Научная статья на тему 'Эволюция многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО (Сиэтл-1999, Доха- 2001, Канкун-2003, Гонконг-2005)'

Эволюция многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО (Сиэтл-1999, Доха- 2001, Канкун-2003, Гонконг-2005) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ / ВТО / СИЭТЛ-1999 / ДОХА2001 / КАНКУН-2003 / ГОНКОНГ-2005
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО (Сиэтл-1999, Доха- 2001, Канкун-2003, Гонконг-2005)»

Эволюция многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО (Сиэтл-1999,

Доха-2001, Канкун-2003, Гонконг-2005)*

ИИ. Дюмулен

Доктор экономических наук, профессор (Всероссийская академия внешней торговли)

Всемирная торговая организация переживает в настоящее время сложный, если не сказать переломный момент в своем развитии.

Конференции министров стран-членов ВТО в Сиэтле (ноябрь 1999 год), в Дохе (ноябрь 2001 год), в Канкуне (сентябрь 2003 год) и последующие переговоры в Женеве в рамках Генерального совета ВТО (2004 год) показали, что между участниками ВТО имеются серьезные и растущие разногласия.

Прежде всего, они касаются круга ведения ВТО, вопросов, связанных с расширением ее компетенции.

Период 1999-2005 годов довольно отчетливо показал, что в общей конфигурации экономических и политических сил, которые определяют основные параметры ВТО, происходят серьезные изменения.

Прежде всего, обращает на себя внимание то, что в рамках ВТО сейчас идет острая борьба за корректировку того, что было достигнуто в итоге Уругвайского раунда и получило название "Правовая система ВТО”.

Как известно, в рамках ВТО был собран довольно пестрый набор принципов

и правил международной торговли. Многие из правовых норм ВТО были созданы еще в 40-50-е годы прошлого столетия и получили свое оформление в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-1947). Другие появились в конце 70-х годов XX века и получили свое развитие позже в правовых документах ВТО. Целый ряд соглашений родились уже в период деятельности ВТО.

Однако даже те правовые положения, которые появились в 1995 году при образовании ВТО, уже существенно отстали от реального положения дел в международной торговле, где изменилась сама расстановка сил и возникли новые интересы и узлы противоречий.

Забегая вперед, следует подчеркнуть, что важнейший недостаток правового пакета ВТО, который проявился особенно остро при организации многосторонних торговых переговоров - это его несбалансированность по линии Север -Юг. Баланс прав и обязательств соглашений ВТО основательно сдвинут в сторону интересов Севера (т.е. развитых стран). Развивающиеся страны не сумели включить в полном объеме в правовые документы ВТО так называемый дифференцированный и более благоприятный режим,

* Статья печатается в порядке обсуждения.

т.е. право развивающихся стран брать на себя только такие обязательства, которые соизмеримы с их экономическими возможностями. Это сделало невозможным для многих развивающихся государств реально включиться в правовую систему ВТО.

Еще одна проблема по реализации правового пакета ВТО заключалась в том, что во многих развивающихся странах отсутствовали квалифицированные кадры, финансовые и материальные ресурсы, необходимые для перевода национального административно-правового механизма на нормы ВТО. В итоге, по меньшей мере, 60 развивающихся государств-членов ВТО не смогли по этой причине перейти на правовые нормы ВТО и реформировать свое законодательство.

Большие проблемы для многих стран-членов ВТО, включая и развитые, создали незавершенность и несовершенство ряда формулировок правовых документов ВТО. Это в первую очередь касалось соглашений об антидемпинговых мерах, о защитных мерах, а также о применении субсидий и компенсационных пошлин.

Однако наиболее сложная и противоречивая группа вопросов была связана не с действующими соглашениями ВТО, а с возможными новыми соглашениями. Речь, прежде всего, идет о том, какие новые направления могут стать главными в ближайшие годы помимо уже существующих направлений в деятельности ВТО. Этот вопрос обсуждается в ВТО с первых лет ее существования. Речь идет о том, в каком направлении компетенция ВТО может быть расширена в ближайшие годы.

Позиции развитых и развивающихся государств по этому кругу проблем существенно расходятся. Развивающиеся страны неоднократно высказывались за то, чтобы круг ведения ВТО был ограничен вопросами торговли товарами и услугами в том виде, в каком они уже включены в работу ВТО.

Развитые страны настаивали и настаивают на расширении сферы деятельности ВТО и на включении в нее таких воп-

росов как торговля и инвестиции, торговля и конкурентная среда, торговля и экология, торговля и трудовые стандарты и другие. Эти вопросы получили название "Сингапурские вопросы”, потому что вопрос об их возможном включении в круг ведения ВТО был поднят еще на Первой конференции министров стран-членов ВТО, которая проходила в Сингапуре.

К сказанному выше надо добавить, что учреждение ВТО в январе 1995 года по существу завершило лишь начальный период строительства новой международной торговой организации и открыло новый достаточно сложный этап - ее достройки и развития.

Как известно, многие соглашения ВТО носили незавершенный характер. Некоторые положения были сразу же отнесены на будущие переговоры. Эта так называемая "встроенная повестка дня переговоров” привела к тому, что переговоры в рамках ВТО практически носили непрерывный характер и привели еще во второй половине 90-х годов прошлого века к появлению новых договоренностей: Соглашение о базисных телекоммуникациях, Соглашение о финансовых услугах, Декларация об электронной торговле и другие. Эти переговоры показали, что интересы стран-членов ВТО серьезно расходятся. В основе этого лежат достаточно серьезные объективные причины и, в первую очередь, существенные изменения, которые произошли в международной торговой системе.

Вот цифры, которые говорят о процессах, происходящих в мировой торговле, влияющие на деятельность ВТО. В 2003 году стоимость мирового экспорта товаров составила 7,3 трлн долларов, мировой экспорт услуг составил 1,8 трлн долларов. За этими цифрами стоят серьезные качественные изменения в мировой торговле. Впервые ее отношение превысило одну треть ВВП всех стран мира. Другими словами - зависимость всех стран мира от процессов, идущих в мировой торговле, достигла беспрецедентно высокого уровня. Это поставило вопросы развития внешней торговли в центр внимания политических и государственных лидеров всех стран мира.

Вопросы торговли как инструмента развития стали обсуждаться в рамках ВТО, хотя первоначально предполагалось, что ВТО будет заниматься только коммерчески значимыми вопросами (снижение таможенных пошлин, либерализация нетарифных ограничений, доступ к рынку и выход на рынок, и другие подобные вопросы).

Возникшая в результате развития мировой торговли взаимозависимость показала не только позитивные, но и немалые негативные стороны. Ассиметрич-ный характер торговых взаимоотношений развитых и развивающихся государств отчетливо проявил себя в период экономического спада в начале 2000-х годов.

В итоге стала происходить определенная политизация деятельности ВТО и включение в переговоры, идущие в рамках ВТО, политической составляющей: вопросы создания открытой, справедливой и равноправной мировой торговой системы, основанной на справедливых правовых нормах.

Снова, как и в 70-80-е годы XX века, вышла на поверхность проблема создания равных условий конкуренции для неравных партнеров и связанная с этим проблема более широкого применения дифференцированного и более льготного режима для развивающихся государств. Далее - это вопросы снижения торговых барьеров на товары, экспортируемые развивающими странами и в размерах, интересующих эти страны. Наконец, это вопросы дальнейшего развития правовой системы ВТО.

Экономические и геополитические позиции развивающихся государств заметно укрепились в начале нынешнего столетия. Среди этой группы государств отчетливо обозначились свои центры силы, в число которых входит Индия, Бразилия и, конечно, Китай. Развивающиеся страны добиваются того, чтобы их внешняя торговля и мировая торговля в целом в большей мере служили инструментами развития их национальных экономик. Они также поставили во весь рост задачу борьбы с нищетой и экономической отста-

лостью, рассматривая внешнюю торговлю и ее правовую базу (включая нормы ВТО) как одно из средств решения этой проблемы.

Расширение участия развивающихся стран в международной торговле привело к формированию новой географии мировой торговли. В 2003 году стоимость экспорта товаров из развивающихся стран составила 2,3 трлн долларов, по сравнению с мировым экспортом товаров - 7,3 трлн долларов. Доля развивающихся стран в мировом экспорте товаров увеличилась с 24% в 1990 году до 33% в 2003 году.

Быстрое расширение внешней торговли развивающихся стран в начале 2000-х годов оказало существенное влияние на устойчивое увеличение всей мировой торговли. Примечательно, что в 2003 году впервые США импортировали больше товаров из развивающихся стран, чем из развитых стран. Развивающиеся страны экспортируют все виды товаров, включая и наукоемкую продукцию, и в то же время они являются емкими рынками сбыта для товаров, экспортируемых развитыми странами. Во многих случаях именно рост спроса со стороны развивающихся стран стал важным условием расширения всей мировой торговли и смягчил последствия экономического спада начала 2000-х годов.

Значительно возросло влияние на мировую торговлю развитие торговли между самими развивающимися странами. Это направление (Юг - Юг по терминологии, установившейся в международных организациях) занимает примерно 40% экспорта всех развивающихся стран.

Поэтому развивающиеся страны, укрепив свои экономические позиции в мировой торговле, стали гораздо более жестко отстаивать свои интересы и в рамках ВТО.

Характерно, что в ходе многосторонних переговоров в рамках ВТО развивающиеся страны, укрепив свой переговорный потенциал, начали вновь выступать, как и в 70-80-е годы прошлого столетия с групповых позиций.

Образование таких групп, как Г-20, Г-33, Г-90, позволило развивающимся странам добиваться поставленных целей в ходе переговоров в рамках ВТО или блокировать многосторонние переговоры в случае, если они развивались в неблагоприятном для них направлении.

Групповая коммерческая дипломатия позволила развивающимся странам стать ключевыми участниками принятия решений в рамках ВТО.

Не менее важное значение для укрепления переговорных позиций развивающихся стран в рамках ВТО имело появление коалиций Север - Юг и инициативных переговорных групп, таких как группа пяти заинтересованных сторон (Австралия, Бразилия, Евросоюз, Индия и США). Противостояние по линии Север - Юг и поиски компромиссов по этому же направлению приобретают все более решающий характер в деятельности ВТО и, в частности, в формировании программы и формата многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО.

Как известно, в ноябре 1999 года развивающиеся страны на Третьей конференции министров ВТО в Сиэтле заблокировали открытие нового, первого раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО.

Позиция развивающихся стран сводилась к трем аспектам: не заключать новых соглашений, расширяющих компетенцию ВТО; улучшить в пользу развивающихся стран баланс интересов по действующим соглашениям и добиться такого характера переговоров о снижении барьеров в торговле, чтобы они в первую очередь открывали дорогу экспорту товаров из развивающихся стран. Запад на компромисс не пошел. В ответ развивающиеся страны заблокировали решение о начале новых переговоров.

В ноябре 2001 года на Четвертой конференции министров стран-членов ВТО в Дохе (столица государства Катар) обе стороны отмеченного противостояния смягчили свои позиции и пошли на компромисс. Существо компромисса заключалось в том, что развивающиеся страны

согласились формально открыть новый раунд многосторонних торговых переговоров. Однако предложили сделать этот раунд двухступенчатым. На первом этапе предложили провести взаимные консультации и предварительные переговоры, относительно содержания и формата нового раунда переговоров в обмен на согласие развитых стран более полно учитывать интересы развивающихся государств по всем вопросам переговоров.

По достижении компромисса относительно будущих итогов переговоров и формата договоренностей на втором этапе открыть переговоры по тем направлениям, которые будут согласованы в ходе первого этапа и для достижения таких соглашений, которые будут отвечать интересам всех сторон, и смогут быть подготовлены в ходе первого этапа.

Первая ступень должна была завершиться на Пятой конференции министров ВТО в Канкуне в сентябре 2003 года решением вопроса об окончательном содержании и формате новых переговоров. Предполагалось, что новый раунд многосторонних переговоров завершится к 1 января 2005 года.

Основу нового раунда многосторонних торговых переговоров составляли три документа: Декларация министров, содержавшая программу раунда; Декларация о соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и вопросам здравоохранения; Решение по вопросам применения действующих соглашений ВТО и по существующим в этой области проблемам.

Как и прежняя практика, принятая в рамках ВТО, итоги переговоров должны были носить консолидированный, пакетный характер, рассматривающий все итоговые документы как одно целое. Руководство ходом переговорного процесса было поручено созданному для этой цели Комитету по торговым переговорам. Декларация объявила завершающей датой переговоров 1 января 2005 года.

Программа нового раунда переговоров в том виде, в котором она была изложена в Декларации министров, пред-

ставляла собой сложный компромисс между интересами развитых и развивающихся стран по вопросам содержания и существа самих переговоров.

Остановимся несколько подробнее на программе переговоров в том виде, в котором это говорилось в Декларации министров. Декларация объявляла, что переговоры будут направлены на дальнейшую либерализацию торговли сельскохозяйственными и несельскохозяйственными товарами, а также обмена услугами.

В отношении сельскохозяйственных товаров предполагалось, что переговоры будут направлены на существенное снижение всех форм внутренней поддержки сельского хозяйства; снижение всех форм экспортных субсидий; а также снижение торговых барьеров в сельскохозяйственной торговле.

В отношении несельскохозяйственных товаров в декларации подчеркивалось, что целью переговоров будет снижение и отмена тарифных ставок, особенно в тех случаях, когда речь может идти об особенно высоких тарифных ставках (тарифные пики).

В сфере услуг Декларация включала переговоры по трем группам вопросов, связанных с уточнением правовых норм ГАТС: чрезвычайные защитные меры, правительственные закупки в сфере услуг, субсидии в сфере услуг.

Кроме того, предусматривалось продолжение переговоров о дальнейшей либерализации международного обмена услугами. Это направление предполагало, что страны-члены ВТО представят свои предложения по дальнейшей либерализации доступа на национальные рынки услуг.

Декларация включала в сферу переговоров так называемые "Сингапурские вопросы”, которые получили свое название, потому что были включены в работу ВТО на конференции министров в Сингапуре. Это - четыре группы вопросов.

Прежде всего, это взаимосвязь между торговлей и капиталовложениями. Декларация предлагала сконцентрировать переговоры по этим вопросам

в Рабочей группе по взаимосвязи между торговлей и инвестициями. Она должна была сконцентрировать свое внимание на таких сложных вопросах в этой области как основные термины и определения; применение принципа недискриминации; методы предоставления уступок и обязательств; исключения и защитные меры; система разрешения споров.

В качестве конечной цели переговоров Декларация называла многостороннюю договоренность рамочного типа о торговле и инвестициях, которая обеспечивала бы стабильные, прозрачные и предсказуемые условия для движения прямых инвестиций.

Подчеркивалось, что конкретные переговоры в этой области начнутся после Пятой конференции министров ВТО на базе принятых на этой конференции консенсусом решений о форме и характере этих переговоров.

Взаимодействие между торговлей и конкурентной политикой -

это еще одно новое направление, обозначенное в Декларации в качестве предмета переговоров в рамках ВТО. Здесь также применялась формула, что окончательное решение о характере и формате таких переговоров будет принято Пятой конференцией министров ВТО. Декларация предлагала, чтобы Рабочая группа по проблемам торговли и конкурентной политике на первом этапе переговоров сосредоточила свое внимание на разработке основ многосторонней договоренности в этой области, включающей такие вопросы, как важнейшие принципы (гласность, недискриминация, правовые положения в отношении картельной практики). Другим направлением должна была стать разработка путем переговоров многостороннего соглашения о минимальных стандартах в области конкурентной политики.

Вопрос о торговле и экологии

также был включен в тематику многосторонних переговоров. Однако декларация министров ВТО говорила о том, что согласие на переговоры не предрешает их исхода, а сами переговоры будут касаться двух главных вопросов: во-первых, взаи-

моотношения между действующими нормами ВТО и конкретными обязательствами, которые содержатся в многосторонних соглашениях по экологии; во-вторых, снижения или отмены тарифных или нетарифных барьеров в сфере торговли экологическими товарами и услугами.

Декларация поручила Комитету по торговле и экологии ВТО продолжить работу по всем вопросам, которые входили в его компетенцию, обратив особое внимание на воздействие мер по защите окружающей среды, на доступ на рынки.

По этой группе вопросов также предусматривалось, что Комитет по торговле и окружающей среде предоставит доклад Пятой конференции министров ВТО, которая примет решение о том, какие действия ВТО в этой области должны быть предприняты, включая открытие многосторонних торговых переговоров.

Предметом переговоров объявлялось и еще одна важная группа правовых норм ВТО - меры, направленные на содействие и облегчение торговли.

Продолжение статьи см. в одном из следующих номеров.

Э.Я. Волынец-Руссет

Коммерческая реализация изобретений и ноу-хау (на внешних и внутренних рынках).

Учебник

- М.:Экономистъ, 2004. - 326с.

Автор учебника профессор Всероссийской академии внешней торговли Э.Я. Волынец-Руссет. У истоков становления и организации исследований торговли интеллектуальной собственностью стояли И.Д. Иванов, М.Л. Городисский, Ю.А. Сергеев и другие. Книга продолжает добрые и плодотворные традиции этих исследований.

В данном учебнике рассматриваются сложные и малоизвестные проблемы экономических отношений, многие фундаментальные вопросы организации и техники коммерческой реализации изобретений и ноу-хау на внутреннем и, что особенно ценно, на внешнем рынках. Вскрываются понятие и содержание лицензионного договора, воспроизводства новой технологии на базе лицензий, дается характеристика лицензионных договоров. Особое внимание уделяется расчетам цен лицензий, экономической эффективности их закупки, а также поиску контрагентов.

В книге четырнадцать глав, которые в свою очередь делятся на параграфы. В конце каждой главы формулируются выводы, даются вопросы для самопроверки студентов. Завершается учебник списком рекомендуемой литературы.

Учебник рекомендуется для студентов экономических и внешнеэкономических вузов, будет полезен работникам научно-исследовательских и внедренческих фирм, предпринимателям и изобретателям. Данный учебник является по существу переизданием книги 1999 года, которая была раскуплена за считанные недели и полностью исчезла с прилавков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.