Научная статья на тему 'Характерные особенности дворцово-паркового ансамбля периода Маньеризма на примере Хельбрунна (Зальцбург, Австрия)'

Характерные особенности дворцово-паркового ансамбля периода Маньеризма на примере Хельбрунна (Зальцбург, Австрия) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
555
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНЬЕРИЗМ / ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ ХЕЛЬБРУНН / MANNERISM / PARK AND PALACE ENSEMBLE HELLBRUNN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидоренко М.В.

Австрийский ансамбль Хельбрунн является уникальным сохранившимся памятником периода Маньеризма. В статье изучаются композиционные и планировочные особенности ансамбля, проводится сравнительный анализ c итальянскими виллами. Как результат исследования выявлены характерные особенности дворцово-паркового ансамбля периода Маньеризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Austrian ensemble Hellbrunn is a unique preserved monument of the Mannerism’s period. The article is focused on the lay-outs and composition peculiarities of the ensemble; it draws also a comparative analysis with Italian villas. The outcome of the research is the identification of typical features of park and palace ensemble of Mannerism’s epoch.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности дворцово-паркового ансамбля периода Маньеризма на примере Хельбрунна (Зальцбург, Австрия)»

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВОРЦОВО-ПАРКОВОГО АНСАМБЛЯ ПЕРИОДА МАНЬЕРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ХЕЛЬБРУННА

(ЗАЛЬЦБУРГ, АВСТРИЯ)

Сидоренко М.В. (г.Вена, Австрия)

Австрийский ансамбль Хельбрунн является уникальным сохранившимся памятником периода Маньеризма. В статье изучаются композиционные и планировочные особенности ансамбля, проводится сравнительный анализ c итальянскими виллами. Как результат исследования выявлены характерные особенности дворцово-паркового ансамбля периода Маньеризма.

The Austrian ensemble Hellbrunn is a unique preserved monument of the Mannerism 's period. The article is focused on the lay-outs and composition peculiarities of the ensemble; it draws also a comparative analysis with Italian villas. The outcome of the research is the identification of typical features of park and palace ensemble of Mannerism's epoch.

Ключевые слова: Маньеризм, дворцово-парковый ансамбль Хельбрунн.

Key words: Mannerism, park and palace ensemble Hellbrunn.

Введение. На рубеже Возрождения и Барокко в искусстве возникло новое направление, получившее название Маньеризм («маньеризм» - от итальянского «manierismo» - вычурность, манерничанье). Наиболее ярко Маньеризм проявился в Италии, где он предшествовал появлению Барокко. Время Маньеризма было относительно не долгим, в Италии - с 1520 по 1590-е годы.

В истории садово-паркового искусства ансамбли этого периода редко рассматриваются в рамках самостоятельного стилевого направления. Тем не менее, Маньеризм, возникший в XVI столетии и встречающийся в виде отдельных проявлений в XVII столетии, оставил значительный след в садово-парковом искусстве, и целый ряд ансамблей могли бы быть выделены в отдельную группу как его наиболее характерные представители. Это, прежде всего, итальянские виллы Ланте, д'Эсте, Боболи, Капрарола, Боргезе, Мандрагоне, Альдобранди-ни, Пратолино, усадьба Орсини в Бомарцои др.

Основная часть. В Австрии первым ансамблем, сочетающим черты Ренессанса и Маньеризма, был комплекс Ноегебойде под Веной (1569), где были устроены грот и яркие цветочно-орнаментальные партеры в маньеристском стиле [1].

Однако особо ярко черты Маньеризма проявились в дворцово-парковом ансамбле Хельбрунн под Зальцбургом. Он создавался на манер загородной итальянской «виллы урбана» в 1612-1619 гг., в то время, когда у себя на родине, в Италии, Маньеризм постепенно терял свои позиции. Основатель Хельб-рунна, архиепископ Зальцбургский Маркус Зиттикус (1574-1619) не раз посещал Италию и Рим. Позже, многие из мотивов, увиденных на итальянских виллах, он использовал при строительстве своей резиденции под Зальцбургом.

Рисунок 1 - Фрагмент портрета Маркуса Зиттикуса с изображением Хельбрунна (худ. Арсенио Масканьи) [5]

Ландшафтная организация Хельбрунна отличалась от традиционных ре-нессансных вилл и во многом отсылала к концепции античной виллы. Ассимет-ричная по планировке территория с юга примыкала к Хельбруннскому холму и растянулась на площади в 60 га, что сравнимо с итальянской виллой Пратоли-но. На западе ансамбля был построен трехэтажный дворец в маньеристском стиле (арх. Сантино Солари, 1576-1646) с регулярным садом, включавшим Водный партер, Водный сад удовольствий, Фазанарий и огород. Остальную территорию занимали природные ландшафты с крупными открытыми пространствами и естественными насаждениями на холме. Два водных притока реки Зальцах, протекающих по территории парка, обеспечивали ансамбль водой и питание всех его водных сооружений.

Как и большинство ансамблей создаваемых в этот период, стилистическая планировка Хельбрунна имела черты переходного периода между Возрождением и Барокко. По мнению исследователей, композиция регулярной части Хельбрунна строилась как, своего рода, «цитата» ансамблей вилл Пратолино, д'Эсте и Ланте [2]. В плане Хельбрунна прочитываются две оси. Первая -дворцоваяось - проходила через подъездную дорогу к дворцу и заканчивалась по другую его сторону Бассейном Звезды и экседрой. Вторая- парковая ось -композиционной связи с дворцом не имела. Она начиналась на Пути князя и пролегала через Водный партер по еловой аллее мимо крупных открытых пространств к границам комплекса, где имела свое визуальное продолжение в виде висты в насаждениях и далее через реку Зальцах, а заканчивалась на другом берегу замком Голденштайн.

Водный партер и Водный сад удовольствий составляют ядро парковой части ансамбля и имеют важное композиционное значение в его художественном облике как представителя Маньеризма.

Рисунок 2 - Вид на Водный партер и дворец с высоты Месячного замкана Хельбрунн-ском холме

Водный партер находится к востоку от дворца и состоит из трех водоемов барочного очертания: самого крупного центрального и двух симметричных малых рыбных прудов. В центре большого пруда на острове располагался газон-но-орнаментальный партер из пяти частей. К острову с северной и южной сторон вели два мостика. Композиционным центром этого участка выступал рукотворный небольшой холм с венчающим его ажурным округлым павильоном. Водный партер украшали два обелиска, фигуры козерогов и шутов.

Вычурность и гротескность Маньеризма особенно ярко проявились в сооружениях и устройствах Водного сада. Как и в архитектуре Маньеризма, здесь, в саду Хельбрунна, накладываются друг на друга мифология, мистика и метафора. Водный сад окружает дворец с трех сторон. К северо-востоку от дворца расположены Римский театр с водоемами и грот Орфея и Эвридики. В северо-западной части сада пролегает так называемый Путь князя. В цокольном этаже дворца со стороны парка размещаются пять гротов. Напротив паркового фасада, на оси дворца, находятся Бассейн Звезды и экседра.

Рисунок 3 - Экседра и Бассейн Звезды

Экседру украшает несколько каменных скульптур. В нише, на постаменте, установлена фигура юноши в римских одеждах. На крыльях полукруглого сооружения расположены четыре скульптуры времен года, которые символизируют перемены, обыгрывая тему взросления человека [3]. Венчает всё сооружение скульптура Персея, с мечом в одной руке и головой горгоны Медузы в другой. Перед экседрой располагается полукруглый Бассейн Звезда, мелкий водоем с семью зубцами и два прямоугольных водоема с маленькими фонтанчиками. Стены каскада и водопада украшены мозаикой с изображениями козеро-

гов. В оформлении бассейнов также используется скульптуры: тритоны, львы и козероги.

Путь князя - это тропа, по которой проходил князь-архиепископ, демонстрируя своим гостям все диковинные механизмы. Вдоль тропы устроены водные сооружения: большой и малый механические театры, гроты (Венеры, Козерога и Короны), фонтаны, скульптуры мифологических богов и фигуры сказочных существ. В скульптурном оформлении сада сочетается «натурализм» и «античность»: скульптуры Минервы, Дианы, Меркурия, Эвридики, Нептуна соседствуют с символическими фигурами животных и фантастических существ - лешего, лесного кабана с семейством, льва, козерога [3].

В период Маньеризма особую трактовку приобретает связь архитектуры и окружающей природы. Получает распространение «натуралистический сельский стиль» [4]. В цокольных этажах дворцов и в парках устраиваются гроты, пещеры, причудливые порталы, стилизованные под естественные образования, скульптура, вырастающая из земли. Гроты были одним из основных элементов садов и парков Маньеризма, воспринятым позднее в садах и парках периода Романтизма.

Хельбрунн считается уникальным памятником гротового зодчества ХУ1-ХУ11 столетий, сохранившимся практически без изменений до наших дней. В Водном саду и в цокольном этаже дворца устроено восемь гротов.

Гроты дворца - это Грот Нептуна, Грот Поющих птиц, Ракушечный грот, Грот Руин, Зеркальный грот, каждый из которых имеет индивидуальное оформление, насыщен иллюзиями и водными забавами. В самом большом гроте Хельбрунна, Гроте Нептуна, центральное место отведено фигуре бога морей с трезубцем, которую окружают фигуры морских коньков. У ног Нептуна - гротескная медная рожица Гермауль. Водный механизм, приводимый в движение давлением воды, заставляет Гермауля вращать глазами и периодически показывать посетителям свой красный язык. В самом гроте и на выходе посетителей ожидает сюрприз в виде струй воды, бьющих из многочисленных отверстий в потолке, стенах, напольных плитах и скульптурных оленьих головах на портале фасада дворца. В древности родниковые источники считались проходами в подземный мир, заснуть у которых было не безопасным, поскольку спящего могли утащить водяные. По этой причине для поддержания бодрствующего состояния использовались такие «фонтаны-шутихи» [2].

Ракушечный грот с оформлением из гальки и ракушечника располагается позади Грота Нептуна и поддерживает его тематическое оформление. На стенах и потолке фрески с изображением виноградников, плодов и коз чередуются с декоративными поверхностями из туфа.

Во дворце, в смежных помещениях, устроены еще три грота - Грот Поющих птиц, Грот Руин и Зеркальный грот. Свинцовые деревья с птицами украшают Грот Поющих птиц. Движением воздуха и воды приводятся в движение специальные механизмы, позволяющие имитировать пение одиннадцати разных птиц. Грот Руин сооружен как напоминание о быстротечности бытия. Здесь создается ощущение рушащегося пространства: покосившиеся стены, надломленные балки, осыпавшаяся с потолка и стен штукатурка, трещины с

пробивающимся через них диким плющом. В Зеркальном гроте стены украшены многочисленными выпуклыми зеркалами, интегрированными в настенные узоры из разноцветной лепнины и фриз из множества лиц. Иллюзорность бытия, ощущение неуравновешенности, искаженность действительности, игра светотени, визуальные эффекты - все эти качества и элементы, присущие Маньеризму, были отражены в архитектуре дворцовых гротов Хельбрунна.

Тема любви положена в идею Грота Орфея и Эвридики в северо-западной части Водного сада у Римского театра. Оформление грота стилизовано под мифологическую пещеру Тенара, вход в подземное царство. У лежащей фигуры Эвридики располагается скульптура Орфея, играющего на кифаре. К прекрасной музыке Орфея прислушиваются окружающие его звери, среди которых лев, символ австрийской земли Зальцбург, и козерог, изображенный на гербе Маркуса Зиттикуса.

На Пути князя располагаются еще три грота. Грот Венеры украшен скульптурой богини красоты и любви в античной одежде. Перед гротом в небольшом водоеме на круглой сфере балансирует маленькая фигура Амура с повязкой на глазах и с луком и стрелой в руках. Здесь, как и в Гроте Орфея и Эвридики, присутствует тема неопределенности Маньеризма: «Спасет ли Орфей свою Эвридику?», «Попадет ли в кого стрела Амура?».

Небольшой Грот Козерога посвящен главному символу Хельбрунна. В его оформлении использован типичный для Маньеризма способ трансформации воды - водной цепочки, сбегающей по мраморному орнаменту, словно сливающейся в серебряные нити.

Для Грота Короны был выстроен отдельный павильон с пирамидальной крышей из дранки. В центре грота на мраморном пьедестале с изображением рептилий и амфибий размещается фонтан. Его струя поднимает расположенную над ним металлическую легкую корону почти до потолка грота. Пройти к этому чудодейственному элементу можно только через туннель из водных струй. В нише павильона стоят две мраморные скульптуры - Аполлона в римской тунике и побежденного им сатира Марсия.

Ш Л

Рисунок 4 - Гроты Хельбрунна: а - Гермауль в Гроте Нептуна; б - Грот Козерога; в - Грот Орфея и Эвридики

В период Маньеризма в Италии возникли «водные театры». Мотив Римского театра со статуями в туфовых нишах, увиденных на виллах Альдомбран-дини и Мандрагора, в Хельбрунне был повторен более скромно. Римский театр стал своеобразным знаком признательности Маркуса Зиттикуса Риму. Дугооб-

разные стены театра украшены мозаикой из гальки, в нишах и у стен установлены скульптуры, в том числе Демокрита и Геркулеса, аллегорических фигур трагедии и комедии, взирающих на водные забавы в саду [5]. Центральное место в театре отведено фигуре Марка Аврелия, символизирующего победы Рима. Венчает все сооружение скульптура римской богини победы Виктория. У ступеней располагается Княжеский стол. Каменная столешница имеет специальное углубление, которое позволяет сохранять оптимальную для питья температуру вина. Однако гостей может ожидать сюрприз - из каменных табуретов и мощения у стола вдруг начинает бить вода, обдавая их с ног до головы. Между театром и дворцом располагаются три украшенных скульптурами рыбных водоема.

Римский театр, как и большинство театров в период Возрождения, являлся лишь декоративным фоном. Настоящие представления в Хельбрунне проходили в Каменном театре на Хельбруннском холме, на фоне естественной природы. Каменный театр в Хельбрунне уникален не только потому, что это была попытка возродить Театр Олимпико в Виченце, построенный Палладио, но и потому, что его расположение в расселине скалы в безлюдной части парка напоминает больше о саде XVIII столетия. Это был первый постоянный театр на открытом воздухе с сиденьями из естественного камня и зелеными стенами в виде ограждений.

Рисунок 5 - Римский театр Хельбрунна: а - задняя стена с нишами и фигурой императора Марка Аврелия в центре; б - княжеский стол и рыбные пруды

Водный сад удовольствий - самая насыщенная метафорическая часть Хельбрунна, отражающая концепцию и дух Маньеризма. Как художественное направление Маньеризм нашел свое воплощение не только в форме причудливых скульптур и механизмов, но в общем мировоззрении [4]. В садово-парковом искусстве это проявилось через использование в ансамблях концепций мифологических сюжетов и метафорических программ.

Но была ли у Хельбрунна своя метафорическая программа? Можно ли рассматривать произвольные сочетания зверей, богов и символов в качестве выверенной концепции ансамбля, которая была свойственна, например, итальянским виллам? Из-за отсутствия исторических материалов по строительству ансамбля этот вопрос остается открытым. Несомненно, символика присутствовала почти в каждом элементе парка и декора дворцовых интерьеров, однако отношение к метафоре в Хельбрунне было более простым, чем в других ансамблях [3]. Сравнительный анализ композиции Хельбрунна с итальянскими вилла-

ми (Альдобрандини, д'Эсте) также указывает, скорее, на отсутствие комплексной программы.

На основании изучения композиции и планировочной организации Хельб-рунна можно выделить следующие характерные особенности Маньеризма, проявившиеся в данном парковом ансамбле:

• художественная изощренность, мистицизм, фантазийность, и гротеск в качестве центрального художественного контекста ансамбля;

• использование аллегорической символики в саду и его декоративном оформлении;

• использование гидравлических механизмов (водные органы, механические театры, механизмы, имитирующие различные звуки), развлекательных устройств («фонтаны-шутихи»).

• наличие «натуралистического сельского стиля» в архитектуре, сооружениях и скульптуре ансамбля (гроты, каменный театр) как своего рода взаимосвязи между архитектурой и окружающей природой;

• использование в композиции ансамбля мотива театра (водный театр, механический театр, театр для представлений);

• сочетание элементов ренессансной и барочной садово-парковой планировки;

• частичное или полное включение естественных ландшафтов в композицию ансамбля (планировочное или визуальное в виде перспектив);

• «эксцентрическое видение пространства», проявляющееся в сочетание разнообразных масштабов - от миниатюрных (малый механический театр) до гигантских (каменный театр).

Получить полное представление о Маньеризме в дворцово-парковых ансамблях было бы невозможным без изучения композиционных особенностей ряда других ансамблей, созданных в период XVI-XVII столетий в Италии, Франции, Англии, Германии, где также получило развитие это «переходное» направление в искусстве [6]. В частности, к уже обозначенным характерным особенностям Маньеризма можно добавить еще несколько аспектов/черт, которые отсутствуют в Хельбрунне:

• мифико-морфологический контекст ансамбля (виллы Альдобрандини, д'Эсте);

• сохранение ренессансной концепции сада (Сады Боболи) или уже полное использование барочной планировки ансамбля (виллы Ланте, д'Эсте, Кап-рарола), а также полная потеря структуры сада с организацией его в виде лабиринта (виллы Сакро-Боско, Трассино Мардзотто);

• богатое цветочное оформление партеров, в узоре которого часто использовалась тематика геральдических символов владельца (виллы Гарцони, Кас-телло Русполи, Грациоли).

Заключение. Дворцово-парковый ансамбль Хельбрунн, созданный в начале XVII столетия, сегодня является уникальным сохранившимся памятником периода Маньеризма, который вместе с другими аналогичными европейскими ансамблями, и в первую очередь итальянскими виллами, позволяет получить

представление о данном художественном направлении в дворцово-парковых ансамблях XVI-XVII столетий.

Создание дворцово-парковых ансамблей в переходный период между Возрождением и Барокко наложило определенный отпечаток на их художественное оформление, композицию и планировку. Как показало исследование, выявить ансамбль, обладающий всеми явными признаками Маньеризма, сложно. В каждом из ансамблей можно найти лишь ряд из всех возможных характерных особенностей, а в некоторых - только отдельные маньеристские черты. Тем не менее, ансамбли периода Маньеризма занимают значимое место в истории садово-паркового искусства и могут рассматриваться в рамках самостоятельного стилевого направления.

В архитектуре и живописи Маньеризм часто называют «течением без прошлого и будущего». Однако можно утверждать, что в садово-парковом искусстве Маньеризм подготовил развитие последующих стилей - Барокко (XVII-XVIII столетия) и Романтизма (конец XVIII-начало XIX столетия).

Список использованных источников

1. Сидоренко, М. Ноегебойде - замковый комплекс периода Возрождения. // Новый Венский журнал.- 2010.-№6.-С.37-41.

2. Die Gärten von Hellbrunn. - Режим доступа: http://www.hellbrunn.at/ Вена 2011. - Дата доступа: 26.11.2011.

3. Кальтенштейн, М. Замок Хельбрунн и фонтаны / М. Кальтенштейн. - Хельбрунн, 2011. - 88 с.

4. Маньеризм в архитектуре. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru Вена 2012. - Дата доступа: 21.08.2012.

5. Hellbrunn Garden, Salzburg, Austria. - Режим доступа: http://www.gardenvisit.com Вена 2011. - Дата доступа: 10.10.2011.

6. Клукерт, Э. Садово-парковое искусство Европы. От античности до наших дней / Э. Клукерт. - М.: АРТ-РОДНИК, 2008. - 496 с.

7. Wasserspiele Hellbrunn. - Режим доступа: http://de.wikipedia.org/wiki/Wasserspiele_Hellbrunn Вена 2011. - Дата доступа: 29.11.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.