эволюция концептуальных подходов к пропаганде здорового образа жизни в отечественных Сми ХХ-нАЧАЛА XXI веков
Дубовер Н.Д.
Статья посвящена анализу концептуальных изменений пропаганды здорового образа жизни в СМИ в течение ХХ -нач. XXI в.в.. Рассматриваются аспекты смыслового наполнения понятия здоровый образ жизни в различные исторические эпохи. Представлена характеристика современных методов и форм реализации в СМИ государственной программы оздоровления нации. Отмечается необходимость модернизации методов и приемов пропаганды здорового образа жизни для молодежной аудитории.
Ключевые слова: концепция пропаганды здорового образа жизни, противоречивые информационные потоки, оздоровление нации, модернизация методов и приемов, молодежная аудитория.
Понятие «здоровый образ жизни» в процессе исторического развития нашей страны в течение ХХ-начала XXI веков неоднократно подвергалось концептуальному переосмыслению, которое нашло отражение в тематических и жанровых особенностях публикаций СМИ в различные десятилетия указанного периода.
Так, в печати 1920-х годов это понятие имело ярко выраженный классовый характер. В те годы в советских газетах и журналах публиковались контрастные характеристики здорового образа жизни людей труда и, напротив, вредного, разрушительного для здоровья образа жизни «паразитирующих сословий». В заметках, пропагандистских статьях и фельетонах высмеивалась дворянская «ночная жизнь», «чахоточные красавицы», задыхающиеся в корсете и т.д. Подобные публикации дополнялись карикатурными рисунками и сатирическими слоганами. Важно отметить, что в данный период СМИ акцентирует внимание не столько на преимуществах здорового образа жизни, сколько на прославлении тех, для кого физический труд, жизнь по солнечным часам и т.п. является традиционной и единственно-возможной формой существования.
Значительные концептуальные изменения в трактовке СМИ понятия «здоровый образ жизни» связано с появлением в Советском Союзе первого поколения людей умственного труда и характерного для данного вида деятельности сидячего образа жизни. Генетическая неприспособленность многих молодых людей к новым условиям, особенности социально-экономической жизни довоенной эпохи, сформировали объективную потребность
государства в разработке концепции пропаганды здорового образа жизни: регулярных занятий физкультурой и спортом (в те годы с акцентом на физическую культуру), соблюдение правильного режима дня и т.п.
В конце 1920-х начале 1930-х годов советской пропагандой активно формировалась потребность молодых людей быть здоровыми для получения возможности активного общественного труда и обороны страны. Тематические страницы, развороты центральных и местных газет были посвящены репортажам о проведении спартакиад, парадов физкультурников и другим спортивным мероприятиям. Такие материалы, передавали атмосферу жизнеутверждающей энергии здоровых, сильных, а потому радостных и счастливых молодых людей, формировали в сознании читателя устойчивое и прочное сочетание указанных категорий.
При этом важной концептуальной особенностью советской пропаганды является достаточно объемная трактовка понятия «здоровье», воплощенное в известном девизе «в здоровом теле - здоровый дух».
Газетные очерки и зарисовки прославляли молодых людей, сочетающих физическую силу и выносливость с неизменным оптимистичным настроем. Изучение публикаций этих лет показывает, что журналисты вкладывали в понятие «здоровый образ жизни» широкий смысл. Это - жизнь с верой в собственные силы, с умением не унывать и не впадать в отчаяние в самых сложных ситуациях.
В то же время различные нервные срывы, бессонницы, чувства тревоги и страха рассматривались в печати как следствие нездорового образа жизни.
Анализ довоенных журналистских материалов, посвященных данной тематике, показывает тенденцию к унификации образа жизни молодых людей.
В корреспонденциях 1930-х годов об организации труда и отдыха особое внимание уделяется соблюдению правильного режима жизни и самодисциплине. Здоровье советского человека постепенно становится достоянием государства. В связи с этим печатные органы партийных и профсоюзных комитетов уделяют особое внимание качеству медицинского обслуживания, организации горячего питания в учебных заведениях и на производствах, системе санитарно-гигиенического просвещения и профилактике различных заболеваний.
Возобновление внимания СМИ к пропаганде здорового образа жизни приходится на середину 1950-х годов. В этот период получают развитие многие тенденции, заложенные в предвоенное десятилетие. Приметой времени явилось особое внимание государства, получившее всестороннее отражение в печати, к качеству родовспоможения и предотвращению детской смертности. В специализированных и общественно-политических изданиях публикуется информация об открытии новых акушерских и фельдшерских училищах, зарисовки о лучших врачах, сумевших сохранить жизнь матери и ребенка.
В 1960-х годах прошлого века концепция пропаганды в СМИ здорового образа жизни остается прежней, но при этом существенно видоизменяется восприятие молодёжной аудиторией печатных, телевизионных и радио - материалов, призывающих следить за своим здоровьем, делать зарядку по утрам и соблюдать правильный режим дня.
Подобные публикации уже не занимают газетных и журнальных разворотов. Они постепенно уменьшаются в объеме и все чаще оказываются приуроченными ко Дню физкультурника и другим событийным поводам.
Реальные молодёжные кумиры 60-х курят и не отказываются от алкоголя, пренебрежительно относятся к своему здоровью, изнуряя организм ради достижения поставленной цели, «дела, которому ты служишь».
Образ киногероя, который с высокой температурой идет на работу, сбегает из больницы для проведения физических опытов, приветствуются журналистами и кинокритикой, оказывающей в ту пору большое влияние на формирование базовых ценностей молодёжи. Известная метафора «горит на работе» употреблялась в печати тех лет без приобретенного позже иронического оттенка. Положительное отношение общества к подобному принципу жизни наблюдается также при анализе однотипных текстов некрологов, публикуемых в СМИ. В качестве высокой оценки личности покойного
авторы неизменно подчеркивали: «он был беззаветно предан делу, умел заботиться о своем коллективе, о своей семье. Одного только не умел - жалеть себя». В качестве альтернативы в печати создавались образы эгоистов, жалеющих себя и воспринимающих свое здоровье как высшую ценность. Такие люди упоминались в качестве отрицательного примера в корреспонденциях и проблемных статьях, а также достаточно часто становились героями фельетонов, авторы которых формировали ироничное отношение к стремящимся «непременно мыть руки перед едой и спать не менее 8 часов в сутки».
В результате подобного пропагандистского воздействия в сознании молодых людей 1970-х начала 80-х годов начало формироваться определенное пренебрежение по отношению к своему физическому состоянию. Здоровье использовалось в качестве своеобразной ценной монеты, с помощью которой можно приобрести не менее ценные блага.
Правда, система ценностей молодёжи в эти годы смещалась от стремления не жалеть здоровье ради бескорыстного служения высокой цели к карьерному росту, высоким заработкам, приобретению дефицитных престижных вещей и т.п.
Таким образом, людей с различными жизненными целями объединяло достаточно схожее безразличное отношение к своему здоровью.
При этом параллельно продолжалась пропаганда через СМИ здорового образа жизни.
Анализ газетных и журнальных материалов тех лет показывает, что в последнее советское десятилетие велась достаточно объемная работа по первичной и вторичной профилактике заболеваний, популяризации физкультуры и спорта. Массовые печатные издания выступали организаторами спортивных соревнований, конкурсов и викторин, регулярно выходили тематические страницы в центральных и местных изданиях с постоянными рубриками: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Бегом от инфаркта», «Закаляйся как сталь» и другие.
Однако авторы большинства материалов, посвященных данной тематике, зачастую не стремились к глубокому изучению особенностей читательской аудитории, не искали оригинальных средств воздействия на молодежь, часто использовали устаревшие композиционные приемы и языковые штампы. В результате можно сделать вывод, что в 1970-х - первой половине 1980-х гг. СМИ проводило пропаганду здорового образа жизни, но далеко не всегда она была эффективной.
В этот период наблюдается снижение влияния официальной пропаганды и усиление воздействия на сознание молодёжи образа жизни западного общества, который в ту пору трудно было называть здоровым.
Список причин отказа молодых людей от здорового образа жизни все чаще пополнялся открывшимися в 70-х гг. новыми формами досуга. Дискотеки, с разрушающей нервную систему громкой светомузыкой, возможность свободного курения в общественных местах, зарождение моды на беспорядочные сексуальные связи и прочее.
Представляется, что данная ситуация стала одной из главных причин резкого снижения физического здоровья населения в период децентрализации конца 1980-х 1990-х гг., когда здоровье граждан постепенно переходило, условно говоря, из государственной в личную собственность. Разумеется, при анализе причин снижения в этот период продолжительности жизни, широкого распространения женского курения, наркомании, обострения хронических заболеваний и т.п., необходимо комплексное рассмотрение всех факторов риска данной эпохи. Однако изучение качества пропаганды в СМИ здорового образа жизни в доперестроечную эпоху в определенной степени объясняет тот факт, что молодежь и люди среднего возраста достаточно легко приняли все то, что явно вредило их здоровью: фаст-фуд, энергетические напитки, переход на ночной образ жизни и т.д.
В связи с этим в начале 1990-х годов происходит своеобразная трансформация объема понятия «здоровый образ жизни». Этот устойчивый лексический оборот словно распадается на две не только не связанные между собой, но и противоречащие друг другу части: «здоровье» и «образ жизни».
Здоровьем россиян стали активно заниматься представители коммерческих структур, которые размещали во всех видах СМИ рекламу пищевых добавок. Наиболее характерной особенностью подобных рекламных текстов и слоганов явилась мысль о том, что для восстановления здоровья человеку совсем необязательно менять образ жизни. Напротив, были использованы разнообразные средства для убеждения читательской и зрительской аудитории в том, что предлагаемые препараты помогут избавиться от любого недуга и сохранить при этом нефизиологичный режим жизни и многие вредные привычки. «Лень делать зарядку? Приобретайте препарат для похудения или массажный пояс, при помощи которого можно сбросить лишний вес», при этом продолжая сидеть у телевизора и питаться углеводистой пищей.
С помощью современных РК-технологий СМИ создавали новые образы эталонных героев и вызывающих насмешки старомодных приверженцев утренней зарядки и бега трусцой. Эти яркие приметы 1990-х годов продолжают свое развитие и в начале нового века.
Основной массив, пропагандирующий лекарственные препараты, продукты питания, гигиенические
средства содержится в рекламных видеороликах. Для осуществления манипулятивного воздействия не только на молодежную, но и на возрастную аудиторию используется прием создания «псевдонаучности». Зачастую в качестве «неоспоримых» аргументов приводятся данные якобы проведенных исследований, а рекмейкеры оперируют незнакомыми для рядового зрителя понятиями, такими как «уровень PH 5.5» (реклама средств личной гигиены), «лактобактерии Казель и Эранозус» (реклама питьевого йогурта «Актимель») и т.д.
Вместе с тем наблюдается зарождение и другой тенденции: с укреплением российской государственности категория здоровья на самом высоком уровне стала рассматриваться как важнейшее национальное достояние.
В 2002 году на заседании Госсовета России была принята новая концепция пропаганды в СМИ здорового образа жизни. Она предусматривает комплекс разнообразных мер, направленных не только на повсеместное развитие физкультуры и спорта, но и глубокое осмысление россиянами самоценности собственного здоровья и здоровья окружающих [1].
С 2009 года начала действовать федеральная программа «Здоровый образ жизни», на реализацию которую из бюджета было выделено 830 млн. рублей [2].
Исследование публикаций в современных СМИ, направленных на осуществление программ оздоровления нации, показывает, что в последние годы произошли заметные позитивные изменения. Во всех видах СМК, по сравнению с еще недавним прошлым, уделяется большее внимание развитию физкультуры и спорта. В частности, появился федеральный канал «Спорт», спортивная тематика широко представлена практически во всех молодежных журналах. Постоянно увеличивается количество русскоязычных интернет-сайтов, на которых размещается спортивная информация.
Анализ тематических и жанровых особенностей материалов в различных типах печатных и электронных СМИ позволяет выделить ряд наиболее существенных направлений в реализации данной государственной программы.
Одним из них является всестороннее освещение труда школьного учителя физкультуры. В течение нескольких десятилетий в общественном сознании урок физкультуры воспринимался как малозначащий и второстепенный предмет. Сегодня используется разнообразные средства для изменения данного стереотипа. Достаточно показательным в этом смысле является опыт «Учительской газеты». На ее страницах постоянно публикуются проблемные материалы, анализирующие причины на первый взгляд парадоксального явления: некоторые ученики
не хотят идти на урок, который призван не только оздоравливать их, но и приносить им радость. «Все уроки в школе, - пишет «Учительская газета», - работают против здоровья человека и только одна физкультура - «за» него [3].
О том, какие аспекты данной проблемы привлекают особое внимание редакции можно судить по характерным заголовкам материалов «Как сделать уроки полезными и привлекательными?», «Зачем учить физкультуре?», «Каждому ребенку нужна своя физическая нагрузка».
В последние годы появляется значительное количество публикаций, указывающих на низкий профессиональный уровень учителя. Под рубрикой «Звонок по письму» публикуются письма родителей о происшествиях на уроке физкультуры, требующих немедленного вмешательства газеты. Тематический диапазон «родительских историй» достаточно широк - от курьезных («Бегал на уроке физкультуры» такое замечание учительница записала в дневнике первоклассника[4]), до трагических (о девочке, которая из-за халатности учителя отморозила руку [5]).
Авторы большинства материалов, как в «Учительской газете», так и в других специализированных изданий видят решение проблемы в разработке методики индивидуального подхода к каждому ученику. В сегодняшней педагогической журналистике все чаще появляются зарисовки об учителях-новаторах. В частности, широкое обсуждение получила инновационная методика учителя физкультуры Веселовского района Ростовской области Василия Титюка [6].
Другое важное направление в работе СМИ - размещение разнообразной информации о факторах риска для здоровья различных возрастных групп населения. Особенностью современного подхода к освещению этой темы является выделение интернет-зависимости как сложно диагностируемого и наиболее опасного недуга, которому подвержена наибольшая часть подростков и молодых людей. В связи с этим в молодежных СМИ, а также в изданиях, обрисованных педагогом и родителем, публикуется интервью с психологами и психиатрами, редакции организуют круглые столы с привлечением различных общественных организации к решению данной проблемы. Анализ публикаций о других факторах риска для здоровья показывает, что наряду с традиционным акцентом на негативных последствиях злоупотребления алкоголем и табачными изделиями, журналисты последнее время широко используют различные формы убеждения читателя, основываясь на положительных примерах. Так, в многочисленных интервью наиболее популярные в молодежной среде музыканты и артисты рассказывают поклонникам о том, что решили отказаться от вредных привычек («Земфира - за здоровый образ жизни») [7].
Данная тенденция наблюдается также в подаче информации о правильном питании и режиме дня. Известные спортсмены делятся с читателем опытом организации своей жизни, сообщая при этом о прекрасном самочувствии.
В отдельную группу можно выделить материалы обобщающего характера. Это, как правило, отчеты о заседаниях координационных советов по вопросам развития физкультуры и спорта при региональных органах местного самоуправления, брифингах, онлайн конференциях.
В расширенных информациях о ходе дискуссии на указанных форумах обычно освещается комплекс проблем, связанных с необходимостью серьезных изменений в сознании россиян и формированием качественно нового подхода к собственному здоровью и жизни.
Таким образом, в современном пропагандистском воздействии СМК на разновозрастную аудиторию достаточно отчетливо выступают два противоречащих друг другу информационных потока. На фоне масштабной кампании по пропаганде здорового образа жизни СМИ продолжают рекламировать слабоалкогольные коктейли, табачные изделия, энергетические напитки, которые, как известно, небезобидны для здоровья.
Какой из этих информационных потоков оказывает наиболее действенное влияние на молодежную аудиторию? Для выяснения этого вопроса будущим журналистам (студентам 1-2 курса факультета филологии и журналистики ЮФУ) было предложено написать эссе об их восприятии деятельности современных СМИ по реализации программы оздоровления нации, а также рассказать о своем образе жизни. Анализ творческих работ на предложенную тему показал, что студенты в целом отмечают позитивные изменения в освещении данной тематики, но вместе с тем обращают внимание на то, что все виды СМИ отдают предпочтение материалам в информационных жанрах (интервью, зарисовки, отчеты, большое количество новостных публикаций о спортивных соревнованиях). При этом крайне редко появляются аналитические статьи, которые предлагают оптимальное решение проблем организации питания студентов вузов, разработки индивидуальных нагрузок на занятиях физкультурой и др.
Важно отметить, что никто из респондентов не смог однозначно назвать свой образ жизни здоровым. Систематизация указанных студентами причин этого явления показывает, что большинство опрошенных уверены: для того, чтобы вести здоровый образ жизни, необходимо посещать дорогостоящие фитнесс-клубы, тренажерные залы, бассейны, а также покупать в спортивных центрах специальные салаты, соки, оздоровительные коктейли и т.п. Этот перечень
чаще всего дополняется в студенческих работах списком необходимой спортивной одежды престижных марок. Подводя итог, многие респонденты заключают: «У меня нет материальной возможности вести здоровый образ жизни».
При обсуждении в аудитории указанных работ, студентам был задан вопрос о причинах их отказа от самостоятельного приготовления салатов и соков, а также бесплатных занятий физкультурой на свежем воздухе в обычной спортивной одежде. Оказалось, что самостоятельное оздоровление ассоциируется у участников дискуссии с особенностями менталитета людей пожилого возраста. Аргументируя данное утверждение, студенты ссылались на возраст участников и зрителей программы «Малахов +». Анализ телевизионной сетки вещания показывает, что указанный стереотип в немалой степени сформирован СМИ. На сегодняшний день нет ни одной молодежной программы о самоорганизации здорового образа жизни. Наиболее популярными в студенческой среде оказались не отечественные публикации о формировании полезных привычек, а телепрограммы и фильмы, герои которых, напротив, демонстрируют свои вредные привычки.
В наши дни населению страны предоставляется право небывало широкого выбора, что предполагает высокий уровень самосознания личности.
Проведенный исторический экскурс показывает, что наиболее результативной деятельность СМИ была в те исторические периоды, когда понятие «здоровый образ жизни» рассматривалась не только в физиологическом, но и в психологическом, духовном, нравственном аспектах.
В наши дни началась большая работа, направленная на то, чтобы Россия стала страной здоровых людей. Достижение этой цели в немалой степени зависят
от того, насколько эффективно будут работать в этом направлении средства массовой информации.
«Нам сегодня, - отмечал Д.А. Медведев, - нужно подумать о том, как на современном уровне, без занудства и пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни» [8].
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция информационно-образовательной компании по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи. URL: http://lib.sportedu.ru/ press/fkvot/2003N1/p18-24.htm.
2. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009, N 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». URL: http://www.consultant.ru/ online/base/ ?req=doc;base=LAW;n=87909
3. Репьева И. Зачем учиться физкультуре? // Учительская газета. 2003. 16 сентября.
4. Егоров Д., Горюхина Д. Бегал на уроке физкультуры! // Учительская газета. 2002. 2 июля.
5. Туманова Н. Случай на уроке физкультуры. // Учительская газета. 2007. 10 апреля.
6. В хуторе Ленинском Ростовской области учитель физкультуры успешно воплощает в жизнь свою программу «Спортивный класс» // DONTR.RU. URL: http://news.webrostov.ru/society/4070592.
7. Земфира за здоровый образ жизни. URL: http:// infinitiv.ru/01-02-2008_11-21.
8. Медведев Д.А. Речь на встрече с ведущими кардиологами России. 19.05.2007. URL: http://www. rost.ru/news/2007/05/181611_9226.shtml.