Научная статья на тему 'Эволюция композиционных приемов и пластических средств в архитектуре нового города (на примере г. Ангарска)'

Эволюция композиционных приемов и пластических средств в архитектуре нового города (на примере г. Ангарска) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
211
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / GENERAL PLAN / МИКРОРАЙОН / АРХИТЕКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ / ARCHITECTURAL SOLUTIONS / АНСАМБЛЬ / ENSEMBLE / АКЦЕНТ / ACCENT / ЭВОЛЮЦИОНИРОВАНИЕ / ПЛАСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / PLASTIC MEANS / MICRODISTRICT / EVOLUTIONING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Марков В.И.

В статье отражается степень реализации проектных предложений генерального плана города-новостройки как эволюционирующего объекта в своем развитии при изменении социальных факторов и строительных технологий, влияющих на архитектурно-художественную составляющую эстетического качества городской среды при ее формировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция композиционных приемов и пластических средств в архитектуре нового города (на примере г. Ангарска)»

УДК 72

ЭВОЛЮЦИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ И ПЛАСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В АРХИТЕКТУРЕ НОВОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. АНГАРСКА)

В.И. Марков

В статье отражается степень реализации проектных предложений генерального плана города-новостройки как эволюционирующего объекта в своем развитии при изменении социальных факторов и строительных технологий, влияющих на архитектурно-художественную составляющую эстетического качества городской среды при ее формировании.

Ключевые слова: генеральный план; микрорайон; архитектурные решения; ансамбль; акцент; эволюционирование; пластические средства.

EVOLUTION OF COMPOSITIONAL WAYS AND PLASTIC MEANS IN THE

ARCHITECTURE OF A NEW CITY (AT THE EXAMPLE OF ANGARSK)

V.I. Markov

In this article we reflected the level of realization of project offers of a general plan of a new-built city as an evolutioning object in its development within the changes of social factors and building technologies, which influence the architectural and art component of esthetic quality of city area during its formation.

Key words: general plan; microdistrict; architectural solutions; ensemble; accent; evolutioning; plastic means.

Ангарск - новый город послевоенного строительства, с 1948 года осваиваемый по единому генеральному плану на свободной территории между реками Ангарой и Китоем. Генеральный план города разработан институтом ЛенНИИП градостроительства, город строился одной генподрядной организацией, при одном заказчике до середины 70-х годов ХХ века. Такая благоприятная ситуация исключала возможные градостроительные ошибки.

На примере Ангарска четко прослеживаются основные этапы эволюции композиционных приемов и пластических средств в архитектуре рассматриваемого периода. Условно градостроительные этапы развития города можно разделить на три этапа: I этап -1948-1960 гг., II этап - 1960-1970 гг., III этап - 1970-1990 гг.

Первый этап характеризуется принципом квартальной застройки двух-, трехэтажными жилыми зданиями и частично домами усадебного и коттеджного типа. Квартальный принцип застройки предопределил плотную сеть улиц - периметральную застройку кварталов. Архитектурно-художественный облик застройки формируется на фоне естественных зеленых массивов, тактично включенных в ткань застройки [1]. На первом этапе разрабатываются архитектурные решения разверток улиц, которые обеспечили ансамблевое решение магистралей. Фасады зданий активно декорируются архитектурными элементами. Пластика фасадов активизируется использованием эркеров, балконов, композиционно подчиненных общему решению фасадов ансамбля в целом. В общественных зданиях широко используются аркады, колоннады, портики и другие приемы, характерные для архитектуры 50-х годов. Характерными чертами улиц и магистралей Ангарска являются кур-донеры, небольшие скверы, образуемые путем отступа зданий от красной линии во внутрь квартала, что позволило создать масштабные уютные пешеходные места и сформировать

систему ритма (признак композиции магистрали). Градостроительным акцентом города является площадь Ленина, выполненная в классическом стиле. Площадь сосредотачивает градостроительный ансамбль следующих составляющих направлений: от железнодорожного вокзала к центру города, от кинотеатра «Победа» к центру города, от центрального стадиона «Ангара» к центру города. Начало каждого из этих направлений обозначено выразительным архитектурным объектом и завершается архитектурным ансамблем площади Ленина.

Для второго этапа (1960-1970 гг.) характерно укрупнение кварталов (укрупняется модуль сетки улиц). Этажность жилых домов увеличивается до пяти этажей. Появляются отдельные группы девятиэтажных домов в кирпичном исполнении, которым отводится роль доминирующих вертикальных элементов застройки. Крупноблочное жилищное строительство уступает панельному домостроению. Этот период можно охарактеризовать периодом снижения роли архитектурной детали в жилищном строительстве в погоне за иллюзорной экономией на фоне технологического прогресса и темпов строительства [2]. Такая тенденция наблюдалась практически по всей стране, она потребовала поиска новых средств и способов достижения выразительности принимаемых архитектурных решений.

В формировании характера застройки улиц, магистралей используется комбинаторный метод взаимного расположения зданий по отношению к красной линии застройки. Микрорайон становится основным планировочным элементом генплана города. На данном этапе происходит переход формирования планировочной структуры микрорайона на принцип «свободной планировки», как следствие увеличились размеры дворовых территорий. Укрупнение межмагистральных территорий, снижение плотности уличной сети привели к возникновению «внеплановых» направлений движения автотранспорта по территории микрорайонов (особенно в настоящее время в связи с резким увеличением личного автотранспорта), что пагубно отразилось на благоустройстве территорий микрорайонов. В дальнейшем эти недостатки учитывались при проектировании и эксплуатации микрорайонов.

Массовое внедрение панельного жилищного строительства вызвало ностальгическое состояние по утраченным возможностям пластики архитектурной детали. В порядке компенсации утраченных архитектурных мотивов эволюционируют приемы и способы создания нового качества архитектуры. Разрабатываются и внедряются индустриально изготавливаемые архитектурные элементы балконных ограждений, элементов входов в жилые дома, декорированные стеновые панели; внедряются оригинальные архитектурные решения элементов малых архитектурных форм. По-прежнему большая роль отводится естественным зеленым массивам при формировании жилой среды. Рассматриваемый период характеризуется переходом на новую серию одно- и многоподъездных девятиэтажных домов в кирпичном исполнении ангарской базы стройиндустрии, которые имеют удачную планировку и строгую пластику фасадов. Внедряются в трактовку фасадов общественных зданий (ДК «Современник»), торговых отдельных зданий и встроенных в первые этажи жилых домов крупномерное остекление. Закладываются основы монументальной пропаганды, для этой цели используются торцы панельных жилых домов, широко применяются в планировочной структуре отдельно стоящие вертикальные стелы, являющие также элементами в системе ориентиров в структуре города [3].

Третий этап (1971-1990 гг.) характеризуется осмыслением планировочных приемов предшествующего периода. Стабилизируются размеры планировочных модулей, происходит эволюция планировочных структур микрорайонов, которые складываются на основе укрупненных жилых групп, происходит постепенный отказ от принципов так называемой «свободной планировки». Программа пластического и композиционного решений предопределяется возможностью комбинирования блок-секций (рядовые, угловые, поворотные, со сквозным проездом), применение которых дает возможность создавать разнообразные по «рисунку» планировочные структуры, придающие различные и отличительные жилые пространства [4]. Формирование магистралей с помощью различных компози-

ционных средств, которые позволяют получить различные по форме блок-секции. В целом, освоенная серия жилых домов дает новые возможности придать индивидуальные черты застройке новых жилых микрорайонов (19, 22, 12 микрорайоны). «Укрупнение» микрорайонов жилыми группами дает возможность на качественно новом планировочном уровне формировать замкнутые и полузамкнутые дворовые пространства. Микрорайонам возвращены преимущества дворовых пространств квартальной застройки 50-60-х годов и сведены недостатки, присущие «свободной планировке». В Ангарске нет микрорайонов с явно выраженным планировочным центром. Традиционные объекты центра - здания предназначенные для торговли, общественного питания, культурного и бытового обслуживания, как правило, размещены с выходом на магистрали и играют активную роль в формировании архитектурных акцентов улицы или магистрали. Широкое применение находят встроенные в первые этажи жилых домов магазины и другие объекты обслуживания. Если доминирующим признаком архитектуры таких зданий до 70-х годов являлось сплошное остекление, то в рассматриваемый период преобладает активная пластика первого этажа в целом.

Для третьего этапа характерна утрата комплексности застраиваемой территории, утрата признака ансамблевости уже на уровне разработки проектной документации. Это явилось следствием принципа проектирования микрорайона не единым проектным продуктом, а формирования его по очередности п-го количества заказчиков с учетом их заявок. В результате утратилась возможность формирования архитектурного ансамбля пространственной системы, коей являются магистраль, улица, отдельный архитектурный узел.

Таким образом, для рассматриваемых периодов при формировании эстетической среды города архитектурными средствами свойственно:

- творческое осмысление архитектурно-градостроительной практики формирования эстетического качества архитектурной и градостроительной среды;

- активный и небезуспешный поиск, а также реализация приемов и средств, направленных на формирование индивидуального характера застройки в условиях индустриализации и панельного жилищного строительства;

- дальнейшее развитие принципов включения элементов естественного ландшафта, элементов лесного массива в ткань новостроя;

- включение в архитектурную ткань приемов живописи и скульптуры, иллюстрирующих приверженность жителей города к историческим и современным мотивам в обществе.

Как недостаток следует отметить снижение комплексности застройки территорий нового освоения, как следствие утрату функции единого заказчика, как результат затянувшееся формирование единых требований к развитию городской среды в новых общественно-экономических условиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Микулина Е.М. Взаимодействие города и окружающей среды: конспект лекций. М.: МАРХИ, 1985.

2. Борисовский Г.Б. Красота и польза в архитектуре. М.: Стройиздат, 1975.

3. Оглы Б.И. Строительство городов Сибири. Л.: Стройиздат. Ленинград. отделение, 1980. 272 с.

4. Вяткина Б.М. Повышение конкурентоспособности городской территории // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 6. С. 74-79.

Информация об авторе

Марков Владислав Иванович, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: (3952) 40-51-71, 89149066556, e-mail: irina@istu.edu; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Markov V.I., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 4051-71, 89149066556, e-mail: irina@istu.edu; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.