УДК 930.253
Б01 10.21685/2072-3024-2018-1-3
А. В. Спичак
РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ О СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЯХ, ИХ СЕМЬЯХ В ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX в.: ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМУЛЯРА1
Аннотация.
Актуальность и цели. Актуальность работы обусловлена тем, что исследование развития форм ревизских сказок о священно- и церковнослужителях, их семьях в Тобольской епархии XVIII - начала ХХ в., выявление и анализ факторов, определивших изменения в содержании и оформлении этих документов, содействует пониманию тенденций развития церковного делопроизводства. Новизна работы состоит в том, что вопросы эволюции оформления ревизских сказок в Тобольской епархии того времени до сих пор остаются неизученными. Цель статьи - исследование изменений в оформлении ревизских сказок в Тобольской епархии в XVIII - начале ХХ в.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач достигнута на основе документов, извлеченных из фондов государственных архивов Тюменской и Курганской областей. Методологической основой исследования являются общенаучные (функциональный и структурно-функциональный анализ, теоретический анализ и синтез, структурно-типологический метод), исторические (ретроспективный и сравнительно-исторический анализ) и специальные методы документоведения (методы унификации и стандартизации документов).
Результаты. Автором представлены итоги сопоставительного анализа развития форм ревизских сказок Тобольской епархии XVIII - начала XX в. в соответствии с требованиями законодательства, что позволило судить об эволюции формуляра рассматриваемых источников. Особое внимание уделяется степени реализации законодательных норм, регламентирующих правила оформления приходских ревизских сказок в Тобольской епархии на протяжении XVIII -начала ХХ в. Выяснено, что практика делопроизводства в приходских церквях, подвергаясь регламентирующему воздействию, постоянно совершенствовалась, дополнялась новыми элементами.
Выводы. В статье сделан вывод о том, что рассматриваемые документы от ревизии к ревизии в разных церквях практически не отличаются в оформлении. Стало быть эволюция этих документов происходила постепенно и равномерно на всей территории Тобольской епархии.
Ключевые слова: ревизские сказки о священно- и церковнослужителях и их семьях, Тобольская епархия, приходские церкви, синодальный период, формуляр документа, церковное делопроизводство.
1 Исследование осуществлено в рамках исполнения гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс - МК-2018) МК-3701.2018.6.
A. V. Spichak
THE CENSUS RECORDS ABOUT PRIESTS AND CLERGYMEN, THEIR FAMILIES IN THE TOBOLSK DIOCESE IN XVIII - EARLY XX CENTURIES: EVOLUTION OF THE FORM
Abstract.
Background. Relevance of work is caused by that research of development of forms the census records about sacred and clergymen, their families in the Tobolsk diocese of XVIII - the early of the XX centuries, identification and the analysis of the factors which defined changes in the contents and registration of these documents promotes understanding of tendencies of development of church clerical work. Novelty of work consists that questions of evolution of registration the census records in the Tobolsk diocese of that time still remain not studied. Article purpose -research of changes in registration the census records in the Tobolsk diocese in XVIII - early XX centuries.
Materials and methods. Realization of research tasks is reached on the basis of the documents taken from funds of the State archives of the Tyumen and Kurgan areas. A methodological basis of research are general scientific (the functional and structurally functional analysis, the theoretical analysis and synthesis, a structural and typological method), historical (the retrospective and comparative-historical analysis) and special methods of document science (methods of unification and standardization of documents).
Results. The author presented results of the comparative analysis of development of forms the census records of the Tobolsk diocese of XVIII - early XX centuries according to requirements of the legislation that allowed to judge evolution of the form of the considered sources. The special attention is paid to extent of realization of the legislative norms regulating rules of registration parish the census records in the Tobolsk diocese throughout XVIII - early XX centuries. It is found out that practice of clerical work in parish churches, being exposed to the regulating influence, it was constantly improved, supplemented with new elements.
Conclusions. The article concludes that the considered documents of audit in different churches practically don't differ from the audit in registration. Thus, the evolution of these documents was happening gradually and evenly in all territories of Tobolsk diocese.
Key words: census records of priests and clergymen and their families, Tobolsk diocese, parish churches, synodal period, document form, church office work.
Введение
По сравнению с другими видами учета населения материалы церковного учета являются наименее изученными [1], хотя, как заметил Б. Н. Миронов, последнему присуща такая особенность, как единообразность, что придает его данным однородность, а близость цифровых показателей ревизского и церковного учета свидетельствует об относительной достоверности данных тех и других [2]. Е. Н. Сухина изучала челябинские приходские ревизские сказки священно- и церковнослужителей в историко-лингвистическом аспекте и отнесла дела, содержащие эти документы, к материалам, связанным с устройством приходов [3]. И. А. Чернякова в работе «Ревизские сказки и исповедные ведомости - сравнительный анализ содержания с точки зрения достоверности и полноты информации» провела сравнительный анализ све-
дений ревизских сказок и исповедных росписей Карелии середины 1790-х гг., выявив наличие значительных расхождений в определении количества дворов в деревнях, возраста и имен прихожан [1]. В. Б. Лебедев утверждал, что данные ревизских сказок не всегда позволяют проследить динамику развития духовного сословия [4].
1. Законодательное закрепление формы ревизских сказок о священно- и церковнослужителях, их семьях
Начало составления ревизских сказок было положено указом Петра I от 22 января 1719 г., согласно которому «ради расположения армейских полков на крестьян всего государства» приказывалось брать со всех губерний сказки о дворцовых и прочих «государевых», патриарших, архиерейских, монастырских, церковных, помещиковых и вотчинниковых селах и деревнях, «без всякой утайки» о количестве в каждом населенном пункте крестьян, бобылей (одиноких бессемейных крестьян, не имеющих земельного надела), «задвор-ных» (людей сельского класса среди холопов, живущих хозяйством) и деловых людей (имеющих свою пашню) мужского пола с указанием имени и возраста, подписями старост и выборных людей этих вотчин [5]. Данное распоряжение дважды было подтверждено указами от 17 апреля 1719 г. [6] и 4 декабря 1719 г. [7]. Перечислять священников и дьяконов в «особливой» росписи было приказано 5 января 1720 г.; устанавливался срок в полгода [8]. Лиц духовного звания, которые находились без мест и в отставке, следовало включать в ревизские сказки с 4 апреля 1722 г. [9] и записывать в подушный оклад с 12 июня того же года [10]. Правительствующий сенат (далее - Сенат) велел 9 апреля 1744 г. зафиксировать отдельно в ревизии детей священно- и церковнослужителей, учащихся в семинариях и школах [11]. Многие духовные лица называли в ревизских сказках только крестьян, в чем верховная власть усмотрела «утайку людей и дворов». Петр I приказал 19 января 1720 г. подавать сказки «о церковных причетниках, их детях и свойственниках», присылать их губернаторам в губерниях, в провинциях - воеводам и, собрав их, отсылать к бригадиру Зотову. На исполнение указа давалось время до 20 июля 1720 г. [12]. Сенату стало известно, что в ревизские сказки о священно- и церковнослужителях вносятся не все лица, и он приказал 20 мая 1721 г. показывать «утаенных и прописных» людей под опасением лишения сана. Этот указ требовалось «особенно подтвердить» священникам и причетникам, у которых были вотчины, деревни и находились вотчинники в приходах [13].
Форма текста ревизских сказок была утверждена 1 марта 1744 г. [14]. Манифест о шестой ревизии от 18 мая 1811 г. установил новую форму ревизских сказок [15], которая сохранилась без серьезных изменений до 1858 г. В соответствии с манифестом о седьмой ревизии от 20 июня 1815 г. изготавливались формы сказок и доставлялись через Сенат в Святейший правительствующий синод (далее - Синод) [16]. Правила проведения ревизии в духовном ведомстве были утверждены указом Синода от 23 августа 1815 г. Синод посредством духовных правлений приказал архиереям составить ревизские сказки с «показанием» «наличных», выбывших, умерших и переведенных в другие места священно- и церковнослужителей, а также их детей («без про-
пуска»), причем последних следовало вносить только один раз в местах, куда они были переведены. Требовалось указывать количество приходов каждой церкви. В ревизской сказке записывали сначала штатных (как бывших во время шестой ревизии, так и поступивших после нее) церковнослужителей с их детьми обоего пола (с указанием места учебы), потом определенных в штат на время, в конце - не определенных в штат [17]. Ревизские сказки следовало составить в двух экземплярах, подписать всем членам причта, один экземпляр хранить в церкви, другой - в консистории в епархиальных городах, а в прочих городах и селах - в духовных правлениях. Сказки необходимо было занести в журнал, подтвердить «исправность и сообразность с формой», в конце документа подписать это свидетельство одному из присутствующих, сделать копии, оставить их в консисториях и духовных правлениях, подписать присутствующим и секретарю по листам, подлинные подписать только секретарю и доставить в ревизские комиссии в срок до 15 марта 1816 г., а в Тобольской и Иркутской епархии - до 15 августа того же года. Из копий сказок надлежало составить перечневые ведомости, подписать присутствующим, представить вместе с копиями сказок в Синод, чтобы они «с лучшим вероятием могли быть освидетельствованы». Сказки следовало переплести в духовных правлениях, а архиереям по форме шестой ревизии составить генеральные ведомости и представить в Синод [17].
Правила для производства восьмой народной переписи были высочайше утверждены 16 июня 1833 г. В восьмом параграфе второй главы «О состояниях людей, входящих в перепись и неподлежащих ей» предписывалось, что перепись священно- и церковнослужителей с женами и детьми обоего пола как лиц, не подлежащих общей народной переписи, должна производиться «хоть и в одинаковые с ней сроки и для одного только счета населения, но на основании особенных правил, изложенных в шестой главе свода законов о ревизии». Форма ревизских сказок осталась почти без изменений: в заголовке к документу добавили указание на составителя и определение сословного статуса людей, сведения о семьях теперь должны были отделяться горизонтальной чертой [18].
Синод 18 октября 1833 г. установил новые правила переписи духовных лиц. Следовало указывать год учреждения, количество и изменения комплектов церкви. Количество комплектов (или клиров) означает то, сколько священников и псаломщиков находилось на служении в церкви: один комплект (клир) - один священник и один псаломщик. «Клир» - это причт одного храма, священно- и церковнослужители. В начале документа надлежало перечислить штатных духовных лиц с женами и детьми обоего пола, потом добавленных после седьмой ревизии, поясняя, кто из них поступил в штат на вакантные прежние и на вновь учрежденные штатные места, следом писать заштатных. В число последних включались отдельной статьей уже отстраненные от места и еще не определенные на новые должности. Необходимо было указывать умерших, переведенных в другие церкви (с «показанием» епархии и должности), уволенных по желанию и исключенных «за пороки в гражданское ведомство», отосланных в военную службу и поступивших в монастыри [19]. Ревизские сказки требовалось изготовить при каждой церкви в трех экземплярах и подписать всем штатным членам причта, один эк-
земпляр оставить для хранения в церкви, другие два доставить в консисторию или духовное правление. «Неисправные» сказки возвращали на доработку, а на правильных член консистории или духовного правления подписывал «свидетельство о верности и исправности» в нижней части документа. Затем один экземпляр с подписью по листам передавали при реестре в ревизские комиссии. От духовных правлений требовалось составить со сказок перечневые ведомости, которые подписывал присутствующий, и доставить в консистории, где они затем хранились вместе со вторым экземпляром сказок. Духовные правления оставляли у себя списки с ведомостей. По указу от 18 октября 1833 г. Тобольской духовной консистории следовало представить сказки в комиссию до 1 августа 1834 г. Согласно 59 параграфу правил чиновники, назначенные для местной проверки переписи, обязывались производить ее посредством сравнения ревизских сказок с метрическими книгами, которые им должны были предоставлять священники в приходах или духовное начальство [19]. Таким образом, ревизские сказки о священно- и церковнослужителях были утверждены указом 5 января 1720 г., их форма, установленная 1 марта 1744 г., была изменена 18 мая 1811 г. и сохранилась в таком виде до последней ревизии 1858 г.
2. Практика ведения ревизских сказок о священно- и церковнослужителях, их семьях в церквях Тобольской епархии в XVIII - начале XX в.
В нашей работе используются данные ранее неизвестных ревизских сказок о священно- и церковнослужителях, их семьях, которые относятся к материалам церковного учета населения XVIII - начала XX в. В государственных архивах Тюменской области в г. Тобольске и Курганской области хранится небольшое количество ревизских сказок приходских церквей Тобольской епархии начиная с 1737 г., росписи во многих фондах церквей отсутствуют или сохранились не за все ревизии.
Ревизские сказки о священно- и церковнослужителях, их семьях тобольской Крестовоздвиженской церкви в 1795 г. (рис. 1) [20] составлялись от руки, согласно установленной форме в верхней части документа указывались реквизиты «наименование вида документа» и «заголовок к тексту»: «1795 года... дня Тобольской Епархии Тобольской губернии Города Тобольска приходской двуприходной Крестовоздвиженской церкви, находящиеся при ней в действительном служении священники: 1 й Никита Иванов Некрасов, 2 й Михаил Васильев Арефьев. Дьякон Иван Яковлев Распопов, по силе состоявшегося 1794 года июня 23 дня Ея Императорского Величества и в народ публикованного указа, дали сию сказку в Тобольскую Духовную Консисторию, как о себе самих и своем семействе, так и о состоящих при сей церкви в праздности священно церковнослужителях и их семействах обоего пола неизключая малолетних и престарелых с показанием сколько из числа написанных по последней 1782 года ревизии разными случаями убылых и после ревизии вновь рожденных и прибылых по самой истинной без всякой утайки, а буде кем впредь обличены явимся или по свидетельству найдемся, что кого-либо утаили, то повинны положенному по указам штрафу без всякого милосердия». Ревизская сказка оформлена в форме таблицы из семи граф. В пер-
вую графу «А именно при означенной Крестовоздвиженской церкви, писанные в прежнюю последнюю ревизию» записывали штатных духовных лиц и членов их семей (должность, имя, отчество, фамилия). Остальные шесть колонок отражали динамику семей священно- и церковнослужителей: возраст по последней ревизии, причина выбытия или поступления, возраст на момент настоящей ревизии. Потом перечисляли тех штатных членов причта, которые «ныне налицо по определениям Его Преосвященства поступившие... после 4 ревизии места». В конце документа приводились итоговые данные по каждой колонке: количество мужчин и женщин, числившихся по прошлой ревизии, выбывших и состоящих на момент составления документа с прибывшими. Сказку подписали члены причта: два священника и дьякон, например: «Священник Никита Некрасов» [21]. Аналогичные ревизские сказки были составлены в ревизию 1811 г. Документ подписали два священника, два дьячка и два пономаря следующим образом: «К сей сказке священник Тимофей Ситников подписал». Сказку проверили в Тобольской духовной консистории, о чем свидетельствует запись: «Сея сказка в присутствии Тобольской Консистории свидетельствована, оказалась верной. Ректор Архимандрит Филарет. В должности секретаря.» [22].
Рис. 1. Ревизские сказки о священно- и церковнослужителях, их семьях за 1795 г.
Ревизская сказка Васильевской церкви Курганского уезда за 1795 г. составлена аналогично сказке Тобольской Крестовоздвиженской церкви этого же года, подписана по листам в нижнем правом углу для защиты от фальсификации документа: «С подлинною читал подканцелярист», и указана его фамилия. Документ подписали члены причта следующим образом: «К сей сказке дьячек Афанасий Ярцов руку приложил» [23]. Ревизская сказка за 1811 г. уже отличается от документа Тобольской Крестовоздвиженской церкви тем, что учитывает только лиц мужского пола, а также формулировкой в верхней части документа: «Ревижская Сказка 1811 Года августа 10 дня Тобольской Губернии и епархии Курганского Ведомства о состоящих в Пков-ской Слободе при Васильевской дву-приходной церкви священно церковнослужителях» (рис. 2) [24].
Рис. 2. Ревизские сказки о священно- и церковнослужителях и их семьях за 1811 г.
Ревизская сказка Шишкинской Богородице-Казанской церкви с. Шиш-кинского Тобольского уезда 1795 г. по оформлению не отличается от ревизских сказок других церквей за этот год [25]. Документ ревизии 1811 г. оформлен так же, подписи выглядели следующим образом: «К сей сказке дьячек Григорий Зиборовский подписуюсь» [26]. Ревизская сказка за 1816 г. уже имела стандартную обложку, составлена по правилам 1815 г. [27].
После утверждения новых правил в 1815 г. ревизские сказки стали составлять по иной форме. На обложке указано следующее: «Форма Ревижская Сказка 1815 года. дня Тобольской епархии и губернии такого-то уезда, или города или села приходской, или приходной, или двуприходной, или терехъ-приходной такой-то церкви о состоящихъ священно- и церковнослужителях и их семействах с мужеска и женска пола». В некоторых ревизских сказках на обложке документ называли как «ревижской», так и «ревизской» сказкой. В верхней части документа указано по центру наименование вида документа:
«Ревизская сказка» и ниже заголовок к тексту «181_ года дня Тобольской
епархии и губернии Тарского уезда Викуловской слободы приходской трех клирной Троицкой церкви». На левой стороне разворота документа помещали сведения о лицах мужского пола, а на правой - женского. О мужчинах
размещалась следующая информация: «номер семьи», в графе «мужской пол» перечисляли священно- и церковнослужителей (должность, имя, отчество и фамилию вначале штатных, потом отставных и затем выбывших) и их детей, возраст в колонках «по последней ревизии состояли и после в оной прибыло» и в «ныне налицо» и между ними - дату в графе «из того числа выбыло». На правой стороне указывали «номер семьи», должность духовного лица, семейную связь, имя и отчество, с какого числа находится в отлучке и возраст женщин на момент заполнения таблицы. Составители формы ревизских сказок позаботились о том, чтобы духовные лица точно знали, какие данные вносить в таблицу, для чего под названием каждого столбца писали (слева направо) следующее: «№», «священно церковнослужители и их дети», «лета», «когда именно», «лета», «№», «священно церковнослужительские жены и дочери», «с которого времени», «лета». Под обеими таблицами записывали итоговые данные, например: «Итого мужского пола налицо 22», «Итого женского пола на лицо 32» [28]. Ревизская сказка за 1816 г. оформлена аналогично. Документ подписали члены причта после фразы «К сей ревизской сказке подписуемся». Подпись состояла из должности и имени на левой части, фамилии и слова «подписуюсь» - на правой [29]. Для составления ревизской сказки за 1834 г. уже использовали печатную форму (рис. 3). В верхней части документа по центру листа напечатано наименование вида документа: «РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА». Ниже показана дата в форме трафарета и название церкви от руки: «1834 года Генваря 19 дня, Тобольской Епархии и Губернии Города Тобольска приходской двукомплектной Крестовоздвиженской церкви». Слова «183», «года» и «дня» напечатаны. Названия колонок не изменились, были напечатаны, как и итоговые записи «Итого, пола на лицо». Однако итоговые записи писали от руки выше напечатанных, так как печатная фраза располагалась внизу страницы и после нее уже не вместились бы подписи. В подписи вместо слова «подписуюсь» стали использовать выражение «руку приложил». В конце документа до подписей располагалась следующая итоговая запись: «Всего в сей ревизской сказке заключается наличных душ мужеска пола восемь, и женска одиннадцать. Что в сей ревизской сказке все души к "15" числу Генваря 1851 года в наличности бывшие показаны и приписных нет. В том свидетельствуем» [30]. Ревизская сказка за 1851 г. имеет обложку, на которой от руки написано наименование вида документа и название церкви. Документ составлен как на обычных листах, так и на листах с печатной формой [31].
Ревизские сказки Васильевской церкви Курганского уезда за 1816 г. составлены также по правилам 1815 г. от руки. Подписи выглядели следующим образом: «К сей сказке пономарь Савка Стефанов». Документ проверен протоиереем, о чем имеется запись: «В верности и исправности сих сказок свидетельствую Протоиерей Никитин» [32]. В 1830-х гг. ревизские сказки оформлялись аналогичным образом. В конце документа расположена итоговая запись о количестве мужчин и женщин духовного ведомства в приходе. Документ подписан по листам: «Протоиерей Никитин» [33]. Ревизская сказка за 1854 г. оформлена на печатной форме. В конце документа имеется итоговая запись о количестве мужчин и женщин духовного ведомства, запись священника о верности данных, подписи членов причта, например: «Священник... руку приложил», заверяющая надпись протоиерея [34].
Рис. 3. Ревизские сказки о священно- и церковнослужителях и их семьях за 1834 г.
Ревизские сказки Тобольской Богородице-Введенской и приписной к ней Спасской церкви за 1816 и 1850 г. оформлены по установленным правилам от руки, в 1850 г. есть листы с печатной формой [35].
Ревизские сказки о священно- и церковнослужителях, их семьях Бело-горской Троицкой церкви за 1816 и 1833 г. имели одинаковое оформление, составлялись на двойном листе по размеру немного больше, чем А4. Эти документы имели титульный лист, оформлялись в виде таблицы. На обложке документа 1816 г. указан по центру реквизит «наименование вида документа», как в документе Троицкой церкви Викуловской слободы за 1815 г. В первой строке указывалась дата представления документа: «поданы генва-ря 28 дня 1816 года», во второй строке - реквизит «наименование вида документа», названия губернии, уезда, села, церкви и дата документа: «Ревизская сказка 1816 года генваря 28 дня Тобольской епархии губернии Березовского уезда Белогорского села ружной одноклирной Троицкой церкви». Третью и четвертую строки составляют столбцы с пояснениями: «№ семьи»; «мужской пол (священно церковнослужители и их дети)»; «по последней ревизии состояло и после оной прибыло»; «из того числа выбыло (когда именно)»;
«ныне на лицо (года)»; «№ семьи»; «женский пол (священно- и церковнослу-жительские жены и дочери)»; «современной отлучки (от которого времени)»; «ныне налицо» (года) [36].
Заключение
Ревизские сказки в каждую ревизию в разных церквях практически не отличаются в оформлении. Это означает, что эволюция этого вида документа происходила постепенно и равномерно на всей территории Тобольской епархии. В результате анализа ревизских сказок церквей Тобольской епархии XVIII - начала XX в. нами выяснено, что форма документов со временем изменялась. Законодательными актами устанавливалась обязанность причтов приходских церквей составлять эти документы согласно требованиям и своевременно представлять для проверки благочинным и отправки епархиальному начальству. При сравнении норм законодательных актов с приходскими ревизскими сказками Тобольской епархии выявлено, что структура документов, действительно, изменялась в зависимости от утверждения новых форм. Иногда это происходило с опозданием. Сказывался личный фактор - как духовные лица занимались работой с церковными документами - в некоторых церквях новые формы приживались не сразу, священно- и церковнослужители составляли их по своему усмотрению. Рассмотренные документы являются важнейшим источником для генеалогических исследований, изучения социальной демографии. Материалы церковного ревизского учета ученые привлекают для исследования истории народонаселения.
Библиографический список
1. Дитрих, И. И. Исповедные росписи и метрические книги как источники по исторической демографии г. Пскова / И. И. Дитрих. - иКЬ: e-lib.gasu.ru/konf/ шак/агЫу/2004-2/37.1Й (дата обращения: 08.02.2016).
2. Миронов, Б. Н. Исповедные ведомости - источник о численности и социальной структуре православного населения России XVIII - первой половины XIX в. / Б. Н. Миронов // Вспомогательные исторические дисциплины : в 33 т. - Л., 1989. -Т. 20. - С. 102-117.
3. Сухина, Е. Н. Документы Челябинского духовного правления второй половины XVIII века в историко-лингвистическом аспекте: по архивным материалам : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Сухина Е. Н. - Челябинск, 2006. - 26 с.
4. Лебедев, В. Б. Псковское духовенство во второй половине XVIII в. : дис. ... канд. ист. наук / Лебедев В. Б. - Псков, 2003. - С. 34.
5. Полное собрание законов Российской Империи (далее - ПСЗРИ). Собр. 1. Т. V. № 3287. С. 618, 619.
6. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. V. № 3355. С. 693, 694.
7. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. V. № 3460. С. 757-759.
8. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. VI. № 3481. С. 1.
9. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. VI. № 3932. С. 524.
10. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. VI. № 4035. С. 720.
11. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XII. № 8914. С. 75.
12. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. VI. № 3492. С. 119, 120.
13. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. VI. № 3787. С. 391-394.
14. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XII. № 8884. С. 31, 32.
15. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXXI. № 24 635. С. 651-653.
16. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXXIII. № 25 882. С. 207-213.
17. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXXIII. № 25 924. С. 264-266.
18. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. VIII. Отд. 1. № 6265. С. 344.
19. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. IX. Отд. 2. № 6500 а. С. 34-37.
20. Государственный архив в г. Тобольске (далее - ГАТ). Ф. 86. Оп. 1. Д. 26. Л. 1.
21. ГАТ. Ф. 86. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-3 об.
22. ГАТ. Ф. 86. Оп. 1. Д. 1. Л. 4, 5.
23. Государственный архив Курганской области (далее - ГАКО). Ф. 207. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-4 об.
24. ГАКО. Ф. 207. Оп. 1. Д. 1. Л. 5, 6 об.
25. ГАКО. Ф. 109. Оп. 1. Д. 2. Л. 92-92 об.
26. ГАКО. Ф. 109. Оп. 1. Д. 2. Л. 89-89 об.
27. ГАКО. Ф. 109. Оп. 1. Д. 2. Л. 90, 91 об.
28. ГАКО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 1. Л. 7-11.
29. ГАКО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 1. Л. 12-17.
30. ГАКО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 1. Л. 18-21 об.
31. ГАКО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 1. Л. 22-27.
32. ГАКО. Ф. 207. Оп. 1. Д. 1. Л. 7-12.
33. ГАКО. Ф. 207. Оп. 1. Д. 1. Л. 13 об.-16.
34. ГАКО. Ф. 207. Оп. 1. Д. 1. Л. 17 об.-20.
35. ГАТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-17.
36. ГАТ. Ф. 653. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-10.
References
1. Ditrikh I. I. Ispovednye rospisi i metricheskie knigi kak istochniki po istoricheskoy de-mografii g. Pskova [Confessional signatures and metric books as sources of historical demography in Pskov]. Available at: e-lib.gasu.ru/konf/mak/arhiv/2004-2/37.rtf (accessed February 08, 2016).
2. Mironov B. N. Vspomogatel'nye istoricheskie distsipliny: v 33 t. [Auxiliary historical subjects: in 33 volumes]. Leningrad, 1989, vol. 20, pp. 102-117.
3. Sukhina E. N. Dokumenty Chelyabinskogo dukhovnogo pravleniya vtoroy poloviny XVIII veka v istoriko-lingvisticheskom aspekte: po arkhivnym materialam: avtoref. dis. kand. filol. nauk [Documents of Chelyabinsk religious administration of the second hald of XVIII century in terms of history and linguistics: archival materials: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of philological sciences]. Chelyabinsk, 2006, 26 p.
4. Lebedev V. B. Pskovskoe dukhovenstvo vo vtoroy polovine XVIII v.: dis. kand. ist. nauk [Pskov clergy in the second half of XVIII century: dissertation to apply for the degree of the candidate of historical sciences]. Pskov, 2003, p. 34.
5. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy Imperii (dalee - PSZRI). Sobr. 1 [Ultimate collection of laws of the Russian Empire (hereinafter - PSZRI). Collection 1]. T. V. № 3287. S. 618, 619.
6. PSZRI. Sobr. 1. T. V. № 3355. S. 693, 694.
7. PSZRI. Sobr. 1. T. V. № 3460. S. 757-759.
8. PSZRI. Sobr. 1. T. VI. № 3481. S. 1.
9. PSZRI. Sobr. 1. T. VI. № 3932. S. 524.
10. PSZRI. Sobr. 1. T. VI. № 4035. S. 720.
11. PSZRI. Sobr. 1. T. XII. № 8914. S. 75.
12. PSZRI. Sobr. 1. T. VI. № 3492. S. 119, 120.
13. PSZRI. Sobr. 1. T. VI. № 3787. S. 391-394.
14. PSZRI. Sobr. 1. T. XII. № 8884. S. 31, 32.
15. PSZRI. Sobr. 1. T. XXXI. № 24 635. S. 651-653.
16. PSZRI. Sobr. 1. T. XXXIII. № 25 882. S. 207-213.
17. PSZRI. Sobr. 1. T. XXXIII. № 25 924. S. 264-266.
18. PSZRI. Sobr. 2. T. VIII. Otd. 1. № 6265. S. 344.
19. PSZRI. Sobr. 2. T. IX. Otd. 2. № 6500 a. S. 34-37.
20. Gosudarstvennyy arkhiv v g. Tobol'ske (dalee - GAT) [The State Archive of Tobolsk (hereinafter - GAT)]. F. 86. Op. 1. D. 26. L. 1.
21. GAT. F. 86. Op. 1. D. 1. L. 1-3 ob.
22. GAT. F. 86. Op. 1. D. 1. L. 4, 5.
23. Gosudarstvennyy arkhiv Kurganskoy oblasti (dalee - GAKO) [The State Archive of Kurgan region (hereinafter - GAKO)]. F. 207. Op. 1. D. 1. L. 1-4 ob.
24. GAKO. F. 207. Op. 1. D. 1. L. 5, 6 ob.
25. GAKO. F. 109. Op. 1. D. 2. L. 92-92 ob.
26. GAKO. F. 109. Op. 1. D. 2. L. 89-89 ob.
27. GAKO. F. 109. Op. 1. D. 2. L. 90, 91 ob.
28. GAKO. F. 86. Op. 1. D. 1. L. 7-11.
29. GAKO. F. 86. Op. 1. D. 1. L. 12-17.
30. GAKO. F. 86. Op. 1. D. 1. L. 18-21 ob.
31. GAKO. F. 86. Op. 1. D. 1. L. 22-27.
32. GAKO. F. 207. Op. 1. D. 1. L. 7-12.
33. GAKO. F. 207. Op. 1. D. 1. L. 13 ob.-16.
34. GAKO. F. 207. Op. 1. D. 1. L. 17 ob.-20.
35. GAT. F. 92. Op. 1. D. 4. L. 1-17.
36. GAT. F. 653. Op. 1. D. 3. L. 1-10.
Спичак Александра Владимировна
кандидат исторических наук, старший преподаватель, кафедра документоведения и всеобщей истории, Нижневартовский государственный университет (Россия, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 56)
E-mail: [email protected]
Spichak Aleksandra Vladimirovna Candidate of historical sciences, senior lecturer, sub-department of document science and general history, Nizhnevartovsk State University (56 Lenina street, Nizhnevartovsk, Tyumen region, Russia)
УДК 930.253 Спичак, А. В.
Ревизские сказки о священно- и церковнослужителях, их семьях в Тобольской епархии в XVIII - начале XX в.: эволюция формуляра /
А. В. Спичак // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2018. - № 1 (45). - С. 25-36. - Б01 10.21685/20723024-2018-1-3.