УДК 008
А. Я. Флиер
ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНО-РЕГУЛЯТИВНОЙ СИСТЕМЫ
(начало)
Анализируется историческая динамика культуры как регулятивной системы, и определяются ее основные социальные функции по упорядочению коллективной человеческой жизнедеятельности. Высказывается гипотеза о постепенной трансформации функций культуры от непосредственной регуляции социальной самоорганизации общества к опосредованному психологическому обеспечению процессов регуляции и ориентации человека в социокультурном пространстве.
Ключевые слова: культура, регулятивная система, социальные функции, упорядочение, динамика, культура-обычай, культура-идеология, культура-референция
Чрезвычайное многообразие пониманий культуры (большинство из них эмпирически и логически обосновано и имеет полное право на существование) обусловлено необычайным многообразием ее социальных функций, перечислять которые можно бесконечно. Культура затрагивает все, что тем или иным образом связано с коллективным характером человеческой жизнедеятельности, социальным взаимодействием людей и коммуникацией между ними. Культура, по известному определению В. С. Стёпина, - это над-биологическая программа поведения людей [4], обеспечивающая групповые формы их существования. Я не согласен с определением культуры как исключительно надбиологической программы. Мои исследования показывают, что в культуре имеет место синтез как биологической, так и надбиологической составляющих [7].
Эту программу в интересах ее лучшего понимания и изучения можно аналитически разделить на две более или менее автономные составляющие:
- культуру как свод принципов нормативного социального поведения, при котором она трактуется и интерпретируется как социальная система, непосредственно регулирующая социальные взаимодействия людей (это можно назвать антропологическим пониманием культуры [5; 14]);
- культуру как продукт особой символической деятельности людей, при котором она трактуется как образно-символическая система, психологически обеспечивающая, стимулирующая, манифестирующая одобряемое социальное пове-
дение и мировоззрение человека посредством демонстрации эталонных образцов в искусстве, религии, фольклоре, этнических ритуалах и пр. (это можно назвать философско-эстетическим и искусствоведческим пониманием [9]).
Я склонен видеть в культуре сразу обе эти сущности и акцентировать внимание на их взаимной дополняемости. Культура понимается мной как наиболее общая форма человеческой социальности, что и обусловливает ее специфику. При этом наиболее важной функцией культуры является регуляция нормативного социального поведения людей, соответствующего исторически сложившимся порядкам. Но вместе с тем такое поведение нуждается в психологической поддержке, в обучении человека этим правилам, в постоянном напоминании о необходимости их исполнения. Решению данной задачи и посвящена символическая деятельность, приучающая человека к упорядоченной жизни по этим правилам и манифестирующая, репрезентирующая и даже сакрализующая рекомендуемое мировоззрение и поведение (т. е. по существу интеллектуальную, идеологическую и социальную лояльность господствующим порядкам) в образах религии, искусства, фольклора и т. п.
Это, конечно, сознательное упрощение возможностей символотворчества. В наши дни такая утилитарная функция исполняется религией и искусством лишь в «конечном счете» и фактически не рефлексируется. Но мною учитываются ситуации первобытности и крестьянской общины аграрной эпохи, когда религия и искусство (в формах мифологии и фольклора)
33
исполняли эту социально-регулятивную функцию в наиболее непосредственном виде.
Принципиально важно отметить, что все многообразие функций культуры так или иначе обусловлено главным системообразующим фактором: культура как особый феномен человеческого существования становится актуальной тогда, когда жизнедеятельность людей принимает групповой характер и между ее участниками возникает взаимодействие. Культура является наиболее общим сводом принципов и норм группового существования людей и их социальной коммуникации.
Но культурой называется не любая форма взаимодействия. Война, насилие, преступность и т. п. - это тоже формы группового взаимодействия и коммуницирования и, как мы хорошо знаем, весьма распространенные. В этих явлениях тоже можно выявить элементы культуры (упорядочивающие правила, своеобразную этику, солидаризирующие стимулы, развитую символику и т. п.) [6; 10]. Но по своим основным социальным функциям и целеустановкам эти явления представляют собой феномен так называемой «негативной культуры», в которой ее культурные свойства, конечно же, имеют огромное значение, хоть как-то регулируя деструктивные действия людей, но это не меняет их деструктивной сути. Поэтому культурные свойства подобных социальных феноменов выявляются и анализируются с большой осторожностью и оговорками. Собственно культура («культура без оговорок») выражает собой преимущественно конструктивную и нормативную форму коллективного существования, взаимодействия и коммуницирования, обеспечивающую его позитивные, созидательные, а не разрушительные результаты. Культура - это исторически сложившийся способ совместной жизнедеятельности, который обеспечивает конструктивный и позитивный социальный результат групповой активности людей. В этой статье темы «негативной культуры» я касаться не буду.
Понимание культуры в качестве основного системообразующего феномена социальной жизни общества является достаточно традиционным для общественных наук, хотя и имеет различные интерпретации [8; 13]. Для того что-
бы представить себе культуру как социальное образование во всей полноте ее системных функций, нужно в первую очередь определить место культуры в общей структуре человеческой жизнедеятельности. Среди многих возможных вариантов мной предлагается представление об этом феномене, состоящем из трех основных и множества промежуточных, синкретических видов социальной практики. В качестве основных видов следует назвать:
1) жизнеобеспечение, реализуемое в формах:
- экономики (во всех ее многообразных сферах производства, потребления, распределения и обмена),
- приемов освоения, структурирования и оборудования используемого пространства;
2) познание окружающего мира, реализуемое методами:
- эмпирико-аналитическим (наука),
- образным (искусство, литература),
- умозрительным (философия, религия, мистика и пр.);
3) организацию социального взаимодействия между людьми, в котором выделяются сферы:
- ненормативного взаимодействия, как намеренного (преступность, насилие), так и ненамеренного (случайный, ситуативный, де-виантный и иные типы поведения),
- нормативного взаимодействия, которое и называется словом «культура» (в узком, непосредственно социальном его понимании).
Это наиболее «чистые», первичные виды социальной практики. Одновременно широко развиты и имеют не меньшее значение и области деятельности синтезирующие элементы функций названных видов, например:
- образование как обучение всем актуальным сферам деятельности и миропонимания;
- право как систематизация всех допустимых норм жизнедеятельности и перечисление недопустимых;
- политика как управление людьми во всех сферах их деятельности (включая военное и правоохранное дело) и пр.
Эти синтетические виды сложились как специализированные сферы деятельности не
34
сразу, а лишь по мере достижения сообществами определенных уровней социальной самоорганизации.
Таким образом, культура в своей главной социальной функции может быть понята, осмыслена и исследована как программа нормативного социального взаимодействия людей. В этой функции культура высоко системна и имеет хорошо структурированную морфологию, которая включает разные подсистемы. Можно выделить четыре подсистемы культуры, обеспечивающие:
- обучение людей нормам конструктивного взаимодействия;
- практическое исполнение норм взаимодействия (что собственно и является поведением);
- информационное обеспечение взаимодействия;
- социальное регулирование практики взаимодействия.
Организационно эта морфология имеет по несколько функциональных составляющих в каждой своей подсистеме, решающих по существу схожие задачи, но разными способами, которые в свою очередь делятся на еще более частные функциональные практики. В целом это можно представить себе следующим образом:
1) обучение нормативному социальному взаимодействию включает:
- целенаправленное системное обучение (детско-подростковое воспитание, образовательная общая социализация, обучение этикету поведения в религиозных, военных и иных специальных учебных заведениях),
- символико-образное назидательное обучение посредством демонстрации эталонных примеров (религия, фольклор, литература, искусство);
2) практическое исполнение норм социального взаимодействия осуществляется посредством:
- жесткого нормативного поведения, регулируемого обычаями,
- свободного рационального исполнения поведенческих норм;
3) информационное обеспечение процессов взаимодействия включает:
- средства вербальной коммуникации, передающие информацию устно или письменно с помощью слов разговорного языка,
- невербальные символические коды, передающие информацию с помощью условных знаков, символов, эмблем (естественно-научные знаки, цифры и формулы, ноты, топографические знаки, политические и военные эмблемы и пр.),
- визуальные носители (материальные и электронные), передающие информацию с помощью изображений объектов,
- звуковые носители (материальные и электронные), передающие информацию с помощью тонально, ритмически и гармонически организованных звуков,
- пластические средства передачи информации посредством символических поз, жестов, мимики, телодвижений, танцев, перемещений, построений и пр.,
- ольфакторные средства передачи информации с помощью запахов;
4) регулирование социального взаимодействия может быть:
- императивным (законы, господствующая идеология, церемонии, обряды, ритуалы и пр.),
- корректирующим (мораль, нравственность, этические ценности).
Таким образом, культуру в наиболее общем (философском) смысле можно определить как специфическую человеческую форму освоения, исполнения, информационного и регулятивного обеспечения порядков коллективной жизнедеятельности. Г. С. Кнабе удачно назвал культуру особой модальностью человеческого Бытия [2]. В более частном, конкретно-историческом смысле культура представляет собой совокупность локальных способов организации жизни в групповых формах, свойственных тому или иному народу или каким-то еще образом локализованной социальной общности. Польский писатель и культуролог Ст. Лем определил культуру, назвав ее «стратегия разумных существ, имеющая целью их выживание» [11], с чем трудно не согласиться.
Следует обратить внимание на то, что способы реализации всех этих процессов многообразны и взаимно компенсируют друг друга. Например:
35
- в европейской Античности при сравнительно умеренном влиянии религии на общественную жизнь значимую социально-регулятивную роль играло искусство;
- в Средневековье, напротив, в условиях жесткого доминирования религии искусство не имело большого социального влияния;
- в Новое время постепенное снижение влияния религии было адекватно компенсировано искусством, исполняющим ту же самую дидактическую социокультурную функцию.
В той или иной мере взаимно компенсируют друг друга патриархальные обычаи и рациональное поведение, вербальные и невербальные способы передачи и фиксации информации, стихийно сложившиеся народные нравы и навязанная властью иерархия социальных ценностей и законы и т. п.
Системное единство культуры обеспечивается тем, что на всех уровнях функционирования проявляется одна и та же ее принципиальная структура, составленная из элементов обучения, практического исполнения, информационного обеспечения и регулирования процессов социального взаимодействия людей. У разных народов в разных конкретно-исторических ситуациях это проявляется в разных формах и в разных вариантах осуществления, но решение этих задач принципиально единообразно по своим социальным результатам.
Выстраивание целостного представления о культуре как социальной системе невозможно без понимания ее основных социально-регулятивных функций. Необходимость в исполнении этих функций фактически и привела к складыванию культуры в процессе эволюции гоминид как особой программы их социального поведения [1]. По объему своих функций культура представляет собой грандиозный масштабный комплекс поведенческих норм и обслуживающих эти нормы представлений, навыков, технологий и т. п. В целом и по существу функции культуры имеют в первую очередь социально-регулятивный характер, хотя по конкретным формам они могут быть непосредственно регулятивными, символическими, коммуникативно-информационными, дидактическими и пр.
Этот огромный объем функций очень трудно учесть, описать и систематизировать полностью. Поэтому в данной работе выстраивается схема лишь основных социальных функций культуры. По существу все функции культуры в той или иной мере социальны, поскольку обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей и обусловленную этим видовую устойчивость Homo sapiens, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека с точки зрения их социальной приемлемости и желательности [12].
Эти функции культуры могут быть выстроены в иерархическую систему разных уровней, начиная от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих функции более высоких уровней.
Наиболее общей и универсальной социальной функцией культуры самого высокого 1 уровня следует признать функцию обеспечения оснований для социальной интеграции людей. В ходе ее реализации осуществляется:
- создание и развитие организационно-деятельностных, политических, психологических и иных условий, необходимых для устойчивого коллективного существования людей в составе локализованных групп и продуктивной деятельности по удовлетворению их совместных интересов и потребностей;
- стимулирование заинтересованности людей в коллективном существовании в границах своей локальной группы, как правило, стихийно сложившейся в той или иной исторической ситуации;
- укрепление групповой идентичности людей в качестве членов именно этой общности, поддержание высокого уровня консолидирован-ности, эффективности взаимодействия и коммуникативной плотности общения людей;
- накопление социального опыта совместной жизнедеятельности и использование его для межпоколенного воспроизводства данной группы как устойчивой социокультурной целостности.
Ко 2 уровню выстраиваемой иерархии можно отнести функции культуры, обеспечивающие
36
основные формы интегрированного существования сообществ людей. Сюда включается:
- организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их объединения в различные самодостаточные социальные группы;
- социальная коммуникация между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности;
- регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством отбора, нормирования, стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта и реализации их в работе регулятивных механизмов культуры;
- направленная ориентация сознания людей на интегрирующие цели.
3 уровень - функции культуры, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. В этом ряду фигурируют порядки осуществления коллективной жизни, которые могут быть разбиты на три подгруппы.
1. Порядки, регулирующие витальные интересы людей:
- порядки демографического и социального воспроизводства членов группы;
- физической и психической реабилитации и релаксации человека.
2. Порядки, регулирующие социальную жизнь и деятельность:
- порядки адаптации группы к природным и историческим условиям обитания человека;
- развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами;
- организации продуктивной деятельности людей;
- обретения собственности, власти и социальной престижности;
- осуществления социальной мобильности;
- осуществления взаимопомощи и социального патронажа;
- улаживания противоречий и конфликтов;
- поддержания социально приемлемого поведения членов сообщества и наказания за нарушения.
3. Порядки, регулирующие сознание людей:
- порядки познания и накопления социально значимых знаний, формирования мировоззрения и трансляции социального опыта;
- коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми;
- обеспечения лояльности членов группы по отношению к господствующим правилам социальной жизни [7].
Разумеется, три приведенных иерархических уровня социальных функций культуры и перечень порядков социальной жизни общества, осуществление которых обеспечивается его культурой, не исчерпывает всех ее возможных социально интегрирующих функций. Здесь приведены только основные.
Понятно, что все эти функции на протяжении многотысячелетней истории человечества существенно развивались и трансформировались. Какие-то из них, начавшись с зачаточных проявлений в древности, существенно возросли в своей социальной значимости и ныне известны нам в многообразных формах и проявлениях. Какие-то, напротив, потеряли свое регулятивное значение и сохранились как атавизмы. Рассмотрение истории эволюции социально-регулятивных функций культуры требует написания специальной книги, посвященной этому вопросу, поэтому здесь я ограничусь лишь обзором наиболее очевидных трансформаций и постараюсь дать им системное объяснение.
За несколько десятков тысячелетий, в течение которых существует человечество [3], его культура претерпела многочисленные и радикальные изменения эпохального характера, расчленилась на сотни локальных культур, множество социальных субкультур и пр., исторические и территориальные особенности которых хорошо видны любому наблюдателю. Но это в основном изменения в символических формах культурных продуктов и культурно обусловленного поведения людей. Перемены в социальных функциях культуры при поверхностном обзоре наблюдателю не видны. А такие перемены имели место, и именно они определили постепенную трансформацию фактического влияния культуры на социальную жизнь сообществ. По крайней мере, одну из них (на мой взгляд, важнейшую) мы можем рассмотреть.
37
1. Бутовская, М. Л. Принципы организации пространственного поведения у человека и высших приматов (сравнительный анализ) / М. Л. Бутовская, Ю. М. Плюснин // Современная антропология и генетика и проблема рас у человека. - Москва: Изд-во Института этнологии и антропологии РАН, 1995.
2. Кнабе, Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима: учеб. пособие для высшей школы / Г. С. Кнабе. - Москва: Индрик, 1993.
3. Марков, А. В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии: доклад, прочитанный в Институте биологии развития РАН 19 марта 2009 г. [Электронный ресурс] / А. В. Марков. - Режим доступа: http://evolbiol.ru/ markov_anthropogenes. htm (Дата обращения: 10.08.2011).
4. Стёпин, В. С. Культура / В. С. Стёпин // Вопросы философии. - 1999. - № 8.
5. Флиер, А. Я. Вектор культурной эволюции / А. Я. Флиер // Обсерватория культуры. - 2011. - № 5.
6. Флиер, А. Я. Культурные основания насилия / А. Я. Флиер // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1.
7. Флиер, А. Я. Очерки теории исторической динамики культуры // Избранные работы по теории культуры / А. Я. Флиер. - Москва: Согласие-Артем, 2014.
8. Dilthey, W. Einleitung in die Geisteswissenschaften / Wilhelm Dilthey. - Leipzig: Duncker und Humblot, 1883 (Дильтей В. Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения истории и общества // Диль-тей В. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Москва: Дом интеллектуальной книги, 2000).
9. Cassirer, E. Philosophie der symbolischen Formen / Ernst Cassirer. - Berlin, 1923-1929 (Кассирер Э. Философия символических форм: в 3 т. Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2002).
10.Girard, R. La violence et le sacré / René Girard. - Paris: Grasset, 1972 (Жирар Р. Насилие и священное. Москва: Новое литературное обозрение, 2000).
11.Lem, St. Filozofia Przypadku / Stanislaw Lem. - Kratow: Wydawanctwo literackie, 1968. (Лем Ст. Философия случая. Москва: АСТ, 2005. С. 390).
12.Luhmann, N. Die Gesellschaft der Gesellschaft (1.3 Evolution) / Niklas Luhmann. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1997 (Луман Н . Общество общества. Ч. III. Эволюция. Москва: Логос, 2005).
13.Parsons, T. Theories of Society / Talcott Parsons. - Vol. II. - № 4. - New York: The Free Press of Glencoe, 1961. (Парсонс Т. Социальная система и культура // Парсонс Т. О социальных системах. Москва: Академический проект, 2002).
14.White, L. A. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization / Leslie Alvin White. - New York: Farrar, Straus and Cudahy, 1949 (Уайт Л. Наука о культуре // Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. Москва: РОСПЭН, 2004).
Сдано 30.06.2014 A. Fliyer
EVOLUTION OF CULTURE AS A SOCIAL-REGULATIVE SYSTEM
Beginning
Abstract. The article analyzes the dynamics of culture as a regulative system and determines its main social functions of collective human activity ordering. The author hypothesizes on gradual transformation of culture functions from a society social self-organization immediate regulation to a mediate psychological ensuring of regulation and orientation of man in social-cultural environment processes
Keywords:.culture, regulative system, social functions, ensuring, dynamics, culture-custom, culture-ideology, culture-reference
References
1. Butovskaya, M. L. Human-being and the higher apes environmental behavior organization principles (comparative analysis) / M. L. Butovskaya, Yu. M. Plyusnin // Sovremennaya antropologia i genetika I problema ras u cheloveka [Modern anthropology and genetics and human races problem]. - Moscow: Russian Academy of Sciences, Institute of Ethnology and Anthropology Publishing House, 1995.
38
2. Knabe, G. S. Materialy k lektsiyam po obshchey teorii kultury i kulture antichnogo Rima [Materials to lectures in general culture theory and antic Rome culture] / G. S. Knabe. - Moscow: Indrik, 1993.
3. Markov, A. V. Origin and evolution of man. Obzor dostizheniy paleontologii, sravnitelnoy genetiki i evolut-sionnoy psikhologii [Survey of achievements in paleontology, comparative genetics and evolutional psychology]: report made at the Development Biology Institute of the Russian Academy of Sciences on March 19, 2009 [Electronic resource] / A. V. Markov. - URL: http://evolbiol.ru/markov_anthropogenes. htm (Date of access: 10.08.2011).
4. Styopin, V. S. Culture / V. S. Styopin // Voprosy filosofii [Philosophy problems]. - 1999. - № 8.
5. Fliere, A. Ya. Vector of cultural evolution / A. Ya. Fliere // Observatoria kultury [Observatory of culture]. -2011. - № 5.
6. Fliere, A. Ya. Cultural grounds of violence / A. Ya. Fliere // Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill] - 2012. - № 1.
7. Fliere, A. Ya. Sketches of historical dynamics culture theory // Izbrannye raboty po teorii kultury [Selected works in Theory of Culture] / A. Ya. Fliere. - Moscow: Soglasie-Artem, 2014.
8. Dilthey, W. Einleitung in die Geisteswissenschaften / Wilhelm Dilthey. - Leipzig: Duncker und Humblot, 1883.
9. Cassirer, E. Philosophie der symbolischen Formen / Ernst Cassirer. - Berlin, 1923-1929.
10. Girard, R. La violence et le sacré / René Girard - Paris : Grasset, 1972.
11. Lem, St. Filozofia Przypadku / Stanislaw Lem. - Kratow: Wydawanctwo literackie, 1968.
12. Luhmann, N. Die Gesellschaft der Geselschaft (1.3 Evolution) / Niklas Luhmann.Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1997.
13. Parsons, T. Theories of Society / Talcott Parsons. - Vol. II. - № 4. - New York: The Free Press of Glencoe. 1961.
14. White, L. A. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization / Leslie Alvin White. - New York: Farrar, Straus and Cudahy, 1949.
Received 30.06.2014
Из писем в редакцию
Я нахожусь в переписке со многими коллегами и из их откликов знаю, что «Вестник ЧГАКИ» читают не только в Челябинске, но и многие ведущие культурологи Москвы и Петербурга в курсе его публикаций (во всяком случае, они отслеживают все мои статьи). Это очень важная информация, свидетельствующая, что Ваш журнал принимает полноценное участие в научной дискуссии по проблемам культуры в общероссийском масштабе.
Хочу предложить журналу на следующий год еще две свои статьи, написанные на самом острие сегодняшней культурологической дискуссии. Я уже убедился, что публикация в «Вестнике ЧГАКИ» введет их в круг внимания всей профессиональной общественности. А именно это и нужно ученому.
А. Я. Флиер
Ждем ваших писем! E-mail: [email protected]
39