Научная статья на тему 'Эволюция медиаконцепта «Майдан» в российских СМИ'

Эволюция медиаконцепта «Майдан» в российских СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивно-дискурсивный подход / медиаконцепт / медийный дискурс / эволюция медиаконцепта / майдан / cognitive and discursive approach / media-concept / mass media discourse / evolution of concept / maidan

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ольга Николаевна Кондратьева, Елена Михайловна Ходасевич

Исследуются стадии жизненного цикла медиаконцепта «Майдан», сформировавшегося в XXI в. Характеристика каждой стадии включает анализ частотности, деривационной активности и семантики основного репрезентанта медиаконцепта, описание метарефлексивной активности медиарайтеров, а также рассмотрение аксиологических, дискурсивных и текстогенных характеристик нового медиаконцепта. Представленная методика может быть использована для описания эволюции иных медиаконцептов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of the media concept “Maidan” in the Russian mass media

The article deals with the study of a media concept in the dynamic perspective. The research is carried out in the framework of the cognitive and discursive approach. The aim of the study is to explore the main life cycle stages of the media concept “Maidan”. This concept turned out to be the main issue of the modern political conceptual sphere. The Russian media texts which were extracted from the newspaper sub-corpus of the Russian National Corpus, from the Medialogia system, and from Yandex. News serve as the material for the analysis. The time period for the analysis is 2000–2022. The corpus method, content analysis, component analysis, conceptual analysis, and discourse analysis were used while collecting and interpreting the speech material. The authors establish extra-linguistic and inter-linguistic factors which determine the development of the media concept “Maidan”, point out the strong correlation between the Ukrainian and world political events and the stages in the evolution of the concept. The following stages are singled out and described in the life cycle of the media-conceptMaidan”: proto-stage, onset and growth, growth and maturity, cultural stability. The characteristics of each stage include: the analysis of frequency, derivational activity and semantics of the main media concept’s representative, the study of the media writers’ reflexive activity and the description of the media concept’s axiological, discursive and text features. The authors demonstrate that the functioning of the media concept “Maidan” is characterized by significant changes in the ways of its linguistic representation, the growth of the recurrence of the keyword and the diversity of its derivatives. The semantic structure of the keyword and the conceptual layer of the media concept are changing, which is manifested in the emergence of new politicized meanings, which, moving into the nuclear zone, acquire the status of the main ones. The development of the media concept is accompanied by a complication of the forms of metalinguistic reflection (from metalinguistic definition and commentary to metalinguistic interpretation and paraprofessional reflection). The transition from the axiological ambivalence of the media concept to the monovalent (negative nature) is also recorded. The social significance of the media concept, initially manifested in the increase in the frequency of use of its representatives in the media and in the fashion for the word, gradually leads to the textogenicity of the media concept and its gradual penetration into other types of discourse. The authors come to the conclusion that the word ‘maidan’ has transformed from a recondite place-name to an urgent political media concept which is at the core of the modern discursive practices. The methodology of the media concept “Maidan” description suggested by the authors can be employed for the study of other media concepts’ life cycles.

Текст научной работы на тему «Эволюция медиаконцепта «Майдан» в российских СМИ»

Вестник Томского государственного университета. 2024. № 498. С. 37-46 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2024. 498. рр. 37-46

Научная статья УДК 81'42

doi: 10.17223/15617793/498/5

Эволюция медиаконцепта «Майдан» в российских СМИ

Ольга Николаевна Кондратьева1, Елена Михайловна Ходасевич2

12 Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия 1 [email protected] 2 е1епа. ^1апом>а@уап<^ех. ги

Аннотация. Исследуются стадии жизненного цикла медиаконцепта «Майдан», сформировавшегося в XXI в. Характеристика каждой стадии включает анализ частотности, деривационной активности и семантики основного репрезентанта медиаконцепта, описание метарефлексивной активности медиарайтеров, а также рассмотрение аксиологических, дискурсивных и текстогенных характеристик нового медиаконцепта. Представленная методика может быть использована для описания эволюции иных медиаконцептов.

Ключевые слова: когнитивно-дискурсивный подход, медиаконцепт, медийный дискурс, эволюция медиакон-цепта, майдан

Для цитирования: Кондратьева О.Н., Ходасевич Е.М. Эволюция медиаконцепта «Майдан» в российских СМИ // Вестник Томского государственного университета. 2024. №№ 498. С. 37-46. doi: 10.17223/15617793/498/5

Original article

doi: 10.17223/15617793/498/5

The evolution of the media concept "Maidan" in the Russian mass media

Olga N. Kondratyeva1, Elena H. Khodasevich2

12 Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation 1 [email protected] 2 [email protected]

Abstract. The article deals with the study of a media concept in the dynamic perspective. The research is carried out in the framework of the cognitive and discursive approach. The aim of the study is to explore the main life cycle stages of the media concept "Maidan". This concept turned out to be the main issue of the modern political conceptual sphere. The Russian media texts which were extracted from the newspaper sub-corpus of the Russian National Corpus, from the Medialogia system, and from Yandex. News serve as the material for the analysis. The time period for the analysis is 2000-2022. The corpus method, content analysis, component analysis, conceptual analysis, and discourse analysis were used while collecting and interpreting the speech material. The authors establish extra-linguistic and inter-linguistic factors which determine the development of the media concept "Maidan", point out the strong correlation between the Ukrainian and world political events and the stages in the evolution of the concept. The following stages are singled out and described in the life cycle of the media-concept "Maidan": proto-stage, onset and growth, growth and maturity, cultural stability. The characteristics of each stage include: the analysis of frequency, derivational activity and semantics of the main media concept's representative, the study of the media writers' reflexive activity and the description of the media concept's axiological, discursive and text features. The authors demonstrate that the functioning of the media concept "Maidan" is characterized by significant changes in the ways of its linguistic representation, the growth of the recurrence of the keyword and the diversity of its derivatives. The semantic structure of the keyword and the conceptual layer of the media concept are changing, which is manifested in the emergence of new politicized meanings, which, moving into the nuclear zone, acquire the status of the main ones. The development of the media concept is accompanied by a complication of the forms of metalinguistic reflection (from metalinguistic definition and commentary to metalinguistic interpretation and paraprofessional reflection). The transition from the axiological ambivalence of the media concept to the monovalent (negative nature) is also recorded. The social significance of the media concept, initially manifested in the increase in the frequency of use of its representatives in the media and in the fashion for the word, gradually leads to the textogenicity of the media concept and its gradual penetration into other types of discourse. The authors come to the conclusion that the word 'maidan' has transformed from a recondite place-name to an urgent political media concept which is at the core of the modern discursive practices. The methodology of the media concept "Maidan" description suggested by the authors can be employed for the study of other media concepts' life cycles. Keywords: cognitive and discursive approach, media-concept, mass media discourse, evolution of concept, maidan

© Кондратьева О.Н., Ходасевич Е.М., 2024

For citation: Kondratyeva, O.N. & Khodasevich, E.M. (2024) The evolution of the media concept "Maidan" in the Russian mass media. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 498. pp. 3746. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/498/5

Введение

Начало XXI в. ознаменовалось многочисленными изменениями, затрагивающими различные сферы жизни общества, не стала исключением и политика, что привело в итоге к утрате актуальности отдельных элементов политической концептосферы и вхождению в ее состав «новых концептов, "схвативших" политическую реальность и прочно вошедших в политический лексикон не только профессиональных политиков и политологов, но и обычных граждан. В частности, одним из концептов, получивших активную практику употребления, стал концепт "Майдан"» [1. С. 168]. Многочисленные акции протеста, прошедшие на территории Украины и других государств, способствовали закреплению нового политического феномена в качестве важнейшего концепта современного общества и способствовали тому, что майдан стал «одним из значимых дискурсивных феноменов современной языковой ситуации» [2. С. 79].

Становление нового кванта политического знания происходит во многом благодаря национальным мас-смедиа, которые, оказывая существенное влияние на общество, конструируют медийную картину мира [3-6 и др.] и ее единицы - медиаконцепты, представляющие собой особые ментальные конструкты, отличающиеся от обычных «констант культуры» и являющиеся «результатом отраженной в текстах СМИ коллективной мировидческой рефлексии над современностью» [7. С. 9]. Сформировавшись в медийном дискурсивном пространстве, медиаконцепты способствуют трансформациям в коллективном сознании носителей языка, т.е. «перестраивают» их представление об отдельных фрагментах действительности. Кроме того, медиакон-цепты обладают способностью к междискурсивным дрейфам и достаточно быстро проникают в иные виды дискурса, что во многом способствует пополнению национальной концептосферы [8-11 и др.].

Медиаконцепты, являющиеся средством отражения изменяющейся действительности, имеют динамическую природу. По мнению Н.Н. Болдырева, динамические концепты «передают разные способы и уровни схематизации накопленного опыта, конфигурирования знания и оперирования им в познавательно-языковой деятельности», отражая «контекстуально и ситуативно обусловленные конкретные смыслы» [12. С. 21]. Диахронический ракурс в изучении медиаконцептов «призван определить семантический статус и когнитивно-коммуникативные возможности концептов непосредственно в стадии их онтогенеза - оформления и обретения ими собственных ячеек в матрице культуры и общественного сознания» [7. С. 9].

Данная статья посвящена выявлению и анализу этапов эволюции медиаконцепта «Майдан» в дискурсе российских СМИ, что позволит рассмотреть особенности зарождения и развития нового ментального феномена, установить, какую роль в этом процессе играют

современные СМИ, а также выявить, какие смыслы и оценочные характеристики они транслируют реципиентам. Значимость подобных исследований, на наш взгляд, обусловлена следующими актуальными лингвистическими тенденциями: 1) установкой на изучение концептов в динамике; 2) устойчивым интересом к изучению воздействующего потенциала массмедиа как особой системы, трансформирующей информацию и создающей тем самым медиареальность и ее структурные составляющие - медиаконцепты; 3) потребностью в изучении новых единиц политической концепто-сферы, к числу которых относится и медиаконцепт «Майдан».

Эмпирическую базу исследования составили меди-атексты за период 2000-2021 гг., извлеченные из трех источников: 1) «Национального корпуса русского языка» (газетный подкорпус) [13]; 2) системы мониторинга и аналитики СМИ «Медиалогия» [14]; 3) службы автоматической обработки и систематизации новостей «Яндекс.Новости» [15]. Отбор языкового материала осуществлялся с учетом принципа сплошной выборки, в результате была сформирована фактологическая база, включающая более 3 500 контекстов.

С целью формирования исследовательской картотеки и дальнейшей ее обработки применялись корпусный метод и контент-анализ, что позволило получить достоверные данные о частотности использования в разные периоды лексемы майдан как имени исследуемого медиаконцепта и о частотности его иных репрезентантов. Для определения основных стадий в истории медиаконцепта «Майдан» использовался метод фокусной фрагментации материала, исследование особенностей функционирования медиаконцепта на каждой выделенной стадии его жизненного цикла осуществлялось с применением методов дефиницион-ного, компонентного и концептуального анализа, дискурс-анализа.

Принципы выделения этапов эволюции медиаконцепта «Майдан»

Изучение медиаконцепта в диахроническом аспекте требует фрагментации дискурса с целью выделения периодов для их последовательного сопоставления. Актуальным является предложенное Э.В. Будаевым разграничение двух типов фрагментации дискурса - равномерной и фокусной. При равномерной фрагментации осуществляется дробление временного периода на равные части, в то время как при фокусной фрагментации «шаг фрагментации не привязан к хронологии в астрономическом понимании» и вычленение периодов «связано с определенными политическими событиями» [16. С. 220], что позволяет установить корреляции между экстралингвистическими и лингвистическими факторами и потому является более продуктивным.

В настоящем исследовании выделение периодов в истории медиаконцепта «Майдан» строится на основе

фокусной фрагментации, т.е. через непосредственную привязку выделяемого этапа жизненного цикла медиаконцепта к политическому событию. Каждый шаг фрагментации соотносится с акциями протеста на Украине и в мире. Стимулом для зарождения и роста нового медиаконцепта стали акции протеста 20042005 гг.; способствовали эволюции медиаконцепта и его переходу на стадию роста и зрелости акции протеста 2013-2014 гг.; к переходу на стадию культурной стабилизации привели акции протеста 2017 г., а также подобные события за пределами Украины.

Названные факторы экстралингвистического характера являются своеобразным импульсом к трансформации когнитивной структуры медиаконцепта, следовательно, и к изменениям в его языковой репрезентации и в функционировании. Описание особенностей функционирования медиаконцепта на всех выявленных стадиях его жизненного цикла предполагает анализ 1) частотности, 2) деривационной активности, 3) семантики основного репрезентанта концепта, 4) ме-тарефлексивной деятельности медиарайтеров, 6) аксиологической, 7) дискурсивной и 8) текстогенной характеристики медиаконцепта.

Описание жизненного цикла медиаконцептов традиционно представляет собой характеристику его траектории развития от момента зарождения до вхождения в национальную концептосферу или до его полного угасания.

Протостадия медиаконцепта «Майдан» (до 2004 г.)

Выделение данного периода значимо, поскольку именно на этой стадии формируется «пресуппозицион-ная матрица» и «прогностические контуры содержательного и аксиологического развертывания концепта» [7. С. 92]. Протостадия жизненного цикла отражает процесс функционирования лексемы-репрезентанта (вербального прототипа) медиаконцепта за пределами ме-диадискурса и до его медийной актуализации.

Частотность использования лексемы майдан в период, предшествующий «оранжевой революции», является достаточно низкой; в частности, в «Национальном корпусе русского языка» в медийном дискурсе зафиксировано всего 48 словоупотреблений. В других видах дискурса в характеризуемый период лексема майдан также представлена незначительным количеством вхождений: например, количество словоупотреблений в художественном дискурсе составляет 327; в публицистическом - 155; в научном - 8; в бытовом - 2. Исходя из вышесказанного, допустимо сделать вывод о том, что на протостадии рассматриваемая лексема используется в различных дискурсивных практиках, а медиа не являются единственной средой бытования слова. Деривационная активность лексемы майдан до 2004 г. также незначительна, в словарях зафиксировано только 6 производных слов (майданище, майданник, майданщик, майданный, майданить, майданичать), некоторые из которых имеют нулевой или единичный индекс употребления в большинстве дискурсов.

В обозначенный период лексема майдан используется преимущественно в очерченных словарями значениях -

это 'площадь' или 'место проведения собрания': На майдане, перед храмом, собирал казачьи круги Степан Разин (Труд-7, 2001); А народные гуляния на главной площади страны, Майдане Незалэжности, будут продолжаться до глубокой ночи (Vesti.ru, 2002). Примеры наглядно демонстрируют, что семантическая структура слова изначально отличается максимальной простотой, в ней отсутствуют политически маркированные смыслы, которые станут доминирующими в массмедиа на следующих этапах развития медиаконцепта. Вышеперечисленные факторы объясняют отсутствие на прото-стадии примеров метаязыковой рефлексии над словом и его нейтральную оценку.

Функционирование лексемы майдан до 2004 г. связано с использованием слова как диалектного, например, на юге России и на Украине, либо как жаргонного, например, в воровском арго. Посредством слова майдан в тестах рассматриваемого периода создается соответствующий колорит, например, быта донского казачества или быта заключенных: На майдане у «лавки» с атаманской дочерью Наталиею как-то она повстречалася, и «кажная» из них друг дружкой залюбовалася (И.Ф. Быкадоров. «Донский казак - Тимофей Разин»); Казаки тронули лошадей и поскакали по широкой улице на майдан, с которого и доносился шум человеческих голосов (М.П. Старицкий. «Молодость Мазепы»); Майдан - это игорный дом, маленькое Монте-Карло, развивающее в арестанте заразительную страсть к штоссу и другим азартным играм. Около майдана и карт непременно ютится всегда готовое к услугам ростовщичество, жестокое и неумолимое (А.П. Чехов. «Остров Сахалин»); Майдан это -закусочная, кабак, табачная лавочка, игорный дом и доходная статья тюрьмы (В.М. Дорошевич. «Сахалин (Каторга)»). Подобные территориально и социально маркированные примеры соотносятся с выделенными В.В. Химиком двумя традициями в использовании лексемы майдан - «традиционно-исторической» и «арготической» [17. С. 58-60].

Стадия зарождения и роста медиаконцепта «Майдан» (2004-2013 гг.)

Референтной ситуацией, определившей зарождение медиаконцепта «Майдан», послужили события 2004 г. на Украине, связанные с «оранжевой революцией». С этого момента «лексема тюркского происхождения... "заиграла" новейшими и "забытыми старыми" семантическими "гранями", привела в движение систему русского языка на разных уровнях» [18. С. 173], и в итоге майдан превратился «из заурядного топонима в важнейший политический концепт современного общества» [19. С. 80].

В данный период формирующийся медиаконцепт репрезентируется посредством лексемы майдан и словосочетаниями оранжевая революция и помаранчевая революция: Произошедшие в стране за год изменения повлияли на политическую картину не меньше, чем "оранжевая революция" 2004 г. (Lenta.ru, 2006); Оппозиция призвала людей собираться на Майдане, началась "оранжевая революция" (Коммерсант, 2010);

«Украинская «помаранчевая революция» не более, чем случайность (Новый регион 2, 2005).

На стадии зарождения медиаконцепта «Майдан» резко возрастает частотность употребления ключевого слова, так, количество вхождений, по статистическим данным ресурса «Медиалогия», составляет 60 748 словоупотреблений, при этом сохраняется низкая частотность использования лексемы майдан в других дискурсивных практиках. Вербально-дерива-ционное поле медиаконцепта «Майдан» на стадии зарождения и роста включает в свой состав 18 производных слов (ср. 6 производных слов на предыдущей стадии), 15 из которых являются неодериватами (например, майдаун, майданец, майданист, антимайдан, автомайдан, майданутый, постмайданный, за-майданить, перемайданить, помайданить и др.), что свидетельствует о высокой деривационной активности (подробнее см.: [20. C. 227-237]). Возрастающая плотность вербально-деривационного поля в совокупности с резким ростом частотности ключевого слова и некоторых его производных является показателем социальной значимости нового ментального конструкта.

В процессе обретения вербализованным понятием статуса концепта (в терминологии О.В. Орловой - «во-концептовления») «происходит усложнение его смысловой организации и увеличение семантического объема... усложнение смысловой структуры за счет появления в ней особого слоя социально отмеченных медийных смыслов» [7. C. 69].

Семантическая структура основного репрезентанта медиаконцепта (лексемы майдан) на данном этапе жизненного цикла характеризуется не только наличием ядерных сем 'площадь' и 'место проведения собраний', но и появлением новых политически обусловленных смыслов: 1) 'место, площадь, где происходят протесты': Вечером Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко и остальные лидеры оппозиции вышли на Майдан (Коммерсант, 2004); Рейтинг Януковича, конечно, падает, но эксперты уверены: ни на какой Майдан украинцы в ближайшее время не пойдут (РБК Daily, 2006); 2) 'акция протеста': Однако нового Майдана на Украине не будет (РБК Daily, 2006); Майдан в стране может повториться как реакция людей на безответственность власти (Lenta.ru, 2009); 3) 'участники акции протеста': Киевский майдан уже назвал Ющенко президентом Украины (РИА Новости, 2004); Переломным моментом, по ее словам, оказалась ситуация во время инаугурации Виктора Ющенко, когда майдан скандировал не только имя нового президента страны, но и имя его очаровательной соратницы (Труд-7, 2005).

Заметим, что в рассматриваемый период 'акция протеста' в медиа интерпретируется как событие мирного характера, имеющее общие черты с митингом: Чечетов называет субботний майдан пиар-акцией для спасения умирающей «Нашей Украины», обращая внимание на совпадение митинга со съездом пропрезидентской партии (РБК Daily, 2007). Приведенные примеры наглядно демонстрируют трансформации, происходящие на семантическом уровне, в частности,

в массмедиа все чаще актуализируются политически обусловленные значения ключевого слова, мотивированные референтным событием.

Особый характер медийного дискурса, его способность трансформировать содержание попадающих в его пределы единиц являются теми факторами, которые «обусловливают повышенное внимание носителей языка к вербальной стороне политической жизни. Такое внимание находит отражение в метаязыковых высказываниях, метаязыковой рефлексии» [21, 22 и др.]. Активной метаязыковой рефлексией медиарайтеров, т.е. различного рода пояснениями, регулярно сопровождается в медиатекстах упоминание основного репрезентанта медиаконцепта - лексемы майдан. Употребляя слово в новом, отличном от традиционного значении, автор «вынужден во избежание коммуникативного сбоя комментировать это отступление» [23. С. 102-104].

На стадии зарождения и роста медиаконцепта «Майдан» метаязыковые рефлексии представлены в виде метаязыковых дефиниций и метаязыковых комментариев. Метаязыковые дефиниции содержат информацию справочного характера, приводимую автором для уточнения значения лексемы, это некие «ин-формемы», подобным способом авторы чаще всего актуализируют исходное значение слова: В пятницу вечером в центре Киева выстроилась живая цепь - от здания Союза журналистов на Крещатике через знаменитый майдан (площадь Независимости) до администрации президента Украины (Vesti.ru, 2005); Основным местом событий "оранжевой революции " был Майдан (площадь) Независимости в Киеве (РИА Новости, 2009). Авторская рефлексия по поводу слова майдан заключена в скобки и представляет собой актуализацию прямого значения слова майдан, которое обнаруживается в толковых словарях, но дополнительно делается отсылка к городу, в котором разворачиваются события.

В медиатекстах анализируемого периода используются и метаязыковые комментарии, поскольку авторы стремятся не только привести словарную дефиницию, но и разъяснить читателям смысл, вкладываемый ими в слово майдан: Майдан, как называют киевляне эту площадь, стал после "оранжевой революции " символом побед и поражений новой власти (NEWSru.com, 2005); Слово «майдан», обозначающее в украинском языке «площадь», стало символом протеста после «оранжевой революции» в 2004 г (Мэх, 2010). В данных примерах медиарайтеры не только актуализируют в сознании читателей словарное значение ('площадь') и указывают языковую принадлежность лексемы (украинский язык), но и подчеркивают новый политизированный смысл, который приобретает слово майдан в связи событиями 2004-2005 гг. Выражение символ протеста акцентирует внимание на борьбе народа с произволом властей.

Зафиксированное усложнение семантической структуры лексемы майдан, сопровождающееся развитием политизированных смыслов, и активная метаязы-ковая рефлексия являются показателями, свидетельствующими о формировании понятийного слоя в

структуре медиаконцепта. Также следует отметить, что изначально нейтральная в плане оценки лексема майдан на стадии зарождения и роста медиаконцепта начинает приобретать оценочность, которая в этот период амбивалентна. Мелиоративные оценки достигаются за счет соотнесения майдана с такими традиционно позитивно оцениваемыми объектами, как воля народа, свобода, демократия: Вечные ценности и идеалы Майдана: свобода, демократия, европейский выбор, добробут громадян, обещание будущих благ городу и стране в случае оказания им доверия на выборах (КИД, 2005). Пейоративные оценки создаются преимущественно за счет акцентирования темы обмана, тирании, неоправданных ожиданий участников протеста: Лидеры движения утверждают, что «...декларированные оранжевыми революционерами на "майданах" принципы демократии, свободы, равенства и благосостояния на деле обернулись тиранией» (Главред, 2005); Я имею в виду Майдан и обман, который состоялся в 2004 г., когда пиар-технология, политтехнология использовались для прихода «помаранчевой» власти (From, 2008).

Стадия роста и зрелости медиаконцепта «Майдан» (2014-2017 гг.)

Названная стадия связана с референтной ситуацией «Революции достоинства» 2013-2014 гг., иначе называемой «Евромайданом». Соответственно, увеличивается количество репрезентантов нового медиа-концепта: майдан, евромайдан, майдан 2.0, цветная революция, революция достоинства: Так называемая революция достоинства, победившая после бегства Виктора Януковича (Парламентская газета, 2016); Снова придя к власти в результате Майдана 2.0, оранжевые развернули сценарий репрессий по надуманным обвинениям (Минпром, 2015); В Киеве реализуется технология классической «цветной революции», дополненной актами вандализма (Парламентская газета, 2014).

Частотность использования ключевого слова (имени) медиаконцепта и его иных репрезентантов рассматривается нами как показатель коммуникативной релевантности. В рассматриваемый период зафиксирован существенный прирост употребления имени медиаконцепта (387 658 вхождений, по данным «Ме-диалогии»). Также наблюдается значительный рост количества неодериватов с основой майдан (от 18 до 38 производных слов, например, евромайдан, евромай-данец, евромайдановский и др.). Возрастает рекуррентность отдельных неодериватов, одним из наиболее частотных становится неодериват евромайдан (98 388), появившийся непосредственно на этой стадии жизненного цикла медиаконцепта и сразу отмеченный активным использованием в СМИ, что представляет собой попытку авторов выделить мероприятия 2013-2014 гг. как особые события в череде протестов.

Показателем социальной значимости на стадии роста и зрелости медиаконцепта является «мода на слово» [7. C. 101]. По наблюдениям И.Т. Вепревой, в разряд «модных» слов могут попадать не только

неологизмы, но и «старые» слова, «модными их делает актуализация в современном языковом пространстве» [24. С. 279], что и происходит с лексемой майдан после начала протестов на Украине. На частотность и модность лексемы майдан в рассматриваемый период обращают внимание и сами авторы медиатекстов: «Слово МАЙДАН стало одним из наиболее часто употребляемых слов. <...> Сейчас среди обозревателей СМИ стало модным сравнивать это народное движение времен "евроинтеграции" с похожими событиями времен "помаранчевой"революции» (Биржевой лидер, 2014).

Согласимся с мнением А. Сперанской, отметившей, что для русской лингвокультуры оценка «модное слово» все же скорее отрицательная», поскольку применение подобных слов зачастую не оправдано необходимостью [25], «модные» слова начинают активно вытеснять из оборота привычные номинации, например, лексема майдан заменяет в СМИ большинство наименований разного рода политических протестов -протест, акция, митинг и др. Мода на лексему майдан проявляется, во-первых, в ее активном использовании для характеристики политических протестов, происходящих за пределами Украины (например, киргизский, сирийский, белградский, египетский майдан и др.): Таким образом, ядром киргизского майдана будут разорившиеся или стоящие на грани разорения торговцы с Дордоя и Кара-Суу (Проект Однако, 2015); Поэтому ликовать в связи с победой "египетского майдана " -значит в угоду сиюминутной эйфории закрывать глаза на безрадостные перспективы, ожидающие страну пирамид (Невское время, 2014); во-вторых, в ироническом смысле майданом начинают называть любую конфликтную ситуацию: Массовую драку во дворе кузбасского общежития окрестили «майданом» (Ридус, 2015); Так, некоторые блогерыуже окрестили акцию "майданом", а в сети появились пророчества грядущей войны, которую якобы должно спровоцировать жилищно-коммунальное противостояние (Газетами, 2015).

В рассматриваемый период происходит дальнейшее усложнение и расширение семантики лексемы майдан, являющейся основным репрезентантом медиаконцепта. Ранее сформированные семантические признаки конкретизируются в медиатекстах, например 'акция протеста' предстает как 'демонстрация', 'переворот', 'митинг', 'революция', 'мятеж', 'путч', 'восстание' и пр.: Майдан - это не свободные выборы, а демонстрация, проходившая всего лишь на одной площади (Парламентская газета, 2014); Несмотря на популярное сейчас сравнение с украинским Майданом, протесты в Ереване не угрожают российским интересам (Новый день,

2015); Майдан (Евромайдан) - массовые протестные акции в центре Киева и ряде других городов Украины зимой 2013-2014 гг., в результате которых в стране произошла насильственная смена власти (lenta.ru,

2016); Эта кланово-олигархическая система довела страну до Майдана и переворота (Коммерсант ЕМ,

2015); 27 декабря Дорогомиловский суд Москвы признал Майдан государственным переворотом (lenta.ru,

2016); Майдан - это революция, а революция всегда

вызывает контрреволюционные мятежи и интервенцию ^1К, 2014); Памяти "небесной сотни ", как на майдане называют погибших во время февральского путча (Vesti.ru, 2014). Принципиальным является подчеркивание насильственного характера протестов, сопровождающихся жертвами и кровопролитием: Хроника «евро-майдана»: как мирные протесты переросли в революцию (Независимая газета, 2014); После четырех часов уличных боев в районе Соборной площади сторонники Майдана вытеснили пророссийских активистов (NEWSru.com, 2014).

Усложнение семантической структуры лексемы майдан сопровождается закономерным усложнением метаязыковой рефлексии, доминирующими формами которой становятся метаязыковая интерпретация и па-рапрофессиональная рефлексия. Отличие метаязыко-вой интерпретации от дефиниции и комментария заключается в том, что «говорящий, помимо эксплицитной языковой информации, поставляемой через текст, вербализует также интерпретирующее, или «глубинное», понимание лексической единицы, которое возможно при наложении языковой информации на другие типы информации - психологические, социальные, нормативные, морально-этические и т.п.» [23. С. 81]. Для авторов медиатекстов становится важным уже не столько разъяснение значения лексемы майдан, сколько закрепление в сознании читателей связанной с ней политически и социально значимой информации: Это понятие [майдан] ворвалось в нашу мирную жизнь в конце 2013 г. Это слово стало популярным не только в России и Украине, но и во всем мире благодаря средствам массовой информации. Слово "Майдан" стало у всех ассоциироваться с беспорядками, грабежами и убийствами, происходящими в Киеве (Непроявленный мир, 2016).

Парапрофессиональная рефлексия представляет собой высшую стадию метаязыковой деятельности, поскольку «в основу объяснительной трансформы ложится профессиональное или околопрофессиональное языковедческое знание: в текстах отражается рефлексия по поводу каких-либо собственно лингвистических аспектов функционирования слова» [7. С. 97], а также активно используется лингвистическая терминология (лексикография, толковые словари, значение слова, прямое значение, эвфемизм и др.): Эвфемизм слова с прямым значением - площадь, площадка и различными другими переводными значениями начинает обретать новый устойчивый самостоятельный смысл в совсем другой сфере своей лингвистической жизни. Именно это и происходит со словом МАЙДАН (Обретение смыслов, 2016).

Отличительной чертой стадии роста и зрелости является текстогенность медиаконцепта, понимаемая как «способность порождать вокруг себя массу текстов» [26. С. 63-67]. Продуктивной на данном этапе жизненного цикла медиаконцепта является сетевая литература, посвященная майдану. И.В. Булкина отмечает «огромную массу словесного творчества, порожденного киевскими событиями зимы 2014-го» [27]. Фе-

номен «майданной» поэзии становился объектом рассмотрения в работах И.В. Булкиной [27], Е. Кононенко [28], И. и Х. Шталя [29]. Примечательно, что усиление сетевой текстогенности медиаконцепта приводит к появлению уникальных «сетевых поэтических диалогов». Например, украинское стихотворение А. Дмит-рук «Никогда мы не будем братьями» вызвало в российском сегменте интернета волну откликов, особую известность среди которых получил текст Т. Деркач «Никогда не бывать вам русскими» (на ряде сайтов авторство ошибочно приписывалось композитору Ю. Лозе).

Стадия культурной стабилизации медиаконцепта «Майдан» (2017-2022 гг.)

Импульсом для написания данной стадии являются референтные события, произошедшие после «революции достоинства», это продолжающаяся череда протестов на Украине, например, «михомайдан» 2017 г., представлявший собой митинги, инициированные М.Н. Саакашвили, и череда протестов в мире: «Михомайдан» готовит ответный удар. Сторонники Михаила Саакашвили грозят активизировать протесты и способствовать возвращению своего лидера на Украину (Известия, 2018); Венесуэльский майдан лишает Россию еще одного союзника (Взгляд, 2019); В Южной Корее начался свой Майдан (Сегодня, 2017); Майдан в Армении накануне решающих событий (ИА REGNUM, 2018); Белорусский майдан стал уникальным явлением в истории майданов («цветных революций») на постсоветском пространстве (ИА REGNUM, 2021).

Новыми репрезентантами медиаконцепта на данной стадии становятся номинации михомайдан и майдан 3.0.: Параллельно с этим опальный политик собирал многотысячные митинги по всей Украине и даже организовал так называемый «МихоМайдан» против олигархов и коррумпированной власти (Московский комсомолец, 2018); Майдан 3.0: Кто поднимает Украину на бунт (Свободная пресса, 2019).

Рост частотности упоминания имени медиакон-цепта в российских СМИ на стадии культурной стабилизации достигает максимальных значений. В период 2017-2021 гг. зафиксировано 734659 употреблений. Деривационная активность в этот период существенно сокращается, вербально-деривационное поле пополняется только двумя производными словами, характеризующимися низкой частотностью употребления в массмедиа (михомайдан, дебиломайдан). Общее количество неодериватов в процессе эволюции медиа-концепта достигает 40 единиц.

На стадии культурной стабилизации не наблюдается существенных изменений как в семантической структуре лексемы майдан, так и в понятийном слое одноименного медиаконцепта. Завершается уход на дальнюю периферию изначальных семантических признаков 'площадь' и 'место сбора людей', ядерным остается признак 'акция протеста'. Медиаконцепт «майдан» на финальной стадии своей эволюции окон-

чательно обретает собственное содержание - это политический протест, обладающий следующим набором признаков: 1) массовость; 2) длительность; 3) локали-зованность в определенной пространственной точке (на площади), 4) ультимативность; 5) смена власти;

6) подготовленность и проплаченность Западом;

7) насильственный характер протеста и наличие жертв: Этому предшествовали массовые протестные акции во многих городах Украины, получившие название Майдан (Евромайдан) (lenta.ru, 2017); Восток и юг Украины начали «свой Майдан» в виде бессрочной акции протеста против произвола властей (Независимая газета, 2016); Майдан был уличным протестом, да и аналогии с Майданом возникают всегда, когда происходит уличный протест (Кавказский узел, 2020); Ультиматум от евроинтеграторов в Молдавии: Санду объявила о «майдане» (EurAsia Daily, 2020); Майдан (Евромайдан) - протестные акции, проходившие в ряде городов Украины зимой 20132014 гг., в результате которых в стране произошла насильственная смена власти (lenta.ru, 2017); Откройте рот и произнесите: Майдан - это переворот! (Взгляд.ру, 2017); Майдан - это госпереворот, совершенный при участии США (РИА Новости, 2017); Майдан - это технология американцев, спецоперация ЦРУ, козни Сороса, а не воля украинского народа (Replyua.net, 2017); Это не Майдан, белорусы не желают никакого обострения ситуации. Люди очень сильно надеются на мирные перемены (Прав-мир, 2020).

Вхождение ключевого слова в активный словарный запас и известность его значения широкому кругу носителей языка приводят к спаду метаязыковой рефлексии, поскольку отсутствует необходимость в каких-либо разъяснениях, что достаточно хорошо чувствуют медиарайтеры, рассуждающие о судьбе слова майдан в русском языке: То есть это слово и понятие входит в нашу жизнь и уже без дополнительных пояснений передает нам что-то понятное, знакомое, ассоциативно увязанное с нашим непосредственным жизненным или политическим опытом, с той информацией, которую мы получили в недавнее время (Обретение смысла, 2016).

На стадии культурной стабилизации векторы негативной оценочности медиаконцепта «Майдан» становятся доминирующими, новый медиаконцепт прочно ассоциируется с такими отрицательно оцениваемым объектами, как разрушение, деградация, преступление, нацизм и пр.: Преступная сущность майдана дополняется слабоумием и непрофессионализмом (Новостной фронт, 2018); Итоги победы Майдана - упадок производства и превращение страны в сельскохозяйственную «сверхдержаву» (Infocenter, 2018); А вот на Украине никто и ничто не помешало им... профинансировать два нацистских Майдана (Телескоп, 2020).

Для репрезентации и оценки медиаконцепта «Майдан» российские СМИ активно используют прецедентные тексты, например, фразеологизмы, восходящие к античной мифологии: Майдан открыл ящик Пан-

доры и превратил Украину из... демократии в этно-кратию (ИА NewsFrоnt, 2017), также исследуемый феномен сам порождает новые прецедентные тексты: «Хорошее дело майданом не назовут и Нет бабла -нет Майдана!» [30. С. 172]. Многочисленные отсылки к прецедентным текстам дают возможность медиарай-терам вовлечь в процесс интерпретации и оценки политических событий читателей, для которых используемый культурный код является хорошо известным и позволяет воспринимать транслируемую информацию в задаваемом массмедиа модусе. Большинство подобных примеров демонстрирует негативные векторы в восприятии и оценке майдана, способствуя формированию эмоционального отношения читателей к разворачивающимся на Украине событиям.

Описываемая стадия характеризуется усилением текстогенности, однако уже не только в русле сетевой, но и в сфере художественной литературы и публицистики, что является важным показателем социальной значимости медиаконцепта, а также свидетельствует о постепенной трансформации медиакон-цепта в концепт культуры. Среди произведений, посвященных майдану, представлены не только мемуары очевидцев, но и художественные произведения: «Дневник Майдана» А. Куркова, «Майдан. Нерассказанная история» С. Кошкиной, «Вертеп. #РоманПро-Майдан» О. Захарченко, «Пока майдан не разлучит нас» О. Хан, «В огнях майдана» А. Поповой и др. Разнообразие текстов, порожденных майданом, позволяет сделать вывод о переходе медиаконцепта в другие виды дискурса (художественный, публицистический, научный) и о способности медиаконцепта реализовы-вать миромоделирующую функцию, конструируя и реконструируя картину мира социума.

Заключение

Динамический подход, постулируемый в современной лингвоконцептологии как основной в изучении концептов, детерминирует рассмотрение онтогенеза медиа-концепта от момента его зарождения до достижения зрелости и культурной стабилизации. Функционирование исследуемого медиаконцепта «Майдан» в период 2004-2021 гг. характеризуется существенными изменениями в способах его языковой репрезентации, росте рекуррентности ключевого слова и разнообразии его дериватов. Изменения затрагивают семантическую структуру ключевого слова и понятийный слой медиакон-цепта, что проявляется в появлении новых политизированных смыслов, которые, перемещаясь в ядерную зону, приобретают статус основных.

Сематические трансформации запускают метаязыко-вые процессы, при этом развитие медиаконцепта сопровождается усложнением форм метаязыковой рефлексии, что наглядно прослеживается в переходе от метаязыко-вого дефинирования и комментирования на стадии зарождения и роста к метаязыковой интерпретации и па-рапрофессиональной рефлексии на стадии роста и зрелости медиаконцепта. Изменения в оценочной составляющей структуры медиаконцепта «Майдан» связаны с пере-

ходом от аксиологической амбивалентности к одновалентности (негативного характера). Социальная значимость медиаконцепта, первоначально проявляющаяся преимущественно в росте частотности употребления в СМИ его репрезентантов и в моде на слово, постепенно приводит к текстогенности медиаконцепта и его поэтапному проникновению в другие виды дискурса (художественный, научный, публицистический и пр.).

Таким образом, медиаконцепт «Майдан» в процессе эволюции прошел все стадии жизненного цикла, поэтому может быть квалифицирован как медиаконцепт полного цикла. В процессе развития анализируе-

мый медиаконцепт приобрел ярко выраженные политизированные смыслы и оценочные характеристики, прочно закрепился в современной политической кон-цептосфере. Проведенное исследование медиаконцепта «Майдан» позволяет сделать вывод об общих закономерностях эволюции медиаконцептов, возникающих благодаря интерпретационной деятельности СМИ и достигающих постепенно культурной стабилизации или угасающих, а апробированная и представленная в статье методика может быть использована для исследования динамики других медиаконцептов, позволяя провести анализ их эволюции.

Список источников

1. Скиперских А.В. Майдан как улей (зарисовки украинского политического протеста) // PolitBook. 2015. № 2. С. 167-179.

2. Нефедов И.В. Отражение взаимодействия социума и языка в интернет-дискурсе // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 3. С. 78-87.

3. Картины русского мира: современный медиадискурс / ред. З.И. Резанова. Томск : ИД СК-С, 2011. 288 с.

4. Кушнерук С.Л. Идеологическое миромоделирование в американском медиадискурсе // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 67. С. 92-111. doi: 10.17223/19986645/67/5

5. Михайловская М.В. К вопросу о лингвистике информационно-психологической войны: идеологемы как инструмент семантического манипулирования // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 3. С. 222-232.

6. Радина Н.К. Методика идентификации контекстуальных идеологем в цифровом медиадискурсе (на примере медиадискурса о пандемии COVID-19) // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 116-136. doi: 10.30547/vestnik.journ.5.2021.116136

7. Орлова О.В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал. Томск : Том. гос. пед. ун-т, 2012. 353 с.

8. Орлова О.В. Медиаконцепт «нефть» сегодня: становление петролеумной метафоры // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 64. С. 76-92. doi: 10.17223/19986645/64/6

9. Новикова В.П., Челпанова Е.В. Медиаконцепт «гиг-экономика» на политической арене // Политическая лингвистика. 2019. № 5 (77). С. 88-96. doi: 10.26170/pl19-05-09

10. Фельде О.В. Временная и дискурсивная вариативность концепта «Богучанская ГЭС» // Сибирский филологический форум. 2021. № 4 (16). С. 58-71.

11. Цветова Н.С. Актуальные медиаконцепты: динамика ценностных смыслов // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16, № 4. С. 107-116. doi: 10.21209/1996-7853-2021-16-4-107-116

12. Болдырев Н.Н. Типология концептов и языковая интерпретация // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке : материалы докладов и сообщений Междунар. науч. конф., посвящ. юбилею заслуженного деятеля науки РФ, д-ра филол. наук, проф. Л.Г. Бабенко, 28-30 сент. 2016 г., Екатеринбург, Россия. Москва; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2016. С. 16-25.

13. Национальный корпус русского языка. URL: https://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 17.01. 2022).

14. Информационно-аналитическая система «Медиалогия». URL: https://www.mlg.ru/ (дата обращения: 15.07. 2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Служба автоматической обработки и систематизации новостей «Яндекс.Новости». URL: https://yandex.ru/news/ (дата обращения: 12.01.2022).

16. Будаев Э.В. Сопоставительная политическая метафорология. СПб. : Наукоемкие технологии, 2020. 446 с.

17. Химик В.В. Майдан как феномен русской и восточнославянской языковой действительности // Политическая лингвистика. 2015. № 3 (53). С. 57-64.

18. Полякова Т.М. Функционирование украинизма майдан в русском политическом медиадискурсе // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). С. 173-179.

19. Кондратьева О.Н. Майдан в метафорическом зеркале российских массмедиа // Политическая лингвистика. 2017. № 5 (65). С. 80-84.

20. Ходасевич Е.М. Эволюция вербально-деривационного поля политического медиаконцепта «майдан» в российских СМИ // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 4. С. 227-237.

21. Трифонов Р.А. Вербальные элементы политического дискурса как объекты метаязыковой рефлексии в современной украинской публицистике // Политическая лингвистика. 2014. № 1 (47). С. 201-205.

22. Батулина А.В. Устойчивые словесные комплексы языка политики как объект метаязыковой рефлексии // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 6 (39). С. 661-665. doi: 10.34680/2411-7951.2021.6(39).661-665

23. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М. : ОЛМА-Пресс, 2005. 377 с.

24. Вепрева И.Т. Лингвосоциопсихологические особенности модного слова // Лингвистика креатива-5 / отв. ред. Т.А. Гридина. Екатеринбург : УрГПУ, 2020. С. 276-297.

25. Сперанская А.Н. Мода на слова как привычка массового поражения // Новая университетская жизнь. 16.11.2011. URL: https://gazeta.sfu-kras.ru/node/3072

26. Шмелева Т.В. Кризис как ключевое слово текущего момента // Политическая лингвистика. 2009. № 2 (28). С. 63-67.

27. Булкина И. «Никогда мы не будем братьями»: украинская и русская поэзия киевского Майдана // Новое литературное обозрение. 2020. № 6(166). С. 399-413.

28. Kononenko е. Evangelie vid poetiv // Kritika. 2015. № 3/4 (209/210). Р. 20-27.

29. Stahl Н. Poesie als politische Partizipation: Der virale poetopolitische Diskurs um Anastasija Dmitruks Videogedicht "Nikogda my ne budem brat'jami" auf YouTube // Zeitschrift fur slavische Philologie. 2015. Jahrgang 71. Ausgabe 2. P. 441-477.

30. Соболева И.А. Концепт «майдан» в современном украинском медиаполитическом дискурсе // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. А.Г. Пастухов. Орел : Орлов. гос. ин-т искусств и культуры, 2014. С. 168-174.

References

1. Skiperskikh, A.V. (2015) Maydan kak uley (zarisovki ukrainskogo politicheskogo protesta) [Maidan like a beehive (sketches of Ukrainian political protest)]. PolitBook. 2. pp. 167-179.

2. Nefedov, I.V. (2015) Otrazhenie vzaimodeystviya sotsiuma i yazyka v internet-diskurse [Reflection of society and language interaction in Internet discourse]. Izvestiya Yuzhnogofederal'nogo universiteta. Filologicheskie nauki. 3. pp. 78-87.

3. Rezanova, Z.I. (ed.) (2011) Kartiny russkogo mira: sovremennyy mediadiskurs [Pictures of Russian world: a modern mediadiscourse]. Tomsk:

ID SK-S.

4. Kushneruk, S.L. (2020) Ideological World Modelling in American Media Discourse. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal ofPhilology. 67. pp. 92-111. (In Russian). doi: 10.17223/19986645/67/5

5. Mikhaylovskaya, M.V. (2021) K voprosu o lingvistike informatsionno-psikhologicheskoy voyny: ideologemy kak instrument semanticheskogo manipulirovaniya [Linguistics of information and psychological Warfare: ideologically-bound units as an Effective tool of semantic manipulation]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. 3. pp. 222-232. (In Russian).

6. Radina, N.K. (2021) Methodology for identifying contextual ideologemes in digital media discourse (a case study of media discourse about COVID-19 pandemic). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika. 5. pp. 116-136. (In Russian). doi: 10.30547/vestnikjourn.5.2021.116136

7. Orlova, O.V. (2012) Diskursivno-stilisticheskaya evolyutsiya mediakontsepta: zhiznennyy tsikl i miromodeliruyushchiy potentsial [Discursive-stylistic evolution of the media concept: life cycle and world-modeling potential]. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University.

8. Orlova, O.V. (2020) The Media Concept Oil Today: The Formation of the Petroleum Metaphor. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal ofPhilology. 64. pp. 76-92. (In Russian). doi: 10.17223/19986645/64/6

9. Novikova, V.P. & Chelpanova, E.V. (2019) Media Concept "Gig economy" on the Political Arena. Politicheskaya lingvistika. 5 (77). pp. 88-96. (In Russian). doi: 10.26170/pl19-05-09

10. Fel'de, O.V. (2021) Temporal and discursive variation of the "Boguchanskaya Hydroelectric Power Plant" concept Sibirskiy filologicheskiy forum. 4 (16). pp. 58-71. (In Russian). doi: 10.25146/2587-7844-2021-16-4-92

11. Tsvetova, N.S. (2021) Current Media Concepts: Dynamics of Value Meanings. Gumanitarnyy vektor. 16 (4). pp. 107-116. (In Russian). doi: 10.21209/1996-7853-2021-16-4-107-116

12. Boldyrev, N.N. (2016) [Typology of concepts and language interpretation]. NovayaRossiya: traditsii i innovatsii vyazyke i nauke oyazyke [New Russia: tradition and innovation in science and language]. Proceedings of the International Conference. Yekaterinburg, Russia. 28-30 September 2016. Moscow; Yekaterinburg: Kabinetnyy uchenyy. pp. 16-25. (In Russian).

13. Russian National Corpus. [Online] Available from: https://ruscorpora.ru/ (Accessed: 17.01.2022).

14. Informatsionno-analiticheskaya sistema "Medialogiya" [Information and analytical system "Medialogy"]. [Online] Available from: https://www.mlg.ru/ (Accessed: 15.07. 2021).

15. Sluzhba avtomaticheskoy obrabotki i sistematizatsii novostey "Yandeks.Novosti" [Yandex.News, a service for automatic processing and systematization of news]. [Online] Available from: https://yandex.ru/news/ (Accessed: 12.01.2022).

16. Budaev, E.V. (2020) Sopostavitel'naya politicheskaya metaforologiya [Comparative political metaphorology]. St. Petersburg: Naukoemkie tekhnologii.

17. Khimik, V.V. (2015) Maidan as a phenomenon of Russian and East Slavic linguistic reality. Politicheskaya lingvistika. 3 (53). pp. 57-64. (In Russian).

18. Polyakova, T.M. (2014) Ukrainianism maidan in the Russian political media discourse. Politicheskaya lingvistika. 4 (50). pp. 173-179. (In Russian).

19. Kondrat'eva, O.N. (2017) Maidan in the metaphorical mirror of the Russian mass-media. Politicheskaya lingvistika. 5 (65). pp. 80-84. (In Russian).

20. Khodasevich, E.M. (2021) Evolution of the Verbal-Derivational Field of the Political Media Concept of "Maidan" in the Russian Media. Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki. 4. pp. 227-237. (In Russian).

21. Trifonov, R.A. (2014) Verbal elements of political discourse as objects of metalingual reflection in contemporary ukrainian publicistics. Politicheskaya lingvistika. 1 (47). pp. 201-205. (In Russian).

22. Batulina, A.V. (2021) Stable verbal complexes of the language of politics as an object of metalanguage reflection. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 6 (39). pp. 661-665. (In Russian). doi: 10.34680/2411-7951.2021.6(39).661-665

23. Vepreva, I.T. (2005) Yazykovaya refleksiya v postsovetskuyu epokhu. Moscow: OLMA-Press.

24. Vepreva, I.T. (2020) Lingvosotsiopsikhologicheskie osobennosti modnogo slova [Linguo-socio-psychological features of a fashionable word]. In: Gridina, T.A. (ed.) Lingvistika kreativa-5 [Linguistics of the creative-5]. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University. pp. 276-297.

25. Speranskaya, A.N. (2011) Moda na slova kak privychka massovogo porazheniya [Fashion on words as a habit of mass defeat]. Novaya universitetskaya zhizn'. 16 November. [Online] Available from: https://gazeta.sfu-kras.ru/node/3072

26. Shmeleva, T.V. (2009) Krizis kak klyuchevoe slovo tekushchego momenta [Krizis (crisis) as the key word of the present moment]. Politicheskaya lingvistika. 2 (28). pp. 63-67.

27. Bulkina, I. (2020) "Nikogda my ne budem brat'yami": ukrainskaya i russkaya poeziya kievskogo Maydana ["We will never be brothers": Ukrainian and Russian poetry of the Kyiv Maidan]. Novoe literaturnoe obozrenie. 6 (166). pp. 399-413.

28. Kononenko, e. (2015) Evangelie vid poetiv. Kritika. 3/4 (209/210). pp. 20-27.

29. Stahl, N. (2015) Poesie als politische Partizipation: Der virale poetopolitische Diskurs um Anastasija Dmitruks Videogedicht "Nikogda my ne budem brat'jami" auf YouTube. Zeitschrift für slavische Philologie. 71 (2). pp. 441-477.

30. Soboleva, I.A. (2014) Kontsept "maydan" v sovremennom ukrainskom mediapoliticheskom diskurse [Concept 'maidan' in modern ukranian media-political discourse]. In: Pastukhov, A.G. (ed.) Zhanry i tipy teksta v nauchnom i mediynom diskurse [Genres and types of text in scientific and media discourses]. Oryol: Oryol ov. gos. in-t iskusstv i kul'tury. pp. 168-174.

Информация об авторах:

Кондратьева О.Н. - д-р филол. наук, профессор кафедры русского языка и литературы Кемеровского государственного университета (Кемерово, Россия). E-mail: [email protected]

Ходасевич Е.М. - канд. филол. наук, преподаватель кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Кемеровского государственного университета (Кемерово, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

O.N. Kondratyeva, Dr. Sci. (Philology), professor, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

E.M. Khodasevich, Cand. Sci. (Philology), lecturer, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.04.2023; одобрена после рецензирования 17.10.2023; принята к публикации 30.01.2024.

The article was submitted 25.04.2023; approved after reviewing 17.10.2023; accepted for publication 30.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.