Научная статья на тему 'Методологические основы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья часть II. Принципы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья'

Методологические основы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья часть II. Принципы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / MENTAL HEALTH / ACMEOLOGIC RESOURCES / APPROACHES AND PRINCIPLES OF RESEARCH OF ACMEOLOGIC RESOURCES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хватова Марина Владимировна

В статье рассмотрены методологические основы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья. Автором проанализированы, систематизированы походы и принципы к исследованию феноменологии здоровой личности, раскрыта их сущность применительно к изучению акмеологических ресурсов психологического здоровья. Представлены следующие альтернативные подходы, важные для изучения акмеологических ресурсов психологически здоровой личности в молодом возрасте: нормоцентрический, феноменологический, холистический, социокультурный, дискурсивный, аксиологический, интегративный, синергетический, акмеологический. Автор выделяет и раскрывает суть принципов изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья личности: моделирование, альтернатива, субъектность, психосоциальность, экзистенциональность, синергизм, потенциальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF STUDY OF MENTAL HEALTH ACMEOLOGIC RESOURCES. PART II. PRINCIPLES OF STUDY OF MENTAL HEALTH ACMEOLOGIC RESOURCES

The article deals with the methodological foundations for the study of acmeologic resources of mental health. The author analyzes and systematizes campaigns and principles of the study of a healthy individual phenomenology, reveals their nature in relation to the study of acmeologic resources of mental health. The article presents the following alternative approaches important for the study of acmeologic resource of psychologically healthy personality of a juvenile age: normocentric, phenomenological, holistic, socio-cultural, discursive, axiological, integrative, synergistic, and acmeological. The author identifies and reveals the essence of the principles of the study of personality's mental health acmeologic resources: modeling, alternative, subjectivity, psycho-sociality, existential, synergism, potentiality.

Текст научной работы на тему «Методологические основы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья часть II. Принципы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья»

УДК 159.9

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Часть II. Принципы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья

© Марина Владимировна ХВАТОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат биологических наук, профессор кафедры клинической психологии, e-mail: g_khvatov@mail.ru

В статье рассмотрены методологические основы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья. Автором проанализированы, систематизированы походы и принципы к исследованию феноменологии здоровой личности, раскрыта их сущность применительно к изучению акмеологических ресурсов психологического здоровья. Представлены следующие альтернативные подходы, важные для изучения акмеологических ресурсов психологически здоровой личности в молодом возрасте: нормоцентрический, феноменологический, холистический, социокультурный, дискурсивный, аксиологический, интегративный, синергетический, акмеологический. Автор выделяет и раскрывает суть принципов изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья личности: моделирование, альтернатива, субъектность, психосоциальность, экзистенциональность, синергизм, потенциальность.

Ключевые слова: психологическое здоровье; акмеологические ресурсы; подходы и принципы исследования акмеологических ресурсов психологического здоровья.

Акмеологические ресурсы психологического здоровья представляют собой потенциальные резервы личности, неявно существующие как дополнительные источники успешного взаимодействия с окружающей сре-

дой, актуализируемые как запасные средства в «вызывающих» жизненных обстоятельствах, обеспечивающие гомеостаз психологического здоровья как последовательное, стабильное и предсказуемое поведение, несмот-

ря на преобразование жизненных обстоятельств вплоть до критических. Резервная природа акмеологического ресурса особенно важна в жизненных ситуациях с той или иной степенью риска, кризисных перемен, вероятности стресса и испытаний. В связи с этим важно рассмотреть принципы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья личности. Как известно, методологические принципы - это наиболее общие предписания, указывающие, как следует осуществлять познание и практическую деятельность [1, с. 29].

К принципам изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья личности относятся следующие:

- моделирование,

- альтернатива,

- субъектность,

- психосоциальность,

- экзистенциональность,

- синергизм,

- потенциальность.

Моделирование (фр. modele - образец,

прообраз) представляет собой воспроизведение параметров и характеристик какого-либо объекта на другом объекте (модель), воспроизводящим исходный с целью изучения. Моделирование - метод исследования объектов природного, социокультурного или когнитивного типа путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения соответствующих моделей на оригинал [2, с. 445].

Принцип моделирования основан на возможности создания адекватной изучаемому объекту модели, когда длительное и всесторонне исследование исходного объекта представляется невозможным по каким-либо объективным причинам. Под моделью понимают опытный образец или информационно знаковый аналог того или иного изучаемого объекта, выступающего в качестве оригинала. Некий объект (макет, структура, знаковая система и т. п.) может играть роль модели в том случае, если между ними и другим предметом существует отношение тождества в заданном интервале абстракции. В этом смысле модель есть изоморфный или гомоморфный образец исследуемого объекта [2, с. 446]. Модель создается на основе подобия физических, функциональных, поведенческих параметров исходного объекта (либо по

нескольким, либо по отдельным параметрам). Познавательная эффективность применения моделирования имеет место только тогда в изучении объекта, когда степень соответствия очень высока. Абсолютного совпадения не требуется. Она должна соответствовать оригиналу в главном, существенном, в том, что интересует исследователя. При построении моделей объектов используется системный подход, представляющий собой методологию решения сложных задач, в основе которой лежит рассмотрение объекта как системы (сложный объект может быть разделен на подсистемы), функционирующей в некоторой среде. Системный подход предполагает раскрытие целостности объекта, выявление и изучение его внутренней структуры, а также связей с внешней средой.

Благодаря кибернетике (А. Розенблют,

Н. Винер, Дж. Бигелоу, У. Мак-Каллок и У. Питтс, У. Эшби, У. Уолтер и др.) метод моделей в отличие от принципа моделирования, имеющего более теоретическое и обобщенное значение, метод моделирования, по сути, представляет собой конкретный способ (прием) научно-практической деятельности, основанный на сходстве функций, осуществляемых объектами различной природы (и прежде всего живыми организмами и машинами), стал широко применяться во многих науках и вошел в общенаучный методологический аппарат. Выделяют предметное моделирование (создание моделей в виде уменьшенных копий исходного объекта), мысленное моделирование (с использованием мысленных образов) - к этому типу можно отнести социальное моделирование в философии, начиная с «Государства» Платона и заканчивая произведениями Нового времени (К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и др.), знаковое или символическое (с использованием формул, чертежей), компьютерное (моделью является компьютерная программа). В целом следует отметить, что моделирование является универсальным принципом человеческого познания.

Повсеместное распространение математического моделирования сегодня приводит к переоценке метафизических и онтологических оснований реальности, понимаемых теперь как набор частнотеоретических, поли-дисциплинарных, мультимодельных образов реальных практик. С одной стороны, увле-

ченность моделированием в отдельных науках могла бы разрушить целостный взгляд на мир, однако закрепление именно холистической картины мира, без разрушения частнотеоретических модельных представлений происходит в синергетике, которая делает попытку согласования частнотеоретических и полидисциплинарных представлений через свои принципы.

Принцип моделирования акмеологиче-ских ресурсов психологического здоровья личности означает абстрактное отображение этого личностного феномена во всей сложности его структуры и внутренней системной организации. Сложность реализации этого принципа обусловлена тем, что объектом моделирования является не само психологическое здоровье, а его акмеологический ресурс, обеспечивающий развитие данного феномена. К моделируемым компонентам ак-меологического ресурса можно отнести нравственно-волевые свойства и духовногуманистическую направленность, ценностно-смысловую ориентацию и деятельностноповеденческие установки, внутриличност-ную и межличностную компетенцию личности. Моделирование акмеологического ресурса психологического здоровья личности предполагает достаточную гибкость этого психологического образования, что соответствует его альтернативности.

Принцип альтернативы следует отличать от принципа альтернативности. Принцип альтернативности означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Принцип альтернативы (лат. alternus -попеременный), применяемый в специальных областях исследований, - это необходимость выбора одного из двух (или нескольких) взаимно исключающих решений (возможностей); в математической логике -

функция-высказывание, в котором два аргумента связаны союзом «или» (дизъюнкция); конкурирующие точка зрения, версия, логическая линия доказательства, сценарий развития событий, направление или возможность совершения иного выбора, исключающего данный

К примеру, в психодиагностике, где вследствие естественных трудностей, стоящих на пути диагностического процесса разработан специальный набор принципов-альтернатив. В его основании заложены принципы феноменологического подхода в психологии и психиатрии, когда каждое целостное индивидуальное психическое переживание человека (феномен) должно рассматриваться как многозначное, позволяющее понимать и объяснять его как в категориях психопатологических, так и психологических. В качестве подобных принципов-альтернатив называются: болезнь-личность, нозос-патос, реакция-состояние-развитие,

психотическое-непсихотическое, экзогенное-эндогенное-психогенное, дефект-выздоров-ление-хронификация, адаптация-дезадаптация, негативное-позитивное, компенсация-декомпенсация, фаза-приступ-эпизод, ремис-сия-рецидив-интермиссия, тотальностъ-пар-циальностъ, типичностъ-атипичность, пато-генное-патопластическое, симуляция-дисси-муляция-агравация. Перечисленные категории способствуют обоснованию многомерного подхода к оценке психического состояния человека взамен одномерной оценке в координатах больной-здоровый (нормаль-ный-ненормальный). К примеру, пациент, перенесший приступ шизофрении, в одномерной системе координат должен быть признан либо больным, либо здоровым. Но на практике сам вопрос не может быть поставлен столь однозначно. В многомерной системе координат оценка состояния пациента будет складываться из иных категорий. Состояние «отсутствия активных симптомов шизофрении» может быть обозначено как одна из альтернативных характеристик «де-фект-выздоровление-хронификация», «ре-

миссия-рецидив-интермиссия», «адаптация-

дезадаптация», «компенсация-декомпенса-

ция» и «позитивное-негативное».

Принцип альтернативы акмеологиче-ского ресурса реализуется в том, что резервы личности отличаются своей индивидуально-

стью, неспецифическим проявлением в каждом отдельном случае, и не абсолютной фик-сированностью в структуре личностного потенциала. Так, резервом личности может быть нравственно-волевая сфера в одном случае, и стрессоустойчивость - в другом. Резервы личности могут быть обнаружены как способности к определенному виду деятельности в одном случае, и как накопленный жизненный опыт - в другом. Резервными свойствами личности можно считать сформированные компетенции в одном случае, и особенности мышления - в другом. Иными словами, альтернативность акмеоло-гических ресурсов психологического здоровья означает их взаимозаменяемость, взаимодополнение и варьируемость в зависимости от индивидуально-личностных особенностей, ситуационных обстоятельств и социальной среды, в которой возникает необходимость обратиться к акмеологическим ресурсам психологического здоровья для успешного достижения актуальных целей. Индивидуальность, неповторимость и спонтанность обращения к акмеологическим ресурсам означает, что в этом процессе большое значение имеет субъектность как функционально-личностное свойство.

Принцип субъектности. Субъектность является характеристикой познания и практической деятельности человека [3, с. 691], когда он, как субъект, вступает в контакт с миром и демонстирирует индивидуальную активность. Этот термин часто употребляется наряду с терминами субъект и субъективность, которые также понимаются как характеристики познавательной деятельности. Субъектность раскрывается в самореализации человека и детерминирует его деятельность. Поиски субъектности, прежде всего, следует начинать с вопроса «Что имеет в виду человек, когда говорит себе Я?». Субъект, в процессе становления себя в качестве субъекта, отправляет в мир свою субъектность, для того чтобы утвердить себя в качестве субъекта.

В истории философии понимание субъ-ектности изменялось, выражаясь в доминировании тех или иных форм субъектности. В классической философии (Декарт, Кант, Фихте, Гегель и др.) субъектность предполагала некий обобщенный образ человека, обнаруживающий некое понятие нормы и меры

практической деятельности. Полагающаяся отвлеченность от индивидуальных свойств придавала субъектности абстрактный характер. Неклассическая философия (вторая половина XIX - первая половина ХХ в.) (К. Маркс, Г. Маркузе, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.) обратилась уже к конкретному индивиду, хотя и с разных исследовательских позиций. Ситуация, которую принято называть неклассической, поначалу выявляется не в философии и не философией; она обнаруживает себя на границах философии и науки, когда классические теории познания сталкиваются с объектами, не «укладывающимися» в привычные познавательные формы. На первый план выходит проблема субъективности, но, усугубленная социальной проблематикой, выходит на новый уровень - поиск собственно человеческих ресурсов развития общества. Эффективность социума (продуктивность экономики, перспективность техники, обновление науки и культуры) оказывается в зависимости от энергии и качества деятельности индивидуальных субъектов. Проблема субъективности постепенно превращается в проблему субъектности индивидов как силы и формы развития социальности. Субъект постепенно перестает быть абстрактным, поскольку от его деятельности в каждый новый момент времени зависит состояние системы. В постнеклассике на первый план выходит субъектность как результат взаимодействия между людьми, результат коммуникации вообще (Ч. Пирс, К. Апель, Ю. Хабермас и др.). Именно этот мотив начинает активно изучаться в ряде прикладных дисциплин. При этом термин «субъектность» не имеет в философии четкого определения, как и разработка самой проблемы субъектности, хотя проблема субъекта и субъективности - одна из ключевых в философии, начиная со Средневековья. Тем не менее, целый ряд психологов, например, К. А. Абульханова, А.В. Бруш-линский, А.К. Осницкий, В.А. Петровский,

В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман, В.А. Та-тенко, А.У. Хараш и др. создали в своих работах прецедент использования термина «субъектность» («субъектный») в качестве самостоятельного, достаточно последовательно (хотя и по-разному) отграничивая его от «субъективности» («субъективного»).

Так, по определению В.А. Петровского [4, с. 8-10] субъектность (лат. subjectum -подлежащее) - свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, «быть субъектом» - значит быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого, т. е. обнаруживает себя как causa sui.

Принцип субъектности (субъектности отраженной) представляет собой особый экспериментальный подход к исследованию личности, применяемый в психологии и предполагающий изучение субъективных свойств этой личности через их отражен-ность в сознании Другого (других людей).

Субъектность можно рассматривать как принцип изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья личности, поскольку оно имеет активную деятельностную природу, предполагает вариативность поведения, автономность существования и отличается неполной предсказуемостью принимаемых решений. Психологически здоровая личность всегда является субъектом своего существования, сочетая в себе зависимость и самостоятельность, воспроизведение и креативность, потребление и созидание. Именно в субъектности личности проявляются подлинно человеческие качества, которые не могут быть чуждыми психологически здоровой личности с ее потребностями, нуждами, проблемами, целями, смыслами и жизненными ценностями в соприкосновении с реальной жизненной средой. Именно в соприкосновении с реальной жизненной средой психологическое здоровье личности подвергается испытаниям и в этом проявляется психосоциальная сущность этого личностного образования.

Принцип психосоциальности. По сути своей этот принцип предусматривает соблюдение анализа единства «человек-ситуация». Этот принцип образовывается на стыке различных подходов к исследованию такого сложного объекта как человек (социокультурного, феноменологического, системного. натуралистического) и предполагает целостное рассмотрение единства внутреннего мира человека и его внешнего окружения.

Психосоциальность как принцип изучения акмеологических ресурсов психологиче-

ского здоровья личности переносит его рассмотрение в социально-психологическую плоскость. Психологическое здоровье личности представляет собой функцию как индивидных, так и социальных предпосылок, во взаимодействии которых личность обретает необходимую меру устойчивости, целостности и последовательности в разрешении противоречий, преодолении препятствий и испытании себя «на прочность» в сложных обстоятельствах. По сути, психосоциальность представляет собой единственно возможный способ обретения, проявления и укрепления психологического здоровья личности, поскольку сама личность представляет собой продукт ее социального бытия и совокупность социально обусловленных свойств, состояний и функций. Именно поэтому «психосоциальное» влияет на формирование психологического здоровья личности, обусловливает обращение к личностным резервам и служит естественной средой его проявления. Тем самым, психосоциальность психологического здоровья раскрывает его экзистенциональную природу.

Принцип экзистенциальности (фр. existentialisme и от лат. exsistentia - существование) можно отнести, скорее, к частнонаучным принципам, хотя в основе его разработки лежит такое философское течение, как экзистенциализм, давшее начало новой интерпретации ранее существовавших в философии понятий. Латинское еxsistentia встречалось уже в средневековой философии (к примеру, у Фомы Аквинского), унаследовавшей проблематику сущности и существования от Аристотеля. Несмотря на все различия взглядов представителей философского экзистенциализма (М. Хайдеггер и К. Ясперс в Германии; Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель во Франции; Н. Бердяев и Л. Шестов в России), общим для них является утверждение абсолютной значимости личностного начала в человеке, его выбора, ответственности и свободы. Оно базируется на общефилософском тезисе об уникальности человеческого бытия и его выделенности из всего остального сущего [5, с. 562]. Человеческое бытие уникально и не может быть ни выведено из мировых процессов, ни оправдано никакими отсылками к внешней ему реальности (принципиально антисубстанциалист-ская и антинатуралистическая установка, а в

атеистическом варианте экзистенциализма еще и антинормативистская). Экзистенци-альность в данном контексте понимается как способ бытия человеческой личности, как вся полнота бытия-в-мире и переживание чувства бытия-в-мире одновременно. В этой связи и человек понимается как абсолютное СО-бытие [6]. Экзистенциальность отсюда полагается как неопределенная и недермини-рованная. Ее важнейшая характеристика -необъективируемость, ускользаемость. Это принципиально антирационалистическая установка, направленная как против поиска сущности человека в разуме, так и против марксистского понимания этой сущности как совокупности общественных отношений. Принцип экзистенциальности полагает в качестве базовой основы именно такой взгляд на человека как существо, находящее в состоянии переживания собственного бытия (экзистенции), интегрирующее все возможные свойства и характеристики бытия. Все это составляет некую структуру, развитие которой и есть задача человеческой личности.

В логике принцип экзистенциальности означает, что универсум рассуждения должен быть непустым множеством, а каждое собственное имя должно иметь референт в универсуме (т. е. непустота в области интерпретации) [7]. Данное понимание близко к аристотелевско-томистской философской

традиции. В педагогике принцип экзистен-циальности может означать опору на эмоционально-чувственное восприятие слова и учет роли ощущений в процессе осознавания информации и анализ состояний, пережитых во время деятельности [8].

Экзистенциональность как принцип изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья личности предполагает рассмотреть это явление в контексте всей сложности бытия с его возвратно-поступательным развитием, столкновением и борьбой противоречий, естественными и искусственными препятствиями, истинными и мнимыми конфликтами, разрушением и творением, а также несовместимостью материи и «антиматерии», которые тем не менее существуют в неразрывном единстве. Экзистен-циональная сложность организации жизненной среды приводит к мысли о том, что ак-меологический резерв психологического здоровья личности можно считать важным

эволюционным механизмом личностной борьбы в реальных жизненных обстоятельствах за выживание, сохранение себя и самоутверждение со значимым, «генетически близким» социальным окружением. Экзистен-циональность в изучении акмеологических ресурсов психологического здоровья личности означает исследование «вызовов», которые бросает среда личности, испытывая ее на сопротивляемость, прочность и перспективность функционирования. Экзистенциональ-ная природа исследования акмеологических ресурсов психологического здоровья личности приближает нас к пониманию всей меры сложности человеческого бытия, представляющего собой соединение значительных рисков, угроз благополучию и опасных жизненных перспектив, когда мнимой ценностью становится «незнание» будущего, а способом самосохранения считается «сиюминутное существование» и избегание мыслей о неприятном. В таких условиях личность нуждается в синергетическом соединении доступных ресурсов в целях выживания, продолжения, самосохранения, самоутверждения и полной самореализации как психологически здоровой личности.

Принцип синергизма. Для определения содержания этого принципа обратимся к понятию синергизм (от греч. synergeia - содействие (совместное действие), соучастие, сотрудничество). Как показывает сравнительное исследование научного тезауруса, термин этот наполняется в различных областях специфическими коннотатами, содержательное же ядро самого принципа выделяется достаточно ясно. Так, в истории философии под синергизмом понимается восходящее к апологетам и отцам церкви учение о наличии свободы во «внутреннем человеке» на его спасительном пути к Богу под действием благодати Святого Духа (по сути объединение духовного потенциала человека с Духом Святым). Это учение особо развивалось в русской философии (С. Флоренский, Е.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков,

С.Л. Франк, Н.А. Васильев, И.А. Ильин и др.). В медицине синергизм - это совместное функционирование органов (например, мышц) и систем, а также комбинированное действие лекарственных веществ на организм, при котором суммированный эффект превышает действие, оказываемое каждым

компонентом в отдельности. В целом, синергизм - это: 1. Взаимодействие многих компонентов (подсистем) в открытых системах, характеризующееся тем, что совокупное действие всех компонентов превышает эффект, оказываемый каждым из них. 2. Научное направление, исследующее закономерности, лежащие в основе процессов самоорганизации в системах (структурах) самой разной природы: физических, химических, биологических, социальных, технических, экономических. 3. Объективный процесс взаимодействия людей во всех сферах общественной жизни [9].

Под принципом синергизма, таким образом, следует понимать принцип взаимодействия и взаимодополнения, которое происходит таким образом, что целое в самоорганизующихся системах представляет нечто большее, чем сумма его частей. Эта трактовка и составляет основу принципа (1+1 не равно 2). Это имеет большие практические последствия, заставляя ученых и практиков находить новые возможности, чтобы добиться согласно этому принципу подобного (синергетического) эффекта.

В последние годы развитие такой отрасли знания как синергетика (теория сложных, открытых, динамичных, саморазвивающихся систем) расширила горизонты понимания и применения данного принципа, поэтому все чаще заходит речь о новом синергийном подходе в науке. Как отмечает В. Буданов: «Синергетика человекомерных систем сегодня, в эпоху антропологического поворота, формирует особый метауровень культуры, рефлексивный инструментарий анализа ее развития - синергетическую методологию, методологию междисциплинарной коммуникации и моделирования реальности» [10, с. 361-396]. У истоков такого подхода стоят классики синергетики: Г. Хакен, И. Приго-жин, С. Курдюмов. Говоря о синергетических принципах, составляющий синергий-ный подход и входящих в современный научный обиход, следует отметить, что их содержанием стали принципы гомеостатичности, иерархичности, открытости системы, неустойчивости и нелинейности динамично происходящих в системах процессов (В. Буданов, В. Войцеховский, В. Аршинов и др.).

Синергизм, на наш взгляд, можно считать принципом изучения акмеологических

ресурсов психологически здоровой личности, поскольку этот ресурс имеет явно синергетическую природу, самоорганизуясь всякий раз в сложном, непредсказуемом и динамическом единстве сил. Синергизм предполагает «непредсказуемое ветвление» в точке бифуркации, т. е. момент роста может наблюдаться в различных слагаемых ресурса психологического здоровья в зависимости от личности, обстоятельств и особенностей жизненного вызова. Например, точкой бифуркации в росте акмеологического ресурса психологического здоровья личности могут стать личностные ценности, нравственные идеалы, мотивы и смыслы, способности и воля, социальные связи и способы эмоциональной саморегуляции. В зависимости от точки бифуркации, акмеологические ресурсы психологического здоровья личности преобразуются и развиваются в определенном направлении, обеспечивая «здоровое» функционирование личности в социальной среде. Это делает акмеологические резервы психологического здоровья личности явлением потенциальным, а не данным.

Принцип потенциальности. Потенциальность (от лат. ро1епйа - способность, сила, мощь, действенность) - в схоластике приписываемая материи возможность превращаться во что-либо; ныне под потенциальностью понимают присущую жизненной субстанции тенденцию, которая при известных благоприятных условиях достигает своей цели.

Один из теоретиков отечественной психологии В.В. Козлов вносит принцип потенциальности в совокупность принципов, составляющих инструментарий интегративной методологии в целом, наряду с принципами целостности, экологичности, позитивности, соотнесенности и многомерности истины и др. [11]. При этом содержание принципа потенциальности определяется как целостное видение личности в перспективе раскрытия всех ее потенциальных возможностей. Использование этого принципа предполагает, что индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления кризисного состояния. Установка на то, что каждый человек и социальное сообщество обладает тенденцией к саморазвитию и потенциальностью, интенцией к целостности, большей свободе, предполагает использование различных форм их развития.

Потенциальность можно включить в число принципов изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья личности, поскольку эти ресурсы всякий раз по-новому создаются в «вызывающих» жизненных обстоятельствах и принципиально не могут воспроизводиться по ранее испытанному шаблону. Психологически здоровая личность есть конструкт в развитии и, следовательно, ее ресурсный потенциал не может иметь «воспроизводимую» природу. Скорее, акмеологический ресурс психологического здоровья личности представляет собой не данность, а возможность, вероятность и непредсказуемость своего проявления в осложненных обстоятельствах личностного бытия. Этот аспект исследования акмеологического ресурса психологического здоровья является методологически важным, поскольку потенциальную природу ресурса развития можно рассматривать как ее имманентное свойство.

Таким образом, к принципам изучения акмеологического ресурса психологического здоровья личности относятся следующие: моделирование, альтернатива, субъект-

ность, психосоциальность, экзистенциональ-ность, синергизм, потенциальность. Эти принципы позволяют раскрыть имманентные свойства психологически здоровой личности в осложненных ситуациях ее бытия.

1. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1998.

2. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М., 2008.

3. Кемеров В. Субъект, Субъективность, Субъектность // Философский словарь. М., 2004.

4. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.

5. Кузьмина Т.А. Экзистенциализм // Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М., 2001.

6. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

7. Бочаров В.А. Логика // Новая философская энциклопедия / Интернет-ресурс Института философии РАН: www.iph.ru. URL: http:// iph.ras.ru/elib/1675.html. Загл. с экрана.

8. Юнина Е.А. Современные образовательные технологии // Педагогическая психология: социально-личностное образование. Пермь, 2004.

9. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.

10. Буданов В. Методология синергетики в пост-неклассической науке: принципы и перспективы // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009.

11. Козлов В.В. Интегративная методология: холизм и реализация. URL: http://www.

integratio.ru/article/001.htm. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 14.09.2011 г.

UDC 159.9

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF STUDY OF MENTAL HEALTH ACMEOLOGIC RESOURCES. PART II. PRINCIPLES OF STUDY OF MENTAL HEALTH ACMEOLOGIC RESOURCES

Marina Vladimirovna KHVATOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Biology, Professor of Clinical Psychology Department, e-mail: g_khvatov@mail.ru

The article deals with the methodological foundations for the study of acmeologic resources of mental health. The author analyzes and systematizes campaigns and principles of the study of a healthy individual phenomenology, reveals their nature in relation to the study of acmeologic resources of mental health. The article presents the following alternative approaches important for the study of acmeologic resource of psychologically healthy personality of a juvenile age: normocen-tric, phenomenological, holistic, socio-cultural, discursive, axiological, integrative, synergistic, and acmeological. The author identifies and reveals the essence of the principles of the study of personality’s mental health acmeologic resources: modeling, alternative, subjectivity, psycho-sociality, existential, synergism, potentiality.

Key words: mental health; acmeologic resources; approaches and principles of research of acmeologic resources of psychological health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.