Научная статья на тему 'Эволюция институтов развития в фармпромышленности России'

Эволюция институтов развития в фармпромышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ГОСЗАКАЗ / ТЕХНОПОЛИС / ТЕХНОПАРК / ГОСКОРПОРАЦИЯ / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / GOVERNMENT CONTRACT / TECHNOLOGY TOWN / TECHNOLOGY PARK / GOVERNMENT-OWNED CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянов Д. В.

Рассмотрена эволюция институтов развития в фармпромышленности. Выполнен анализ современного состояния фармотрасли, выявлены основные проблемы инновационного развития, для решения которых можно использовать различные инструменты и институты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the evolution of development institutions in the pharmaceutical industry. It analyses the current state of pharmaceutical industry, identifies the main problems of innovative development. Various tools and institutions can be used in order to solve these problems.

Текст научной работы на тему «Эволюция институтов развития в фармпромышленности России»

УДК338.23

Д. В. Емельянов

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В ФАРМПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Ключевые слова: фармпромышленность, институты развития, госзаказ, технополис, технопарк,

госкорпорация.

Рассмотрена эволюция институтов развития в фармпромышленности. Выполнен анализ современного состояния фармотрасли, выявлены основные проблемы инновационного развития, для решения которых можно использовать различные инструменты и институты.

Keywords: pharmaceutical industry, development institutions, government contract, technology town, technology park, government-owned corporation.

The article describes the evolution of development institutions in the pharmaceutical industry. It analyses the current state of pharmaceutical industry, identifies the main problems of innovative development. Various tools and institutions can be used in order to solve these problems.

Фармацевтическая промышленность является одной из самых высокотехнологичных, на продукцию которой всегда есть спрос, объем рынка увеличивается с каждым годом.

В 2010 году емкость российского фармацевтического рынка составила 654335 млн. рублей, что больше на 6.4%, чем в 2009 году. Сегменты рынка, обеспеченные государственным финансированием росли быстрее, чем коммерческий сегмент. В таблице 1 можно увидеть структуру и динамику фармацевтического рынка России за 2009-2010 годы.

Таблица 1 - Структура и динамика российского фармацевтического рынка в 2009-2010г.г.

Объем, млн. руб. 2009 г. 2010г. прирост в %

Коммерческий сегмент 365535 385617 5.5

парафармацевтика 115974 118293 2.0

Госпитальные закупки 56869 62025 9.8

Дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО) 76711 88400 15.2

Итого 614688 654335 6.4

По результатам 2011 года прогнозируются более высокие темпы роста фармрынка в 12-15%. Предполагается, что к 2020 году объем продаж лекарственных средств будет составлять более одного трлн. рублей, что соответствует среднеевропейскому уровню потребления лекарственных препаратов [1 ].

В то же время доля российских лекарств на рынке по объему составила 65%, в стоимостном выражении составляет около 25%, остальные лекарства завозятся из-за рубежа.

На рынке медицинской техники доля отечественного произволства по стоимости оценивалась в 20% [2].

Основные фармацевтические заводы построены в советское время и требуют коренной модернизации и перехода на международный стандарт качества ОМР. Предприятия не способны обеспечивать население РФ современными лекарствами основной номенклатуры, весь цикл производства которых, находился бы на территории РФ. Низкий уровень инноваций и технологий, не могут обеспечить даже в перспективе развитие фармпромышленности РФ. В отрасли работает около 660 производителей. На долю двадцати самых крупных из них

приходится по результатам 2010 года около 71,68% российского рынка. К ним относятся ОАО»Фармстандарт (в составе 5 заводов), Штада СНГ, ФГУП НПО «Микроген», «ОАО»Валента Фармацевтика, ЗАО «Фарм-Центр», ЗАО «ФармФирма» Сотекс», ОАО «Верофарм», ОАО»Акрихин» и др. Татарстанское предприятие «ОАО

«Татмедфармпрепараты» в 2009 году имел долю в 1.12%, по результатам 2010 года доля снизилась до 1.0%. И если крупные предприятия, часть из которых являются подразделениями мировых лидеров фарминдустрии, еще находят средства на модернизацию и инновации, то большая часть средних и мелких предприятий находятся на грани банкротства, если не выпускают какой- либо редкий, но необходимый продукт для рынка.

В утвержденной Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года проведен анализ развития фармотрасли. Из него следует, что особо тяжелое положение сложилось в производстве фармсубстанций для фармпромышленности. В настоящее время российская фармацевтическая промышленность использует около 8 тысяч условных тонн субстанций в год, из которых около 1,7—1,9 тысяч условных тонн производят российские предприятия, остальное закупается за рубежом. Доля высокотехнологичных субстанций (более 6 стадий синтеза) составляет 35% (в том числе 15%, произведенных в РФ) в количественном выражении и 34% (в том числе 5%, произведенных в РФ) в денежном, а доля биотехнологических, соответственно, — 39% в денежном выражении, из которых в РФ производится всего 2%. Для сравнения, в 1992 году в России производилось 272 наименования фармацевтических субстанций общим объёмом около 17 тысяч условных тонн, что покрывало потребности российских фармпредприятий от 70% до 100%; За период с 1992 по 2008 годы объем производства субстанций в Российской Федерации сократился более чем в 20 раз [3].

Производство фармсубстанций является не самым рентабельным бизнесом. Только выпуская их в больших объемах можно рассчитывать на прибыльную деятельность. Основными странами, из которых происходят поставки на российский рынок, являются Китай и Индия (суммарно около 70% от всего импорта субстанций в 2007 году).

Для изменения существующего положения дел нужны инвестиции в развитие фармотрасли. Все это требует значительных объемов финансирования, привлечь которое помогут специально созданные государством и частным бизнесом институты развития.

Какого-либо законодательного определения института развития в российской правоприменительной практике нет. Разные авторы дают различные трактовки этого понятия.

Э. Набиуллина, министр МЭРТ РФ, [4] дает такое определение: «Институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационныепроцессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Основная цель институтов развития - преодоление, так называемых, «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики. Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам».

Другие авторы [5] считают, что «институты развития - специализированные государственные (квазигосударственные) корпорации (компании), деятельность которых направлена на устранение «провалов рынка», сдерживающих экономическое и социальное развитие страны».

Е.Р. Богатова [6] пишет, что «институты развития - это организационные структуры, специально создаваемые государством с целью реализации и софинансирования важных для экономики и общества проектов, развития приоритетных отраслей и инфраструктуры, перераспределения в их пользу ресурсов».

На мой взгляд, нужно рассматривать это определение шире. «Институты развития это государственные и негосударственные корпорации, общественные организации, деятельность которых, кроме обычных целей организаций такого типа, направлена на решение важных с точки зрения государства и общества проектов, развития приоритетных отраслей и инфраструктуры, перераспределения в их пользу ресурсов с использованием различных административных, правовых, экономических и рыночных механизмов».

Среди всего спектра институтов развития можно выделить финансовые организации, осуществляющие прямое или косвенное финансирование приоритетных проектов (банки развития, так называемые «посевные» фонды, страховые и лизинговые компании и др.) и нефинансовые, предоставляющие инфраструктуру, облегчающую ведение

предпринимательской деятельности и оказывающие специальные услуги (ОЭЗ, технопарки, бизнес-инкубаторы, биржи и др.) [7] .

В настоящее время в нашей стране действует ряд институтов развития, к которым относятся:

- Инвестиционный фонд Российской Федерации;

- Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;

- ОАО «Российская венчурная компания»;

- ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»;

- Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий»;

- Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ»;

- ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»;

- ОАО«Росагролизинг»;

- ОАО «Российский фонд информационно-коммуникационных технологий»;

- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Кроме того, в различных субъектах Российской Федерации создано более 200

организаций, которые, исходя из осуществляемых функций, могут быть отнесены к институтам развития. Ключевыми направлениями деятельности региональных институтов развития являются поддержка малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания.

В Республике Татарстан действуют:

- «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан»,

- Инновационно-производственный технопарк "ИДЕЯ",

- Технополис «Химград»,

- свободная экономическая зона «Алабуга»,

- Камский индустриальный парк «Мастер» и др.

Первые примеры участия институтов развития в реализации инвестиционных проектов и программ в биотехнологической, медицинской и фармацевтических областях уже имеются. Если в начале создавались государственные корпорации, обладающие крупными финансовыми ресурсами, то в дополнение к ним были созданы региональные фонды, бизнес-инкубаторы и технополисы , стали создаваться свободные экономические зоны, привлекаться частный капитал в рамках государственно-частного партнерства, в процесс включилась Московская межбанковская валютная биржа, на которой под эгидой «РОСНАНО» была создана специальная площадка для инновационных компаний, на которой они могли бы размещать акции и привлекать дополнительный капитал для развития, а также повышать свою рыночную капитализацию . На бирже уже торгуются акции ОАО «Протек», ОАО «Фармстандарт», ОАО «ВероФарм» и др.

Госкорпорация Внешэкономбанк (ВЭБ) и группа компаний «Ренова» заключили соглашение о сотрудничестве в организации и финансировании инвестиционных проектов и программ в области производства сырья для фармацевтической промышленности и лекарственных средств, производства медицинской техники и изделий медицинского

назначения, развития инновационных биологических и фармацевтических технологий. Госкорпорация «Ростехнологии» будет содействовать реализации проектов ЗАО «СИА Интернейшнл ЛТД» на территории Российской Федерации, связанных со строительством и модернизацией производственных и дистрибьюторских активов фармацевтической отрасли. Особое внимание при взаимодействии будет уделено повышению конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности через трансферт новых технологий и вовлечение международных фармацевтических производителей, ведущих мировых дистрибьюторских компаний в совместные проекты, а также стимулированием разработки и производства инновационных лекарственных средств [8].

Внешэкономбанк заявил о готовности инвестировать 1,5 млрд. рублей в создание фармацевтического кластера под Смоленском. Используется для разработки новых лекарств и технологий инновационный центр «Сколково», в котором организован биомедцинский кластер. Стратегической целью деятельности биомедицинского кластера «Сколково» является создание инфраструктурной экосистемы для инноваций в области биомедицинских технологий. В кластере определены четыре основных направления — биомедицина (геномные и постгеномные биомедицинские технологии, клеточные технологии, комплексные методы диагностики и лечения, медицинское оборудование и материалы), биофармацевтика (собственно, лекарственные средства), системная биоинформатика и промышленные биотехнологии (как междисциплинарное направление). Компания «Фармальянс» планирует здесь создать группу лекарственных препаратов с высоким экспортным потенциалом, относящихся к принципиально новому классу N-ацильных производных биогенных аминов и их аналогов. В исследованиях также участвует компания Scandic Pharma и специалисты Хельсинского университета. Проект рассчитан на три года, по его результатам должен быть получен ряд лекарственных кандидатов, прошедших первую фазу клинических исследований, а также привлечены соинвестиции для дальнейшего продолжения клинических исследований и освоения производства лекарственных препаратов. Другая компания, «Квантум

Фармасьютикалс», займется в «Сколково» проектом по разработке инновационных лекарственных препаратов против нескольких вирусов, включая грипп и ВИЧ с одинаковым механизмом действия (ингибирование матричных протеинов вирусов) [8].

Республика Татарстан подготовила проект программы развития фармацевтической промышленности, которую должна принять до конца 2011 года. В ней также одной из задач декларируется создание фармацевтического кластера. Все подготовительные работы уже завершены, но не определены источники финансирования.

К сожалению, выделяя большие деньги для институтов развития, государство далеко не всегда эффективно управляет ими. Именно поэтому часто используется форма государственно-частного партнерства, где управляют данными программами не чиновники, а эффективные частные управленцы. Конечно, в ряде случаев текущие результаты оказываются ниже ожидаемых из-за того, что сами по себе поддерживаемые проекты не могут дать быструю отдачу. Особенно ярко это проявляется в производстве фармсубстанций, когда период от разработки молекулы до промышленного производства занимает более 10 лет и здесь без помощи институтов развития не обойтись.

Литература

1. Российский фармацевтический рынок растет, несмотря на мировой экономический кризис [электронный ресурс] URL: http:// www.dsm.ru/marketnews/1116_10.02.2011

2. Гурков И. Б., Гольдберг, А. С., Шибанова О. А. Инновационный процесс в российской медикофармацевтиеской отрасли- в поисках ростков «новой экономики»/ И. Б. Гурков, А. С. Гольдберг ,О.А. Шибанова//ЭКО.-2010.-№3.-С.76-93.

3. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020

года . Утверждена Приказом Минпромторга России от 23.10.2009 г. №956 [электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» URL:http://

www.consultant.ru/onlin/base/?req=doc$base=LAW:n=94066.

4. Набиуллина Э. Доклад "О задачах институтов развития по диверсификации экономики Российской

Федерации". На заседании Правительства РФ от11.10.2007г. [электронный ресурс]

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/institute/

5. Солнцев О. Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта /О.Г.Солнцев, М.Ю.Хромов ,Р.Г. Волков [электронный ресурс] http://institutiones.com/general/1386-instituty-razvitiya.html

6. Богатова Е. Р. Институты развития - что это такое?/Е.Р.Богатова [электронный ресурс] http: www.vkursedela.ru/article5129.

7. Стоянова Я.О. Технополисы и их место в инновационной инфраструктуре экономики региона на примере технополиса «Химград» Республики Татарстан/Я.О. Стоянова, В. В. Авилова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №3. - С. 186-189.

8. Радужные перспективы российского фармрынка. [Электронный ресурс ]

http://www.gmpnews.ru/2010/10/raduzhnye-perspektivy-rossijskogo-farmrynka/

9. Петров А. П. Концепция формирования Уральского фармацевтического кластера /А.П. Петров, А. А. Петров//Экономика региона. - 2011. - №2. - С.213-220.

© Д. В. Емельянов - соиск. каф. экономики КНИТУ, нач. отдела закупок ГУП «Таттехмедфарм», danii2000@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.