Научная статья на тему 'Эволюция концепций применения ИТ в управлении бизнес-процессами'

Эволюция концепций применения ИТ в управлении бизнес-процессами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИЗНЕС / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INFORMATION TECHNOLOGIES / BUSINESS / MANAGEMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путькина Л. В.

Предложена единая концепция функционального подхода в управления бизнес-процессами и информационными технологиями, учитывающая развитие концепции BPM в двух направлениях: в бизнесе и в инновационных информационных технологиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF CONCEPTS OF IT IN BUSINESS PROCESS MANAGEMENT

The uniform concept of functional approach in managements of business processes and information technologies considering development of the concept of BPM in two directions is offered: in business and in innovative information technologies.

Текст научной работы на тему «Эволюция концепций применения ИТ в управлении бизнес-процессами»

8. Минаков В. Ф., Минакова Т. Е., Галстян А. Ш., Шиянова А. А. Обобщенная экономико-математическая модель распространения и замещения инноваций // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 47 (302). - С. 49-54.

9. Воробьев В. П., Минаков В. Ф., Минакова Т. Е. Эффект инновационных процессов - генерирование денежного потока // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - № 3. - С. 27-32.

References

1. Broido V.L., Ilyina OP Minakov V.F. Formation of common cultural and professional competencies of IT // Information technologies in economics, management and education: Collected articles / Part 2 - SPb .: Izd in SPSUEF. - 2011. - P. 11-17.

2. Tomsha P.P. Minakov V.F., Lobanov O.S. Depending on the requirements for a knowledge of programming languages // International Journal of Research = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 6-2 (25). - S. 25-26.

3. Minakov V.F., Lobanov O.S., Artemyev A.V. Clusters of consumers of telecommunications services // International Journal of Research = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 6-1 (25). - S. 60-61.

4. Minakov V.F. Logistics mobile commerce // International Journal of Research = Research Journal of International Studies. - 2014. -№ 9 (28). - S. 77-78.

5. Minakova T.E. Minakov V.F. Innovative development of regional information resources as cloud platforms // Almanac of modern science and education. Tambov: Diploma. - 2013. - № 12 (79). - S. 116-117.

6. Minakov V.F., Minakova T.E. Innovative telecommunications industry trend // Proceedings of the Materials of the international scientific-practical conference "Modern trends in education and science" (Russia, Tambov, October 31, 2013). - Tambov. - 2013 - Part 18.-pp 76-77

7. Minakov V.F., Minakova T.E. Modernization of regional information resources in cloud platforms and services // International Journal of Research = Research Journal of International Studies. - 2013. - № 10-3 (17). - S. 56-57.

8. Minakov V.F., Minakova T.E., Galstyan A.Sh., Shiyanova A.A. Generalized economic-mathematical model of innovation and substitution // The economic analysis: theory and practice. - 2012. - № 47 (302). - S. 49-54.

9. Vorobiev V.P. Minakov V.F., Minakova T.E. Effect of innovative processes - cash flow generation // Proceedings of the St. Petersburg University of Economics and Finance. - 2012. - № 3. - S. 27-32.

Путькина Л.В.

Кандидат технических наук, доцент, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ИТ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ

Аннотация

Предложена единая концепция функционального подхода в управления бизнес-процессами и информационными технологиями, учитывающая развитие концепции BPM в двух направлениях: в бизнесе и в инновационных информационных технологиях.

Ключевые слова: информационные технологии, бизнес, управление, эффективность.

Putkina L.V.

PhD of technical science, associate professor, St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences EVOLUTION OF CONCEPTS OF IT IN BUSINESS PROCESS MANAGEMENT

Abstract

The uniform concept of functional approach in managements of business processes and information technologies considering development of the concept of BPM in two directions is offered: in business and in innovative information technologies.

Keywords: information technologies, business, management, efficiency.

В настоящее время многие российские корпорации изучают и применяют на практике процессный подход в управлении для аналитических и практических задач. Это вызвано необходимостью повышения экономической эффективности при внедрении информационных технологий.

Основной проблемой на современном этапе является отсутствие единого функционального подхода в управлении бизнеспроцессами.

Концепция Business Process Management (BPM) позволяет эффективное взаимодействие в управления бизнес-процессами и информационными технологиями.

При стремлении корпораций к новым инновационным технологиям главными факторами развития BPM являются экономические процессы, так как в быстро изменяющейся конкурентной среде необходимо увеличивать скорость информационных потоков.

Концепция BPM занимает в мировой практике основную позицию, ее исследование является важной задачей для понимания основных тенденций управления бизнес-процессами при развитии корпораций. В корпорации необходимо определить этап развития BPM в настоящее время, сформировать правильную стратегию внедрения BPM для успешного решения целей и задач корпорации.

Главной особенностью развития концепции BPM заключается в том, процессы шли одновременно в двух направлениях: в бизнесе и в инновационных информационных технологиях [1].

Первым этапом развития BPM является TQM (всеобщее управление качеством), вторым этапом является BPR (реинжиниринг бизнес-процессов) и третьим этапом BPM является непосредственно управление бизнес-процессами.

В информационных технологиях - сначала разрабатываются независимые приложения, затем потоки работ автоматизируются и далее создаются системы управления бизнес-процессами класса BPMS [2].

TQM (всеобщее управление качеством) означает взаимосвязь системы управления корпорацией и принципов качества и определяется как:

• всеобщее - в управлении должны участвовать все сотрудники и все активы корпорации;

• управление - под этим определение понимается, что непрерывный процесс улучшается, а качеством процесса надо управлять;

• качеством - в данном случае, все требования потребителя должны быть удовлетворены.

Важным шагом в развитии BPM является TQM, который основан на восьми принципах, которые и в настоящее время не потеряли своей актуальности и по-прежнему остаются важными составляющими стратегии любой корпорации [3].

Основным компонентом развития концепции BPM является реинжиниринг бизнес-процессов (BPR), который характеризуется как переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимальной эффективности после внедрения информационных технологий в производственную и финансовую деятельность корпорации [4].

Главными принципами TQM, которые потом были перенесены в BPR, являются:

• Главная роль потребителя;

• Адаптация процессного взгляда;

• Развитие и поддержка отношений с клиентами и с поставщиками;

• Повышение эффективности работы через разделение труда.

31

При рассмотрении разных подходов к управлению, можно определить, что в TQM основное внимание уделяется улучшению бизнес-процессов, которые уже существует в корпорации, т.е. существующие бизнес-процессы в TQM правильные, но они нуждаются в улучшении. В рамках подхода TQM информационные технологии играют не главную роль, главное, чтобы процессы были автоматизированы. В BPR все бизнес-процессы проектируются либо с начала, либо они переделываются. Главным предположением для BPR стало то, что существующий процесс неправильный и нуждается в перепроектировании, что является основой для более качественного развития управления бизнес-процессами. В рамках BPR подхода информационные технологии используются как основа для изменения процессов корпорации.

Развитие информационных технологий в управлении бизнес-процессами значительно возросло в ходе эволюции развития концепции ВРМ, что наглядно представлено на рис. 1.

BPMS с использованием информационных технологий играет в настоящее время главную роль в управлении бизнеспроцессами. Основные функции в системе служат для моделирования и мониторинга бизнес-процессов. Основываясь на этих данных, корпорации может выявить узкое место и сделать более совершенным свои бизнес-процессы. В системах класса BPMS можно создавать и моделировать различные сценарии, результат которых будет представлен в табличной и графической форме.

При анализе подхода BPR можно выделить следующие результаты:

• нескольких действий объединяется в одно;

• для снятия части нагрузки с руководства создается делегирование задач;

• применение аутсорсинга;

• экономически невыгодные задачи и необоснованные задачи по контролю - исключаются;

• перепроектирования операционной модели и организационных процессов;

• учитываются требования заказчика;

• сокращаются временные затраты на фазы процессов: начальную и завершающую.

При анализе развития концепции BPM можно сделать вывод, что данная концепция представляет собой единую модель развития управления бизнес-процессами. Данная концепция является востребованной и актуальной, так как опирается на систему управления бизнес-процессами, основанную на информационных технологиях, и это обеспечивает ей наибольший потенциал в дальнейшем развитии.

Главная особенность развития концепции управления бизнес-процессами, является её дуализм, то есть с одной стороны развивается теоретическая база, а с другой ее инструментальное и технологическое обеспечение. Эффективное использование информационных технологий позволило концептуально обеспечить управление бизнес-процессами [5].

Теоретическое развитие BPM, постоянное повышение качества бизнес-процессов, внедрение информационных технологий позволило эффективно использовать ресурсы, удовлетворить потребителей и повысить эффективность бизнес-процессов.

Литература

1. Путькина Л. В. Методика управления бизнес-процессами на предприятиях социально-культурной сферы // Сборник научных трудов Sworld. - 2012. - Т. 32. - № 4. - С. 3-7.

2. Путькина Л. В. Формирование бизнес-процессов на виртуальном рынке // Материалы Международной научнопрактической конференции «Инновационное развитие современной науки». - Уфа. - 31 января 2014 г.

3. Путькина Л. В. Реинжиниринг бизнес-процессов в сфере услуг на примере компании Xerox. // Материалы Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке» 31 октября 2013 г. Часть 21: М-во обр. и науки РФ. Тамбов. Изд-во ТрОО «Бизнес-Наука-Общество». - 2013. - С.91-92

4. Путькина Л. В., Горбунов А. А. Виртуальная предпринимательская структура. Новый подход в системе управления. // Мир экономики и права. - № 5. - 2011. - С. 13-18.

5. Путькина Л. В. Разработка инновационной стратегии деятельности коммерческого предприятия на виртуальном рынке. Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2; URL: http://www.science-education.ru/108-8876 (дата обращения: 16.04.2013).

References

1. Put'kina L. V. Metodika upravlenija biznes-processami na predprijatijah social'no-kul'turnoj sfery // Sbornik nauchnyh trudov Sworld. - 2012. - T. 32. - № 4. - S. 3-7.

2. Put'kina L. V. Formirovanie biznes-processov na virtual'nom rynke // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Innovacionnoe razvitie sovremennoj nauki». - Ufa. - 31 janvarja 2014 g.

3. Put'kina L. V. Reinzhiniring biznes-processov v sfere uslug na primere kompanii Xerox. // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye tendencii v obrazovanii i nauke» 31 oktjabrja 2013 g. Chast' 21: M-vo obr. i nauki RF. Tambov. Izd-vo TROO «Biznes-Nauka-Obshhestvo». - 2013. - S.91-92

4. Put'kina L. V., Gorbunov A.A. Virtual'naja predprinimatel'skaja struktura. Novyj podhod v sisteme upravlenija. // Mir jekonomiki i prava. - № 5. - 2011. - S.13-18.

5. Put'kina L. V. Razrabotka innovacionnoj strategii dejatel'nosti kommercheskogo predprijatija na virtual'nom rynke. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2013. - № 2.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.