Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ АУТСОРСИНГА'

ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ АУТСОРСИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРЕНЦЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОЦЕССЫ / ПРАКТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ / АУТСОРСИНГ / PRODUCTION / TECHNOLOGIES / COMPETITION / REORGANIZATION / PROCESSES / PRACTICAL OUTSOURCING / OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельник А.А.

Данная статья посвящена исследованию теоретических основ аутсорсинга как экономического инструмента оптимизации издержек и его роли в развитии предприятия. В современном мире компании сталкиваются с высокой конкуренцией. Выживают и добиваются успеха те компании, которые, ведут свой бизнес наиболее эффективным способом, поддерживают активную политику инновационного обновления, тем самым повышая стоимость самого предприятия. Одним из способов достижения данной цели является передача узкоспециализированным обслуживающим компаниям непрофильных функций предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE MODERN UNDERSTANDING OF THE NATURE AND CONTENT OUTSOURCING

This article is devoted to the study of theoretical foundations of outsourcing as an economic tool for cost optimization and its role in the development of the enterprise. In today's world, companies face high competition. Survive and succeed those companies that conduct their business in the most effective way, support an active policy of innovative renewal, thereby increasing the value of the enterprise. One way to achieve this goal is to transfer to highly specialized service companies non-core functions of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ АУТСОРСИНГА»

УДК. 338.45.01

Мельник А.А. студент магистратуры 2 курс факультет «Корпоративной экономики и предпринимательства» Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления Россия, г. Новосибирск Научный руководитель: Ермашкевич Н.С. Кандидат экономических наук, доцент ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СУЩНОСТИ

И СОДЕРЖАНИИ АУТСОРСИНГА Аннотация: Данная статья посвящена исследованию теоретических основ аутсорсинга как экономического инструмента оптимизации издержек и его роли в развитии предприятия. В современном мире компании сталкиваются с высокой конкуренцией. Выживают и добиваются успеха те компании, которые, ведут свой бизнес наиболее эффективным способом, поддерживают активную политику инновационного обновления, тем самым повышая стоимость самого предприятия. Одним из способов достижения данной цели является передача узкоспециализированным обслуживающим компаниям непрофильных функций предприятия.

Ключевые слова: производство, технологии, конкуренця, реорганизация, процессы, практический аутсорсинг, аутсорсинг.

Melnik A. A.

Master student 2 course, faculty of corporate «Economics and entrepreneurship» Novosibirsk State University of Economics and Management Russia, Novosibirsk Scientific adviser: Ermashkevich N.S. Candidate of economic Sciences, docent THE EVOLUTION OF THE MODERN UNDERSTANDING OF THE

NATURE AND CONTENT OUTSOURCING Abstract: This article is devoted to the study of theoretical foundations of outsourcing as an economic tool for cost optimization and its role in the development of the enterprise. In today's world, companies face high competition. Survive and succeed those companies that conduct their business in the most effective way, support an active policy of innovative renewal, thereby increasing the value of the enterprise. One way to achieve this goal is to transfer to highly specialized service companies non-core functions of the enterprise.

Key words: production, technologies, competition, reorganization, processes, practical outsourcing, outsourcing.

В настоящее время мировая экономика характеризуется высоким уровнем глобализации. Это объясняется постоянными изменениями в структуре производства по всему миру, а также развитием международной

торговли и потоков инвестиций, наличием ТНК и усиливающимися информационными связями. Каждый день усиливается конкуренция между ключевыми экономическими центрами мира: США, Азией и Европой. Растет противостояние евро и доллара. Сокращаются мировые запасы полезных ископаемых.

В этой ситуации России надо найти достойное место в мировых экономических процессах. Достижение этого возможно только при применении современных высоких технологий менеджмента. К ним относится аутсорсинг.

Индустрия аутсорсинга весь 2015 год вступала в жесткий диссонанс с ВВП РФ и в отличие от большинства агонизирующих отраслей национальной экономики значительно выросла. Почти 6 миллиардов долларов США -таков внушительный объем работ, переданных российским бизнесом для выполнения сторонним заказчикам. Это меньше, чем в 2013-м, однако на 10 % больше, чем в прошлом году [10].

Термин «аутсорсинг» («outsourcing») происходит от английских слов «outside resource using» - «использование внешних ресурсов» [3, с. 5].

Термин «outsourcing» для определения новой концепции управления был введен в 1989 г., когда компания Eastman Kodak обратилась к сторонним организациям для приобретения, запуска и сопровождения своих информационных систем. Аутсорсинг часто называют «феноменом ХХ в.», а также «величайшим открытием бизнеса последних десятилетий», так как лишь с конца 80-х гг. ХХ в. это понятие вошло в практику бизнеса и получило очень широкое распространение [2, с. 7].

В настоящее время аутсорсинг рассматривают как современный метод создания эффективных и высококонкурентных компаний в условиях жесткой конкуренции.

Факторы, которые оказывали влияние на рынок аутсорсинговых услуг, представлены в табл. 1 [8, с. 54].

Таблица 1

Эволюция практического аутсорсинга

Период Процессы, стимулирующие и характеризующие развитие аутсорсинга

Начало XX в. - Привлечение в организации специализированных компаний для решения юридических проблем

1920-1930 гг. - Применение метода кооперации узкоспециализированных производств в автомобилестроении

1950 г. - Развитие процессов экономической интеграции в "послевоенном" экономическом пространстве

1960-1970 гг. - Формирование нового сектора бизнеса - 1Т-аутсорсинга. - Широкое использование аутсорсинга как метода производственной кооперации в промышленности

1970-1980 гг. - Рост объемов рынка аутсорсинга в разных сферах: юридическая и банковская, управление финансами, IT-технологии, промышленность, государственное управление. - Развитие "гибких" производств. - Немалое распространение аутсорсинга вспомогательных и обслуживающих видов деятельности

1980-1990 гг. - Формирование глобальных информационных сетей. - Создание рынка сервиса online, а также рынка офшорного программирования. - Организация рынка услуг логистики. - Распространение концепций TQM и BPR в практике менеджмента, а также ERP- и CRM-систем в промышленности. - Масштабный экспорт high-tech - технологий в страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии развитие международного производственного аутсорсинга.

Конец XX в.-начало XXI в. - Развитие глобальных информационных сетей и огромное использование услуг в области телекоммуникаций и IT. - Повсеместное внедрение единых международных качественных стандартов. - Практическое применение принципов управления процессом. - Переход к аутсорсингу бизнес-процессов. - Переход к 100%-ному производственному аутсорсингу ряда крупных high-tech-производителей. - Глобальный аутсорсинг. - Формирование производственных структур сети. - Реализация крупных проектов в сфере IT-аутсорсинга крупными банками и промышленными корпорациями. - Развитие электронной коммерции. - Появление "виртуальных корпораций"

Еще в начале ХХ в. юридические фирмы в США и Великобритании начали оказывать услуги фирмам для решения отдельных вопросов, связанных с деятельностью компании, это и стало первым опытом аутсорсинга. В странах, законодательство которых построено на прецедентном праве, решение вопросов юридического характера исторически передается специалистам, имеющим нужный опыт и высокую квалификацию. При решении деловых споров в судебном порядке выполнение нужных функций и ответственность берут на себя независимые юридические компании. С течением времени многие из таких компаний расширили перечень услуг, широко внедряя практику бизнес-консультирования. Наиболее крупные и известные аутсорсинговые компании - аудиторско-консалтинговые фирмы KPMG, Deloitte&Touch, Andersen Worldwide, PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young - предлагают услуги аутсорсинга в области информационных технологий, управления, налогообложения, бухгалтерского учета, аудита, и отчетности, ревизионной деятельности, юридического обеспечения [2, c. 8].

Истоки практического аутсорсинга как метода производственной кооперации и высокой технологии управления в промышленности, относятся

к периоду «великого противостояния» двух великих менеджеров - Генри Форда (1863-1947) и Альфреда Слоуна-мл. (1875-1966) и возглавляемых ими гигантов автомобильной промышленности - компаний Ford и General Motors.

Генри Форд (1863-1947) впервые в мировой практике добился радикального сокращения затрат при высоком качестве изготовляемой продукции за счет стандартизации видов деятельности. Форд ограничил деятельность каждого рабочего установкой одной детали [6, с. 93].

Альфред Слоун создал и реализовал на практике крупнейший проект реорганизации, обеспечивший завоевание американского автомобильного рынка. Он создал децентрализованные отделения General Motors, по одному для каждой модели: Chevrolet, Buick, Pontiac, Oldsmobile и Cadillac, а также подразделения, создающие составляющие для их производства. Работа контролировалась менеджерами из маленькой штаб-квартиры компании, отслеживались финансовые и производственные показатели деятельности. На рынке сбыта продукция General Motors могла конкурировать как отдельные продукты, и это обеспечивало возможность вносить изменения и дополнительные характеристики. Если Г. Форд применил принцип разделения труда к производству, то А. Слоун - к управлению. По мнению Слоуна, директорам компаний не нужен опыт работы на производстве, производственные процессы могут контролировать специалисты. Директора вместо этого должны уметь использовать опыт работы с показателями продаж, убытков и прибыли, доли рынка, уровня запасов и т.п., они должны определять эффективность подразделений и при необходимости принимать нужные меры [6, с. 76].

Таким образом, еще в начале XX в. борьба крупнейших представителей отрасли автомобилестроения наглядно показала, что в условиях жесткой борьбы ни одно предприятие не может быть самодостаточным, опираться лишь на свои ресурсы. Некоторые из процессов, обеспечивающих деятельность крупной компании, целесообразно и правильней отдавать специализированным организациям.

Вынесение производственных функций и функций управления за пределы компании дало начало практическому аутсорсингу. С 70-х гг. ХХ в. аутсорсинг в производстве автомобилей является основой организации производственного процесса [2, с. 11].

Введение понятия «аутсорсинг» в теорию менеджмента связано с использованием ресурсов внешних организаций или провайдеров (от англ. to provide — «предоставлять, обеспечивать») в области информационных технологий. Многие специалисты полагают, что аутсорсинг получил распространение в связи с развитием информационных технологий и систем, и относят начало «эпохи аутсорсинга» к 60-м гг. ХХ в., а именно - к 1962 г., дате основания Electronic Data System Corporation (EDS). С 80-х гг. ХХ в. аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг) является сферой внимания и стратегических интересов крупных корпораций, ставших известными мировыми лидерами в области электронной обработки данных. Деятельность специализированных компаний, взявших на себя сопровождение информационных потоков крупных, средних и малых

предприятий, сформировала совершенно новый, быстро развивающийся сектор бизнеса [3, а 134].

Распространение термина «аутсорсинг» можно назвать следствием изменения представлений о качестве управления в условиях «рынка потребителя». Простое разделение работы на части с тем, чтобы объединить впоследствии ее результаты в конечном продукте, уже представляется не совсем достаточным для завоевания устойчивых рыночных позиций. Множество видов деловой активности, характерных для современной организации, не укладывается в рамки традиционных представлений о кооперировании. В частности, объединение в рамках одной цепочки создания ценности наряду с производственными процессами процессов разработки, продвижения и реализации продукции, которое характеризует современные концепции управления, подсознательно плохо сочетается с термином «кооперация» из-за сугубо нематериального вклада наибольшего количества участников этих процессов в общую ценность конечного продукта.

Учитывая сложившуюся к началу XXI в. практику углубляющейся межфирменного разделения труда и специализации, предлагается наиболее общий подход к понятию аутсорсинга. В отличие от других форм кооперационного взаимодействия, аутсорсинг строиться на установлении взаимовыгодных отношений между заказчиком и исполнителем, когда результат выполнения исполнителем какой-то части общего процесса создания ценности приобретается заказчиком в виде услуги [3, а 28].

В российском законодательстве определения понятия «аутсорсинг» не существует. На практике этот термин понимается по разному.

Так, одним из значений понятия "аутсорсинг" называется передача определенных процессов, необходимых для осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем его деятельности, на обслуживание стороннему лицу. Речь идет о ситуациях, когда хозяйствующему субъекту нерентабельно сохранять в штате должности, непосредственно не связанные с его основной деятельностью (например, юриста или бухгалтера), и он передает деятельность, соответствующую выполнению трудовой функции по этим должностям, на обслуживание другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключая с ним договор об оказании услуг (о бухгалтерском обслуживании, о юридическом сопровождении деятельности заказчика и т.д.) [5, а 115].

В другом значении под аутсорсингом понимаются отношения по предоставлению работодателем (исполнителем аутсорсинговых услуг) труда своих работников в распоряжение заказчика таких услуг, в рамках которых заказчик не вступает с работниками в трудовые отношения, но приобретает в отношении них право отдавать распоряжения и контролировать ход выполнения ими работы. Такое предоставление труда работников иначе именуется заемным трудом [5, с. 123].

На практике аутсорсинг предполагает заключение определённого договора или соглашения. Строго говоря, главным здесь является наличие формальных договорных отношений между сторонами. В рамках договора об аутсорсинге компания-заказчик передает исполнителю (аутсорсеру)

исполнение каких-либо отдельных видов работ (функций), нужных для создания потребительской ценности, обеспечения конкурентоспособности и эффективности собственной деятельности. Результаты выполнения данных работ приобретаются в виде специализированных услуг: информационных, консультационных, производственных, кредитно-финансовых, торгово-посреднических, логистических и др. Объемы и разнообразие специализированных услуг, пользующихся спросом на современном рынке, неуклонно возрастают, демонстрируя тенденцию к расширению практики аутсорсинга во всех сферах деятельности организации [8, с. 28]. На данный момент в РФ, законодательство почти не регламентирует деятельность такой формы занятости работников, как «аутсорсинг». Возможность использования компаниями аутсорсинга возникает из положений Гражданского кодекса РФ ст. 421, устанавливающей, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора:

- стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

- стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

С 01.01.2016 заемный труд, то есть труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника, запрещен законом (ст. 56.1 ТК РФ) в редакции Федерального Закона от 05.05.2014 №116-ФЗ (далее - Закон №116-ФЗ)). С этой даты предоставлять труд работников (персонала) в распоряжение другого юридического или физического лица вправе только частные агентства занятости, получившие аккредитацию в установленном порядке, и лишь в некоторых случаях другие юридические лица (п.п. 1, 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон № 1032-1) в редакции Закона №116-ФЗ). Услуги по предоставлению труда работников для работы в интересах, под управлением и контролем заказчика таких услуг являются предметом договора о предоставлении труда работников (персонала) (п. 2 ст. 18.1 Закона №1032-1). Причем деятельность по оказанию данных услуг связана с определенными ограничениями в отношении лиц, которые могут выступать их заказчиками, сферы деятельности направляемых к заказчику работников, целей использования их труда и т.д. (п.п. 12, 13 ст. 18.1 Закона N 1032-1) [9].

Таким образом, с 01.01.2016 г. сфера применения аутсорсинга (во втором значении) запрещена, хотя возможность осуществления такой деятельности не исключена совсем.

Оказание услуг аутсорсинга регулируется нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель (фирма - аутсорсер) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить

определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ) [1, ч.2 ^74].

Отдельные виды аутсорсинга включают комплекс сервисных услуг, в связи с чем должны оформляться смешанными договорами, содержащими максимум договорных условий, регулирующих все возможные аспекты взаимоотношений между заказчиком и аутсорсером. Так как услуги также включают работы, в рассматриваемом договоре оказывается и много других общих с подрядом особенностей. По этой причине ст. 783 ГК допускает применение общих положений ГК РФ о подряде к договору возмездного оказания услуг и соответственно аутсорсингу, если это не противоречит нормам гл. 39 ГК РФ, а также специфике предмета договора возмездного оказания услуг [1, ч.2 а75].

Рассмотрим виды аутсорсинга, выделенные по различным критериям (см. табл.2) [4, а 24].

Таблица 2

Классификация аутсорсинга

Классификационный критерий Выделяемые виды аутсорсинга

Отношение к профильной деятельности предприятия - Аутсорсинг основных процессов - Аутсорсинг вспомогательных процессов

Виды деятельности - Аутсорсинг в сфере информационных технологий (ИТ-аутсорсинг) - Производственный аутсорсинг - Логистический аутсорсинг - Аутсорсинг персонала - Бухгалтерский аутсорсинг и т.д.

Содержание передаваемых функций - Аутсорсинг задач (на исполнение передаются разовые проекты, срок их реализации четко оговаривается). Для этого вида аутсорсинга иногда используется специальный термин ауттаскинг (англ. task - задача). Этот вид аутсорсинга наиболее близок к подряду. - Аутсорсинг бизнес-процессов (речь идет о долгосрочном сотрудничестве между предприятиями, когда подрядчик на регулярной основе берет на себя выполнении той или иной функции, порученной ему заказчиком)

Место протекания передаваемых бизнес-процессов - Внутренние (протекающие во внутренней среде предприятия). Пример: аутсорсинг производства - Внешние (обеспечивающие связь предприятия с внешней средой). Пример: обслуживание клиентов - Смешанные (протекающие как во внутренней, так и во внешней среде). Пример: аутсорсинг бухгалтерского обслуживания (включает в себя обработку внутренней бухгалтерской информации и сдачу отчетности в налоговые органы)

По содержанию деятельности аутсорсера - Функциональный аутсорсинг (аутсорсер принимает на себя функции управления ресурсами заказчика) - Операционный аутсорсинг (аутсорсер обеспечивает исполнение производственных функций)

- Ресурсный аутсорсинг (аутсорсер формирует в интересах заказчика определенные ресурсы, которыми фирма будет пользоваться самостоятельно)

По полноте передачи бизнес-процесса (задачи) аутсорсеру - Полный аутсорсинг (аутсорсер своими силами обеспечивает всю реализацию переданного ему бизнес-процесса) - Частичный аутсорсинг (часть обязанностей, связанных с выполнением бизнес-процесса, передается аутсорсеру, другую часть заказчик оставляет у себя) - Дополняющий аутсорсинг (и аутсорсер, и заказчик осуществляют соответствующий бизнес-процесс в полном объеме; применяется в том случае, когда мощностей заказчика мало для удовлетворения спроса)

Классификация видов и форм аутсорсинга не является в настоящее время окончательной и устоявшейся, так как партнерские отношения в конкретных соглашениях об аутсорсинге могут быть значительно различными.

Причиной этого являются быстрые темпы развития данного сектора бизнеса, возникновение новых форм взаимоотношений в условиях экономической глобализации, законодательные ограничения ряда стран и пр.

Таким образом, анализ различных аспектов аутсорсинговых отношений может объяснить определение аутсорсинга как специфического инструмента повышения эффективности деятельности предприятия, основанного на привлечении на долгосрочной и платной основе ресурсов, сформированных, организованных и управляемых внешней организацией, для выполнения необходимого заказчику бизнес-процесса, при этом отношения организации и заказчика включают как рыночную, так и иерархическую составляющие с помощью заключения договора.

Использованные источники

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая: офиц. текст: по состоянию на 1 окт. 2013 г. — М.: Омега - Л, 2013. — 494 с.

2. Аникин Б. А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие 2-е изд. / Б. А. Аникин, И. Л. Рудая - М.: ИНФРА - М, 2009. - 320 с.

3. Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний / С. О. Календжян. - М.: Дело, 2008. - 272 с.

4. Котляров И. Д. Аутсорсинг как особая форма межфирменного сотрудничества / И. Д. Котляров // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 32. - С. 22-26.

5. Михайлов Д. М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: учебное пособие / Д. М. Михайлов. - М.: Кнорус, 2012. - 256 с.

6. Рудая И.Л. Методология управления в экономических системах на основе аутсорсинга: дисс. докт, экон, наук: 08.00.05. - М.: ГУУ, 2010. - 410 с.

7. Филатова А. Аутсорсинг растет и обещает ускориться / А. Филатова // Эксперт Юг. - 2012. - № 19. - С. 9-10.

8. Хейвуд Дж. Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ: пер. с англ. / под ред. Н. Метоль, И. Половица - М: Вильямс, 2004. - 176 с.

9. Хлебников Д.В. Аутсорсинг как инструмент снижения бизнес-затрат и оптимизации бизнес-системы / Д. В. Хлебников // Компас промышленной реструктуризации. - 2011. - № 2. - С. 26-28.

10. Российская индустрия аутсорсинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.astra-

partners.ru/images/docs/outsourcing report astra 2011 (дата обращения 10.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.