Научная статья на тему 'Взаимодействие элементов региональной производственной инфраструктуры в управлении цепями поставок'

Взаимодействие элементов региональной производственной инфраструктуры в управлении цепями поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ELEMENTS OF INFRASTRUCTURE / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / REGIONAL INFRASTRUCTURE / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ПРОЦЕДУРЫ / LOGISTIC FUNCTIONS AND PROCEDURES / LOGISTIC ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкин Анатолий Викторович, Рыкалина Ольга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия элементов региональной инфраструктуры в условиях функционирования интегрированных логистических хозяйственных объединений в федеральных округах Российской Федерации. Авторами выделены элементы, обеспечивающие конкурентные преимущества логистическим объединениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers interaction of elements of regional infrastructure in case integrated logistic business associations operate in federal areas of the Russian Federation. The authors identify elements which can provide competitive advantages for logistic associations.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие элементов региональной производственной инфраструктуры в управлении цепями поставок»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Д-р экон. наук А. В. Шишкин

канд. экон. наук О. В. Рыкалина

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия элементов региональной инфраструктуры в условиях функционирования интегрированных логистических хозяйственных объединений в федеральных округах Российской Федерации. Авторами выделены элементы, обеспечивающие конкурентные преимущества логистическим объединениям.

Ключевые слова и словосочетания: элементы инфраструктуры, логистические объединения, региональная инфраструктура, логистические функции и процедуры.

Инфраструктура в общем виде представляет собой комплекс основных фондов, а также служб и систем, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Одной из составляющих инфраструктуры является производственная инфраструктура, в которую входят следующие элементы: транспорт, складское хозяйство, коммуникации, электроэнергетика, упаковка, материально-техническое снабжение. Перечисленные элементы включают в свой состав ряд объектов и призваны выполнять присущие им функции.

Транспортное хозяйство в виде железнодорожных, автомобильных, водных (речных и морских), воздушных транспортных средств осуществляет доставку продукции производственного назначения на промышленные предприятия и в организации.

Складское хозяйство в виде складских комплексов, распределительных складов общего пользования, таможенных и портовых терминалов осуществляет складирование и хранение запасов материально-технических ресурсов.

Коммуникации подразделяются на три группы: 1) информационные системы и технологии, средства связи; 2) каналы, речные и морские порты, аэропорты, железные и автомобильные дороги, мосты; 3) технические коммуникации, в том числе водоснабжение.

Электроэнергетика в виде атомных, тепловых и других видов станций, вырабатывающих электроэнергию, линий электропередач различного назначения обеспечивает электроэнергией отрасли материального производства.

Упаковка в виде многофункциональной индустрии, производящей упаковку и упаковочные материалы различных видов, обеспечивает процесс упаковывания промежуточной и конечной готовой продукции производственного назначения.

Материально-техническое снабжение обслуживает транспортное и складское хозяйство, коммуникации, объекты электроэнергетики, упаковоч-

ную индустрию, обеспечивая эти элементы инфраструктуры необходимыми материально-техническими ресурсами.

Перечисленные элементы производственной инфраструктуры тесно взаимодействуют между собой, образуя цепи поставок электроэнергии, материально-технических ресурсов, запасных частей для эксплуатируемых технических устройств. При этом каждый элемент оказывает услуги остальным элементам производственной инфраструктуры.

Специфика формирования, становления и развития производственной региональной инфраструктуры заключается в том, что одновременно на территории федеральных округов функционируют:

- на транспорте - федеральные железные дороги и автомобильные трассы, железные дороги и автодороги регионального назначения, железные дороги и автодороги отраслевого назначения, а также имеющиеся в пользовании отдельных компаний подъездные пути и транспортные узлы;

- в складском хозяйстве - федеральные склады, на которых хранятся в виде запасов государственные резервы, а также федеральные таможенные терминалы, региональные распределительные склады и портовые (речные, морские) терминалы, отраслевые склады, складские комплексы различных компаний;

- в материально-техническом снабжении - федеральное снабжение целевых социальных и строительных проектов, а также проектов, связанных с защитой окружающей природной среды, межрегиональное обеспечение материально-техническими ресурсами, снабжение материальными ресурсами из местных региональных источников.

Что касается логистической деятельности, то в каждом федеральном округе производственно-хозяйственную деятельность в этой сфере осуществляет значительное количество субъектов хозяйствования - транспортные компании, транспортно-экспедиторские и экспедиторские организации, организации, владеющие складскими комплексами различной мощности и назначения (унифицированными и специализированными), логистические компании, проектирующие складские комплексы и цепи поставок различной протяженности регионального и межрегионального назначения. При этом деятельность логистических предприятий и организаций не регламентируется, не регулируется, не координируется и тем более не рационализируется и не оптимизируется. И как результат - отсутствует интеграция микрологистических цепей поставок, которая характерна современной организации логистики в экономически развитых странах.

Отмеченное выше негативно влияет на управление цепями поставок в региональном масштабе как с позиции неоправданно высоких трудозатрат на логистические процедуры и операции, так и с точки зрения величины логистических издержек, связанных с транспортно-складскими функциями, снабженческой и сбытовой деятельностью.

Наличие высоких трудозатрат и соответственно логистических издержек объясняется следующим: процесс физического движения одноименных продукции и товаров дублируется, так как производится различными логистическими компаниями - транспортными и транспортно-экспедиторскими; одноименные продукция и товары хранятся в виде текущих и страховых запасов

одновременно на различных складских объектах (региональных, отраслевых складах и складах логистических компаний); снабжение одноименной продукцией производственного и потребительского назначения предприятий, организаций и торговой сети осуществляется одновременно различными цепями поставок; сбытовая деятельность, связанная с реализацией опять же одноименных продукции и товаров, осуществляется по различным каналам распределения (федеральным, региональным, отраслевым), имеющим соответствующих посредников и перевалочные пункты с временным хранением товарно-материальных ценностей.

Таким образом, региональная логистика в виде деятельности многочисленных логистических компаний характеризуется локальностью решаемых задач и дублированием логистических функций, процедур и операций; слабо развитыми производственно-хозяйственными (профессиональными) и партнерскими (личностными) взаимоотношениями логистических компаний; отсутствием своевременной реновации технических устройств различного назначения (транспортных, подъемно-транспортных, складских), которые, находясь в эксплуатации, к настоящему времени морально и физически устарели; отсутствием налаженных, планируемых и прогнозируемых межрегиональных связей; неопределенностью роли и места логистических компаний в региональной производственной инфраструктуре.

Поэтому логистические компании в каждом федеральном округе Российской Федерации, количество которых значительно, легко уязвимы и не смогут конкурировать с крупными логистическими компаниями при их появлении на региональных рынках логистических услуг. Появление таких компаний ожидается уже в ближайшем будущем при реализации программы Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала функционировать с 1 января 1995 г. и к которой присоединилась и Россия.

Следует отметить, что исходной посылкой, на которой строится договорно-правовая система ВТО, является стремление стран - ее членов развивать международную торговлю и обеспечить экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и норм, к которым относятся:

- недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, заключающегося в равном подходе к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер, а также прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;

- взаимность и предоставление торгово-политических уступок, а также разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон.

В рамках обязательств, которые возьмет на себя Россия, вступив в ВТО, наши зарубежные партнеры получат предсказуемый доступ на российский рынок товаров, услуг (в том числе логистических) и капитала. Немаловажным результатом участия России в ВТО станет создание на российском рынке правового пространства, привычного для иностранных контрагентов. В итоге крупные зарубежные логистические компании с огромным опытом практической работы станут интенсивно функционировать на отечественном рынке логистических услуг.

Уже сегодня наблюдается географическая экспансия в виде распространения сферы влияния крупных логистических компаний с зарубежными инвестициями в регионах Российской Федерации. В таблице представлены логистические компании, функционирующие в регионах России, с указанием типа склада и общей складской площади. Типы складов указаны по классности -классификация складских помещений по версии международной консалтинговой компании Knight Frank. Данная классификация позволяет оценить склад с логистических позиций и представляет собой шесть классов: A, A+, B, B+, C, D.

Региональное присутствие логистических компаний с зарубежным капиталом в России*

Наименование компании Количество регионов Тип склада Площадь складов, тыс. кв. м

Национальная логистическая компания (Itella NLC) 8 A 550

FM Logistic 8 A 350

Авилон Logistic 6 A 400

Каскад 6 B 330

САННА - ЛИТЕР Терминал 6 A 400

STS Logistic 5 A 54

Международное логистическое партнерство, С - Логистик 5 A 520

Kuhne and Nagel 5 A 400

TABLOGIX 4 A, B 154

Евразия Логистик 4 A, B 1718

* Источник: Евтодиева Т. Е. Характерные особенности организационных форм логистики в условиях неоэкономики. - Самара : Изд-во Самарского гос. ун-та, 2011.

Площадь застройки территории составляет: класс A - 40-45%, класс B -45-55%. Остальные характеристики складов класса A и B примерно идентичны: наличие систем температурного режима, пожарной сигнализации, вентиляции, охранной сигнализации, телекоммуникаций; наличие центральных магистралей вблизи склада, в том числе железнодорожной ветки; наличие достаточного количества автоматических ворот с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты; наличие необходимых вспомогательных помещений.

В правовых, организационно-экономических и технико-технологических границах, предусмотренных правилами, нормами и положениями ВТО, противостоять отечественной логистике крупным зарубежным логистическим компаниям в сегодняшних условиях функционирования незначительных по мощности российских компаний практически будет невозможно. Следовательно, необходимо их объединение в региональном масштабе и создание интегрированных логистических хозяйственных объединений.

Процесс формирования таких объединений должен быть основан на принципах добровольности и взаимовыгодности. При этом определяются стратегические и оперативные цели функционирования региональных логистических хозяйственных объединений (рисунок).

Рис. Основные цели создания региональных логистических хозяйственных объединений

Внешние факторы реализации стратегических целей состоят в степени достижений научно-технического прогресса, которые могут быть использованы в логистике; в прогнозируемом изменении экономического роста страны, влияющем на объемы физического перемещения продукции и товаров; в состоянии финансовой системы и прогнозов ее реформирования и, как следствие, возможности изменения тарифов, используемых в логистике; в возможных изменениях конъюнктуры рынка логистических услуг. К внутренним факторам реализации целей относятся альтернативность выбора стратегических целей функционирования логистических объединений; возможная реструктуризация организации функциональных блоков объединений при осуществлении реинжиниринга логистических бизнес-процессов; возможное изменение величины прибыли, запланированной объединениями.

Необходимо соблюдение объединениями принципов создания конкурентных преимуществ, а именно: внедрение технических и технологических новаций, в том числе информационных; постоянный мониторинг логистических процедур и принятие решений с использованием опыта и знаний; парт-

нерство и координация информации о спросе на логистические услуги; свободный доступ участников логистических объединений к информации производственно-хозяйственного характера; ориентация участников объединений на удовлетворение растущих требований к оказываемым логистическим услугам в условиях возрастающей конкуренции.

В свою очередь к основным взаимосвязанным элементам, обеспечивающим конкурентные преимущества логистическим объединениям, относятся: условия существующих факторов - способность участников объединений превратить свои ресурсы, знания, опыт, умения и инфраструктуру в конкретные преимущества; кооперация и разделение труда - партнеры в цепи поставок, посредники в системе распределения продукции и товаров; условия спроса - емкость рынка логистических услуг, требования потребителей, уровень представления логистических услуг средствами информации; соперники объединений - количество конкурирующих логистических компаний на региональных рынках, характер конкуренции, рекламные акции, проводимые конкурентами.

Основные оперативные цели, стоящие перед логистическими объединениями, включают в себя быстроту реакции на запросы потребителей, на своевременную доставку продукции и товаров, на изменение запасов материально-технических ценностей; повышение качества обслуживания потребителей логистических услуг, в том числе сервисного обслуживания; минимальную неопределенность в сроках выполнения заказов потребителей, повреждений продукции и товаров в транспортно-складской системе; рационализацию процесса товародвижения, которая заключается в объединении перевозимых грузов и их комплектовании, в выборе транспортных средств, в поддержании жизненного цикла продукции и товаров в цепях поставок, в своевременном обслуживании технических устройств различного назначения.

Таким образом, создание интегрированных региональных логистических хозяйственных объединений дает возможность рационализировать и оптимизировать элементы производственной инфраструктуры на уровне федеральных округов Российской Федерации. Логистические объединения с помощью взаимосвязей элементов производственной инфраструктуры позволят обеспечить взаимодействие логистического управления со стратегическими целями объединений; осуществить координацию логистической деятельности и управления трудовыми ресурсами; обеспечить четкую взаимосвязь объединений с поставщиками и потребителями продукции, товаров и логистических услуг; способствовать процессу товародвижения в направлении его рационализации и оптимизации в региональном масштабе.

Список литературы

1. Давыдов О. Д. Внешняя торговля: время перемен. - М. : Марко Медиа, 1996.

2. Евтодиева Т. Е. Характерные особенности организационных форм логистики в условиях неоэкономики. - Самара : Изд-во Самарского гос. ун-та, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.