Научная статья на тему 'Культура как социальная система'

Культура как социальная система Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3386
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / УПОРЯДОЧЕНИЕ / CULTURE / SOCIAL SYSTEM / SOCIAL FUNCTIONS / REGULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Флиер Андрей Яковлевич

Осмысляется культура как социальная система и определяются ее основные социальные функции по упорядочению коллективного человеческого Бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture as a social system

The article is devoted to apprehension of culture as a social system and to defining its main social functions for regulation of collective human Being.

Текст научной работы на тему «Культура как социальная система»

УДК 008

А. Я. Флиер

КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Осмысляется культура как социальная система и определяются ее основные социальные функции по упорядочению коллективного человеческого Бытия.

Ключевые слова: культура, социальная система, социальные функции, упорядочение

The article is devoted to apprehension of culture as a social system and to defining its main social functions for regulation of collective human Being.

Keywords: culture, social system, social functions, regulation

Существующее множество определений культуры в большой мере вызвано многообразием ее понимания в онтологическом, функциональном, структурном и иных аспектах. В начале 1950-х гг. американские исследователи насчитали более 500 научных определений культуры [10]. За прошедшие полвека число используемых в научной литературе определений выросло в несколько раз. Как правило, культура трактуется:

- как особая модальность человеческого существования, придающая ему собственно человеческие черты;

- социально-функциональная система, регулирующая человеческие взаимодействия;

- система эталонных ценностей, демонстрирующая образцы рекомендуемого социального поведения и миропонимания;

- программа нормативного и ритуализированного поведения человека, обеспечивающего социальный порядок в обществе;

- качество любой человеческой деятельности, выраженное в ее эксклюзивной продукции;

- особая отрасль деятельности, занимающаяся символическим производством, а также ее продукция;

- традиционные формы социальной активности, актуализирующие исторический социальный опыт народа;

- память о прошлом, материализованная в идеологически значимых памятниках;

- досуг населения, имеющий организованные и социально приемлемые формы, и т. п. [подробнее см.: 3].

Такое многообразие пониманий культуры (каждое из которых эмпирически и логически оправдано и имеет полное право на существование) обусловлено необычайным многообразием социальных функций культуры, перечислять которые можно бесконечно. Культура затрагивает все, что тем или иным образом связано с коллективным характером человеческой жизнедеятельности, социальным взаимодействием людей и коммуникацией между ними. Культура - это заданная от природы программа поведения человека [см.: 5], обеспечивающая групповые формы его существования.

Эту программу в интересах ее лучшего понимания и изучения можно аналитически разделить на две более или менее автономные составляющие:

- социальную систему, непосредственно регулирующую социальное поведение человека - культуру нормативного поведения («культуру культурного человека»),

- символическую систему, психологически обеспечивающую, манифестирующую, стимулирующую, демонстрирующую и т. п. правильное социальное поведение - культуру символической деятельности (искусство, религию, этнические ритуалы и пр.).

В интересах настоящего исследования представляется необходимым осмыслить культуру в первую очередь как социальную систему. Это продиктовано тем, что все многообразие функций культуры так или иначе упирается в один аспект рассматриваемой проблемы, который является главным системообразующим фактором. Культура как осо-

60

бый феномен человеческого существования проявляет себя только тогда, когда жизнедеятельность людей принимает групповой характер и между ее участниками возникает взаимодействие. Культура - это наиболее общая манифестация норм группового существования людей и их социальной коммуникации. Но культурой называется не любая форма взаимодействия. Война, насилие, преступность и т. п. - это тоже формы группового взаимодействия и коммуницирования и, как мы хорошо знаем, весьма распространенные. Культура же выражает собой только конструктивную и нормативную форму коллективного существования, взаимодействия и ком-муницирования, обеспечивающую его позитивные, созидательные, а не разрушительные результаты. Культура - это исторически сложившийся способ взаимодействий и комму-ницирования людей, который обеспечивает конструктивный и позитивный социальный результат их групповой активности. Конечно, в общественных науках изучается и такое явление, как «культура насилия», поскольку насилие тоже имеет социально организованные и нормативные формы [см. об этом: 6; 9]. Но в контексте настоящего исследования этот вопрос не рассматривается.

Понимание культуры как социального явления, как системы или подсистемы социальной жизни общества является достаточно традиционным для общественных наук, хотя и имеет различные интерпретации [8; 13]. Для того, чтобы представить себе культуру как социальное образование во всей полноте ее системных функций, нужно в первую очередь определить место культуры в общей структуре человеческой жизнедеятельности. Среди многих возможных вариантов здесь предлагается представление о человеческой жизнедеятельности, состоящей из трех основных и нескольких дополнительных видов актуальной практики. В числе основных видов следует назвать:

• жизнеобеспечение, реализуемое в формах:

- экономики (во всех ее многообразных сферах производства, потребления, распределения и обмена),

- различных приемов освоения, структурирования и оборудования используемого пространства;

• познание окружающего мира, реализуемое методами:

- эмпирико-аналитическим (наука),

- образным (искусство, литература),

- умозрительным (философия, религия, мистика и пр.);

• организацию социального взаимодействия между людьми, в котором выделяются сферы:

- ненормативного взаимодействия, как намеренного (преступность, насилие), так и ненамеренного (случайное, ситуативное, девиантное и иные типы поведения),

- нормативного взаимодействия, которое и называется словом культура.

Разумеется, одновременно широко развиты и области социальной практики, имеющей общие для всех названных видов функции, определяемые здесь как дополнительные. Например:

- образование как обучение всем актуальным сферам деятельности и миропонимания;

- право как систематизация всех допустимых форм деятельности;

- политика как управление людьми во всех сферах их деятельности (включая военное дело как осуществление политики силовыми методами) и иные области практики.

И тем не менее основными видами социальной жизнедеятельности человека представляются именно три названных вида: жизнеобеспечение, познание и взаимодействие.

Таким образом, культура в своей главной социальной функции может быть понята, осмыслена и исследована как программа нормативного социального взаимодействия людей. В этой функции культура высокосистемна и имеет хорошо структурированную морфологию, которая включает разные подсистемы. Можно выделить четыре подсистемы культуры, обеспечивающие:

1. Обучение людей нормам конструктивного взаимодействия (а это тесно связано с процессами познания мира и его практиками).

61

2. Практическое исполнение норм взаимодействия (что собственно и является поведением).

3. Информационное обеспечение взаимодействия.

4. Социальное регулирование практики взаимодействия.

Организационно эта морфология имеет по несколько функциональных составляющих в каждой своей подсистеме, решающих по существу схожие задачи, но разными способами, которые в свою очередь делятся на еще более частные функциональные практики. В целом это можно представить себе следующим образом:

1. Обучение нормативному социальному взаимодействию включает:

• целенаправленное системное обучение (детско-подростковое воспитание, образовательная общая социализация, обучение этикету поведения в религиозных, военных и иных специальных учебных заведениях),

• символико-образное назидательное обучение посредством демонстрации эталонных примеров (религия, фольклор, литература, искусство).

2. Практическое исполнение норм социального взаимодействия осуществляется посредством:

• жесткого нормативного поведения, регулируемого обычаями,

• свободного рационального исполнения поведенческих норм.

3. Информационное обеспечение процессов взаимодействия включает:

• средства вербальной коммуникации, передающие информацию устно или письменно с помощью слов разговорного языка,

• невербальные символические коды, передающие информацию с помощью условных знаков, символов, эмблем (естественно-научные знаки, цифры и формулы, ноты, топографические знаки, политические и военные эмблемы и пр.),

• визуальные носители (материальные и электронные), передающие информацию с помощью изображений объектов,

• звуковые носители (материальные и электронные), передающие информацию с помощью тонально, ритмически и гармонически организованных звуков,

• пластические средства передачи информации посредством символических поз, жестов, мимики, телодвижений, танцев, перемещений, построений и пр.,

• ольфакторные средства передачи информации с помощью запахов.

4. Регулирование социального взаимодействия может быть:

• императивным (законы, господствующая идеология, церемонии, обряды, ритуалы и пр.),

• корректирующим (мораль, нравственность, этические ценности).

Таким образом, культуру в наиболее общем (философском) смысле можно определить как специфическую человеческую форму освоения, исполнения, информационного и регулятивного обеспечения процессов коллективной жизнедеятельности. Г. С. Кнабе удачно назвал культуру особой модальностью человеческого Бытия [4]. В более частном, конкретно-историческом смысле культура представляет собой совокупность локальных способов организации жизни в групповых формах, свойственных тому или иному народу или каким-то еще образом локализованной социальной общности. Польский писатель и культуролог Ст. Лем дал следующее определение культуре: «стратегия разумных су-

ществ, имеющая целью их выживание» [11, с. 390], с чем трудно не согласиться. В обоих случаях основной набор конкретных способов такой коллективной жизнедеятельности реализуется в перечисленных выше процессах:

1. Обучение нормативному социальному взаимодействию в локальном варианте реализуется в принципах и формах национальных воспитательных и образовательных традиций, своеобразных формах национального искусства и национальной религии или местном варианте мировой религии.

2. Практическое исполнение норм социального взаимодействия в локальном варианте воплощается в специфике национальных по-

62

веденческих обычаев и стереотипов сознания (ментальностях).

3. Информационное обеспечение процедур социального взаимодействия в локальном варианте выражено прежде всего в специфике национального языка.

4. Регулирование социального взаимодействия в локальном варианте сосредоточено в своеобразии национальных нравов.

Следует обратить внимание на то, что способы реализации всех этих процессов многообразны и взаимно компенсируют друг друга. Например, очень показательно, что:

- в европейской Античности при сравнительно умеренном влиянии религии на общественную жизнь большую социальнорегулятивную роль играло искусство;

- в Средневековье в условиях доминирующего влияния религии искусство не имело большого социального значения;

- в Новое время постепенное снижение влияния религии было адекватно компенсировано искусством, исполняющим ту же самую дидактическую социокультурную функцию.

В той или иной мере взаимно компенсируют друг друга патриархальные обычаи и рациональное поведение (называемое «свободой»), вербальные и невербальные способы передачи и фиксации информации, стихийно сложившиеся народные нравы и навязанная властью иерархия социальных ценностей и законы и т. п.

Системное единство культуры обеспечивается тем, что на всех уровнях функционирования проявляется одна и та же принципиальная структура культуры, составленная из элементов обучения, практического исполнения, информационного обеспечения и регулирования процессов социального взаимодействия людей. У разных народов в разных конкретноисторических ситуациях это проявляется в разных формах и в разных доминантных вариантах осуществления, но решение этих задач принципиально единообразно по своим социальным результатам.

Выстраивание целостного представления о культуре как социальной системе невозмож-

но без понимания ее основных социальных функций. Необходимость в исполнении этих функций фактически и привела к сложению культуры в процессе эволюции гоминид как особой программы их социального поведения [2]. По объему своих функций культура представляет собой грандиозный по своим масштабам комплекс поведенческих норм и обслуживающих эти нормы представлений, навыков, технологий и т. п. В целом и по существу функции культуры имеют в первую очередь социально-регулятивный характер, хотя по конкретным формам они могут быть непосредственно регулятивными, символическими, коммуникативно-информационными, дидактическими и пр.

Этот огромный объем функций очень трудно учесть, описать и систематизировать полностью. Поэтому в данной работе выстраивается схема лишь основных социальных функций культуры.

Рассмотрение этой проблемы начать нужно с констатации того, что социальные функции культуры связаны с психическим и психологическим обеспечением сообществ людей, действующих в своих групповых интересах, для эффективного решения ими большого круга вопросов по осуществлению коллективной деятельности. Культура прежде всего представляет собой реализацию в социальной практике комплекса отобранных историческим опытом и наиболее приемлемых по своей социальной эффективности и последствиям способов совместной жизни и деятельности. По существу все функции культуры в той или иной мере социальны, поскольку обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей и обусловленную этим видовую устойчивость Homo sapiens, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека с точки зрения их социальной приемлемости и желательности [12].

Такого рода функций культуры весьма много. Вместе с тем они могут быть выстроены в иерархическую систему разных уровней, начиная от наиболее общих до сравнительно

63

частных, обеспечивающих функции более высоких уровней.

Наиболее общей и универсальной социальной функцией культуры самого высокого первого уровня следует признать функцию обеспечения оснований для социальной интеграции людей. В ходе ее реализации осуществляется:

- создание и развитие организационнодеятельностных, политических, психологических и иных условий, необходимых для устойчивого коллективного существования людей в составе тем или иным образом локализованных групп и продуктивной деятельности по удовлетворению их совместных интересов и потребностей;

- стимулирование заинтересованности людей в коллективном существовании в границах именно своей группы, как правило, стихийно сложившейся в той или иной исторической ситуации, но важной для них в качестве «их группы»;

- укрепление групповой идентичности людей в качестве членов именно этой социальной общности;

- поддержание высокого уровня групповой консолидированности, эффективности взаимодействия и коммуникативной плотности общения людей в данной группе;

- накопление социального опыта совместной жизнедеятельности и использование его для социального и культурного меж-поколенного воспроизводства данной группы людей как устойчивой социокультурной целостности.

Ко второму уровню выстраиваемой иерархии можно отнести функции культуры, обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ людей. Сюда включается:

• организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их объединения в различные более или менее самодостаточные социально-деятельностные группы:

- социально-территориальные общины (соседи, односельчане, племена, этносы, нации),

- социально-деятельностные общности (производственные, военные, учебные и иные коллективы, специальности, сословия, классы),

- социально-родовые коллективы (семьи, кланы, роды),

- коммуникативные общности (по диалектам, языкам),

- религиозные общности (секты, деноминации, конфессии) и т. п.;

• социальная коммуникация между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности, осуществляемая в формах:

- вербальных устных (личное непосредственное общение) и письменных (религиозные, законодательные, художественные, бытовые, хозяйственные, личностно-исповедальные и иные тексты);

- образных художественных (изобразительных, архитектурных, музыкальных, драматических, декоративных и др.) и технических (чертежи, иллюстрирующие рисунки, фотографии и др.) изделий;

- в символических жестах, позах и телодвижениях (в бытовой жестикуляции, в церемониальных, религиозных, танцевальных и иных пластических акциях);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в символическом поведении церемониального и ритуального характера (обряды, церемониалы, богослужения, инициационные, свадебные и похоронные ритуалы, военные парады и иные церемонии и пр.);

• регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством отбора, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов культуры. Это подсистемы:

- конвенционального свойства (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет, ментальности и пр.);

- институционального свойства (право, политика, идеология, церемониал и т. п.);

- нормы, стимулирующие стремление людей к взаимодействию, взаимопомощи, социальной поддержке друг друга;

64

- нормы, стимулирующие социальное доверие между людьми;

- нормы, ограничивающие социальные притязания членов сообщества правилами, позволяющими избежать внутренних социальных конфликтов;

• направленная ориентация сознания людей на интегрирующие цели посредством:

- выработки общих целей и идеалов их совместного существования;

- групповых интересов и потребностей;

- чувства солидарности индивида с коллективом и защищенности им;

- чувства удовлетворенности человека действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия;

- формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, политических и иных маркеров) и оснований личностной и групповой идентификации;

- заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивидуальным и групповым интересам и пр.

Третий уровень - функции культуры, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. В этом ряду фигурирует много порядков осуществления коллективной жизни, которые могут быть разбиты на три подгруппы.

1. Порядки, регулирующие витальные интересы людей:

• порядки демографического и социального воспроизводства членов сообщества:

- нормы репродуктивного поведения, брачно-семейных и кланово-родственных обязательств;

- стандарты физического развития индивида;

- нормы и стандарты социализации и инкультурации личности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания;

- нормы соседского общежития, взаимопонимания, конструктивного взаимо-

действия;

- формирование заинтересованности индивида в приемлемых для общества формах социальной самореализации в разумных социальных притязаниях и пр.;

• порядки физической и психической реабилитации и релаксации человека:

- нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены;

- традиции кулинарии;

- социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья);

- традиции физической культуры и спорта, оздоровительного и культурно-просветительского туризма и иных форм активного отдыха;

- традиции народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразных форм развлекательного, игрового и иного досуга.

2. Порядки, регулирующие социальную жизнь и деятельность сообщества:

• порядки адаптации сообщества к природным и историческим условиям его обитания:

- анализ актов адаптации, осуществляемых опытным путем ситуативно, интуитивно;

- отбор наиболее удачных адаптивных изменений в культуре, которые в наибольшей мере соответствуют новым условиям существования;

- накопление опыта адаптации и воплощение его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения;

- обеспечение коллективной и индивидуальной безопасности членов сообщества (оборона), их имущества, прав и интересов (правоохранительная система);

- правила рационального распределения деятельностных функций между членами сообщества;

- нормы обеспечения сообщества внешней безопасностью и поддержания внутреннего порядка и др.;

• порядки развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами:

65

- нормы построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.);

- нормы развития системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария);

- принципы рациональной организации производства, потребления и обмена, обеспечения услуг и т. п.;

• порядки организации продуктивной деятельности людей:

- основные формы трудовой деятельности членов сообщества и структура этой деятельности (производство материальных благ, управление, обеспечение безопасности, развитие сознания людей, торговля, бытовое обслуживание и др.);

- основные нормы, регулирующие порядок трудовой деятельности (трудовые обычаи, трудовое законодательство и пр.).;

• порядки обретения собственности, власти и социальной престижности:

- приемлемые для сообщества технологии и формы властно-собственнических притязаний и отношений;

- допустимые способы обретения власти и богатства;

- иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (ранги, титулатура, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.);

- формы допустимого и предпочитаемого пользования властью и богатством;

• порядки осуществления социальной мобильности:

- допустимые возможности изменения человеком своего социального статуса;

- стандартные перечни условий, необходимых для социального роста;

- стандартные перечни проступков, ведущих к понижению социального статуса человека;

• порядки осуществления взаимопомощи и социального патронажа:

- традиции оказания социальной поддержки людям, оказавшимся не способными к самостоятельному независимому существованию и т. п.;

- традиции благотворительности, милосердия, гостеприимства, помощи терпящим бедствие;

- принятые в сообществе принципы идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни;

- распространенные в сообществе мифологии социальной справедливости, «уравниловки», патронажа государства над личностью и т. п.;

• порядки улаживания противоречий и конфликтов:

- система конвенций, на обыденном уровне регулирующих спорные ситуации в обществе;

- принципы законодательства, регулирующего спорные вопросы социального бытия и деятельности;

- развитие системы судов и арбитража;

• порядки поддержания социально приемлемого поведения членов сообщества и наказания за нарушения:

- система обычаев, регламентирующих повседневное социальное поведение членов сообщества;

- система законов, регулирующих поведение членов сообщества в разных социальных ситуациях;

- система поощрений за правильное и наказаний за неправильное социальное поведение;

- нормы допустимого применения насилия для поддержания внутреннего порядка.

3. Порядки, регулирующие сознание людей:

• порядки познания и накопления социально значимых знаний, формирования мировоззрения и трансляции социального опыта:

- доминирующие в сообществе принципы развития рациональных знаний (наука и обыденные рациональные наблюдения);

- иррациональных представлений (религия, мифология, мистика, эзотерика, суеверия);

66

- образных представлений (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.);

- системы средств целенаправленной межпоколенной трансляции знаний и социального опыта (воспитание, просвещение, общее и специальное образование) и пр.;

• порядки коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми:

- нормы символизации объектов и явлений в форме обозначающих понятия слов, знаков, символов и пр.;

- особенности сложения языков обмена информацией (вербальных устных и письменных, художественно-образных, языков жестов и телесной пластики, языков церемониальных действий, специализированных служебных языков и технических символов);

- особенности формирования разнообразных систем указательных знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т. п.;

- нормы развития систем фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технике, ее тиражирования и трансляции (синхронной и диахронной, непосредственной и дистантной, механическими и электронными средствами и т. п.);

- нормативные стандарты коммуникативных контактов между людьми, правил и норм обмена информацией бытового и служебного характера, правил употребления разных языков и пр.;

- особенности сложения институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, информационные банки данных, картотеки и пр.);

• порядки обеспечения лояльности членов сообщества по отношению к господствующим правилам социальной жизни:

- принципы, лежащие в основе доминирующих в сообществе идеологий политиче-

ского, социально-экономического, религиозного, культурного и пр. характера;

- модели социальной справедливости, принятые и реализуемые в сообществе;

- стандарты национальной (этнической, племенной), политической, религиозной, социальной и пр. самоидентификации членов сообщества;

- нормы жесткости в отстаивании приоритета доминирующих идеологий и наказаний за их нарушение (подробнее о принципах стратификации социальных функций культуры [см.: 7, с. 132-151]).

Разумеется, три приведенных иерархических уровня социальных функций культуры и перечень порядков социального Бытия общества, осуществление которых обеспечивается его культурой, не исчерпывают всех ее возможных социально интегрирующих функций. Здесь приведены только основные. Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не о практических технологиях по достижению желаемого утилитарного результата, а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.

Культура как программа организационного, информационного, психологического и иного обеспечения процессов коллективного существования и жизнедеятельности людей, будучи практически реализуемой в пределах какого-либо конкретного пространства - поселения или региона, образует собой определенную культурную среду. Ее сущностные характеристики отчасти формируются стихийно в силу особенностей исторической судьбы данного народа, отражаются в формах его культуры, но отчасти задаются целенаправленно в соответствии с господствующей в сообществе идеологией посредством определенной культурной политики [подробнее об этом см.: 1]. Структурно культурная среда может быть понята как сложная соотнесенность актуальных социальных интересов людей, с одной стороны, и допустимых нормами их культуры способов реализации этих инте-

67

ресов и форм их символической представленности (манифестации) - с другой.

ную совокупность способов коллективного существования и взаимодействия людей. Символические формы культуры - это только формы манифестации этих способов групповой жизнедеятельности.

Таким образом, можно заключить, что культура как социальная система представляет собой исторически (опытным путем) отобран-

1. Астафьева, О. Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции / О. Н. Астафьева. - М.: РАГС, 2010.

2. Бутовская, М. Л. Принципы организации пространственного поведения у человека и высших приматов (сравнительный анализ) / М. Л. Бутовская, Ю. М. Плюснин // Современная антропология и генетика и проблема рас у человека. - М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1995.

3. Быховская, И. М. Культурология в системе социально-гуманитарного знания / И. М. Быховская // Основы культурологии: учеб. пособие для вузов / под ред. И. М. Быховской. - М.: Едиториал УРСС, 2005.

4. Кнабе, Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима: учеб. пособие для высш. шк. / Г. С. Кнабе. - М.: Индрик, 1993.

5. Степин, В. С. Культура / В. С. Степин // Вопр. философии. - 1999. - № 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Флиер, А. Я. Культурные основания насилия / А. Я. Флиер // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1.

7. Флиер, А. Я. Очерки теории исторической динамики культуры / А. Я. Флиер. - М.: Согласие, 2012.

8. Dilthey, W. Einleitung in die Geisteswissenschaften / Wilhelm Dilthey. - Leipzig: Duncker und Humblot, 1883 (Дильтей, В. Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения истории и общества / В. Дильтей // Собрание сочинений: в 6 т. / В. Дильтей. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - Т. 1).

9. Girard, R.La violence et le sacre /Rene Girard. - Paris: Grasset, 1972 (Жирар, Р. Насилие и священное / Р. Жирар. - М.: Новое литературное обозрение, 2000).

10. Kroeber, A. L. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions / Alfred Louis Kroeber, Clyde Kluck-hohn // Papers of the Peabody Museum of American Archeology and Ethnology. - Harvard University, 1952. -Vol. 47.

11. Lem, S. Filozofia Przypadku / Stanislaw Lem. - Kratow: Wydawanctwo literackie, 1968 (Лем, Ст. Философия случая / Ст. Лем. - М.: АСТ, 2005 - С. 390).

12. Luhmann, N. Die Gesellschaft (1.3 Evolution) / Niklas Luhmann. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1997 (Лу-ман, Н.. Общество общества. Ч. III. Эволюция / Н. Луман. - М.: Логос, 2005).

13. Parsons, T. Theories of Society / Talcott Parsons. - N. Y.: The Free Press of Glencoe, 1961. - Vol. II. - № 4 (Парсонс, Т. Социальная система и культура / Т. Парсонс // О социальных системах / Т. Парсонс. - М.: Акад. проект, 2002).

Сдано 06.05.2013

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.