ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Сидорина Татьяна Владимировна
профессор Сибирского института управления кафедра управления персоналом г. Новосибирск E-mail: [email protected]
J ^
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА В ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Л_____________________________________________г
Аннотация. Автор рассматривает раздел интегративной психологии и раскрывает этапы формирования ее понятийного аппарата, выявляет принципы и особенности системности ее содержания.
Ключевые слова: интегративная психология, принцип, методология, психическое пространство, системность.
В теории систем У. Р Эшби сформулировал принцип необходимого разнообразия [14]. На языке кибернетики он выглядит так,- сложная система с регулированием вариаций имеет стабильно высокий выход тогда и только тогда, когда разнообразие управляющей системы не ниже разнообразия управляемого объекта. То есть, раскрытие горизонта представлений о предмете исследования происходит только тогда, когда появляется адекватный сложности этого предмета особый инструмент исследования. Принцип требует, чтобы «разнообразие» исследователя было не ниже «разнообразия предмета исследования». Для создания системы, способной справиться с решением проблемы, обладающей известным разнообразием, необходимо, чтобы эта система имела большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы. Так, в свое время, сторонник дарвинизма
Э. Хеккель считал, что живая клетка - это «простой пузырек, заполненный желе». Однако развитие теоретико-практического аппарата исследований сегодня не оставляет сомнений в галактической сложности ее строения. Различие этих концепций - в различии инструментов исследования: если им является простенький микроскоп, то клетка - примитивный пузырек, а если сложнейшая аппаратура, то та же клетка -неповторимая уникальность, понять которую можно на уровне, соответствующем современному развитию человечества.
Разнообразие сложной информационной системы требует ее анализа и понимания адекватным, многомерным инструментом, имеющим подобный уровень сложности. Поэтому представляется возможным предположить системную основу интегративной психологии (ИП), исходя из анализа
принципов объяснения ее методологии и принципов построения систем.
Методология интегративного подхода в психосоциальной работе базируется на принципах целостности, генетичности, обусловленности, позитивности, потенциальности, многомерности истины, являющихся направлением профессионального мышления, философской и психологической тенденцией, имеющей практическое применение (В. В. Козлов) [5].
Методология системного подхода, позволяющая анализировать и моделировать системы, имеет свой комплекс принципов. Одновременный их анализ позволяет провести нить определенной взаимосвязи.
Первый признак системы,-целеполагания и целеосуществления,- гласит: система имеет цель. Этот признак диктует действия, связанные с выявлением и моделированием начальных ступеней процесса.
Главный смысл принципа позитивности в том, что сонастроенность человека с положительными состояниями обеспечивает его высокой степенью энергии, доступом к творческим ресурсам, эффективными навыками саморегуляции, проявления в социуме. Принцип позитивности подразумевает центрирование специалиста и клиента на положительном опыте, их совместную целеустремленность. Поэтому первыми шагами в психосоциальной работе является нахождение позитивных смыслов в проблемном состоянии. Заданный новый ракурс позволяет клиенту, может быть впервые, получить возможность увидеть то, что с ним происходит, в ином свете.
Второй признак системы предопределяет, что система состоит из элементов. За элемент принимается наименьшая единица именно этой системы, имеющая предел делимости в ее границах системы.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
3
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Принцип обусловленности ИП. Психическое пространство представляет собой систему взаимосвязанных пространственно-временных сознательных и бессознательных структур (гештальтов, целостностей психической реальности, систем конденсированного опыта и т.п.), между которыми существует энергоинформационное взаимодействие внутри психики. Принцип обусловленности подразумевает существование не только линейных причинно-следственных отношений «здравого смысла», но и каузальных взаимосвязей как внутри психики, так и между событиями внутреннего и внешнего мира. Элементы системы представлены, их выявление может быть детализировано.
Третий признак системы диктует, что элементы системы взаимодействуют. Способом связи элементов системы является ее структура.
Генетический принцип или принцип развития выражается в том, что человеческая психика имеет множество потенциальных направлений своего развития. То есть структур. Эти направления определяются в критических точках - точках бифуркации, где система делает выбор в отношении пути своего дальнейшего развития. В точке бифуркации система находится в состоянии временной нестабильности и чрезвычайно чувствительна даже к незначительным внешним воздействиям. Это состояние системы соответствует начальным этапам кризиса, когда на фоне нарастающей нестабильности происходит мобилизация психических и физических ресурсов и активный поиск новых путей развития. Каждый этап является причиной разновидности развития состояния и их взаимосвязей.
Четвертый признак системы - система иерар-хична. Это означает, что элемент системы сам является системой, а рассматриваемая система,- элементом, но системы более высокого порядка.
Принцип потенциальности ИП. В психосоциальной работе потенциальность может раскрываться в узнавании о различных составляющих своей личности, структуры, качеств, свойств, способностей и т.д.; в раскрытии перспектив развития своего материального, социального и духовного Эго; в отождествлении или разотождествлении со значимыми фрагментами или качествами своего Эго и т.д. То есть речь идет об определенных уровнях микро- и макромоделирования состояния индивида.
Пятый признак системы характеризуется тем, что система имеет субординацию, которая определяется как подчиненность и соподчиненность элементов и их блоков и указывающая на особое место каждого из них в системе.
Принцип соотнесенности подразумевает соответствие характера и интенсивности воздействия психотехнологий уровню зрелости пациента и степени сен-зитивности его психики. Налицо субординационный признак системы, предопределяющий однозначность направлений действий.
Шестой признак системы состоит в том, что система взаимодействует с внешней средой. Этой средой являются внешние условия, отношения с индивидами, учреждениями и т.д. Важное следствие из этого признака заключается в том, что если взаимосвязь элементов системы с внешней средой сильнее, чем взаимосвязь между элементами системы и внешней средой, то система имеет тенденцию распада.
Принцип многомерности истины. Осознание относительности и в то же время истинности любого понимания психического освобождает специалиста от догм и приближает его к точке мудрости, к состоянию Рав-ностности.
Истина многомерна, и внутренняя и внешняя по отношению к индивиду. Для индивида в данном случае будет характерно то, что отсутствие должного внимания к своему внутреннему миру, преобладание интересов внешнего плана чреваты установленным зацикливанием и потерей определенной гармоничности, равностности.
Седьмой признак системы - система имеет определенный уровень целостности, характеризующий единую цель системы, полноту состава элементов и согласованность их функций, ведущую роль целого, внутренние обратные связи, относительную отгра-ниченность от внешней среды. В результате чего система начинает обладать своим неповторимым интегративным результатом (Ю. А. Конаржевский) [6], являющимся характеристикой взаимодействия элементов системы и отсутствующим у каждого элемента в отдельности.
Принцип целостности ИП подразумевает понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации.
Характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее методологии и метода. Не беря во внимание содержательную часть методологии, включающую изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования, сконцентрируемся на формальной части методологии, связанной с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.
Анализ познания как специфической деятельности со своими особыми формами внутренней организации по И. Канту и диалектика Г. Гегеля позволяют приблизиться к понятию методологии как учению о структуре, логической организации исследования, как алгоритму поиска цели, набору принципов, средств и методов. Методология понимается как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической дея-
4
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
тельности, а также учение об этой системе, учение о научном методе вообще.
Базой появления методов являются принципы науки. Так, среди общих методов психологии это принципы: отражения (раскрытие понимания сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека), детерминизма (объяснение причин развития психики), активности (научная ориентация исследователя при изучении психических явлений, позволяющая учитывать, что различные обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно и целенаправленно, а не только зеркально), развития (раскрытие истоков человеческой психики, как динамического феномена), взаимосвязи и единства (выделение двух граней проявления психического - субъективного и объективного), системного подхода (понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентирующих исследователя на осознание психики как целостного интегрального явления), относительной самостоятельности (указание на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как физиологических основ, так и закономерностей формирования, функционирования и развития), личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей (изучение психики с учетом совокупности личностных и групповых особенностей людей, их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учетом психотипических и индивидуально-психологических особенностей), единства (ориентир исследователя на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности).
Принципами интегративной психологии являются принципы целостности (понимание психики как сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации), развития (понимание того, что развитие человеческой психики имеет множество потенциальных направлений), обусловленности (представление пространства как систему взаимосвязанных ситуативно-временных сознательных и бессознательных структур,- гештальтов, целостностей психической реальности, систем конденсированного опыта и т.п.,- между которыми существует энергоинформационное взаимодействие внутри психики), позитивности (понимание центрирования специалиста и пациента на положительном опыте), соотнесенности (понимание соответствия характера и интенсивности воздействия психотехнологий уровню зрелости пациента и степени сензитивно-сти его психики), потенциальности (внимание национальной ментальности), многомерности истины (ситуативность понимания любой теории, концепции, терапевтического мифа, учения, идей, житей-
ского суждения о психической реальности для конкретного времени и условий пациента).
В основе применения методов также лежат определенные принципы, которые должны быть адекватны целям исследования и воздействия, возрасту, полу, образованию, состоянию, культурной и социальной идентичности клиента, условиям использования диагностических и психотехнических компонентов деятельности; безопасны не только для физического, психологического здоровья клиента, но и для его витальности, материальной, социальной, экзистенци-онально-духовной идентичности, быть апробированными в социальной нише клиента и соответствовать требованиям научности и обоснованности.
Со времен Ф. Бэкона методология понимается как система методов. Р. Декарт сформулировал проблему познания как проблему отношения субъекта и объекта, впервые поставил вопрос о специфичности мышления, его несводимости к простому и непосредственному отражению реальности. Было положено начало специальному и систематическому обсуждению процесса познания, то есть вопроса о том, как достижимо истинное знание - на каких интеллектуальных основаниях, с помощью каких методов рассуждения.
В целом, философы отмечают, что метод не существует в объективной действительности сам по себе, он результат творческой деятельности человека, он создается человеком и представляет собой совокупность правил, требований, сформулированных на основе знания действительности, закономерностей ее познания и преобразования.
По мнению И. П. Павлова, в общественной и естественной материальной действительности нет никаких методов, и имеются лишь объективные законы мира, а методы имеются лишь в головах, лишь в сознании, а отсюда - и в сознательной деятельности человека. То есть количество методов ничем не может быть ограниченным, кроме как подготовленностью исследователя и современностью его инструментария.
H. Качанова и В. Козлов рассматривают метод в интегративной психологии в его триединстве:
I. Как способ теоретического исследования.
2. Как систему способов и приемов эмпирического изучения.
3. Как профессионального психологического психотехнического, практического воздействия или взаимодействия с субъектом (индивидуальным или групповым).
В первых двух компонентах современная психология достаточно сильна, но третий аспект метода, даже на уровне личностного роста, разрешения внутренних проблем самого психолога, очень не развит. Именно поэтому в настоящий момент остро стоит проблема психотехнизации психологии [1,2,3,4,7,8,9,10,11,12,13].
Проблему методов воздействия на клиента также необходимо толковать более многомерно и рас-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
5
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ширенно. Современной психологии нужны современные инструменты самоисследования, методы разрешения внутриличностных и межличностных проблем, инициации духовного опыта, среди которых приемлемыми являются психотехники, разработанные внутри психодуховных, в том числе религиозных, мистических, эзотерических традиций человечества.
Образно изъясняясь, понять теорию относительности Эйнштейна можно в том случае, когда качество мышления и понимания картины мира исследователя имеет уровень не ниже, чем у великого физика. Не вызывает сомнения, что человек - это не только видимая человеческому глазу его физическая оболочка, но и бесконечный ряд «слоев» и «тонких мерностей». Не вызывает сомнения, что разнообразие результатов их проявления наблюдается, а измерение, объяснение и тем более прогнозирование дальнейшего развития этих явлений и состояний пока отсутствует, за исключением прорывных технологий, не принимаемых массовым сознанием. Для их исследования еще предстоит открыть методы, описывающие и объясняющие различные проявления человеческой психики.
Отсутствие научного объяснения, «белые пятна», «пустоты» психологических концепций заполняются пронырливыми шарлатанами, паразитирующими на любознательности, заблуждениях и образовательной замкнутости и безысходности обывателя.
С помощью психотренера становясь аналитиком, системником, индивид начинает понимать, что единственный человек, который может ему действительно помочь - это он сам, так как применяемые технологии способствуют самораскрытию, самодвижению, саморазвитию, «самораспаковыванию» индивидуального свободного сознания в континууме времени-пространства.
Таким образом, несмотря не многомерность, непрерывность, развития комплекса научных психологических методов, объем их недостаточен для проникновения в суть демонстрируемых практикой состояний психики человека. Интегративная психология, как каждая наука в исследовании своего предмета, употребляет систему методов.
Литература
1. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.3-7.
2. Гайдукова В. И. Новые стандарты и принцип психологической комфортности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.20-22.
3. Дорогина О. И. Психологические особенности педагогов с разным уровнем работоспособности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С.37-41.
4. Киселёва О. В. Организация методической работы по подготовке педагогов-психологов к реализации ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.39-41.
5. Козлов В. В. Интегративная психология. Пути духовного поиска, или освящение повседневности. М.: Психотерапия, 2007. 528 с.
6. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Педагогический поиск, 2000. 222 с.
7. Коптева Т. В., Шувалова У. А. Фактор родительского участия в психологической работе с детьми // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.62-67.
8. Кормильцева М. В. Психологические детерминанты профессиональной мобильности личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С.9-12.
9. Кудрикова Д. Н, Узянова И. М. Психологическое сопровождение реализации введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.59-61.
10. Метелкина Т. Н. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.50-54.
11. Наумова Т. Н. Психологическое сопровождение участников ФГОС: проблемы и пути решения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 2. С.8-10.
12. Пакалина Е. Н. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С.68-76.
13. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.23-28.
14. Эшби У. Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. М.: ИЛ, 1962. 397 с.
6
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014