Научная статья на тему 'Эволюция международного уголовного правосудия'

Эволюция международного уголовного правосудия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
654
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВОСУДИЕ / ЭВОЛЮЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL CRIMINAL JUSTICE / EVOLUTION / INTERNATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юсупов М. Р.

Создание органов международного уголовного правосудия, во многом, являлось ответной реакцией на многочисленные нарушения соответствующих норм международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE INTERNATIONAL CRIMINAL JUSTICE

Establishment of the bodies of the international criminal justice in many respects was response to numerous violations of relevant rules of international law.

Текст научной работы на тему «Эволюция международного уголовного правосудия»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО

ПРАВОСУДИЯ

М.Р. Юсупов,

адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.10 -международное право; европейское право Научный руководитель и рецензент: кандидат юридических наук, доцент кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России

Грицаев С.А.

E-mail: [email protected]

Аннотация. Создание органов международного уголовного правосудия, во многом, являлось ответной реакцией на многочисленные нарушения соответствующих норм международного права.

Ключевые слова: международное уголовное правосудие, эволюция, международное право

EVOLUTION OF THE INTERNATIONAL CRIMINAL JUSTICE

M.R. Yusupov,

post-graduate of the chair of human rights and international law of the Moscow university of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation

Annotation. Establishment of the bodies of the international criminal justice in many respects was response to numerous violations of relevant rules of international law.

Keywords: International criminal justice, evolution, international law

Анализ процесса развития международного ных стран Священной Римской Империи2. Одна-

уголовного правосудия позволяет сформулировать ко, полагать, что государства в то время, создавая

конкретные универсалии, характеризующие опре- трибунал ad hoc, позиционировали его в качестве

деленный спектр институциональных моделей ор- гаранта справедливого международного уголовно-

ганов международного уголовного правосудия. Без го процесса в условиях средневекового бесправия,

анализа процесса эволюции невозможна и разработ- было бы, на наш взгляд, ошибочным. Данный пре-

ка новых передовых идей и направлений, учитыва- цедент являлся лишь отдельным исключением из

ющих проблемные факторы и ситуации, затрудняв- общего правила.

шие нормальное функционирование и деятельность В 1872 г. Президент Международного комитета

ранее учреждавшихся международных уголовных Красного Креста Густав Муанье предложил проект

судебных механизмов. Конвенции о создании международного судебного

Вышесказанное нами актуализирует и обуслав- механизма, который обеспечивал бы наказание лиц,

ливает непосредственный переход к рассмотрению ответственных за нарушения Женевской конвенции

затрагиваемого в данной статье вопроса. об улучшении положения больных и раненых в во-

Некоторые ученые усматривают первый преце- юющих армиях от 22 августа 1864 г.3 Несмотря на

дент уголовного преследования на международном то, что проект конвенции не получил поддержки

уровне в 1474 г. в отношении губернатора города и обсуждения на международном уровне, по сути,

Брейзах Петера фон Хагенбаха, которого осудил Муанье впервые обосновал на доктринальном уров-

трибунал ad hoc1, состоящий из 28 судей от различ- не учреждение международного уголовного судеб-

ного органа.

Повсеместное нарушение принципов и норм международного права во время Первой мировой войны поставило перед государствами необходимость обратиться к идее международного уголовного суда.

Версальский мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией от 28 июня 1919 г.4 являлся первым шагом в направлении к установлению индивидуальной уголовной ответственности по международному праву5. В соответствии со ст.227 Вильгельму II Гогенцоллерну, бывшему Германскому Императору предъявлялось публичное обвинение «в высшем оскорблении международной морали и священной силы договоров»6. В целях осуществления правосудия над кайзером предусматривалось создание специального суда, состоящего из пяти судей, назначенных Соединенными штатами Америки, Великобританией, Францией, Италией и Японией.

Однако, задуманная модель индивидуальной уголовной ответственности не была реализована. Нидерланды отказались выдавать бывшего кайзера Германии, предоставив ему политическое убежище.

Несмотря на явную неудачу в реализации правовых положений, закрепленных в Версальском мирном договоре 1919 г. следует отметить тот непреложный факт, что он впервые в современных условиях закрепил принцип индивидуальной уголовной ответственности по международному праву и возможность осуждения главы государства специально созданным судом.

Вплоть до начала 30-х гг. XX века идея международного уголовного суда не находила своей реализации в практической плоскости. Импульсом, послужившим ее реанимации стало убийство в г. Марселе 9 октября 1934 г. короля Югославии Александра I и премьер-министра Франции Луи Барту. Данные действия были квалифицированы в качестве международного терроризма.

В связи с этим Лигой Наций были разработаны Конвенция о предотвращении и наказании терроризма 1937 г. и Конвенция об организации Международного уголовного суда, открытая для подписания 30 ноября 1937 г. Однако, ни одна из вышеназванных конвенций в силу не вступили7, хотя, как представляется, они заложили определенный юридический пласт, к которому апеллировали при создании Международных военных трибуналов после событий Второй мировой войны.

Практика совершения фашисткой Германией и ее союзниками противоправных деяний, оскорбляющих человеческую мораль и самым грубым образом попирающих общечеловеческие ценности, навлекла на них враждебное отношение со стороны

международного сообщества, результатом которого явилось сплочение и полная победа над государствами, развязавшими агрессивную войну, и выдвижение на передний план вопроса о привлечении к уголовной ответственности военных преступников.

В результате длительных переговоров между Великобританией, Францией, СССР и Соединенными Штатами Америки было принято Лондонское соглашение от 8 августа 1945 г.8, в приложении к которому содержался Устав Международного военного трибунала9 (далее по тексту — МВТ или Трибунал). Согласно положениям Устава учреждался Трибунал, состоящий из 4 членов и их заместителей, назначаемых по одному каждой из держав-победительниц, а для целей определения лиц, которые подлежали осуждению, утверждения обвинительного акта и передачи его в Трибунал предусматривалось создание Комитета по расследованию дел и обвинению главных военных преступников в составе обвинителей от тех же стран. МВТ провел свои основные заседания в г.Нюрнберге (Германия) с 9 октября 1945 г. по 1 октября 1946 г., в ходе которых рассматривались дела по существу, в связи с чем он вошел в историю, как Нюрнбергский процесс.

Аналогичный трибунал, за исключением определенных отличий, был создан в целях осуждения главных японских военных преступников — представителей военного командования и государственного аппарата Японии. Всего на скамье подсудимых оказались 28 бывших политиков и генералов, ответственных за совершенные зверства во время Второй мировой войны. Судебные заседания трибунала проходили в г. Токио (Япония) с 1946 г. по 1948 г., что, в свою очередь, также сказалось на названии данного процесса как Токийского.

Оглядываясь более чем на 60 лет назад и оценивая деятельность Международных военных трибуналов с точки зрения современного состояния международного уголовного правосудия, следует подчеркнуть, что, несмотря на все недостатки10, имевшие место в деятельности данных судебных механизмов, они являлись адекватным ответом на совершенные многочисленные преступления и, во многом, соответствовали реалиям своего времени.

Сложные экономические и политические процессы, происходившие на территории бывшей Югославии в конце 80-х начале 90-х гг. XX столетия, способствовали распаду государства, сопровождавшемуся многочисленными нарушениями норм международного гуманитарного права, что поставило перед международным сообществом необходимость создания адекватного судебного механизма, способного осудить и наказать виновных лиц соразмерно тяжести совершенных ими преступных деяний.

В своей резолюции 808 от 22 февраля 1993 г.11 Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (далее по тексту — СБ ООН) определил, что события на территории бывшей Югославии представляют собой угрозу международному миру и безопасности. В данных условиях создание международного трибунала представлялось СБ ООН реальной возможностью для предания суду лиц, допустивших и допускающих нарушения норм международного гуманитарного права. Для дальнейшего изучения этого вопроса и выдвижения конкретных предложений СБ ООН попросил Генерального секретаря подготовить соответствующий доклад.

Трибунал был учрежден на основании резолюции 827 от 25 мая 1993 г., в которой СБ ООН в п.2 постановил «учредить Международный трибунал с единственной целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии в период с 1 января 1991 года и по дату, которая будет определена Советом Безопасности после восстановления мира, и утвердить для этого устав Международного трибунала, приложенный к докладу Генерального секре-таря»2

Не менее сложная обстановка сложилась в конце XX столетия на территории Руанды, государства расположенного в центральной Африке, которая привлекла к себе внимание международного сообщества. Внутренний вооруженный конфликт между этническими группами тутси и хуту, по отдельным оценкам, унес жизни приблизительно 800.000 человек в течение небольшого периода времени13.

Снова действуя на основании главы VII Устава ООН СБ своей резолюцией 955 от 8 ноября 1994 г. постановил «учредить международный трибунал с единственной целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года...»14. При этом Устав международного уголовного трибунала по Руанде прилагался к данной резолюции.

Признавая непреходящее значение данных трибуналов для дальнейшего прогрессивного развития международного права, необходимо отметить тот факт, что их юрисдикция ограничена территориальными и временными рамками. Данный недостаток, по всей видимости, осознавали и государства, когда шли к цели учреждения постоянно действующего международного уголовного судебного учреждения.

Важным событием в области международного

уголовного правосудия, в частности, и международного уголовного права, в целом, стало принятие 17 июля 1998 г. на Дипломатической конференции, проходившей под эгидой ООН, 120 голосами «за» Римского статута Международного уголовного суда (далее по тексту — МУС или Суд)15, который вступил в силу 1 июля 2002 г. после ратификации 60 государствами. Данным договором был учрежден первый, постоянно действующий Суд с компетенцией в отношении самых серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества.

Учредительный договор Суда представляет собой довольно объемный документ, состоящий из 128 статей, в котором отражены вопросы юрисдикции, организационно-структурные аспекты Суда, отдельные этапы процессуальной деятельности и др. В нем впервые консолидированы и закреплены всеобъемлющие «общие принципы уголовного права».

Юрисдикция Суда распространяется только на самые серьезные преступления, каковыми являются преступление геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии. При этом, условием осуществления его юрисдикции является совершение указанных преступлений на территории государства-участника Статута Суда или гражданином данного государства, за исключением случаев передачи ситуации СБ ООН, действующим на основании главы VII Устава ООН.

На сегодняшний день МУС, по праву является центральным органом международного уголовного правосудия. В его производстве находятся 7 ситуаций, касающихся совершения преступлений, подпадающих под юрисдикцию в соответствии с Римским статутом: в Демократической Республике Конго (ICC-01/04); в Уганде (ICC-02/04); в Центральной Африканской Республике (ICC/01/05); в Судане (ICC-02/05); в Кении (ICC-01/09); в Ливии (ICC-01/11) и Кот-д'Ивуаре (ICC-02/11)16.

Таким образом, можно заключить, что создание органов международного уголовного правосудия, во многом, являлось ответной реакцией на многочисленные нарушения соответствующих норм международного права.

Учреждение в 1998 г. постоянно действующего МУС ознаменовало собой новый этап в развитии международного уголовного правосудия, и способствовало закреплению непреложной истины о том, что виновные лица не останутся безнаказанными.

1 Понятие ad hoc в переводе с английского языка — созданный для данного случая, для данной цели.

2 Schwarzenberger G, International Law as Applied by International Courts and Tribunals: The Law of Armed Conflict. Vol. II, London:

Stevens & Sons Limited. 1968. P. 463; Greppi E. The evolution of individual criminal responsibility under international law, International Review of the Red Cross. September. 1999. Vol.81. № 835. Pp. 533-535.

3 Богаевский П.М. Красный крест в развитии международного права. Ч.1. Киев, 1913. С.308.

4 Версальский мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией от 28 июня 1919 г. // Консультант Плюс: Высшая школа, выпуск 16. 2011. (далее — Версальский договор).

5 Подобной точки зрения придерживаются и многие зарубежные ученые: Willis J.F., Prologue to Nuremberg: The Politics and Diplomacy of Punishing War Criminals of the First World War, Greenwood Press, 1982. Pp.65-70; Bassiouni M.C., in Bassiouni M.C. (ed.), International Criminal Law. 1999. Vol.3, second edn. Pp.33-35; Шабас У А. Международный уголовный суд: исторический шаг в деле борьбы с безнаказанностью // Московский журнал международного права. № 4. С.15; Верле Г. Принципы международного уголовного права: учебник / Герхард Верле; пер. с англ. С.В. Саяпина. — О.: Фешкс; М.: ТрансЛит. 2011. С.5.

6 Версальский договор, ст.227.

7 См. подробнее: Хадсон М.О.. Международные суды в прошлом и будущем. Перевод с английского Ф.Е. Богомольной / под ред. проф. С.Б. Крылова. — М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1947. С.43.

8 Соглашение между правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Временным Правительством Французской Республики о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси от 8 августа 1945 г. // Блатова Н.Т., Мелков Г.М. Международное право: Сборник документов: Учебное пособие. — М.: РИОР, 2009. С.639-640.

9 Устав Международного военного трибунала. Там же. С.641-644.

10 Судьи и обвинители, участвующие в рассмотрении дел, являлись представителями государств-победительниц; устанавливался запрет на отвод трибунала, его членов, их заместителей обвинителем, подсудимым и защитой и т.д.

11 Документ ООН S/Res/808 от 22 февраля 1993 г.

12 Документ ООН. S/Res/827 от 25 мая 1993 г.

13 Leave None to Tell the Story: Genocide in Rwanda (Human Rights Watch Report, March 1999) // Официальный сайт Хьюман Райтс Вотч. URL. http://www.hrw.org/legacy/reports/1999/rwanda/ (дата обращения: 05.11.2011 г.).

14 Документ ООН. S/Res/955 от 8 ноября 1994 г.

15 Rome Statute of the International Criminal Court, Документ A/CONF. 183/9. URL. http://www.icc-cpi.int/NR/rdonlyres/ ADD16852-AEE9-4757-ABE7-9CDC7CF02886/283503/ RomeStatutEng1.pdf (дата обращения: 07.11.2011 г.).

16 См. официальный сайт МУС: URL. http://www.icc-cpi.int/ Menus/ICC/Situations+and+Cases/Situations/ (дата обращения: 15.11.2011 г.).

Литература

1. Блатова Н.Т., Мелков Г.М. Международное право: Сборник документов: Учебное пособие. — М.: РИОР, 2009.

2.Богаевский П.М. Красный крест в развитии международного права. Ч.1. Киев, 1913.

3.Верле Г. Принципы международного уголовного права: учебник / Герхард Верле; пер. с англ. С.В. Саяпина. — О.: Фешкс; М.: ТрансЛит. 2011.

4.Версальский мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией от 28 июня 1919 г. // Консультант Плюс: Высшая школа, выпуск 16. 2011.

5. Хадсон М.О.. Международные суды в прошлом и будущем. Перевод с английского Ф.Е. Богомольной / под ред. проф. С.Б. Крылова. — М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1947.

6. Шабас У. А. Международный уголовный суд: исторический шаг в деле борьбы с безнаказанностью // Московский журнал международного права. № 4. С.14-33.

7. Bassiouni M.C., in Bassiouni M.C. (ed.), International Criminal Law. 1999. Vol.3, second edn.

8. Greppi E. The evolution of individual criminal responsibility under international law, International Review of the Red Cross. September. 1999. Vol.81. № 835. Pp.533-535.

9. Rome Statute of the International Criminal Court, Документ A/CONF. 183/9. URL. http://www.icc-cpi. int/NR/rdonlyres/ADD16852-AEE9-4757-ABE7-9CDC7CF02886/283503/RomeStatutEng1.pdf

10.Schwarzenberger G, International Law as Applied by International Courts and Tribunals: The Law of Armed Conflict. Vol. II, London: Stevens & Sons Limited. 1968.

11.Willis J.F., Prologue to Nuremberg: The Politics and Diplomacy of Punishing War Criminals of the First World War, Greenwood Press, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.