Научная статья на тему 'Эволюция многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО (Сиэтл-1999, Доха- 2001, Канкун-2003, Гонконг-2005)'

Эволюция многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО (Сиэтл-1999, Доха- 2001, Канкун-2003, Гонконг-2005) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОСТОРОННИЕ ТОРГОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ / ВТО / СИЭТЛ-1999 / ДОХА2001 / КАНКУН-2003 / ГОНКОНГ-2005
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО (Сиэтл-1999, Доха- 2001, Канкун-2003, Гонконг-2005)»

Эволюция многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО (Сиэтл-1999,

Доха-2001, Канкун-2003, Гонконг-2005)*

ИИ. Дюмулен

Доктор экономических наук, профессор (Всероссийская академия внешней торговли)

Декларация подчеркивала необходимость ускорения движения товаров через границы, облегчение их таможенного досмотра, упрощение всех формальностей, связанных с ввозом и вывозом товаров в качестве одной из приоритетных задач переговоров. Декларация поручила Совету по торговле товарами подготовить предложения по уточнению и улучшению следующих статей ГАТТ-1994: статья V -Свобода транзита; статья VIII - Сборы и формальности, связанные с импортом и экспортом; статья X, касающаяся методов регулирования торговли.

Эти три статьи занимают ключевое положение в ГАТТ, поскольку их содержание прямо определяет объем и характер использования формальностей, связанных с экспортом, импортом и транзитом товаров, включая таможенные формальности. Многие страны отмечали, что эти статьи, сформулированные еще в 1946 году, не оказывают существенного влияния на бюрократические препоны в международной торговле. Положения, содержащиеся в этих статьях должны быть, по мнению многих стран, сформулированы таким образом, чтобы они облегчали движение товаров в международной торговле. Декларация министров ВТО устанавливала. что активные переговоры в этой области дол-

* Окончание статьи. Начало см. в № 7 за

жны начаться на основе решения, принятого Пятой конференцией министров ВТО.

Согласие развивающихся стран по этим вопросам было обусловлено тем, что развитые страны существенно изменят свое отношение к так называемому дифференцированному и более льготному режиму в отношении развивающихся стран. Этот режим по существу почти исчез из правовых документов, создавших ВТО. Его использование сводилось к более продолжительным срокам для перехода на правовые нормы ВТО, которые получили развивающиеся страны и определенным льготам в пользу так называемых наименее развитых стран. Более того, содержащееся в Соглашении об учреждении ВТО положение о том, что все страны-члены ВТО берут на себя одинаковые обязательства по всем соглашениям ВТО по существу упраздняло основное условие, с которым было связано предоставление дифференцированного и более льготного режима, возможность неполностью брать на себя отдельные обязательства ВТО со стороны развивающихся государств.

Этот режим в наиболее развернутой форме зафиксирован в решении, принятом в итоге Токио-раунда под названием "Дифференцированный и более благоприятный режим в отношении развиваю-

2005 год.

щихся стран”. В этом решении подчеркивалось, что развивающиеся страны берут на себя обязательства в многосторонних соглашениях, соразмерные с нуждами их экономического, финансового и торгового развития. Кроме того, этот режим придавал законную силу использованию более льготных (преференциальных) таможенных тарифов развитыми странами в отношении развивающихся стран. Однако этот важный документ не нашел своего отражения в правовых соглашениях ВТО. Развивающиеся страны настойчиво добиваются включения этого режима во все основные правовые документы ВТО. Наиболее жестко коллективная позиция развивающихся стран в отношении применения к ним дифференцированного и более благоприятного режима была изложена в совместном заявлении группы 77 и Китая. В этом заявлении подчеркивалось, что этот режим должен быть восстановлен и усилен в связи с происходящими изменениями в мировой торговле и, в частности, в свете растущей глобализации.

Декларация министров ВТО включила специальный раздел, относящийся к этому режиму. В этом разделе было подчеркнуто, что специальный дифференцированный режим в пользу развивающихся стран должен стать интегральной частью соглашений ВТО. Отмечалось, что все положения этих соглашений ВТО, относящихся к этому режиму будут пересмотрены с целью усиления и более точной редакции применения этого принципа. Более того, Декларация министров ВТО подчеркивала, что принятые ранее документы в рамках ГАТТ по применению этого режима будут полностью приняты во внимание в ходе новых переговоров. В Декларации также отмечалось, что мнения развивающихся стран-членов ВТО о создании специального рамочного соглашения об особом и дифференцированном режиме будут учтены и будет рассмотрен вопрос о том, какими путями дифференцированный режим в пользу развивающихся стран может быть инкорпорирован в правовую конструкцию ВТО.

Таким образом, Декларация министров ВТО, открывшая новый раунд мно-

госторонних торговых переговоров, содержала сбалансированный подход, отражавший точку зрения как развитых, так и развивающихся стран.

Как уже отмечалось выше, окончательное решение о характере и формате результатов нового раунда многосторонних торговых переговоров было отнесено к компетенции Пятой конференции министров стран-членов ВТО. Эта конференция собралась в Канкуне в сентябре 2003 года. Она показала, что два года консультаций и переговоров по реализации компромисса, достигнутого в Дохе завершились ничем. Переговоры о повестке дня, возможном наборе новых соглашений, их формате и содержании закончились безуспешно. Предпринимавшиеся в ходе Пятой конференции министров ВТО попытки найти компромисс завершились полным провалом.

Однако неформальные переговоры были продолжены. В конце 2003 года и в первой половине 2004 года в Женеве в рамках Комитета по торговым переговорам продолжались консультации, формальные и неформальные переговоры, которые в августе 2004 года привели к пакету компромиссов, позволивших членам ВТО вернуться на путь многосторонних торговых переговоров.

Компромисс был достигнут, и так называемое Решение или “Рамочное соглашение” было принято 1 августа 2004 года Генеральным советом ВТО (General Council Decision of 1 august 2004 (WT/L/ 579, 2 August 2004)).

Решение явилось кульминацией сложных и трудных переговорных процессов, включая интенсивные переговоры в Женеве и консультации в столицах стран-членов ВТО, совещание министров, политические инициативы отдельных партнеров, в особенности письма, которые были направлены членам ВТО, торговым представителям США и уполномоченным Евросоюза по вопросам торговли продукцией сельского хозяйства, совещаний региональных группировок и групп, объединяемых общими проблемами и интересами.

В итоге появилась более скромная повестка дня. Прежде всего, было решено не устанавливать конкретных сроков завершения переговоров.

В Решении определяются рамки, структура и направление будущих переговоров в четырех ключевых областях, которыми являются сельское хозяйство, доступ к рынкам несельскохозяйственной продукции, услуги и вопросы развития, к которым на основе явного консенсуса была добавлена группа вопросов по упрощению процедур в торговле.

В Решении подтверждается значение многосторонних торговых переговоров, приверженность членов ВТО реализации согласованных целей и задач переговоров. В нем также подтверждается особый и дифференцированный режим в качестве неотъемлемой части соглашений ВТО.

В Решении содержится более гибкий и реалистичный подход к срокам завершения переговоров путем продления таких сроков, по крайней мере, до Шестой сессии конференции министров ВТО, намеченной на декабрь 2005 года (Гонконг).

Как представляется, Конференция министров ВТО в Гонконге в декабре 2005 года определит дальнейший ход переговоров. Однако мало кто предполагает, что переговоры завершатся в 2005 году. Более вероятный срок - июнь 2007 года. Дело в том, что к этому времени завершатся полномочия президента США, разрешающие ему представить Конгрессу США соглашения для ратификации по принципу: да - нет, без внесения каких-либо поправок.

Сельское хозяйство остается важнейшим предметом многосторонних торговых переговоров. Этот участок экономики имеет особенно большое значение для большинства развивающихся стран, особенно небольших и средних по размеру ВВП. В среднем на сельское хозяйство приходится 38% занятых в развивающихся странах и 71% - в наименее развитых государствах. В этой области в развитых

странах осуществляется массивная поддержка национального сельского хозяйства. Поддержка и субсидии, предоставляемые сельскохозяйственному сектору в ОЭСР, включая поддержку рыночных цен, субсидирование доходов и защиту с помощью импортных пошлин, оцениваются суммой примерно 300 млрд долларов в год. Эта сумма превышает стоимость годового экспорта сельскохозяйственных товаров всех развивающихся государств. По оценкам, полная отмена только барьеров в торговле сельскохозяйственными товарами может привести к повышению доходов развивающихся стран на 43 млрд долларов в год.

В Рамочной договоренности для определения процедур и методов проведения переговоров по сельскому хозяйству намечаются ключевые контрольные показатели для проведения этих переговоров в отношении их трех основных компонентов: внутренняя поддержка сельского хозяйства, экспортные субсидии, уровень импортных пошлин на сельскохозяйственные товары.

В отношении внутренней поддержки в Рамочной договоренности предусматривается существенное снижение всех форм такой поддержки. При этом особый и дифференцированный режим для развивающихся стран должен стать составной частью будущих соглашений и должен отражать особые потребности развивающихся стран в области развития сельского хозяйства, включая продовольственную безопасность. Предполагается, что снижение общего агрегированного показателя поддержки (АПП) будет основываться на многоуровневом подходе, при котором более значительное снижение АПП будет происходить в тех странах, где этот показатель является более существенным (развитые страны).

Особый и дифференцированный режим в пользу развивающихся стран должен предусматривать для этих государств менее значительное снижение всех форм внутренней поддержки и более длительный период реализации таких мер.

Что касается экспортной конкуренции, то одной из задач Рамочной договоренности стало обязательство об отмене экспортных субсидий на продукцию сельского хозяйства к определенной дате. Сама эта дата и конкретные методы отмены экспортных субсидий должны быть определены в ходе дальнейших переговоров. При этом Рамочная договоренность подчеркивает, что развитые страны должны снизить, а затем отменить в первую очередь экспортные субсидии в отношении товаров, представляющих конкретный интерес для развивающихся государств.

По вопросу снижения барьеров в торговле сельскохозяйственными товарами Рамочная договоренность предусматривает единый подход ко всем странам. Однако должна быть разработана формула снижения тарифов, предусматривающая более значительное снижение высоких ставок тарифов (устранение тарифных пиков). Разработка такой формулы, которая учитывала бы различные структуры таможенных тарифов в развитых и развивающихся странах и предусматривала бы дифференцированный режим в пользу развивающихся стран, станет сложной задачей для участников переговоров. Как можно предполагать, создание такой формулы будет связано с преодолением острых разногласий между развитыми и развивающимися государствами в отношении "чувствительных” товаров. Новая концепция "чувствительных” товаров должна позволить как развивающимся, так и развитым странам сохранить защиту в отношении особо важных для развития национального сельского хозяйства товаров. Эта проблема потребует гибкого подхода участников переговоров, поскольку во многих случаях экономические интересы развитых стран будут заставлять их бороться за сохранение высокого уровня тарифной защиты как раз по тем товарам, которые являются экспортными для развивающихся государств.

Особый дифференцированный режим имеет для развивающихся стран исключительно важное значение в области

тарифной защиты. Рамочная договоренность предусматривает, что на развивающиеся страны будет распространяться менее значительный объем обязательств по либерализации торговли сельскохозяйственными товарами с учетом обеспечения продовольственной безопасности этих государств.

В Рамочной договоренности предлагается предоставлять беспошлинный и неконтингентированный доступ для товаров из наименее развитых стран.

Вторая группа вопросов, включенная Рамочным соглашением в повестку дня переговоров, - это вопросы доступа на рынки несельскохозяйственных товаров (Non Agricultural Market Access-NAMA).

Продукция обрабатывающей промышленности - это свыше 75% стоимости мирового экспорта. Для развивающихся стран роль этой группы товаров в экспорте заметно повысилась. Если в середине 80-х годов прошлого столетия готовые изделия занимали 30% их экспорта, то сегодня - это примерно 70% их экспорта.

Роль развивающихся стран особенно возросла в экспорте таких товаров, как электроника промышленная и бытовая, компьютеры и оборудование средств связи, суда, электрические машины и оборудование, обувь, одежда, спортивные товары. Это всё товары, основные рынки сбыта которых находятся в развитых странах. В этой группе государств расположены и основные конкурирующие предприятия. Поэтому уровень тарифной и нетарифной защиты рынков развитых государств особенно высок. Как раз в этой области отмечается особо высокие ставки пошлин (тарифные пики) и так называемая “эскалация тарифов” (повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени обработки товаров).

В Рамочной договоренности предусмотрено проведение дальнейших переговоров с целью поиска приемлемых формул снижения ставок таможенных тарифов. Эта проблема продолжает оставаться предметом серьезных разногласий

между развитыми и развивающимися странами, поскольку одно из решений (так называемая нелинейная формула снижения связанных ставок таможенных пошлин) предполагает более значительное снижение для более высоких ставок таможенных пошлин. Это может привести к более значительному снижению связанного уровня таможенного обложения во многих развивающихся странах. В то же время применение этой формулы вызвало бы снижение и устранение тарифных пиков и эскалации ставок таможенных пошлин в развитых странах. Поиски такой формулы отнесены Рамочной договоренностью к будущим переговорам. Однако понятно, что выработка методики снижения таможенных тарифов, одинаково приемлемой как для развитых, так и для развивающихся государств - это нелегкая задача.

Другая проблема переговоров в области доступа на рынки промышленных товаров - это разработка "секторальных подходов”. Секторальный компонент предусматривает отмену или унификацию ставок таможенных пошлин в отношении отдельных товаров на основе отраслевого (секторального) подхода к выбору таких товаров.

Еще одна проблема в этой области - это нахождение конкретных решений по сохранению размеров преференций при общем снижении ставок таможенных пошлин.

Сложность решения проблемы доступа к рынкам несельскохозяйственной продукции, видимо, приведет к тому, что переговоры в этой области будут носить сложный характер и займут длительное время.

Проблема переговоров в сфере услуг определяется тем, что роль услуг в мировой торговле повышается. На услуги приходится более 20% всей мировой торговли и примерно 66% добавленной стоимости в мировом объеме производства.

Переговоры по услугам основываются на методе представления запросов и предложений со стороны участников переговоров. Они продвигаются крайне медлен-

но. По состоянию на конец 2004 года, было представлено около 50 предложений, и это при том, что ВТО насчитывает 148 членов.

В Рамочной договоренности содержится ряд рекомендаций по услугам, в которых в основном подтверждаются предыдущие цели и обязательства, определенные еще в начале многосторонних переговоров в сфере услуг. Вместе с тем, рекомендации предусматривают проведение обзора прогресса на переговорах по услугам и представление об этом полного отчета для Шестой конференции министров ВТО.

В связи с разработкой новых правовых норм в контексте ГАТС Рамочная договоренность предлагает активизировать усилия для завершения данной работы на основе уже имеющихся мандатов.

Рамочная договоренность отводит большое внимание вопросу об особом и дифференцированном режиме. Предполагается продолжить работу по всем существующим предложениям в рамках конкретных соглашений ВТО, а также по другим нерешенным вопросам, включая механизм мониторинга использования этого режима в практике ВТО и интеграцию этого режима в структуру норм ВТО. Было также предложено представить Генеральному совету ВТО к июлю 2005 года доклад с четкими рекомендациями по этой важной группе вопросов.

Сингапурские вопросы, за одним исключением, исчезли из повестки дня многосторонних торговых переговоров. В Рамочной договоренности предусмотрено, что в ходе раунда многосторонних торговых переговоров, открытых в Дохе, не будет проводиться никакой новой работы по переговорам, касающимся трех групп Сингапурских вопросов (торговля и инвестиции, торговля и конкуренция, транспарентность в сфере правительственных закупок). Эти вопросы не войдут в единый комплекс обязательств, в который будут облечены итоги многосторонних торговых переговоров.

Как уже отмечалось выше, только одна Сингапурская проблема осталась в программе переговоров. В Рамочной до-

говоренности предусмотрено продолжение переговоров в области упрощения процедур торговли, в частности, призванных уточнить и улучшить статьи V, VIII и X ГАТТ в целях более быстрого таможенного оформления и выпуска во внутреннее обращение товаров, включая товары, следующие транзитом.

Однако характерно, что вопрос о формате окончательных результатов переговоров, в частности, обязательный или необязательный характер носит разработанное в этой области соглашение, отнесен на более поздний период.

В настоящее время в Женеве и в столицах стран-членов ВТО продолжается переговорный процесс в виде формальных и неформальных консультаций. Идет подготовка возможных проектов документов с тем, чтобы в декабре 2005 года обсудить состояние и перспективы

дальнейшего развития многосторонних торговых переговоров на конференции министров стран-членов ВТО.

Как можно предполагать, решения этой конференции и определят окончательную программу и формат многосторонних торговых переговоров, открытых еще в ноябре 2001 года в Дохе.

Перенесение сроков завершения переговоров, по всей вероятности, на 2006-2007 годы создает благоприятную обстановку для России. Наша страна имеет вполне конкретные и немалые интересы в развитии правовых основ международной торговли. Нет никакого сомнения в том, что новая обстановка, сложившаяся в ВТО в области многосторонних торговых переговоров, должна повлиять на стратегию и тактику заключительного этапа переговоров о присоединении России к ВТО.

Н.Ю. Булыгина

Структура и динамика платежного

баланса. Учебное пособие.

-М.: ВАВТ, 2004. - 64 с.

Учебное пособие подготовлено преподавателем ВАВТ Н.Ю. Булыгиной. Тема книги как учебного материала сравнительно новая для нашей страны и довольно сложная для восприятия и использования в экономическом макроанализе.

В книге семь глав, небольших по объему, но очень насыщенных по содержанию. Это: 1. Понятие “платежный баланс страны”; 2. Структура операций в платежном балансе; 3. Правила отражения операций в платежном балансе; 4. Сальдо платежного баланса; 5. Факторы, влияющие на платежный баланс; 6. Платежный баланс как экономическая категория; 7. Функции платежного баланса. Кроме того, в учебном пособии имеется десять приложений. Среди них особое значение для читателей представляет приложение 1 “Содержание статей платежного баланса”. Очень ценно, что большинство приложений сопровождается комментариями.

С учебным пособием можно ознакомиться в библиотеке ВАВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.