УДК 74.01/. 09
Н. В. Бекк, А. В. Галинова, М. В. Бекк, Н. В. Тихонова
КОПИР-КОНСТРУКЦИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУТЛЯРОВ ДЛЯ ОЧКОВ
Ключевые слова: конструкция, кожгалантерейные изделия, форма, материалы, футляры, прототипы, проектирование.
В статье рассмотрены особенности разработки конструкций футляров, их взаимосвязь с материалами. Приведены типовые формы футляров, охарактеризованы их достоинства и недостатки. Предложены копир-конструкции футляров для очков, которые в полной мере обеспечивают фиксацию очков внутри футляра, что на длительное время сохраняет функциональное качество очков. А также, создает новые эстетические свойства футляров.
Keywords: construction, leather goods, form, materials, cases, prototypes, design.
The article describes the features of the development of structures carrying cases, their relationship with the materials. Results templates covers, characterized by their advantages and disadvantages. Proposed copier design cases for glasses, which fully provide fixation points inside the case that for a long time retains the functional quality points. As well as, creating new aesthetic properties of the holders.
Введение
Кожгалантерейные изделия — неотъемлемые каждодневные атрибуты человека. История развития кожгалантерейных изделий так же многообразна, как и история развития костюма, так как возникли они почти одновременно и изменяются на протяжении многих веков.
Женские и мужские сумки — самая большая группа из структуры кожгалантерейных изделий. Удельный вес выпуска женских сумок в общем выпуске кожгалантерейных изделий составляет примерно 30%. Мужские сумки несколько уступают по объемам, но их ассортимент расширяется, особенно с 80-х годов XX века.
Из всех кожгалантерейных изделий наименее разнообразны конструкции перчаток, рукавиц и ремней. Группа мелкой кожгалантереи занимает среднее положение по разнообразию ассортимента. Она включает в себя: бумажники, портмоне, кошельки, обложки, портсигары, сувенирные изделия: коробки, шкатулки и т.д. Также в эту группу входят футляры и чехлы. Чаще это футляры для очков, ключей, телефонов и т. д. [1-4].
Стабильным кожгалантерейным ассортиментом являются - чехлы и футляры для очков. Это подтверждает ГОСТ Р 51193 - 2009 «Очки-коррегирующие». В стандарте определены условия эксплуатации, которые включают в себя пункт о том, что очки следует хранить в жёстком футляре.
Современные очки отражают совместные усилия многих мастеров и изобретателей прошлого. Они сыграли важную роль в появлении и совершенствовании очков в качестве вспомогательного зрительного прибора. А так же приложили усилия, чтобы эта функциональная вещь в двадцатом веке превратилась в ключевой модный аксессуар.
Ранние исторические свидетельства указывают на использование увеличительных стёкол в нескольких цивилизациях древнего мира. Появление очков в том виде, каким мы их знаем теперь, предположительно относиться к периоду между 1268 и 1289 годами. Конструкция очков состояла из двух соединённых друг с другом увеличительных стёкол,
которые балансировали на носу. Лишь несколько веков спустя в конструкции появились заушные дужки. Центром производства очков стала Флоренция с развитой стекольной промышленностью в Венеции.
К середине пятнадцатого века очки можно было отнести к изделиям из кожи, так как оправы для очков делались из кожи. Более редкие изделия выполнялись из золота и серебра. Такие оправы производились для состоятельных людей.
Двадцатый век изменил взгляды на моду. Эстетические требования стали «соперничать» с эргономическими. Две мировые войны, новые технологии производства, изобретение новых материалов и индустрия развлечений сыграли свою роль в превращении очков в модный аксессуар из категории mast-have (обязательный к наличию). В настоящее время людям с ограничениями по зрению уделяется большое внимание [1,2,5].
Сегодня можно купить очки любой ценовой категории, назначения и типа: для работы с компьютером, для вождения, для чтения, имиджевые для создания делового образа, или солнцезащитные очки. Люди покупают и носят это изделие ежедневно. Однако, условия переноски очков различны. Потребители носят очки в карманах, сумках, возят в бардачке автомобиля и т.д. При такой эксплуатации быстро царапаются линзы, расшатываются дужки и другие детали оправы. Поврежденные линзы искажают изображение и этим дополнительно портят зрение. Так же действуют и расшатанные дужки — под неправильным углом глаза получают искаженное изображение.
Решение проблемы довольно простое — приобрести качественный футляр для очков. Но вкусы потребителей с каждым годом становятся всё более разнообразными и смелыми. Например, при выборе цветовых и конструктивных решений или используемых материалов.
Кожаный футляр для очков - стильная, строгая вещь. Мягкие чехлы из натуральной кожи или сделанные по типу «торбы» отлично защищают очки от влаги, пыли, микро царапин, но не могут уберечь линзы и саму конструкцию от сильных повреждений, таких как удары, смятия. Более практичны фу-
тляры из искусственной кожи или из полимерных материалов.
Деревянный футляр для очков - это более редкий, эксклюзивный экземпляр. Обычно модели таких аксессуаров представлены изделиями из редких, прочных и дорогих пород деревьев, пропитанных специальными средствами, защищающими и сам футляр, и его содержимое от любых воздействий. Такой футляр для очков выглядит чаще всего как своеобразный тубус, где часть его просто снимается, как колпачок. Деревянные футляры для солнечных очков встречаются очень редко, так как размер солнцезащитных линз почти всегда достаточно большой, а деревянная конструкция такого размера будет непрактична, хрупка и дорога.
Широко используется металлический футляр, но трение очков о стенки изделия может повредить линзы. Поэтому диаметр такого футляра должен быть немногим больше, чем сами очки, чтобы избежать излишней подвижности, приводящей к царапинам. Металлические вставки используются и в спортивных футлярах во избежание повреждений очков при активном времяпрепровождении. А футляры для очков в автомобиль чаще всего представлены двумя створками из легкого металла, обшитые специальной прорезиненной тканью, которая позволяет чехлу и ценности внутри не скользить по различным поверхностям, защищая очки от последствий падения или ударов во время резкого торможения или поворотов.
Разнообразие моделей и типов футляров может превзойти даже количество очков для которых они предназначены (рис. 1). Конструкция футляров взаимосвязана с материалом.
для вождения автомобиля целесообразно хранить в пенале. Для ношения в сумочке удобен небольшой футляр с внутренней застежкой и петлями.
Таблица 1 - Характеристика формы и конструкции типовых футляров для очков
Рис. 1 - Схема взаимосвязи конструкции и материалы очков и футляров
Футляры различаются по форме и конструкции (табл.1), не говоря уже о расцветке. Типовые конструкции футляров приведены в таблице 1. Анализ условий эксплуатации и потребительских предпочтений показал, что при разработке футляра необходимо соблюдать следующие требования:
1. Прочность. Независимо от степени эксплуатации очки должны быть надежно защищены. Даже самый дешевый футляр должен иметь хорошую застежку, открывающуюся только при физическом усилий, а не сам по себе. Корпус должен обеспечить сохранность очков при несанкционированных нагрузках.
2. Удобство. Зависит от свойств очков, например, деревянные очки ручной работы будет удобно держать в большом футляре на столе. Темные очки
Конструктивно-эксплуатационная характеристика футляров Внешний вид изделий
Полужесткая конструкция. Застежка на кнопку. Внутреннее пространство не профилировано под форму оправы, изделие жестко не зафиксировано внутри футляра. Футляр легкий. В определенной степени обеспечивает защиту от ударных нагрузок. **
Жесткая конструкция с условным названием «пенал». Застежка магнит. Внутреннее пространство не профилировано под форму оправы, но обеспечивает жесткую фиксацию изделия внутри футляра. Футляр тяжелый. Обеспечивает защиту от ударных нагрузок.
Конструкция футляра мягкая. Застежка на кнопку. Внутреннее пространство не профилировано под форму оправы. Из-за малого внутреннего объема изделие жестко зафиксировано в футляре. Футляр легкий. Не обеспечивает защиту от ударных нагрузок. ш
Конструкция жесткая, но имеет мягкие промежуточные детали. Застежка - «молния». Внутреннее пространство профилировано под габариты оправы. Футляр относительно легкий. Обеспечивает защиту от ударных нагрузок.
Конструкция футляра мягкая. Без застежки. Внутреннее пространство не профилировано под форму оправы. Изделие не зафиксировано внутри футляра. Футляр легкий. Не обеспечивает защиту от ударных нагрузок. —
Конструкция жесткая, с условным названием «тубус». Застежка-крышка. Изделие внутри жестко не зафиксировано. Футляр относительно легкий. Обеспечивает защиту от ударных нагрузок. **
3. Привлекательный дизайн. Разновидностей футляров множество, для того чтобы привлечь внимание к изделию нужно предложить потребителю оригинальное и универсальное решение.
Из таблицы 1 видно, что типовые конструкции футляров имеют собственную форму, приближенную к какой-либо геометрической фигуре. В форме учитывается, как правило, только габаритные размеры очков. Поэтому новым предложением станут футляры, повторяющие форму и цветовое сочетание самих очков, то есть копир- конструкция. Это обеспечит качественную фиксацию очков внутри футляра. Футляр может иметь разную степень копирования (рис. 2). В качестве наиболее актуальных выделены 4 степени.
Степень копирования футляра
1 Детальная проработка всех maxcopying составляющих
2 Детальное копирование фор- middlecopying мы с выборочным фактурным . решением
3 Детальное копирование middlecopying фактуры со стилизацией формы
4 Свободная стилизация mincopying
Рис. 2 - Характеристика степеней копир-конструкции футляра
©"О ifS®
а б
в
Рис. 3 - Визуализация (а) и графические параметры (б) исходной оправы для проектирования футляра, внешний вид футляра (в)
Следующим этапом идёт разработка чертежа копир-конструкции. Конечный чертёж зависит от выбранной для него графической основы - оправы. Пример исходной основы для проектирования футляра приведен на рисунке 3.
Цель создания качественного прототипа заключается в точном повторении геометрической формы, технологии сборки, внешнего вида детали и поиска материалов, максимально похожих на заданные. Очень удобны технологии быстрого прототипиро-вания - послойного синтеза макета по компьютерной модели изделия. Такой прототип позволяет оценить внешний вид детали, проверить элементы конструкции, сделать необходимые испытания, получить мастер-модель для последующего литья. ЯР-технологии в прототипировании значительно сокращают сроки подготовки производства, разрешают отказаться от длительного и трудоемкого этапа изготовления опытных образцов. Облегчает процесс производства и тот факт, что исходным образцом для футляра являются сами очки. Таким образом, производитель не теряет время на отдельную разработку конструкции футляра.
Предложенная форма футляра обеспечит качество сохранности изделия и продлит срок его службы. Необычный дизайн привлечет больше число потребителей, что так же повысит конкурентоспособность кожгалантерейных предприятий.
Литература
1 Формирование задач и содержание дизайн-проектов кожгалантерейных изделий из полимерных материа-лов/Л.А. Белова, Н.В. Бекк, Л.Ю. Махоткина//Вестник Казанского технологического универсигета-2012.-№15.-С.255-259.
2 Совершенствование классификации современных кожгалантерейных изделий из эко-материалов по типу и фасону/Н.В. Бекк, С.С. Черенкова, Л.Ю. Махотки-на//Вестник Казанского технологического университе-та.-2014.-№13.-С.128-131.
3 Совершенствование классификаций мелкой кожгалантереи в современных условиях развития рынка товаров широкого потребления/Н.В. Бекк, С.С. Черенкова, В.В Козлова//Техническое регулирование: базовая основа качества материалов, товаров и услуг: междунар. сб. науч. трудов: г. Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ.-2015-С.282-287.
4 Инновационные решения по конструированию и дизайну сумок-контейнеров/Н.В. Бекк, Л.П. Евсеева, Н.В. Тихонова, А.С. Смирнов//Вестник технологического университета.-2016.-№24.-С.76-78.
5 Исследование конструкций кожгалантерейных изделий и материалов для проектирования изделий для людей с ограничениями по зрению/Н.В. Бекк, С.С. Черенкова, Е.В. Саметова, М.В. Бекк, Н.В. Тихонова//Вестник технологического университета.-2015 .-№5.-С. 197-200.
© Н. В. Бекк - д.т.н., проф., зав. каф. «Дизайн и конструирование промышленных изделий и аксессуаров», НГУАДИ, 8dayofangel@mail.ru; А. В. Галинова - инженер НТИ (филиал) РГУ им. Косыгина, 8dayofangel@mail.ru; М. В. Бекк - к.т.н., доцент, каф. «Дизайн», НГУАДИ, 8dayofangel@mail.ru; Н. В. Тихонова - д.т.н., проф., каф. «Конструирования одежды и обуви» КНИТУ, nata.tikhonova.81@mail.ru.
© N. V. Beck -doctor of technical science, professor, Head of Department «Design and construction of industrial products and accessories», NGUADI, 8dayofangel@mail.ru; A. V. Galinova - engineer STI (branch) RSU name Kosygin, 8dayofangel@mail.ru; M. V. Beck - Ph.D. of engineering, associate professor of the Department «Design», NGUADI, 8dayofangel@mail.ru; N. V. Tikhonova - doctor of technical Sciences, Professor of the Department «Designing of clothes and shoes», KNRTU, nata.tikhonova.81@mail.ru.