Научная статья на тему 'Эволюция консалтинговой деятельности'

Эволюция консалтинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСАЛТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цормутян Лусинэ Сергеевна

Анализируются основные этапы эволюции консалтинговой деятельности, описаны факторы, влияющие на развитие рынка консалтинговой деятельности. Проводится параллель между этапами развития консалтинга и теории менеджмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF CONSULTING

Analyzing main stages of consulting evolution, describing factors that impact on consulting development. Identifying time differences between development stages of consulting and management theory

Текст научной работы на тему «Эволюция консалтинговой деятельности»

УДК 338.46

ЛС. Цормутян ЭВОЛЮЦИЯ КОНСАЛТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Анализируются основные этапы эволюции консалтинговой деятельности, описаны факторы, влияющие на развитие рынка консалтинговой деятельности. Проводится параллель между этапами развития консалтинга и теории менеджмента. Ключевые слова: консалтинговая деятельность, эволюция, история развития консалтинговой деятельности, теория управления, тенденции, парадигма управления.

Lusme Tsormutyan THE EVOLUTION OF CONSULTING

Annotation. Analyzing main stages of consulting evolution, describing factors that impact on consulting development. Identifying time differences between development stages of consulting and management theory.

Keywords: consulting, evolution, consulting development history, management, trends, management paradigm.

Изучение эволюции консалтинга, как самостоятельной отрасли научного знания, является важным условием для понимания причин и следствия современной консалтинговой деятельности, а также для дальнейшего формирования методических рекомендаций по эффективному управлению консалтинговой деятельностью.

Зарождение консалтинга, как самостоятельной области деятельности, непосредственно связано с развитием теории менеджмента и появлением такой профессии, как менеджер. Официально точка отсчета консалтинговой деятельности положена Э.Г. Бузом, разработавшим теорию «независимого эксперта» в 1914 г. Эдвин настаивает на необходимости независимого управленца извне, преимущество которого будет заключаться в новом независимом взгляде на проблему. В 1914 г. Э. Буз основывает свою фирму Буз-Аллен энд Хамилтон, а в 1926 г. Д. Маккинзи - Маккинзи энд Компани [5]. Эти компании стали первыми, кто занимался вопросом эффективного управления организации, проектов, разработки стратегий. Впоследствии фирмы решали самые разнообразные задачи, характер которых определялся спросом на рынке.

Как правило, исследование истории развития консалтинга происходит на основе сопоставления тенденций мировой экономики. В данном случае можно выделить несколько этапов развития мировой экономики.

- Период промышленной революции («доконсалтинговый этап» 1845-1903 гг.). Здесь отмечается резкий рост производительности труда, который позволил насытить внутренние рынки, следствием чего стало усиление конкуренции между производителями. Возникает необходимость совершенствования производства с целью минимизации затрат.

- Дезинтеграция хозяйств, период высокой неудовлетворенности предпринимателей своим положением и желания улучшить его («Зарождение профессии Консультант» 1903-1914 гг.). Перечисленное стало заявлением о потребности новых, отличных от существующих методов управления, в правильной организации производства, которую может обеспечить менеджер, определяя цели и задачи для ее достижения.

- Период активного развития массового производства (1914-1933 гг.); посткризисный период (1933-1945 гг.); период активного восстановления экономики после Второй мировой войны (1945-1960 гг.); переход в постиндустриальную эпоху (1960-1970 гг.). Эти тенденции в мировой экономике способствовали переходу на новый этап развития «Становленик рынка консалтинговых услуг», поскольку последствия кризиса показали, что дальнейший активный рост невозможен без новых технологий и систем управления. Появляется спрос на стратегическое, маркетинговое и кадровое планирование. В послевоенные годы проходит этап постепенного выхода бизнеса на международный рынок, а также процесс слияния крупных аудиторско-консалтинговых компаний, которые приобретают мировую известность. Консалтинг становится привлекательной отраслью как для бизнеса в качестве источника новаций, так и для выпускников известнейших бизнес школ в качестве перспектив-

© Цормутян Л.С., 2015

ного места работы [4]. Первый тип спроса открывает для отрасли большие возможности, а второй -обеспечивает эти возможности самыми активными выпускниками лучших школ, что, несомненно, повышает авторитет консалтинга как самостоятельного вида деятельности.

- Кризисная полоса, сопровождающаяся тенденцией к росту доли экспорта (1970-1980 гг.); (последнее десятилетия XX в.) этап высокого разрыва в уровнях развития отдельных стран; формирование международных производительных сил, усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости (ускорение роста рынка консалтинговых услуг). Формирование понятия «целевой рынок», ориентация бизнеса на определенную категорию потребителей, что обеспечивает запрос на новый механизм предоставления консалтинговых услуг. Бизнес нуждается в разработке рекомендаций и тщательной проработке их внедрения. Наблюдаются «тенденции дифференциации и комплексности подходов» к консалтингу, т.е. с одной стороны рынок представлен огромным количеством узких предметных и отраслевых специалистов, а с другой - компаниями, оказывающими услуги комплексного консалтинга предприятия [2].

Тенденции мировой экономики, несомненно, диктуют пути развития многих видов деятельности, поскольку представляются прямым отражением состояния такой категории, как спрос, который является одной из движущих сил развития любого института: наука, экономика, политика и пр. Главной предпосылкой появления консалтинга и профессии консультанта становится зарождение профессии менеджмент (XX в.), поэтому изучение эволюции консалтинга должно также сопровождаться параллельным рассмотрением развития теории менеджмента и парадигм управления.

Развитие менеджмента также происходит под влиянием тенденций мировой экономики. Великая индустриальная революция XVИ-XIX вв. оказала наибольшее влияние на формирование теории менеджмента. Именно тогда появилась первая потребность в определении стратегии компании, которая в худшем случае спасет ее от банкротства. В конце XIX в. появились работы, которые были направлены на исследование проблем эффективной организации крупномасштабного производства с ориентацией на рынки большой мощности.

Научные основы развития теории менеджмента можно установить лишь в процессе исследования тенденций в развитии моделей и парадигм управления, выявляемых не как идейный переход от одной научной школы к другой, а как революция содержания управленческих отношений, которые возникают с целью обеспечения наиболее устойчивого развития социально-экономических систем [1].

В современной теории менеджмента различают старую и новую парадигму управления. Старая парадигма управления связана с такими именами, как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мейо, А. Маслоу и сопровождается классическим направлением менеджмента, в которое входят школы научного, административного менеджмента и школа человеческих отношений.

Основные научные принципы официально начинают излагаться с 1903 г., когда Ф. Тейлор, основатель научной школы менеджмента, опубликовал свои работы. Главная идея ученого заключалась в том, что управление должно стать системой, основанной на научных принципах, неотъемлемой частью организации производства, поскольку недостаточно совершенствовать технику производства. Сам труд, его организация также нуждаются в стандартизации. Если провести параллель с развитием консалтинга, то можно заметить, во-первых, что официально консалтинг, как профессия и самостоятельный вид деятельности, начинает свое действие позже (1914 г.), чем в данной парадигме управления формируются первые положения; во-вторых, как следствие, выше изложенные идеи научной школы менеджмента на этапе «Становление рынка консалтинговых услуг», не используются на практике. Даже можно говорить об отставании практики консалтинга от теории менеджмента, в период развития 1913-1933 гг. действие механизма консалтинга было направлено на стандартизацию технологических процессов. Только в этап с 1933 по 1945 гг. говорится о необходимости не только технической модернизация, но и новых систем управления, в то время, как теорией менеджмента эта идея была выдвинута еще в первом десятилетии XX в.

Особое внимание хотелось бы обратить на школу «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент - Г. Мюнстерберг, Э. Мейо, А. Маслоу), уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. То есть, начиная с ранних парадигм управления, эффективность управленческой деятельности зависит от уровня обоснованности объекта содержанием управленческих отношений, которые должны соответ-

ствовать факторам внешней социокультурной и экономической среды. Консалтинг же в данный период является отдельным институтом, который при этом прямо зависит от внешних факторов: бизнес-среды и теории менеджмента. В данном контексте консалтинг не устанавливает с внешней средой устойчивые связи, которые могут быть выражены в долгосрочных отношениях, либо в новом механизме предоставляемых услуг. Данный факт подтверждает предположение о том, что консалтинг, как самостоятельная отрасль, развивается с некоторой задержкой по сравнению с развитием парадигм теории управления. В то же время мы наблюдаем активное использование консалтингом достижений в теории менеджмента, в частности, теории стратегического управления. С этих времен рост консалтинга начинается особенно интенсивно. Это доказывает эффективность развития консалтинга, как самостоятельной отрасли, в соответствии с развитием внешних систем - парадигмы теории менеджмента и требования бизнеса. Возникает так называемая «Новая эра» развития консалтинга, отправной точкой которой можно считать Всемирную конференцию консультантов по управлению с участием 231 консалтинговых фирм (Париж, 1987).

Есть основания утверждать, что организация консалтинга, принципы ее внутренней структуры уже на этапе ее развития соответствуют некоторым положениям новой парадигмы управления, которая сложилась в 70-80 гг. XX в. (Р. Уотерман, Т. Питере, И. Ансофф, П. Друккер). Речь идет о таких идеях, как признание важности человека, обладающего знаниями, обеспечение условий реализации его потенциала, честность и доверие к людям. Методологической основой «механизма оказания консалтинговых услуг» «Новой Эры» является тотальное управление качеством, что является одним из положений новой парадигмы управления.

Если проводить параллели развития консалтинга и современной парадигмы управления, то можно заметить, что консалтинг отстает в основной идее настоящей парадигмы - формирование устойчивых связей системы с внешней средой, необходимость функционирования сетевых структур, которые имеют наиболее оптимальный уровень взаимосвязи и взаимозависимости, научной обоснованности этих связей содержанием управленческих отношений. Несмотря на то, что консалтинг, как бизнес, на сегодняшний день открытая система, он представляется пассивным объектом. Консалтинг работает в режиме запроса, т.е. активность, как правило, идет со стороны внешней среды.

С начала второго десятилетия XXI в. наблюдается тенденция по формированию механизмов экспертного, обучающего и процессного консалтинга, выделяются узкоспециальные услуги по консультированию и комплексные консалтинговые проекты с разными типами и направлениями консалтинга [3].

Таким образом, исследовав эволюцию консалтинговой деятельности, мы можем сказать, что этот процесс проходит под строгим влиянием одних из основных факторов внешней среды: развитие парадигмы теории менеджмента и характер спроса со стороны бизнеса, определяющийся тенденциями в мировой экономике. При этом в ходе изучения была выявлена закономерность, характеризующаяся отставанием развития консалтинга от развития парадигмы управления. Основой современной парадигмы управления являются понятия «взаимодействие», «взаимосвязь»: взаимодействие научных знаний и результатов практической деятельности организаций, взаимодействие социокультурной и экономической среды как условие создания управленческих отношений, взаимодействие элементов бизнес экосистемы. На сегодняшний день консалтинг, как самостоятельный институт, является отвлеченным объектом, функционирование которого происходит в одностороннем направлении «от бизнеса к консалтингу». Нет взаимодействия этих двух объектов, есть только запрос со стороны бизнеса и ответ консалтинга на данный запрос. Пассивное накопление бизнесом тех или иных ресурсов, как запасов, не является достаточным условием успешного развития. Следствием этого становится необходимость смены характера консалтинговых услуг с ориентацией на новый уровень отношений «бизнес - консалтинг».

В этой связи консалтинг должен стать активным элементом инфраструктуры бизнес экосистемы. Создание сети устойчивых взаимосвязей должно стать следующим этапом развития консалтинга, поскольку это является важным условием эффективного существования бизнеса.

Библиографический список

1. Годин, В. В. Ценностная концепция развития теории управления социально-экономическими системами /

B. В. Годин, Г. В. Серебрякова. - М. : Изд. дом ГУУ, 2013. - 143 с.

2. Кравченко, А. И. Социология управления : фундаментальный курс : учебное пособие / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2005. - 1136 с. - (Gaudeamus).

3. Латфуллин, Г. Р. Управление: от воздействия к взаимодействию : монография / Г. Р. Латфуллин. - М. : Изд. дом ГУУ, 2013. - 127 с.

4. Ханферян, В. Рынок консалтинговых услуг в 2011 году / В. Ханферян // Эксперт РА. - 2012. - № 2К. -

C. 17-29.

5. Mark, F. ANGLE Technology Consulting and Management / F. Mark // Carnegie Mellon Heinz School News Release. - 2008. - № 1. - P. 27-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.