткой форме: «ведомость о священно церковнослужителях». На каждом листе книги справа располагалась надпись по листам «Красноярского Духовного Правления второприсутствующий иерей ...», имя и фамилия написаны неразборчиво [ГБУТО «ГАТ», ф. 57, оп. 1, д. 14, л. 1—70].
Сохранились три ведомости «о состоянии Градо-Курганских священно- церковнослужителей за 1822 й год», по форме практически аналогичные ведомостям за 1803 год [ГКУ «ГАКО», ф. 235, оп. 1, д. 203, л. 1]. Подпись «протоиерей» встречается на всех страницах документа; по ведомости проставлена подпись по листам «Протоиерей Наркис Никитин» [ГКУ «ГАКО», ф. 235, оп. 1, д. 203, л. 1—4].
Клировая ведомость 1822 года Курганского духовного правления состояла из пяти таблиц. Первая «Ведомость учиненная в Курганском Духовном правлении, сколько ведомства оного у священно церковнослужителей в 1822 м году родилось и померло детей» содержала те же столбцы, как в 1800 году; второй столбец без заголовка. Вторая таблица «. сколько ведомства оного священно церковнослужителей в 1822 м году померло» включала сведения, такие же, что и в первой ведомости за 1800 год, но второй столбец не имел заголовка. В третью ведомость об «отставных священно церковнослужителях и их детях за 1822 год» вносили «№», «имена и прозвания», «лета», «с которого года в отставке находится и за какою болезнью», «какого поведения», «на каком содержании». Четвертая ведомость «о сиротствующих священно церковнос-лужительских детях с показанием, при ком они находятся и чему обучаются за 1822 год» содержала следующие данные: «№», «имена и прозвания», «лета», «у кого на пропитании находятся», «чему обучаются», «способность к обучению». Последняя таблица включала сведения о том, «сколько в 1822 год ... налицо священно и церковнослужителей и их детей»: перечислены должности и напротив них — количество. После каждой таблицы проставлена подпись благочинного протоиерея [ГКУ «ГАКО», ф. 235, оп. 1, д. 203, л. 30—31об.].
Первая часть «Ведомость о церкви» клировой ведомости «Богоявленской ... за 1829 й год» составлена согласно форме. Вторая часть включала шесть столбцов: «кто именно, где и чему обучался, когда и кем в какой чин произведен, и к какому месту, какие проходил и проходит особенные должности, когда чем был награжден, кого имеет в семействе»; «лета от рождения»; остальные столбцы совпадают с формой. Заполнены были только два первых столбца, скорее всего из-за нежелания священника трудиться над документом. Третья часть ведомости оформлена также согласно форме. На каждой странице встречаем надпись по листам «К сей ведомости ... священник / дьякон / дьячек / пономарь ФИО» [ГБУТО «ГАТ», ф. 120, оп. 1, д. 6, л. 1—5].
Аналогичным образом оформлены клировые ведомости за 1831— 1867 годы, обнаруживаются только незначительные отличия. Например, некоторые документы имели титульный лист. В ведомостях за 1839 и 1843 годы указано наименование вида документа и заголовок к тексту «Ведомость о церкви Богоявленской ... за сей 1839 й год», «Ведомость ... Богоявленской церкви состоящей Тобольского округа за 1843 й год». Само слово клировая стали указывать с 1851 года: так, на титульном листе ведомостей за 1851— 1853 годы расположено наименование вида документа «Ведомость клировая
за ... год». С 1844 года количество пунктов первой части возросло с 18 до 21; добавили три пункта — наличие описи архивных дел, «план и фасад» церкви и сведения о богослужебных книгах. В отдельных клировых ведомостях отсутствовали некоторые пункты, например, в документе за 1860 год нет пункта № 19, а за 1867 год — пункта № 2, он объединен с № 1. В конце ведомости за 1836 год присутствует надпись благочинного «Хранить в церковном архиве для справок. Благочинный Тобольский Архангельский иерей Василий Белокуров» [ГБУТО «ГАТ», ф. 120, оп. 1, д. 6, л. 45об.]; в документе за 1837 год читаем: «Для образца иметь в хранении при церковном архиве. Благочинный ...», в ведомости за 1857 год «Хранить в церковном архиве. Благочинный ...». Такая надпись могла располагаться и на титульном листе ведомости, как в документах за 1853 и 1855 годы («Хранить в церковном архиве. Благочинный ...»), или на первой странице ведомости, если она не имела титульного листа. Кроме того, под надписью благочинного иногда проставлялась дата, как на документах 1855 и 1857 годов. С 1861 года начала применяться типографская форма клировых ведомостей, но в некоторых церквях использовали по-прежнему обычную бумагу [ГБУТО «ГАТ», ф. 120, оп. 1, д. 6, л. 6—209].
Ведомости за 1867—1869 годы, составленные на обычной бумаге в 1870— 1872 годах, написанные на типографском бланке, содержали 19 пунктов; в пункте № 9 вместо наличия богадельни и церковных лавок говорится о принадлежащих церкви зданиях, пункты № 18 и 19 поменяли местами. В первой части клировой ведомости 1874 года, написанной на типографской бумаге, содержащей только рамку по краям документа, изменены пункты: пункты № 1 —8 остались прежними, добавили пункт № 9 о капиталах, «внесенных в кредитное учреждение на вечное время с обращением процентов, собственно в пользу церкви», а также пункты № 15 (о часовнях), № 16 (о церковной летописи), № 18 (о библиотеках). Пункты № 10—14 соответствуют прежним пунктам № 9—13, пункт № 17 аналогичен № 14, № 19—21 аналогичны № 15—17, а № 22 такой же, как прежний № 19. Пункт о наличии описей указов отсутствует. Эти же пункты содержала первая часть клировой ведомости на типографском бланке за 1875, 1877—1878 и 1880 годы, на обычной бумаге за 1876 и 1879 годы на бланке только с рамкой [ГБУТО «ГАТ», ф. 306, оп. 2, д. 2, л. 2—51об.].
Первая часть клировых ведомостей за 1888 год отличается от прежних пунктами № 13—15: пункты № 12 и 13 о наличии приписной и домовой церквей стали № 14 и 15, и добавился пункт № 13 «По новому Высочайше утвержденному 30 апреля 1877 г. расписанию положено состоять в сем одной церкви». Ведомость за 1888 год частично написана на типографской форме и частично — на обычной. Ведомости за 1889—1895 и 1899 годы составлены на бланке (гербовой бумаге) и почти все содержат уже перечисленные пункты в первой части. Начиная с 1893 года, клировые ведомости включали 24 пункта: пункт № 13 отсутствовал, добавился пункт № 15 о наличии часовень, новый пункт № 24 содержал сведения о церковно-приходском попечительстве. Ве-
домости за 1896—1898 годы написаны на обычной бумаге от руки. В части ведомости о церкви за 1897 год добавился пункт № 25 о поступлении денег причта: «В текущем году поступило капиталов причта от чиновницы Николаевой 100 р. в квитанции банка за № 81, от чиновницы Трифоновой по квитанции банка 29 июля № 40 на 100 р. и мещанина ... по квитанции банка от 28 августа за № 42 1897 года 50 руб.» [ГБУТО «ГАТ», ф. 84, оп. 1, д. 40, л. 1—82 об.].
Практически на каждом документе 1888—1899 годов присутствовала надпись благочинного «Возвращается для хранения в церковном архиве. Благочинный, священник ...», далее следуют имя и фамилия благочинного. Слева от данной надписи указывали номер, в некоторых документах после надписи встречаем дату в формате «месяц / день / год». Клировые ведомости за 1888— 1899 годы подписаны протоиереем и псаломщиком после фразы «К сей ведомости Градо Тобольской Благовещенской церкви подписуюсь». Клировые ведомости заканчиваются заверительной надписью благочинного «Свидетельствую. Благочинный, священик». Последние пункты записывались причтом церкви по их усмотрению, например, в ведомости о церкви за 1905 год Мужеской Михаило-Архангельской церкви Березовского уезда названные пункты отсутствуют, в ней содержится 24 пункта. Данную ведомость подписали священник, псаломщик; вместо заверительной надписи благочинного имеется только его подпись. Аналогично были оформлены ведомости указанной церкви за 1906—1910 годы. В некоторых клировых ведомостях на титульном листе присутствовала надпись благочинного, свидетельствовавшая о проверке им документа и возвращении его в церковь, например: «Настоящая ведомость возвращается причту села Мужеской церкви для хранения в духовном архиве. Благочинный березовского Благочиния ... 2 сентября 1908 г. № 74» или «1910 года, февраля 29 дня. Возвращается причту села Мужеской церкви для хранения в церковный архив. Благочинный священник.» [ГБУТО «ГАТ», ф. 84, оп. 1, д. 40, л. 1—82 об.].
«Ведомость о церкви» — первая часть клировой ведомости «Михаило-Ар-хангельской церкви села Мужеского Березовского уезда за 1911 год» — включала 27 пунктов, составленных в форме трафарета, из них новые таковы: кружечные доходы; приносимый средний доход от земли; состояние домов священно- и церковнослужителей; расстояние церкви от консистории. Вторая часть документа «Послужные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви» имела титульный лист, на следующих двух страницах располагалась таблица уже из 11 рубрик, отличающихся от законодательно установленных в 1829 году по названию, но имеющих схожий смысл. Третья часть документа «Ведомость о приходе» оформлена в виде трафарета, представляет собой таблицу по-прежнему из четырех столбцов, как и ведомость за 1908 год. Подписи священника и псаломщика расположены на последней странице документа в нижней части по центру [ГБУТО «ГАТ», ф. 700, оп. 1, д. 32, л. 29—34].
4. Выводы
В результате анализа клировых ведомостей Тобольской епархии XVIII — начала XX вв. нами выяснено, что форма документов со временем изменялась. Законодательными актами устанавливалась обязанность причтов приходских церквей составлять эти документы согласно требованиям и своевременно представлять для проверки благочинным и отправки епархиальному начальству. При сравнении норм законодательных актов с клировыми ведомостями Тобольской епархии выявлено, что структура документов, действительно, изменялась в зависимости от утверждения новых форм. Однако это часто происходило с опозданием, и во многих церквях документы составлялись по старым формам. Сказывался также человеческий фактор: оказывало влияние то, как духовные лица занимались работой с церковными документами. В некоторых церквях новые формы приживались не сразу, священно- и церковнослужители составляли их по своему усмотрению.
Источники и принятые сокращения
1. ГБУТО «ГАТ» — Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске».
Ф. 57. Оп. 1. Ед. хр.
Ф. 84. Оп. 1. Ед. хр.
Ф. 109. Оп. 1. Ед. хр.
Ф. 120. Оп. 1. Ед. хр.
Ф. 156. Оп. 1. Ед. хр.
Ф. 306. Оп. 2. Ед. хр.
Ф. 700. Оп. 1. Ед. хр.
2. ГКУ «ГАКО» — Государственное казенное учреждение «Государственный архив Курганской области».
Ф. 235. Оп. 1. Ед. хр.
Ф. 235. Оп. 1. Ед. хр.
3. ПСЗ-1 — Полное собрание законов Российской империи: собрание I. Санкт-Петербург, 1830. Т. XXVIII.
4. ПСЗ-2 — Полное собрание законов Российской империи: собрание II. Санкт-Петербург, 1842. Т. XVI.
Литература
1. Антонов Д. Н. Метрические книги России XVIII — начала XX в. / Д. Н. Антонов, И. А. Антонова. — Москва : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. — 385 с.
2. ВарламоваН. А. Исповедальные ведомости 1737 г. как источник по истории населения Петербурга / Н. А. Варламова // Вспомогательные исторические дисциплины. — Ленинград : Наука. Ленинградское отделение. 1989. — Т. 20. — С. 187—196.
3. Раздорский А. И. Справочные и историко-статистические издания епархий русской православной церкви как историко-краеведческий источник / А. И. Раздорский // В. О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии : материалы научной конференции. Пенза, 25—26 июня 2001 г. / отв. ред. С. О. Шмидт. — Москва : Наука, 2005. — С. 113—132.
4. Смирнова С. С. Некоторые документы по истории народонаселения Олонецких приходов (по материалам фондов Национального архива Республики Карелия) / С. С. Смирнова // Исследования молодых ученых по отечественной истории. — Тамбов: [б. и.], 1998. — С. 21—24.
5. Судник Т. В. Документы православных церквей Тобольской губернии как исторические источники о жизни населения губернии / Т. В. Судник // Источниковедческие и историографические аспекты сибирской истории : коллективная монография : часть 4 / под общ. ред. Я. Г. Солодкина. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. — С. 19—33.
6. Чибисов М. Е. Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа : 1804—1864 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук / М. Е. Чибисова. — Барнаул, 2006. — 243 с.
7. Чижевский И. Л. Церковное письмоводство : собр. правил, постановлений и форм к правильному ведению оного : сост. на основании законов и указов Св. Правительствующего Синода протоиереем Иоанном Чижевским. — 2-е изд.во многом испр. и доп. — Харьков : Типо-литогр. Окружного штаба, 1881. — 393 с.
8. Щепетков М. свящ. Клировые ведомости как источник персональной информации о храмах и священно- церковнослужителях / М. Щепетков // XVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ — Т. 2. — Москва : ПСТГУ 2006. — С. 205—213.
Evolution of Clerical Lists Registration in Tobolsk Eparchy in XVIIIth — beginning of XXth Centuries
© Spichak Aleksandra Vladimirovna (2015), research scientist, Scientific Research Laboratory of Regional Historical Research, lecturer, Department of Document Science and General History, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), spichak-89@mail.ru.
The article discusses the question of the evolution of the clerical lists registration in the Tobolsk eparchy in the XVIIIth — early XXth centuries. The notion of "clerical lists" is defined. The relevance of the study is due to the fact that the study of the evolution of the clerical lists registration in Tobolsk eparchy in the XVIIIth — early XXth centuries, the identification and analysis of factors determining the changes in their content and registration contribute to the understanding of trends in the development of church documentation. The novelty of the research is seen in the fact that the problems of the clerical lists registration evolution in Tobolsk eparchy of that time remain unexplored, which determined the scope of scientific interest of the author. Attention is paid to the analysis of the form of the clerical registers in Tobolsk eparchy of XVIIIth — beginning of XXth centuries. The results of a comparative analysis of the development of forms of these documents in accordance with the requirements of the law are presented, that allow to judge about the evolution of the form of the considered sources. Special attention is paid to the degree of realization of legislative norms regulating the rules for clerical lists registration in Tobolsk eparchy in the XVIIIth — early XXth centuries. It is shown that the practice of records management in parish churches, being exposed to regulatory effects, have been continuously improved, enriched with new elements.
Key words: clerical lists; Tobolsk Eparchy; parish churches; church documentation.
References
Antonov, D. N., Antonova, I. A. 2006. Metricheskyie knigi Rossii XVIII — nachala XX v.
Moskva: Ros. gos. gumanit. un-t. 385. (In Russ.).
Chibisov, M. E. 2006. Klirovyye vedomosti kak istochnik po istorii prikhodov Barnaulskogo dukhovnogo pravleniya Kolyvano-Voskresenskogo (Altayskogo) gornogo okruga: 1804—1864 gg.: dissertaciya ... kandidata istoricheskih nauk. Barnaul. 243. (In Russ.).
Chizhevskiy, I. L. 1881. Tserkovnoye pismovodstvo: sobr. pravil, postanovleniy i form k pravilnomu vedeniyu onogo: sost. na osnovanii zakonov i ukazov Sv. Pravitelstvuyushchego Sinoda protoiereem Ioannom Chizhevskim. Kharkov: Tipo-litogr. Okruzhnogo shtaba. 393. (In Russ.).
Razdorskiy, A. I. 2005. Spravochnyye i istoriko-statisticheskiye izdaniya eparkhiy russkoy pravoslavnoy tserkvi kak istoriko-kraevedcheskiy istochnik. In: Shmidt, S. O. (ed.). V. O. Klyuchevskiy i problemy rossiyskoy provintsialnoy kultury i istoriografii: materialy nauchnoy konferentsii. Penza, 25—26 iyunya 2001 g. Moskva: Nauka. 113—132. (In Russ.).
Shchepetkov, M., svyashch. 2006.Klirovyye vedomosti kak istochnik personalnoy informatsii o khramakh i svyashchenno-tserkovnosluzhitelyakh. In: XVI Ezhegodnaya bogoslovskayakonferentsiyaPSTGU. Moskva: PSTGU, 2: 205—213. (In Russ.).
Smirnova, S. S. 1998. Nekotoryye dokumenty po istorii narodonaseleniya Olonetskikh prikhodov (Po materialam fondov Natsionalnogo arkhiva Respubliki Kareliya). In: Issledovaniya molodykh uchenykh po otechestvennoy istorii. Tambov: b. i. 21—24. (In Russ.).
Sudnik, T. V. Dokumenty pravoslavnykh tserkvey Tobolskoy gubernii kak istoricheskiye istochniki o zhizni naseleniya gubernii. In: Solodkin, Ya. G. (ed.). Istochnikovedcheskiye i istoriograficheskiye aspekty sibirskoy istorii: Kollektivnaya monografiya. Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. gumanit. un-ta, 2009. 4: 19—33. (In Russ.).
Varlamova, N. A. 1989. Ispovedalnyye vedomosti 1737 g. kak istochnik po istorii naseleniya Peterburga. In: Vspomogatelnyye istoricheskiye distsipliny.. Leningrad: Nauka. Leningradskoye otdeleniye, 20: 187—196. (In Russ.).