налоги и налогообложение / taxes and taxation
119
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-2-119-127 УДК 336.225(045) JEL H25
(CC) (
BY 4.0
Эволюция налоговой политики государства в условиях развития клиентоцентричности налоговых органов (на примере НДС)
Е. С. Цепилова3, Е. С. Будкина"
a Сочинский государственный университет, Сочи, Россия; b Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Актуальность исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми к процессу цифровизации и обеспечению комфортности уплаты налогов и сборов. Предмет исследования - налоговая политика государства в процессе ее эволюции в отношении компаний - плательщикам НДС. Цель работы - установление ключевых характеристик современного этапа налоговой политики государства применительно к управлению уплатой НДС. В результате анализа академической литературы обобщены две принципиально различающиеся стороны НДС - его юридическое содержание как налога на производителя и его экономическое содержание как косвенного налога на конечного потребителя. Приведены последствия налогообложения для компании-производителя как платежного агента конечного реального плательщика, вынужденно принимающего издержки и риски уплаты НДС в качестве формального налогоплательщика, что позволило рассмотреть пути сближения интересов государства и бизнеса в процессе эволюции управления налогообложением; обосновать необходимость соблюдения налоговой этики как фундаментальной составляющей налогового партнерства. Исходя из достигнутого уровня цифровизации налогового документооборота и администрирования НДС сделан вывод о бездекларационном администрировании как обоснованном направлении управления выполнением налоговых обязательства; предложены меры по его внедрению для целей НДС, требующие, помимо технической информационной основы, устранения неоднозначных положений в методологии и практике обложения НДС.
Ключевые слова: НДС; налоговая политика; управление налогообложением; налоговое партнерство; налоговые обязательства; налоговая этика; проактивное администрирование; клиентоцентричность
Для цитирования: Цепилова Е. С., Будкина Е. С. Эволюция налоговой политики государства в условиях развития клиентоцентричности налоговых органов (на примере НДС). Экономика. Налоги. Право. 2023;16(2):119-127. DOi: 10.26794/1999-849Х-2023-16-2-119-127
ORIGINAL PAPER
The Evolution of the State Tax Policy in the Context of the Development of Client-Centricity of Tax Authorities (on the example of VAT)
E. S. Tsepilovaa, E. S. Budkinab
a Sochi State University, Sochi, Russia;
b Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,
Moscow, Russia
ABSTRACT
The relevance of the study is due to the requirements imposed on the process of digitalization and ensuring comfort for paying taxes and fees. The subject of the study is the tax policy of the state in the process of its evolution to a complex of relations with VAT - paying companies. The purpose of the work is to establish the key characteristics of the current stage of the state's tax policy in relation to VAT payment management. As a result of the analysis of the academic literature, two fundamentally different aspects of VAT are summarized - its legal content as a tax on the producer and its economic content as an indirect tax on the final consumer. In terms of value creation, the consequences of taxation for
© Цепилова E. С., Будкина E. С., 2023
the manufacturing company as a paying agent of the final real payer, who is forced to accept the costs and risks of paying VAT as a formal taxpayer, are given, which allowed us to consider ways to bring together the interests of the state and business in the process of the evolution of taxation management; substantiate the need to comply with tax ethics as a fundamental component of tax partnership. Based on the achieved level of digitalization of tax document flow and VAT administration, a conclusion is made about non-declaration administration as a reasonable direction for managing the fulfillment of tax obligations; measures for its implementation for VAT purposes are proposed, requiring, in addition to the technical information basis, the elimination of ambiguous provisions in the methodology and practice of VAT taxation. Keywords: VAT; tax policy; tax management; tax partnership; tax obligations; tax ethics; proactive administration; client-centricity
For citation: Tsepilova E. s., Budkina E. s. The evolution of the state tax policy in the context of the development of client-centricity of tax authorities (on the example of vat). Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(2):119-127. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2023-16-2-119-127
Налоговая политика является важным механизмом регулирования отношений государства и налогоплательщиков на микро- и макроуровне, обуславливая необходимость выдвижения и исследования новых теоретических концепций налоговой политики и путей их практической реализации в части одного из самых сложных в администрировании налогов — налога на добавленную стоимость (далее — НДС).
Имеются все основания утверждать, что именно НДС как один из универсальных налогов является наиболее противоречивым элементом современных налоговых систем [1]. Вариативность механизмов регулирования взимания НДС, неоднозначная оценка его воздействия на хозяйственные процессы стали причинами неоднозначного отношения к этому налогу ученых, налогоплательщиков, а также государства.
методология исследования
В работе использовался контент-анализ правовой базы и научных работ, раскрывающих особенности эволюции налоговой политики в направлении развития процесса улучшения отношений налоговых органов и налогоплательщиков с клиентами, называемого клиентоцентричностью, применительно к НДС.
Дискуссии по этому вопросу ведутся в академической среде как по определению места и роли НДС в современных системах налогообложения, так и в отношении налоговой политики государства по НДС.
Сразу следует отметить что авторы настоящей статьи концептуально придерживаются позиции, что НДС является косвенным налогом на потребление, уплачиваемым за счет средств конечного потребителя независимо от их происхождения, а отнюдь не за счет производителя.
Предпосылки современной стадии развития налоговой политики вытекают из основных эко-
номических принципов косвенного налогообложения, структурированно изложенных Ю. Б. Ивановым в монографии «Теоретико-методологическая палитра косвенного налогообложения» [2, с. 40-45]. Применительно к администрированию НДС этими принципами являются:
1) справедливость — все плательщики участвуют в софинансировании государства; неприемлемо злоупотребление налоговыми льготами и освобождениями — это важная предпосылка налоговой этики;
2) эффективность (нейтральность) — налогообложение не искажает поведение налогоплательщиков, что особенно важно для НДС, так как плательщики этого налога не являются носителями налогового бремени;
3) сбалансированность интересов — основа кли-ентоцентричности налоговых органов;
4) минимизация издержек налогообложения — максимальная необременительность налогового администрирования для государства и налогоплательщиков, что лучше всего реализуемо в отношении НДС ввиду высокого уровня цифровизации.
Вполне логичны тезисы В. И. Кушлина о том, что практически невозможно выполнить одновременно весь комплекс социально-экономических задач при налогообложении; основой реализации эффективной налоговой политики служит поиск баланса соотношения между возможностями государства с точки зрения обеспечения ее финансовыми ресурсами и достижением определенных социально-экономических целей [3].
В классификации В. Г. Панскова подобная разновидность налоговой политики обозначена как «политика экономического развития, когда государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные
интересы, но и интересы налогоплательщиков» [4, с. 57].
В контексте исследования вопроса о возможности оптимизации финансовой стратегии компании и налоговой политики, касающейся обложения НДС, заслуживает внимания точка зрения Р.А. Топсахалова: «Особенно сильно влияние косвенного налогообложения на субъекты хозяйственной деятельности, которые реализуют стратегию низких издержек, или фокусировка на затратах, поскольку для них цена товара является решающим фактором конкурентной борьбы» [5].
Соглашаясь с мнением о том, что налоги воздействуют на уровень цен на отдельные товары и услуги, заметим, что это влияние проявляется при взимании НДС, который включается в цену товаров и услуг для конечного потребителя. В то же время для следующего производителя по цепочке создания стоимости в большинстве случаев это не чувствительно, так как входящий налог может быть предъявлен к вычету.
Т. Н. Шильченко по поводу влияния налоговой политики по НДС на деловую активность предпринимательства констатирует следующее: «Менеджмент налоговых платежей должен исходить из минимизации связанных с ним расходов бизнеса за счет совершенствования налогового учета и отчетности, устранения неопределенности и внутренних противоречий налогового законодательства, повышения прозрачности и упрощения процедур взаимодействия плательщиков налогов и налоговых органов» [6].
Экстраполируя этот подход на уровень «государство — налогоплательщики», можно утверждать следующее:
• уплаченные экономическим агентом налоги должны компенсироваться для него соответствующим количеством общественных благ, которые он получает за счет государства (несмотря на формальную трактовку налога как безвозмездного платежа в пользу государства). Соответственно увеличение поступлений НДС в государственный бюджет необходимо оценивать также с точки зрения эффективности выполнения государством своих функций;
• если экономический агент не получает ожидаемых от государства общественных благ, он воспринимает данную ситуацию как сигнал для сокращения своих налоговых платежей или старается избежать их вообще. Соответственно увеличение уровня налогового долга государства по НДС отрицательно характеризует уровень доверия плательщиков
к действующему механизму функционирования НДС;
• в контексте анализа проблемы через призму НДС ситуация с налогообложением осложняется несоответствием статуса формального плательщика этого налога и реальных налогоплательщиков (потребителей товаров и услуг).
раскрытие сущности цепочки ндс
Предпосылкой раскрытия сущности цепочки НДС от производителя к потребителю для целей данного анализа выступает нижеследующее концептуальное понимание добавленной стоимости:
1) носителем налогового бремени является конечный покупатель;
2) компанию можно рассматривать как налогового агента потребителя (который является фактическим носителем налогового бремени);
3) компании-агенты располагаются по всей цепочке создания стоимости;
4) каждая компания получает НДС от своего покупателя (не обязательно конечного потребителя); в части приобретаемых материальных ресурсов и услуг она передает его дальше поставщикам; в части добавленной стоимости она уплачивает НДС в бюджет.
Различные аспекты действия компании в качестве фактического налогового агента и формального налогоплательщика НДС собраны и сгруппированы в табл. 1.
Компания имеет следующие экономические выгоды по НДС:
1) налоговую прибыль [8, с. 46-54] — в настоящей статье не рассматривается, так как НДС фактически является агентским налогом, выплачиваемым за счет конечного потребителя;
2) потоки НДС в качестве источника (либо потребителя) заемных оборотных средств; причем платой за ресурс выступает не ссудный процент, а издержки и риски, описанные выше в табл. 1. Это и служит основой для рациональной оптимизации обложения НДС.
На базе продвинутой концепции управления налоговыми обязательствами, предложенной ранее Е. С. Цепиловой [9, с. 69-116], рассмотрим ее практическое применение в обложении НДС.
Задачи развития управления налоговыми обязательствами по НДС для разумного налогоплательщика последовательно сгруппированы в табл. 2.
Таблица 1 / Table 1
Экономические, юридические и организационные аспекты деятельности плательщика НДС / Economic, legal and organizational aspects of VAT payer
Группы аспектов / aspect groups Аспекты / aspects
Экономические/ Economic Пропускает через себя налоговые платежи по НДС (при расчете с контрагентами и бюджетом). Может лишиться права вычета уплаченного поставщикам НДС и быть вынужден принять входящий НДС на расходы: - при ненадлежащем ведении налоговой документации; - при непризнании затрат налоговым вычетом; - при признании поставщика сомнительным; - при производстве продукции, освобожденной от НДС; - при агрессивном администрировании, частом изменении законодательства и правоприменительной практики, неблагоприятных судебных решениях. Может быть ограничен в выборе поставщиков необходимостью их дополнительной проверки и отклонения поставщиков, не вызывающих уверенности в их добросовестном налоговом поведении. Может понести расходы по уплате налоговых санкций в виде штрафов, пеней, а также понести риски, связанные с приостановкой операций по банковским счетам
Юридические / Legal Юридически считается плательщиком налога. Несет налоговые риски как налогоплательщик. Принимает на себя риски своих поставщиков. Должностные лица компании несут персональную ответственность, в том числе уголовную (ст. 199 УК РФ)
Организационные / Organizational 1. Требует квалифицированных ресурсов для текущего ведения учета, связанного с НДС, в частности в: - планировании и контроле затрат и закупок, контроле контрагентов; - контроле счетов-фактур; - раздельном ведении учета. 2. Требует привлечения высококвалифицированных профессиональных ресурсов (внешних либо внутренних) для: - налогового аудита, настройки методологии, квалификации сложных сделок [7, с. 173-178]; - представительства в налоговых, судебных и следственных органах; - настройки программного обеспечения. Требует ведения документации, сопровождающей расчеты по НДС, а также поддержки: - программным обеспечением для электронного обмена счетами-фактурами, и электронного документооборота с налоговыми органами; - электронными ресурсами для проверки контрагентов
Источник/Source: составлено Е. С. Будкиной / compiled by E. S. Budkina.
результаты исследования
Эволюцию налоговой политики можно представить на основе классификации, приведенной в монографии Вылковой Е. С. [7, с. 150-200], в виде табл. 3.
Налоговое партнерство со стороны государства следует рассматривать применительно к регулирующей структуре его целей, заключающейся в поддержке экономического развития и избежании конфликтов государства и налогоплательщиков (табл. 4), а также к выполнению его глобальных целей, «охватывающих всю социально-экономическую сферу
(формирование налоговой культуры, доверительных отношений с налогоплательщиками)» [10, с. 13-16].
Термин «налоговое партнерство» ранее употреблялся в российской практике, когда речь заходила
0 межгосударственном обмене налоговой информации. В отношениях с налогоплательщиками данный термин использовался в Азербайджане1.
1 Сайт Информационной службы Азербайджана: «В Баку проходит III конференция "Налоговое партнерство"». URL: https://azerbaijan-irs.com/19549/v-baku-proxodit-iii-konferenciya-nalogovoe-partnyorstvo.
Таблица 2 / Table 2
Задачи налогоплательщика по продвинутому управлению налоговыми обязательствами по НДС / Taxpayer tasks for advanced VAT liabilities management
Направления / Directions Задачи / Tasks
Налоговое планирование НДС / VAT Planning Управление финансовыми ресурсами компании; управление расчетами и денежными потоками, содержащими НДС; - «рациональная оптимизация» [9, с. 17-18]
Налоговый менеджмент / Tax management Контроль закупок и поставщиков; профессиональная поддержка аудиторов, консультантов, адвокатов; содержание и развитие на должном уровне информационных систем по учету НДС, информационной безопасности, а также средств коммуникации с контрагентами и налоговыми органами (в части электронного документооборота по НДС)
Управление налоговым обязательством по НДС / Managing VAT liability Управление расчетами с бюджетом по НДС; использование либо избежание (например, выделением льготируемых видов деятельности в отдельное юридическое лицо) освобождений от обложения НДС; организация и ведение раздельного учета; информационное взаимодействие с государством; профессиональный риск-менеджмент; интеграция управления налоговым обязательством по НДС в корпоративную систему внутреннего контроля
Налоговый комплаенс в части НДС / Tax compliance concerning VAT Избежание сомнительных схем; избежание сомнительных льгот и освобождений по НДС; отказ от поиска налоговой прибыли при выполнении функций платежного агента по НДС; жесткая фильтрация сомнительных поставщиков
Налоговое партнерство / Tax partnership Переход компании от роли субъекта налогового управления со стороны государства к участнику налогового партнерства
Источник/Source: составлено Е. С. Будкиной / compiled by E. S. Budki
Общественный совет при ФНС России установил следующие ключевые цели в отношениях с налогоплательщиками: «клиентоцентричность», «партнерство, а не противостояние»2.
На практике примером партнерских отношений выступает налоговый мониторинг3, применяемый добровольно в отношении отдельных крупных налогоплательщиков, который реализуется на принципах «партнерства, открытости и прозрачности»4.
Практическое распространение отношений налогового партнерства на широкий круг налогопла-
2 Сайт ФНС России: «Запуская новые решения, мы выбираем самое лучшее не в налоговом администрировании, а на рынке», — Д. Егоров. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ news/activities_fts/11302226.
3 Сайт ФНС России: «ФНС России стала лауреатом Премии в сфере корпоративного налогообложения за внедрение системы налогового мониторинга». URL: https://www.nalog. gov.ru/rn77/news/activities_fts/9151296.
4 Сайт ФНС России: «109 крупнейших налогоплательщиков нефтегазового сектора будут участвовать в налоговом мониторинге с 2022 г.». URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ about_fts/fts/structure_fts/mri_fns/mi_kn_2/events/11586563.
тельщиков предлагается реализовывать именно на базе НДС, на следующих принципах:
1) концепция добавленной стоимости и НДС как агентского налога;
2) партнерство на базе достижений цифровиза-ции;
3) устранение конфликтных моментов;
4) снижение затрат и рисков для компаний;
5) экономическая выгода для бизнеса и экономики за счет налогового партнёрства;
6) налоговая этика взаимоотношений участников партнерства;
7) распространение практики проактивного администрирования НДС.
налоговая этика в отношениях налогового партнерства
Налоговая этика является необходимым элементом налогового партнерства. В качестве аналогов термина «налоговая этика» в академической литературе используются следующие понятия: «психологическое налоговое соглашение», «коммуникативное
Таблица 3 / Table 3
Стадии развития налоговой политики для государства и компаний / tax policy development stages for the state and companies
С позиции государства / From the position of the state С позиции компании / from the position of the company
Налоговое администрирование Налоговое планирование НДС
Налоговое регулирование Налоговый менеджмент
Мониторинг Корпоративный контроль выполнения обязательств по НДС [9, с. 101-116]
Бесшовное налоговое администрирование Налоговый комплаенс в части НДС
Управление налогообложением
Налоговое партнерство
Проактивные методы налогового администрирования
Источник/Source: составлено Е. С. Будкиной / compiled by E. S. Budkina.
Таблица 4 / Table 4
Структура целей государства применительно к налоговому партнерству в отношении НДС / structure of government objectives on tax partnership related to Vat
Фискальные / fiscal Регулирующие / Regulatory Социальные / social
Стандартная цель - сбор НДС по всей цепочке создания стоимости (концепция добавленной стоимости и НДС Экономическое развитие на принципах налогообложения: - справедливости; - нейтральности; - сбалансированности интересов; - минимизации издержек [2, с. 40-45]
как агентского налога) Сотрудничество (как минимум, избежание противостояния) государства и бизнеса, с постоянной качественной эволюцией
За рамками стандартной цели: - агрессивное налоговое администрирование; - неправомерные действия должностных лиц; Оперативное реагирование на возникающие проблемы посредством: - АСК НДС - 2; - налогового мониторинга (ст. 105.26 НК РФ); - централизованной базы проверки ИНН и контрагентов Должны реализовываться на уровне конечного потребления
- поддержание неоднозначности нормативной базы Последствия: - отказ компаний от сотрудничества; - разрушение этики Устранение неоднозначных трактовок в нормативной базе для избежания получения необоснованной налоговой выгоды благодаря: - осмотрительности; - раздельному учету; - установлению места экономической деятельности [11, с. 58-80]
Итого: обеспечение сбора НДС по всей цепочке создания стоимости при условии разумного сочетания выгод, затрат и рисков для бизнеса
Источник/Source: составлено Е. С. Будкиной / compiled by E. S. Budkina.
Таблица 5 / Table 5
Этапы эволюции категории «Управление налогообложением» на базе НДС / stages of evolution of the category "Taxation Management" based on VAT
Концептуальное приращение категории «Управление налогообложением» [7] / Conceptual increment of the category "Taxation management"
Методология / Methodology Цифровизация / Digitalization Опыт других налогов / Other taxes' experience
Интегрирование процессов налогового администрирования в предпринимательскую деятельность / Integration of tax administration processes into business activities Развитие цифровизации на базе АСК НДС; через АИС Налог - 3 Пилотные проекты проактивного налогового администрирования
Налоговый мониторинг - расширение порога входа (вопросы, требующие решения для целей НДС) - менее критично для НДС, чем для налога на прибыль / Tax monitoring - expansion of the entry threshold (issues requiring solutions for VAT purposes) - less critical for VAT than for income tax Интегрированное (для государства и бизнеса) управление налогообложением НДС экономических субъектов Упрощенное получение налогового вычета по НДФЛ;бездекларационное администрирование налога на имущество организаций
Проактивные методы бездекларационного администрирования в отношении НДС
Источник/Source: составлено Е. С. Будкиной I compiled by E. S. Budkina.
управление налогами» [12, с. 74]. При этом в основе сближения позиций государства и налогоплательщиков лежат для компаний предсказуемость и правовая определенность, а для государства — высокий уровень комплаенса со стороны налогоплательщиков [13, с. 183-184].
Применительно к налоговому партнерству по НДС предлагаются следующие принципы налоговой этики:
1) безусловное соблюдение законодательства;
2) отказ от агрессивной налоговой оптимизации и агрессивного налогового администрирования;
3) недопущение дискриминации налогоплательщиков в отношениях с государством, а также принятия асимметричных судебных решений в пользу государства;
4) урегулирование разногласий путем переговоров и медиации;
5) избежание конфликта интересом, извлечения личной выгоды, злоупотребления служебным положением;
6) информационная прозрачность; симметричный доступ к информации;
7) «использование инструментов налогообложения для корректировки социально-экономиче-
ского и экологического поведения налогоплательщиков» [14, с. 43-46].
Управление налогообложением в части НДС (всех участников процесса, включая государство, бизнес, конечных потребителей, поставщиков программного обеспечения, аудиторского и академического сообщества) должно получить дальнейшее развитие в форме налогового партнерства как концептуальное приращение категории «Управление налогообложением» [7, с. 150-200], по мере продвижения по следующим ключевым этапам эволюции категории «Управление налогообложением» (табл. 5).
На современной стадии развития налоговой политики ФНС России реализует следующий этап эволюции налоговой политики, заключающийся в применении проактивных методов налогового администрирования5, т.е. бездекларационного администрирования налогообложения имущества организаций. Уже сейчас проактивными методами ведется администрирование земельного, транспортного налогов, а также налога на имущество по базам кадастрового учета и оценки, регистрации транспор-
5 Сайт ФНС России. План деятельности ФНС России на 2021 год. URL: https://www.nalog.gov.ru/html/sites/www.new. nalog.ru/docs/analit/pg2021.pdf.
126
налоги и налогообложение / taxes and taxation
тных средств, но это скорее учет статичных объектов (от регистрации до регистрации либо переоценки). НДС же имеет динамичный объект — ежедневные обороты товаров и услуг, поэтому бездекларационное администрирование НДС должно иметь более продвинутую информационную поддержку, включающую информационный обмен с компаниями в реальном времени при одновременном устранении противоречий (раздельный учет при наличии освобождений, неоднозначных нормативных установок) в нормотворчестве и правоприменении.
Дальнейшее распространение практики проактив-ного администрирования подтверждается планами
ФНС «продолжить работы по развитию онлайн-сер-висов, делая основной упор на комплексный характер и проактивность решаемых задач»6.
Внедрение клиентоцентричности на базе отношений, основанных на принципах налогового партнерства и налоговой этики, отвечает интересам как налогоплательщиков, так и государства, способствуя проведению налоговой политики экономического развития.
6 Сайт ФНС России: «Даниил Егоров подвел итоги работы налоговых органов в 2019 году». URL: www.nalog.ru/rn77/ news/activities_fts/9611238.
список источников
1. Майбурова И. А., Иванова Ю. Б., ред. Архитектоника современного налогообложения потребления. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2020. 399 с.
2. Иванов Ю. Б. Принципы налогообложения: особенности для косвенных налогов. Монография. Майбу-ров И. А., Иванов Ю. Б., ред. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2020. 375 с.
3. Кушлин В. И. Траектории экономических трансформаций. М.: ЗАО Издательство Экономика; 2004. 310 с.
4. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика; 2014. 496 с.
5. Топсахалов Р. А. Теоретические основы формирования налоговой безопасности. Монография. М.: Русай-нс; 2017. 128 с.
6. Шильченко Т. Н. Государственное регулирование экономики. Таганрог: Изд-во частного образовательного учреждения высшего образования Таганрогского института управления и экономики; 2017. 189 с.
7. Вылкова Е. С. Энциклопедия управления налогообложением экономических субъектов. Монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ; 2017. 338 с.
8. Барулин С. В., Ермакова Е. А., Степаненко В. В. Налоговый менеджмент. М.: Дашков и К; 2015. 202 с.
9. Цепилова Е. С. Методология и инструментарий корпоративного контроля выполнения налоговых обязательств хозяйствующими субъектами. Дис. ... докт. экон. наук. Ростов-на-Дону; 2016. 301 с.
10. Вазарханов И. С. Компетентностно-сервисная концепция модернизации российских налоговых институтов. Дис. ... докт. экон. наук. Ростов-на-Дону; 2012. 432 с.
11. Милоголов Н. С. Налог на добавленную стоимость по операциям международной торговли услугами. Дис. ... канд. экон. наук. М.; 2014. 167 с.
12. Демин А. В. Налоговый комплаенс: компаративный аспект. Монография. Красноярск: Сиб. федер. ун-т; 2022. 216 с.
13. Gribnau H. Cooperative compliance: some procedural tax law issues. In: Tax Assurance. R. Russo(ed.), Deventer: Kluwer; 2015. Рр. 183-184, 188.
14. Деева Т. В. Персонифицированные и проактивные онлайн сервисы как платформа создания системы добровольного соблюдения налогового законодательства. Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2020;(3):42-48.
references
1. Maiburov I. A., Yu. B. Ivanov Yu. B., eds. Architectonics of modern taxation of consumption. Monograph. Moscow: UNITI-DANA; 2020. 399 p. (In Russ.).
2. Ivanov Yu. B. Principles of taxation: features for indirect taxes. Monograph. Maiburov I. A., Ivanov Yu.B., eds. Moscow: UNITY-DANA; 2020. 375 p. (In Russ.).
3. Kushlin V. I. Trajectories of economic transformations. Moscow: ZAO Publishing House Economics; 2004. 310 p. (In Russ.).
4. Panskov V. G. Taxes and the tax system of the Russian Federation. Moscow: Finance and statistics; 2014. 496 p. (In Russ.).
5. Topsakhalov R. A. Theoretical foundations of the formation of tax security. Monograph. Moscow: Ruscience; 2017. 128 p. (In Russ.).
6. Shilchenko T. N. State regulation of the economy. Taganrog: Publishing house of a private educational institution of higher education of the Taganrog Institute of Management and Economics; 2017.189 p. (In Russ.).
7. Vylkova E.S. Encyclopedia of taxation management of economic entities. Monograph. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University of Economics; 2017. 338 p. (In Russ.).
8. Barulin S. V., Ermakova E. A., Stepanenko V. V. Tax management. Moscow: Dashkovi K; 2015. 202 p. (In Russ.).
9. Tsepilova E. S. Methodology and tools for corporate control over the fulfillment of tax obligations by business entities. Diss. Doc. Sci. (Econ.). Rostov-on-Don; 2016. 301 p. (In Russ.).
10. Vazarkhanov I. S. Competence-service concept of modernization of Russian tax institutions. Diss. Doc. Sci. (Econ.). Rostov-on-Don; 2012. 432 p. (In Russ.).
11. Milogolov N. S. Value added tax on operations of international trade in services. Diss.Cand. Sci. (Econ.). Moscow; 2014. 167 p. (In Russ.).
12. Demin, A. V. Tax compliance: a comparative aspect. Monograph. Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t; 2022. 216 p. (In Russ.).
13. Gribnau H. Cooperative compliance: some procedural tax law issues. In: tax assurance. R. Russo, ed. Deventer: Kluwer; 2015. Pp. 183-184, 188.
14. Deeva T. V. Personalized and proactive online services as a platform for creating a system of voluntary compliance with tax laws. Scientific Bulletin: Finance, banks, investments. 2020;(3):42-48. (In Russ.).
информация об авторах / about the authors
Елена Сергеевна Цепилова — доктор экономических наук, профессор кафедры управления и технологий в туризме и рекреации, Сочинский государственный университет, Сочи, Россия
Elena S. Tsepilova — Doctor of Economics, Professor of Chair of Management and Technology in Tourism and
Recreation, Sochi State University, Sochi, Russia
https://orcid.org/0000-0002-1982-4435
Екатерина Сергеевна Будкина — аспирантка, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
Ekaterina S. Budkina — Postgraduate Student, The Russian Presidential Academy of National Economy and
Public Administration, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0002-1238-7551
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 12.12.2022; принята к публикации 02.03.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 12.12.2022; accepted for publication 02.03.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.