Научная статья на тему 'Эволюция монетного обращения в эпоху Западная Хань (202 г. до н.э. — 8 г. н.э.)'

Эволюция монетного обращения в эпоху Западная Хань (202 г. до н.э. — 8 г. н.э.) Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Древний Китай / Западная Хань / монеты баньлян / диски цзиньбин / монеты сычжу / монеты байцзинь / монеты учжу / банкноты байлу пиби / монеты чицзэ / Ancient China / Western Han / banliang coins / jinbing disks / sizhu coins / wuzhu coins / baijin coins / chize coins / bailupi banknotes

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Башкеев Виктор Викторович

В данной статье рассматриваются виды монет, сведения о которых сохранились в тексте двадцать четвертой главы официальной истории империи Западная Хань, «Хань шу», «Шихо чжи» («Трактат о продовольствии и деньгах») с точки зрения формирования и эволюции монетного обращения и денежной системы в империи Западная Хань (202 до н.э. 8 н.э.). Процесс формирования и эволюции денежной системы рассмотрен на всем протяжении истории империи, от ее основателя Лю Бана (Гао-цзу), до момента падения власти рода Лю и попыток рода Ван реформировать денежную систему в новом государстве Синь. Основной акцент в исследовании сделан на правления императоров Вэнь-ди (180-157 до н.э.) и У-ди (141-87 до н.э.) как наиболее значимых для развития монетного обращения на его пути поиска стабильно ходящей монеты. Именно в это время получили хождение две самые массовые монеты сычжу и учжу весом в четыре и пять чжу . Монеты учжу надолго стали основой монетного обращения в империи Хань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Башкеев Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution of Coinage in the Western Han Empire (202 BC — 8 AD)

This article is devoted to the types of coins preserved in the twenty-fourth chapter of the o cial history of Western Han Empire Han Shu (History of Han), Shihuo Zhi (Treatise on Food and Money) from the point of view of development and evolution of monetary system in Western Han Empire (202 BC 8 AD). The process of formation and evolution of the monetary system is considered all along the empire՚s history, from its founder Liu Bang (Gao-zu) to the fall of the Liu dynasty and Wang՚s attempts to reform the monetary system in the new Xin state. The study focuses on the reigns of Emperors Wen-di (180157 BCE) and Wu-di (141-87 BCE) as most signi cant for coinage development in their quest for stable coinage. It was at that time that the two most widely circulated coins were sizhu and wuzhu, weighing four and ve zhu. Wuzhu coins became the mainstay of coinage in the Han Empire for a long time.

Текст научной работы на тему «Эволюция монетного обращения в эпоху Западная Хань (202 г. до н.э. — 8 г. н.э.)»

DOI: 10.48647/IFES.2022.62.67.034

В. В. Башкеев

ЭВОЛЮЦИЯ МОНЕТНОГО ОБРАЩЕНИЯ В ИМПЕРИИ ЗАПАДНАЯ ХАНЬ (202 г. до н.э. — 8 г. н.э.)

Аннотация: В данной статье рассматриваются виды монет, сведения о которых сохранились в тексте двадцать четвертой главы официальной истории империи Западная Хань, «Хань шу», — «Шихо чжи» («Трактат о продовольствии и деньгах») с точки зрения формирования и эволюции монетного обращения и денежной системы в империи Западная Хань (202 до н.э. — 8 н.э.). Процесс формирования и эволюции денежной системы рассмотрен на всем протяжении истории империи, от ее основателя Лю Бана (Гао-цзу), до момента падения власти рода Лю и попыток рода Ван реформировать денежную систему в новом государстве Синь. Основной акцент в исследовании сделан на правления императоров Вэнь-ди (180-157 до н.э.) и У-ди (141-87 до н.э.) как наиболее значимых для развития монетного обращения на его пути поиска стабильно ходящей монеты. Именно в это время получили хождение две самые массовые монеты сычжу и учжу — весом в четыре и пять чжу. Монеты учжу надолго стали основой монетного обращения в империи Хань.

Ключевые слова: Древний Китай, Западная Хань, монеты баньлян, диски цзиньбин, монеты сычжу, монеты байцзинь, монеты учжу, банкноты байлу пиби, монеты чицзэ.

Автор: БАШКЕЕВ Виктор Викторович, научный сотрудник, Центр изучения культуры Китая, Институт Китая и современной Азии РАН (Нахимовский пр., 32, Москва, 117997). ORCID: 0000-0002-2785-1281. E-mail: [email protected].

Victor V. Bashkeev

The Evolution of Coinage in the Western Han Empire (202 BC — 8 AD)

Abstract: This article is devoted to the types of coins preserved in the twenty-fourth chapter of the official history of Western Han Empire — Han Shu (History of Han), Shihuo Zhi (Treatise on Food and Money) from the point of view of development and evolution of monetary system in Western Han Empire (202 BC — 8 AD). The process of formation and evolution of the monetary system is considered all along the empire's history, from its founder Liu Bang (Gao-zu) to the fall of the Liu dynasty and Wang's attempts to reform the monetary system in the new Xin state. The study focuses on the reigns of Emperors Wen-di (180157 BCE) and Wu-di (141-87 BCE) as most significant for coinage development in their quest for stable coinage. It was at that time that the two most widely circulated coins were sizhu and wuzhu, weighing four and five zhu. Wuzhu coins became the mainstay of coinage in the Han Empire for a long time.

Keywords: Ancient China, Western Han, banliang coins, jinbing disks, sizhu coins, wuzhu coins, baijin coins, chize coins, bailupi banknotes.

Author: Victor V. BASHKEEV, Research Associate, Center for the Study of Chinese Culture, Institute of China and Contemporary Asia, Russian Academy of Sciences (32, Nakhimovsky Av., Moscow, 117997). ORCID: 0000-0002-27851281. E-mail: [email protected]

Введение

Данная статья посвящена эволюции монетного обращения в империи Западная Хань (202 до н.э. — 8 н.э.)1. Исследование проведено на материале двадцать четвертой главы базового источника по истории империи Западная Хань, «Хань шу» («История Хань»), — трактату «Шихо чжи» («Трактат о продовольствии и деньгах»). Цель исследования — проследить и проиллюстрировать, какие именно монеты были в ходу от периода зарождения империи до периода ее наивысшего расцвета и возникновения на ее территории нового государства Синь.

Империя Западная Хань в своем развитии прошла этапы зарождения на протяжении правлений императоров Гао-цзу (202-195) и Хуй-ди (195-188), прошла через династический кризис 188-180 гг. до н.э. борьбы родов Лю и Люй (род жены основателя правящей династии Лю, Лю

1 Автор благодарит своего научного руководителя к.и.н. М.Ю. Ульянова за неизменную поддержку.

Бана, императора Гао-цзу) и перешла к становлению в правления императоров Вэнь-ди (180-157) и Цзин-ди (157-141), создавших политическую, экономическую и юридическую основу для дальнейшего усиления страны [Башкеев 2011, 39-44, 146-150; Башкеев 2013, 34-65; Башкеев 2019, 87-107; Башкеев, Ульянов 2014, 312-367], благодаря чему в годы правления императоров У-ди (141-87), Чжао-ди (87-74) и Сюань-ди (74-48) она достигла своего наивысшего расцвета [Башкеев, Ульянов 2014, 343-345]. После этого развитие политического процесса привело к возвышению рода Ван, в итоге предпринявшего попытку основать новое государство — Синь (букв. «новое»).

Эволюция монетного обращения интересует нас, прежде всего, как своего рода зеркало политического процесса, отражающее развитие экономической и политической мощи империи, находившейся в поисках стабильной, защищенной от подделок денежной единицы в течение всех этапов своего существования.

Средства обращения в период зарождения империи Хань (202-195 гг. до н.э.)

Монеты цянь Ш так или иначе ходили на территории современного Китая и в доимперский период, однако не являлись массово принятым средством обращения, будучи, скорее, предметом ритуала. Самым известным примером такого рода являются «монеты-ножи» дао цянь.

Во время объединения страны под властью первой, недолговечной империи Цинь (221-210) наряду с другими стандартизирующими реформами была введена единая номенклатура мер веса, сведения о которой сохранились

Рис. 1.

«Монеты в форме ножа» даоцянь ЛШ (УШ-Ш вв. до н.э.)

в двадцать первой главе «Хань шу» — трактате «О музыке и календаре» Люйли чжи: «[Меры] веса: чжу Ш, лянЩ, цзинь )т, цзюнь Щ, дань ^ ... один юэ ^ вмещает 1200 шу Щ2, два юэ — это лян. 24 чжу — это лян. 16 лянов — это цзинь, 30 цзиней — это цзюнь, четыре цзюня — дань»3 [Бань Гу 1962, 969]. Мера веса чжу, равнявшаяся сотне зерен проса шу, исходя из абсолютного веса одного зерна проса, составляла примерно 0,65-0,68 г, а один лян, соответственно, составлял примерно 16 граммов.

Наряду с унификацией мер веса был унифицирован и вес ходившей монеты, весившей 12 чжу и получившей название баньлян, т.е. «половина ляна» (восемь граммов). «Шихо чжи» сообщает об этом так:

«Когда Цинь объединила Поднебесную, валюту разделили на два уровня: „высшей валютой" шанби было золото, которое называлось и4. Форма медных монет была такой же, что и у монет [эпохи] Чжоу, [только] надпись [на них] гласила: „баньлян", и весили они столько, сколько было написано (Рис. 2).

А [такие предметы, как] жемчуг чжу, нефрит юй, черепашьи [панцири] гуй, раковины бэй, серебро, олово, использовались как предмет украшения или хранились как драгоценности, но не использовались как деньги» [Бань Гу 1962, 1152].

Несмотря на явную попытку ввести монету баньлян как единое платежное средство в империи Цинь, уже спустя несколько лет, в период зарождения империи Западная Хань в правление Лю Бана (202-195), стало ясно, что денежная система как устойчивый инструмент обраще-

2 Просяное зерно, ставшее мерой веса; исходя из значительно меньшего абсолютного веса проса как основной монокультуры по отношению к пшенице (4-7 грамм на 1000 зерен против 28-38), меры веса, принятые в античности в Восточной Азии значительно более подробные, чем в западной античности, где они восходят к весу пшеницы.

3 Здесь и далее перевод — В.В. Башкеев.

4 Название произошло от меры веса и М весом в 24 ляна, т.е. 384 грамма.

Рис. 3.

«Монета-шелуха» цзяцянь ~ШШ (начало эпохи Хань)

ния и эквивалент стоимости еще не сложилась. «Шихо чжи» сообщает следующее: «[Когда] Хань возвысилась, то, поскольку монеты Цинь [были] тяжелыми и неудобными в использовании, изменили [их], [издав] повеление народу отливать монеты цзя» (Рис. 3) [Бань Гу 1962, 1152]. Иероглиф цзя Ш имеет основное значение «шелуха» и, судя по всему, название указывает на низкое качество отливаемых монет. Они действительно оказались меньше циньских по весу, были плохо отлиты и имели разный размер. Сказывалось то, что в правление Лю Бана в самом начале новой империи власть еще не могла взять на себя централизованный контроль за литьем из-за политической борьбы [Башкеев 2011, 39-44; Башкеев, Ульянов 2014, 340] и фактически отдавала литье мелкой монеты в «частные руки», видимо, не считая «низовую» торговлю делом первостепенной важности.

Иная ситуация складывалась в сфере экономических отношений между высшей и средней знатью. Наряду с мелкими монетами низкого качества в это же время появились такие своеобразные «монеты», как золотые слитки цзиньбин («лепешки из золота») неправильной круглой формы (Рис. 4). «Шихо чжи» упоминает об этом сразу вслед за сообщением о монетах цзя. В следующем предложении говорится, что «золото

[весило] один цзинь» [Бань Гу 1962, 1152], т.е. 256 грамм, что тяжелее циньской монеты в 32 раза и фактически является большим слитком лепешкообразной формы, а не монетой. По сути, цзинь бин были эволюцией циньских слитков золота и, притом что вес и тут был уменьшен — с 384 до 256 граммов. Тем не менее, ими действительно расплачивались, но не за регулярные торговые операции, а при награждении значимых персоналий (что также соотносится с определением, данным в «Хань шу» циньскому золоту, — «высшая валюта» шанби).

Например, как нам известно из хроники правления Лю Бана в первой главе «Хань шу», «Гао-ди цзи» («Хроники [правления] императора Гао-ди»), представитель знатного рода Тянь, Тянь Кэнь, в 202 г. до н.э. получил пять сотен таких «монет» лично от императора в награду за стратегическое предложение по расположению новой столицы империи [Бань Гу 1962, 59; 2021, 142].

В дальнейшем такого рода «монеты», очевидно, использовались как средство накопления богатства — их находят в могилах знати, принадлежащих не только к первому правлению в эпохе Хань, но и к последующим императорам. Так или иначе «золотые диски» были первой попыткой верховной власти институциализировать сферу денежного обращения, пусть даже только в среде расчетов с высшей аристократией.

Следующий за правлением Лю Бана пятнадцатилетний период правления императора Хуэй-ди (195-188) и регентства жены Лю Бана, вдовствующей императрицы Люй (188-180) не оставил в «Шихо чжи» предметных сведений об эволюции монеты. Однако сведения сохранились в основном разделе «Хань шу», главе третьей, «Гао-хоу цзи» («Хроники [регентства] императрицы Гао-хоу»). В хронике за 186 г. до н.э сообщается о введении в обращение монет бачжу5 (Рис. 5) [Бань Гу 1962, 97; Бань Гу 2021, 166]. Несмотря на то, на них все еще сохранялась надпись баньлян, их вес был меньше циньских на треть, но больше, чем у монет в правление Лю Бана.

Однако долго такая мера, вновь увеличивающая содержание металла в монете, долго не продержалась, и уже в хронике шестого лунного месяца 182 г. до н.э. сообщается о введении в обращение монет уфэнь [Бань Гу 1962, 99; 2021, 167]. Их название «пять фэней», или «пять частей», обусловлено тем, что вес составлял пятую часть от оригинального циньского баньляна, равняясь 2,4 чжу, или 1,6 грамма. Поскольку это

5 Бачжу АШ указывает на вес монеты, т.е. на восемь чжу или примерно шесть граммов.

Рис. 5. Рис. 6.

«Монета восемь чжу» бачжу ДШ «Монета пять частей» уфэнь

практически повторяло и вес и внешний вид монет цзя, вероятнее всего, двор просто принял одновременное хождение как более тяжелых монет бачжу, по сути, представлявших из себя облегченную версию оригинальной циньской монеты, так и легкого варианта уфэнь, скорее всего, производимого двором в противовес изготавливаемым частным образом без соблюдения каких-либо норм веса монетам — например, путем извлечения металла из более тяжелых монет (Рис. 6). Подобного рода вынужденное противодействие хорошо иллюстрирует степень управляемости денежной системы того времени из столичного центра — она была очень низкой.

Средства обращения в период становления империи Хань (180-141 гг. до н.э.)

Правление императора Лю Хэна, более известного как ханьский Вэнь-ди (180-157 до н.э.), воспоследовавшее за тяжелым династическим кризисом, — ознаменовалось специальными мерами по оздоровлению денежной системы, сведения о которых впервые остались и в специализированном трактате, и в основном разделе «Хань шу», главе четвертой, «Вэнь-ди цзи» («Хроники [правления] императора Вэнь-[ди]»). В сообщении за четвертый лунный месяц 175 г. до н.э. говорится об отмене повеления, делающего частное литье монеты преступным, и об изменении веса монеты до четырех чжу — была создана монета сычжу (Рис. 7) [Бань Гу 1962, 121; Бань Гу 2021, 185]. Подчеркнем, ни в одной из соответствующих глав не сохранилось сведений о том, когда эти за-

прещающие постановления были приняты — из текста Хань шу мы узнаем лишь об их отмене.

Попадание такого рода сведений сразу в несколько разделов официальной истории государства свидетельствовало о совершенно другом отношении высшей власти к этой проблеме — с одной стороны, в основной раздел дицзи, по сути, представлявший собой хронику деяний императора вместе с текстами документов высшей бюрократии, попадали только самые важные сведения. С другой стороны, специальный трактат «Шихо чжи», в отличие от предыдущего периода регентства императрицы Люй, сохранил подробности, упоминания которых подобные события 186 и 182 гг. до н.э. не удостоились. Такая перемена логично вписывалась в общий курс на повышение управляемости страной с помощью некой «либерализации» экономической политики — в предшествующий период, полный драматических политических событий, императорский двор обладал всей полнотой власти лишь в ритуально-религиозной сфере, и все попытки регулирования монетного обращения посредством запрещающих постановлений успеха не имели. Вэнь-ди, пришедший к власти после суровых политических и социальных потрясений, понимал, что в начале правления речи о полноценном административном, политическом и экономическом управлении огромной территории империи (уже тогда занимавшей практически всю восточную половину современного Китая) еще быть не может, так как к 175 г. до н.э. центральная власть полноценно контролировала в основном столичный регион (так называемое Внутризаставье) и только начала претендовать на большее. Ключевое действие Вэнь-ди здесь — разрешение частного литья монеты, которое, несмотря на запрещающие повеления, очевидно, процветало при императрице Люй настолько, что прямое сообщение о факте издания запрещающих повелений и сам их текст в «Хань шу» отсутствуют. С учетом этого очевидно, что, идя на такое послабление мер, новый император стремился обрести лояльность знати на богатом и отдаленном от столицы юге страны, во владении У, понимая на опыте предыдущего правления, что все регулирующие документы там будут просто игнорироваться.

Рис. 7.

«Монета четыре чжу» сычжу ЩШ

Более подробно нововведения 175 г. до н.э. описаны в «Шихо чжи»:

«На пятом году [правления] Сяо Вэнь-[ди] из-за увеличения количества монет в [обороте] и уменьшения их веса изменили отливаемую монету на сычжу, надпись на ней [по-прежнему] была „баньлян". [Также] отменили повеление, делающее [частное] литье монеты преступным, разрешив народу свободное литье» [Бань Гу 1962, 1153].

При этом все же были введены ограничительные меры — необходимо было соблюдать норму содержания меди в монете, манипуляции с составом металлов считались преступлением и клеймились [Бань Гу 1962, 1153]. Реакция на такую «либерализацию» последовала сразу. Чиновник Цзя И, критикуя эти меры, выступил с пространным обращением к трону, полный текст которого приводится в «Шихо чжи» сразу вслед за сообщением об отмене преследования за частное литье. Суть выступления тезисно состоит в следующем:

1. Несмотря на регламентацию состава монеты и наказание клеймением за его несоблюдение, ничего не поменяется — просто раньше казнили за самовольный отлив, а сейчас придется клеймить за нарушение состава металлов в монете, отлитой частным образом:

«Осмелившиеся искусно примешать свинец или железо [к меди], будут заклеймены за преступление. Однако обстоятельства литья монеты [таковы, что], не подмешав искусно [железа или свинца], не получишь дополнительного дохода, если же подмешать даже самую малость, сделаешь выгоду огромной... В древности, когда [частное] литье монеты было запрещено, преступления [, наказуемые] смертью, ждали вердикта. Ныне, когда все льют монету, преступления [, наказуемые] клеймом, ждут вердикта. Какая выгода Верховному [правителю] от такого закона?» [Бань Гу 1962, 1153-1154].

2. Корень проблемы — в чрезмерной доступности медных месторождений, и люди занимаются добычей меди вместо основы экономики — земледелия:

«Ныне дела земледелия заброшены, а собирающих медь с каждым днем все больше; они забросили свои лемехи и мотыги, плавят, отливают формы для монет, жгут древесный уголь; „преступных"

монет с каждым днем все больше, а пяти злаков — немного. Добрый люд соблазняется преступлениями и развратом, а предусмотрительный народ попадается в ловушки, и его наказывают и казнят; если наказания и смертные казни в будущем еще усилятся, будет неспокойно; как можно не обращать на это внимания?! ... Количество преступлений не поддается подсчету, а ограничение законом часто не удается; причина всего этого — медь. Медь распространилась по Поднебесной и из-за этого ущерб только увеличивается» [Бань Гу 1962, 1155].

В качестве альтернативы Цзя И предлагает подробный план, фактически представляющий монополизацию государством и добычи меди и изготовления монеты с целью регулирования ее веса, а как следствие — экономики. Позитивной реакции императора на это предложение не последовало, и историограф, обладавший знанием о дальнейшем развитии ситуации, явно находится здесь на стороне Цзя И:

«Ныне увеличение ущерба можно прекратить и получить семь преимуществ. Что же такое семь преимуществ?

1. Император, собирая медь, запрещает ее распространение, поэтому народ не отливает монету [в частном порядке], [случаи] наказаний клеймом не накапливаются — это первое.

2. Фальшивые монеты [больше] не воспроизводятся и народ не подозревает другу друга — это второе.

3. Собирающие медь и отливающие [монету] возвращаются к распашке полей — это третье.

4. [Когда] вся медь возвращается к императору, он с помощью накопленной меди проводит [политику] цинчжун: [когда] монета легкая, то [соответствующим] методом собирает ее, [когда монета] тяжелая, то [соответствующим] методом распространяет ее; [цены на] вещи и товары уравнены — это четвертое6.

5. [Медь может использоваться] для изготовления оружия и награждения им знати и чиновников; для установления количества [подарков] и различения знати и худородных — это пятое.

6. С помощью [собирания меди] надзирают за всеми товарами, гармонизируют наполненное и пустое и собирают необычное и из-

6 Здесь Цзя И следует популярной экономической теории, предложенной еще в доимперский период философом Гуань Чжуном в трактате «Гуань-цзы». См. [Штейн 1959, 159-182, 309-319].

Рис. 8.

«Монета четыре чжу» сычжу ЩШ

лишнее, поэтому чиновники гуань в изобилии и богатстве, а народу второстепенных [занятий] трудно — это шестое7.

7. Устанавливая контроль над нашим оставленным богатством, с помощью [него] будем бороться с народом сюнну и враг обязательно будет усмирен — это седьмое.

Поэтому тот, кто добр к [народу] Поднебесной, причины, ведущие к ущербу, превратит в преимущества, а поражения превратит в успех. Ныне давно отступили от семи преимуществ, что ведет к большому разрушению, [Ваш] слуга искренне страдает из-за этого.

7 То, что торговля страдает тогда, когда процветает земледелие, считалось позитивным фактором потому, что чиновники традиционно получали содержание с пахотных земель в зерновом эквиваленте.

Император не послушал. Как раз в это время чжухоу из У отливал монету [у себя] в горах, сравнялся по богатству с Сыном Неба; затем он, в конце концов, восстал (Рис. 8). Дэн Тун, будучи [всего лишь] дафу, отливая монеты, превысил в богатстве ванов. Таким образом, монеты [из владения] У и Дэн [Туна] распространились по Поднебесной»8. [Бань Гу 1962, 1155-1157].

Правление следующего императора Цзин-ди (157-141) не отметилось никакими событиями в сфере монетного обращения, монеты сычжу продолжали ходить.

Средства обращения в период расцвета империи Хань (141-33 гг. до н.э.)

Правление императора У-ди (141-87) — самое длительное, насыщенное событиями и перипетиями политической борьбы в государстве Западная Хань. В это время территория государства была значительно расширена, произошли важные изменения в структуре высшей бюрократии, при этом исключительная длительность правления, в конце концов, породила серьезную напряженность в борьбе за власть, исходившую, прежде всего, со стороны группировок вокруг родственников императора по женской линии.

Ранее с опорой на определенные политические и экономические критерии мы неоднократно выделяли в данном правлении различные периоды [Башкеев 2007, 1-3; Башкеев 2014, 473-482; Башкеев, Ульянов 2014, 342-343]. В частности, в тезисах 2007 г. «правление было поделено нами на периоды, в соответствии с которыми менялась экономическая ситуация, критериями начала и конца периодов были сообщения о достатке (начало периода) и о нехватке средств (конец периода)» [Башкеев 2007, 1]. На настоящий момент правление разделяется нами на две большие эпохи — 141-113 гг. до н.э. и 114-87 гг. до н.э., в рамках которых выделяются семь периодов, критериями которых является развитие политической борьбы [Башкеев 2014, 473-482].

8 Удостовериться в том, что монета лилась без соблюдения стандартов, можно, взглянув на Рис. 8, — монета, отлитая в южном владении У неким Дэн Туном, который был в фаворе у Вэнь-ди и одновременно являлся приближенным другого человека из рода Лю — вана владения У Лю Пи. В дальнейшем Лю Пи станет печально известен тем, что возглавит масштабный мятеж против центральной власти, известный как «мятеж семи ванов».

В свете развития монетной системы нас интересует время рубежное — четвертый и пятый периоды, последний в первой эпохе и первый во второй — 121-114 гг. и 113-105 гг. до н.э. Это время, когда вследствие активных военных кампаний как на северном (против степняков, прежде всего — хунну), так и на южном (против вьетов и корейцев) направлении было необходимо изыскивать дополнительные возможности по собиранию налогов, в том числе с помощью реформ монет. Все это происходило на фоне серьезного давления на императора, к тому моменту уже три десятилетия находившегося у власти — дольше, чем все его предшественники. Еще больше ситуация усугублялась из-за большого наводнения, произошедшего летом 120 г. до н.э. Об этом сообщает глава шестая «Хань шу», «У-ди цзи» («Хроники [правления] императора У-[ди]»). Из хроники пятого лунного месяца 120 г. до н.э. мы узнаем, что в пострадавшие округа были отправлены специальные представители двора, которые должны были курировать дополнительную посевную озимыми для смягчения возможных последствий — во избежание голода [Бань Гу 1962, 177; Бань Гу 2021, 224].

Сложившаяся ситуация требовала немедленной реакции, поэтому целью проведения реформы в этом же году было собрано совещание императора с высшим чиновничеством, содержание которого изложено в «Шихо чжи» и начинается с подробного описания текущего состояния:

«Некоторые из выплавляющих и отливающих [монеты] и выпаривающих соль скопили богатство в десяток тысяч [цзиней] золота, но они не помогают [в разрешении] всеобщих проблем, простому народу лиминь тяжело и трудно.

Поэтому Сын Неба, посовещавшись с гунами и цинами, изменил монеты и [другую] валюту, чтобы обеспечить потребности и обуздать разнузданных и развратных монополистов.

В это время в запретных парках были белые олени, а в финансовом ведомстве было много серебра и олова. Со [времени, когда] Сяо Вэнь-[ди] изменил монету на сычжу, до [времен правления под девизом] цзянь-юань (140-135) прошло более сорока лет. До настоящего времени (120 г. до н.э.) [серебро и олово] использовались мало, и [люди из] столичной администрации то и дело ходили в горы, где было много меди, и отливали монеты; а народ, при этом тоже незаконно отливавший [монету], вообще не поддается исчислению. Монет было все больше, и они были все легче, товаров было мало, и они были все дороже.

Вышестоящие чиновники сказали: в древности кожа [использовалась] как валюта, чжухоу приносили ее при официальных визитах. Металлы делятся на три класса (уровня): высший — „желтый металл" (золото), средний — „белый металл" (серебро), низший — „красный металл" (медь). Ныне монеты баньлян по закону весят четыре чжу. Некоторые преступники незаконно стирают тыльную сторону монеты и получают [медные] опилки, монеты становятся все легче и тоньше, а вещи — дороже, и поэтому хлопоты и затраты по использованию валюты на отдаленных территориях невозможно уменьшить» [Бань Гу 1962, 1162-1163].

По результатам совещания была выработана реформа, включавшая три пункта:

1) создание «ваучеров» из кожи белого оленя байлу пиби для подношений знати ко двору (Рис. 9);

2) создание монет из «белого металла» (серебра и олова) — байцзинь;

3) окончательная отмена монет баньлян и введение вместо них монеты в три чжу (Рис. 10).

Данные меры были активированы одобрением прошения чиновников, о чем сообщает и шестая глава «Хань шу», в которой сохранился соответствующий документ — чиновничье прошение трону, свидетельствующее об изготовлении новых средств обращения для обеспечения расходов [Бань Гу 1962, 178; 2021, 225].

Рис. 10. «Монета три чжу» саньчжу

Подробно все принятые меры и регламент внешнего вида байцзинь изложены в «Шихо чжи»:

«Тогда было решено использовать кожу белого оленя [размером в один] квадратный чи, украшенную по бокам разнообразной вышивкой в качестве „кожаной валюты", [каждый кусок] стоил сорок тысяч [монет]. Ваны, хоу и родственники императора, [приходя] ко двору как родственники или с официальным визитом, должны были [сначала] положить [свой] нефритовый знак отличия на кожаную валюту и [только] потом могли пройти.

Кроме этого, [используя] серебро и олово, сделали [монеты] из белого металла байцзинь. Полагая, что для нужд Неба ничто не сравнится с драконом, для нужд Земли ничто не сравнится с лошадью, а для нужд Человека ничто не сравнится с [панцирем] черепахи, [сделали] три вида байцзинь: первая из них весила восемь лянов, была круглая, на ней был нарисован дракон, звалась она байсюань, стоила три тысячи [монет] (Рис. 11); вторая из них весила несколько меньше, была квадратная, на ней была нарисована лошадь, стоила пятьсот [монет] (Рис. 12); третья из них весила в два раза меньше, была

Рис. 12.

Монета байцзинь

в виде лошади

триста [монет] (Рис. 13).

Чиновникам столичной администрации приказали расплавить монеты баньлян и вместо них отливать монеты саньчжу, весившие согласно надписям на них. Незаконно отливавшие монеты из различных металлов все были казнены, но все же нарушители [среди] чиновников и народа не поддавались исчислению» [Бань Гу 1962, 1163-1164].

Несмотря на смелость, данная реформа оказалась неудачной. Спустя два года — уже в 118 г. до н.э. чиновники подали другое прошение, гласящее, что «монеты саньчжу легкие, и легкие монеты легко подделать; поэтому [они] попросили, [чтобы в] округах и владениях отливали монету учжу с окаймлением на тыльной стороне, с запрещением стирать с них опилки» [Бань Гу 1962, 1165]. Иными словами, эти монеты было легко подделать, и они были очень ненадежным средством обращения.

Данное прошение было удовлетворено весной 118 г. до н.э., о чем мы узнаем из соответствующей хроники в «Хань шу», «У-ди цзи» («Хроники [правления] императора У-[ди]»). Монеты баньлян и саньчжу были упразднены и в обращение ввели монету учжу [Бань Гу 1962, 179; Бань Гу 2021, 225].

Это решение стало историческим, если не сказать эпохальным не только для монетного обращения государства Западная Хань, но и для последующих эпох традиционного периода истории Китая. Введенная монета в пять чжу действительно обладала окантовкой, наличие которой должно было указывать на то, что монета легальна (Рис. 14). По этой ли причине, или из-за удачно подобранного размера и формы вкупе с весом, эта монета стала невероятно популярной и массовой, изготавливаясь и сохраняясь в ходу на столетия и столетия вперед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 14.

«Монета пять чжу» учжуЖЩ. с окантовкой

Конечно же, такая популярность была обеспечена не только за счет легального литья монеты учжу. «Шихо чжи» сообщает:

«Спустя пять лет после создания монет байцзинь и учжу амнистировали чиновников и народ, приговоренных к смерти за незаконное отливание металла и монет, в количестве нескольких десятков тысяч человек. [Количество] не попавшихся на глаза [чиновникам], но убивавших друг друга [из-за этого] не поддается исчислению. Более миллиона человек, выдавших себя, было амнистировано. Однако себя смогло выдать меньше половины, практически везде в Поднебесной отливали металл и монеты.

Нарушавших закон была такая масса, что чиновники не могли наказать всех. Поэтому по округам и владениям в разных направлениях были посланы комиссары боши: Чжу Да, Сюй Янь и другие — [с целью] обнаружить наживающихся монополистов, начальников округов и министров [во владениях чжухоу]» [Бань Гу 1962, 1168].

Подобного рода ситуация, несомненно, требовала урегулирования. Сначала для того, чтобы бороться с поддельными монетами, в 115 г. до н.э. была придумана специальная версия монеты учжу — монета под названием чицзэ — «красный бок» и форма для взимания налогов в них (Рис. 15). Несмотря на оригинальность идеи, она также не сработала — монеты чицзэ быстро подешевели и были изъяты из обращения, а вместе с ними эта же участь постигла и монеты байцзинь, до этого тоже призванные отрегулировать законное обращение монеты. Поэтому в конце концов была принята радикальная мера по централизации изготовления монеты — монополия на эту функцию теперь была закреплена исключительно за столичными чиновниками:

«В округах и владениях, где отливали монету, народ во множестве преступно отливал [ее]; монеты в большинстве своем были легкие. И гуны с цинами попросили [издать] повеление, по которому столичные ши [должны были] отливать [монеты] чицзэ. Одна [монета должна была] стоить пять [чжу]; налоги фу на правительственные нужды, взимаемые не в чицзэ, не разрешались к приему. [Монеты] байцзинь постепенно дешевели, народ не хранил и не использовал [их]; столичная администрация повелением запретила их, и в течение года с лишним [монеты] окончательно вышли из обращения.

...Через два года после этого монеты чицзэ подешевели, народ, искусно [избегая] закон, использовал их; [это] было неудобно, и [их] тоже изъяли из обращения. Поэтому полностью запретили литье мо-

Рис. 15.

«Монета красный бок» чицзэ с футляром для сбора налогов

неты в округах и владениях. Специальным повелением [разрешили] отливать [монету ведомству] саньгуань в императорском парке Шан-линь. [Когда] монет стало много, по Поднебесной было объявлено, что монеты, [изготовленные] не саньгуань, не разрешаются к хождению. Все монеты, ранее отлитые в различных округах и владениях, изъяли из обращения и расплавили, а медь перевезли в саньгуань. Монет, отливаемых народом, становилось все меньше, и, подсчитывая свои затраты, [народ] не мог [получить] соответствующую [выгоду]. Только лишь умелые ремесленники и большие преступники все еще незаконно делали их». [Бань Гу 1962, 1169].

После принятых в 113 г. до н.э. мер по централизации изготовления монета учжу устойчиво ходила в течение целого ряда правлений, оказавшись весьма устойчивой, в отличие от всех предыдущих итераций монетного обращения. Это подтверждается сообщением «Шихо чжи» за 44 г. до н.э. В трактате сохранилась дискуссия между чиновниками времен правления императора Юань-ди (48-33), бывшего третьим после У-ди императором, правившим вслед за императорами Чжао-ди (87-74) и Сюань-ди (74-48):

«Гун Юй говорил: [Из-за количества] изготовляющих монеты и добывающих медь каждый год сто тысяч человек не пашут землю; среди народа много осужденных и казненных за преступное изготовление монеты. Богатые люди накапливают целые палаты монет, но никак не удовлетворятся. Сердца народа взволнованы и колеблются, забросили основное и устремились к второстепенному, пашущих — меньше половины [населения], преступления и разврат не остановить; причина [этого] происходит из монет. Беспокоясь о второстепенном, забыли основное9; надо упразднить учреждения по сбору жемчуга, нефрита, золота, серебра и изготовлению монет, [эти вещи] нельзя больше использовать как валюту; отменить налог цзу с торговли и продаж [взимаемый] в [монетах] чжу, а налоги цзу и шуй как и подношения двору должны взиматься хлопком бу, шелком бо и зерном, тогда только народ полностью обратится к земледелию и шелкоткачеству.

Обсуждающие решили, что для торговли необходимы монеты, поскольку хлопок бу и шелк бо не могут быть разорваны на части. Предложение [Гун] Юя дальше не пошло» [Бань Гу 1962, 1169].

9 Речь идет о противопоставлении земледелия и торговли — «основного» и «второстепенного».

Подобного рода дискуссия хорошо иллюстрирует ту функцию, которую в 44 г. до н.э. выполняла монета учжу — за короткое время ей удалось стать полноценной частью экономики и фискальной системы, несмотря на противодействие очень мощной идеологии, согласно которой единственным достойным и важным делом оставалось земледелие, «основное занятие» бэнь, тогда как торговля, ремесло и сфера финансов по-прежнему считались низменными и мыслились «второстепенным» занятием мо. Это важное, рубежное достижение монет учжу осознает и историограф, сразу после рассказа о дискуссии в правление Юань-ди переходящий еще на сорок лет вперед и сообщающий нам, что «с пятого года [правления] императора У-[ди] [под девизом] юань-дин [112 г. до н.э.], когда саньгуань впервые изготовили монету учжу, до середины [правления] императора Пин-ди [под девизом] юань-ши (1-5 гг. н.э.) было изготовлено более 28 миллиардов монет».

Заключение

Итак, всего в эпоху Западная Хань (202 г. до н.э. — 8 г. н.э.) в обращении побывали следующие виды монет и прочих средств обращения и накопления:

1. Мелкие и низкокачественные монеты цзяцянь ^^ («монета-шелуха»), введенные Лю Баном в самом начале Западной Хань как альтернатива циньским монетам баньлян, изначально весившим 12 чжу (8 граммов).

2. Золотые слитки цзиньбин («лепешки из золота»), весом в один цзинь (256 граммов) использовавшиеся как средство накопления и наград для знати.

3. Монеты бачжу ДШ (восемь чжу), введенные во время регентства императрицы Люй в 186 г. до н.э., весом в 6 граммов.

4. Монеты уфэнь (пятая часть от оригинального циньского баньляна), введенные во время регентства императрицы Люй в 182 г. до н.э., весом в 2,4 чжу или 1,6 граммов.

5. Монеты сычжу ИШ (четыре чжу), введенные в 175 г. до н.э. в правление императора Вэнь-ди и весившие 3 грамма.

6. Монеты саньчжу ^Ш (три чжу), введенные в 120 г. до н.э. в правление императора У-ди и весившие 2,1 грамма.

7. Монеты байцзинь («белый металл»), трех подвидов, введенные в 120 г. до н.э. в правление императора У-ди.

8. Банкноты из кожи белого оленя байлу пиби ^Ш&Ш, введенные в 120 г. до н.э. в правление императора У-ди.

9. Монеты чицзэ ^^ («красный бок»), введенные в 115 г. в правление императора У-ди — специально для взимания ими налога с целью борьбы с поддельными монетами.

10. Монетыучжу 5Ш (пять чжу), введенные в 115 г. до н.э. вместо четырех предшествующих и начавшие монопольно изготовляться центральной администрацией в 113 г. до н.э.

Последний вид монет оказался самым устойчивым — после длительной эволюции монетное обращение и денежная сфера пришли к стабильности на длительный срок. Во время попытки взять власть в свои руки с 9 по 23 г. н.э. основатель государства Синь Ван Ман в новых исторических условиях пытался проводить новые денежные реформы. Однако и после них монеты учжу продолжали циркулировать, подтвердив свою эффективность. Это обращает на себя особое внимание в свете того, что политическая ситуация при дворе отнюдь не демонстрировала той стабильности, что мы можем увидеть в системе денежного обращения после завершения правления императора У-ди. На наш взгляд, это красноречиво свидетельствует о совершенно разных «амплитудах» колебания политических и социально-экономических процессов в традиционном Китае — первые проходят через фазы кризиса (порой острого) значительно чаще, тогда как однажды найденная эффективная монета способна оставаться в обращении на века, перед этим менее чем за век пережив с десяток трансформаций.

Библиографический список

Бань Гу. Хань шу («История Хань»). — в 8 т. / пер. с китайского В.В. Баш-кеева под ред. М.Ю. Ульянова; коммент., вступит. ст. и приложение В.В. Башке-ева и М.Ю. Ульянова. — (Памятники письменности Востока. CLVI, 1 / редкол.: А.Б. Куделин (пред.) и др.). Т. 1. — Ди цзи («Хроники [правления] императоров»). Главы 1-6. — М.: ИДВ РАН — Вост. лит., 2021.

Башкеев В.В. Изменения денежной системы в государстве Западная Хань (206 г. до н.э. — 8 г. н.э.): по материалам главы 24 Ханьшу («Истории [государства Западная] Хань»). // Ломоносов-2007: материалы докладов XIV международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (7-11 апреля 2007 г.). (в электронном виде). — М.: Гуманитарий, 2007. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/03/[email protected] (дата обращения: 26.04.2022).

Башкеев В.В. Жанровая атрибутация текста второй части первой главы Ханьшу («История Хань»): анализ структуры главы. // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Востоковедение. — Улан-Удэ, 2011. Выпуск 8. С. 39-44.

Башкеев В.В. Правление западноханьского императора Вэнь-ди: анализ важнейших политических процессов (на основе данных Ханьшу). // XLШ научная конференция «Общество и государство в Китае», часть II, выпуск 8. — М., 2013. С. 34-65.

Башкеев В.В. Две «эпохи» в правление западноханьского У-ди (141-87 гг. до н.э.): деятельность императора в сакральной сфере как инструмент политической борьбы // В пути за китайскую стену. К 60-летию А.И. Кобзева. Выпуск 12. — М., 2014. С. 467-487.

Башкеев В.В. Первые результаты текстологического анализа Гао-ди цзи шан (Хроника Гао-ди, часть первая) из Хань шу в сопоставлении с соответствующими главами из Ши цзи // 48-я научная конференция «Общество и государство в Китае». — М., 2018. С. 432-449.

Башкеев В.В. О структуре изложения в разделе дицзи Хань шу. (На материале главы Гао-ди цзи ся) // 49-я научная конференция «Общество и государство в Китае». — М., 2019. С. 87-107.

Башкеев В.В., Ульянов М.Ю. Периодизация как инструмент и как результат исследования политического процесса: на примере истории Китая поздней древности (221 г. до н.э. — 25 г. н.э.) // 44 научная конференция «Общество и государство в Китае», часть II, выпуск 15. — М., 2014. С. 312-367.

Гуань Ханьхэн. Баньлян хоби тушо [Монеты баньлян в прорисовках с пояснениями]. — Шанхай: Шанхай шудянь, 1995. (На кит.)

Синицын Е.П. Бань Гу — историк древнего Китая. — М.: ГРВЛ, 1975.

Штейн В.М. Гуань-цзы. Исследование и перевод. — М.: Издательство восточной литературы, 1959.

Бань Гу. Хань шу [История Хань]. — Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1962. (На кит.)

References

Ban Gu (1962). Han shu [History of Han], Bejing: Zhonghua shuju chubanshe. (In Chinese).

Ban Gu (2021). Han shu («Istoriya Han'») [History of Han]. — v 8 t. / per. s kita-jskogo V.V. Bashkeeva pod red. M.YU. Ul'yanova; komment., vstupit. st. i prilozhenie V.V. Bashkeeva i M.YU. Ul'yanova. — (Pamyatniki pis'mennosti Vostoka. CLVI, 1 / redkol.: A.B. Kudelin (pred.) i dr.). T. 1 [in 8 vol. Translated from Chinese by V.V. Bashkeev, ed. by M.Y. Ulyanov; commentary, introductory article and appendix by V.V. Bashkeev and M.Y Ulyanov. — (Monuments of the written language of the

East. CLVI, 1 / ed. by A.B. Kudelin (Pred.) et al.) vol. 1]. — Di czi («Hroniki [prav-leniya] imperatorov»). Glavy 1-6 [Chronicles [of the Emperors reign] chapters 1-6], Moscow: IDV RAN — Vost. lit. (In Russian).

Bashkeev V.V. (2007). Izmeneniya denezhnoj sistemy v gosudarstve Zapadnaya Han' (206 g.do n. e. — 8 g. n. e.): po materialam glavy 24 Han'shu («Istorii [gosu-darstva Zapadnaya] Han'») [Changes in the monetary system in the Western Han state (206 B.C. — 8 A.D.): based on the materials of Chapter 24 of the Hanshu («History of the [Western] Han state»)], Lomonosov-2007: materialy dokladov XIV mezhdu-narodnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh (7-11 aprelya 2007 g.). (v elektronnom vide) [Lomonosov 2007: reports of the XIV International Conference of undergraduate, graduate students and young scientists (April 7-11, 2007). (in digital form)], Moscow: Gumunitarii: URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/ Lomonosov_2007/03/[email protected] (accessed: 26.04.2022). (In Russian).

Bashkeev V.V. (2011). Zhanrovaya atributaciya teksta vtoroj chasti pervoj glavy Han'shu («Istoriya Han'»): analiz struktury glavy [Genre attribution of the text of the second part of the first chapter of Hanshu («History of Han»): analysis of the chapter structure], Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Vostokovedenie [Buryat State University Herald. Oriental Studies series], Ulan-Ude. Issue 8: 39-44. (In Russian).

Bashkeev V.V. (2013). Pravlenie zapadnohan'skogo imperatora Ven'-di: analiz vazhnejshih politicheskih processov (na osnove dannyh Han'shu) [Reign of the Western Han Emperor Wen-di: analysis of the most important political processes (on the basis of Han shu data)],XLIIInauchnaya konferenciya «Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae», chast'II, Vypusk 8. [XLIII Scientific Conference «Society and State in China», Part II], Moscow. Issue 8: 34-65 (In Russian).

Bashkeev V.V. (2014). Dve «epohi» v pravlenie zapadnohan'skogo U-di (14187 gg. do n.e.): deyatel'nost' imperatora v sakral'noj sfere kak instrument politicheskoj bor'by [Two «epochs» in the reign of Western Han Wu-di (141-87 B.C.): Emperor's activity in sacral sphere as an instrument of political struggle], Vputi za kitajskuyu stenu. K 60-letiyu A.I. Kobzeva. Vypusk 12. [On the way over the Chinese wall. To the 60th anniversary of A.I. Kobzev], Moscow. Issue 12: 467-487. (In Russian).

Bashkeev V.V. (2018). Pervye rezul'taty tekstologicheskogo analiza Gao-di czi shan (Hronika Gao-di, chast' pervaya) iz Han' shu v sopostavlenii s sootvetstvuyush-chimi glavami iz Shi czi [The first results of textological analysis of Gao-di-ji Shan (Chronicle of Gao-di, part one) from Han-shu in comparison with corresponding chapters from Shi-ji], 48 nauchnaya konferenciya «Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae» [48th Scientific Conference «Society and State in China»], Moscow. Pp. 432-449. (In Russian).

Bashkeev V.V. (2019). O strukture izlozheniya v razdele diczi Han' shu (Na ma-teriale glavy Gao-di czi sya) [About structure of narration in section diji of Han shu (On the basis of chapter Gao-di-ji xia data)], 48 nauchnaya konferenciya «Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae» [49th Scientific Conference «Society and State in China»], Moscow. Pp. 87-107. (In Russian).

Bashkeev V.V., Ulyanov, M.Yu. (2014). Periodizaciya kak instrument i kak re-zul'tat issledovaniya politicheskogo processa: na primere istorii Kitaya pozdnej drev-nosti (221 g. do n.e. — 25 g. n.e.) [Periodization as a tool and as a result of research of political process: on an example of a history of China of late antiquity (221 BC — 25 AD)], 44 nauchnaya konferenciya «Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae», chast'II, Vypusk 15. [44th Scientific Conference «Society and State in China». Issue 15, Part 2], Moscow. Pp. 312-367.

Guan Hanheng (1995). Banliang huobi tushuo [[Coins] Banliang in sketches with explanations], Shanghai. (In Chinese).

Sinitsyn E.P. (1975). Ban' Gu — istorik drevnego Kitaya [Ban Gu, historian of ancient China], Moscow. (In Russian).

Stein V.M. (1959). Guan'-czy. Issledovanie i perevod [Guan Zi. Research and translation], Moscow. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.