Эволюция идеологии и практики современных праворадикальных партий Западной Европы: от расово-национальных идей фашизма к антииммиграционному дискурсу
Evolution of ideology and practice of modern right-wing radical parties in Western Europe: from racial-national ideas of fascism to anti-immigration discourse
Васильев Вадим Евгеньевич
Студент 2 курса Факультет Политологии Санкт-Петербургский государственный университет Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9
e-mail: [email protected]
Vasiliev Vadim Evgenievich
Student 2 term Faculty of Political science St Petersburg University 13B Universitetskaya Emb., St Petersburg, Russia e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье анализируются расово-национальные идеи в идеологии крайне правых партий. Авторы приходят к выводу, что к таким идеям относятся: крайний национализм, шовинизм, ксенофобия, расизм и миф о возрождение нации из «культурного упадка». Авторы прослеживают эволюцию этих идей и их современное состояние в рамках идеологии крайне правых партий, которое связанно с отказом от насилия. Наличие расово-национальных идей в идеологии современных крайне правых позволяет сделать вывод об их таксономии. Целью данной работы является разрешение вопроса об принадлежности праворадикальных партий к неофашистским организациям, посредством обозначенного анализа на примере следующих организаций; партия «Новая Сила» в Италии; «Национальное объединение» во Франции; «Австрийская партия свободы» в Австрии; «Британская национальная партия» и «Фламандский интерес» в Бельгии.
Annotation.
This article analyzes racial and national ideas in the ideology of extreme right-wing parties. The authors conclude that such ideas include: extreme nationalism, chauvinism, xenophobia, racism, and the myth of the nation's rebirth from "cultural decline". The authors trace the evolution of these ideas and their current state within the ideology of far-right parties, which is associated with the rejection of violence. The presence of racial and national ideas in the ideology of the modern extreme right allows us to draw a conclusion about their taxonomy. The aim of this work is the resolution of the question of right-wing parties belonging to neo-fascist organizations, indicated through analysis of the following organizations; the party "Forza Nouva" in Italy; "National Association" in France; "Austrian freedom party" in Austria; "British national party" and "Vlaams Belang" in Belgium.
Ключевые слова. праворадикальные партии, фашизм, неофашизм, неонацизм, крайний национализм, ксенофобия, шовинизм, нативизм, культурный расизм, исламофобия, мигрантофобия, дискриминация, политика мультикультурализма, миграционный кризис.
Key words. right-wing radical parties, fascism, neo-fascism, neo-Nazism, extreme nationalism, xenophobia, chauvinism, nativism, cultural racism, Islamophobia, migrant-phobia, discrimination, policy of multiculturalism, migration crisis.
Несмотря на то, что в связи с запретами законодательства современной Европы ярые антиконституционные и антидемократические силы являются подпольными и маргинальными, у либеральной демократии есть серьезные противники. Наибольшие угрозы и вызовы восходят от набирающих все больший политический вес праворадикальных партий, которые все чаще прибегают к реакционной политике и фашистской риторике. Не случайно в научный оборот введен внушительный набор понятий, с помощью которых пытаются дать наилучшее определение современным партиям крайне правого толка: начиная от «популистов», «евроскептиков», «национал-консерваторов» и заканчивая «праворадикалами», «экстремистами» и «неофашистами» [1, с. 37]. При этом страновые и межстрановые (в рамках выборов в Европейский парламент)
электоральные успехи и прирост голосов избирателей в последние 2 десятилетия указанных партий не могут не вызывать опасения и актуализировать вопрос об их идеологической принадлежности и таксономии.
Исходя из классических направлений (социально-историческое, психосоциальное, экономическое, марксистско-советское) исследования феномена фашизма становится ясно, что ученые так и не пришли к общему мнению [2 с. 167]. Отсюда нет и максимально полной таксономии характеристик фашизма, что, создает проблемы при осмыслении эволюции рассматриваемых идей и их отражения в современных праворадикальных партиях.
Вместе с тем разрешить эту проблему можно исходя из современных исследований. Они демонстрируют, что базовыми характеристиками фашизма с точки зрения идеологии в различных его проявлениях являются: крайний национализм, шовинизм, ксенофобия, биологический расизм и палингенетический миф [9; 24; 29 с.39; 26; 3 с. 227; 20; 31]. Таким образом, неофашизм, представляет явление неотрывно соотносимое в этих идеологических аспектах с фашизмом. Стоит отметить, что указанные идеи применительно к современности, так или иначе, отличаются от ортодоксальных, поскольку, во-первых, апеллируют особенностями иной к конкретно-исторической ситуации, во-вторых, эти идеи используются в более мягкой форме, поскольку ограничены юридическими запретами и правилами политической игры, что, и способствует их эволюции и дистанцированию.
Учитывая это, некоторые ученых усматривают отражение этих идей в идеологиях крайне правых партий. Так, например, совокупность идей национализма, шовинизма и ксенофобии получило отражение в понятии нативизма. В рамках этой идеологической установки общества признаются односоставными по национальному признаку, инородные же элементы таких обществ воспринимаются как угрожающие культуре, ценностям, нации в целом. Проведённый анализ программ праворадикальных партий, подтверждает, что позиции нативизма осуждают идеи мультикультурализма и интеграции, и проявляют негатив в отношении национальных и религиозных меньшинств [4, с. 16]. Если в Восточной Европе с позиций нативизма стигматизируются национальные меньшинства, имеющие давнюю историю проживания на территории этих стран (самый яркий пример: ромалы), то в Западной объектом нативизма, все чаще, становятся последствия миграционной политики - трудовые мигранты и беженцы. После событий сентября 2011 г., нативизм используется с этнорелигиозных позиций, отождествляя приверженцев ислама с насильственными практиками [6, с. 92]. В отношении эволюции идеи расизма, можно утверждать, что сегодня он основывается не на генетических и фенотипических особенностях, а на различных культурных ценностях, религиозных практиках, обычаях и образе жизни, декларируя при этом культурную несовместимость [17, p. 411].
В качестве наглядной иллюстрации выше озвученных предположений, представляется возможным провести анализ идеологии и практики некоторых крайне правых партий в Западной Европе. В частности, таких, как: «Лига Севера для независимости Падании», партия «Новая Сила» в Италии; «Национал-демократическая партия» и партия «Альтернативы» в Германии; «Национальное объединение» во Франции; «Австрийская партия свободы» в Австрии; «Британская национальная партия» и «Фламандский интерес» в Бельгии.
Италия. Партия «Новая сила» («Forza Nuova»), была учреждена в 1997 г. в Великобритании, находящимися в эмиграции, бывшими лидерами неофашистского движения национальных правых (MSI) -Миссимо Марселло и Роберто Фиоре. Последний являлся депутатом Европарламента в 2008-2009 гг. Согласно ее политической программе, которая называется «Italia agli Italiani» («Италия для Итальянцев»), партия выступает против нелегальной иммиграции, видя в мигрантах болезненную рану гармоничного сосуществования народов и основных нарушителей общественного порядка. Решением этой проблемы, партия признает депортацию «неугодных» народов. Придерживаясь идей традиционного фашизма, выступает за создание структур корпоративного типа [21] Помимо всего прочего, «Новая сила», декларирует отмену законов о воссоздании фашисткой партии и о запрете пропаганды расовой ненависти. А также придерживается взглядов расизма и
антисемитизма во многом благодаря влиянию Юлиуса Эволы, которого некоторые исследователи относят к одному из идеологов неофашизма [22, р. 52-72]. Даная партия участвует в парламентских выборах, однако большого успеха не имеет, тем не мене является представленной практически во всех регионах Италии.
Поводом отнесения данной партии к организациям, использующим расово-национальные идеи фашизма, послужили выдвигаемые ей крайне националистические тезисы: «Любое культурное влияние, несовместимое с европейской традицией, которое является греко-римской и христианской, должно быть отвергнуто»; «Отвергнуть любое культурное влияние, вытекающее из шариата». Шовинистские лозунги: «Национальное сопротивление в отношении массового вторжения иностранцев», «Ни один иностранец не может въезжать без причины на нашу территорию, миграционные потоки должны быть аннулированы и обращены вспять»; «Депортировать людей из стран ЕС, не имеющих европейского происхождения в страны происхождения, начиная от нелегальных иммигрантов и заканчивая теми, кто несет ответственность за преступления и пропаганду исламистов» [21].
Как видно из представленных положений лица, которые придерживаются иных культурных ценностей, отличных от европейских, воспринимаются в качестве объекта ненависти, сопряжены с опасениями разрушения традиционных ценностей, социальной структуры и экономики.
Великобритания. Согласно последним данным национальной статистической службы Великобритании показатели иммиграции с конца 2016 г. в целом остаются стабильными. При этом за 2018 г. в страну приехало 627 тыс. человек, такое число не сильно отличается от числа мигрантов, прибывших в 2015 г., то есть в год начала миграционного кризиса. Однако необходимо учитывать число уже прибывших в эту страну иммигрантов за предыдущие годы, их, как и в других странах по-прежнему остается большое количество [32]. Подобная ситуация, способствует радикализации Британской национальной партии (БНП), объявившей себя единственной силой в стране способной справиться с неконтролируемыми масштабами миграции.
БНП - крупнейшая крайне правая партия Великобритании. Была создана, когда смещённый председатель неонацистской партии «Национальный Фронт» Дж. Тондолл, заявил о создании «Нового Национального фронта», а затем преобразовал эту организацию в 1982 г. в партию. БНП изначально была преемственна БНФ и позиционировала себя как расистская и неонацистская партия. Для наилучшего понимания идеологии партии необходимо отметить, что во время руководства Тондоллом она, придерживалась палингеннетической риторики, озвученной в программном произведении «одиннадцатый час». В нем страна признавалась находящейся в культурном упадке, для разрешения которого необходимо обернуть процесс вспять и обеспечить возрождение нации. В качестве политической цели БНП, признавалось достижение для страны такого состояния, где бы могла существовать «благородная раса, достигающая максимально возможных стандартов нравственности, здоровья, силы и красоты, живущая на земле, очищенной от заразы, грязи, уродства и дегенеративных проявлений, в полной гармонии с естественным порядком вещей» [34].
В программе 1997 г. риторика партии немного изменилась, расизм перестал носить экстремистские формы. Признавалось, что партия ценит расовое наследие и стремится сохранить его. Присутствовало также противопоставление «белых» народов с другими. Чёрная иммиграция описывалась в таких категориях, как угроза выживанию нации, как нашествие и вторжение, и представлялась как расовая проблема. Однако самое важное, БНП выступала за депортацию небелого населения, однако без применения насилия, то есть уже в 1997 г. партия начала дистанцироваться от неофашистских идей только с точки зрения отказа от насилия.
Со сменной руководства партии и приходом к лидерству в 1999 г. Ника Гриффина, идеологию начали активно адаптировать к либерально-демократическим ценностям. Модернизация шла по линии от ярого антисемитизма к антииммигрантской риторики. Теперь главным объектом нападок являются иммигранты из
стран 3 мира, в особенности представители мусульманской конфессии и мусульманские общины на территории Великобритании. Расистские тезисы партии переросли в постулирование культурного расизма: «БНП не считает, что какая-либо одна раса превосходит другую, просто все расы разные». Произошёл отказ от принудительной депортации небелого населения, она сменилась добровольным поощрением «цветных» иммигрантов покинуть страну за вознаграждение [12].
Тем не менее, модернизация не привела к серьезным изменениям в идеологии БНП, ее основу по-прежнему составляют национализм и расизм (партия считает, что Великобритания не должна принимать «небелых» иммигрантов и мусульман); антисемитизм (БНП отрицает Холокост, а лидер партии Ник Гриффин неоднократно заявлял, что еврейская община Великобритании осуществляет полномасштабный контроль над СМИ) [13].
Франция в послевоенное время была странной иммиграции. В современное время ситуация обострилась, в стране возросло количество нелегальных иммигрантов и лиц, получивших статус беженца. С приростом количества таких лиц во Франции усиливались антиимигрантские настроения.
Наиболее преуспевшей в этом плане является партия «Национальный фронт». Она была основана в 1972 г. Жан-Мари Ле Пеном. У истоков создания партии стояли бывшие и активные члены ультраправых экстремистских организаций, таких как, например, «Организация Тайной Армии». Дискриминации иммигрантов идеология партии уделяла внимание ещё в 1980-е гг., поскольку в это время страна столкнулась с волной иммиграции. Более того, это объясняется и тем фактом, что НФ наиболее популярна среди коренных французов. В этот же период НФ вводит в идеологию требование «национальной приоритетности», что означает приоритет для коренных французов в области социальной политики. Объявляя иммигрантов виновниками социально -экономических проблем, НФ призывал насильно депортировать иммигрантов на родину.
С 2002 г., идеология партии более радикализировалась, это связано с периодом президентства от правых сил Жана Ширака и увеличивающегося процента иммигрантов. Соответственно, Ж-М. Ле Пен поднимал рейтинг партии, играя на экономических страхах населения, связанных с миграцией. Среди функционеров НП появились такие высказывания: «Иммигранты получали право оставаться, затем получали гражданство. Но не становились французами. Таким образом, быть французом уже ничего не значило. Никакого общего прошлого. Никакого желания построить будущее вместе. Наша страна исчезала» [25, p. 70]. На основах крайнего национализма Ж.-М. Ле Пен отверг и референдум принятия единой конституции для стран ЕС, заявив следующее «Я французский националист. Я убежден в том, что нация даже в наши времена, в начале XXI века, остается наиболее эффективной формой для защиты свободы, безопасности и самобытности французов» [7]. Руководители фронта в отношении озвученного феномена использовали такие, слова как «вторжение», «катастрофа», «колонизация». Имел место и палингенетический аспект, выразившейся в тезисе, что приезжие ведут французскую культуру и французскую нацию к упадку и к ближайшей смерти. К примеру, в программе от 2007 г. прямо указывалось, что «источником болезненных симптомов, которыми страдает наша страна, является иммиграционная политика». Дискриминацию на экономических основаниях хорошо отражает лозунг: «один миллион иммигрантов - 1 миллион безработных французов».
Для разрешения этих проблем программа предлагала не менее радикальный выход, в частности говорилось:
1. Свести иммиграцию до нуля, путём депортации мигрантов и ужесточения процедуры получения французского гражданства и убежища.
2. Приём на работу, получение жилья и других льгот только в соответствии с принципом национальной предпочтительности [15].
Таким образом, на первом этапе эволюции идеологии НФ при руководстве Ж. -М. Ле Пена сформировался идеологический лейтмотив, признающий иммигрантов виновниками практически всех бед Франции, некой разрушительной силой, несущей угрозу национальной идентичности. Именно с этих позиций строилась ксенофобия, шовинизм и дискриминация в отношении мигрантов. НФ до сих пор постулирует идеи неофашизма, однако не в той радикальной форме. Да и если сравнивать программы основателя партии и его дочери, то можно констатировать, что, возглавив партию в 2011 г., Марин Ле Пен проводила стратегию дедемонизации, активно избавляясь от наследия отца: антисемитизма, явно выраженной ксенофобии, крайнего национализма.
Но несмотря на это эти идеи все ещё присутствуют в идеологии партии. Для подтверждения этого тезиса достаточно проанализировать современную программу. Для более полного понимания следует отметить, что название партии с 1 июня 2018 г. изменилось на «Национальное объединение». Целью этого объединения, как заявлено на сайте, является обьединение французов для реализации национального проекта восстановления. Перед президентскими выборами 2017 г. была принята программа «144 президентских обязательства», ставшая программой НФ в целом [10]. Для демонстрации сохранения идей крайнего национализма и нативизма приведем следующие тезисы программы:
1. «Защищать национальную самобытность, ценности и традиции французской цивилизации. Включить в Конституцию защиту и пропаганду нашего исторического и культурного наследия».
2. «Установить французское гражданство в привилегии для всех французов путем включения в Конституцию принципа национальной предпочтительности». Как видно, принцип «национальной предпочтительности» построенный на дискриминации «нефранцузов» и лишения их определённых привилегий по национальному признаку сохранился.
3. «Содействовать борьбе с коммунитаризмом. Включить в Конституцию принцип: «Республика не признает никакой общины». Явное проявление культурного расизма, направленного против исламских общин, и исходящего из несовместимости либерально-демократических ценностей и традиций с ценностями исламской культуры.
4. «Сделать невозможным легализацию или натурализацию иностранцев в нелегальной ситуации. Упростить и автоматизируйте их высылку».
5. «Содействие республиканской ассимиляции, принцип, который более требователен, чем принцип интеграции»
6. «Сократить законную иммиграцию до годового баланса в 10 000. Прекратить автоматическое воссоединение семьи, а также автоматическое приобретение французского гражданства по браку»
7. «Чтобы исключить право на землю: приобретение французского гражданства будет возможно только путем происхождения или натурализации, условия которой, к тому же, будут более требовательными. Удалить двойное неевропейское гражданство»
8. «Остановить иммиграцию, укрепить французскую идентичность».
В этих положениях можно видеть, как умеренную, так и полную неприязнь иммигрантов, восприятия их как врагов, угрожающих как нации, так и экономике страны, соответственно, это свидетельствует о проявление этнической ксенофобии. В отношении легальной (трудовой) иммиграции выявляется также неприязнь, однако более умеренная, чем в случае с нелегальной, в целом в этой связи можно видеть требования сокращения и ужесточения потоков этой миграции.
9. «Укрепление единства нации через продвижение национального романа». В этом тезисе подразумеваемся восхвалении истории строительства нации, величия нации, при замалчивании некоторых моментов.
К этому стоит прибавить некоторые высказывания М. Ле Пен. Ещё во время ее визита в 2012 г. в Россию. В интервью газете «Комсомольская правда» она заявляла, что: «Ислам легко идет рука об руку с глобализацией. Почему? Что у них общего? Ислам, как глобальная религия, отрицает государственные границы и национальную идентичность, французская идентичность - христианская и Франция не должна забывать о своих христианских истоках. «Я не хочу, чтобы в нашей стране было столько же мечетей, сколько и церквей. Я не желаю соблюдать некий «религиозный баланс» [5]. В этом высказывании можно увидеть признание религиозной несовместимости, но также и культурной, которая оперирует к различным ценностям. Отсюда, по мнению руководителя НО невозможна никакая политика мультикультурализма, интеграции и существования поликультурного общества. Более того, в интервью итальянской газете «Libero» М. Ле Пен заявила, что «Иммиграция - это огромное явление, которое забирает все. Мы знаем это, потому что это ставит под угрозу наши экономические системы, наши социальные системы и нашу самобытность» [27]. Подобные высказывания ещё раз подтверждают адаптацию идей фашизма в идеологии партии к конкретно-исторической, политической и социально-экономической ситуации. По сравнению с идеологической программой Ж.-М Ле Пена, изменилась только манера изложения идей - заявления его дочери более деликатные и продуманные. Она меньше прибегает к красноречивым и резким высказываниям, рискующим выбросить её партию за пределы либерально-политического контекста. Однако смысл её высказываний все также противоречит либеральной риторике, но преподносится в цивилизованной форме. Можно прогнозировать, что НО будет оставаться во Франции центром сторонников ксенофобской риторики.
Австрия.
В Австрии предметом нашего исследования является политическая организация «Австрийская партия свободы». Среди всех западноевропейских партий крайне правого спектра АПС выделяется своей продолжительной историей: она была зарегистрирована 7 апреля 1956 г. Возможность её образования неразрывно связана с рядом исторических условий. Во-первых, в ситуации после поражения нацистской Германии и начавшегося процесса денацификации в результате которого осуществлялся запрет на вступление бывших национал-социалистов в действующие тогда основные партии политического ландшафта Австрии: Австрийскую народную партию и Социал-демократическую партию Австрии. Не желая мириться со сложившейся ситуацией бывшие рядовые члены НСДАП в 1948 г., получив разрешение от министра внутренних дел О. Хельмира, создали «Союз независимых» [8, с. 106]. Негласной целью этого союза была реабилитация бывших нацистов к политической жизни. Более того к этому союзу присоединились и либералы из АНП и СПА, что в итоге привело к расколу из-за разных идеологических позиций. Не успев закрепиться в политической системе Австрии «Союз» распустился.
Второе обстоятельство, как раз-таки, связано с этим расколом, вылившимся в создании партии -преемницы. Руководителем АПС стал А. Рейтхаллер, активно сотрудничавший с нацистами и являвшийся обладателем золотого партийного значка НСДАП и почётного шеврона СС, числился в этой организации в высоком звании бригадефюрера [37, s. 13-14]. В 1958 г. его сменил бывший член НСДАП и СС Ф. Петер. Его главная заслуга в плане идеологии партии, это попытка вывести ее из маргинального состояния, из статуса правоэкстремистской в статус легальной политической партии.
Так с начала 1960-х гг. происходит сближение АПС с СПА, под предлогом, что национальная и либеральная идеи имеют общее место в партии [23, р. 70]. Тем самым, на наш взгляд, уже в первое десятилетие
происходила эволюция идеологии партии от национал-социалистической в либерально-демократическую. Дальнейшее развитие партии сопряженно с усилением этой идеологии, которая достигла своего апогея, когда в обществе стали ее рассматривать, как партию простившеюся с симпатиями нацизму, вследствие присоединения к либеральному интернационалу. С либеральным курсом были не согласны приверженцы правой политики, которые в итоге вышли из неё в начале 1980-х гг. Казалось бы, партия развивается по пути демократических сил, однако этот курс был прерван избранием правого политика Й. Хайдера лидером АПС. Идеология партии радикализировалась буквально за один год.
Так, с 1986 г. либерализм постепенно сменяется антиимигрансткой риторикой с позиций крайнего национализма. К примеру, перед парламентскими выборами 1990 г. звучал лозунг: «500 лет назад мы отстояли Вену от турок. Неужели сегодня они все-таки нас захватили?». Также был и знакомый для крайне правых тезис о переносе спектра проблем населения, включая экономические на иммигрантов, что автоматически их выставляет как деструктивную силу: «300 тысяч лишних иммигрантов - это 300 тысяч безработных австрийцев» (данный тезис впоследствии в 2007 г. будет заимствован НФ). Иммигранты, в целом начиная с 1986 г. воспринимались АПС, как «чужаки» (выходцы из Турции и стран бывшей Югославии), предлагалась их последующая депортация за пределы страны, и, соответственно, отвергалась концепция многосоставного общества.
В качестве примера симпатий Й. Хайдера и АПС к идеологии национал-социализма можно отметить разразившийся скандал 1991 г., когда, будучи губернатором Каринтии он выразил намерение лишить социального пособия по безработицы, тех лиц, кто отказывается от предоставляемой должности. Этому намерению возразил сторонник СПА, сравнивая это предложение с принудительной занятостью, заметив: «То, что вы предлагаете у нас уже, было - во времена национал-социализма!». На что Й. Хайдер заявил: «Германия проводила абсолютно правильную политику в области занятости. Вашему нынешнему правительству в Вене до неё очень далеко» [28]. У этого заявления были свои последствия - рейтинг политика снизился и поста губернатора он лишился, однако снижения популярности АПС сегодня не произошло.
Подобные заявления безусловно выводили партию за грань демократических правил игры, усиливая критику оппонентов. В результате чего, это не могло не привести к уходу Й. Хайдера от руководства АПС. Новым лидером партии стал Х.-К. Штрахе. Он стал отходить от идеологических симпатий нацизму.
Сегодня в официальной идеологии партия изменила акценты. Однако, идеология по-прежнему строится на ксенофобской риторики в отношении иммигрантов, ислама, и ставит равенство между исламом как конфессией и исламским фундаментализмом. Так наиболее известные партийные слоганы, использовавшиеся партией в предвыборных кампаниях в 2005 г. строились на различиях между «нами» (христианами) и «другими». «Родина, а не ислам», «Церковные колокола вместо муэдзина», [38] используются и по сей день.
Бельгия.
В рассматриваемой стране наш предмет исследования представляет крайне правая партия «Фламандский интерес». История данной организация восходит к «Фламандскому блоку» (далее ФБ), возникшему в 1978 г. для парламентских выборов из коалиции двух партий: Фламандской национальной партии и Фламандской народной партии.
Для подтверждения преемственности идей фашизма важно отметить, что членами данного блока были выходцы, активно сотрудничавшие с нацистами во время оккупации Бельгии. Они были функционерами одной из фашистской организации «Союза фламандских национал-солидаристов»
С середины 1980-х гг. идеология ФБ начинает меняться, к лидерству приходит Филип Девинтер, который вводит в идеологию тезис «Сначала-наши». С 1992 г. появляется программа, получившая название «70 пунктов»,
в которой иммигранты отождествлялись с врагами Фландрии и подлежали депортации вплоть до третьего поколения. Можно заметить, что ещё в 1992-2004 гг. идеология блока, благодаря миграционным проблемам, использовала расово-национальные идеи фашизма, основываясь на жесткой антииммиграционной программе, в частности на требовании, чтобы иммигранты из неевропейских стран приняли бельгийские ценности и образ жизни либо покинули страну. Касаемо постепенного роста мусульман на территории Бельгии, не жалеющих принимать ценности коренного населения, партия выражалась самым жестким образом, она объявляла их врагами нации, подлежащими изгнанию. Именно из-за подобной идеологии ФБ, прекратил свое существование, эта партия Верховным судом Бельгии была признана расистской.
Преемницей идеологии Фламандского блока выступила партия «Фламандский интерес» (далее ФИ) созданная в 14 ноября 2004 г. Единственным условием ее регистрации был отказ от расистской политики. Сегодня идеология партии в области иммиграции и интеграции сводится к требованиям ее сокращения, типично для всех крайне правых описывает иммигрантов как врагов, разрушающих национальную идентичность и экономику в целом. Примечательно, что в своей программе иммигрантов они называют «инопланетянами». Программа заявляет: «Если мы не хотим стать иностранцами в нашей собственной стране и хотим защитить наш образ жизни, мы должны начать с нуля иммиграции». Как и все остальные партии, отвергает политику мультикультурализма, делая акцент на ассимиляции иностранцев. Стоит отметить, что партия выдвигает радикальные позиции по поводу приверженцев ислама: «благодаря многовековой эволюции, мы теперь живем во Фландрии в обществе, которое в значительной степени возрождается. Ислам пропустил эту эволюцию. Нашим приоритетом является прекратить исламизацию». С этим тезисом связано положение, в рамках которого партия выступает против приема Турции в ЕС, так как декларируется несовместимость ислама с европейской культурой: «Мусульманские страны не могут стать членами ЕС» [18 ].
Однако, не смотря на столь жесткие требования, эта партия отличается от всех остальных крайне правых Запада тем, что желает улучшить иммиграционное законодательство и снизить приём иммигрантов, а не полностью его остановить. Предлагается ужесточить законодательство о гражданстве, также в программе не говорится о депортации, лишь подчеркивается высылка нелегальных иммигрантов и преступников. В отношении интеграции мусульман партия, как и все крайне правые занимает жёсткую позицию, не признавая ислам как религию и декларируя культурную несовместимость. На сегодняшний день с подобной идеологией схоже только, НО во Франции.
Таким образом, генезис идеологии показал, что сегодняшний ФИ стал преемником идеологических требований ФБ. Однако, есть одно принципиальное отличие идеологии этих партий. Оно заключается в том, что, ФИ смягчил ксенофобские требования в области иммиграционной политики, однако остался её противником.
Таким образом, проведённый анализ политических программ праворадикальных партий, свидетельствует о наличии в их идеологии современных расово-национальных идей фашизма (нативизм, культурный расизм, этнофобии). Одной из причин использования таких идей, безусловно, является миграционная ситуация и ее последствия. Об этом свидетельствует выборная статистика последних лет на примере некоторых стран Европы. Следует учитывать, что люди опасаются не мигрантов вообще, а определенных последствий, к которым может привести их длительное присутствие. Безусловно, такие настроения и опасения, связанные с иммигрантами, способствуют росту популярности крайне правых Запада, поскольку практически все они связывают напрямую экономические проблемы с проблемами миграции, негативно относятся к исламской религии и с этих же позиций критикуют правительственную политику.
Так, НО на местных выборах в марте 2015 г. по итогам первого тура заняла первое место в 43 департаментах из 101, а по итогам региональных выборов в декабре 2015 г. - первое место в 6 регионах из 13.
Следует отметить, что облицовка идей фашизма в демократический контекст и смена имиджа партии прежнего лидера, предпринятая Марин Ле Пен вкупе с выше обозначенными общественными настроениями дала свои плоды: НО увеличило своё представительство во французском парламенте с 2 (2012 г.) до 8 депутатов в 2017 г. [30]. Более того на выборах в Европарламент 2019 г. НО обогнала партию действующего президента Э. Макрона по набранному проценту голосов практически в половину процентного пункта (за НО проголосовало 11,17% избирателей, за Республиканскую партию - 10,73%). Иными словами, эта партия набрала больше всего голосов во Франции на выборах в Европарламент, и более того представлена в этом парламенте 22 депутатами, наравне с Республиканской партией, при условии, что этой стране в 2019 г. было отведено в целом 79 депутатских мест. Если говорить об электоральной динамике на выборах с 2009-2019 гг., [19] то можно заметить прирост и голосов, и депутатских мест, именно в период начала и развития миграционного кризиса.
Таблица 1. Результаты крайне правых партий на выборах в законодательный орган ЕС 2009-2019 гг.
Партия Страна 2009 2014 2019
Лига Севера Италия 10,2% (9/72 мест) 6,15% (5/73 мест) 34,33% (28/73 мест)
АдГ Германия 7,10% (7/96 мест) 11% (11/96 мест)
НДПГ Германия 1% (1/96 место) 0,3% (0/96 мест)
НО Франция 6,3% (3/72 места) 24,86% (23/74 места) 23,31% (22/74 места)
АПС Австрия 12,71% (2/17 места) 19,72% (4/18 места) 17,2% (3/18 мест)
Фламандский интерес Бельгия 9,85% (2/22 места) 4,26% (1/21 место) 11,63% (3/21 места)
На президентских выборах 2017 г. Марин Ле Пен единственная, кто составила конкуренцию действующему президенту Франции, набрав в первом туре 21,3% голосов, а во втором 33,9%, для сравнения Э. Макарон набрал 24% и 66,1% соответственно, что также не может не подтвердить наши тезисы.
Антииммигрантская и антимусульманская риторика в параллели с заявлениями о защите европейских ценностей помогли праворадикальной итальянской партии «Лига Севера» победить в мае 2015 г. на местных выборах практически во всех регионах страны, в том числе в регионе Тоскана, в которой традиционно занимали места партии левой идеологической ориентации. В итоге, рассматриваемая партия опережает все правые силы в Италии на сегодняшний день. На последних муниципальных выборах (2016 г.) партия победила в 99 городах (на 39 муниципалитетов больше, чем в 2011 г.) и получила 21 нового мэра. На парламентских выборах с 2013 г. она увеличила своё представительство с 18 депутатов до 73 в 2018 г. Второй партий в Италии получающей выгоду с роста ксенофобских настроений в обществе, является «Движение 5 звёзд», с 2013 г. оно увеличило своё представительство в нижней палате с 108 депутатов до 133. Более того, в сотрудничестве с Лигой Севера, это движение по итогам последних парламентских выборов сформировало правительство заместителем председателя, которого стал М. Сальвини, лидер Лиги. Что касается других, праворадикальных объединений, например, CasaPound (СР) и «Новая Сила» (КЫ), то в 2016 г. в Риме СР получила 6,67% с 3 местными советниками. Но это был наилучший результат. На парламентских выборах эти партии в среднем не набирают и 1% [16].
Таблица 2. Результаты крайне правых партий на парламентских выборах 2007-2019 гг
Италия
Партия/Движение
«Лига Севера»
«Движение 5 звезд»
«Новая сила»
«Дом Паунда»
АдГ
НДПГ
НО
АПС
Фламандский интерес_
2008
8,3% (60 мест)
0,3 (0 мест)
2013
4,08% (18 мест)
29,5% (108 мест)
0,2% (0 мест)
0,1% (0 мест)
Германия
2009
1,5% (0 мест)
2013
4,7% (0 мест)
1,3% (0 мест)
Франция
2007
4,2% (0 мест)
2012
0, 35 (2 места)
Австрия
2008
17,5% (34 места)
2013
23,9% (47 мест)
Бельгия
2010
7,7% (12 мест)
2014
5,8% (3 места)
2018
17,3% (73 места)
32,6% (133 места)
0,3% (0 мест)
0,9% (Омест)
2017
12,6% (94 места)
2017
1,39% (8 мест)
2017
27,4% (51 место)
2019
11,9% (18 мест)
Касаемо выборов в Европейский парламент, то после 2014 г. мы можем наблюдать заметное увеличение представительства Лиги: на последних выборах вместе с Движением 5 звезд она опередила все политические силы в стране набрав совместно 43 депутатских места из 76 отведенных Италии, с совокупным процентом голосов избирателей в 51,3 процентных пункта. Иными словами, за эти партии проголосовало больше половины всех избирателей в Италии.
В Германии популярность крайне правой партии «АдГ» повысилась с 1% в 2015 г. до 10% в 2018 г [11]. Более того, эта партия тесно связана с антимусульманским движением ПЕГИДА (Патриотические европейцы против исламизации Запада) и поэтому интересен опрос, проведённый информационным научно -исследовательским центром Pew Research Center в 2015 г., базирующемся на социологических исследованиях Запада. Выяснилось, что половина опрашиваемых респондентов считают партию АдГ и движение ПЕГИДА взаимодействующими и рассматривают это явление как положительное. 29% респондентов считали марши и демонстрации движения ПЕГИДА обоснованными, так как ислам оказывает негативное влияние на страну, а правительство игнорирует это [33].
В результате чего рассматриваемая партия получила на выборах в Европарламент в 2014 г. 7 мест, получив 7% голосов избирателей, это при учете факта, что она была создана в 2013 г., как партия для обсуждения «нежелательных» тем в рамках правящего блока ХДС/ХХС. Это, на наш взгляд, безусловно, свидетельствует об аккумуляции ею ксенофобских настроений в обществе. Подтверждая это, можно отметить, что на выборах в законодательный орган ЕС в 2019 г. партия набрала 11% голосов увеличив и представительство до 11 депутатов, и электоральный прирост на 3,9%. Стоит также отметить, что представительство АдГ в Европарламенте никакой роли не играет, так как традиционно в рассматриваемый период (2009-2019 гг.) наибольший процент на этих выборах набирают ХДС, СДПГ и «Зеленые», к тому же количество мест, набранных из 96 отведённых Германии
также свидетельствует о низкой ее политической роли в рамках Европейского союза. Однако, в рамках Германии ее роль растет, так в 2015 г. она стала третьей по величине силой в стране и её популярность возросла, зафиксировавшись на уровне 12-16%. А на парламентских выборах в Бундестаг 2017 г. она завоевала 94 депутатских места, по сравнению с 2013 г., где за неё проголосовали всего лишь 4,7% голосов не позволившие ей пройти в парламент Германии [35]. Партия, на наш взгляд, является умеренной по степени радикальности, однако ее дальнейшая радикализация будет зависеть от кульминации миграционной проблемы в Германии или же будет связана с отсутствием конкретных политических действий со стороны правительства Германии по решению этой проблемы.
По такому же направлению становятся популярными АПС в Австрии и ФИ в Бельгии. Так, АПС на фоне миграционных проблем, являясь катализатором общественного недовольства и нетерпимости по отношению к иммигрантам, увеличила своё представительство в Национальрате с 47 депутатов в 2013 г. до 51 в 2017 г. А её коалиция с АНП позволила ей сформировать правительство Австрии, действующее по сей день. Касаемо выборов в Европейский парламент, АПС в 2009 г. занимала четвертую силу в стране по количеству голосов, затем с 2014 г. третью, на момент начала и кульминации миграционного кризиса она увеличила свое представительство: в 2014 г. за нее проголосовало 19,7% избирателей, в 2019 г. 17,2% (4 и 3 депутатских места соответственно из 18 возможных).
В Бельгии ФИ, как и все практически крайне правые западной Европы набирает электоральную популярность, аккумулируя нетерпимость к иммигрантам и мусульманам. В 2013 г. на парламентских выборах ему удалось завоевать 3 депутатских места, а в 2019 увеличить своё представительство до 18 депутатов (12% голосов), став вторым после «Нового Фламандского альянса», который, для сравнения, набрал 16% голосов и 25 мандатов. Более того, на выборах в законодательный орган ЕС ФИ постепенно наращивает процент голосов в период 2014-2019 гг. (4,2% и 11,6% голосов, 1 и 3 мандата соответственно при 21 отведенном месте). Стоит заметить, что в 2009 г. также был высокий процент отданных голосов (9,8% и 2 места) за рассматриваемое движение, что может опровергнуть наши предположения, однако необходимо понимать, что в 2009 г. отведенных мест для Бельгии было 22, а в 2014-2019 гг. их составило 21 место, следовательно, конкуренции между партиями больше. Это означает, что даже в таких условиях ФИ удалось увеличить свое представительство до 3 депутатов, на 1 больше чем в 2009 г.
Подтверждают нашу гипотезу, также суммарные показатели процентов голосов избирателей рассматриваемых партий. На них можно заметить тенденцию роста электоральных показателей, особо проявившуюся в период начала и кульминации миграционного кризиса 2013-2015, и продолжающуюся по сей день в связи с отсутствием политических решений данного кризиса и вытекающих из него проблем. Причем эта тенденция проявляется как на выборах в национальные парламенты, так и на выборах в парламент ЕС.
Суммарные показатели процентов голосов избирателей крайне правых партий Западных стран ЕС на парламентских выборах и выборах в Европейский парламент 2007 -2019 гг.
Динамика сумарных показателей процентов голосов на парламентских выборах
100% 95% 90% 85% 80% 75% 70% 65% 60% 55% 50% 45% 40% 35% 30%
Динамика сумарных показателей процентов голосов на выборах в парламент ЕС
80% 75% 70% 65% 60% 55% 50% 45% 40% 35% 30%
2007-2010 2012-2014 2017-2019
2009
2014
2019
Можно утверждать, что расово-национальные идеи фашизма, используемые в идеологии крайне правых партий, является популярным среди населения. Причиной его использования является миграционный кризис, следовательно, составляющие этих идей (ксенофобия, национализм, шовинизм и культурный расизм) привязаны к современным социально-экономическим и политическим условиям, а значит отличаются от своих начальных форм, значительно дистанцировались от них. Социально-экономические условия проявляются в том, что он адаптирован к миграционным проблемам и направлен против беженцев, нелегальных иммигрантов, этнических и религиозных меньшинств. Политические в том, что они существуют в рамках либерально-демократического контекста и адаптированы к нему, следовательно, крайне правые партии, как носители данного аспекта идеологии фашизма, больше не стремятся сменить либерально-демократический строй, а наоборот поддерживают его.
В результате исследования также было выявлено, что те партии, которые в наиболее открытой форме используют идеи фашизма, то есть те, которые декларируют частичную либо полную смену элементов либерально-демократического строя (НД1II ). открыто выражают симпатии идеологии и практики фашизма («Трехцветное Пламя», «Новая Сила»), придерживаются биологического расизма, антисемитизма и отрицают Холокост (БНП), по сути являются маргинальной (несистемной) оппозицией и популярности среди избирателей не имеют. А это означает, что расово-национальный идеи фашизма облечённые в принципы демократии и также адаптированные к ним, приносят этим партиям большую популярность среди населения, выражающуюся в электоральной выгоде для них. Эта популярность небезосновательна, поскольку первопричиной использования подобной идеологии, и соответственно роста праворадикализма является миграционный кризис. И на наш взгляд этот рост и использование будет продолжаться до тех, пор пока не будут приняты определённые политические решения необходимые для эскалации миграционной проблемы. Поэтому, ожидать дальнейшей идеологической эволюции крайне правых в сторону движения к умеренным позициям и отрешения от ксенофобской, национальной и прочей реакционной риторики, не представляется возможным.
Список используемой литературы:
1. Бадаева А. С. Ультраправые в Западной Европе: на пределе возможностей // Мировая экономика и международные отношения. 2018. No 2. С. 37-46.
2. Васильев В. Е., Чирун С. Н. Крайне правые партии стран ЕС и фашизм: преемственность идей, угроза или реальность // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2019. Т. 4. No 2. С. 166-175.
3. Гриффин Р. От слизевиков к резюме: введение в теорию группускулярной правой // Верхи и низы русского национализма / сост. А. Верховский. М.: Сова, 2007. С. 223-254.
4. Каллис А. Есть ли у фашизма будущее: размышления об истории печально известного понятия // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016. No 4. С. 8-18
5. Марин Ле Пен: «Евросоюз - это СССР в европейском масштабе! И так же потерпел крах» // Комсомольская правда. 2012. 11. Март. Режим доступа: https://m.nsk.kp.ru/daily/25848/2818241/ (дата обращения: 29.05.2019).
6. Мудде К. Популистские праворадикальные партии в современной Европе // Берегиня. 777. Сова: Общество.Политика. Экономика. 2014. No 4. С. 91-100.
7. Франция готовится к референдуму по европейской Конституции // Радио Свобода. 22.03.2005. Режим доступа: https://www.svoboda.org/a7107157.html (дата обращения: 18.04.2019).
8. Швейцер В.Я. Австрийская партия свободы: путь во власть // Современная Европа, №2, 2018. С.106 -
114.
9. Эко У. Вечный фашизм // Эко У. Пять эссе на темы этики: symposium. СПб., 2003.
10. 144 engagements présidentiels. 2017. P. 24. Режим доступа: https://rassemblementnational.fr/pdf/144-engagements.pdf (дата обращения: 29.05.2019).
11. ARD-DeutschlandTREND: Wahlberechtigte Bevölkerung in Deutschland. Angaben in Prozent Angaben in Klammern. 2016 S. 25. Режим доступа: https://www.tagesschau.de/inland/deutschlandtrend-637.pdf (дата обращения: 29.05.2019).
12. British National Party. POLICIES. Режим доступа: https://bnp.org.uk/policies (дата обращения: 29.05.2019).
13. British National Party. STOPPING ALL IMMIGRATION. Режим доступа: https://bnp.org.uk/policies/immigration/ (дата обращения: 29.06.2019)
14. Bundesverfassungsgericht. Leitsätze zum Urteil des Zweiten Senats vom 17. Januar 2017 - 2 BvB 1/13. Режим доступа:
https://www.bundesverfassungsgericht.de/SharedDocs/Entscheidungen/DE/2017/01/bs20170117_2bvb000113. html (дата обращения: 08.07.2020)
15. Dans l'ombre de Jean-Marie Le Pen // lefigaro. Режим доступа: https://www.lefigaro.fr/politique/2011/01/15/01002-20110115ARTFIG00005-dans-l-ombre-de-jean-marie-le-pen.php (дата обращения: 26.08.2018).
16. Dipartimento per gli Affari Interni e Territoriali. Archivio storico delle elezioni. Режим доступа: https:elezionistorico.interno.gov.it/ (дата обращения: 29.05.2019).
17. Eatwell R. The rebirth of the "Extreme Right" in Western Europe? // Parliamentary Affairs. 2000. Vol. 53. Iss. 3. P. 407-425. DOI: https://doi.org/10.1093/pa/53.3.407
1S. Eerst onze mensen: verkiezingsprogramma 2019 Vlaams belang. Verkiezingsdrukwerk, 2019. P. 100. Режим доступа: https://www.vlaamsbelang.org/wp-content/uploads/2019/04/programma2019.pdf (дата обращения: 29.05.2019).
19. European Parliament: European election results сomparative tool. Режим доступа: https://www.europarl.europa.eu/election-results-2019/en/tools/comparative-tool/ (дата обращения: 01.06.2019).
20. Fenner A., Weitz E. D. Fascism and Neofascism. Critical writings on the Radical Right in Europe. London: AIAA, 2004. 300 p.
21. Forza Nuova. Programma Elettorale Italia agli Italiani. Режим доступа: www.forzanuova.eu (дата обращения: 07.07.2020).
22. Goodrick-Clarke N. Black Sun: Aryan Cults, Esoteric Nazism and the Politics of Identity. New York: University Press, 2002. 379 p.
23. Grabow K., Hartleb F. Exposing the demagogues: right-wing and national populist parties in Europe. Konrad Adenauer Stiftung.2013. 4S1 p.
24. Gregor A. J. The Search for Neofascism: The Use and Abuse of Social Science. Cambridge: University Press, 2006. 31S p.
25. Griotteray A. Les années Jospin Chroniques du temps perdu Les art. Paris: Éditions des Syrtes, 2000. 311
p.
26. Griffin R. The Nature of Fascism. London: Routledge, 1993. 251 p.
27. Interview de Marine Le Pen // Journal Libero. 2018. 02. Июль. Режим доступа: https://rassemblementnational.fr/reportages/interview-de-marine-le-pen-au-journal-italien-libero/ (дата обращения: 29.05.2019).
2S. Joerg Haider: Key quotes // BBC News. 2000. 02. фев. Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/628282.stm (дата обращения: 29.05.2019).
29. Laqueur W. Fascism: past, present, future. N. Y.: Oxford University Press, 1996. 263 p.
30. Ministere de linterieur. Elections. Les résultats. Режим доступа: https://www.interieur.gouv.fr/Elections/Les-resultats (дата обращения: 29.05.2019).
31. Nolte E. Three Faces of Fascism: Action Française, Italian fascism, National Socialism. London: Henry Holt Company, 1966. 561 p.
32. Office for National Statistics // Migration Statistics Quarterly Report: February 2019. Режим доступа: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/populationandmigration/internationalmigration/bulletins/migr ationstatisticsquarterlyreport/february2019#migration-continues-to-add-to-the-population-of-the-uk (дата обращения: 27.05.2019).
33. PRC Global Attitudes & Trends: Chapter 4. The Rise of Nontraditional, Eurosceptic Parties. Режим доступа: https://www.pewglobal.org/2015/06/02/chapter-4-the-rise-of-nontraditional-eurosceptic-parties/ (дата обращения: 29.05.2019).
34. Robert C. The Truth about 'Institutional Racism' // Spearhead. 1999. Режим доступа: www.spearhead.co.uk/990S-rc.html (дата обращения: 20.07.2020).
35. The Federal Returning Officer. Bundestag election. Режим доступа: https://www.bundeswahlleiter.de/en/bundestagswahlen/2021.html (дата обращения:29.05.2019.)
36. Vom D. Lager zur ersten Kraft. Die Steirischen Freiheitlichen. Graz: Ares Verlag, 2017. 27S s.
37. Zusammen. Für unser Österreich. Regierungsprogramm 2017-2022. S. 182. Режим доступа: https://www.oeh.ac.at/sites/default/files/files/pages/regierungsprogramm_2017-2022.pdf (дата обращения 12.06.2018).