Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ДИЗАЙНА АЛЬБОМОВ СИБИРСКОГО ПАНКА'

ЭВОЛЮЦИЯ ДИЗАЙНА АЛЬБОМОВ СИБИРСКОГО ПАНКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
актуальное искусство / андеграунд / дизайн альбомов / музыкальные альбомы / русский рок / рок-музыка / коллажи / контркультура / логоцентричность / лэйбл / модернизм / панк / самиздат / contemporary art / underground / album design / music albums / Russian rock / rock music / collages / counterculture / logocentricity / label / modernism / punk / samizdat

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецов Аркадий Вячеславович

Статья анализирует эволюцию дизайна альбомов пред-ставителей Западно-Сибирской контркультуры 1980–1990-х го-дов (сибирский панк).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF SIBERIAN PUNK ALBUM DESIGN

The article analyzes the evolution of album design by representatives of the West Siberian counterculture of the 1980s and 1990s (Siberian punk).

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ДИЗАЙНА АЛЬБОМОВ СИБИРСКОГО ПАНКА»

УДК 785 ББК Щ318.5 Код ВАК 5.9.1. ГРНТИ 17.09.91

А. В. КУЗНЕЦОВ

Ростов-на-Дону О. А. ТИМКИНА

Тюмень

ЭВОЛЮЦИЯ ДИЗАЙНА АЛЬБОМОВ СИБИРСКОГО ПАНКА

Аннотация. Статья анализирует эволюцию дизайна альбомов представителей Западно-Сибирской контркультуры 1980-1990-х годов (сибирский панк).

Ключевые слова: актуальное искусство, андеграунд, дизайн альбомов, музыкальные альбомы, русский рок, рок-музыка, коллажи, контркультура, логоцентричность, лэйбл, модернизм, панк, самиздат

Сведения об авторе: Кузнецов Аркадий Вячеславович, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Южного федерального университета.

Тимкина Ольга Аркадьевна, независимый исследователь. Контакты: 344006, г. Ростов-на-Дону, Университетский пер., 93, ауд. 10; 72tu@mail.ru

625025, г. Тюмень, ул. Карла Маркса, 106/16; jaba72@mail.ru

A. V. KUZNETCOV

Rostov-on-Don O. A. TIMKINA

Tyumen

EVOLUTION OF SIBERIAN PUNK ALBUM DESIGN

Abstract. The article analyzes the evolution of album design by representatives of the West Siberian counterculture of the 1980s and 1990s (Siberian punk).

Key words: contemporary art, underground, album design, music albums, Russian rock, rock music, collages, counterculture, logocentricity, label, modernism, punk, samizdat

About the author: Kuznecov Arkadii Vyacheslavovich, Senior Lecturer of the Department of Advertising and Public Relations, Southern Federal University. Timkina Olga Arkadevna, Independent Researcher.

Сибирским панком традиционно называют музыкально-поэтическое движение, сложившееся во второй половине восьмидесятых годов XX века в Новосибирске, Омске и Тюмени. Он является частью более широкого социокультурного явления - Западно-Сибирской контркультуры 1980-

© Кузнецов А. В., Тимкина О. А., 2023

1990-х годов. Самыми яркими представителями сибирского панка считаются группы «БОМЖ», «Гражданская оборона», «Инструкция по выживанию», «Культурная революция», «Путти», «Центральный гастроном», «Чернозём», а также исполнители Яна «Янка» Дягилева, Дмитрий «Чёрный Лукич» Кузьмин, Игорь «Егор» Летов, Константин «Кузя УО» Ряби-нов, Олег «Манагер» Судаков и другие. Основные постулаты идеологии сибирского панка были сформулированы культуртрегерами Сергеем «Джеклом» Глазатовым и Мирославом Немировым.

Следует указать, что контркультурное движение в Западной Сибири носило по преимуществу логоцентричный характер. Хотя термин является полемическим, исследователи отмечают критически важное значение текстов для советской рок-музыки, в том числе сибирского панка. В отечественной филологии укоренилось понятие «рок-поэзия», содержание которого связывают прежде всего c поиском коллективной идентичности. По мнению американского социолога Пола Истона, для этого недостаточно одной музыки, ведь поиск требует осмысления, что и происходит в процессе вербализации [12, с. 46]. Таким образом, упор на текст в отечественной рок-музыке вытекает из её социальной миссии, определявшейся, как принято считать, отсутствием свободы слова в Советском Союзе.

По мнению Екатерины Ганской, логоцентричность во многом определила формат существования русского рока. Плохое качество записи, которое зачастую не позволяло расслышать текст, привело к необходимости фиксировать его в том числе на страницах самиздата [1, с. 147]. Однако представление об отечественных рок-группах формировалось также благодаря визуальной составляющей, которую нельзя недооценивать. Репрезентация идей сибирского панка происходила и через оформление обложек альбомов.

В момент зарождения сибирский панк воспринимался его создателями как радикально андеграундное течение. Само содержание творчества предполагало, что музыкальные альбомы создаются по технологии DIY (do it yourself), самостоятельно копируются поклонниками и не имеют никаких перспектив массового тиражирования. Исследователь рок-музыки Александр Кушнир поясняет: «...производство обложек для магнитофонных альбомов представляло собой целую технологию - возможно, поэтому оно так и не стало широко распространённым явлением» [2, с. 27].

Тем не менее разрабатывалась стилистика оформления альбомов, в контркультурной практике существовали некоторые принципы и приёмы дизайна. В первую очередь, к ним можно отнести использование в обложках самостоятельно изготовленных тематических коллажей. В ЗападноСибирской контркультуре одной из первых известных записей с оформлением стал альбом «На прикупе» (1984) виртуальной группы «Подземка» [5] Артура Струкова, позднее создавшего «Культурную революцию» (Тюмень).

Важно, что в рамках контркультурного движения музыканты тесно взаимодействовали с представителями других творческих профессий.

104

В 1980-х годах рок-музыка в СССР не только была наиболее актуальным видом искусства, но и аккумулировала идеи всех представителей contemporary art. Отчасти это объясняется родственностью принципов художественного воздействия на сознание аудитории. Говоря о тяготении поэтического текста к конкретности языка, Сьюзен Сонтаг сравнивает этот процесс с чистой зрительностью фотографии: «И то и другое ведёт к прерывности <...> форм и <...> их объединению: задача - вырвать вещи из контекста (чтобы увидеть их свежим взглядом) и объединить <...> в соответствии с <...> потребностями» [4, с. 129].

Как сообщает Олег Судаков, один из участников и основателей группы «Гражданская оборона», первоначально коллажи создавались в качестве одного из видов творчества: «А было слегка шутливо: как бы делали для себя - такая форма общения и самовыражения. Мол, однажды для чего-то пригодятся, хотя это было как искусство "здесь и сейчас"» [6]. Идея их создания принадлежала Игорю Летову, который имел опыт работы художника-оформителя и рисовал плакаты для украшения своей квартиры.

Создание коллективных арт-объектов можно считать продолжением концептуальных проектов, прежде всего, «Коммунизм» и «Цыганята и Я с Ильича». Творчество в них часто было построено на компиляции и переосмыслении уже существующих произведений, в том числе, в жанрах, присущих авторской песне, городскому фольклору, соцреализму. Звукозаписывающие сессии строились по принципу мозговых штурмов, когда участники проекта творили коллективно. Часто художественные арт-объекты становились реакцией на только что записанную музыку и были её визуальным отображением. Интересным примером стал один из первых коллажей, который создавался совместно с Яной Дягилевой Игорем Жев-туном и Сергеем Зеленским - позднее он стал частью оформления альбома «Хроника пикирующего бомбардировщика» [8].

Олег Судаков вспоминает, что несколько коллажей создавалось с участием Константина Рябинова осенью 1990 года. К этому времени было официально заявлено, что группа «Гражданская оборона» прекратила существование и завершила свои концептуальные проекты. Можно предположить, что создание коллажных арт-объектов стало попыткой самореализации вне музыкальной деятельности. Позднее Игорь Летов продолжил эту практику самостоятельно, подготовив тематические коллажи для оформления альбомов «Прыг-скок» и «Сто лет одиночества», объявленных его сольными проектами.

В Тюмени второй половины 1980-х годов оформлять свои альбомы одной из первых стала группа «Центральный гастроном». В эту творческую формации входили Игорь Бедарев, Дмитрий Колоколов, Валерий Кочнев, Владимир Медведев и другие авторы. Среди них были музыканты, поэты, филологи, фотографы и художники. Вместе с издателем Мирославом Бакулиным они участвовали в выпуске самиздат-журналов «Буэнос-Айрес» и «Чернозём», которые стали площадками для концептуальных экспериментов. Эта практика отображалась в оформлении альбомных за-

105

писей, которые иллюстрировались авторскими рисунками и постановочными фотографиями [9].

Значительно меньше известно об оформлении первых записей панк-групп из Новосибирска. К настоящему времени неизвестно о сохранившихся магнитофонных записях альбомов 1980-х годов у групп «БОМЖ» и «Путти». Анализируя мемориальные переиздания можно предположить, что разработкой дизайна обложек занимались их лидеры - Евгений Соловьев и Александр Чиркин. Стилем группы «БОМЖ» стало агрессивное сочетание символик третьего рейха и контркультуры, например, когда имперский орёл вместо свастики держит в лапах «пацифик» [3]. Визуальный ряд группы «Путти» опирается на карикатурные изображения, часто с эротическим подтекстом [10].

В 1992 году вышла первая виниловая пластинка «Гражданской обороны» - сборник из песен альбомов «Боевой стимул», «Так закалялась сталь», «Тошнота» и «Всё идёт по плану». Компиляция оформлена икони-ческой фотографией Летова за колючей проволокой (автор - Андрей Кудрявцев) и коллажем из концертных фотографий группы. Позднее звукозаписывающей компанией «Золотая долина» были выпущены диски «Прыг-скок» и «Сто лет одиночества» с авторским оформлением. Следует отметить, что обложки этих альбомов, несмотря на существовавшие в то время полиграфические и финансовые сложности, были выполнены в полном соответствии с творческой задачей. Это подчеркивает значение, которое представители Западно-Сибирской контркультуры придавали визуальному оформлению.

Следующий этап эволюции дизайна альбомов связан с массовым выпуском кассет и компакт-дисков. Каждый из релизов самостоятельно оформлялся участниками групп и исполнителями с использованием различных дизайнерских приемов. К середине 1990-х годов вышли серии кассет практически всех ведущих групп сибирского панка, тиражированием которых занимался такие лейблы, как «Минус девять Кельвина», «ГрОб Рекордс», «Отделение Выход» и другие. При этом, несмотря на разные возможности и принципы ведения бизнеса, оформлению альбомов всегда уделялось самое пристальное внимание. Дизайн обложек был концептуально обусловлен, иллюстрируя музыкальное и текстовое содержание альбомов.

Кроме того, авторские обложки альбомов практически всегда делались в виде мини-буклетов, несмотря на более высокую стоимость производства. На разворотах печатались тексты как важная составляющая сибирского панка - это помогало лучше понять содержание песен, записанных с 1о-й качеством. Выпуск буклетов также продолжал традиции самиздата, который был одним из важнейших элементов пропаганды и самореализации для Западно-Сибирской контркультуры 1980-1990-х годов.

Среди оригинальных приёмов и принципов дизайна альбомов сибирского панка можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это авторские коллажи Игоря Летова, Константина Рябинова и Олега Судако-

106

ва. Значительную часть обложек альбомов занимают авторские работы (рисунки, графика и живопись) участников групп сибирского панка -Дмитрия Колоколова («Чернозём»), Валерия Кочнева («Центральный гастроном»), Евгения Соловьева («БОМЖ»), Александра Чиркина («Путти») и других авторов. Существовала традиция заказывать тематическое оформление для альбомов у профессиональных художников, например, Вадима Казанцева, создавшего оформление альбома «Прекрасное далеко» группы «Чернозём». Кроме того, в оформлении обложек использовались ранее созданные картины, например, работы заслуженного художника России Остапа Шруба, которые были использованы в обложках альбомов «Память», «Смертное» и «Русский прорыв» группы «Инструкция по выживанию». Все эти варианты дизайна объединяют единые принципы отбора художественного материала - смысловые и творческие.

Фотограф Льюис Хайн говорил: «Если бы я мог рассказать историю словами, мне не надо было бы таскать камеру» [7, с. 240]. С помощью оформления альбомов представители сибирского панка заполняли определённые смысловые лакуны текста, расширяли содержание своего творчества и даже придавали ему новый смысл. «Новые формы в искусстве создаются путем канонизации форм низкого искусства» [11, с. 245], поэтому контркультурные практики, возникшие как отрицание традиции, требуют современного осмысления.

Литература

1. Ганская Е. Миф о «словоцентричности» в критическом и академическом дискурсе о рок-поэзии [Текст] // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 2020. - № 23. - С. 145-152.

2. Кушнир А. 100 магнитоальбомов советского рока. Избранные страницы истории отечественного рока. 1977-1991: 15 лет подпольной звукозаписи. - М.: РИПОЛ классик, 2020. - С. 27.

3. Соловьев Е. БОМЖ [Электронный ресурс]: дискография / Е. Соловьев // Дискография группы «БОМЖ». - Режим доступа: https://www.gruppasssr.ru/B/bomzhdisk.html?ysclid=lgqexrq6x565498943 (дата обращения: 21.04.2023).

4. Сонтаг С. Героизм видения [Текст] / С. Сонтаг // Сонтаг С. О фотографии. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. - С. 115-150.

5. СтруковА. На прикупе [Электронный ресурс]: музыкальный альбом / А. Струков // Официальный сайт группы «Подземка». - Режим доступа: http://cultrev.lenin.ru/archive/podzemka/podzemka.htm (дата обращения: 01.05.2015).

6. Судаков О. Письмо А. Кузнецову от 30.03.2023 [Электронное письмо].

7. Хайн Л. Краткая антология цитат [Текст] / С. Сонтаг // Сонтаг С. О фотографии. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. - С. 235-268.

8. Хроника пикирующего бомбардировщика [Электронный ресурс]: музыкальный альбом / Я. Дягилева, И. Жевтун, С. Зеленский, И. Летов // Сайт «ГРОБ хроники». - Режим доступа: https://grob-

107

hroniki.org/img/covers/cd/w/wyr_124/wyr_124_c_15.jpg (дата обращения: 21.04.2023).

9. Центральный гастроном [Электронный ресурс]: дискография / И. Бедарев, Д. Колоколов, В. Кочнев, В. Медведев, Д. Никифоров // Дискография группы «Центральный гастроном». - Режим доступа: https://www.discogs.com/artist/2731183 -Центральный-Гастроном (дата обращения: 21.04.2023).

10. Чиркин А. Путти [Электронный ресурс]: дискография / А. Чиркин // Дискография группы «Путти». - Режим доступа: https://www.discogs.com/artist/1481628-Путти (дата обращения: 21.04.2023).

11. Шкловский В. Краткая антология цитат [Текст] / С. Сонтаг // Сон-таг С. О фотографии. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. - С. 235-268.

12. Easton P. The rock music community [Текст] // Soviet Youth Culture - Ed. J. Riordan. London, 1989. - P. 45-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.