ЭВОЛЮЦИЯ ДИЗАЙНА ОПРАВ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ДИЗАЙНЕ ОЧКОВ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВРЕМЕНИ И ИХ СВЯЗЬ С МОДНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ИННОВАЦИЯМИ
А.А. Иванов, директор ООО «Континент» (Россия, г. Новосибирск)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-1-28-31
Аннотация. Актуальность выполненного исследования обусловлена тем, что независимо от того, сделаны ли они из рога, ацетата, пластика, металла, ламинированного дерева или напечатаны с помощью 3D-принтера, очки являются самым важным и заметным аксессуаром, которым мы обладаем, отражая технологические и перцептивные изменения, связанные с социальными нормами и модой. В статье представлено исследование изменений в дизайне очков на протяжении времени и их связь с модными тенденциями и технологическими инновациями. Сделан вывод о том, что очки, как и любой другой объект дизайна наделен особым социокультурным смыслом. Функциональный аспект очков, позволяющих людям видеть, достаточно силен, однако очки были и остаются в авангарде моды и технологий.
Ключевые слова: оправа, дизайн, очки, мода, инновации, персонализация.
В сфере очков существует хрупкое равновесие между функциональностью и эстетикой. По сути, основная роль оправы -удерживать корригирующие линзы в правильном положении, обеспечивая оптимальную остроту зрения. Это может обеспечить только правильная посадка оправы на лице, и она требует определенного уровня комфорта, поскольку очки, вызывающие дискомфорт, независимо от их привлекательности, не справляются со своей основной задачей.
Современные дизайнеры, осознавая этот важнейший аспект, используют в своих творениях принципы эргономики. Форма переносицы, носоупоров, вес и его распределение по точкам контакта, углы посадки и гибкость шарнирных механизмов - все это играет ключевую роль в обеспечении комфорта. Эти технические особенности, хотя зачастую и незаметные, делают очки пригодными для ношения в течение длительного времени.
При этом нельзя сбрасывать со счетов эстетическую составляющую. Сегодняшние дизайнерские оправы изготовлены из множества материалов - от легкого титана до отполированного вручную ацетата, что гарантирует, что стиль не поставит под
угрозу прочность. Кроме того, сложная детализация, уникальные цветовые палитры и инновационные конструкции демонстрируют, насколько органично интегрирована высокая мода [1].
Изобретение очков и первые дизайнерские эксперименты. История очков длинная и не ограничивается прошлым веком. На самом деле, эксперты полагают, что очки существуют с незапамятных времен [5]. Считается, что древние египтяне носили их еще в 2000 году до нашей эры.
Однако мы можем с уверенностью сказать, что современные очки (в том виде, в каком мы их знаем) начали появляться в конце 1800-х годов.
Не существует убедительных доказательств того, что очки изобрел какой-то конкретный человек, но очевидно, что оптика и очки как инструмент коррекции зрения стали развиваться вместе со стекольным делом.
Первые очки имели линзы из кварцевого кристалла. Металлическая оправа скрепляли эти линзы и их можно было отрегулировать по размеру лица владельца. У них не было шарниров, поэтому их нельзя было сложить вверх или вниз, как современные очки.
Основной способностью ранних прототипов очков являлась коррекция остроты зрения и защита от солнечных лучей. Со временем эти очки стали использовать все больше и больше людей. Их дизайн стал улучшаться, пока не было создано то, что мы знаем сегодня как очки.
В эпоху Ренессанса появились и стали популяризироваться монокли и пенсне. Первые монокли в истории были сделаны из стекла и имели ручку для фиксации линзы у глазной впадины. Затем ручку перестали использовать, возложив эту функцию на мимические мышцы, а точнее на круговую мышцу глаза.
Достоверное известно, что пенсне было создано позднее монокля. Это заметно и по очевидному прогрессу в конструкции. В пенсне уже используется 2 линзы для лучшего бинокулярного зрения и баланса. Баланс же нужен для того, чтобы оправа уверенно сидела на переносице владельца. Фиксация оправы происходит на переносице, где мост оправы играет роль пружины. Монокль и пенсне стали очень популярны среди высших слоев общества только в 19 веке.
Круглые рамки 1920-1930-х годов. 1920-е и 1930-е годы были эпохой экспериментов во всех областях, включая очки. Круглые очки символизировали изысканность и элегантность, их носили и мужчины, и женщины. В это время женщины начали выходить из тени своих мужей. 1920-е годы, возможно, не запомнились своей активностью, но они сыграли решающую роль в эмансипации женщин. И самый главный элемент этой эмансипации была одежда и аксессуары.
1940-950-е годы: оправы до линии бровей, авиаторы и классическая форма кошачьих глаз. В 1950-х годах был представлен новый типы оправ:
Авиаторы. Солнцезащитные и корреги-рующие очки-авиаторы - один из самых знаковых и узнаваемых стилей очков. Изначально авиаторы использовались в конце 1930-х годов для защиты глаз пилотов от солнечных лучей во время полета, но только в 1940 году они стали популярными среди широкой публики.
Эти очки имели легкую металлическую оправу. У них также был широкий световой проем, что обеспечивало владельцу более широкое поле зрения.
Browline. Очки Browline получили свое название благодаря своей форме и дизайну. Этот тип оправ появился благодаря изменению формы Авиатор. Яркий, броский ацетат по линии бровей и тонкий металл ободка - ключевые черты оправы типа Browline.
Очки «кошачий глаз». Форма «кошачий глаз» пользовалась особой популярностью среди женщин, которые хотели выглядеть гламурно и утонченно. Поклонницы этой формы были Мэрилин Монро, Одри Хепберн и другие иконы 1950-х годов. Со временем к конструкции добавились цветные линзы, и стало популярным производство линз необычной формы.
1960-е годы: субкультура хиппи дает новый толчок оптическому дизайну. Благодаря Джону Леннону вернулись в моду круглые оправы, но теперь их называют «Тишейды». Яркие цвета стали визитной карточкой хиппи, поэтому стали активно использовать цветные линзы. Вошли в моду красный, зеленый, желтый цвет линз.
В 1970-е годы оптическая мода переходит к оверсайз-очкам круглой или геометрической формы. Эти очки были настолько большими, что стали визитной карточкой десятилетия. Тенденция к очкам овер-сайз была также популяризирована стилем Жаклин Кеннеди-Онассис, которая была известна своей любовью к такого рода очкам.
1980: Бум популярности разработанных еще в 50х классических Wayfarer. Фактически это доработанная форма «Кошачий глаз». Очки этого типа с расклешенными линзами представляют собой идеальное сочетание ретро-шика и современных технологий. По этой причине классический стиль Wayfarer существует уже более семи десятилетий и до сих пор пользуется популярностью.
Минималистичные и спортивные очки 1990 года. 1980-е годы были десятилетием излишеств, а 1990-е годы были посвящены минимализму и спортивным формам. Это десятилетие было посвящено гладким, об-
текаемым оправам, которые можно было носить с любой одеждой и в любое время [4]. В 1990 начинается ускорение мира моды. Каждый год становится знаковым благодаря быстрому развитию сферы развлечений, кино, музыки и других. И каждое из направлений, будь то хип-хоп, поп, культовые кинокартины накладывают свой отпечаток на мир моды и соответственно на мир оптического дизайна. Благодаря активному развитию хип хоп культуры становятся популярными оверсайз формы с большим количеством золотых деталей. Поп культура же пропагандировала микроформы, безободковые оправы и яркие цвета линз. Кино-культура в первой половине 90х спортивные формы в массивном пластике, а вторая половина 90х уже спортивные безободковые обтекаемые оправы.
Умные очки: мода и функциональность. Умные очки уже становятся аксессуаром, стирающим грань между модой и технологиями. Благодаря стильному дизайну и расширенным функциям, умные очки меняют наше восприятие очков, улучшают нашу повседневную жизнь и доказывают, что мода и функциональность могут идти рука об руку.
Персонализация. Персонализация очков может варьироваться от выбора определенных цветовых палитр и узоров до регулировки размеров оправы для безупречной посадки.
Такой индивидуальный подход не только обеспечивает уникальный продукт, но и улучшает общее впечатление от ношения. Оправа, разработанная с учетом индивидуальных размеров лица, обеспечивает непревзойденный комфорт.
Библиографический список
1. DeLong M., Daly C. Eyewear, Fashion, Design, and Health // Fashion Practice. - 2013. -№ 5 (1). - С. 117-127.
2. Maldonado, T. Taking Eyeglasses Seriously // Design. - 2001. - Iss. 17 (4). - P. 32-43.
3. Michael B Andressen, Spectacles: From Utility Object to Cult Object, trans. Clough, Joan (Europe: Arnoldsche Art Publishers, 1998), 12.
4. Segrave, K. (2011). Vision Aids in America: A Social History of Eyewear and Sight Correction Since 1900. Jefferson NC: Macfarland & Company Inc. Publishers.
5. Veyrat N., Blanco E., Trompette P. Social Embodiment of Technical Devices: Eyeglasses Over the Centuries and According to their Uses // Mind, Culture, and Activity. 2008.- №15(3). -P. 185-207.
Тенденции в области очков 2024 года. В 2023 году очки - это больше, чем просто вещь, которую вы носите на лице. С годами они превратились в модный аксессуар и эффектную вещь, как ювелирное украшение или парфюм [3].
Помимо появления функциональных тенденций, мы наблюдаем возрождение популярности винтажных оправ и рост популярности очков в целом. Для этого есть несколько причин. Во-первых, очки больше не считаются необходимостью для людей с плохим зрением. Теперь они считаются модными аксессуарами, а это означает, что все больше людей готовы экспериментировать с разными стилями.
Мы видим все больше и больше людей, которым не нужны очки, которые носят их только потому, что им нравится их стиль. Поскольку мы проводим больше времени за экранами компьютеров или смартфонов, все больше людей носят специальные очки для компьютера или очки с защитой от синего излучения, чтобы минимизировать негативные эффекты синего света и напряжение глаз. Кроме того, благодаря технологическим достижениям теперь мы можем создавать более сложные конструкции. Знаменитости и иконы стиля помогли снова сделать очки модными.
Нет никаких сомнений в том, что очки и дальше будут оставаться в авангарде моды и технологий. В 2024 году и далее мы ожидаем увидеть сохранение популярности некоторых вневременных стилей, а также появление новых тенденций на горизонте.
THE EVOLUTION OF GLASSES FRAME DESIGN IN A HISTORICAL
PERSPECTIVE: AN EXPLORATION OF CHANGES IN EYEGLES DESIGN OVER TIME AND THEIR RELATIONSHIP WITH FASHION TRENDS AND TECHNOLOGICAL INNOVATIONS
A.A. Ivanov, Director LLC "Continent" (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The relevance of the study is due to the fact that regardless of whether they are made of horn, acetate, plastic, metal, laminated wood or 3D printed, glasses are the most important and visible accessory we own, reflecting technological and perceptual changes related to social norms and fashion. The article presents a study of changes in eyewear design over time and their relationship to fashion trends and technological innovation. It is concluded that glasses, like any other design object, are endowed with a special sociocultural meaning. The functional aspect of glasses allowing people to see is quite strong, but glasses have been and continue to be at the forefront of fashion and technology.
Keywords: frame, design, glasses, fashion, innovation, personalization.