Научная статья на тему 'Эволюция фенотипа детей школьного возраста под влиянием экзогенных факторов'

Эволюция фенотипа детей школьного возраста под влиянием экзогенных факторов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
342
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция фенотипа детей школьного возраста под влиянием экзогенных факторов»

физкультуры - это самостоятельный учебный курс со своим учебным планом и программой, учебно-методическим обеспечением.

ЭВОЛЮЦИЯ ФЕНОТИПА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭКЗОГЕННЫХ ФАКТОРОВ

Д. Наварецки, Е.Говердовская, МШапелявы., Ю. Войнар, В.А. Костюченко

Данное исследование посвящено оценке физического состояния школьников в возрасте от 8-и до 18-и лет в разные десятилетия, что и определяет его неординарность. Диагноз реальной ситуации и прогноз возможных перемен в физическом состоянии молодёжи является проблемой и исходной позицией для разработки стратегии оздоровления общества. Комплексные исследования физического состояния детей школьного возраста, проведенные в период с 1985 года по 1995 год, явились фактическим материалом для анализа и научного обоснования выводов о реальном физическом состоянии и тенденциях его изменения за десятилетний период. Исследуемый макрорегион (Юго-Запад Польши) является типичным и для Европы, и Европейской части России.. Это дает основание полагать, что полученные данные могут объективно отражать рассматриваемую ситуацию не только в этом регионе, но и в масштабе большой части наших стран.

Результаты этих исследований указывают на весьма беспокоящие общественность изменения в физическом состоянии современных детей и молодёжи. Не менее важным является вопрос, касающийся разработки критериев и методов оценки двигательной активности.

Результаты изучения физической подготовленности создают научную основу для разработки общей теории активности человека. В этой молодой, бурно развивающейся дисциплине можно отметить ряд противоречивых подходов и высказываний, что вообще характерно для развивающейся отрасли науки. Анализ работ в этой области выявляет множество различий в методологических подходах и в оценке двигательной подготовленности. При этом следует отметить увеличение числа исследователей и междисциплинарных подходов к изучению проблем связанных с двигательной активностью человека. «Физическое состояние» представляет собой комплексный системообразующий феномен, включающий в себя такие основные биологические детерминанты как физическое (соматическое) развитие, физическая подготовленность, координация движений и двигательные навыки. В интегрированной форме они наиболее полно отражают уровень физического здоровья. Изучать их изолированно, без учета их взаимозависимости и взаимосвязей достаточно сложно и к тому же нецелесообразно. Наиболее тесны взаимосвязи в парах «физическое развитие - физическая подготовленность» и «координация - двигательные навыки».

Общественные и экономические перемены, процессы урбанизации, нарастание экологической угрозы - всё это обусловливает существенные изменения физического состояния современных детей. Продолжающийся в мировом масштабе процесс увеличения тотальных размеров тела (т.н. «эпохальный сдвиг») сопровождается снижением объемов двигательной активности и ухудшением физического состояния молодёжи.

Действие экзогенных факторов, связанных с внешней средой проявляются с разной интенсивностью и различным образом. Именно они являются главной причиной изменений фенотипических признаков. Рассматривая тенденции развития двигательных возможностей человека, следует признать, что в качественных показателях фенотип все же находится под контролем генотипа, а возможности влияния экзогенных факторов ограничены. Однако значимость последних возрастает в развитии количественных признаков, к которым относятся, в частности, физические качества. Факторы внешней среды могут только частично изменить генетически запрограммированный процесс развития. Эти границы отклонения возможны только в пределах так называемой «нормы адаптации».

Следует также принять во внимание механизм перемен генетически определённого пути развития, который подчиняется явлению «гомеостаза онтогенеза». Он состоит в поддержании динамического равновесия в рамках «нормы реакции» между внутренней средой организма и постоянно изменяющимся воздействием внешней среды. Механизм саморегуляции обеспечивает развитие в рамках генетически закодированных норм реакции даже в случае нежелательных случайных отклонений от нормального пути развития под влиянием экзогенных факторов.

Характер описанных выше проявлений зависит от множества условий, в том числе и от таких, как характер воздействия среды, сила воздействия, время воздействия, резистентность организма или отдельных органов данному воздействию. Большую роль играет также уровень экосенситивности организма на конкретное воздействие. Её возможные границы определяются генотипом и полом.

Указанные выше реакции могут проявиться только тогда, когда уровень воздействия окружающей среды превышает границы «порога толерантности». Длительное воздействие среды может активизировать факторы, мощные и действующие длительное время. Анализируя экзогенные факторы, следует при этом различать следующие признаки: приспособление организма к внешним воздействиям (адаптация) и способности к этому приспособлению (адаптивность). Адаптация характеризует явление выживания особей, которые сумели приспособиться к данным условиям. Это имеет место благодаря биологическим перестройкам или рационально выбранной линии поведения.

Наблюдаются всё более увеличивающаяся с каждым десятилетием диспропорция между соматическими показателями (рост, масса тела) и физической подготовленностью молодого поколения. Это явление «раскрытых ножниц» приводит к «асимметрии развития», которая является угрозой для здоровья подрастающего поколения. По данным Болховских Р.Н., Карпенко В.Б., Логинова А.В. (1997) показатели силовой, скоростной выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств у современных школьников на 5-14% ниже, чем у их сверстников 10 лет тому назад, хотя очевидна акселерация - длина, масса тела, окружность грудной клетки (показатели физического развития) улучшились.

Главной причиной снижения общего уровня физического состояния молодёжи является изменение условий и образа жизни. Неограниченный доступ к компьютерным играм, Интернету в сочетании с изменением шкалы общест-

венных ценностей у молодёжи - всё это увеличивает продолжительность времени, проводимого без движения и в помещении.

Низкий объем суммарной двигательной активности в течение дня характерный для современных детей и молодёжи приводит к выводу, что спорт и физическое воспитание в школе - практически единственная компенсаторная форма физических нагрузок доступная детям. Отрицательные последствия дефицита двигательной активности можно в значительной степени нивелировать, если использовать различные формы физической деятельности, с помощью которых можно было бы существенно повысить ее уровень. Оптимальная двигательная активность человека — необходимое условие нормального функционирования всех систем организма, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Исследования физического состояния детей школьного возраста проводимые ранее касались, в основном, оценки показателей определяющих физическую подготовленность детей. Согласно современной концепции о значимости координации движений в реальных условиях жизнедеятельности, в данную работу были включены исследования по оценке уровня координационных возможностей с учётом всех их составляющих, имеющих прикладное значение. В целом мониторинг за уровнем и динамикой физического состояния детей следует трактовать как возможность предупреждения нежелательных изменения его уровня, своевременного внесения коррективов в процесс физического воспитания в образовательных учреждениях различного типа.

Проявление указанных выше явлений на фоне общественных перемен свидетельствует о явной угрозе деградации и снижении «биологической ценности» популяций в активном возрасте. Эти проблемы всё в большей степени привлекают внимание педагогов, врачей, организаций по оздоровлению детей.

Уровень физического состояния во многом определяет адаптивные возможности организма и имеет огромное влияние на формирование мировоззрения личности, общей культуры и характера общественных отношений, является фундаментальным базовым фактором, важнейшим условием, определяющим самодостаточность личности. Ухудшение состояния здоровья и уровня физического состояния детей и молодежи в ряде стран, вызванные социальными и экологическими условиями, обусловливают необходимость изучения физического состояния в динамике в многолетнем аспекте. Такие исследования позволяют объективно оценить уровень и тенденцию изменения физического состояния учащейся молодежи — будущего любой страны.

Уровень физической подготовленности учащейся молодежи отражает степень эффективности функционирования национальных систем физического воспитания. Поэтому не случайно физическое состояние различных групп населения (особенно учащейся молодежи) находится под контролем государства, общественных и др. организаций. На основе медико-социологического и педагогического мониторинга создаются банки данных о состоянии здоровья, физической активности и физического состояния населения различных стран и регионов (Комков А.Г., 2000).

Урбанизация среды обитания, разрастание городской популяции и целых мегаполисов оказывают воздействие на биологическую природу современного человека, которые заметны уже за последние десятилетия.

Исследование физического развития, двигательных возможностей детей и подростков школьного возраста имеет большое социально-педагогическое значение. Однако, проводимые исследования, как правило, являются «срезо-выми», когда исследуется популяция разновозрастных групп в определенный период (одновременно) и практически отсутствуют лонгитудинальные многолетние исследования, которые позволили бы выявить тенденцию изменений в структуре и уровне физического состояния одинаковых возрастных групп в многолетнем аспекте.

Физическая подготовленность как важный компонент физического состояния должен оцениваться по комплексу показателей, в том числе и техникой выполнения движений. Данные об уровне физического состояния детей и молодёжи - это источник информации, основываясь на котором можно в случае необходимости корректировать оздоровительную политику в желательном для общества направлении.

Физическое состояние детей не является областью, за которую отвечают только преподаватели физического воспитания. Эта проблема должна интересовать всё общество.

Рассматривая физическое состояние в единстве с умственным развитием можно считать, что они в одинаковой степени необходимы современному человеку. Таким образом, необходимость поддержание физического состояния на оптимальном уровне становится одной из первостепенных педагогических задач.

В прикладных целях возникает насущная необходимость лонгитуди-нального наблюдения за тенденциями динамики отдельных признаков физического состояния подрастающего поколения. Полученные данные могут служить объективным основанием для планирования стратегии физического воспитания как в региональном, так и государственном масштабе.

Проблема контроля и оценки физического состояния детей школьного возраста является важной социальной проблемой.

Проводимые ранее наблюдения за физическим состоянием детей школьного возраста ограничивались, как правило, энергетической сферой физической подготовленности (оценкой уровня развития базовых физических качеств). За последнее время возросло внимание исследователей к координационной (информационной) сфере физического состояния индивида. Эта проблема является мало исследованной как в теоретическом, так и методологическом аспектах. Согласно представлений об уровне значимости координационных возможностей в современных условиях жизнедеятельности, в данной работе изучались показатели, имеющие непосредственное отношение к этому разделу двигательных возможностей.

Исследования, которые носят «срезовый» характер, когда констатируется лишь «статическая» ситуация, не позволяют изучать динамику происходящих процессов в физическом состоянии детского организма, которые объективно являются процессами длительными.

Целью данной работы является исследование динамики физического состояния польских школьников возраста 8-18 лет в течение десятилетнего периода. Результаты комплексного исследования за период 1985-1995 гг. явились фактическим материалом для анализа и выводов об актуальном физиче-

ском состоянии школьников и тенденции его изменения за десятилетний период.

В результате изучения литературных данных и собственных многолетних практических наблюдений нами было выдвинуто предположение (гипотеза), которое заключалось в том, что:

1. Происходящие социально-экономические изменения отражаются в образе жизни современного человека, оказывая воздействие на его физическое состояние.

2. Экзогенные факторы (внешняя среда) по-разному воздействуют на отдельные компоненты физического состояния.

3. В силу биологических и социальных причин базовые компоненты физического состояния (физическое развитие, физическая подготовленность, координационные возможности) имеют разную динамику развития в онтогенезе.

4. Полученные данные многолетних наблюдений за динамикой физического состояния позволят уточнить актуальные нормативы отдельных компонентов и его интегрального показателя.

5. Апробированная в эксперименте батарея тестов может быть использована в качестве стандартной процедуры для диагностики физического состояния в школьной практике.

В целях верификации выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

1. Исследовать тенденции динамики компонентов физического состояния (соматических, двигательных, координационных).

2. Определить структуру и динамику изменений физического состояния в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности.

3. Определить взаимосвязь между отдельными компонентами физического состояния: физическим развитием, физической подготовленностью и координационными возможностями.

4. Оценить уровень референтности использованных методов диагностики физического состояния в условиях школьной практики.

Методы исследования

В процессе исследования использовались следующие методы: анализ специальной литературы, педагогические наблюдения, тестирование физических (двигательных) качеств, антропометрия.

Для комплексной оценки физического состояния и динамики его изменения на этапе лонгитудинальных наблюдений регистрировались следующие параметры:

Показатели физического развития: (длина, масса тела, весо-ростовой индекс).

Показатели физической подготовленности:

А) координационные возможности

- Статическое равновесие (по Fleisman)

- Динамическое равновесие (по Kocjasz)

- Кинестетическая дифференциация (по Denisiuk)

- Пространственная ориентация (по Jung)

- Частота движений (по Schilling)

- Ритмичность (по Johnson-Metheny)

- Ориентационно-пространственная ловкость (по Denisiuk)

- Общая ловкость

Б) физические (двигательные) качества.

- Аэробная выносливость (по Cooper)

- Динамическая (взрывная) сила верхних и нижних конечностей (по Sargent)

- Скорость перемещения, скорость двигательной реакции (по Hirtz)

- Гибкость (подвижность в суставах).

С целью оценки половых различий в физическом состоянии определялись показатели полового диморфизма - WD (Szopa, 1985):

X — X WD = 2 Xl X2 ;

CTi + Oj

где: X1 - средняя величина мужской выборки

X2 - средняя величина женской выборки

о - соответствующие стандартные отклонения

Тестирование проводилось в стандартных условиях в соответствии с регламентированными для каждого из тестов процедурами.

Данные исследований подвергнуты статистической обработке. Предварительный анализ геоэкологической и демографической характеристик региона, где проводились основные исследования, показал, что они достаточно типичны для городских конгломератов Европы и вполне отражают ситуацию урбанизированных регионов.

Анализируя полученные данные об уровне развития физического состояния и его компонентов, мы исходили из следующих концептуальных позиций: физическое состояние представляет собой комплексный системообразующий фактор, включающий в себя такие биологические детерминанты как соматическое развитие, физическая подготовленность, координация движений. В интегрированной форме они наиболее полно отражают уровень физического здоровья.

Изучая динамику физического состояния и его составляющих в онтогенезе не следует останавливаться на возможных случайных флюктуациях показателей в отдельных возрастных группах. Наиболее продуктивно изучать процесс как тенденцию (тренд) изменения признаков.

Сравнительный анализ физического состояния популяций 1985г и 1995г дает основания сделать следующие заключения:

Физическое развитие.

Анализ динамики физического развития популяций 1985 и 1995 гг, указывает на основные изменения происшедшие за десятилетний период наблюдений: увеличились тотальные размеры тела (длина и масса) фактически во всех возрастных группах обоего пола..

Средний годовой прирост длины тела у девочек популяции 1985 г, составлял 3,2 см, а в популяции 1995 г. этот показатель равен 3,4 см. Рост у 18летних девушек составил соответственно 161,8 и 164,2 см.

Средний годовой прирост длины тела у мальчиков популяции 1985 г. составлял 4,1см, тогда как в популяции 1995 г. этот показатель равен 4,5 см. Рост

18-летних юношей составил соответственно 172,1 и 177,2 см.

Анализ диморфических сравнений показывает, что в обеих популяциях до 13 лет девочки имеют преимущества в длине тела. В дальнейшем развитии наблюдается нарастающее преимущество мальчиков во всех возрастных группах.

Средний годовой прирост массы тела у девочек популяции 1985 г. составил 2,6 кг, а у популяции 1995 г. -2,8кг. Вес 18-летних девушек составил соответственно 54,8 и 56,9 кг.

Средний годовой прирост массы тела у мальчиков популяции 1985г. составил 3,6 кг, а в популяции 1995г.- 3,9 кг. Вес 18-летних юношей составил соответственно 66,0 и 69,0 кг.

Анализ диморфических сравнений показывает, что в обеих популяциях до 13 лет девочки имеют заметные преимущества в показателях массы тела, однако в старших возрастных группах наблюдается нарастающее преимущество мальчиков.

Анализируя феномен изменений тотальных размеров тела за относительно небольшой период наблюдений можно полагать, что он является продолжением мировой тенденции именуемой «акселерацией». Важно определить значение этого явления при оценке физического состояния. На сегодняшний день нет убедительных данных о положительной связи тотальных размеров тела с уровнем физического здоровья ребенка. Одной из наиболее реальных объяснений этого феномена является теория «урбанистической травмы» ^е Ridder) , предполагающая влияние последствий научно-технической революции, современного менталитета подрастающего поколения и образа жизни в современных условиях городских конгломератов.

За десятилетний период наблюдений отмечены определенные изменения внешнего облика школьников, имеющие фенотипическую природу признаков приобретенных в процессе адаптации к современным условиям жизни. Это выражается не только в увеличении тотальных размеров (рост и вес тела), но и в изменении их соотношения.

Координационные возможности.

Результаты наблюдений показали, что способность к действиям требующим быстроты и точности движений повысилась у девочек популяции 1995г. Аналогичная ситуация наблюдается и в динамике координационных возможностей у мальчиков 1995 г.

В пубертатный период темпы роста координационных возможностей снижаются, что указывает на неблагоприятные условия этого периода для их развития.

Сравнительный анализ показателей ловкости подтверждает эту тенденцию. У девочек и мальчиков во всех возрастных группах зарегистрировано преимущество популяции 1995 г. перед их сверстниками 1985 г.

По показателям статического и динамического равновесия девочки обеих популяций показывают более высокие способности, нежели их сверстники.

По показателям пространственно-временной ориентации мальчики популяции 1985 г. имеют некоторое статистически недостоверное преимущество, однако, в 1995 г. девочки уже в четырех возрастных группах (11-12 и 17-18 лет) демонстрируют равные или лучшие возможности. В популяции 1995 г.

мальчики уступают своим сверстницам по этому признаку, а коэффициент диморфизма достигает -0,21.

По способности к дифференциации движений мальчики обеих популяций значительно превосходят девочек практически во всех возрастных группах. Отмечено некоторое снижение дифференционных возможностей в пост-пубертатный период у мальчиков. Однако в возрасте 15 лет вновь отмечается их рост со значительным преимуществом перед своими сверстницами (коэффициент диморфизма достигает 0,35)

Показатель способности к быстроте движений имеет стабильное преимущество у девочек. В восьми возрастных категориях из одиннадцати коэффициенты диморфизма подтверждают их преимущества

В показателе характеризующем способность выполнения движений в определенном ритме за десятилетний период наблюдений достоверных изменений не произошло. Отмечена лишь тенденция к некоторому снижению ди-морфических различий, что указывает на более высокие темпы роста этого показателя у девочек.

Общая тенденция роста координационных возможностей популяции школьников 1995 г. можно объяснить возрастающей долей сложных прецизионных двигательных действий в повседневном образе жизни современных школьников.

Физическая подготовленность.

В отличие от координационных возможностей уровень развития физических (двигательных) качеств у популяции 1995 г. имеет заметное отставание от своих сверстников популяции 1985 г. по целому ряду показателей.

Быстрота. Лишь в младшем возрасте (9 лет) наблюдаются сходные показатели. Во всех остальных возрастных группах школьники популяции 1985 г. имеют преимущества перед сверстниками 1995 г. Таким образом, можно сделать заключение о наличии регрессивной тенденции динамики физического качества быстроты.

По сравнению с популяцией 1985 г. существенно уменьшились показатели диморфизма в популяции 1995г.

Выносливость. Наиболее заметное отставание в развитии этого физического качества отмечено у детей популяции 1995 г. в младшем школьном возрасте (8 лет). Можно полагать, что это отставание популяции 1995 г. связано с недостаточным объемом двигательной активности в дошкольном возрасте. В последующие годы учебы это отставание существенно уменьшается и в старшем школьном возрасте оно приближается к показателям популяции 1985 г. Очевидно, что включение в суммарный объем двигательной активности уроков физической культуры положительно сказался на повышении аэробной выносливости.

Мальчики популяции 1985 г. во всех возрастных группах имели значительное преимущество в показателях выносливости перед своими сверстницами. Популяция 1995 г. имеет значительно меньшие диморфические отличия. В 1985 г. коэффициент диморфизма по показателю выносливости был равен 2,7, а в 1995 г. — всего лишь 1,94.

Гибкость. Сравнительный анализ показал существенное превосходство в уровне развития этого физического качества у девочек популяции 1995 г.

Это преимущество сохраняется во всех возрастных группах в пределах 28,9 % (18 лет) - 91,8 % (13 лет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сходная тенденция наблюдается и у мальчиков. Наиболее ярко выражены темпы развития этого качества в возрасте 9-10 лет, где различия между исследуемыми популяциями достигала 100 %.

Взрывная сила (верхних и нижних конечностей). В младшем школьном возрасте дети популяции 1995 г. заметно отстают от показателей своих сверстников 1985 г. (что вновь можно объяснить недостаточным объемом двигательной активности в дошкольном возрасте). Начиная с 12 лет, намечается тенденция к сближению силовых показателей популяции 1995 г. по отношению к их сверстницам 1985 г.

Мальчики популяции 1995 г. фактически во всех возрастных группах уступают своим сверстникам популяции 1985г. Наблюдающееся уменьшение различий в силовой подготовленности между девочками и мальчиками в популяции 1995 г. можно констатировать как снижение показателя диморфизма по этому физическому качеству.

Рассматривая сравнительный уровень физической подготовленности детей относящихся к разным категориям развития (ретарданты, медианты, аксе-леранты) можно отметить, что фактически все они отстают от своих сверстников прошлого десятилетия.

У девочек популяции 1995 г. наиболее выражена регрессивная тенденция относительно скоростно-силовых качеств и выносливости в 8 лет. С возрастом эти различия нивелируются. Лишь по показателям гибкости они превосходят своих сверстниц во всех категориях развития.

У мальчиков популяции 1995 г. во всех категориях развития наблюдается отставание по всем показателям физической подготовленности за исключением гибкости. В группах ретардантов и медиантов у мальчиков 8 лет показатели выносливости понизились на 40 %, а у акселератов на 57 %. В тестах характеризующих скоростные и скоростно-силовые возможности в процессе обучения не наблюдается заметного улучшения ситуации.

Снижение «стартового» уровня физического состояния мальчиков 8летнего возраста популяции 1995 г. достигает 20 % во всех категориях развития. Сходная ситуация и в физическом состоянии 8-летних девочек.

Общая тенденция снижения уровня физической подготовленности школьников популяции 1995 г. является результатом значительного изменения социально-экономических условий и снижения объемов двигательной активности в повседневной жизни.

Сравнительный анализ физического состояния польских школьников за десятилетний период наблюдений указывает на существенные изменения происшедшие в их фенотипическом статусе.

Рассматривая три основных компонента физического состояния: физическое (соматическое) развитие, физическую (двигательную) подготовленность и координационные возможности, можно констатировать, что тенденция их изменений за период наблюдений протекала неоднозначно и разнонаправленно.

При поступлении в школу девочки в 1995 г практически по всем показателям физической подготовленности на всех ступенях классификационной ие-

рархии (ретарданты, медианты и акселераты) значительно отстают от своих сверстниц прошлого десятилетия. Наиболее выраженная регрессивная тенденция зарегистрирована относительно скоростно-силовых качеств и качества выносливости. Тревожным следует признать тот факт, что у девочек дошкольного возраста популяции 1995 г. резко (на 50,0%) снизилась способность к выполнению продолжительной работы умеренной интенсивности, то, что в теории физического воспитания принято называть общей выносливостью. Поскольку данное качество детерминировано функциональным состоянием таких важных систем жизнеобеспечения как дыхательная, сердечно-сосудистая, центральная нервная системы, опорно-двигательный аппарат, то можно говорить о том, что дети дошкольного возраста популяции 1995 г. имеют более низкую функциональную подготовленность вышеназванных систем и, в первую очередь, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, чем их сверстники прошлого десятилетия. В основе такой негативной тенденции нам видятся две следующие группы проблем: 1) сложные социально-экологические условия и 2) условия, организация и эффективность постановки физического воспитания детей дошкольного возраста не в полной мере соответствуют необходимым требованиям. Безусловно, в этом возрасте уровень физической подготовленности детей во многом определяется отношением родителей к физической культуре, но ведь положительное отношение к ней следует формировать и это должно быть государственной позицией. Ни специалисты, ни государственные деятели не должны оставаться в стороне, когда функциональная и физическая подготовленность детей так стремительность ухудшается.

По мере взросления и включения в сферу физической культуры девушки популяции 1995 г. по большинству показателей физической подготовленности приближаются и превосходят своих сверстниц, что следует расценивать как положительное явление и удовлетворительно оценить эффективность школьной физической культуры. Однако по показателям выносливости девушки, отнесенные к категории акселератов, только к 18-и годам достигают уровня своих сверстниц прошлого десятилетия. По показателям скоростных способностей девушки популяции 1995 г. отстают от своих предшественниц во всех классификационных категориях на 15,0-20,0%.

Сравнительный анализ соотношения показателей физической подготовленности юношей в разные годы показывает, что юноши популяции 1995 г., превосходят своих сверстников прошлого десятилетия только по одному качеству — гибкости. В возрасте 13-и и 14-и лет юноши, отнесенные к категориям ретардантов и акселератов, имеют равные показатели выносливости по сравнению со своими сверстниками из 1985 г. Если ситуация относительно тенденции, направленной на снижение скоростно-силовой подготовленности у мальчиков дошкольного возраста менее удручающая, чем у девочек этого же возраста, то этого нельзя сказать относительно качества выносливости. В группах отнесенных к ретардантам и медиантам выносливость у мальчиков дошкольного возраста ухудшилась более чем на 40,0%, а у акселератов — на 57,0%. Важным и тревожным является тот факт, что к старшему школьному возрасту ситуация несколько улучшается, но юноши популяции 1995 г. оказываются менее приспособленными к длительной деятельности умеренной интенсивности, как, впрочем, и к деятельности, требующей скоростно-силовой

подготовленности. В тестах, характеризующих скоростные и скоростносиловые качества таких как бег на 60 м, прыжок в длину с места, бросок мяча вперед юноши проигрывают своим сверстникам из прошлого десятилетия и к старшему школьному возрасту ситуация не меняется в сторону улучшения. Исключение наблюдается лишь по одному показателю — результатам броска мяча вперед у юношей старшего школьного возраста, отнесенных к категории акселератов. Так 18-и летние юноши популяции 1995 г. в этом показателе имеют преимущество перед своими сверстниками на 12,9%.

Девушки популяции 1995 г. до 8-и лет значительно слабее своих сверстниц популяции 1985 г. по качествам выносливости и скоростно-силовой подготовленности. Далее, по мере взросления к старшему школьному возрасту, эта разница нивелируется, и по уровню физической подготовленности девушки в 1995 г. не уступают своим предшественницам. По показателям гибкости они превосходят своих сверстниц во всех возрастных категориях.

Юноши только по одному качеству — гибкости существенно (в старшей возрастной группе на 22,0% ретарданты, на 33,6% медианты и на 25,1% акселераты) превосходят своих сверстников прошлого десятилетия, а по показателям выносливости, скоростно-силовой подготовленности стали слабее своих сверстников из 1985 г. Выявленная динамика свидетельствует о тенденции к феминизации мужского населения и маскулинизации женского населения в каждой последующей популяции.

Девушки, отнесенные ко всем трем группам по динамике прироста их физических способностей, популяции 1995 г. существенно слабее своих сверстниц 1985 г. Исключение составили лишь девушки двух старших возрастных групп 17-и и 18-и лет. Подобную ситуацию следует расценивать как тревожную и требующую разрешения на всех уровнях, включая сферу физической культуры и властные структуры. Вызывает тревогу то обстоятельство, что физическая подготовленность девочек дошкольного возраста в 1995 г. оказались на 20,0% ниже, чем их сверстницы прошлого десятилетия. Наиболее выраженное снижение подготовленности выявлено у девочек, отнесенных к группе ретардантов — оно составило 13,4 баллов по шкале Т или 26,3%. То обстоятельство, что девочки в возрасте до 8-и лет оказались более слабыми, чем их сверстницы прошлого десятилетия, может быть обусловлено изменением социально-экономических условий в регионе (институт дошкольного народного образования стал работать менее эффективно) и тем, что родители не осознают необходимости повседневной физической культуры для своих детей. Несколько смягчающим обстоятельством негативной тенденции в уровне физической подготовленности школьниц является то, что к старшему школьному возрасту девушки разных лет выравниваются в уровне физической подготовленности. Такая динамика двигательных способностей девушек популяции 1995 г., на первый взгляд, указывает на то, что школьные годы оказали более благоприятное влияние на физическое состояние девушек и что, физическая культура девушек школьного возраста популяции 1995 г. оказалась более эффективной, чем в прошлом десятилетии. Но подобный вывод не имеет под собой оснований. Дело в том, что в 1995 г. в старших классах оказались те девушки, которые были в первом классе в 1985 г. А они, как показывают зарегистрированные в исследовании показатели, были более подготовленными по всем физи-

ческим качествам более чем на 20,0% относительно своих сверстниц 1995 г.

Следовательно, если экстраполировать полученные результаты по комплексной оценке физического состояния девушек на следующие десятилетия, то необходимо заявить о негативной тенденции в физической подготовленности девушек школьного возраста в данном регионе. То, что и у мальчиков в дошкольные годы, так же как и у девочек, значительно снизился уровень физической подготовленности, говорит о снижении двигательной подготовленности детей, как о системном явлении.

Ухудшение физического состояния мальчиков 8-и летнего возраста достигает почти 20,0% в группе медиантов и более — в группах ретардантов и акселератов. В группе ретардантов в первый год школьного обучения прирост физических качеств значительно ниже, чем у мальчиков, отнесенных к другим категориям. Прирост в течение года составил 1,9 балла по шкале Т или 3,8%, в то время как у акселератов этот показатель превысил 10,0%. С одной стороны, так и должно быть. Потому и отнесены они к различным группам, представители которых прогрессируют в физических способностях с разной скоростью. Но и по мере приближения к старшему школьному возрасту юноши-ретарданты, вопреки биологическим закономерностям, продолжают сохранять большее отставание от своих сверстников прошлого десятилетия, относительно медиантов и акселератов. В старших возрастных группах (от 16-и до 18-и лет) это отставание соответственно равняется 11,4; 8,7 и 5,7 балла или 22,7; 17,5 и 11,3%. Подобная динамика подготовленности юношей, отнесенных к группе ретардантов, дает основание предположить, что юноши в, имеющие более низкие показатели в младшем возрасте, последующем десятилетии сохранят и даже увеличат отставание от своих сверстников к старшему школьному возрасту.

Важно отметить, что в 1995 г. юноши в старших возрастных группах (16-и - 18-и лет) по результатам комплексной оценки отстают от своих сверстников 1985 г. и медианты (соответственно) на 11,8; 14,7 6,5%, и акселераты (соответственно) 7,9; 9,6 и 5,2%, хотя они же по данным десятилетней давности были более подготовлены на 19,3 и 21,6% в дошкольные годы, чем их сверстники 1995 г. Отсюда правомерно сделать следующее заключение: к старшему школьному возрасту, юноши младшего школьного возраста популяции 1995 г., будут иметь еще более низкие показатели физической подготовленности, чем те, которые были зарегистрированы у старшеклассников в 1995 г.

Юноши и девушки разных популяций были разделены на три группы и были классифицированы их уровни подготовленности как «низкий», «средний» и «высокий».

Судя по комплексной оценке подготовленности юношей, логично сделать заключение, что за исследуемый период произошла поляризация в физическом состоянии школьников. Юноши, у которых был зарегистрирован низкий уровень подготовленности, значительно (на 50,0% и более) стали слабее своих сверстников прошлого десятилетия. Удручающее состояние, когда уровень подготовленности снизился более чем на 65,0% (или более чем на 30,0 баллов по шкале Т), зарегистрировано у юношей 8-и и 10-и лет популяции 1995 г. С сожалением приходится констатировать, что и в других возрастных

группах этой категории учащихся выявлено соотношение подготовленности совсем не в пользу популяции юношей 1995 г. Преимущество юношей популяции 1985 г. оказалось подавляющим.

Однако, следует обратить внимание на тот факт, что по подобию социального расслоения общества, произошла и стремительная дифференциация школьников по уровню физической подготовленности. Юноши всех возрастных групп популяции 1995 г., имеющие высокий уровень подготовленности, значительно превосходят своих сверстников прошлого десятилетия. Причем такая ситуация обнаружена уже среди мальчиков дошкольного возраста. В восемь лет мальчики популяции 1995 г. превосходят своих сверстников по результатам комплексной оценки на 19,4% (9,7 балла по шкале Т). До 18-и лет сохраняется подобное соотношение с тенденцией к увеличению преимущества популяции 1995 г. Как по исходному уровню подготовленности, так и по динамике ее прироста более благополучная ситуации выявлена у категории юношей, имеющих высокий уровень подготовленности (4,2 и 7,7 баллов соответственно по шкале Т). Итак, если в категориях юношей, отнесенных к слабо подготовленным, слабее оказались учащиеся популяции 1995 г., то в категориях, имеющих высокий уровень подготовленности, более сильными оказались учащиеся этой же популяции. Используя известную аналогию, иными словами данную ситуацию можно выразить таким образом: за прошедшее десятилетие сильные стали еще сильнее, а слабые — слабее.

Юноши разных популяций, имеющие средний уровень подготовленности, незначительно (в пределах 10,0-15,0% или 5,0-7,0 баллов по шкале Т) различаются по результатам комплексной оценки. Из общей картины выпадают лишь мальчики 8-и лет. До поступления в школу мальчики популяции 1995 г. имели более низкий (на 21,6% или 10,8 балла по шкале Т) уровень физической подготовленности, чем их сверстники в 1985 г. По мере взросления и вовлечения в двигательную деятельность в школьные годы ситуация выправляется и в возрасте 18-и лет они имеют отставание в 6,5%. Проделанный анализ позволяет сделать заключение, что популяция юношей 1995 г., имеющих низкий и средний уровень подготовленности, стал слабее своих сверстников прошлого десятилетия.

У девушек младшего школьного возраста популяции 1995 г., имеющих низкий уровень физической подготовленности, зарегистрировано снижение комплексной оценки на 37,6 балла по шкале Т (на 25,3%). Ситуация оказалась еще более удручающая чем та, которая была выявлена относительно подготовленности юношей такого же возраста. Однако динамика прироста физической подготовленности у девушек данной категории более выраженная, чем у юношей. К 15-и летнему возрасту, девушки проигрывают своим предшественницам из прошлого десятилетия линь 6,9 балла по шкале Т (13,7%), то есть на временном отрезке от 8-и до 15-и лет среднегодовой прирост подготовленности составил 4,4 балла или 8,8%. У юношей эти показатели были равны соответственно 0,5 балла и 1,0%. Несмотря на более стремительный прирост физической подготовленности на этом возрастном отрезке жизни, к 18-и годам у девушек наблюдается ее снижение относительно своих сверстниц популяции 1985 г. и она составляет всего 62,5%. Обобщая выявленные факты, следует констатировать, что, так же как и юноши, девушки популяции 1995 г., имею-

щие низкие показатели комплексной оценки подготовленности, оказались слабее своих сверстниц популяции 1985 г.

Девушки всех возрастных групп популяции 1995 г., имеющие высокий уровень подготовленности, значительно превосходят своих сверстников прошлого десятилетия. Причем такая ситуация обнаружена уже в дошкольном возрасте. В восемь лет девочки популяции 1995 г. превосходят своих сверстниц по результатам комплексной оценки на 25,3% (12,7 балла по шкале Т). До 13-и лет сохраняется подобное соотношение с тенденцией к увеличению преимущества популяции 1995 г. В возрасте 14-и — 17-и лет сверстницы разных популяций сравниваются по уровням физической подготовленности, а в период от 17- до 18-и лет зарегистрирован резкий прирост уровня подготовленности по сравнению с прошлым десятилетием. Девушки данной категории имели более выраженное преимущество перед своими ровесниками как в восемь, так и в 18 лет по сравнению с юношами.

У девушек, отнесенных к среднему уровню подготовленности в популяции 1995 г., только в возрастной группе 8-и лет выявлено существенное (11,2 балла по шкале Т или 12,5%) отставание от своих сверстниц. В следующих возрастных группах эта разница нивелируется, а в возрасте 17-и и 18-и лет, зарегистрировано преимущество по комплексной оценке физической подготовленности девушек, принявших участие в исследовании в 1995 г.

Итак, что касается физической подготовленности девушек популяции 1995 г. относительно своих сверстниц 1985 г., то в обобщенном варианте ситуация такова:

- те, кто имеет низкий уровень подготовленности, стали еще значительнее слабее;

- те, кто имеет средний уровень, — в дошкольные годы значительно снизили физические способности, а на протяжении школьных лет показатели уравниваются;

- те, то имеет высокий уровень подготовленности, имеют превосходство над своими сверстницами во всех возрастных периодах и значительное в возрасте 8-и — 13-и и 18-и лет.

Наши данные позволяют выявить истоки неудовлетворительного состояния здоровья учащейся молодежи. Известно, что 60% из них имеют нарушение осанки, 25—30% — физические и эмоциональные расстройства, 12— 5% — проблемы с артериальным давлением. По показателям здоровья 12% учащихся освобождены от занятий по физической культуре и 40% занимаются в группах коррекции и лечебной реабилитации. Кроме этого, существует проблема вредных привычек, среди которых все большую тревогу вызывает проблема наркомании.

Проведенные Ю. Войнаром, (2000).сравнительные исследования уровня физической подготовленности студенческой молодежи показали отсутствие положительной динамики, которая была характерна для послевоенных лет. За предыдущий период (1954—1974) у девушек по всем исследуемым показателям наблюдался прирост подготовленности (р < 0,05). Так, Э. Зюльковска (1999) отмечает тенденцию к увеличению жирового слоя живота у женщин и массы тела у мужчин и женщин.

На основании проведенного исследования правомерно сделать следую-

щее заключение:

1. Социально-экономические изменения оказывают непосредственное влияние на уровень и структуру физического состояние подрастающего поколении.

2. Отмечена достоверная тенденция снижения уровня физической подготовленности школьников популяции 1995 г., что непосредственно отражается на снижении уровня физического состояния в целом. Это является сигналом для внесения необходимых коррективов в дошкольные, школьные и внешкольные программы по физическому воспитанию.

3. Динамика развития физических возможностей протекает нелинейно в течение всех возрастных периодов. Это свидетельствует о необходимости соответствующих акцентов при планировании развития двигательных качеств. Возникает необходимость уточнения модели многолетнего целенаправленного процесса, содержание которого заключается в разносторонности, целенаправленном развитии физических качеств с учетом возрастных особенностей.

4. Выявлена актуальная тенденция изменений в структуре физического состояния городских школьников:

- увеличение тотальных соматических размеров тела (рост, вес);

- снижение уровня базовых физических качеств (силы, быстроты, выносливости);

- рост координационных способностей, являющихся следствием повышения роли прецизионных действий в образе жизни современных школьников.

Подобные изменения находят свое отражение и в актуальном фенотипическом профиле современного школьника.

5. Рост гибкости при одновременном снижении уровня развития других физических качеств, дает основания рассматривать ее как фактор независимый от других компонентов физического состояния.

6. Показатели полового диморфизма ^Б) в сфере физической подготовленности подтверждают преимущество представителей мужского пола, особенно в старших возрастных группах. Исключение составляет физическое качество гибкости, в котором доминируют девочки во всех возрастных группах, что объяснимо анатомическими и физиологическими особенностями женского организма.

7. Существующую тенденцию к увеличению тотальных соматических размеров тела не следует однозначно расценивать как положительное явление. Не существует научно обоснованных доказательств о достоверной положительной связи между тотальными размерами тела и уровнем физического здоровья.

8. Созданная и апробированная батареи тестов и ее методическое обеспечение, позволяют объективно оценить уровень физического состояния и его компонентов в условиях массового обследования в практике школьного физического воспитания. Более точных методов измерения требует оценка скорости двигательной реакции.

9. Отмечена тенденция к снижению полового диморфизма в показателях физического состояния. Этот процесс происходит в основном за счет

снижения показателей популяции мужского пола.

10. Полученные данные об уровне физического состояния школьников 11-и возрастных групп могут быть использованы для создания государственной нормативной базы.

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Ф. Орехов

В России многоуровневая система образования «Бакалавр - магистр» начала развиваться еще в конце 1980-х годов как следствие перехода к рыночной экономике, в условиях которой возникла потребность в более гибкой системе подготовки специалистов.

В рамках этой системы ведется подготовка бакалавров, магистров, специалистов с одногодичным сроком обучения на базе бакалавриата. При этом активно продолжается подготовка дипломированных специалистов по 5летней образовательной программе.

С 2000 года многоуровневая система образования реализуется в соответствии с государственными образовательными стандартами второго поколения. Стандарты стали рассматриваться как основа для сравнения разных образовательных систем, что должно было способствовать успешному решению вопросов академической мобильности, признания российских дипломов об образовании в мировом образовательном сообществе.

В стандартах второго поколения четко определяются академические свободы вуза и его ответственность за содержание и результаты обучения; прослеживается достаточно жесткая логическая структура стандарта и полнота его компонентов в части федерального компонента; определяется качественно иной уровень научно-методической и ресурсной обеспеченности (речь идет о кадровой, финансовой, технологической обеспеченности).

Стандарт стал восприниматься как элемент вариативной (функционально-адаптивной) системы, поскольку он определяет основу не только настоящего, но и будущего развития образования в целом.

Обратимся к анализу особенностей реализации национальной модели многоуровневой подготовки специалиста на базе действующих стандартов.

Действующие стандарты (первого и второго поколения) не ориентированы на подготовку специалиста по направлению, а в большей степени ориентированы на подготовку бакалавра и магистра «по специальности». Вся система учебно-методического обеспечения, состояние материально-технической базы вузов, кадровый состав, структура факультетов и т.д. традиционно ориентированы на подготовку дипломированного специалиста.

До сих пор нет четкого понимания квалификационной характеристики бакалавра и магистра, поскольку введение в ГОС достаточно размытой «формулы» степень (квалификация) вызывает неопределенность в выделении базовой составляющей подготовки бакалавра и магистра. Попытка объединить разные родовидовые понятия квалификация и академическая степень, имеющие разные сущностные характеристики, приводит и к разному пониманию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.