Список литературы
1. Бабкин Е. В. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции (услуг) водного транспорта: [текст]: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Е. В. Бабкин. — СПб., 2006. — 307 с.
2. Брухис Г. Е. Коммерческая эксплуатация морского транспорта: [текст]: учеб. пособие /
Г. Е. Брухис, Н. А. Лушан. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1985. — 264 с.
3. Бучин Е. Д. Показатели оценки качества перевозки грузов речным транспортом / Е. Д. Бучин. — Горький: ГИИВТ, 1977. — 51 с.
4. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции: [текст] / А. В. Гличев. — М.: АМИ, 1998. — 354 с.
5. Гуревич Г. Е. Коммерческая эксплуатация морского флота: [текст] / Г. Е. Гуревич, Э. Л. Лимонов. — М.: Транспорт, 1983. — 264 с.
6. Забелин В. Г. Фрахтовые операции во внешней торговле: [текст] / В. Г. Забелин. — М.: РосКонсульт, 2000. — 252 с.
7. Кухарчик А. А. Макетинг: [текст]: учеб.-метод. пособие для практ. занятий / А. А. Кухарчек,
Е. В. Настаченко. — Гомель: БелГУТ, 2010. — 79 с.
8. Мальцева М. В. Управление качеством транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых перевозок: [текст]: автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / М. В. Мальцева. — М., 2007. — 21 с.
9. Ожегов С. И. Словарь русского языка: [текст] / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Рус. яз., 1987. — 797 с.
10. Панибратец Н. А. Управление качеством продукции морского транспорта: [текст] /
Н. А. Панибратец. — М.: Транспорт, 1984. — 135 с.
УДК: 338.47+338.516.2 Н. Л. Тараканов
канд. экон. наук,
Институт проблем рынка и экономико-экологических
исследований НАН Украины (Одесса)
ЭВОЛЮЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ
EVOLUTION OF LOGISTIC FUNCTION OF MATERIAL FLOWS SERVICE
Исследуются тенденции в развитии логистических цепей обслуживания материальных потоков. В сфере сбытовой логистики обоснована целесообразность учета типов товарных рынков, на которых реализуется продукция. Предложена типология рынков на основе критерия зависимости логистических характеристик рынков от условий сбыта продукции. Сформулировано понятие базового звена логистического канала и раскрыты его функции.
The tendencies of development of logistic chains of material flow service are investigated. In the field of market logistics there is reasoned the expedience of accounting of commodity markets types, in which goods are sold. The typology of markets is proposed on the basis of criterion dependence of logistic characteristics of the markets on goods marketing conditions. The notion of basic link of logistic channel is formulated, and its functions are exposed.
Ключевые слова: логистический канал, тип товарного рынка, базовое звено.
Key words: logistic channel, commodity market type, basic link.
Выпуск 3
Выпуск 3
ПЕОРИЯ логистики материальных потоков традиционно связана с разработкой системных мер, направленных на обеспечение эффективного перемещения материально-товарных ценностей в логистических цепях [1, с. 12-20]. Для оценки эффективности материального потока используются такие показатели, как протяженность потока, качество потока (качество предоставляемых логистических услуг), показатели транспортного обеспечения потока (количество транспортных единиц и их сочетаний, загрузка и др.). Оценка материального потока с помощью этих показателей позволяет не только определить эффективность логистических цепей, включая отдельные звенья, но также выявить их слабые места. Оценка материального потока по самому слабому звену вполне обоснованна, поскольку ни один материальный поток не может функционировать эффективнее самого слабого звена.
Конкуренция на товарных рынках, усиливающиеся кризисные явления в мировой экономике заставляют пользователей логистических услуг в приоритетном порядке обращать внимание на сопоставление логистических затрат с коммерческим успехом от реализации товаров на рынке. Здесь необходимо обратить внимание на одно обстоятельство. Вышеперечисленные и ряд других показателей оценки материальных потоков большинство аналитиков отождествляют в том числе и с целевой ориентацией на сбыт продукции [2, с. 70-85]. Данная точка зрения вполне обоснованна. Например, тот же показатель качества материального потока влияет на объемы продаж и т. д. Не опровергая объективно существующую зависимость между традиционными показателями оценки материального потока и результативностью сбыта товаров, отметим, что такая связь носит в большей степени опосредованный характер и не позволяет целенаправленно ориентировать материальный поток на потребителя. По этой причине в последнее время широко стала обсуждаться теория логистических каналов (ЛК), которая ориентирует материальные потоки под условия сбыта продукции [3]. При этом для оценки результативности ЛК используются такие показатели, как ассортимент товарных поставок и его сочетания, регулярность поставок, временно й период поставок и др.
Относительная новизна сбытовой логистики породила целый спектр научно-прикладных задач, которые требуют ускоренного осмысления и разработки рекомендаций по внедрению в практическую деятельность логистических компаний, в том числе: задача учета логистических затрат, задача становления клиентоориентированной логистики, задача развития логистического аутсорсинга, логистического маркетинга, задача проектирования логистических сбытовых сетей и ряд других задач (табл. 1).
Перечисленные проблемные области сбытовой логистики и пути их решения направлены на преодоление отставания от зарубежных логистических моделей ведения бизнеса, таких как MRP (планирование материалов, деталей, комплектующих), «точно в срок», системы Канбан и др. [4, с. 34-39]. В то же время отметим, что отставание от зарубежной практики сбытовой логистики, трудности в преодолении данного отставания [5, с. 68-73; 6] содержат в себе не только отрицательные, но и положительные моменты, связанные с возможностью использования накопленного как позитивного, так и негативного зарубежного опыта для последующего инновационного «прорыва» в исследуемой сфере логистического бизнеса. В таком ракурсе следует уделить повышенное внимание новым организационным формам взаимодействия ЛК с рыночной средой.
В контексте перспектив развития сбытовой логистики, а также с учетом проведенного анализа сложившихся на сегодняшний день актуальных направлений научно-прикладных исследований в этой сфере бизнеса нами выделяется мало изученная область организационно-методического обеспечения функционирования ЛК, связанная с учетом различных типов товарных рынков, на которых реализуется продукция.
Недостаточное внимание взаимосвязи сбытовой логистики с типами товарных рынков отчасти объясняется мировыми тенденциями в эволюции логистического бизнеса, в котором конкурентная борьба преимущественно концентрируется вокруг инновационных решений в самих логистических цепях, в основе которой лежат информация и лидерство по процессам [7. с. 46-51].
Потребность в учете товарных рынков и их параметров усиливается в ситуации, когда логистические компании инвестируют свой бизнес за рубежом. В этом случае более пристальное внимание уделяется анализу ценовой конъюнктуры, спроса и предложения, объемам продаж и т. д. [8, с. 30-31].
Кризисные явления в мировой, в том числе европейской, экономике, которые стали носить затяжной характер, порождают необходимость более внимательного отношения к учету типов товарных рынков, на которых реализуется продукция. Это обусловлено, во-первых, возрастающими требованиями к выходу продукции на рынки; во-вторых, усилением протекционизма во внешней торговле, когда защитные барьеры можно преодолевать только с помощью мобилизации нестандартных решений; в-третьих, подтверждением логистической практикой потребности в таком учете. Так, многочисленные примеры доказывают, что экономическая мотивация организации ЛК под тип рынков массового спроса способствует развитию распределительной логистики. Реализация товаров на рынках с повышенными требованиями к потребительским свойствам продукции может быть эффективной в случае организации в составе ЛК производств по доработке товаров и т. д.
Таблица 1
Актуальные научно-практические проблемы сбытовой логистики
№ п/п Проблемы Первоочередные задачи, требующие своего разрешения
1 Оценка затрат сбытовой логистики Определение структуры, содержания, учета и контроля логистических затрат. Выделение логистических затрат в структуре затрат на реализацию продукции
2 Становление клиентоориентированной логистики Разработка методических подходов к учету фактора потребительских предпочтений. Внедрение модели «прямого бизнеса»
3 Логистический маркетинг Выбор форм и методов оптимального взаимодействия маркетинга и логистики. Объединение и взаимодополняемость маркетинга и логистики
4 Логистический аутсорсинг Разработка методических подходов к обоснованию целесообразности передачи на сторону отдельных логистических операций. Механизмы взаимодействия предприятий с посредниками
5 Проектирование логистических сбытовых целей Выбор типа сбытовых цепей. Задачи организационно-правового взаимодействия участков цепи. Разработка методических подходов к оценке эффективности сбытовых цепей
6 Коммерческие риски сбытовой логистики Методы выбора оптимальных схем распределения коммерческих рисков между участниками логистических цепей. Разработка унифицированных правил разделения ответственности между участниками сбытовой цепи
7 Внешняя среда сбытовой логистики Методы учета и анализа внешней среды и ее характерных воздействий на сбытовую логистику. Механизмы интеграции сбытовых цепей во внешнюю среду
[1591
В целях дифференцированного учета типов товарных рынков в работе предложена система критериев их типологии, которая основана на зависимости логистических характеристик рынков от условий сбыта продукции. Предлагаемая система критериев «логистической» типологии товарных рынков показана в табл. 2 и включает:
Выпуск 3
Таблица 2
Логистический фактор типологии товарных рынков
№ п/п Критерий типологии Типы рынков Логистическая характеристика рынков
1 Расстояние товарных поставок Ближайшие от производителей Логистическое обслуживание товарных поставок в режиме коротких расстояний
Среднеудаленные от производителей Логистическое обслуживание товарных поставок в среднеудаленном режиме
Удаленные от производителей Логистическое обслуживание товарных поставок в удаленном режиме
2 Количество потребителей Рынки массового спроса Логистическое обслуживание мелких и средних оптовых покупателей
Рынки ограниченного (единичного) спроса Логистическое обслуживание потребителей через адресные поставки товаров
3. Устойчивость потребительского спроса Рынки длительного спроса Логистическое обслуживание участников товарных рынков без значительных перемен в звеньях логистических каналов
Рынки со средним сроком потребительского спроса Логистическое обслуживание участников товарных рынков при периодических переменах в звеньях логистических каналов
Рынки кратковременного спроса Логистическое обслуживание участников товарных рынков при оперативных переменах в звеньях логистических каналов
4 Насыщенность товарной массой Насыщенные рынки Логистическое обслуживание участников товарных рынков в режиме «жесткой экономии» затрат на сбыт продукции
Развивающиеся рынки Логистическое обслуживание участников товарных рынков в режиме роста объемов продаж
Формирующиеся рынки (рыночные ниши) Логистическое обслуживание участников товарных рынков в режиме становления логистических каналов сбыта продукции
1) критерий расстояния товарных поставок. Выбор данного критерия обусловлен тем, что с увеличением расстояния меняется логистика обслуживания товарных рынков. Если по отношению к ближайшим рынкам транспортный фактор, как правило, выступает в качестве преимущества в сбыте продукции, то для удаленных рынков повышенные транспортные издержки необходимо компенсировать за счет резервов концентрации материальных потоков и др. При этом возрастает роль консолидирующих воздействий на логистические цепи товарных поставок в направлении сближения экономических интересов участников в эффективной сбытовой деятельности;
2) критерий количества субъектов рынка (потребителей). Выделяются рынки массового и ограниченного (единичного) спроса. К рынкам массового спроса относят, например, рынки товаров народного потребления. Этот тип рынков характеризуется дисперсным распространением мелких и средних оптовых покупателей продукции. Настройка ЛК на данный тип рынков предполагает ориентацию на обслуживание широкой номенклатуры товаров, значительный охват рыночного пространства, использование преимуществ концентрации и комбинирования материальных потоков. Рынки ограниченного (единичного) спроса формируют принципиально иную модель поведения ЛК, которая связана с поставками узкой номенклатуры товаров, использует прогрессивные методы специализации в обслуживании материальных потоков;
3) критерий устойчивости потребительского спроса. Данный критерий дифференцирует рынки на рынки с длительным, среднесрочным и краткосрочным спросом. Длительный спрос (в течение нескольких и более лет) — наиболее благоприятная ситуация для проектирования ЛК, поскольку в этом случае параметры товарного рынка, как правило, не подвергаются сколько-нибудь значительным колебаниям рыночной конъюнктуры. Это позволяет планировать сбыт продукции без значительных перемен в звеньях ЛК. Рынки со средним сроком потребительского спроса (в среднем от года до нескольких лет) предусматривают планирование периодических изменений в звеньях ЛК. К рынкам кратковременного спроса (до 1 года) относятся предновогодние распродажи, сезонный спрос и др. Данный тип рынков предусматривает «мгновенную реакцию» на проявление кратковременных локальных сбытовых ниш;
4) критерий насыщенности рынков товарной массой. Выделяются насыщенные рынки, развивающиеся рынки, формирующиеся рынки (рыночные ниши). Насыщенные рынки характеризуются ситуацией, при которой предложение превышает спрос. По отношению к данному типу рынков логистическая функция призвана изыскивать дополнительные резервы сокращения затрат сбытовой логистики. Развивающиеся рынки отличаются динамичным ростом объемов продаж.
В этом случае ЛК и их звенья необходимо настраивать на создание условий для роста объемов продаж пропорционально росту потребительского спроса. Формирующиеся рынки (рыночные ниши) отличаются значительным превышением спроса над предложением, и задачи ЛК в этом случае связаны с активным наращиванием объемов сбыта продукции, началом которых служат поставки пробных мелкопорционных партий продукции.
В качестве инструментария учета типов товарных рынков предлагается в структуре ЛК выделять базовые звенья, характерными чертами которых являются: централизованное предоставление логистических услуг (складирование, распределение, доработка и пр.), равный доступ к пользованию, специализация в соответствии с типами товарных рынков, гибкая настройка на трансформации внешней рыночной среды (рис. 1).
На современном этапе развитие логистического бизнеса характеризуется диспропорциями и неравенством доступа клиентуры к пользованию логистическими услугами. Это связано с тем, что проектирование и строительство логистических объектов (логистических складов, распределительных центров и пр.) могут позволить себе преимущественно крупные компании, решающие с их помощью собственные коммерческие задачи. В то же время у мелких и средних товаропроизводителей отсутствуют возможности приобретения современных технологий хранения, фасовки, пакетирования товаров, формирования крупных товарных партий и прочего, что сдерживает сбыт продукции.
Проблема обеспечения равных возможностей доступа к логистическим каналам, исследованная на примере складской логистики, позволила заключить, что особо благоприятные условия для клиентуры представляют логистические объекты общего пользования. В этом случае отпадает необходимость в привлечении средств в создание собственных логистических мощностей, сокращаются финансовые риски, снижается арендная плата и др. [9, с. 42-45]. Обязательным условием функционирования логистических объектов общего пользования должно стать требование обеспечения равных условий аренды логистических объектов независимо от масштаба деятельности арендатора. Это связано с тем, что в логистической практике предпочтение отдается крупным логистическим операторам, даже если арендные ставки несколько ниже среднерыночных. Некоторое сокращение арендных поступлений перекрывается длительностью сроков аренды, стабильностью арендных платежей, снижением частоты ротаций арендаторов [9]. Для стимулирования равного доступа клиентуры к логистическим объектам общего пользования необходимо поддерживать тех арендодателей, которые предоставляют площади в аренду независимо от масштаба бизнеса, включая инфраструктурное обустройство логистических объектов и др.
В отношении составляющей эффективности базовых звеньев ЛК, направленной на обеспечение специализации в соответствии с типами товарных рынков, авторская позиция состоит в использовании инновационных преимуществ базовых звеньев ЛК, которые способны обеспечить результативный выход продукции на товарные рынки соответствующего типа. Процесс формиро-
Выпуск 3
Выпуск 3
вания логистической специализации должен сопровождаться созданием общего инновационного пространства участников логистической деятельности через «диффузию» инноваций, доступную всем операторам логистического рынка. К быстро развивающейся сфере инновационной логистики относятся информационные технологии (ИТ-логистика). По сравнению с традиционной экономикой ИТ-логистика требует значительно меньше инвестиций и материальных ресурсов в расчете на единицу продукции. При этом производительность труда в ней выше по сравнению с традиционными методами ведения логистического бизнеса. Внедрение информационных технологий в сферу логистики отличается повышенным спросом. Это объясняется тем, что ИТ-решения восприимчивы логистическим бизнесом. Большинство украинских компаний уже используют или находятся на стадии внедрения ИТ-решений. Применение информационных технологий в логистической среде рассматривается ими в качестве обязательного условия для выживания компаний в современной конкурентной среде.
Для ускоренного внедрения информационных технологий в исследуемую сферу бизнеса и быстрого их распространения среди логистических предприятий необходимо обеспечить тесную интеграцию разработчиков программного продукта с потребителями, в том числе с помощью:
— организации постоянно действующих научно-практических семинаров по повышению квалификации сотрудников логистических компаний, специализирующихся в области информационного обслуживания логистических процессов;
— унификации требований со стороны заказчиков (участников кластера) к разработчикам и поставщикам программного обеспечения, соответствующих прогрессивной схеме «единого окна». когда ответственными за сроки и качество поставок программного обеспечения выступают сами дистрибьюторы инновационных продуктов;
— предоставления заказчику до внедрения инновационного продукта его модельного варианта, с помощью которого клиент может получить полную информацию о товаре, изучить принцип его функционирования и заблаговременно внести в него необходимые коррективы еще до купли-продажи;
— контроля и сопровождения поставщиком инновационного продукта после его внедрения, включая оперативную ликвидацию сбоев в работе систем [10, с. 30-32].
Перечисленные меры позволят не только усилить взаимодействие разработчиков и потребителей информационных технологий, но также будут способствовать обновлению программного обеспечения адекватно требованиям рыночной среды.
Выполненный анализ эволюции логистической функции обслуживания материальных потоков позволил сделать вывод о целесообразности выделения базовых звеньев ЛК, ориентированных на учет типов товарных рынков, в обособленную область научно-прикладных исследований, которая, с одной стороны, призвана генерировать новые логистические решения, а с другой стороны, должна оказывать революционное воздействие на смежные области научно-технической деятельности: информационные технологии, системы управления, производственные процессы и пр. Данная специфика предопределяет перспективные области дальнейших исследований сбытовой логистики, которые должны распространяться на поиск новых форм организации логистического бизнеса в контексте оптимизации транспортных затрат доставки товаров потребителям, расширения рынков сбыта продукции, решения наиболее актуальных социально-экономических проблем регионального развития и др.
162]
Список литературы
1. Цепи поставок: организация и оценка эффективности: материалы опроса экспертов // Логистика: проблемы и решения. — 2008. — № 4.
2. Смирнов И. Г. Клиентоориентированная логистика: как учесть потребительский фактор в цепях поставок в условиях экономического кризиса / И. Г. Смирнов // Логистика: проблемы и решения. — 2009. — № 4.
3. Прокофьева Т. А. Логистика транспортно-распределительных систем: региональный аспект / Т. А. Прокофьева, О. М. Лопаткин. — М.: РКонсульт, 2003. — 400 с.
4. Сумец А. М. Эффективность использования логистических технологий в производстве / А. М. Сумец // Логистика: проблемы и решения. — 2009. — № 4.
5. Савченко Л. «Точно в срок»: история, мировой опыт и проблемы внедрения в Украине / Л. Савченко, А. Романенко // Логистика: проблемы и решения. — 2011. — № 2.
6. Гладченко А. Just-in-time. Плюсы и минусы поставок точно в срок — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://biztimes. ru/index.php.Artid=1054
7. Миротин Л. Б. Эволюция логистической отрасли / Л. Б. Миротин // Логистика: проблемы и решения. — 2009. — № 1.
8. Мартынович Е. «ФМ Ложистик»: восточноевропейский вектор // Транспорт і логістика /
Е. Мартынович. — 2006. — № 13.
9. Гураль Л. Что нам стоит склад построить: группа компании FIM Group — первопроходцы украинского складского девелопмента / Л. Гураль // Транспорт і логістика. — 2006. — № 9-10.
10. Сценко В. А нужно ли отказываться от EXCEL? / В. Сценко // Транспорт і логістика. — 2007. — № 4.
УДК 338.364:656.615.003
О. Н. Панамарева,
канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»
ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGY IN GIS FOR THE AUTOMATED CONTROL SYSTEMS OF TERRITORIAL-ECONOMIC PROCESSES
Изучены и обобщены направления исследования искусственного интеллекта (ИИ). Выделены базовые современные технологии ИИ и требования к ним при их использовании в ГИС для автоматизированных систем управления территориально-экономическими процессами в сфере морского транспорта. Указаны причины, определяющие необходимость интеллектуализации ГИС для АСУ ТЭП. Детерминированы новые возможности интеллектуальных ГИС.
Directions of research of artificial intelligence (AI) are studied and summarized. The underlying technologies of AI and requirements for them to use in GIS are identified. The reasons for determining the necessity of intel-lectualization of GIS for automated control system of territorial-economic process are specified. New features and K163 examples of possible intelligent GIS implementations are shown.
Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта, ГИС, автоматизированная система управления, территориально-экономический объект, морской транспорт.
Key words: artificial intelligence technology, GIS, automated control system, territorial-economic object, sea transport.
Выпуск З