Научная статья на тему 'Эволюция наук о биосе: междисциплинарный диалог'

Эволюция наук о биосе: междисциплинарный диалог Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАНОНАУКА / НАУКИ О ЖИВЫХ СИСТЕМАХ / НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яскевич Ядвига

Раскрывается эволюция наук о живых системах в формировании научной картины мира. Утверждается, что науки о биосе играют роль лидера естествознания, дающего мощный импульс для гуманизации научных исследований в различных областях современных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция наук о биосе: междисциплинарный диалог»

Эволюция наук о биосе:

междисциплинарный диалог

Резюме. Раскрывается эволюция наук о живых системах в формировании научной картины мира. Утверждается, что науки о биосе играют роль лидера естествознания, дающего мощный импульс для гуманизации научных исследований в различных областях современных знаний.

Ключевые слова: гуманитарная экспертиза, междисциплинарные исследования, нано-наука, науки о живых системах, научная картина мира, трансдисциплинарность, экология.

Развитие наук о биосе демонстрирует антропологический поворот, формируя новый тип глобальной методологической рефлексии, связанной с включением в ее арсенал идеалов гуманизма, плюрализма и холистического (синергетического) подхода к человеку. В ткань постнеклассического знания входят непривычные для классической научной рациональности идеалы блага человека и человечества, морали и добра, долга и ответственности ученых при исследовании человекоразмерных объектов.

Науки о живом на современном этапе цивили-зационного развития начинают доминировать в поиске мировоззренческих и ценностных приоритетов, построении футурологических проектов и «проигрывании» возможных сценариев внедрения научных результатов в реальный технологический процесс и практику, приобретая статус лидера естествознания XXI века. Методологические принципы, концептуальные подходы, способы объяснения, сформированные в процессе эволюции биологии, медицины, экологии, биоэтики, философской антропологии и других наук о живых, открытых, уникальных системах, оказывают радикальное воздействие на современную физику, астрономию, электронику, фотонику, нанонауки, приводя к возникновению новых направлений, и самое главное -к изменению научно-исследовательских стратегий, обогащению их гуманистическими и нравственно-аксиологическими измерениями.

В результате таких процессов формируется новая трансдисциплинарно-синергетическая, ноосферная, «человекоразмерная» картина мира. Она синтезирует в себе наиболее прогрессивные

Ядвига Яскевич,

директор Института

социально-

гуманитарного

образования

Белорусского

государственного

экономического

университета,

доктор философских

наук, профессор

модели и принципы его объяснения, представления о нем, складывающиеся в концептуальном поле различных дисциплин, формируя при этом обновленный мировоззренческо-методологический ракурс организации научного поиска в конкретных областях исследования и, соответственно, видения их предмета в единстве с гуманистическими ценностями [1]. Такую картину мира нельзя создать и постичь, не поместив в нее живое, сознательное и чувствующее существо, которое понимает эти закономерности, резонансно реагирует на необратимые процессы, происходящие в Космосе, на Земле, в отдельной исследовательской лаборатории. Картина мира должна быть написана «животворящими» красками, оживляющими холодный рациональный взгляд физика и химика, медика и биолога, политика и правоведа, принимающих решения, лишенные человеческого измерения, нравственных ориентиров и принципов «межпоко-ленческой этики». О такой этике на XXIII Всемирном философском конгрессе (август 2013 г., Афины) говорил японский философ Кеихи Ное. Согласно ей, «что бы мы ни решали, мы должны всесторонне предусмотреть влияние нашего решения на будущие семь поколений». В этом заключен великий смысл этической ответственности человека.

Каков путь эволюции наук о живых системах к нравственным ориентирам и междисциплинар-ности? Этот путь, прежде всего, проходит через разработку концепции ноосферы, идей нелинейной, «сильно неравновесной» термодинамики (школа И. Пригожина), синергетики, современной космологии, развитие системных и кибернетических подходов, идей глобального эволюционизма, «антропного космологического принципа», формирования междисциплинарных направлений и исследования саморазвивающихся систем.

Антропологический поворот в науках о живых системах четко наблюдается в концепции ноосферы В.И. Вернадского, основанной на идее целостности человека и космоса, а также целостности современной науки, в которой стираются грани между ее отдельными областями и происходит специализация скорее по проблемам, чем по отдельным дисциплинам. Вернадский отмечал, что «XX век вносит со все увеличивающейся интенсивностью уже коренные изменения в миропонимание нового времени», что это период активной перестройки нашего научного миропонимания, нас самих и окружающего, в искании смысла бытия. Эти процессы, связанные с революционными преобразованиями и открытиями в физике, химии, астрономии, меняют не только наши представления о материи, энергии, пространстве и времени, но означают и особый перелом, скачок научного творчества и в другой области - «понимании положения человека в научно создаваемом строе мира» [2].

Последующее развитие учения о биологической эволюции и ноосфере, неравновесной термодинамики и синергетики способствовали возро-

В мире науки

ждению в 1960-1970-е гг. принципа глобального или универсального эволюционизма, посредством которого описываются закономерности эволюционного процесса - в неживой природе, живом веществе и обществе. Язык глобального эволюционизма позволяет «нарисовать» целостную, непротиворечивую картину мира. Но самое главное, через разработку данного принципа, являющегося стержневой, фундаментальной, общей «конструкцией», происходит включение человека с его нравственными и аксиологическими ценностями в эволюцию мирового процесса, что детерминирует глубокую мировоззренческую переоценку роли, места и сути науки, логических и моральных идеалов ее аргументации в построении картины мира. «В современной культуре все более отчетливо формируются контуры нового взгляда на мир, в становление которого вносит существенный вклад научная картина мира. Этот взгляд предполагает идею взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, составляющими единое целостное образование» [1]. Дальнейшее развитие человеческой цивилизации представляется с этих позиций как коэволюция человека и биосферы, не подчинение одного другому, а гармоничный процесс совместного развития.

В формировании современной картины мира особенно важно учитывать междисциплинарный потенциал наук о живом: экологии, биофилософии, биополитики, биоэтики. Предпосылкой синтеза знаний выступили взаимодействия отдельных наук, четко заявившие о себе во второй половине XX века, но корнями уходившие еще в период завершения классической науки, когда возникли первые «стыковые» отрасли (например, физическая химия). Междисциплинарные исследования, как способ организации исследовательской деятельности, предусматривают взаимодействие в изучении одного и того же класса объектов и систем представителей различных дисциплин. Более того, в научном знании формируются трансдисциплинарные стратегии, обеспечивающие такую инновационную систему организации научных знаний, которая не ограничивается лишь междисциплинарными связями, а выходит на необходимость привлечения социальных ценностей и регулятивов при гуманитарной экспертизе современных научных проектов, их соотнесении как с внутринаучными идеалами, нормами и ценностями, так и с социально-гуманистическими приоритетами и установками. В этом смысл трансдисциплинарной науки, выходящей не только за рамки отдельных дисциплин, но и дисциплинарной науки вообще в широкую общественную среду [3].

В контексте бурного развития наук о живых системах начинают формироваться экологические и биоэтические движения, на основе которых происходит становление таких междисциплинарных направлений, как экология, биофилософия, биополитика, биоэтика.

В последние годы особую актуальность приобретает прикладная экология с различными направлениями и методами исследований (промышленная, медицинская и т.д.). Активно развивается антропоэкология, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся динамической средой обитания. В связи с интенсивными процессами урбанизации и миграцией населения в города получила развитие и такая научная дисциплина как экология города, призванная исследовать закономерности взаимосвязи человека с городской средой. Не меньшее значение приобрели исследования в области экологии культуры. Все эти проекты ориентируют современного человека на сотрудничество с природой, исключая любые агрессивные формы социоприродного взаимодействия.

Особенно заметное влияние на формирование научной картины мира оказывает сообщение биологического и социогуманитарного знаний, которое обнаруживает себя в становлении новых междисциплинарных направлений. Это касается, прежде всего, биофилософии, раскрывающей проблемы Универсума через призму феномена жизни, биополитики, предназначенной для характеристики биологических подходов, методов и данных в политологических исследованиях; выяснения эволюционно-биологических корней человеческого общества и государственности; исследования биологических основ и ограничения поведения индивидов и групп в политически важных ситуациях (бунт, уличные шествия, избирательные кампании и др.); изучения влияния соматических факторов на политическое поведение людей (голод, пол, алкоголь, наркотики, невербальная коммуникация и др.). Такая интерпретация биоса вносит в научную картину мира систему этических принципов, основанных на признании абсолютной ценности всех уникальных форм жизни на Земле.

Весьма актуальные проблемы трансплантации, эвтаназии, биомедицинских экспериментов, проводимых на людях и животных, внедрение в практику новых медицинских технологий, необходимость морально-этического и правового регулирования возникающих в процессе биомедицинских исследований коллизий послужили своеобразным социальным заказом по отношению к становлению биоэтики [4].

Свою «лепту» в этическое обоснование концептуальной модели современной научной картины мира, необходимости контроля за внедрением результатов в сферу живого в XXI столетии вносят нанонаука и нанотехнологии [5]. Экономический эффект и вместе с тем влияние нанотехнологий на основные социальные сферы представляется фантастическим. Как наукоемкая отрасль производства, нанотехнологии требуют малого количества затрат энергии, материалов, производственных и складских помещений. По отношению к объемным материалам того же химиче-

ского состава наноматериалы демонстрируют многие кардинально отличные свойства, что обусловлено эффектами многократного увеличения доли поверхности нанозерен и нанокластеров (до сотен квадратных метров на грамм). С этими закономерностями связаны новые свойства многих конструкционных и неорганических материалов. Нанотехника - машины, механизмы, приборы, устройства, созданные с использованием новых свойств и функциональных возможностей систем, при переходе к наномасштабам обладают ранее недостижимыми массогабаритными и энергетическими показателями, технико-экономическими параметрами и функциональными возможностями [6].

Чрезвычайно актуальны проблема разработки механизмов взаимосвязи и взаимоадаптации природных и создающихся человеком искусственных наносистем в биомедицине и генетике, обоснование гуманистических стратегий их безопасного использования. Лежащий в основе современного производства специфический, отраслевой характер современных технологий - одна из причин противоречий, возникающих между антропогенной техносферой и природной средой. Между тем отраслевые технологии представляют собой модели тех или иных отдельно взятых природных процессов, воспроизведенных в искусственных условиях с целью получения определенных продуктов. При этом важно иметь в виду, что отраслевые технологии избирательно воспроизводят только те компоненты природных процессов, которые непосредственно необходимы для получения соответствующих продуктов. Другие же составляющие, которые обеспечивают взаимодействие природных явлений и техносферы, гармоничность и сбалансированность природной и искусственно созданной систем, в целом игнорируются. В результате техногенные механизмы приводят к нарушению экологического равновесия и оказывают разрушительное воздействие на природную среду. Беспрецедентное развитие современного производства усиливает это воздействие, а характер возникающих последствий приобретает угрожающие масштабы. Это свидетельствует о необходимости создания новой, гармонизированной с природной средой техносферы, воспроизведения объектов и явлений живой природы в объектах техники и технологических процессов. Такая задача может быть решена на базе кооперации экономики, политики, методологий нано-, био-, информационных технологий с подходами и методами когнитивных наук и технологий, что открывает возможности адекватного воспроизведения систем и процессов живой природы, формирования инновационной техносферы как органической ее части.

В числе важнейших трендов современной науки - приоритетные исследования нанообъек-тов искусственного и природного происхождения. Далеко не эволюционные, а революционные прорывы нанонауки требуют объединения усилий профессионалов высокого класса для того, чтобы физики и химики, биологи и геологи, специали-

сты нанодиагностики и разработчики аппаратуры в процессе исследования нанообъектов в своем междисциплинарном диалоге нащупывали новые подходы к созданию инновационных материалов, аналогичных природным.

В контексте рождения новой науки геномики, расшифровки генома человека, возникновения геномных технологий проанализированы мировые достижения в области синтеза искусственных генов, хромосом и геномов, синтетических клеток, обсуждаются перспективы повышения эффективности терапии генома человека и обеспечения безопасности биомедицинских технологий. В связи с тем, что терапия генома человека представляет собой изменение естественной природы и преобразование уже заложенной в нем генетической программы организма, возникают серьезные проблемы и опасности, имеющие этический характер. Задача гуманитарной экспертизы заключается в выявлении и оценке как позитивных эффектов новых технологий, так и возможных негативных последствий их применения [7].

Таким образом, эволюция наук о живых системах детерминирует формирование целостной трансдисциплинарно-синергетической картины мира, включающей в себя субъекта, ответственного за судьбы человечества. Науки о биосе должны быть обращены не только на изучение экономического эффекта от использования био-, нано- и иных технологий, но и направлены на отслеживание их возможного побочного влияния на организм и окружающую среду, необходимость этической экспертизы проводимых междисциплинарных исследований и использования инновационных технологий, чтобы не потерять контроль над последствиями своей деятельности. Сегодня науки о живых системах, которые в ходе эволюции разработали сложные механизмы реагирования на внешнюю среду, дают мощный импульс для создания уникальной научной картины мира, гуманизации и аксиологизации научных исследований в сфере искусственного интеллекта, био-, нано- и информационных технологий, получения наноматериалов, аналогичных естественно-природным живым организмам, настоятельно требуя реальной междисциплинарно-сти и «проигрывания» сценариев использования и внедрения полученных результатов с точки зрения гуманитарной и этической экспертизы.

Онлайн-версия статьи: http://innosfera.org/2014/01/bios Литература

1. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000. С. 669, 676.

2. Вернадский В.А. Размышления натуралиста. - М., 1977. С. 24

3. Горохов В.Г. Междисциплинарные исследования научно-технического развития и инновационная политика // Вопросы философии. 2006, №4. С. 80-96.

4. Яскевич Я.С. Философия и методология науки. - Мн., 2007. С. 348.

5. Yadviga Yaskevich. Humanistic priorities of nanotechnoiogies and nanoethics // XXIII World Congress of Philosophy. Athens, 04-10 August 2013. P. 789.

6. Концепция развития и освоения нанотехнологий и наноматериалов в Республике Беларусь . - Электронный ресурс: http://www.bsuir.by/im/12J00229J_68697.pdf.

7. Юдин Б.Г. Человек как объект технологических воздействий // Человек. 2011, №3. С. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.