РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Д-р экон. наук А. В. Шишкин
канд. экон. наук О. В. Рыкалина
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия элементов региональной инфраструктуры в условиях функционирования интегрированных логистических хозяйственных объединений в федеральных округах Российской Федерации. Авторами выделены элементы, обеспечивающие конкурентные преимущества логистическим объединениям.
Ключевые слова и словосочетания: элементы инфраструктуры, логистические объединения, региональная инфраструктура, логистические функции и процедуры.
Инфраструктура в общем виде представляет собой комплекс основных фондов, а также служб и систем, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Одной из составляющих инфраструктуры является производственная инфраструктура, в которую входят следующие элементы: транспорт, складское хозяйство, коммуникации, электроэнергетика, упаковка, материально-техническое снабжение. Перечисленные элементы включают в свой состав ряд объектов и призваны выполнять присущие им функции.
Транспортное хозяйство в виде железнодорожных, автомобильных, водных (речных и морских), воздушных транспортных средств осуществляет доставку продукции производственного назначения на промышленные предприятия и в организации.
Складское хозяйство в виде складских комплексов, распределительных складов общего пользования, таможенных и портовых терминалов осуществляет складирование и хранение запасов материально-технических ресурсов.
Коммуникации подразделяются на три группы: 1) информационные системы и технологии, средства связи; 2) каналы, речные и морские порты, аэропорты, железные и автомобильные дороги, мосты; 3) технические коммуникации, в том числе водоснабжение.
Электроэнергетика в виде атомных, тепловых и других видов станций, вырабатывающих электроэнергию, линий электропередач различного назначения обеспечивает электроэнергией отрасли материального производства.
Упаковка в виде многофункциональной индустрии, производящей упаковку и упаковочные материалы различных видов, обеспечивает процесс упаковывания промежуточной и конечной готовой продукции производственного назначения.
Материально-техническое снабжение обслуживает транспортное и складское хозяйство, коммуникации, объекты электроэнергетики, упаковоч-
ную индустрию, обеспечивая эти элементы инфраструктуры необходимыми материально-техническими ресурсами.
Перечисленные элементы производственной инфраструктуры тесно взаимодействуют между собой, образуя цепи поставок электроэнергии, материально-технических ресурсов, запасных частей для эксплуатируемых технических устройств. При этом каждый элемент оказывает услуги остальным элементам производственной инфраструктуры.
Специфика формирования, становления и развития производственной региональной инфраструктуры заключается в том, что одновременно на территории федеральных округов функционируют:
- на транспорте - федеральные железные дороги и автомобильные трассы, железные дороги и автодороги регионального назначения, железные дороги и автодороги отраслевого назначения, а также имеющиеся в пользовании отдельных компаний подъездные пути и транспортные узлы;
- в складском хозяйстве - федеральные склады, на которых хранятся в виде запасов государственные резервы, а также федеральные таможенные терминалы, региональные распределительные склады и портовые (речные, морские) терминалы, отраслевые склады, складские комплексы различных компаний;
- в материально-техническом снабжении - федеральное снабжение целевых социальных и строительных проектов, а также проектов, связанных с защитой окружающей природной среды, межрегиональное обеспечение материально-техническими ресурсами, снабжение материальными ресурсами из местных региональных источников.
Что касается логистической деятельности, то в каждом федеральном округе производственно-хозяйственную деятельность в этой сфере осуществляет значительное количество субъектов хозяйствования - транспортные компании, транспортно-экспедиторские и экспедиторские организации, организации, владеющие складскими комплексами различной мощности и назначения (унифицированными и специализированными), логистические компании, проектирующие складские комплексы и цепи поставок различной протяженности регионального и межрегионального назначения. При этом деятельность логистических предприятий и организаций не регламентируется, не регулируется, не координируется и тем более не рационализируется и не оптимизируется. И как результат - отсутствует интеграция микрологистических цепей поставок, которая характерна современной организации логистики в экономически развитых странах.
Отмеченное выше негативно влияет на управление цепями поставок в региональном масштабе как с позиции неоправданно высоких трудозатрат на логистические процедуры и операции, так и с точки зрения величины логистических издержек, связанных с транспортно-складскими функциями, снабженческой и сбытовой деятельностью.
Наличие высоких трудозатрат и соответственно логистических издержек объясняется следующим: процесс физического движения одноименных продукции и товаров дублируется, так как производится различными логистическими компаниями - транспортными и транспортно-экспедиторскими; одноименные продукция и товары хранятся в виде текущих и страховых запасов
одновременно на различных складских объектах (региональных, отраслевых складах и складах логистических компаний); снабжение одноименной продукцией производственного и потребительского назначения предприятий, организаций и торговой сети осуществляется одновременно различными цепями поставок; сбытовая деятельность, связанная с реализацией опять же одноименных продукции и товаров, осуществляется по различным каналам распределения (федеральным, региональным, отраслевым), имеющим соответствующих посредников и перевалочные пункты с временным хранением товарно-материальных ценностей.
Таким образом, региональная логистика в виде деятельности многочисленных логистических компаний характеризуется локальностью решаемых задач и дублированием логистических функций, процедур и операций; слабо развитыми производственно-хозяйственными (профессиональными) и партнерскими (личностными) взаимоотношениями логистических компаний; отсутствием своевременной реновации технических устройств различного назначения (транспортных, подъемно-транспортных, складских), которые, находясь в эксплуатации, к настоящему времени морально и физически устарели; отсутствием налаженных, планируемых и прогнозируемых межрегиональных связей; неопределенностью роли и места логистических компаний в региональной производственной инфраструктуре.
Поэтому логистические компании в каждом федеральном округе Российской Федерации, количество которых значительно, легко уязвимы и не смогут конкурировать с крупными логистическими компаниями при их появлении на региональных рынках логистических услуг. Появление таких компаний ожидается уже в ближайшем будущем при реализации программы Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала функционировать с 1 января 1995 г. и к которой присоединилась и Россия.
Следует отметить, что исходной посылкой, на которой строится договорно-правовая система ВТО, является стремление стран - ее членов развивать международную торговлю и обеспечить экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и норм, к которым относятся:
- недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, заключающегося в равном подходе к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер, а также прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;
- взаимность и предоставление торгово-политических уступок, а также разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон.
В рамках обязательств, которые возьмет на себя Россия, вступив в ВТО, наши зарубежные партнеры получат предсказуемый доступ на российский рынок товаров, услуг (в том числе логистических) и капитала. Немаловажным результатом участия России в ВТО станет создание на российском рынке правового пространства, привычного для иностранных контрагентов. В итоге крупные зарубежные логистические компании с огромным опытом практической работы станут интенсивно функционировать на отечественном рынке логистических услуг.
Уже сегодня наблюдается географическая экспансия в виде распространения сферы влияния крупных логистических компаний с зарубежными инвестициями в регионах Российской Федерации. В таблице представлены логистические компании, функционирующие в регионах России, с указанием типа склада и общей складской площади. Типы складов указаны по классности -классификация складских помещений по версии международной консалтинговой компании Knight Frank. Данная классификация позволяет оценить склад с логистических позиций и представляет собой шесть классов: A, A+, B, B+, C, D.
Региональное присутствие логистических компаний с зарубежным капиталом в России*
Наименование компании Количество регионов Тип склада Площадь складов, тыс. кв. м
Национальная логистическая компания (Itella NLC) 8 A 550
FM Logistic 8 A 350
Авилон Logistic 6 A 400
Каскад 6 B 330
САННА - ЛИТЕР Терминал 6 A 400
STS Logistic 5 A 54
Международное логистическое партнерство, С - Логистик 5 A 520
Kuhne and Nagel 5 A 400
TABLOGIX 4 A, B 154
Евразия Логистик 4 A, B 1718
* Источник: Евтодиева Т. Е. Характерные особенности организационных форм логистики в условиях неоэкономики. - Самара : Изд-во Самарского гос. ун-та, 2011.
Площадь застройки территории составляет: класс A - 40-45%, класс B -45-55%. Остальные характеристики складов класса A и B примерно идентичны: наличие систем температурного режима, пожарной сигнализации, вентиляции, охранной сигнализации, телекоммуникаций; наличие центральных магистралей вблизи склада, в том числе железнодорожной ветки; наличие достаточного количества автоматических ворот с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты; наличие необходимых вспомогательных помещений.
В правовых, организационно-экономических и технико-технологических границах, предусмотренных правилами, нормами и положениями ВТО, противостоять отечественной логистике крупным зарубежным логистическим компаниям в сегодняшних условиях функционирования незначительных по мощности российских компаний практически будет невозможно. Следовательно, необходимо их объединение в региональном масштабе и создание интегрированных логистических хозяйственных объединений.
Процесс формирования таких объединений должен быть основан на принципах добровольности и взаимовыгодности. При этом определяются стратегические и оперативные цели функционирования региональных логистических хозяйственных объединений (рисунок).
Рис. Основные цели создания региональных логистических хозяйственных объединений
Внешние факторы реализации стратегических целей состоят в степени достижений научно-технического прогресса, которые могут быть использованы в логистике; в прогнозируемом изменении экономического роста страны, влияющем на объемы физического перемещения продукции и товаров; в состоянии финансовой системы и прогнозов ее реформирования и, как следствие, возможности изменения тарифов, используемых в логистике; в возможных изменениях конъюнктуры рынка логистических услуг. К внутренним факторам реализации целей относятся альтернативность выбора стратегических целей функционирования логистических объединений; возможная реструктуризация организации функциональных блоков объединений при осуществлении реинжиниринга логистических бизнес-процессов; возможное изменение величины прибыли, запланированной объединениями.
Необходимо соблюдение объединениями принципов создания конкурентных преимуществ, а именно: внедрение технических и технологических новаций, в том числе информационных; постоянный мониторинг логистических процедур и принятие решений с использованием опыта и знаний; парт-
нерство и координация информации о спросе на логистические услуги; свободный доступ участников логистических объединений к информации производственно-хозяйственного характера; ориентация участников объединений на удовлетворение растущих требований к оказываемым логистическим услугам в условиях возрастающей конкуренции.
В свою очередь к основным взаимосвязанным элементам, обеспечивающим конкурентные преимущества логистическим объединениям, относятся: условия существующих факторов - способность участников объединений превратить свои ресурсы, знания, опыт, умения и инфраструктуру в конкретные преимущества; кооперация и разделение труда - партнеры в цепи поставок, посредники в системе распределения продукции и товаров; условия спроса - емкость рынка логистических услуг, требования потребителей, уровень представления логистических услуг средствами информации; соперники объединений - количество конкурирующих логистических компаний на региональных рынках, характер конкуренции, рекламные акции, проводимые конкурентами.
Основные оперативные цели, стоящие перед логистическими объединениями, включают в себя быстроту реакции на запросы потребителей, на своевременную доставку продукции и товаров, на изменение запасов материально-технических ценностей; повышение качества обслуживания потребителей логистических услуг, в том числе сервисного обслуживания; минимальную неопределенность в сроках выполнения заказов потребителей, повреждений продукции и товаров в транспортно-складской системе; рационализацию процесса товародвижения, которая заключается в объединении перевозимых грузов и их комплектовании, в выборе транспортных средств, в поддержании жизненного цикла продукции и товаров в цепях поставок, в своевременном обслуживании технических устройств различного назначения.
Таким образом, создание интегрированных региональных логистических хозяйственных объединений дает возможность рационализировать и оптимизировать элементы производственной инфраструктуры на уровне федеральных округов Российской Федерации. Логистические объединения с помощью взаимосвязей элементов производственной инфраструктуры позволят обеспечить взаимодействие логистического управления со стратегическими целями объединений; осуществить координацию логистической деятельности и управления трудовыми ресурсами; обеспечить четкую взаимосвязь объединений с поставщиками и потребителями продукции, товаров и логистических услуг; способствовать процессу товародвижения в направлении его рационализации и оптимизации в региональном масштабе.
Список литературы
1. Давыдов О. Д. Внешняя торговля: время перемен. - М. : Марко Медиа, 1996.
2. Евтодиева Т. Е. Характерные особенности организационных форм логистики в условиях неоэкономики. - Самара : Изд-во Самарского гос. ун-та, 2011.