Научная статья на тему 'Эволюция главной религии народностей юго-запада Китая'

Эволюция главной религии народностей юго-запада Китая Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
242
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / КИТАЙ / НАСИ (НОРОД) / НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чен Хунцзе

Статья посвящена исследованию первобытных верований западных национальностей Китая вплоть до наших дней. Народность Наси берется как пример, проводится предварительное исследование религии Дунба. Важным представляется также поиск особенности национальных религиозных верований в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция главной религии народностей юго-запада Китая»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2015 ISSN 2411-7161_

Чен Хунцзе

младший научный сотрудник Институт России Хэйлунцзянской Академии общественных наук, Китай.

Email: [email protected]

ЭВОЛЮЦИЯ ГЛАВНОЙ РЕЛИГИИ НАРОДНОСТЕЙ ЮГО-ЗАПАДА КИТАЯ

Аннотация

Статья посвящена исследованию первобытных верований западных национальностей Китая вплоть до наших дней. Народность Наси берется как пример, проводится предварительное исследование религии Дунба. Важным представляется также поиск особенности национальных религиозных верований в Китае.

Ключевые слова Религия; Китай; Наси (нород); национальное меньшинство.

Не важно смотреть со стороны формы или содержания, народность и религия есть две абсолютно разные вещи, однако и та и другая имеют некую нерасторжимую связь. В различное время религия становилась традиционной формой культуры, и занимала важное место в культуре малых народов. Вплоть до того, что религия становилась основой или ядром культуры, становилась формой сознания, незаметно изменяя образ мышления этих народов, стиль поведения, систему ценностей, культурные традиции. Поэтому после возникновения некоторых вопросов, например: вопрос о национальном характере и религиозный вопрос, очень сложно четко разграничить. Постепенно происходит посягательство на народные верования, но, тем не менее, приводит в порядок народность, так же можно сказать, причина вопроса - религия, форма вопроса такая же, как и у национального вопроса.

Области проживания малых народов Китая - области с наиболее крепкими религиозными устоями. Каждая народность имеет свои религиозные верования, основные среди них - Тибетский буддизм, буддизм Малой колесницы, Ислам, Католицизм, Кальвинизм, Даосизм. Помимо приведенных выше нескольких религий, еще часть исповедует в Русское Православие. У народа Мань, Киргизская национальность, Орочоны, Эвенки, Сибо и Даворы есть люди верящие в шаманизм. Кроме того, малые народы запада имеют первобытные верования. У народа Наси из Юньнань распространена религия Дунба. Данная религия исторически является основной для всех Наси, имеет самую длительную историю, вплоть до наших дней, по прежнему большинство Наси исповедуют Дунба. Поэтому данная религия имеет огромное влияние на общественную и культурную жизнь, обычаи и мораль Наси, особенно это касается деревень, едва ли не все общественные начинания подвержены влиянию религии Дунба. Она обладала ярким китайским национальным королитом и глубокой жизненностью.

Наси проживают в юго-западной части Китая в 3-х областях: Дянь, Сычуани, Тибете, и в районах, граничащих с долиной реки Цзиньшацзян, находящейся в южной оконечности Западно-тибетского плоскогорья. Национальность Наси берет своё начало в Китае от кочевников скотоводов, живших в провинции Цинхай в районе реки Хуан хэ, древнего народа Цян из долины реки Хуаншуй. В начале эпохи Чжао постепенно двигались на юг, пока не достигли южной части провинции Сычуань, на северо-западе Дянь начали пасти яков для того, чтобы жить. Повсюду жили естественно и особым образом поклонялись предкам. С начала 3 века н.э. часть их постепенно перекочевала в район реки Цзиньшацзян, соединились с Лицзянским племенем «Хань чан мань» периода Суй и Тан, таким образом сформировалась национальность Наси. По этой причине в культуре Дунба Наси сохранилось немало признаков культуры древних Цянов. В 6 веке н.э., Наси (народность древнего рода «Е») перебрались в нынешний уезд Чжун сянь района Сань ба. Бай ди стал центром формирования национальности Наси и местом происхождения культуры Дунба [5].

Далеко в прошлом, в конце Суй и начале эпохи Тан, общественные производственные силы в районе поселения Наси получили определенное развитие. Для того, чтобы соответствовать потребностям развивающегося общества, Наси создали свой собственный независимый язык и древнее пиктографическое

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2015 ISSN 2411-7161_

письмо, «язык Дунба». Их речь принадлежала к китайско-тибетской семье, тибето-бирманской группе языков и подгруппе языков «И». В начале периода Мин изза тесного общения с китайцами (ханьцами) Наси использовали китайский язык в качестве основного. Что касается древнего пиктографического письма, то его использовали шаманы «Дунба» для написания канонов. Помимо этого у Наси ещё есть вид силлабического письма, которое называется «язык Гэ ба». Использовался он в редких областях, и книг, написанных на нем тоже не много. Язык Наси теперь разделился на западный диалект, представленный в Лицзян района (Сань) Ба, и восточный, представленный в Нинлан и Юннин. Опираясь на множество текстов Дунба и «родословную Лицзянского рода Ши» и другие письменные памятники, наука полагает, что Наси в древнейшие времена основали патриархальную семью, в которой родилось четыре сына: «Май, Хэ, Шу, Е» разделившихся на четыре древних великих патриархальных рода. Восточные Наси в большинстве являются потомками двух ветвей, рода «Май» и «Хэ». В первой половине 20 века у них по-прежнему сохранялся феодальный строй, исповедовали они религию Дунба и тибетский ламаизм (школа Гэлугпа), и у них не было письменных памятников. Западные Наси в большинстве являются потомками двух других ветвей, рода «Шу» и «И». В первой половине 20 века в районе их проживания начали развиваться капиталистические промышленность и торговля. Они исповедуют религию Дунба и тибетский ламаизм (школа Ньингма), помимо того в районах Лицзян, Ба и Хэ гу имеется небольшая часть исповедующих учение буддизма Большой колесницы и Даосизм. Религия Дунба использовала пиктографическое письмо в качестве основного для написания канонов, Ли цзин Ба и Хэ гу часто транскрибировали тексты Дунба. Начиная с эпохи Мин (1417 вв.), верхние слои западных Наси начали овладевать китайским языком, изучали и устраивали провинциальные и столичные экзамены для высших слоев. В 20 веке повсюду открыли школы китайского языка [4].

Главной опорой для Наси Лицзянского и других районов, ещё в древние времена, в эпоху Мин выступил феодальный строй. Их экономика, политика и культура испытали глубокое влияние ханьцев и тибетских народностей, в особенности это касается религиозной стороны, влияние на которую тибетцев и ханьцев ещё более глубоко. Буддизм и даосизм как только появились, и сразу распространились на территории Наси. Две различных секты последователей учения тибетского Ламы распространились на территории Наси.

Национальная религия Наси демонстрирует особенности раннего шаманизма, сохранившиеся в современной оформившейся и развивающейся религии Дунба. Сегодня, в отношении распространения религиозных атрибутов Дунба среди Наси, ещё не сложилось единого мнения. Общепринято, основываясь на религиозных текстах учений Дунба и Даба, содержании и форме религиозных обрядов и музыкальных инструментов, считать религию Дунба присущим Наси шаманизмом. Однако, в свое время, на неё в разной степени оказали влияние основные тибетские учения и ламаизм. Более того, некоторые считают, что она является одной из сект ламаизма [1]. Согласно записям в текстах Дунба религия Дунба сформировалась в эпоху Тан. По причине того, что Наси расселялись на границе между Тибетом и Китаем, зачастую получалось, что когда Хань обретала силу - обращались к Хань, а когда процветал Тибет - обращались к Тибету, поэтому Наси эпохи Тан находились в подчинении народов Туфань и Нань Чжао, отсюда и испытывали глубокое влияние культуры народов Туфань и Нань Чжао. Особенно в ранний период максимальное влияние на них оказал тибетский буддизм. «Дунба» (шаманы) повсюду среди Наси объявляли Дин Башило родоначальником религии Дунба, который в конце Тан пришел в Тибет, изучал ламаистские тексты.

Исходя из истории национальности Наси, религиозная традиция Дунба этого народа сохранила особенности поклонения множеству духов первобытной религии. Религия Дунба исповедует и пропагандирует мысль о том, что «все вещи имеют душу, а душа не уничтожаема», полагает, что небо, земля, Солнце, Луна, горы, вода, ветер, огонь и др. - в равной степени одушевлены. Эти духи владычествуют на свете надо всеми вещами и явлениями, могут уменьшить счастье человеку, а также могут покарать людей. Люди лишь могут убить жертвенное животное и молить об избавлении от несчастий, и нет силы, которая смогла бы сопротивляться этим духам. Церемония поклонения предкам также является составной частью религии Дунба и занимает важную позицию [2].

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2015 ISSN 2411-7161_

В ходе длительного процесса развития, большое количество алтарей для совершения жертвоприношения религии Дунба имеют оттенок влияния ламаизма. Из-за того, что народы Наси и Тибета территориально связаны, их ранние религиозные верования имели общие формы, в особенности это касается поклонения природе и предкам. Оба народа придают большое значение жертвоприношения горам и рекам, земле, лесам, пещерам и др. различным духам природы. Многие охраняющие буддийское учение духи религии Дунба пришли из ламаизма и стали главными охранительными духами Дунба. Например, высший дух - Махакала, стал охраняющим духом сакрального учения тибетского буддизма, выглядит он так же: тёмносинего цвета и имеет по шесть рук с трёх сторон. Монашеский головной убор, одежда и посуда Дунба тоже по большей части имеют ламаистское происхождение, например бубен и трещотка.

Религия Дунба оказала существенное влияние на народность Наси. Ритуальная деятельность последователей Дунба затрагивала чуть ли не все стороны повседневной жизни Наси. Собираясь жениться или выходить замуж, на брачную церемонию должны были пригласить представителя религии Дунба читать молебны, просить «духа семьи», чтобы он оберегал молодоженов. Когда ребёнок вырастает и становится взрослым проводится ритуал одевания брюк и ритуал одевания юбки (ритуал становления человеком). Опять же, эта церемония проходит под руководством представителя Дунба. Когда ребенок заболевал, полагали, что злые духи схватили душу «Хунь» и унесли. Необходимо, чтобы пришел представитель Дунба для [для проведения ритуала] «призвания Хунь», и тем самым вернуть души Хунь и По обратно в тело. Согласно распространенной идее о том, что душа неуничтожима, после смерти человека тут же звали адепта Дунба колдовать: на земле расстилалось полотно - изображение Да шу ми, на которой изображены восемнадцать уровней ада и тридцать три небесных дворца рая. Во время исполнения ритуала жрец одновременно пел и танцевал, чтобы душа умершего «покинула ад» и «направилась в рай»[1].

Специфика базиса современной религии Дунба заключается в том, в новой эпохе она находится на начальном этапе гуманистической религии. Её характерными особенностями стали: отсутствие «ритуала отрубания человеческой головы» и др. крайностей, характеризующих первобытную религию; наличие единой системы злых и добрых духов; а также создание великого и высокого духов, заимствование буддийской теории о трёх мирах; оформление единого ритуала поклонения предкам; возникновение целостной системы церемоний жертвоприношений и более тысячи не повторяющихся канонов. Они содержали в себе: описание различного рода священной посуды; богатый древний сборник песен и танцев, а также передаваемый из поколения в поколение нормативный канон, систематизирующий специальные танцы; глубокое живописное искусство и огромные известные на весь мир изображения духов Хэн дин. Возникли сельские школы, из которых потом вышли известные адепты религии Дунба. Эти школы в различных районах проводили торжественные церемонии «Цзя Вэй Лин» (увеличения славы и могущества) , аналогичные с буддийскому постригу в ученики. Когда умирал кто-то из старейшин Дунба, ближайшее общество адептов Дунба проводило торжественный похоронный церемониал Шило. Могло быть и так, что различные буддийские общества, призванные местным правительством, совершали церемонии религии Дунба. Появилось немало исследований посвященных религии Дунба.

Религия Дунба, в процессе своего длительного развития и распространения, просочилась в различные сферы культуры и повседневной жизни народа Наси. Согласно документам официально исследования китайцами религии Наси Дунба и культуры Дунба начались не ранее династии Юань. В «очерке о Юн Нань» Ли цзин, человек эпохи Юань, описывает ежегодное жертвоприношение небу, проводимое в январе по лунному календарю «народом Моси», однако это описание слишком краткое. Более-менее фактические записи о религии Дунба и о церемониях жертвоприношений данной религии относятся к «Историко-географическому описанию провинции Лицзян» Гань Луна (1645-1708). В «Главе о нравах и обычаях» подробно описываются разного рода церемонии жертвоприношения религии Дунба народа Наси. В настоящее время для современной науки приобрело значение исследование и изучение религии Дунба народности Наси и культуры Дунба. В число таковых входит известный китайский историк Фан Гоюй, который в 1933 году поехал в уезд Лицзян для проведения исследований. Два года спустя опубликовал свою работу под названием «Система ключей иероглифического письма народа Наси», которое после

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2015 ISSN 2411-7161_

рецензирования стало «Толковым словарем языка Дунба». По этой причине некоторые ученые склонны называть Фан Гоюя «отцом науки о Наси».

После образования КНР, из центра по местам учредили органы, занимающиеся исследованиями национальных меньшинств. Одновременно с исследованиями истории культуры народа Наси, также проводилось исследование религии Дунба. В 1963 году и в 1979 началась активная работа по переводу текстов Дунба. Всего было переведено более полутора тысяч текстов. С приходом 80х годов ХХ века в Китае начался подъём научных исследований, посвященных культуре Дунба народа Наси. Из года в год увеличивалась результативность исследований, проводилось всё больше научных семинаров. Со временем эта научная деятельность привлекала всё большее внимание. Список использованной литературы

1. Бай Шоули. Собрание статей по народной религии Китая. Пекин, 2001г. с 39-45.

2. Го Дале, Краткое рассуждение об особенностях психологического склада Наси и его эволюции. Гуйлинь, 1987г. с. 39-45.

3. Го Дале, Краткое рассуждение об особенностях психологического склада Наси и его эволюции. Гуйлинь, 1987г. с. 85-89.

4. Лэй Хунань. Исследование религии Дунба народности Наси, Журнал исследований истории и общественного строя китайских малых народов. Пекин, 1999г. с.48.

5. Ян Фуцюань.О влиянии религии Дунба на общество Наси.// Этнографические исследования. Вып. 10, Пекин, 1990г. с. 34-37.

© Чен Хунцзе, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.