Научная статья на тему 'Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта'

Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
436
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОНЦЕПТ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / МИРОМОДЕЛИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ВЕКТОРЫ АССОЦИАТИВНО-СМЫСЛОВОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ / ìEDIACONCEPT / LIFE CYCLE / WORLD MODELING POTENTIAL / CONCEPTUAL VOLTAGE / VECTORS OF ASSOCIATIVE-SEMANTIC DEPLOYMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Орлова О. В.

В терминологический аппарат современной лингвоконцептологии и теории текста автором статьи вводится новое понятие медиаконцепта как лингвосемантического феномена особого рода, отличающегося медийной дискурсивно-стилистической маркированностью. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал рассматриваются в качестве ключевых детерминант семантической эволюции медиаконцепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Орлова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIFE CYCLE AND WORLD MODELING POTENTIAL OF MEDIA CONCEPT

A new notion of media concept as a semantic-linguistic phenomenon of a special origin is introduced by the author of the article in the terminological set of the modern linguistic conceptology and text theory. It is marked by media stylisticdiscursive distinctiveness. The life cycle and world modeling potential are regardered as key determinants of media concept semantic evolution.

Текст научной работы на тему «Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта»

УДК 811.161.125

О. В. Орлова

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ И МИРОМОДЕЛИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАКОНЦЕПТА

В терминологический аппарат современной лингвоконцептологии и теории текста автором статьи вводится новое понятие медиаконцепта как лингвосемантического феномена особого рода, отличающегося медийной дискурсивно-стилистической маркированностью. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал рассматриваются в качестве ключевык детерминант семантической эволюции медиаконцепта.

Ключевые слова: медиаконцепт, жизненный цикл, миромоделирующий потенциал, концептуальное напряжение, векторы ассоциативно-смыслового развертывания.

Несмотря на признание в современной лингвоконцептологии главенствующей «роли дискурса как среды и основного фактора формирования концептуального содержания», а «становления дискурса и формирования принадлежащих ему концептов как взаимосвязанных процессов» [1, с. 32-33], до сих пор из дискурсивно маркированных концептов значительное целостное теоретическое осмысление получили лишь художественные (подробный обзор теоретических подходов к изучению художественный концептов см. в [2]).

Кроме того, культурные концепты (по Ю. С. Степанову - константы культуры) в лингвокулкгурологии и когнитивистике рассматриваются по преимуществу в системно-структурном статическом аспекте, когда концепт моделируется как некий инвариант - результат обобщения интегративныгс «наддискурсивных» признаков концепта, а его дискурсивно отмеченные варианты рассматриваются как «специфические дополнительные признаки» [3, с. 7]. То есть концепт трактуется как некий обобщенный конструкт коллективного языкового сознания, способный к дискурсивному варьированию, при котором варианты актуализируют вторичные по отношению к интегральным дифференциальные признаки концепта.

Однако, помимо констант культуры, сложившихся в полидискурсивной среде в результате длительной культурной эволюции и эксплицированныгс не только в текстах разныгс стилей и жанров, но и в языке в виде паремий, устойчивыгс коллокаций, стилистических презумпций, выделяются семантические универсалии, приобретающие статус концепта только в определенном дискурсе. Так, многие понятия, актуальные для современного общественного сознания, приобрели статус концепта, позволяющий им служить импульсом для формирования определенной концепции, объясняющей и интерпретирующей тот или иной фрагмент реальности, в дискурсе масс-медиа. В современной медиасфере можно выделить такие концептуальные доминанты, как кризис, гламур, нано, нефть и др.

Медиаконцепты рассматриваются нами как лингвосемантические феномены особого рода, отличающиеся медийной дискурсивно-стилистической суб-

станциональной детерминированностью, вошедшие в миросознание носителя языка с появлением информационного общества и ставшие средством формирования и трансформации массового сознания. При этом мы подчеркиваем облигаторносты динамического подхода к их анализу (см. [4]).

Данный ракурс лингвоконцептологического анализа предполагает изучение концептов в динамике их коммуникативно-дискурсивного существования. В соответствии с этим концепт рассматривается, во-первыгс, в аспекте эволюции средств его вербальной объективации и семантического наполнения в медийной дискурсивно-стилистической среде на определенной временной оси. Во-вторыгс, в аспекте дискурсивно обусловленных детерминаций его способности быть медиатором социально значимых смыслов, ценностей, установок.

Базовыми характеристиками, позволяющими провести валидную процедуру анализа медиаконцепта, являются его жизненный цикл и миромоделирующий потенциал. Под жизненным циклом медиаконцепта понимается своеобразная траектория его развития от фазы зарождения к фазе спада и нивелирования. Миромоделирующий потенциал медиаконцепта определяется нами как способность в процессе ассоциативно-смыслового развертывания в мас-смедийном текстовом континууме выполнять лингво-ментально-креативные и трансформативные функции, формируя постоянно эволюционирующий фрагмент коллективной картины мира на определенной стадии развития социума.

Необходимо отметить, что процесс дискурсивностилистической эволюции медиаконцепта в целом обусловлен динамикой концептуального напряжения, стимулируемого экспликаторами концепта, прежде всего - его номинатом, в процессе ассоциативносмыслового развертывания медиатекстов.

Понятие концептуального напряжения, освещая проблему языковой рефлексии в постсоветскую эпоху, подробно описывает И. Т. Вепрева. Она справедливо считает сам факт наличия в тексте рефлексивов (вербальный маркеров метаязыковой рефлексии автора) сигналом концептуального напряжения, обусловленного необходимостью «особой языковой бди-

тельности говорящего, его осознаваемой селекции». По мысли исследователя, «очаги речевого напряжения» в дискурсивном пространстве и в речемыслительной деятельности возникают на уровне «превер-бального этапа формирования речевого высказывания» тогда, когда пишущий, вводя в текст, к примеру, агноним или окказионализм, осознанно отступает от нормы и вынужден во избежание коммуникативного сбоя комментировать это отступление [5, с. 102- 04].

Мы же считаем, что метаязыковая рефлексия -лишь один из важных признаков роста концептуального напряжения, всегда сопровождающего рождение и бытование медиаконцепта. Сама принципиально интерактивная природа медийной коммуникации стимулирует рассматривать концептуальное напряжение с позиций не только первичной коммуникативной деятельности, но и вторичной, поскольку новая информация, заложенная в текст посредством использования той или иной языковой аномалии, должна быть адекватно понята читателем, совершающим в процессе ее декодирования повышенные когнитивные усилия. Языковая рефлексия в данном случае выступает одним из способов установления гармоничного диалога с адресатом, вышужденным интерпретировать нестандартный смысл сообщения.

Процесс генерации и генерализации новыгс смыслов, сопровождающих номинат концепта и его другие репрезентанты в медиатекстах, требует и от автора, и от адресата коммуникативно-когнитивного напряжения.

В проекции на смысловую структуру создаваемого и воспринимаемого текста оно фокусируется в свойстве концептуального напряжения, понимаемого нами как повышение информативно-смысловой и прагматической нагруженности организованного определенным медиаконцептом контекста (от минимального контекста высказывания или абзаца до максимального контекста ассоциативно-смыслового развертывания концепта в медиадискурсе в целом).

Попытаемся описать механизм роста концептуального напряжения. На стадии зарождения медиаконцепта, «воконцептовления» того или иного вербализованного в текстах СМИ понятия, обретения им статуса концепта, происходит усложнение его смысловой организации и увеличение семантического объема. Например, понятия нефть, нано, гламур в их вербальной объективации стали концептами вследствие увеличения и усложнения их смысловой структуры за счет появления в ней особого слоя социально отмеченный медийных смыслов. Причем этот слой по причине многократной намеренной и осознанной его актуализации в текстовом масс-медийном континууме, повинуясь механизму, изоморфному описанному И. А. Стерниным семному варьированию, становится ядерным, а объем этого слоя может разрастись настолько, что первоначальный понятийный слой может быть практически вытеснен.

Подобные семантические трансформации заимствований демократия, фашизм, патриотизм, менеджер в языке современных отечественных СМИ рассматривает Б. Ю. Ушаков, утверждая, что данные понятия расширили семантику «в сторону символа» и стали гиперонимами вследствие «разрушения денотативных отношений между словом и его референтом», а их «современный расширенный импликацио-нал не соответствует экспликационалу» [6, с. 94-97].

Закономерно, что такие происходящие в дискурсивном медиапространстве семантические эволюционные сдвиги отчетливо осознаются медиарайтерами: В языках романо-германской группы слово «гламур» более-менее безобидное. Нет в нем той невероятной глубины смыслов, которая теперь свойственна этому слову в русском языке. За последние годы этот термин стремительно эволюционировал, приобретая все новые и новые значения (Большой город, 2006, 1 дек.); «Что уж говорить о нефти, «заголо-вочнее» которой немного слов в современном лексиконе. Совершенно гуманитарные люди почему-то знают, сколько стоит баррель нефти, и волнуются по этому поводу. А спроси их: что такое «баррель»? В дословном переводе - «бочка». А какая - какая разница: главное, что в выпусках новостей без этой бочки не обходятся (по секрету, баррель - 159 литров). (Российская газета, 2008, 22 февр.); Гламур и глянец - вещи неразделимые? Это понятия очень близкие. Глянец - glossy - это то, что блестит, сверкает, сияет. А гламур - glamour... - никто толком не знает, что это такое (Независимая газета, 2007, 12 июл.).

Как видим, языковая рефлексия пишущих отчетливо и выпукло демонстрирует осознание носителями языка не толыко значителыного усложнения смысловой структуры актуалыных медийных концептов, но и их эволюционный дрейф к референциалыной диф-фузности, размытости и неопределенности, фиксирующий тенденцию к «фантомизации» их семантики.

О фантомности как имманентной характеристике концепта говорит в финале статыи «Концепт как «зонти-ковыш термин» С. Г. Воркачев: «Очевидно, можно утверждать, что «(лингвокулытурный) концепт» представляет собой в достаточной мере «фантомное» менталы-ное образование как в силу своей эвристичности - он принадлежит к инструментарию научного исследования - так и в силу того, что он является своего рода «менталыным артефактом» - рукотворен и функционален, создан усилиями лингвокогнитологов для описания и упорядочения все той же «духовной реалыно-сти»» [7, с. 12].

Заметим, что исследователы здесы имеет в виду искусственно сконструированную учеными наддис-курсивную статическую моделы лингвокулытурного концепта, концепта-инварианта. Мы же, рассматривая в динамическом аспекте дикурсивно-стилистическую эволюцию концепта, приписываем свойство фантом-

ности находящемуся в процессе постоянного смыслового видоизменения содержанию текстового концепта в совокупности его вариативныгс текстовый модификаций.

Необходимо отметить, что фантомность как лингвистическая категория и терминоид часто фигурирует в современный трудах по лексической семантике, посвященных специфике семантических трансформаций при употреблении в реальной речевой практике определенных разрядов лексики. Так, М. Э. Рут размышляет о фантомности имен собственный, которые носитель языка склонен наделять фантомными денотатами - апелляциями к культурно значимым тез-кам-прообразам (например, Богородице или Просто Марии как прообразам реальной современницы, носящей это имя) - и фантомными коннотатами, «определяющими деление имен на «высокие» и «низкие»» [8, с. 64].

Предметом исследования Е. И. Гусевой стали семантические трансформации, происходящие со специальной терминологией в процессе вхождения ее в общее употребление. Ставя вопрос о «реальности или фантомности» семантики термина за пределами его ограниченной сферы употребления и утверждая, что «слово, как бы ни парадоксально выглядело или звучало это утверждение, перестает быть термином, когда оно перестает употребляться как термин» [9, с. 16], автор в качестве одного из примеров для анализа избирает имя актуального в конце 1990-х гг. медиаконцепта дефолт. Исследователь отмечает: «Когда слово дефолт узнали «все», перестал действовать такой показатель, как ограниченность области употребления слова профессиональной сферой. И в этом смысле не важно, насколько глубоко эти «все», как и каждый в отдельности, понимают терминологическое значение этого слова... Возможные варианты ответа на вопрос «Что такое дефолт?» - «Термин, относящийся к области экономики». «Что-то, имеющее отношение к деньгам». «То, что бышо в 1998 году» [там же, с. 15-16].

В приведенной цитате для нас важна фиксация факта семантической перестройки содержательного наполнения слова - вербального прототипа медиаконцепта, его «отрыва от денотата» (термин Н. Д. Арутюновой) в момент перехода из одной дискурсивной среды, научной, в другую, медийную, а впоследствии - в повседневно-бытовую. Очевидно, что в настоящее время большинство лексем ограниченного употребления проникает через посредство СМИ в узус (в терминологии автора цитаты - в общий язык). Причем в этот момент не происходит смены предмета номинации, вернее, знание об исконном предмете номинации просто остается за пределами актуальной зоны сознания коммуникантов и часто редуцируется до смутного информационного рефлекса, служащего, тем не менее, необходимым импульсом для наполнения семантической матрицы слова новыми медийными смыслами.

Следовательно, в данной экстремальной коммуникативной ситуации автор и, соответственно, адресат медийного сообщения вынуждены прибегать к многократно усиливающим концептуальное напряжение контекста когнитивным процедурам аппроксимации и интерполяции - находить и выводить приблизительное значение новой величины по известным и близким значениям. В качестве таких известныгс и близких семантических величин, как правило, выступают устойчивые ассоциаты, структурирующие векторы ассоциативно-смыслового развертывания концепта.

Под вектором ассоциативно-смыслового развертывания мы понимаем определенное направление смысловой интерпретации концепта, характеризующееся единством стимулируемыгс медиарайтерами ассоциативных корреляций и аксиологических установок.

В качестве примера магистрального вектора ассоциативно-смыслового развертывания медиаконцепта нефть приведем вектор нефтяной аддикции, породивший метафорический штамп нефтяная игла. См. заголовки материалов СМИ: «Эта коварная нефтяная игла»; «Соскок с нефтяной иглы»; «Нефтяная игла вредит России»; «Нефтяная игла станет длиннее»; «Укол нефтяной иглы» и др.

В русле данного направления интерпретации за счет многократной контекстной актуализации формируется устойчивая ассоциативная соотнесенность нефть - зависимость, а также сопутствующая ей пейоративная тональность социальной оценки. Семантический и аксиологический антипод вектору аддикции - вектор идеализации, варьирующий от метафорики материнского первоначала, истока жизни (ср.: Нефть - матушка; Нефтяные родники экономики) до трансцендентального символа тотальной онтологической детерминанты всего сущего (ср.: Нефть -это наше все. (К слову, данный лозунг фигурирует не только в качестве заголовка ряда медийных материалов, но и в качестве рекламного слогана расположенного в центре Новосибирска модного ночного клуба под названием «Нефть» (см. илл. 1)).

I

Илл. 1

Как правило, на стадии эволюционной зрелости концепт демонстрирует уже сложившуюся семантическую структуру в виде условного «генеалогического древа», несущие ветви которого представляют собой ключевые векторы ассоциативно-смыслового развертывания концепта разной аксиологической валентности.

Очевидно, что чем больше концепт способен сформировать магистральныгс интерпретационных векторов, аккумулирующих вокруг себя зоны пикового концептуального напряжения, чем выше градус и чем разнообразнее спектр эмоционально-оценочных коннотаций, катализирующих аксиологическую конфликтность внутри интерпретационного поля концепта, тем более жизнеспособен концепт, тем длиннее его жизненный цикл, тем выше его миромоделирующий потенциал.

Наряду с этим, немаловажной обусловливающей миромоделирующие возможности концепта в медиасфере эволюционной характеристикой является способность концепта приобретать этнические и региональные спецификации. Подобные локально маркированные варианты развития значительно обогащают содержание концепта в плане новых «сюжетных линий» и в плане социоаксиологических интенций. Например, нетривиальную семантическую сопряженность нефти и высокой моды находим в прессе нефтедобывающего Азербайджана: Особо была отмечена коллекция от кутюр Фахрии Халафовой «Богиня нефти», Азербайджан (Жизнь национальностей, 2000, 23 июн.). Примером социоаксиологических интенций в корпоративной нефтяной прессе являются сверхпозитивные заголовки материалов одного из номеров газеты «Пермская нефть» (2010, 19 янв.): «Адреса милосердия», «Черное золото Прикамья», «Новый научный центр», «Общее дело», «Сильные духом».

Однако постепенно, по причине частотности воспроизведения, многократной актуализации ранее но-выгс или же обновленных, а теперь привыганых и узнаваемый ассоциативных связей, в интерпретационном поле концепта происходит сначала стабилизация зон концептуального напряжения, а затем, если этому сопутствует такой экстрадискурсивный фактор, как социальная деактуализация, - спад концептуального напряжения и постепенное «затухание» концепта.

Действительно, обычно «естественной смерти» концепта предшествует нивелирование его социальной значимости, деактуализация понятия в исторической реальности и общественном сознании. Так, с уходом в прошлое эпохи Ельцина устарело медийное значение слова семья («окружение экс-президента России Б. Ельцина, который приблизил к руководству страны небольшой круг людей, связанных близкими семейными и дружескими связями» [5, с. 238239]), так и не ставшего, на наш взгляд, полноценным медиаконцептом по причине конкретности и од-

номерности его семантики и плоскостной монополяр-ной оценочности.

Кроме того, «затуханию» концепта может способствовать факт своеобразной «вербальной конкуренции», когда на одно семантическое поле претендуют две номинации. Так, концепт гласность, постепенно ресемантизировавшись до узкого и однозначного в современном словоупотреблении обозначения компонента политики перестройки, проводимой М. С. Горбачевым во второй половине 1980-х, проиграл в конкурентной борьбе такой лингвокультурной универсалии, как свобода слова.

В соответствии с тенденцией к устранению смысловой дублетности языковое сознание современников воспринимает данные две номинации как синонимы и оставляет статус социально значимого концепта за интернационализмом. Ср. высказывание В. Познера о состоянии дел в современной журналистике: И гласность вроде бы есть, и свобода слова (Новая газета, 2010, 10 март.). По-видимому, это связано с факторами глобализации и социолингвистической престижности англицизмов (причем не только слов как таковыгс, но и понятий!) по сравнению с русскими синонимами. Ср. с определением в «Политическом словаре» на интернет-портале «Мир словарей» (Режим доступа: http://mirslovarei.com): Гласность -российское выражение и истолкование свободы слова.

В отличие от «затухающих» концептов, определенные медийные доминанты характеризуются длительным жизненным циклом и высоким миромоделиру-ющим потенциалом. Они обнаруживают иной сценарий развития, предполагающий обретение ими «культурной стабильности» посредством закрепления либо в семиосфере СМИ и массовой культуре, либо даже в семиосфере высокой культуры.

Результатом дискурсивно-стилистической эволюции таких концептов - ключевыгс смыслообразов, фокусирующих и определяющих наиболее значимые социокультурные тенденции развития общественного сознания эпохи, - становится их переход из статуса медиаконцепта в статус концепта культуры.

Ярким признаком «культурной стабилизации» концепта является появление в его интерпретационном поле нового, уже не собственно медийного, семантического слоя, аккумулирующего импульсы философской и эстетической рефлексии современников. В этом случае вербально-ментальная целостность медиаконцепта выступает в роли базисного прототипа, лежащего в основе формирующейся лингвокультурной универсалии.

Формально данный процесс характеризуется расширением дискурсивныгс «сфер влияния» концепта. Как правило, стартовыми позициями немедийной реализации концепта становятся произведения массовой культуры, научно-популярная беллетристика и эссеистика. Последняя, будучи, по сути, элитарной

разновидностью аналитической журналистики, воплощает мировидческие интенции авторов-интеллек-туалов и способствует насыщению концепта философскими социокультурными смыслами.

Так, феномен гламура осмысляется в статьях таких известных литераторов, как Т. Толстая (эссе 1998 г. носит название «Я планов наших люблю гламурье» (Режим доступа: http://scripts.online.ru/misc/news/98/ 09Z10_229.htm)) и Н. Иванова (статья «Сюжет упрощения» опубликована в журнале «Знамя» (2007, № 6)), оценивающих гламур как фактор духовной деградации общества. Неоднозначной и отчасти роковой роли нефти в жизни человека и человечества посвящены изданные в 2009-2010 гг. книги А. Остальского «Нефть: сокровище и чудовище» и Н. Старикова «Шерше ля нефть».

Социальная значимость, а также семантическая объемность и полифоничностъ медиаконцепта, как правило, стимулируют его экспансию в сферу массовой и элитарной культуры, где концепт приобретает уже эстетическую интерпретацию. В 2008 г. на экраны выходит фильм одного из выдающихся отечественных режиссеров А. Кончаловского «Глянец», в котором гламур рассматривается как глобальный символ современной постмодернистской реальности в контексте культурного кода «самого массового из искусств».

Авторы словаря «Базовые понятия массовой литературы» отмечают: «Ярким явлением современного маскульта стало формирование специфического «гламурного жанра»... «Гламурный» дискурс проявляется и в заглавиях книг («Гламурная невинность» А. Даниловой, «Гламурные подонки» Д. Полесского, «Дети гламура» Н. Кочелавевой, «Кастинг в гламурную жизнь» А. Лариной), и в псевдонимах (Женя Гламурная - автор романов «ШИКанутые девочки» и «Тертый шоколад»), и в литературных сериях («Глянец. Серия гламурных романов» издательства «Экс-мо»; «Гламур» издательства «Азбука-классика и др.)» [10, с. 34].

Наиболышую вероятносты закрепления концепта в кулытуре предсказывает появление его эстетических модификаций в творчестве мастеров слова. В кулыто-вом романе В. Пелевина «Empire V» гламур становится «одним из главных идеологических посылов» [там же]. Образ нефти ярко и многопланово предстает в отечественной рок-поэзии (Вечность пахнет нефтью (Е. Летов), Когда горящая нефть хлещет с этажа на этаж (Б. Гребенщиков), Когда закончится нефть (Ю. Шевчук)).

В итоге медиаконцепты, обладающие силыным ми-ромоделирующим потенциалом, трансформируясы в концепты иного ранга - кулыгурные и художественные, - в резулытате миграции в немедийные дискурсивные среды приобретают способносты продуцироваты новые векторы ассоциативно-смыслового развертывания, а также новые возможности наращиваты концептуалы-ное напряжение организованных ими контекстов.

Таким образом, жизненный цикл и миромоделирующий потенциал являются двумя тесно взаимосвязанными детерминантами процесса дикурсивно-сти-листической эволюции медиаконцепта как динамической вербалыно-смысловой целостности. В свою оче-реды, длителыносты жизненного цикла и мощносты миромоделирующего потенциала концепта обусловлены комбинаторным взаимодействием ряда дискур-сивых и экстрадискурсивных факторов. К первым относится сила концептуалыного напряжения, количество и семантическая насыщенносты векторов ассоциативно-смыслового развертывания, способносты к миграции в немедийные дискурсивные сферы, ко вторым - существующие в объективной исторической реалыности политические, экономические, социо-кулытурные обстоятелыства.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ (“Актуальный срез региональной картины мира: культурные концепты и неомифологемы”, проект № 10-04-64407а/Т).

Список литературы

1. Крючкова Н. В. Концепт - Референция - Коммуникация. Саратов, 2009.

2. Болотнова Н. С. Художественный концепт как объект филологического исследования // Стереотипность и творчество в тексте. Вып. 9. Пермь, 2005.

3. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования. Волгоград, 2007.

4. Орлова О. В. Когнитивно-стилистический анализ текстовых концептов в контексте современных лингвоконцептологических исследова-

ний // Вестн. Томского гос. ун-та. № 326 (сентябрь 2009). Томск, 2009.

5. Вепрева И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М., 2005.

6. Ушаков Б. Ю. О символах в средствах массовой коммуникации // Филол. науки. 2009. № 1.

7. Воркачев С. Г. Концепт как «зонтиковый термин» // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. М., 2003.

8. Рут М. Э. Антропонимы: размышление о семантике // Известия Уральского государственного университета. 2001. № 20. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 4.

9. Гусева Е. И. Критерии терминологичности и корреляция «термин - слово общего языка» // Вестн. Донецкого ун-та. 2008. Вып. 1.

10. Черняк В. Д., Черняк М. А. Базовые понятия массовой литературы: учебный словарь-справочник. СПб., 2009.

Орлова О. В., кандидат филологических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: stylistica@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 17.05.2010

O. V. Orlova

THE LIFE CYCLE AND WORLD MODELING POTENTIAL OF MEDIA CONCEPT

A new notion of media concept as a semantic-linguistic phenomenon of a special origin is introduced by the author of the article in the terminological set of the modern linguistic conceptology and text theory. It is marked by media stylistic-discursive distinctiveness. The life cycle and world modeling potential are regardered as key determinants of media concept semantic evolution.

Key words: Mediaconcept, life cycle, world modeling potential, conceptual voltage, vectors of associative-semantic deployment.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E- mail: stylistica@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.