Научная статья на тему 'Эволюция концепта'

Эволюция концепта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
356
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЭВОЛЮЦИЯ / КАРТИНА МИРА / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / СМЕНА ПАРАДИГМ / CONCEPT / EVOLUTION / WORLD VIEW / EPISTEMOLOGY / PARADIGM SHIFT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Печенкин Александр Михайлович

В данной статье мы рассматриваем явление, актуальное в наше время для любой научной дисциплины. Это явление эволюция. Феномен эволюции произвёл в своё время фурор в биологии, сейчас активные научные исследования посвящены изучению законов эволюции Вселенной. В соответствии с общенаучными тенденциями мы рассматриваем эволюцию концепта как форму субъективного познания человеком объективной реальности, придерживаясь основной мотивации онтологической эпистемологии Д. Юма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF CONCEPT

In this article we consider the phenomenon that is currently central for any scientific discipline. This phenomenon is evolution. The phenomenon of evolution made a furor in biology formerly, now an active research is devoted to study of the Universe evolution laws. In accordance with the general scientific trends, we consider the evolution of concept as a form of the subjective knowledge of objective reality, adhering to the main motivation of ontological epistemology of David Hume.

Текст научной работы на тему «Эволюция концепта»

6 Gaiman N. Twinkling and shining... //Neil Gaiman's Journals. - 2006. URL: http://journal.neilgaiman.com/2006/07/ twinkling-and-shining.html (Дата обращ. 20.04.2013).

7 Swanwick M. The Lady Who Wrote Lud-in-the-Mist [Electronic resource]// The infinity plus website: science fiction, fantasy and horror. - 2007. URL: http://www.infinityplus.co.uk/in-troduces/mirrlees.htm. - Яз. англ - (Дата обращ. 17.01.2012).

References

1 Mirrlees H. Lud-in-the-Mist [Text]/H. Mirrlees. - London: Gollancz, 2008. - 266 p.

2 Genesis [Electronic resource]// Official website of the Moscow Patriarchate: the Russian Orthodox Church. - Electron. dan. - 2005-2014. - URL: http://www.patriarchia.ru/bible/gen/2y, free. - Lang. Rusyi. (Date of service. 15.05.2014).

3 Merliz H. Lud-Foggy [Electronic resource]/ H. Merlin; lane. from English. T. Titova / / Library Internet portal. - Electron. dan. -2007-2011. - URL: http://lib.rus.ec/b/133297/read#t27 ahhh! Yaz. Rusyi. (Date of service. 19.10.2011).

4 Milton George. The lost Paradise [Electronic resource] / J. Milton; English lane. A. Steinberg / University e-library. -Electron. dan. - 2007-2014. - URL: http://www.infoliolib.info/flit/ milton/milt9.html, free-Yaz. Rusyi. (Date of service. 15.05.2014).

5 C. Rossetti Goblin Market [Electronic resource] / M. Lukashin. — Electron. article — 2000-2012. - URL: http://www.sti-hi.ru/2009/03/29/5293, free. — Lang. Rusyi. - Analogue prints. ed. (Journal Of Foreign Literature. - 2005. - № 9). (Date of service. 13.04.2012).

6 Gaiman N. Twinkling and shining... [Electronic resource]. / N. Gaiman // Neil Gaiman's Journals. - 2006. - URL: http:// journal.neilgaiman.com/2006/07/twinkling-and-shining.html - Яз. англ. - (Дата обращ. 20.04.2013).

7 Swanwick M. The Lady Who Wrote Lud-in-the-Mist [Electronic resource]// The infinity plus website: science fiction, fantasy and horror. - 2007. - URL: http://www.infinityplus. co.uk/introduces/mirrlees.htm. — Яз. англ — (Дата обращ. 17.01.2012).

УДК 801.6 А.М. Печенкин

Курганский государственный университет, Курган

эволюция концепта

Аннотация. В данной статье мы рассматриваем явление, актуальное в наше время для любой научной дисциплины. Это явление - эволюция. Феномен эволюции произвёл в своё время фурор в биологии, сейчас активные научные исследования посвящены изучению законов эволюции Вселенной. В соответствии с общенаучными тенденциями мы рассматриваем эволюцию концепта как форму субъективного познания человеком объективной реальности, придерживаясь основной мотивации онтологической эпистемологии Д. Юма.

Ключевые слова: концепт, эволюция, картина мира, эпистемология, смена парадигм.

A.M. Pechenkin

Kurgan State University, Kurgan

evolution of concept

Abstract. In this article we consider the phenomenon that is currently central for any scientific discipline. This phenomenon is evolution. The

phenomenon of evolution made a furor in biology formerly, now an active research is devoted to study of the Universe evolution laws. In accordance with the general scientific trends, we consider the evolution of concept as a form of the subjective knowledge of objective reality, adhering to the main motivation of ontological epistemology of David Hume.

Key words: concept, evolution, world view, epistemology, paradigm shift.

В данной статье мы рассматриваем явление, актуальное в наше время для любой научной дисциплины. Это явление - эволюция. Феномен эволюции произвёл в своё время фурор в биологии, сейчас активные научные исследования посвящены изучению законов эволюции Вселенной. В соответствии с общенаучными тенденциями следует рассмотреть и эволюцию концепта.

Слово эволюция происходит от лат. evolutio -развёртывание, в широком смысле - синоним развития; процессы изменения (преим. необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная эволюция, прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс); возможна также эволюция при сохранении общего уровня или высоты организации (эволюция геологических систем, языков) [1, с. 786].

Следует отметить, что при изучении вопроса эволюции концепта, мы разделяли субъективную и объективную стороны реальности, влияющие в определённой мере на эволюцию любого концепта. Присутствие гносеологических дилемм при изучении каких-либо глобальных явлений является неотъемлемой частью процесса научного познания. Этот вопрос требует отдельного детального рассмотрения, так Томас Кун писал: «Но является ли чувственный опыт постоянным и нейтральным? Являются ли теории просто результатом интерпретации человеком полученных данных? Эпистемологическая точка зрения, которой чаще всего руководствовалась западная философия в течение трёх столетий, утверждает сразу же и недвусмысленно - да! За неимением сколько-нибудь развитой альтернативы я считаю невозможным полностью отказаться от этой точки зрения. Но она больше не функционирует эффективно, а попытки улучшить её путём введения нейтрального языка наблюдения в настоящее время кажутся мне безнадёжными» [2, с. 169].

Наука долгое время развивается в рамках эпистемологии, эта философско-методологи-ческая дисциплина принесла свои плоды, так эпистемологический критицизм оказал влияние на А. Эйнштейна, который использовал концепцию Э. Маха при создании специальной теории относительности, отразился в использовании К. Поппером принципа фальсификации в его стремлении разграничить научное и ненаучное

знание. Хотя Кун, как и многие другие исследователи, чувствует необходимость появления альтернативы, он не видит предпосылок ее появления.

Мы, в своём исследовании, как было сказано ранее, разграничиваем объективную и субъективную реальности, рассматривая концепт как форму субъективного познания человеком объективной реальности, придерживаясь основной мотивации онтологической эпистемологии Д. Юма: «Несомненно, что все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе и что, сколь бы удаленными от последней ни казались некоторые из них, они все же возвращаются к ней тем или иным путем. Даже математика, естественная философия и естественная религия в известной мере зависят от науки о человеке, поскольку они являются предметом познания людей и последние судят о них с помощью своих сил и способностей. Невозможно сказать, какие изменения и улучшения мы могли бы произвести в этих науках, если бы были в совершенстве знакомы с объемом и силой человеческого познания, а также могли объяснить природу как применяемых нами идей, так и операции, производимые нами в наших рассуждениях...» [3, с. 49].

Таким образом, концепт не существует как независимый предмет объективной реальности, он неразрывно связан с сознанием человека, являясь структурным элементом человеческого мышления. Концепты - отражение человеческого восприятия окружающей действительности, особенность психологии, выбранный мозгом путь структурирования информации о явлениях объективной реальности, способствующий упрощению мышления, а также формированию сознания на ранних этапах развития личности. Мы рассматриваем эволюцию определённого концепта как объекта концептологии и как неотъемлемую часть психологии человека.

Мозг человека развивается, расширяя сознание, представления человека о мире меняются под влиянием всё большего количества информации, ускоряющегося потока знаний, научных революций. Концепт развивается неотделимо от сознания человека под воздействием тех же факторов.

Возьмём для примера концепт «солнце», реализующийся на протяжении всего времени осмысленного существования человека в наскальных рисунках, папирусах, художественных произведениях и научных трудах. В древности солнце ассоциировалось у людей с определённым божеством, например, бог Ра у египтян, Гелиос у греков, Ярило у славянских нардов и т. д. Солнце также считали лодкой или огненной колесницей. Так формировался концепт «солнце» на фоне отсутствия знаний о солнце, как предмете объективной реальности. Люди опирались на существующую картину мира, сформированную на основании имеющихся наблюдений и особенностей человеческого мышления, таких как склонность к мета-

форизации, антропоморфизм и парейдолия.

В течение столетий люди накапливали знания о солнце, в науке появлялись различные теории, а гелиоцентрическая система Николая Коперника стала первой научной революцией, вызвавшей смену парадигм, повлиявшую на картину мира в целом. Если же мы рассмотрим солнце как предмет объективной реальности, то всё это время оно было подвержено постепенным изменениям. Солнце как астрономический объект развивалось в соответствии с законами эволюции солнечной системы, галактики и вселенной, а вот астрономическое знание о солнце развивалось по своим законам, благодаря науке, научным революциям и смене парадигм.

Тоже можно сказать и о концепте, и о концептологии как таковой. Концепт как часть субъективной реальности существовал всегда. Смена парадигм в науке и изменения картины мира способствовали развитию человеческого сознания, психика человека стала пластичнее. Мы с намного большей скоростью и эффективностью способны принимать и осмысливать новые факты об окружающей нас действительности, тем не менее, древние представления о солнце всё ещё присутствуют в нашем сознании, входят в концепт, отражённые в семантике вербализующих его лексических единиц. Концепт можно сравнить с живым существом: как человеческий эмбрион во время различных стадий своего развития приобретает признаки, свойственные предкам человека, такие, как жаберные щели и хорда, так и развитие концепта можно проследить от ранних стадий и до сегодняшнего дня. Как при помощи анализа генетического кода можно проследить эволюцию человека, так и при помощи семантического анализа основных элементов вербализующих концепт можно изучать его эволюцию. Современная форма концепта сохраняет в своей структуре все этапы, пройденные им в процессе постепенного развития.

Солнце играет для нас всё такую же важную роль, какую играло тысячи лет назад. Концепт продолжает реализовываться в научной литературе, художественных произведениях, всё так же часто встречается в поэзии, часто возвращаясь к ранним формам своего «эмбрионального развития».

Список литературы

1 Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. -Москва : Советская энциклопедия, 1983 . - 840 с.

2 Кун Т. Структура научных революций / С вводной статьей и доп. 1969 г. Москва : Прогресс, 1977. - 300 с.

3 Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга первая. О познании. Москва, 1995.

References

1 Philosophical encyclopaedic dictionary. M.: Soviet encyclopedia. GL. editorial: L. F. Ilichev, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalev, V. G. Panov. 1983. - 840 p

2 Kun. T. Structure of scientific revolutions. With the introductory article and additions, 1969, Moscow: Progress, 1977. -300 p.

3 Yum. D. Treatise on human nature. Book one. About knowledge. M., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.