Научная статья на тему 'Эволюция Интернета от начала до наших дней и далее'

Эволюция Интернета от начала до наших дней и далее Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
6968
1009
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СЛУЖБЫ ИНТЕРНЕТА / INTERNET / SOCIAL NETWORKS / INTERNET SERVICES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Диков Андрей Валентинович

В статье рассматривается всемирная компьютерная сеть, которая за время своего существования претерпела значительные изменения как с технической и технологической стороны, так и со стороны контента и способов коммуникации. Качественный скачок в развитии сети ознаменовал эпоху социальных сетей и медиасервисов под общим названием Интернет 2.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution Of The Internet From The Start Till Our Days, And The

The article deals with the world computer network, which during its existence has undergone significant changes both from the technical and technological side, and from the content and methods of communication. A qualitative leap in the development of the network marked the era of social networks and media services under the title Internet 2.0.

Текст научной работы на тему «Эволюция Интернета от начала до наших дней и далее»

УДК 37.02 \

ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕРНЕТА ОТ НАЧАЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ И ДАЛЕЕ

Диков Андрей Валентинович,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Информатика и методика обучения информатике и математике» Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета, г. Пенза, e-mail: an171@rambler.ru

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ВСЕМИРНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ, КОТОРАЯ ЗА ВРЕМЯ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРЕТЕРПЕЛА ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК С ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ, ТАК И СО СТОРОНЫ КОНТЕНТА И СПОСОБОВ КОММУНИКАЦИИ. КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК В РАЗВИТИИ СЕТИ ОЗНАМЕНОВАЛ ЭПОХУ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И МЕДИАСЕРВИСОВ ПОД ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ 2.0.

• Интернет • социальные сети • службы Интернета

Технический прогресс, технологии трудолюбивым и ленивым, добрым и злым, умным и ветреным, учёным и невеждам, богатым и бедным, вообще всем людям на Земле освобождают время за счёт автоматизации привычных действий. Поэтому ленивый станет более довольным, трудолюбивый станет более совершенным и результативным, учёный продвинется дальше в науке, проиграет только тот, кто противится прогрессу...

5 декабря 1969 г. Министерство обороны США организовало компьютерную сеть ARPANet (Advanced Research Project Agency Net — сеть Агентства перспективных исследовательских проектов). Сеть соединяла 4 компьютера, каждый из которых находился в следующих учреждениях: Калифорнийском университете (Лос-Анджелес), Стэнд-фордском НИИ, университете города Сан-та-Барбара и университете штата Юта. Как видим, Интернет зародился в научно-образовательной среде и до сегодняшнего дня является для неё катализатором всех процессов. Через год сеть включала уже в 4 раза больше узлов (компьютеров). В 1973 г. она разрослась и стала международной благодаря подключению узлов Норвегии и Англии. Всё большее число университетов и других организаций хотели подключиться к сети. Управлять ресурсами становилось всё труднее. Поэтому в 1983 г. от сети ARPANet отделилась сеть MILNet, которая связывала военные объекты. Сети обменивались между собой по протоколу IP (Internet Protocol). Именно в тогда появилось само слово Internet (1982 г.).

В 1984 г. ARPANET перешла под покровительство NSF (Национальное научное общество США), а в 1986 г. NSF образовало собственную сеть NSFNet. Эта сеть включала 5 центров, оснащённых суперкомпьютерами со скоростью передачи 56 К/с, и множество региональных сетей. В 1990 г. ARPANet сменила название на Internet. Появился первый коммерческий провайдер (ISP). В этом же году был зарегистрирован домен бывшего СССР (su). Официальная дата рождения российского Интернета (Рунета) — 7 апреля 1994 г., когда Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей получил в своё управление домен «ru».

Если рассматривать Интернет как совокупность различных служб или сервисов, то можно также проследить историческую динамику их развития. В 1972 г. Рэй Томлинсон изобрёл электронную почту и отправил первое послание по сети Интернет. Служба Telnet (TELecommunications NETwork) также является одной из самых ранних служб. Telnet — это служба, дающая возможность

использовать все мощные средства Интернета для связи с базами данных, каталогами библиотек и прочими информационными ресурсами мира. С помощью специальной программы можно установить связь с удалённым компьютером по протоколу связи, который также называется Telnet. Служба позволяет воспользоваться (с различным уровнем привилегий) некоторыми приложениями и данными, расположенными на удалённом компьютере. Вводимые команды выполняются на удалённом компьютере, результаты отображаются на мониторе клиента. С помощью Telnet можно получить доступ к сотням библиотек по всему миру: от Снохо-мишской публичной библиотеки в штате Вашингтон до Библиотеки Конгресса США. Однако из-за бедного интерфейса командной строки она сегодня не является популярной, хотя и сохраняется в силу ценности большого объёма информации.

Служба файловых архивов возникла в 1971 г. На общедоступных ftp-серверах хранится огромное количество бесплатных и условно-бесплатных программ. Для публикации веб-сайтов также необходим этот протокол связи. Появилась возможность передачи файлов между удалёнными компьютерами — сервером и клиентским компьютером. Протокол передачи данных называется FTP (File Transfer Protocol). Этот протокол поддерживают клиентские про-

Рис. 1. Главные группы новостей в иерархии службы USENET (источник: Benjamin D. Esham.

Usenet Big Nine / Wikimedia Commons; под лицензией CC BY-SA 2.5 с сайта Викисклада — https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Usenet_ Big_Nine.svg#/media/File:Usenet_Big_Nine.svg)

граммы FlashGet, GetRight, GoZilla и другие. Обозреватели веб-страниц также могут работать по этому протоколу. По адресу http:// www.filesearch.ru находится поисковая машина, которая найдёт на ftp-серверах любой файл, имя которого задано пользователем в строке поиска.

В 1980 г. в Интернете начали работать группы новостей USENET (рис. 1), объединяющих людей с общими интересами по всему миру. Программами для работы с этой службой являются почтовые клиенты, так как обмен информацией происходит через письма по протоколу связи NNTP (Network News Transfer Protocol). Общение в такой телеконференции происходит не в реальном времени, а в автономном режиме. На сервере каждой конференции существует электронная доска объявлений, куда вывешиваются все приходящие в конференцию сообщения. Все сообщения сортируются по темам, и любой участник, подписавшийся на эту конференцию и подключивший свой компьютер к сети, может просмотреть доску объявлений и затем отправить на неё своё сообщение. Так происходит дискуссия. Конференции организуются иерархически. Например, группы sci.math и sci.physics находятся внутри иерархии sci. Конференция о шрифтах, помощь в опознании шрифта находятся в иерархии alt.binaries.fonts. Usenet внёс свой вклад в развитие современной веб-культуры, дав начало широко известным понятиям, таким как ник, подпись, модератор, троллинг, флуд, флейм, бан, спам и другие.

Обычно доступ к телеконференциям осуществляется через провайдера услуг Интернета. Для тех, кто не имеет такой возможности, существует ещё одна служба в Интернете, которая дублирует группы новостей. Называется она «списки рассылки».

В 1988 г. появилась одна из служб Интернета, предназначенных для общения в реальном времени, — чат (IRC, Internet Relay Chat). Протокол передачи сообщений также назывался IRC. Можно было присоединиться к группе людей, общающихся в реальном времени (online) с помощью клавиатуры. Для этого нужно выбрать ник. Большинство чатов соответствовали буквальному переводу

COIWTÜPM У ПШГОГМИЕ ШМСУУ ТШОЛОМУУ Ч

слова, обозначающего этот сервис, — болтать. Но существовали и специально организованные конференции в реальном времени.

Значительно позже, в 1996 г., для общения в реальном времени был разработан сервис ICQ (I seek you — «я ищу тебя»), известный среди российских пользователей как «Ася» (http://www.icq.com). В отличие от чатов, где регистрация участников, как правило, носит анонимный характер и действует лишь на протяжении сеанса связи, разработчики ICQ предложили каждому пользователю регистрационный номер-идентификатор, который сохраняется за ним постоянно. При поиске людей и организаций можно с успехом использовать поисковую службу ICQ. Каждый пользователь службы ICQ может составить список контактов и включить в него группу интересных для него людей, также имеющих ICQ-номера. Когда пользователь подключается к Интернету, то он видит в окне программы ICQ информацию о том, кто в данный момент подключён к сети и может участвовать в диалоге. Серверы ICQ, используя специальный протокол ICQ, фиксируют текущие IP-номе-ра пользователей, подключающихся к Интернету, и сообщают их другим пользователям. Таким образом, общение происходит только с отфильтрованными контактами.

Многие ранние службы Интернета, такие как Gopher (доступ к информации с помощью иерархических каталогов), были широко распространены до 1993 г. и сейчас малоизвестны. Они не выдержали конкуренции с пришедшим им на смену протоколом передачи HTTP, на котором основана служба World Wide Web.

Самая популярная на сегодняшний день служба Интернета World Wide Web (в пер. с англ. — Всемирная паутина) возникла гораздо позже всех вышеперечисленных, а именно в 1993 г. Многие люди ассоциируют её вообще со всем Интернетом, так как начали своё знакомство с ним именно через эту службу. Популярной она стала благодаря графическому интерфейсу и поддержки гипермедиа. Изобретатель WWW и HTTP Тим Бернерс-Ли стал лауреатом премии Millennium Technology Prize в 2004 г. Эта награда считается своеобразным аналогом Нобелевской премии в области высоких технологий.

Всемирная паутина представляет собой совокупность веб-страниц (узлы паутины), разбросанных по всему миру на веб-серверах и соединённых гиперсвязями (нити паутины). Таких страниц на момент написания этого текста существует более 10 миллиардов, и несколько миллионов добавляются каждый день. Веб-страница представляет собой документ, в оформление которого можно включать всевозможные виды представления информации: текст, графику, анимацию, видео и аудио, гиперссылки. Основным форматом представления веб-страниц является HTML (HyperText Markup Language).

Можно также в качестве узла паутины рассматривать веб-сервер, хранящий большое количество веб-страниц. Совокупность объединённых гиперссылками веб-страниц, пос-вящённых определённой теме и размещённых на одном сервере, называют веб-сайтом. Как правило, сайт содержит ссылки и на другие веб-сайты сети Интернет, схожие по тематике. Поэтому, попав на один сайт, посетитель может одним щелчком мышки на гиперссылке переместиться с текущего вебсервера на другой, расположенный, быть может, совсем в другой стране (вполне вероятно, он этого даже и не заметит).

Каждая веб-страница и веб-сайт имеют свой адрес в сети, который начинается с протокола связи, затем следует доменное имя компьютера, подключённого и зарегистрированного в сети, и заканчивается именем файла на этом компьютере:

• http://www.comptek.ru/alta.html

• http://www.sura.ru/

Если имя файла отсутствует (как во втором примере), то загружается начальная страница сервера или сайта. Главная страница у всех веб-сайтов имеет стандартное имя, как правило, — «index.html», хотя существует несколько зарезервированных имён для главной страницы сайта, которые знает и ищет обозреватель веб-страниц.

Программа просмотра веб-документов называется браузером. Наиболее популярными являются обозреватели: Opera, Mozilla Firefox, Google Chrome, Safari и др.

В 2005 г. стали говорить о возникновении новой платформы Интернета. Многие её

^ Рождение Интернета ^1969

История Интернета

► 1971 .Файловые архивы ^1971 ..Электронная почта ^1972 ..Группы новостей ►1980 . IRC ^1987 ^ Всемирная паутина ^1993 , ICQ ~1996

196» 1969 11973 |1977 | 1981 | 1985 |1989 | 1993 I 1997

2000

Рис. 2. Лента времени «Развитие Интернета до Всемирной паутины»

называли «Веб 2.0» [1], позднее прижилось название «Социальные сети». Новые веяния заключались в появлении и успешном функционировании сетевых приложений, обрабатывающих контент, созданный множеством людей — пользователей сети. Таким образом, у огромного числа людей во всём мире появилась техническая возможность делиться созданной ими информацией (фотографии, видеоролики, звукозаписи и т.п.) со всем сетевым сообществом. Это оказалось очень популярным и модным явлением. Появились даже названия сервисов, в которые включалось слово «поделись», например SlideShare — поделись слайдами. Однако сразу возник вопрос об авторском праве и праве копирования на этот огромный общедоступный архив информации. Одним из решений вопроса стало появление технологии видже-тов, позволяющей, не копируя ресурс, встраивать его в любой блог, веб-страницу или презентацию. Со стороны права стала разрабатываться международная лицензия Creative Commons, дающая возможность собственнику объекта авторского права

безвозмездно распространять свой продукт с определёнными настраиваемыми степенями свободы.

Командой Google Chrome совместно с графическими студиями Hyperakt, Vizzuality, MGMT.design и GOOD разработана интерактивная инфографика по эволюции технологий Интернета (рис. 2). В предисловии к графике говорится следующее.

Современный Интернет — это постоянно растущее число страниц и веб-приложений, связанных между собой ссылками. Он полон видеороликов, фотографий и интерактивного контента. Однако взаимодействие веб-технологий, благодаря которым всё это так слаженно работает, остаётся скрытым от глаз обычного пользователя. Веб-технологии постепенно развились до такого уровня, что у разработчиков появилась возможность создавать веб-содержание нового поколения. Сегодняшний Интернет является результатом непрерывных усилий открытого веб-сообщества, которое помогает разрабатывать такие технологии как HTML5, CSS3 и WebGL и добивается их поддержки всеми браузерами.

Рис. 3. Эволюция Интернета (источник: http://www.evolutionoftheweb.com)

Сотмилшрм у пшгогмие шесты тшоломуу Ч

Цветные ленты на инфографике представляют взаимосвязи между веб-технологиями и браузерами, благодаря которым стало доступно огромное количество функциональных веб-приложений. На рисунке видно, что темп развития веб-технологий со временем сильно увеличился.

Социальные сети Интернета охватили огромное количество пользователей. По оценкам компании Statista Inc., в 2016 г. социальные сети охватили 2,13 млрд пользователей Интернета. Социальные сети являются одним из самых популярных способов проводить время в Интернете (реальная альтернатива телевизору). Он включает в себя как общение с людьми, так и чтение последних новостей, научного и образовательного контента.

Социальная сеть (от англ. social networks) — это

• интернет-площадка, которая позволяет зарегистрированным на ней пользователям размещать информацию и коммуни-цировать между собой, устанавливая связи. Контент на этой площадке создаётся непосредственно самими пользователями (UGC — user-generated content);

• онлайн-сообщество пользователей, имеющих общие интересы, созданное для обмена информацией между его членами на одном веб-ресурсе;

• сеть социумов;

• медиасервис, в котором зарегистрированные пользователи бесплатно выкладывают принадлежащий им контент в открытый доступ под открытой лицензией с целью дальнейшего распространения.

Совокупность социальных сетей Интернета образует цифровую социальную среду, которая расширяет традиционную соцсреду, не заменяя её.

Социальную сеть педагоги могут рассматривать и как новую модель обучения, и как источник знания. Педагоги могут построить свою образовательную соцсеть, используя медиасервисы и блоги и взаимодействовать с учениками через подписки и rss-ленты. Социальную сеть можно сделать открытой или закрытой, общей или специализированной. В основе построенной образовательной соцсети лежат обмен

идеями и материалами, сотрудничество в разработке совместного проекта. Обучение посредством социальных сетей на английском языке называют е-learning 2.0, или social learning, а если добавить сюда мобильные гаджеты, то речь пойдёт уже о мобильном обучении mobile learning или mLearning.

Одно из направлений в e-learning 2.0 подразумевает обучение по какой-то теме в тот момент, когда у учащегося возникает потребность в этих знаниях (just-in-time learning — «обучение по потребности»). В этот момент учебное заведение должно предоставить учащемуся необходимую информацию и дать ответы на его вопросы.

В информационную эпоху знание является главным стратегическим ресурсом общества. Индустриальное общество характеризуется тем, что в нём используется так называемое практическое знание. Там главенствует инженер, он наблюдает, проводит эксперименты, внедряет полученные результаты (упрощённо: сделали модель самолёта, испытали её в аэродинамической трубе, после этого построили самолёт). Но в постиндустриальном мире самолёты уже конструируются по математическим моделям, создаваемым с помощью сложного программного обеспечения и мощных компьютеров. Именно такой подход, когда в основу кладётся теоретическое знание, а не практическое, и доминирует в информационном обществе [3].

Поэтому совершенно ясно, что системе образования необходимо готовить высокообразованных граждан, способных к сложному интеллектуальному трудовому процессу, с одной стороны, а бизнесу, с другой стороны, необходимо предлагать на рынке труда соответствующие места.

Но может ли Интернет со своими огромными информационными ресурсами и развитыми сервисами поиска и обмена контента заменить систему классического образования в стране? В Интернете можно выделить немалое количество открытых образовательных ресурсов, посредством которых любой гражданин, имеющий к ним доступ, может обучаться как самостоятельно, так и в группе, под управлением педагога или без управления.

Однако необходимо заметить, что во время очного обучения студенты нередко прибегают к ресурсам Интернета, не относящимся к образовательным или научным, с тем чтобы ликвидировать пробел в своих знаниях, вызванный либо отсутствием на занятиях, либо непониманием предложенного учебного материала. В этом случае, как правило, студенты попадают на некачественную информацию, которая не улучшает их знания, но увеличивает их заблуждения по поводу всемогущности Сети.

Например, обучая студентов современным технологиям веб-дизайна, автор статьи сталкивается с тем, что они всё время черпают из Интернета информацию об официально устаревших и неприменяемых более тегах как о современных. При этом они пытаются это всё на практических занятиях сдать и очень удивляются своим неудачам.

Описываемая проблема состоит в том, что в Интернете пока нет инструментов и методов, позволяющих автоматически отбирать качественную (валидную) информацию. Один из всеобщих законов диалектики утверждает, что непрерывный рост количества должен переходить в качество. Пока только идёт поиск решения этой проблемы под названием «семантическая паутина» [2]. Ещё создатель Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли говорил о семантической паутине как о пути развития Всемирной. Традиционная паутина основана на стандарте HTML, который не даёт программным роботам в полной мере осуществлять семантический анализ публичной информации, поэтому будут приняты новые стандарты опи-

сания информации. Над этим уже ведётся работа, в том числе консорциумом Всемирной паутины ^3С). □

Литература

1. О'Рейли Тим. Что такое Веб 2.0 // Компьютера. — 2005. — 18 октября.

2. Салтыков С. Семантический веб. — ИКр^/эеоШШоп.ш/Поисковоепродвиже-ние/ОбучениеБЕО/Семантическийвеб. аэрх.

3. Хохлов Ю. Наша страна развивается по одному из худших сценариев // Босс-1Т. — 2005. — № 1. — http://www. bossmag.ru/apps/2005-apps/apps-01-2005-g/yurij-khokhlov-nasha-strana-razvivaetsya-po-odnomu-iz-khudshikh-stsenariev.html.

Literatura

1. O'Rejli Tim. Chto takoe Veb 2.0 // Komp'yutera. — 2005. — 18 oktyabrya.

2. Saltykov S. Semanticheskij veb. — http:// seotuition.ru/Poiskovoe prodvizhenie/ ObuchenieSEO/Semanticheskijveb.aspx.

3. Hohlov YU. Nasha strana razvivaetsya po odnomu iz hudshih scenariev // Boss-IT. — 2005. — № 1. — http://www.bossmag.ru/ apps/2005-apps/apps-01-2005-g/yurij-khokhlov-nasha-stranarazvivaetsya-po-odnomu-iz-khudshikhstsenariev.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.