Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА'

ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

криминалиста. Научный журнал. 2015. № 6 (23). С. 68-73.

2. Иванов Д.А. Обеспечение прав юридических лиц, потерпевших от преступлений, в досудебном производстве по уголовным делам // Адвокатская практика. 2007. № 6. С. 29-32.

3. Иванов Д.А. Роль участников уголовного судопроизводства в реализации механизма возмещения вреда, причиненного преступлением в досудебном производстве по уголовным делам // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2015. № 1 (6). С. 33-36.

4. Иванов Д.А. Защита прав юридических лиц при принятии процессуальных решений о возбуждении уголовного дела и признании лица потерпевшим // В сборнике: Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные средства обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства Материалы научно-практической конференции. Рязань, 2012. С. 135-141.

5. Пушкарев В.В., Пушкарева Г.А., Тришина Е.А., Колосов Н.Ф. Экономико-криминалистический анализ. Учебное пособие. Волгоград, 2006.

6. Пушкарев В.В. Судебная бухгалтерия (альбом схем). Учебно-методическое пособие. Волгоград, 2007.

7. Пушкарев В.В., Тришкина Е.А. Основы аудита и экономико-криминалистического анализа. Учебное пособие. Волгоград, 2006.

8. Пушкарев В.В. Особенности розыскной деятельности следователя по делам о серийных преступлениях // Российский следователь. 2016. № 11. С. 45.

9. Пушкарев В.В. Программно-целевой подход как средство решения криминалистических проблем выявления и раскрытия серийных хищений // Апробация. 2014. № 5. С. 130-131.

Ковалев И.В. аспирант

кафедра экономики и управления в строительстве ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

Россия, г. Москва ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Мировой рынок услуг промышленного строительства был в целом сформирован в 1950-60-е гг., когда, в связи с падением колониальных режимов и обретением рядом стран независимости, в этих странах начали предприниматься масштабные государственные программы экономического развития, которые предполагали строительство промышленных объектов, главным образом, в добывающей промышленности. Дополнительный толчок развитию исследуемого рынка дал глобальный энергетический кризис 1970-х гг., итогом которого стало бурное развитие нефтегазовых отраслей стран Персидского залива, предопределившее масштабное строительство промышленных объектов в данной сфере. Одновременно для развитых стран

было характерным свертывание крупных проектов промышленного строительства.

К середине 1980-х годов конъюнктура мирового рынка существенно изменилась, поскольку наблюдалось падение мировых цен на нефть, поэтому инвестиционный спрос на объекты промышленного строительства со стороны нефтегазодобывающих стран снизился. В этих условиях, вплоть до 1997 г. (нового глобального кризиса) особо активно рос импорт услуг промышленного строительства в странах Азии.

В начале 2000-х годов мировой рынок услуг промышленного строительства вновь испытывал подъем, связанный с существенным укреплением значения в мировой экономике крупных развивающихся стран, в частности, Китая. В результате кризиса 2008-2009 гг. приток заказов на услуги промышленного строительства снизился по всему миру, а особенно заметным это снижение было в странах Ближнего Востока. В условиях восстановления мировой экономики после кризиса строительные компании крайне неохотно восстанавливали свои зарубежные проекты. Кроме того, в кризисных условиях существенно упал мировой спрос на инжиниринговые услуги, который восстанавливался длительное время. В послекризисный период (2010-2015 гг.) темпы роста мирового экспорта строительных услуг были невысокими, а в 2010 и 2013 гг. - и вовсе отрицательными (для сравнения: в 2008 г. мировой экспорт строительных услуг вырос на 29,8%, в 2007 г. - на 25,5%, в 2006 г. - на 23,1%; в 2014 г. - на 8,6%, в 2015 г. было снижение на 15,1%) [3].

Вместе с эволюцией мирового рынка услуг промышленного строительства развивалась и трансформировалась его корпоративная и организационная структура [1]. В зарубежных странах компании, оказывающие услуги промышленного строительства, могут быть по характеру деятельности и национальными и транснациональными. Однако в данной отрасли наиболее значима роль малых и средних предприятий (МСП). Так, например, в строительной отрасли ЕС 91,9% предприятий имеют менее 10 занятых и 99,9% - менее 250. На эти предприятия приходится 80% выпуска строительной отрасли [9].

Практика большинства развитых стран предусматривает, что оказание услуг промышленного строительство регламентируется простым договором об оказании услуг, тогда как в российском законодательстве предусмотрен специальный договор подряда. Ввиду того, что возведение промышленного объекта - сложный, многоэтапный процесс, на мировом рынке услуг промышленного строительства наиболее распространены частичные подряды как контракты на строительного отдельного участка объекта или выполнение отдельного вида работ. Заказчик, реализуя один проект, заключает ряд контрактов со многими фирмами, при этом некоторые контракты предусматривают поставку оборудование, выполнение инжиниринговых услуг.

50-60-е гг. характеризуется интенсивным развитием мирового рынка

проектов по сооружению промышленной инфраструктуры, что особенно было характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока ввиду бурной индустриализации их экономик. В этих условиях актуализировалась проблема разработки универсальных контрактных документов в отрасли, которые можно было бы использовать повсеместно. Поэтому уже в 1960-х гг. Международная федерация инженеров-консультантов и Всемирный банк разработали «Красную книгу», регламентирующие условия контрактов в сфере гражданского строительства. Данный документ нашел широкое применение в отношение объектов, по которым подряды выдавались в результате международных торгов (конкурсная основа) [2, C. 9-10]. Наиболее успешно в развитии национального законодательства в исследуемой сфере продвинулась Великобритания, выпустившая десять типовых форм договоров на строительство, которые охватили все отношения в отрасли.

Усложнение международных проектов в сфере промышленного строительства обусловило эволюцию и механизмов подряда. Уже в 1970-е гг. в мире широкое распространение получили контакты типа construction management (управление строительством) и project management (управление проектом). В последний были дополнительно включены функции выбора проектировщиков и подрядчиков, разработка проекта, осуществление предпроектных работ, подготовка документации, составление графиков работ, организация снабжения, контроль сроков и качества работ, калькуляция смет, пуск объекта (в контракте на управление строительством исключается возможность выполнения исполнителем предпроектных и проектных работ). Развитие такого рода проектов в мировой экономике привело к снижению на мировом рынке удельного веса контрактов «под ключ» (с 40 до 25%) и сегодня их большая часть приходится на ТНК -экспортеров строительных услуг из развитых стран.

В настоящее время популярной формой организационно-экономических отношений на мировом рынке услуг промышленного строительства является project alliancing (проектное партнерство), когда крупные промышленные ТНК стремятся устанавливать прочные устойчивые связи с крупным подрядчиком по строительству (включая проектирование) новых производственных мощностей. Основной причиной распространения такой формы отношений стало растущее число судебных споров по международным инвестиционным проектам в промышленном строительстве, поскольку заказчик стремиться минимизировать риск неисполнения обязательства по контракту путем перераспределения этих рисков и переложения их на подрядчика. Что касается отраслевой структуры международных проектных партнерств, то они нашли широкое применение на рынке услуг промышленного строительства Великобритании (особенно в 1990-е гг., при возведении нефте- и газодобывающих объектов в шельфовой зоне Северного моря), ЮАР и Австралии. В ЕС данная модель была апробирована лишь в Нидерландах по причине того, что гражданское право ЕС оказалось невосприимчиво к новому механизму реализации

международных проектов в промышленном строительстве [7, С. 3].

На мировом рынке услуг промышленного строительства выдача заказов на строительство крупных промышленных объектов осуществляется путем тендеров, которые только в развивающихся странах охватывают около 80% общего объема подрядных работ. При этом цена контракта при организации тендера обратно пропорциональна числу оферентов (на строительном рынке США увеличение количества участников тендеров с 2 до 8 обеспечивает уменьшение снижение инвестиций со стороны заказчика на минимум 20%) [6, С. 37]. При организации международных тендеров все чаще в последние годы привлекаются специальные инженерно-консультационные компании, которые оценивают предложения оферентов, а также оказывают другие специализированные услуги (пусконаладочные работы, поставка оборудования, сервисное обслуживание). Стоимость услуг таких компаний варьируется от 4% от конечной стоимости объекта в развивающихся до 6-10% в развитых странах. Более того, даже выбор таких компаний, особенно при реализации сложных и крупных проектов, идет через тендеры, что особенно касается практики промышленного строительства в Кувейте, Бразилии, Турции, Саудовской Аравии, Нигерии.

Ввиду сложности, комплексности и многогранности работ, охватывающих отношения при возведении крупных промышленных объектов на международном уровне, зачастую при строительстве привлекаются специализированные компании по выполнению отдельных видов работ 9разные субподрядчики и субпоставщики). Вместе с тем, развивающиеся страны не допускают зарубежные компании к участию в тендерах, особенно если это касается стратегических отраслей экономики.

Мировой рынок услуг промышленного строительства, как и прочие мировые рынки товаров и услуг, подвержен влиянию значительного числа факторов циклического и нециклического характера. Во-первых, следует сказать, что спрос на данном рынке цикличен и зависит от общего инвестиционного процесса в отраслях промышленности. Для цикла конъюнктуры в отрасли услуг промышленного строительства характерно отставание от общего экономического цикла, в связи с чем активизация деловой активности здесь может наблюдаться и при рецессии в экономике. При этом важнейшее нециклическое влияние на мировой рынок услуг промышленного строительства оказывают научно-технический прогресс и инновации, способствующие изменения структуры спроса. Влияние фактора инноваций ведет к росту спроса на строительство объектов биотехнологической, фармацевтической, частично нефтегазовой (сланцевый сегмент) промышленности.

Что касается циклических факторов, то на различных этапах цикла его воздействие на развитие мирового рынка услуг промышленного строительства не является однозначным. Например, уменьшение спроса на национальном рынке под воздействием спада на нем стимулирует подрядчиков активизировать свою зарубежную деятельность. Поэтому объем

предложения на мировом рынке существенно растет, тогда как уменьшение спроса пока не охватило все региональные рынки. Поэтому в самом начале спада его воздействие на мировой рынок может носить обратный, стимулирующий характер. В связи с этим, для воздействия цикла на динамику мирового рынка услуг промышленного строительства характерен определенный временной лаг, что особенно проявилось в условиях глобального кризиса 2008 года. Во время подъема в экономике, напротив, постоянный спрос на услуги был обеспечен нециклическими факторами (1990-е гг.), в частности: реализацией крупных государственных программ по возведения объектов транспортной инфраструктуры в странах Юго-Восточной Азии и ЕС. Кроме того, ввиду ужесточения требований по охране окружающей среды в ряде стран возрос спрос на реконструкцию и модернизация нефтеперерабатывающих заводов, в то время как фактор цикличности в данной отрасли уже почти исчерпал себя.

Современная строительная отрасль оказывает значительное воздействие на национальное богатство субъектов мирового хозяйства. Для оценки степени данного воздействия за рубежом используется специальный индекс GBAWI (англ. - Global Built Asset Wealth Index), на основе которого определяют благосостояние отдельных стран на базе стоимостной оценки объектов недвижимости в той или иной стране. Так, в последние годы Китай уже обогнал США по совокупной стоимости объектов недвижимости в стране, при этом ожидается, что к 2025 г. этот показатель в Китае по сравнению с США удвоится [11, C. 9].

Для экономик развитых стран, напротив, характерно снижение стоимости возведенных в них объектов (англ. - built asset stock). Наиболее существенные снижения данного показателя испытывают США, Япония, Германия, Франция, Италия и Великобритания [4, C. 12].

Внешняя торговля строительными услугами для многих стран служит важнейшим источником доходов. Крупнейшими экспортерами строительных услуг в мире (2014 г.) являлись Южная Корея, Китай и Япония, на которые, по нашим расчетам приходилось 40% мирового экспорта строительных услуг [10]. В связи с этим, можно сказать, что данный мировой рынок является высоко концентрированным.

Падение мировых цен на сырье в последнее время способствовало сохранить инфляцию издержек на минимальном уровне на всех строительных рынках. Низкие цены на энергоносители также способствовали развитию промышленности, сферы услуг и розничной торговли которые также стимулировали спрос на строительные услуги на многих рынках [5, C. 7].

В мировом ВВП доля строительства составляет порядка 10 % (7,5 трлн. долл.), что свидетельствует о значимости данного сектора в современном мировом хозяйстве. Однако для данной отрасли характерны более высокие темпы роста, чем прирост мирового ВВП. Эксперты характеризуют нынешнее состояние отрасли на 4,5 балла по десятибалльной шкале (за период 2000-2015 гг. лучший показатель - 9,2 - был характерен для 2005 года, а худший - 2,1 -

для 2009-го) [8, C. 9, 15]. При этом в качестве оптимистичных факторов развития рынка выступают: его существенный рост и оптимистичные прогнозы; высокие темпы роста зарубежного строительства и разумные цены на акции. В качестве негативных факторов отмечаются: слабый рост доходности строительных компаний, а также небывало низкий уровень доходности подрядчиков. Важнейшей тенденцией современности является существенный рост объемов «зеленого строительства», которое уже, по независимым оценкам, охватывает 24% мирового строительства [12, C. 9].

Анализ особенностей и практики развития мирового рынка услуг промышленного строительства позволяет констатировать, что услуги по реализации крупнейших проектов в промышленности, транспорте и инфраструктуре являются ключевыми в строительстве всех зарубежных стран. Сложность структуры современного мирового рынка услуг промышленного строительства обуславливает все больший его инвестиционно-строительный характер и взаимосвязь с прямыми зарубежными инвестициями. Вместе с тем, нельзя отметить доминирование некоторых игроков на данном рынке, поэтому для него характерен высокий уровень конкуренции, обусловленный возрастанием требований развитых стран к безопасности, экологичности, качеству (что определяет зависимость рынка от все новых смежных отраслей).

Использованные источники:

1. Мировая экономика и международный бизнес: учебник. - 6-е изд. / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. - М.: Кнорус, 2011. - 688 с.

2. Смирнов, Е.Б. Типовые формы международных и национальных строительных контрактов и их адаптация к условиям России / Е.Б. Смирнов // Транспортное дело России. - 2011. - № 8.

3. Exports and imports by service-category, shares and growth, annual, 2005-2015. - UNCTAD, 2016 [Electronic resource]. - Mode of access: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=87017 (дата обращения: 26.11.2016)

4. Global Built Asset Wealth Index 2015: Which nations are building the strongest foundations for economic success? - Arcadis, 2015. - 30 p.

5. International Construction Costs 2016. - Arcadis, - 19 p.

6. Project management in construction / Sidney M. Levy. - 5th ed.. - N.Y.: McGraw-Hill, 2006.

7. Skeggs, C. Project Partnering in the International Construction Industry / C. Skeggs. - Geneva, 2004.

8. Sleight, C. Global Construction Markets - Trends & Prospects // World Demolition Summit - 201. - 26 p. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.demolitionsummit.com/assets/chris-sleight---khl.pdf (дата обращения: 22.11.2016).

9. The construction sector in Europe and its SMEs: facts and figures [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.euractiv.com/section/social-europe-jobs/infographic/the-construction-sector-in-europe-and-its-smes-facts-and-figures/

(дата обращения: 19.11.2016).

10.Trade in commercial services. - WTO, 2016 [Electronic resource]. - Mode of access:

https://www.wto.org/english/res e/statis e/its2015 e/its15 trade category e.pdf (дата обращения: 24.11.2016).

11.Walker, C. Global Built Asset Wealth Index. - EC harris Built Asset Consultancy, 18th of November 2015. - Arcadis, 2015. - 15 p.

12.World Green Building Trends: 2016 Developing Markets Accelerate Global Green Growth. - SmartMarketReport, 2016. - 66 p.

УДК 336.63

Комкова О.Г., к.биол.н.

доцент

ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье рассмотрен финансовый анализ в аудиторской деятельности, целями которого являются оценка финансового состояния сельскохозяйственных организаций, оценка системы внутрифирменного контроля организации, своевременное выявление потенциального банкротства.

Ключевые слова: финансовый анализ, аудит, аналитическая процедура, банкротство, платежеспособность.

O. G. Komkova candidate of biological Sciences

associate Professor Doctor of don state agrarian University FINANCIAL ANALYSIS IN THE AUDITING OF ACTIVITY OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

The article discussed the financial analysis in the auditing, which aims to assess the financial condition of agricultural organizations, evaluation of the system of internal control of the organization, timely detection of potential bankruptcy.

Key words: financial analysis, audit, analytical procedure, bankruptcy, solvency.

Аналитические процедуры являются одним из способов получения аудиторских доказательств. Это один из самых сложных инструментов, используемых аудитором. Аналитические процедуры представляют собой один из видов аудиторских процедур и состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово - экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта.

Профессор Удалова З.В. считает, что использование ряда сопутствующих аудиту услуг и прочих услуг в области аудиторской деятельности позволяет в ряде случаев осуществить компиляцию финансовой информации для целей принятия управленческих решений, выявить,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.