Сведения об авторе
Павлова Галина Геннадьевна, доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры экономико -правовых основ управления Челябинского государственного университета. Челябинск. Россия. galina. [email protected]
PROBLEMATIC ASPECTS OF THE DISTRIBUTION OF THE ESTATE AMONG THE CREDITORS
G. G. Pavlova
Chelyabinsk State University. Chelyabinsk. Russia
The main purpose of bankruptcy proceedings is to maximize the satisfaction of creditors' claims. In connection with the formation of the estate and its distribution among creditors, it remains the most important duty of the bankruptcy trustee - keeping the register of creditors' claims. A special procedure for exclusion from the register of creditors' registrar. Bankruptcy law does not allow the other end of the bankruptcy proceedings in respect of a legal person, but to eliminate it. At the same time, a proposal to delete from the Law on Bankruptcy obstacles to the return of the bankruptcy proceedings in an external control.
Keywords: The administrator, the registry claims of creditors, creditor, liquidation, external management, competitive weight, meet the requirements, the order of priority.
References
1. Pavlova, G.G. Problemy upravleniya social'no-ehkonomicheskimi sistemami v usloviyah innovacionnogo razvitiya. Nauchnye materialy VIII nauchno-prakticheskoj konferencii (20 marta 2014 g.). CHelyabinsk, 2014. S.230.
2. Telyukina, M.V., Tkachev, V.N. Konkursnaya massa nesostoyatel'nogo dolzhnika // Advokat. 2003. № 8. S. 42.
3. O vnesenii izmenenij v Zakon Ukrainy «O vozobnovlenii platezhesposobnosti dolzhnika ili priznanii ego bankrotom»: Zakon Ukrainy ot 22 dekabrya 2011 goda № 4212-VI // URL: Zakonodatel'stvo stran SNG. http://base.spinform.ru/ (data obrashcheniya: 17.02.2014).
4. O nesostoyatel'nosti (bankrotstve): Federal'nyj zakon ot 26 oktyabrya 2002 g. № 127-FZ (v red. ot 29 iyunya 2015 g.) // Rossijskaya gazeta. 2002. 2 noyabrya; Rossijskaya gazeta. 2015. 30 dekabrya.
5. Kruglova, O.G. Problemy formirovaniya konkursnoj massy dolzhnika // Pravo i ehkonomika. 2008. № 3. S. 27-30.
УДК 94 (410)
ББК Х 400. 73 (4 ВЕЛ) - 1
ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АНГЛИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СРЕДНЕВЕКОВУЮ ЭПОХУ
Д. Х. Саликов
Челябинский государственный университет. Челябинск. Россия
В статье рассматривается эволюция финансовых ведомств в средневековой Англии (с середины XI в до конца XV в). Показано, административный аппарат формировался монархом из числа придворных, король своей волей назначал на государственные должности тех из подданных, которые в качестве придворных вовлекались в процесс управления государством. Зависимость от личной воли монарха в этом случае была практически абсолютной. Эволюция многих важнейших административных институтов и должностей из придворных в государственные порой могла занимать несколько столетий.
Ключевые слова: Королевская Палата (курия), Гардероб, камерарий, камергер, Казначейство, канцлер, шериф.
В англосаксонский период (до вторжения норманнов во главе с Вильгельмом Завоевателем в 1066 г. и его коронации 14 октября того же года) финансовое управление Англии было сосредоточено глав-
Вестник факультета управления Челябинского государственного университета
ным образом внутри двора. Но уже к началу XII в. организация королевских доходов и расходов превратилась в самую разветвленную сферу администрации.
Уже к X в. одной из ключевых придворных должностей была должность камерария (об этом упоминается в эпосе «Беовульф»). Помимо того, что он отвечал за личные покои короля, его документы, имущество, он был хранителем королевской казны. Часть королевской казны находилась в Винчестере под надзором камерария и подчиненного ему тэну-келарю, но большую часть казны короли хранили в личных королевских покоях. Так поступали все короли Англо-Саксонской династии, от Альфреда Великого (871-900) до Эдуарда III Исповедника (1042-1066) и Гаральда II (1066). Только Генрих I (1100-1135) перенес основную часть казны из королевских покоев в независимую от двора сокровищницу в Винчестере, положив начало формированию Казначейства, как отдельного от двора государственного института.
Уже при первых королях Нормандской династии (1066-1154) при дворе существовало три финансовых подразделения Королевской палаты, каждое из которых обладало собственным штатом. Первым и важнейшим департаментом двора, возглавляемым верховным камерарием и его помощниками, являлись личные апартаменты короля. Вторым департаментом стала Палата курии, ведавшая доходами и расходами всего двора, также управляемая одним или двумя камерариями. Наконец, третьим подразделением стала Сокровищница, управляемая первоначально двумя камерариями казны, а впоследствии казначеем, равным по своему рангу верховному камерарию Палаты. Впрочем, необходимо помнить, что в этот период границы между ведомствами, отвечающими за персональные траты короля, обеспечение двора и государственный бюджет, были если и не условными, то довольно зыбкими [1. С. 225].
Король Стефан Блуаский (1135-1154) в ордонансе 1135 г. непосредственно касавшемся организации жизни двора, официально закрепил отделение Казначейства от придворного хозяйства, произошедшего при его дяде. Хотя немалая часть королевских сокровищ продолжала храниться в личных покоях государя.
Развитие Казначейства как публичного, общегосударственного финансового ведомства неизбежно увеличило значение Палаты курии как личной финансовой службы короля, второго казначейства, постоянно функционировавшего при государе. Являясь частью управленческого аппарата, Палата всегда обладала значительной политической силой. Близость к королю, собственные финансовые ресурсы, наличие компетентного штата делали ее действенным инструментом реализации королевской воли и желаний. Светские слуги, а вскоре и клирики, появившиеся при дворе из-за увеличения объема финансовой отчетности и секретарской работы, являлись доверенными лицами короля. Главной обязанностью камерариев и их подчиненных оставалась забота о персональных нуждах монарха, ответственность за его личное имущество и сокровища, а также распоряжение расходами на содержание двора [1. С. 226].
Палата курии делилась на Сокровищницу и королевский Гардероб. Гардероб был хранилищем материальных ценностей, принадлежащих монарху. В период гражданской войны середины XIII в., в ходе войн в Уэльсе, Шотландии и Ирландии, Гардероб фактически превратился в военное придворное ведомство. Поскольку в периоды активной внешней политики военным целям была подчинена финансовая система и управление королевства, то Гардероб постепенно стал административно-финансовым центром всего государства. Он получал прямые выплаты из Казначейства, заведовал снабжением и финансовым обеспечением двора и армии короля во время военных кампаний. Гардероб оттеснил таким образом Сокровищницу на второй план.
Если Казначейство затруднялось с выделением средств на военные компании (такое случалось, особенно вовремя Столетней войны), монархи передавали необходимые суммы из Палаты курии в качестве займа, который нужно было возместить через какое-то время.
В XII в. управляющий Гардеробом стал соединять свою должность с должностью казначея королевских покоев. Согласно ордонансу Эдуарда I (1272-1307) от 1279 г. хранитель Гардероба стал занимать самое высокое положение среди королевских слуг. Вместе со смотрителем дворцового хозяйства он должен был каждый вечер принимать отчеты глав различных ведомств, и ежегодно - счета всего дворцового хозяйства. С начала XIV в., когда управляющий королевским хозяйством (сенешаль, верховный стюард) и подчиненный ему Королевский холл стали фактическим общественно-политическим центром государства, глава Гардероба стал заместителем верховного стюарда без привязки к собственному департаменту.
Ежегодно или по окончании срока службы хранитель Гардероба посылал отчет в Казначейство. Поэтому в 30-е гг. XIII в. появилась должность клерка, предоставляющего в Казначейство свиток с контрольными расчетами расходов, произведенных в Гардеробе. При Эдуарде I это должностное лицо стали именовать контролером Гардероба, помогали же составлять отчет его личные секретари-клерки. Правда, ревизовать своего руководителя - хранителя Гардероба - было сложно, поэтому роль контро-
леров в вопросах ревизии деятельности хранителя не была важной. По сути, контролер Гардероба следил за тем, чтобы слуги в королевском дворце не воровали продукты и вещи. В случаях нарушений он докладывал стюарду или казначею.
Тем не менее, контролер Гардероба фактически фиксировал расходы двора, получал отчеты о расходах ведомств королевского дворца, он ежегодно докладывал об этих расходах Казначейству, ведал архивом Гардероба и прочими документами, поступавшими к нему из ведомств. Так контролер ко времени правления Эдуарда I стал главой королевского секретариата, хранителем королевской печати. В начале XV в. контролер Гардероба теряет секретарские функции, но его контрольно-финансовая деятельность переносится на весь хозяйственный департамент двора. Но до середины XIV в. высшие должности в королевстве занимали клерки, начинавшие свою карьеру в Гардеробе. Хранитель Гардероба, контролер и казначей-кассир Департамента дворцового хозяйства (фактически - заместитель хранителя Гардероба) были влиятельными административно-государственными должностями во времена трех первых Эдуардов. Казначей-кассир департамента дворцового хозяйства отвечает с 1318 г. за составление годовых отчетов. Он и его личный секретарь и два клерки становятся основой для формирования счетной палаты двора.
Как уже отмечалось, эпоха правления Эдуарда I - время расцвета гардероба, ставшего главным финансовым органом Англии, превосходя по важности Казначейство. Именно в XIV в. обостряются конфликты между Казначейством и Гардеробом - государственной казной и казной короля [1, 231].
Этот конфликт закончился в пользу Казначейства при слабом Эдуарде II (1307-1327) в результате очередного противостояния короля с баронами. В 1311 г. парламент ограничил королевскую власть. Это произошло на фоне бесславного похода короля в Шотландию. Король тогда лишился права произвольно вводить налоги, не мог жаловать без согласия парламента коронные земли и даже не мог назначать своих людей на должности. Правда, в марте 1322 г. Эдуарду II удалось у Боробриджа разбить главу баронской оппозиции графа Ланкастера, повесить его с 5 сторонниками, и отменить постановления 1311 г. Но в 1324 г. бароны настояли на принятие ордонанса, согласно которому Казначейство усиливало свои контрольные и распределительные финансовые возможности в ущерб правам Гардероба. Отныне все доходы поступали в Казначейство, которое распределяло средства. Хранитель Гардероба должен был давать отчет казначею по поводу всех находящихся у него ценностей.
Верховный хранитель Гардероба был одной из высших придворных должностей. Впоследствии он стал именоваться лордом-камергером. Уже в середине XII в. она была передана графам Оксфордским и сохранялась за ними на протяжении многих веков, то есть стала наследственной должностью (как и должности верховного стюарда, маршала и коннетабля двора, закрепленные за определенными графскими титулами). Они носили почти исключительно почетный и церемониальный характер.
Но с конца XIV в. должность главного камергера приобретает все большее политическое значение. Именно через него осуществлялся доступ к королю, он также разбирал петиции на имя монарха, мог быть членом регентского совета при малолетнем монархе, был посредником между королем и парламентом. Высокий статус обуславливался тем, что камергер имел доступ к королю, контролировал королевскую казну, к нему поступали прошения на имя монарха.
В отличие от Гардероба, возникшее при Генрихе I Казначейство являлось государственным финансовым институтом. В 1118 г. в королевском указе впервые используется термин «бароны казначейства» для обозначения должностных лиц, входящих в состав Казначейства. На протяжении всего XII в. сотрудники Казначейства подчинялись непосредственно камерарию.
Первое упоминание о должности казначея относится к 1126 г. (первым казначеем стал племянник Рожера, епископа Солсбери, капеллана и канцлера Генриха I, при короле Стефане Блуаском на этом посту его сменил другой племянник епископа Солсбери). Сын первого казначея Ричард Фитц-Найджел также на протяжении нескольких лет был казначеем. Его перу принадлежит первый трактат об управлении английским государством - "Dialogus de Scaccario", ставший главным источником для изучения Казначейства эпохи Генриха II Плантагенета (1154-1189).
На должность казначея назначались, как правило, духовные особы. В XV в. на должность казначея стали все чаще и чаще назначаться светские особы: рыцари, потом бароны и, наконец, с середины века - графы [2].
В 1558 г. была учреждена должность канцлера Казначейства. В отличие от лорда казначея (члена палаты лордов), канцлер казначейства был членом палаты общин.
Королевская сокровищница оставалась в Винчестере до правления Иоанна Безземельного (11991216). В XIII в. она была перенесена в Вестминстер, где и собирались бароны два раза в год - на Пасху и в Михайлов день.
Вестник факультета управления Челябинского государственного университета
Уже при Генрихе I по инициативе канцлера Рожера Солсбери утвердилась практика ежегодных финансовых отчетов шерифов в Казначейство и систематическое копирование с 1156 г. этих отчетов в свитки (это продолжалось без перерывов до 1834 г.) [3].
Первые свитки появились в 1130 г., которые датировались 31-м годом правления Генриха I. В них зафиксированы ежегодные платежи ремесленных гильдий Лондона в Казначейство. Казначейские свитки - ежегодные записи денежных расчетов, преимущественно между шерифами графств и королевской казной в Англии XII-XIX вв. По сути это были отчеты шерифов о полученных или неполученных денежных сборах в графствах и городах. Записи делались на пергаменте, который сворачивали в трубку (отсюда и название - свиток). Казначейские свитки составлялись только 29 сентября - в день Святого Михаила (время завершения сельскохозяйственных работ), срок уплаты различных платежей, конец отчетного периода. Именно в день Святого Михаила должны были прибывать с отчетами в Казначейство. В каждом свитке указывался год правления короля, на который падал этот день, и записывались все расчеты за истекший год [3].
Казначейство делилось на две палаты: верхнюю - аудиторскую и нижнюю - поступлений. Важную роль в работе нижней палаты играл клерк Казначейства, фиксировавший поступление денег и запечатывавший полученные мешочки с деньгами. Следующими в иерархии были два подчиненных каме-рарию рыцаря, хранившие ключи от сундука и отвечавшие за взвешивание монет после их подсчета. Вместе с клерком Казначейства они отвечали за выдачу денег по королевскому указу или предписанию баронов Казначейства. Эти трое сопровождали казначея в его поездках в Сокровищницу из Вестминстера в Винчестер. К более низким должностям относились весовщики, плавильщики и чеканщики. На заседания верхней палаты также приглашались канцлер, казначей, камерарий, коннетабль и маршал или их представители.
Как и во всех средневековых государствах континента, в Англии вплоть до конца XV в. разделение должностей на придворные и государственные было более чем условным [4]. Это касалось и финансовых ведомств страны. Административный аппарат формировался монархом из числа придворных, король своей волей назначал на государственные должности тех из подданных, которые в качестве придворных вовлекались в процесс управления государством. Зависимость от личной воли монарха в этом случае была практически абсолютной. Эволюция многих важнейших административных институтов и должностей из придворных в государственные порой могла занимать несколько столетий.
Список литературы
1. Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время / Отв. ред. Т. П. Гусарова. - М.: КДУ, 2011. - 600 с.
2. Пти-Дютайи, Ш. Феодальная монархия во Франции и в Англии X-XIII в. / Ш. Пти-Дютайи. - М.: Москва, 1938. - 411 с.
3. Памятники истории Англии XI-XIII вв. / Составитель Д. Петрушевский. - М.: Либроком, 2015. - 244 с.
4. Штокмар, В. История Англии в средние века / В. Штокмар. - М.: Алетейя, 2005. - 218 с.
Сведения об авторе
Саликов Демьян Хамитович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Экономико-правовых основ управления Челябинского государственного университета. Челябинск. Россия. [email protected]
THE EVOLUTION OF THE FINANCIAL INSTITUTION OF THE ENGLISH STATE IN THE ERA OF THE MIDDLE AGES
D. H. Salikov
Chelyabinsk State University. Chelyabinsk. Russia
The article discusses the evolution of financial institutions in medieval England (mid XI until the end of the XV century). Shown, the administrative apparatus was formed by the monarch from among the courtiers, the king will appoint to public office those of his subjects that as the court became involved in the process of governance. Dependence on the personal will of the monarch in this case was almost absolute. The evolution of many important administrative institutions and positions of the court in the state could sometimes take a few centuries.
Keywords: Royal Court (Curia), Wardrobe, camerarius, Chamberlain, Treasurer, Chancellor, Sheriff.
References
1. Vlastnye instituty i dolzhnosti v Evrope v Srednie veka i rannee Novoe vremya / Otv. red. T. P. Gusarova. - M.: KDU, 2011. - 600 s. (In Russ.).
2. Pti-Dyutaji, SH. Feodal'naya monarhiya vo Francii i v Anglii X-XIII v. / SH. Pti-Dyutaji. - M.: Moskva, 1938. - 411 s. (In Russ.).
3. Pamyatniki istorii Anglii XI-XIII vv. / Sostavitel' D. Petrushevskij. - M.: Librokom, 2015. - 244 s. (In Russ).
4. Shtokmar, V. Istoriya Anglii v srednie veka / V. Shtokmar. - M.: Aletejya, 2005. - 218 s. (In Russ.).
УДК 94 (410)
ББК Х 400. 73 (4 ВЕЛ) - 1
РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В Х1Х-ХХ ВЕКАХ
Д. Х. Саликов
Челябинский государственный университет. Челябинск. Россия
В статье рассматриваются основные тенденции развития и реформы государственной службы в Великобритании в период с 1830-х гг. до конца прошлого века. Это реформа Норткота-Тревельяна, реформы гражданской службы второй половины XX века, связанные с деятельностью комиссии лорда Фултона, изменения в гражданской службе, вызванные в связи с программой правительства М. Тэтчер «Следующие шаги». Показана сущность менеджериальной модели государственной службы, утвердившейся после доклада комиссии лорда Фултона «Государственная служба».
Ключевые слова: Великобритания, реформа, государственная гражданская служба, административная реформа, модель, бюрократия, государственное управление, министерство, эффективное управленческое решение.
Институт гражданской государственной службы в современном виде в Великобритании сложился в 1970-е гг. Этому предшествовал период становления постоянной государственной службы на профессиональной основе путем реформирования последней на протяжении XIX-XX вв. Эти реформы мы и хотели бы проанализировать в данной статье.
До середины XIX столетия в Великобритании не существовало института государственной службы в современном понимании. Государственные должности предоставлялись владельцами патентов, покупаемых у королевского двора. Их исполнение рассматривалось как средство личного обогащения владельца королевского патента и клиентов держателя должности. Такая система не предполагала экзаменов и конкурсов, чиновники являлись зависимыми людьми и воспринимали себя членами определенного клана или офиса, своего патрона, но не представителями системы государственной службы. Государственный пост являлся собственностью владельца, эффективность не рассматривалась как критерий продвижения по службе. Продвижение определялось сроками нахождения на посту. Подобный подход получил название патронажа, для которого характерно привлечение в штат родственников, друзей, клиентов влиятельных лиц, которым корона предоставляла право формировать государственное ведомство («держать офис»). Монархи раздавали посты своим фаворитам и приближенным. Все это было средством для монархии влиять на государственные дела. В результате такого положения дел занятие постов и должностей гражданской службы было для многих способом обогащения и проведения времени с пользой для себя. Об интересах общества, или как сегодня бы сказали, об эффективности государственного управления, мало помышляли. Более важным для чиновников были возможности расхищать государственные средства, покровительствовать «своим людям», брать взятки, словом, приобретать материальную и политическую прибыль.
Началом реформирования этой системы стала деятельность парламентских комиссий в 1780-е гг., и в частности, «дело» наместника в Индии У.Гастингса, и расследования злоупотреблений Ост-Индской компании. Инициатором выступил Э. Бёрк (1729-1797), политик и видный консервативный публицист того времени. Реформы и эволюционное развитие как способ предотвращения революции - таковы