Научная статья на тему 'Эволюция культовой скульптуры: от камня к монументу. Часть 2. Каменная драматургия. Аллегория, гротеск, маньеризм'

Эволюция культовой скульптуры: от камня к монументу. Часть 2. Каменная драматургия. Аллегория, гротеск, маньеризм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
653
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЛЛЫ РИМА / АТРИУМ / СКУЛЬПТУРА / СКУЛЬПТУРНЫЙ ФОНТАН / СКУЛЬПТУРНАЯ КОЛОННАДА / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / АЛЛЕГОРИЯ / СИМВОЛ / ВАТИКАН / БЕЛЬВЕДЕР / РЕНЕССАНС / МОНУМЕНТАЛИЗМ / КОНТРАПОСТ И ХИАЗМ / МАНЬЕРИЗМ / ГРОТ / ГРОТЕСК / СЮЖЕТ / КЛАССИЦИЗМ / ВЕРСАЛЬСКИЙ ПАРК / ROMA'S VILLAS / ATRIUM / SCULPTURE / WATER-SCULPTURE / SCULPTURE COLONNADE / MIDDLE-SENTRIES / ALLEGORY / SYMBOL VATICAN / BELVEDERE / RENESSANS / MONUMENTALIZE / CONTRAPPOSTO AND CHIASMUS / MANNERISM / GROT / GROTESQUE / SUZETTE / CLASSICISM / VERSAL-PARK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дубровская Ольга Сергеевна

Sculpture is a repository of historical memory. At different times its subjects fluctuated between the «divine» and "secular. Sometimes sculpture was an object of worship, sometimes a luxury product. The themes of public parks are expressed in educational and entertaining sculpture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution of Religious Sculpture: From Stone to Monument. Part 2. Stone Dramaturgy. Allegory, Grotesque, Mannerism

Sculpture is a repository of historical memory. At different times its subjects fluctuated between the «divine» and "secular. Sometimes sculpture was an object of worship, sometimes a luxury product. The themes of public parks are expressed in educational and entertaining sculpture

Текст научной работы на тему «Эволюция культовой скульптуры: от камня к монументу. Часть 2. Каменная драматургия. Аллегория, гротеск, маньеризм»

Эволюция культовой скульптуры: от камня к монументу. Часть 2. Каменная драматургия. Аллегория, гротеск, маньеризм

О.С.Дубровская

Во II веке нашей эры произошел наибольший расцвет искусства в Древнем Риме, когда в результате завоеваний под его властью оказались народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока. Развитие искусств как источника роскоши поощряется классом богатейшей римской аристократии. Возникают новые формы садово-парковой архитектуры - это виллы, как городские, так и загородные резиденции императоров и богатых патрициев.

Унаследовав от античной Греции культ многобожия, Рим, однако, изменил ее традициям, отказавшись от священных рощ и героонов. Одна из причин этого в установлении строгих законов собственности на землю.

На примере реконструированной виллы в городе Помпеи (рис. 1) можно увидеть замкнутое пространство атриума с бассейном и фонтаном, которые в жарком климате позволяли создать комфортные условия жизни его обитателей. Являясь элементом композиции виллы, сад получает камерную композиционную трактовку, как в городских садах Древнего Египта. Крытая галерея, окружающая виллу с четырех сторон, изолировала частное пространство ее владельца от внешнего мира. Колонны перистиля, имитирующие ряды деревьев, позволяли смягчить жесткие границы сада. Центральное место в композиции атриума занимало зеркало воды со скульптурами. Создатели вилл стали использовать эффектный композиционный прием отражения в воде, размещая скульптуры вблизи или внутри бассейна (рис. 2), что получило развитие в эпоху Ренессанса в виде скульптурных фонтанов.

В древнеримских виллах скульптура имела скорее декоративное, чем культовое или памятное значение. Она являлась элементом роскоши, деталью эстетического облика сада.

Самой знаменитой среди дошедших до нашего времени является загородная вилла императора Адриана в Тиволи, предместье Рима (118-134 годы). В центре композиции находится канопа - искусственный водоем размерами 119 х 18 метров. Это сооружение (рис. 3,4,5, б) должно было имитировать египетское поселение около современного Абукира, где утонул фаворит императора Адриана - Антиной1. Овальный водоем очерчен по периметру колоннадой. В ряду колонн подарками располагались античные скульптуры, среди которых- четыре копии кариатид из Зрехфейона Афинского Акрополя. Тема скульптурной колоннады, впервые возникшая в композициях античных гимнасиев и героонов и удачно использованная

1 По заказу императора было создано порядка 5000 изображений Антиноя, возведенного после смерти в божественный сан.

здесь, часто проявляется в комплексах многочисленных сооружений Рима Ш-1У веков, форумах и ипподромах, а также используется в архитектуре последующих эпох(Камеронова галерея в Царском селе, XVIII век).

Наряду с обработкой мрамора скульпторы Римской империи добиваются высочайшего уровня в мастерстве литья из бронзы. Конный монумент Марка Аврелия (II век нашей эры) - это единственный конный бронзовый монумент, сохранившийся с античных времен только благодаря тому, что христиане считали его изображением императора Константина Великого (рис. 7). Все остальные бронзовые скульптуры в средние века были переплавлены. Спустя тысячелетие этот памятник послужил образцом мастерства для скульпторов эпохи Возрождения (Донателло, Верроккьо), стал эталоном для создания многих конных памятников более поздних периодов, втом числе конного памятника Петру I у Михайловского замка, созданного Б.К.Растрелли.

Начавшаяся в IV веке тысячелетняя эпоха Средневековья - эпоха религиозных преобразований, многочисленных войн, грандиозных изменений на политической карте мира - характеризуется аскетизмом нравов, что не могло не сказаться на развитии садово-паркового искусства и скульптуры. Их развитие не только значительно затормозилось, но и отметилось значительными потерями, так как античное наследие Рима и Греции уничтожалось входе войн с варварами, а затем вследствие прихода христианства в Европу. Создание скульптурных изображений длительное время считалось христианами признаком идолопоклонничества, пока в XIV веке к ним не пришло осознание того, что отказ от исторического культурного наследия ведет к упадку культуры в обществе2.

Время Средневековья формирует закрытый характер пространств и обособленность жизненных центров на огромной территории бывшей Римской империи. Возникает большое количество монастырей, замков и крепостей. В монастырских садах на могилах лежат лишь камни, как в глубокой древности. Надгробные скульптурные памятники рыцарям-крестоносцам и знатным горожанам скрыты внутри храмов. Вся ценность и красота, как когда-то в древнем Египте, долгое время прячется за стенами. Как минимум шесть столетий

2 Кола ди Риенцо, возглавивший Римскую республику в 1347 году, издал распоряжение об охране античных памятников в Риме, считая, что единству Италии будет способствовать национальное честолюбие, развить которое поможет любовь к истории, латинским древностям, постройкам, памятникам, надписям.

Рис. 3. Вилла Адриана. Круглый храм. II в. н.э. Частично воссоздан в 1958 году. В центре располагается слепок римской копии Афродиты Книдской, хранящейся в музее Канопы3

3 Когда Аполлодор раскритиковал архитектурные планы Адриана для храма Венеры, Адриан добился его казни. Аполлодор из Дамаска - крупнейший римский архитектор и военный инженер II в. н. э. Наиболее известные постройки - мост через Дунай длиной более 1 км на двадцати каменных столбах, соединенных деревянными арками, Форум Траяна, колонна Траяна и Пантеон в Риме.

скульптором в 975 году (рис. 11). Это исключительный образец противоречия строгим законам того времени, так как изображать человеческое тело было запрещено наряду с изучением анатомии. В соответствии с религиозными принципами Средневековья, искусство должно было работать во имя спасения души в ожидании конца света, обещанного в 1000 году. И только в 1490-1495 годах обнаженные скульптуры Адама и Евы, каждая высотой 85 сантиментов, впервые были выполнены скульптором Туллио Ломбарде для гробницы венецианского дожа Андреа Вендрамина.

Рис. 2. «Танцующий фавн». Скульптура в бассейне виллы в Помпеях. I в.н.э.

Рис. 4. Вилла Адриана. Канопа. II в.н.э. Водоем размерами 119 х 18 м расположен в долине между искусственно укрепленными холмами. В арках колоннады - скульптуры античных богов. Вдоль длинной стороны водоема - скульптуры двух силенов и копии четырех кариатид из Эрехфейона

вели к значительной утрате навыков и мастерства, которыми в совершенстве владели скульпторы античности.

Однако этот процесс не распространялся на территории языческих племен, где, как и в древние времена, продолжали следовать традициям установки памятных камней (рис. 10) и каменных идолов на местах захоронения соплеменников. Замечательные образцы творчества кочевых племен Х1-ХШ веков, найденные в живописных степях Приднепровья, сегодня собраны в Днепропетровском художественном музее (рис. 8, 9).

Начиная с X века, в христианстве стали появляться скульптурные изображения. Самое древнее из известных нам -хранящееся в Кельнском кафедральном соборе дубовое распятие, Крест епископа Геро, выполненный неизвестным

Рис. 1. Реконструкция дворика виллы в Помпеях

64 4 2011

Рис. 5. Фрагмент колоннады Канопа. II в.н.э. Рис. 6. Статуя Ареса. Вилла Адриана. IIв.н.э.

Рис. 7. Конный монумент императора Марка Аврелия. Рим. II в.н.э.

Рис. 8, 9. Средневековые тюркская и половецкая статуи из степей Приднепровья. Днепропетровский художественный музей. Х1-ХШ века

Рис. 10. Рунические камни. X век. Королевские холмы, г. Эллинг, Дания

66 4 2011

Рис. 11. Крест епископа Геро. Кельнский кафедральный собор, Рис. 12. Статуя Девы Марии с младенцем Иисусом Германия. 975 год перед собором в г. Эрфурте, Германия

Рис. 13. Бельведер в Ватикане. Архитектор Донато Браманте. XVI век

4 2011 67

Как следствие многих ограничений в общественной жизни появляется тайный язык знаков и образов, позаимствованный у жреческой иерархии древних египтян - это «герметическая кабала». В композиции скульптур того времени появляются символы, заключающие в себе смысл, понятный немногим избранным: крест, полумесяц, всевидящее око, роза, агнец, голубь и т.д. Например, скульптура Мадонны, стоящей на полумесяце перед собором в Эрфурте, могла символизировать торжество света над тьмой, или христианства над исламом (рис. 12).

В XV—XVI веках в Европе получает распространение коллекционирование и изучение памятников античности. Как ни парадоксально, но начало этому положили римские папы, долгое время до этого призывавшие искоренять язычество и принадлежащих ему «кумиров и идолов»4, проводя, по сути, двойственную политику. В 1506 году папа Юлий II

4 Папы Сикст IV и Юлий II собирали античные вещи, статуи, надписи, обнаруживаемые при земляных работах. Папа Павел III учредил специальный комиссариат древностей и начал исследовательские раскопки в термах Каракаллы. Примеру пап следовали «князья церкви» - кардиналы, епископы и другие привилегированные лица, с пышностью обставлявшие свои покои предметами античного искусства. Последним папой, собирателем древностей и покровителем искусства, был Юлий III. После его смерти в 1555 году церковь опять начала активные гонения на науку и искусство, античные древности снова были объявлены «язычеством»,«дьявольщиной».

построил в Бельведере Ватикана особый двор для хранения и осмотра античных статуй, раскопками которых занимался еще до него папа Сикст IV (1471-1484). Там, в частности, находилась скульптурная группа Лаокоона, отреставрированная Микеланджело, и статуя Аполлона, получившего впоследствии название Бельведерского. Они считались в то время лучшими творениями древних греков (рис. 13). Скульпторы эпохи Ренессанса стали учиться мастерству путем копирования античных статуй. Исчезнувшие в эпоху Средних веков приемы античных скульпторов - хиазм и контрапост -были воскрешены мастерами Ренессанса; в частности, этого в совершенстве добился скульптор Донателло. В 1411-1412 годах Донателло создает мраморную статую Святого Марка для церкви Ор Сан Микеле во Флоренции (рис. 14). Создавая в 1430-х годах статую Давида для фонтана, установленного во дворе дворца Медичи, скульптор впервые со времен Средних веков и раннего Возрождения «оторвал» фигуру от стены, решив проблему ее устойчивости, и установил ее для кругового обозрения (рис. 15).

В это время возрождается былая слава римских вилл. Они строятся с большим размахом, поражая воображение красотой ландшафта и обилием скульптур. Для украшения садов активно используются артефакты античных времен и

Рис. 14. «Святой Марк». Скульптор Донателло. Церковь Ор Сан Микеле во Флоренции. 1411-1412 годы

Рис. 15. «Давид». Скульптор Донателло. Статуя была установлена на вилле Медичи, где в то время собиралось «Общество гуманистов». 1430 год

Рис. 16. Статуя для фонтана «Меркурий». Скульптор Джамболонья. 1580 год

68 4 2011

их копии. В создании вилл участвуют лучшие архитекторы. Первым из них стал Рафаэль Санти, начавший в 1516 году строительство виллы Мадама в пригороде Рима. Основная идея организации парковой зоны виллы заключалась в создании открытого пространства искусственной природы, связанного с окружающим его пейзажем. Отказ от замкнутой схемы атриума потребовала применения жесткой регулярной планировки сада с расстановкой конкретных ориентиров,

Рис. 18. Вилла Боргезе. Фонтан «Гиппокампусы»

размещенных на главных направлениях. Ими стали скамьи, вазоны и античные статуи (рис. 17). Использование приема функционального декорирования сада становится традиционным при строительстве римских вилл.

Рис. 19. Сады Боболи. Пруд «Изолотто» и фонтан «Океан» работы Джамболонья. 1576 год

Рис. 20. Сады Боболи. Грот. Архитектор Буонталенти. В стенах - скульптура «Рабы» Микеланджело Буонаротти. XVI век

Рис. 17. Вилла Мадама. Рафаэль Санти, Антонио ди Сангалло младший. 1516-1520 годы

Размещенная на главных осях регулярной планировки, скульптура активно участвует в формировании композиции сада, являясь элементом роскоши наряду с мраморными скамьями, вазонами и фонтанами.

Классика - золотой песок, промытый рекой времени. Наличие уже сложившихся идеалов в стилях прошлого предоставляют людям возможность умело воспользоваться этим богатством в своем творчестве. Однако человеку свойственно открывать новые виды и формы искусства для выражения

современной ему действительности. Результатом стремления скульпторов XVI века передать одухотворенность образов, добиться наибольшего эффекта в передаче движения стало новое течение, известное как «маньеризм». Для этого стиля характерны удлиненные пропорции человеческих фигур, театральность поз, гротесковый характер композиций. Скульпторы состязались в создании поз, балансирующих на грани устойчивости (рис. 16). В композициях на мифологические темы появляются образы фантастических существ: морских

Рис. 24. Вилла д'Эсте. Аархитектор Пирро Лигорио. XVI век

Рис. 21, 22. Скульптуры «Бородатый раб» и «Молодой раб» из Грота в садах Боболи. Микеланджело Буонаротти. После 1516 года

Рис. 23. Скульптура «Давид» Микеланджело Буонаротти. 1504 год

чудищ, единорогов. В садовой скульптуре преобладают аллегорические образы, что подчеркивает таинственное и загадочное настроение сада эпохи позднего Ренессанса, в котором переплелись идеи науки, философии и театра (рис. 18). Самыми яркими представителями маньеризма были такие скульпторы и художники, как Джамболонья (Джованни да Болонья) и Бенвенуто Челлини. Джованни да Болонья является автором огромного количества вариантов многофигурного фонтана. Два из них - фонтан Венеры (1573) и фонтан Океана (1576) были выполнены им для садов Боболи во Флоренции (рис. 19).

Сады Боболи являются сегодня музеем парковой скульптуры различных эпох. В эпоху Ренессанса над планировкой

парка работали ученик Микеланджело - Триболо (Николо Периколи), Давид Фортини, Джорджио Вазари, Аманатти и Бернардо Буонталенти. Скульптуры создавались Микеланджело Буонаротти, Джамболонья, Столдо Лоренцо, Баччо Бондинелли и Джованни Фанчелли. В наиболее ранней части сада, амфитеатре расположены римские статуи мифологических героев. Гроты садов Боболи стали примером для создания всех последующих гротов в истории строительства садов. В Большом гроте,творении архитектора Буонталенти, находились скульптуры двух рабов Микеланджело Буонаротти, начатые в 1516 году, когда мастер в своем творчестве стал склоняться к маньеризму (рис. 20, 21, 22). Сегодня в саду можно увидеть лишь копии работ великого мастера.

Рис. 25. Парк Бомарцо. Архитектор Пирро Лигорио. «Вход- рис. 26. Парк Бомарцо. Архитектор Пирро Лигорио. «Нептун»,

маскарон». Скульптор Аманат и. 1552 год до 1580 года

Рис. 27. Версаль (1661-1710). «Фонтан Аполлона». Скульптор Жан Батист Тюби. 1670 год

Подлинники скульптур рабов Микеланджело находятся во Флоренции в музее Accademia Gallery вместе со знаменитой статуей Давида (рис. 23), выполненной в 1504 году в классической манере. Появление статуи Давида положило начало монументализму как самостоятельному виду скульптурного творчества. Размеры скульптуры (5,43 метра) заставили

Микеланджело использовать для корректировки пропорций фигуры расчетлинейной перспективы, открытый незадолго до этого его другом, архитектором и скульптором Филиппе Брунеллеско. Это был первый случай в мировой практике, когда при создании скульптуры автором были учтены линейные сокращения пропорций.

Рис. 28, 29. 30. Версаль. Аллегорические фигуры «Огонь» (скульптор Досье), «Воздух» (скульптор Леондр), «Меланхолик» (скульптор Лаперди)

Рис. 31. Версальский парк (1661-1710). Гранд-канал и «Фонтан Латоны». Скульптор Бальтазар Марси

Рис. 32. Версаль. «Аполлон и нимфы». Скульптурная композиция в Гроте Аполлона работы Франсуа Жирардона

Рис. 33. Херренкимзее. «Фонтан Латоны». Скульптор Гауттман. Рис. 34. Версаль. «Аллегория Реки». Скульптор Антуан 1883 год Ку азе во к с

Архитектор Пирро Лигорио известен как создатель знаменитой виллы д'Эсте в Тиволи (рис. 24) и Парка Монстров5 в городе Бомарцо (рис. 25,26). Скульптурное оформление его парков, относящееся к эпохе маньеризма, можно определить как наивное творчество, как дадаизм XVI века. Маньеризм Пирро Лигорио - это театральность, гротесковость образов. Архитектор трактует парк как декорированную часть природы с заданным сюжетом. В создании скульптур принимал активное участие архитектор и скульптор Аманати. Скульптура его парков невольно напоминает бутафорию итальянских ярмарочных балаганчиков, а шутливая небрежность выполнения скульптур дает «карт-бланш» для свободной импровизации, как в сказках Карло Гоцци.

Количество исторических вилл и парков в Риме было так велико, что даже сегодня они составляют 30% территории современного города. Образовались крупные парковые комплексы, хранящие богатое скульптурное наследство своего времени: Сады Пинчио в Риме, сады Боболи во Флоренции, которые включают в себя территории вилл и публичных городских парков.

Классицизм явился результатом обращения общества к идеям античности, которые стали богатой почвой для развития философии, науки и всех видов искусств, в особенности литературы, театра и изобразительного творчества. На смену тяжеловесному стилю барокко пришли строгость и изящество. Стремление французской аристократии к роскоши породило «Большой стиль» дворцово-парковых комплексов Во-ле-Виконти Версаль. Иллюзорный мир «Короля-Солнца»Людовика XIV воплотился в образе Версальского парка (1661-1710). Он создавался в виде огромного открытого комплекса (6 тысяч гектаров), предназначенного для прогулок, развлечений и театральных представлений на открытом воздухе. Стремление короля к созданию своего обособленного, совершенного мира заставило его обратиться к традициям античности, что было выражено в регулярной планировке грандиозного пространства, обогащенного обилием скульптурных композиций с фонтанами и гротами. В нем были выделены сомасштабные человеку камерные пространства, огороженные боскетами, в которых были выстрижены специальные ниши для белоснежных статуй. Каждая статуя олицетворяла собой определенный образ или понятие, составляющее часть общей аллегорической модели мира Людовика XIV, в котором король видел себя как земное воплощение бога Солнца, покровителя искусства и науки. Важные моменты из мифологических сказаний об Аполлоне и плоды его деятельности на Земле проиллюстрированы изображениями греческих божеств,атакже известных философов, ученых, героев и полководцев. К работе были привлечены

5 Первое упоминание о парке содержится в письме поэта Анни-бале Каро (1564). Тогда парк назывался Священным лесом. Сюжеты скульптурных изображений, как предполагается, восходят ко «Сну Полифила», поэме Бернардо Тассо «Флоридант», поэме Ариосто «Неистовый Роланд». Их аллегорическая символика по-разному толковалась исследователями. В 1950 году Микеланджело Антониони снял о парке документальный фильм «Вилла чудовищ».

такие мастера скульптуры, как Жирардон, Куазевокс, Тюби, Марси, Дюжарден, Пюже и др. (рис. 28, 29, 30). В создании пластических образов они руководствовались трудом Чезаре Рипа «Иконология», переведенным на французский язык в 1644 году6. Антуан Куазевокс (Куазево),придворный скульптор короля,является автором композиций «Реки и моря Франции» (рис. 34) Его скульптуры «демократично» расположились у бассейнов на низких постаментах, наравне с посетителями парка. Фонтан Аполлона (рис. 27), созданный скульптором Жаном Батистом Тюби (1670) по рисункам архитектора Л ебре-на, изображает появление колесницы бога Солнца Аполлона из воды и насыщен барочной экспрессией. Скульптурная композиция в фонтане «Грот Аполлона» (рис. 32), выполнена ФрансуаЖирардономуже в духе классицизма. Она изображает ночной отдых бога на морском дне в окружении нимф. В им-прессивной манере решена скульптурная композиция фонтана Латоны7, работы скульптора Бальтазара Марси (рис. 31). В ней зафиксирован момент превращения крестьян в лягушек и ящериц, когда Латона взывает о помощи к Юпитеру. Круговая композиция фонтана аналогична по своему построению композиции древних языческих капищ, где центральное, высокое место занимали камни-идолы, а здесь - Латона с детьми: Аполлоном и Артемидой. В 1870-х годах Людвиг II Баварский занимался строительством копии Версаля в своем владении Херренкимзее, где в 1883 году скульптором Гауттманом была создана авторская интерпретация версальского «Фонтана Латоны» (рис. 33). Но сюжетный замысел каждого парка неповторим, он соответствует месту, хранит память об эпохе и индивидуальной личности своего создателя.

The Evolution of Religious Sculpture: From Stone to

Monument. Part 2. Stone Dramaturgy. Allegory, Grotesque,

Mannerism. By O.S.Dubrovskaya

Sculpture is a repository of historical memory. At different times its subjects fluctuated between the «divine» and "secular. Sometimes sculpture was an object of worship, sometimes - a luxury product. The themes of public parks are expressed in educational and entertaining sculpture.

Ключевые слова: виллы Рима, атриум, скульптура, скульптурный фонтан, скульптурная колоннада,Средневековье,аллегория, символ, Ватикан, Бельведер, Ренессанс, монументализм, контрапост и хиазм, маньеризм, грот, гротеск, сюжет, классицизм, Версальский парк.

Key words: Roma's villas, atrium, sculpture, water-sculpture, sculpture colonnade, Middle-sentries, allegory, symbol, Vatican, Belvedere, Renessans, Monumentalize, contrapposto and chiasmus, Mannerism, grot, grotesque, suzette, Classicism, Versal-park.

6 «Иконология» Чезаре Рипа - свод правил для изображения различных сюжетов религиозного и аллегорического характера.

7 В греческой мифологии Латона - мать близнецов Аполлона и Артемиды, детей Юпитера. Латону преследует змей Пифон, посланный Юноной, супругой Юпитера. Латона вынуждена скитаться с детьми по свету. Ликийские крестьяне осыпают ее оскорблениями. За это Юпитер превращает их в ящериц и лягушек.

74 4 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.