ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ XIX ВЕКА. РЕФОРМЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
EDUCATION SYSTEM EVOLUTION IN RUSSIA OF THE XIX CENTURY.
REFORMS AND THEIR IMPLICATIONS
УДК 93/94
Руль Д.В., бакалавр международных отношений, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия, г. Москва
Rul' D.V. [email protected]
Аннотация: Статья посвящена истории развития образования в России на протяжении XIX века. В ней освещены реформы в этой области в обозначенный период, проанализированы их причины, следствия, влияние на структуру образовательной системы, актуальность, действенность в российских реалиях. В статье рассматривается период значительного роста грамотности населения, массового создания университетов и всеобщих начальных и средних учебных заведений, влияние общей политической линии государства на систему просвещения.
Annotation: The article is devoted to the history of the development of education in Russia during the 19th century. It highlights reforms in this area in the indicated period, analyzes their causes, consequences, impact on the structure of the educational system, relevance, and effectiveness in Russian realities. The article discusses a period of significant population literacy growth, the massive creation of universities and universal primary and secondary educational institutions, and the influence of the general political line of the state on the education system.
Ключевые слова: Россия в XIX веке; Образование в России; Реформы образования; Университеты в Российской империи; История женского образования; Реформы просвещения; Система образования в XIX веке.
Key words: Russia in the 19th century; Education in Russia; Educational reforms; Universities in the Russian Empire; History of female education; Education reform; The education system in the XIX century.
XIX век - период бурного развития Российской империи. Растущая экономика, расширение буржуазных отношений, широкие внешнеэкономические и внешнеполитические связи, налаживание международной торговли, участие в деятельности наднациональных
организаций, промышленный переворот, внедрение новейших технологий в сельское хозяйство и производство, урбанизация, требующая развития транспорта, путей сообщения и связи - и это далеко не все, что происходит со страной на протяжении века её процветания. Новые реалии требуют нового типа людей. Все больше и больше страна нуждается не только в хороших крестьянах, но и в широком слое образованных специалистов и просто в грамотных людях. Только следуя таким правилам, можно было идти в ногу со временем.
К концу XVIII века (данные 1797 года) в стране насчитывался ничтожно малый процент грамотного населения - 9,2% в городской среде и всего лишь 2,7% в сельской местности. [4,с.17] При условии, что к началу XIX века лишь 4% населения империи проживало в городах, можно сделать неутешительный вывод. К тому же, грамотностью считалось всего лишь умение человека начертать собственную подпись, вместо, например, часто используемых крестиков. Такие люди, формально считаясь грамотными, зачастую не умели полноценно читать и писать.
Таким образом, к началу XIX века ситуация с образованностью населения была чрезвычайно удручающей. Количества грамотных людей, обученных специалистов в определенных областях катастрофически не хватало для того, чтобы страна продолжала развиваться в ногу со временем. Необходимы были срочные, действенные меры.
Цель данной статьи - проанализировать, учитывая максимальное количество факторов, реформы образования XIX века, чтобы предоставить читателям наиболее полную информацию о коснувшихся этой стороны жизни изменениях в стране. Также описать последствия каждой реформы и их результат в совокупности - то есть, состояние образовательной системы к концу XIX - началу XX века.
Нашей целью является широкий анализ реформ - выявление плюсов и минусов, определение того, насколько удачным и своевременным было то или иное решение, насколько грамотны были действия министров просвещения. Статья ставит своей целью также внесение Российской империи в международный контекст, и анализ ее системы образования по сравнению с ведущими мировыми державами того времени.
Актуальность такого исследования, как и любого исторического, заключается в возможном применении опыта в современных реалиях, в возможности не повторять ошибки прошлого. Также в обобщении знаний читателя об образовании в России XIX века, комплексном подходе к изучению проблематики.
Итак, начало XIX века. Проблема образования растущего населения -одна из самых острых на повестке дня. 12 марта 1801 года на престол восходит молодой император, внук Екатерины Великой Александр I. Первый период его правления - время многих удачных преобразований. Не зря позже Пушкин напишет свои знаменитые строки «Дней Александровых прекрасное начало...»
Реформы Александра затронут многие аспекты жизни страны и не обойдут стороной образовательную систему. Молодой император обратится к самым просвещенным кругам общества - дворянам, расположив их к себе своими либеральными преобразованиями и искренним желанием сделать Россию развитой европейской державой. В первые годы своего правления Александр создаст так называемый Негласный комитет -законосовещательный орган при императоре, состоящий из его приближенных дворян (граф Строганов, граф Кочубей и др). Задачами этого комитета станут предложения императору проектов реформ, в том числе в сфере просвещения.
Первый шаг - создание в 1802 году Министерства Просвещения и постановка ему цели - реорганизация и обновление всей образовательной системы страны. Через два года Министерство выпускает два указа: «Устав университетов Российский империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам». [2,с.493]
С 1804 года народное образование делится на четыре ступени:
• Приходские училища. Срок обучения - 1 год.
• Уездные училища. Срок обучения - 2 года.
• Гимназии. Срок обучения - 4 года.
• Университеты. Срок обучения - 3 года.
В этом же году вся страна делится на 6 округов: Московский, Петербургский, Виленский, Казанский, Харьковский, Дерптский (по числу университетов). Во главе каждого округа становится попечитель, осуществляющий от имени Министерства контроль над всеми учебными заведениями в своем ведомстве. [2,с.494]
Реформа самого начала XIX века стала прогрессивной, даже если рассматривать ее в европейском масштабе. Она давала возможность отныне всем слоям населения получить образование, научиться читать и писать, выучить счет. Однако самым важным пунктом была, конечно, бесплатность обучения на низших его ступенях. Основными принципами просвещения в России в 1804 году стали также бессословность учебных заведений и преемственность учебных программ.
Помимо этого, университетам была предоставлена значительная автономия. Это выражалось в выборных должностях ректора и профессоров, собственный суд и т.п. Также появились первые лицеи, самый известный из которых, Царскосельский, открылся в 1811 году.
Все это происходит потому, что во главе государства оказывается молодой и деятельный либерально направленный император, а также его приближенные, образованные дворяне, способные принять грамотные решения. Однако вторая половина царствования Александра не вносит в жизнь страны почти никаких изменений - после Отечественной Войны император уходит в себя, увлекается мистицизмом и почти отходит от государственных дел. В 1825 году он умирает, и, пройдя сквозь печально известное выступление декабристов, на престол восходит его младший брат Николай.
Николай I изначально не был воспитан для поста главы государства. Мальчик имел двоих старших братьев и готовился к военной службе, не надеясь занять престол. Однако случилось так, что волевой, жесткий Николай стал императором, а правление его началось с первого в истории Российской империи выступления дворян. Именно это событие, опасение Николая лишиться престола, попытки «свести на нет» революционные кружки и издания, стали основной черной его политики. Всё это в высшей степени отразилось и на системе образования.
В 1827 году новый император издает указ о запрете принимать в гимназии и университеты детей крепостных крестьян. В 1828 году - делит начальное и среднее образование на три ветви:
• Одноклассные приходские училища для детей низших сословий;
• Трёхклассные училища для детей мещан и купцов;
• Семиклассные гимназии для подготовки к поступлению в университет детей дворян и чиновников. [5,с.3]
В 1835 году издается новый Университетский устав, который значительно урезает дарованную Александром автономию университетов. Этот указ приводит к практически полицейскому надзору над профессорами и студентами.
Все это легко объяснить. Опасаясь новых выступлений, Николай ужесточает все сферы жизни страны, вводит жесткую цензуру и надзор за деятельностью граждан. Он продолжает развивать образование, но своим путем: к концу его правления в России насчитывается 20 кадетских корпусов по сравнению с пятью в начале века. [5,с.4] В 1832 году появляется Императорская военная академия, подготавливающая офицеров Генерального
штаба. В самом конце царствования Николая учреждаются Артиллерийская и Инженерная академии.
Таким образом, во время правления Николая I (1825-1855гг) система просвещения продолжает развиваться, но отныне носит замкнутый сословный характер. Открывается большое количество новых учебных заведений, в том числе и высших. В первую очередь это заведения для подготовки военных, инженеров и государственных служащих. В это время в России осуществляется промышленный переворот (30-40-е гг), для нужд времени открывается широкая сеть промышленно-технических заведений.
Николай I умирает в разгар Крымской войны. В 1855 году на престол восходит его сын Александр, прозванный впоследствии «Царем освободителем». Наступает эра великих преобразований. Поражение в Крымской войне бросает новые вызовы: становится понятно, насколько устарели многие промышленные и военные отрасли, как гнетет страну крепостное право и недостаток образованных людей в управлении. Александр II незамедлительно приступает к реформам, ставшим самыми масштабными либеральными преобразованиями за историю Российской империи. Система образования вновь подвергается серьезной реорганизации.
В 1863 году издается очередной Университетский устав. Он возвращает университетам отобранную Николаем автономию.
Годом позже издаются другие документы, касающиеся начального и среднего образования: «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах». Вновь вводится, еще в более широком смысле, чем раньше, доступное всесословное образование. [6,с.198]
Наряду с государственными появляются церковно-приходские, частные, воскресные и земские школы. Гимназии начинают делиться на реальные и классические, в которые также допускаются дети всех сословий.
Еще один важнейший шаг: появление высшего женского образования. В 1869 году создаются первые женские учебные заведения с университетскими программами, так называемые «Высшие женские курсы». [6,с.198]
Таким образом, наряду с важнейшим преобразованием - отменой крепостного права - Александр II реформирует систему образования, вновь делая ее всесословной и общедоступной, на этот раз еще больше расширяя границы: дети бывших крепостных могут попасть в гимназии и университеты, женщинам доступны университетские курсы. В Российской империи начинается резкий скачок грамотности населения, применяются различные формы обучения, открывается большое количество высших технических учебных заведений. Многие решения Александра становятся самыми
передовыми в мире, выставляя Россию на международной арене как просвещенного, развитого партнера по диалогу.
После насильственной смерти Александра II престол занимает его сын Александр III. Негодующий после убийства отца новый император приступает к отмене его реформ, начинается период, вошедший в историю под названием «времени контрреформ».
В 1887 году издается циркуляр «о кухаркиных детях», согласно которому в гимназии больше не принимались дети низших сословий. Святейший Синод получает власть над всеми начальными школами.
1884 год - новый Университетский устав, который в очередной раз отбирает у университетов автономию и возможность самоуправления в студенческой среде. Одновременно с этим прекращается высшее женское образование и значительно возрастает плата за обучение в университетах, за счет чего повышается имущественный ценз при поступлении.
Ужесточение цензуры касается всех высших учебных заведений: издаваемых студентами газет, публикаций преподавателей, профессоров и т.д.
Александр III умирает в 1894 году. Печально известный Николай II вступает на престол, чтобы войти с Российской империей в новый, XX век. Он успевает немногое до 1900 года, однако его курс становится понятен уже в первые годы. Необычайными темпами начинает расти высшее женское образование, задушенное при Александре III. Расходы на народное образование резко увеличиваются в 8 раз по сравнению с эпохой контрреформ, открываются новые учебные заведения, растет грамотность, возможность получить высшее образование вновь становится реальной для представителей всех сословий.
Таким образом, даже невооруженным взглядом видно, что реформирование системы образования в Российской империи на протяжении XIX века имело цикличный, волнообразный характер. По этой причине была нарушена целостность преобразований, не удалось достигнуть в полной мере ожидаемых результатов. Однако в XX век Россия ворвалась одной из самых развитых мировых держав. Высшее образование при Николае II считалось одним из самых качественных, с 1894 по 1917 год число вузов выросло с 48 до 118. Предвиделся мощный рывок науки: в высших технических заведениях России учились в два раза больше студентов, чем в вузах Германии, Франции, Австро-Венгрии. [5,с.9]
Благодаря платформе, созданной в XIX веке, к 1914 году на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось 59 человек. Однако в Европе эти цифры были выше (152 в Великобритании, 175 в Германии, 213 в
США) [5,с.9], что означало лишь одно: образование хоть и было качественным, все еще не было абсолютно всесословным и общедоступным. В деревнях большинство населения оставалось неграмотным, с этой проблемой в будущем столкнется и Советское руководство.
Несмотря на рост затрат в сфере образования, по сравнению с ведущими европейскими державами они все еще были невероятно малы. Николай Ерофеев приводит следующие данные: к 1914 году в России такие затраты из бюджета составляли 21 копейку на человека, в то время как во Франции - 2 рубля 11 копеек, в Германии - 1 рубль 89 копеек. [9,с.65]. Однако эти данные оспариваются Питиримом Сорокиным, который утверждает, что 21 копейка -слишком заниженная сумма, хоть и не спорит с тем, что затраты были значительно меньше, чем во Франции и Германии.
XIX век заложил основы для всеобщего просвещения в России, в каком-то смысле стал первым шагом к современной системе, в которой образование может получить любой желающий, независимо от пола, возраста и статуса своей семьи. Образованность населения - один из важнейших пунктов в оценке развития страны на рубеже XIX - XX веков. И, хоть Российской империи не удалось обогнать ведущие державы, все же в этой сфере было проведено немало грамотных реформ, большинство решений было принято с целью сделать страну сильной и процветающей.
Использованные источники:
1. Остапенко Р. А. Школьное просвещение среди адыгов как форма миссионерской деятельности православной церкви (1898—1903 годы) // Культурная жизнь Юга России. № 3 (41). — Краснодар, 2009. С.103-105.
2. Отечественная история. Энциклопедия / Главный редактор: В. Л. Янин. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — Т. 1. — С. 492—496. — 688 с. — ISBN 5-85270-049-5.
3. Иванов А. Е. Высшая школа Российской империи начала XX века // Вестник Российской Академии наук. — 1997. — Т. 67. — С. 265— 274.
4. Прахт Д. В. Тобольская духовная семинария в контексте реформ среднего духовного образования в XIX — начале XX вв. // : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Прахт Дмитрий Викторович; [Место защиты: Алт. гос. ун-т]. — Барнаул, 2013. — 24 с
5. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ, 2010.
6. Пыхалов И.В. Образование в Российской империи: факты и мифы. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2011. — C. 196—200.
7. Пахомов М. В комиссию о учреждении народных училищ, от находящегося при Обществе благородных и Училищ мещанских девиц надзирателя Матвея Пахомова, с 27-го ноября по 3-е декабря сего 1783 года, известие / Сообщ. И. Ф. Горбунов // Русская старина, 1878. — Т. 23. — № 10. — С. 316—318. — Под загл.: Смольный монастырь в 1783 г.
8. Ковалевская Н. Воспоминания старой институтки // Русская старина, 1898. — Т. 95. — № 9. — С. 611—628.
9. Николай Ерофеев «Уровень жизни населения в России в конце XIX — начале XX века» // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2003. № 1. — С.55 — 70.
Used sources:
1. Ostapenko R. A. School education among Circassians as a form of missionary activity of the Orthodox Church (1898-1903) // Cultural life of the South of Russia. No. 3 (41). - Krasnodar, 2009.S. 103-105.
2. Domestic history. Encyclopedia / Editor-in-chief: V. L. Yanin. - M .: Big Russian Encyclopedia, 1994. - T. 1. - S. 492-496. - 688 p. - ISBN 5-85270-0495.
3. Ivanov A. E. Higher school of the Russian Empire at the beginning of the XX century // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. - 1997. - T. 67. - S. 265—274.
4. Prach D. V. The Tobolsk Theological Seminary in the context of reforms of secondary spiritual education in the 19th - early 20th centuries. //: abstract of thesis. ... candidate of historical sciences: 07.00.02 / Praht Dmitry Viktorovich; [Place of protection: Alt. state un-t]. - Barnaul, 2013 .-- 24 s
5. Saprykin D. L. Educational potential of the Russian Empire. M .: IIET, 2010.
6. Pykhalov I.V. Education in the Russian Empire: facts and myths. // Society. Wednesday. Development (Terra Humana). - 2011. - C. 196-200.
7. Pakhomov M. To the commission on the establishment of public schools, from the supervisor Matvey Pakhomov, who is with the Society of Noble and Schools of bourgeois maidens, from November 27 to December 3 of this 1783, news / Communication. I.F. Gorbunov // Russian Antiquity, 1878. - V. 23. -No. 10. - P. 316-318. - Under the title: Smolny Monastery in 1783
8. Kovalevskaya N. Memoirs of the old institute // Russian antiquity, 1898. - T. 95. - No. 9. - S. 611-628.
9. Nikolai Erofeev, "The standard of living of the population in Russia at the end of the XIX - beginning of the XX century" // Bulletin of Moscow University. Series 8. History. 2003. No. 1. - P.55 - 70.